Консультация на тему «Знакомство детей с репродукциями художников»
консультация по рисованию (старшая группа) на тему

Консультация для воспитателей. В статье раскрываются методы и приёмы, используемые при ознакомлении старших дошкольников с репродукциями художников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_po_izo.docx33.06 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным  осуществлением познавательно – речевого развития воспитанников

№ 26 «АЛЁНУШКА»

Консультация на тему

«Знакомство детей с репродукциями художников»

Домрачева Ирина Николаевна,

воспитатель,

1 кв. категория

2017

Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.

Василий Александрович Сухомлинский

Высокое искусство не только отображает жизнь, оно, участвуя в жизни, ее меняет.

Илья Григорьевич Эренбург

           При отборе репродукций картин великих художников нужно прежде всего следить за тем, чтобы картины были немногоплановые, простые по композиции, яркие по цвету, без лишних деталей, — это обеспечит доступность восприятия.
            Рассматривая с детьми пейзажные картины, педагог, во-первых, учит их понимать замысел художника, настроение, переданное им в картине, учит определять изобразительные средства, которые использовал художник для передачи своего замысла; во-вторых, воспитатель учит детей выражать словами впечатления, полученные от восприятия пейзажа.
Понять настроение пейзажа помогают, например, такие вопросы: «Веселая эта картина или грустная? Почему вы так думаете? Какие краски нужны были художнику, чтобы показать это? Какие краски взял бы художник, если бы захотел нарисовать не пасмурный и хмурый день, а яркий и веселый? Почему художник так назвал свою картину?»
Для лучшего восприятия произведения живописи целесообразно предложить детям сравнить изображенное на картине с наблюдаемым в окружающей природе. Этот прием называют введением в воображаемую ситуацию. Он развивает умение детей как бы войти в картину, вспомнить о похожих предметах и явлениях, виденных в жизни, придумать, что бы они увидели, услышали, если бы «как будто пришли на эту полянку», «в этот лес», «к этой речке». Так дети приучаются использовать свой опыт, у них развивается творческое воображение.


        При рассматривании картины необходимо и поясняющее слово педагога. Оно помогает ребенку разобраться в ее содержании, углубляет восприятие. Однако пространные объяснения затрудняют восприятие, смазывают впечатление от произведения. Педагог всегда должен помнить об этом.
         Правильному и глубокому восприятию картины способствуют поэтическое слово, музыка. Например, рассматривание картины И. Левитана «Весна. Большая вода» хорошо сочетается с чтением стихотворения А. Плещеева:
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною...
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою...!


Смотреть пейзажные картины лучше сразу после экскурсии, наблюдения. Например, в ходе беседы после прогулки в зимний лес или парк можно рассмотреть с детьми картину К. Ф. Юона «Русская зима». Пейзаж, написанный художником, соответствует тому, что ребята видели на прогулке, — заснеженные деревья, замерзшая река, крыши домов, покрытые снегом. Это приучает их соотносить свой чувственный опыт с эстетическим воздействием картины. Фигурки людей и животных, введенные художником в композицию, вызывают у детей личные ассоциации, оживляют впечатления, помогают составить рассказ. Дети вспоминают прогулку: «Как мы видели, только домики маленькие»; «Наш парк тоже был в снегу»; «Красиво, как в нашем парке». С помощью воспитателя уточняются и вводятся в активный словарь образные слова и выражения: иней, сверкать, блестеть на солнце, снег покрыл землю теплым одеялом и др.
Если в старшей группе рассматривание пейзажных картин, как правило, является частью беседы, то в подготовительной это может быть и самостоятельным занятием.
Примерная последовательность таких занятий:
1) рассматривание картины с заключительным рассказом воспитателя по ней;
2) составление детьми описательного рассказа по картине;
3) сравнение разных по настроению пейзажных картин и составление рассказов по ним (например, сравнение картин И. Левитана «Золотая осень» и «Осенний день. Сокольники»);
4) составление описательных рассказов по небольшим пейзажным картинкам (занятие проводится по типу «Устроим выставку «Зима — лето», «Устроим выставку «Времена года»). Для усложнения такого занятия можно дать картинки, характеризующие разные периоды сезона (начало, середина, конец). Подходящим материалом в данном случае будут открытки из серий «Времена года», «Родная природа» и т. п.

В старшем возрасте рассматривание картин лучше начать с постановки вопросов более обобщенного характера. Они строятся с учетом более высокого уровня восприятия картины детьми и их умения анализировать произведение. Например: «О чем картина? Почему думаете так, расскажите. Как бы вы назвали картину? Почему именно так?  Сравните с авторским названием. (Воспитатель отмечает, кто из детей наиболее точно дал название картине и внимательно рассматривал произведение.) Что красивого и удивительного передал художник?  Как он изобразил это в картине? Какое настроение вызывает картина? Отчего возникает такое настроение? Что хотел сказать художник своей картиной? Что он особенно выделил, чтобы мы увидели это в картине?»

        Вопросы направляют внимание детей не на перечисленные изображения, а на установление и объяснение связи между содержанием и средствами выразительности. Они способствуют развитию умения рассуждать , доказывать, анализировать, делать выводы и умозаключения на уровне обобщения.
        Иногда дети затрудняются сразу ответить на вопрос, о чем картина. В этом случае необходимо использовать прием точных установок.

            В работе с дошкольниками применяется прием колористических вариантов, суть которого состоит в изменении колорита картины путем словесного описания или наложения цветной пленки на цвет художника .Вопросы: «Что изменилось бы в настроении изображенных людей, в их отношениях, если бы художник написал картину в холодных тонах, а не теплых? Сравните, какой цвет в картине «звучит» более красиво – красный, выбранный художником, или, скажем, синий? Что хотел передать этим цветом художник?».

        Как только дети научатся вычленять и объяснять понравившийся в картине образ предмета, человека, можно ставить вопрос «Чем она понравилась?». Это позволяет учить вычленять уже не единичный образ, а действие, устанавливать элементарную связь между изображенными предметами и явлениями. Данный вопрос как бы подготавливает ребенка к пониманию, почему понравилась картина.

        Педагог использует различного рода эмоциональные установки: «Что тебе вспоминается, когда ты смотришь на картину? О чем думается, что представляется?». Такие установки вызывают у детей определенные чувства, сопереживание, побуждают использовать индивидуальный опыт при восприятии картины. Лишь на основе последовательного применения конкретных вопросов и эмоциональных установок можно подвести детей к пониманию сложного обобщенного вопроса «Почему понравилась картина?». Так дошкольник учится развернуто высказывать эмоционально-личностное отношение к понравившемуся произведению.

В подготовительной к школе группе воспитатель вводит новые методические приемы, с помощью которых формируется творческое восприятие детьми произведений живописи. К таким приемам относятся сравнение, классификация картин, мысленное создание собственной картины по названию картины художника, различные дидактические игры. В основе приемов лежит сопоставление произведений разных художников, жанров, сравнение изображенного на картине со своим личным опытом, реальной действительности.

        Прием сравнения вводится постепенно, с некоторыми усложнениями.  Вначале детям дают для сравнения две картины разных художников, одного жанра, но отражающие контрастное настроение. Например, картины «Сыновья» (худ. П.П. Оссовский) и «Ярмарка» (худ. А.А. Пластов), а затем картины одного художника, но разного колористического решения: «Золотая осень» и «Март» И.И. Левитана. Для сравнения можно называть картины разных художников, но одной тематики.

        Репродукции картин вначале сравнивают по контрасту – настроению, цвету, композиции, выделяя лишь один признак. Когда дети научатся определять один контрастный признак, при сравнении двух картин они смогут назвать различные отличительные признаки – по цвету, расположению, освещенности, динамике.

        Научить сравнивать картины по контрасту можно при помощи приема классификации картин по теме, общему цветовому решению, настроению, жанру,  На стене развешены разные репродукции картин, воспитатель предлагает детям отобрать те из них, в которых рассказывается об одном времени года, (Например: «Март» И.И. Левитана, «Радостный март» В.Н. Гаврилова, «Март в лесу» Ю.П. Кугача, «В марте», «В Горках. Начало марта» Н.И. Барченкова, «Мартовские тени» В.Я. Юкина)  И сравнить, что общего изображено в этих произведениях, чем они отличаются, что красивого заметили в них, каким изображен в картинах март. Сравнение позволяет глубже вникнуть в содержание ранее воспринятых произведений, по-новому увидеть их.

        С детьми используется прием мысленного создания собственной картины по названию, данному художником. Этот прием интересен для ребенка тем, что как бы ставит его в позицию «сотворчества» с художником. Ребенок учится самостоятельно творчески мыслить, понимать зависимость между содержанием и формой произведения, делать свои умозаключения, приобретает умение вынашивать замысел, потребность выразить его в собственной творческой деятельности. Прием целесообразнее использовать, когда у детей закрепилось умение определять средства выразительности, точно и образно рассказать о произведении.

         В процессе формирования личностного отношения дошкольников к содержанию произведения используются игровые элементы, стимулирующие желание ребенка рассказать о понравившейся ему картине: «Кто расскажет лучше, интереснее, почему понравилось произведение» – предлагает воспитатель.

         Обучая детей умению задавать вопросы, воспитатель может использовать такой прием: «Дети, мы сегодня очень внимательно рассматривали картину художника, вы на многие вопросы ответили. Я хотела бы узнать, какой вопрос надо задать, чтобы выяснить, как художнику удалось показать вечер на улице города. Какие еще вопросы можно задать, чтобы больше узнать об этом произведении?».

        Эффективной будет работа, если дети задают друг другу вопросы о просмотренном произведении. Это повышает интерес к живописи.

        Большой восторг у детей вызывает конкурс «Кто задаст интересный вопрос об этом произведении?». Затем конкурс усложняется: «Кто задаст больше вопросов о данном произведении?». Показатели интересного вопроса – оригинальность, вопрос, никем еще не заданный или в котором отразилось личностное видение картины.         Чем больше вопросов возникает у детей в процессе восприятия произведения живописи, тем выше возрастает их интерес к этому виду искусства, тем выше проявляется их эстетическая, нравственная, познавательная, социальная активность.

        Вопросы детей обычно носят разносторонний характер. Поэтому условно их можно объединить в группы.

  1. О средствах выразительности, используемых художником.
  2. О нравственных нормах поведения людей.
  3. О деятельности самого художника.
  4. О событиях, предшествующих картине и последующих.
  5. Об окружающей действительности.

           При рассматривании репродукций  пейзажной живописи хорошо использовать музыку и поэзию.

        Закрепление умений эмоционально, образно высказывать суждения о произведении изобразительного искусства в форме развернутого рассказа осуществляется и в процессе дидактических игр. Они позволяют контролировать прочность сформировавшегося умения логично излагать свои мысли «читать» картину, создают условия для перенесения дошкольниками имеющихся у них знаний и умений рассматривания произведений в новые игровые условия. Дидактические игры лучше использовать после того, как дети научатся детально рассматривать произведение, воспринимать в целом его настроение, основной колорит, высказывать личностное отношение к нему. Дидактические игры можно использовать и в индивидуальной работе с робкими, застенчивыми детьми или с группой детей с низким уровнем развития речи, особым уровнем развития мыслительных процессов.

ПРИМЕРЫ  ДИДАКТИЧЕСКИХ  ИГР

        «Художественный салон». Дети рассматривают выставленные в «художественном салоне» репродукции картин, желающие «покупают» понравившуюся. Приобретший наибольшее количество произведений искусства имеет право оформить выставку.

П р а в и л а. Картина «продается» в том случае, если ребенок сумел рассказать, как называется произведение, для чего он хочет его приобрести, а также ответить на вопросы: «О чем рассказывается в произведении? Какое в нем передано настроение? Как художник показал в своей картине главное? Почему картина тебе понравилась?». Купивший большее количество репродукций оформляет выставку и получает роль продавца салона. Так в ходе игры меняются и продавцы, и покупатели.

«Выставка картин». Воспитатель поручает двум ребятам из репродукций, отличающихся по содержанию и жанру, оформить выставки. Они стараются красиво разместить картины на стене. А остальные дети придумывают рассказ экскурсовода по плану: почему эти произведения размещены таким образом? Какое произведение понравилось и почему? Что особенно красиво показал художник в своем произведении и каким образом?

П р а в и л а. Значок «Лучший оформитель» получает тот, кто удачнее расположил картины и подобрал их по теме, жанру, цветовому сочетанию. Значком «Лучший экскурсовод» награждается дошкольник, составивший наиболее интересный и последовательный рассказ по картине а также  верно ответивший на вопросы детей. А задавший самый интересный вопрос получает значок «Лучший зритель».

«Найди ошибку». Педагог в искусствоведческом рассказе описывает содержание произведения и средства выразительности, использованные художником, объясняет, какое настроение хотел передать в своем произведении художник, но при этом умышленно допускает ошибку в описании картины. Перед началом игры детям дается установка – смотреть и слушать внимательно, так как в рассказе будет допущена ошибка.

П р а в и л а. Слушать и смотреть внимательно, обнаружить и исправить ошибки. Выигравшим считается тот, кто установил большее число ошибок и верно их исправил. Он же получает право быть ведущим в игре – составлять искусствоведческий рассказ по другому произведению.

Многочисленные наблюдения и анализ работы педагогов с картиной позволили выделить типичные ошибки по организации процесса восприятия детьми картин.
• Вопросы – почти единственный методический прием в первой части занятия.
Дошкольникам трудно находиться длительное время в статическом положении, которого требует беседа по вопросам. Применение игровых приёмов , эмоционально-образных пластических этюдов, творческих заданий и т.д. активизирует процесс восприятия, способствует повышению его результативности.
• Количество вопросов подбирается по принципу «Чем больше, тем лучше».

Количество вопросов по содержанию картины в зависимости от возраста детей может изменяться от 3-4 в младшем возрасте до 8 – 10 в старшем. Важно не количество, а их разнообразие.
•      Подавляющее большинство вопросов имеют репродуктивный характер, т.е. являются вопросами об очивидном. Чрезмерное увлечение ими тормозит процесс мышления, гасит интерес к картине.
Вопросы по содержанию картины должны возбуждать мысли. Детям нравится чувствовать себя умными, им нравится всякие неожиданности, загадки. Именно поисковая деятельность является более естественной для дошкольного возраста.  Не следует предпочитать вопросы об очевидном даже в младшем возрасте. Вопрос следует ставить так, чтобы заставить ребенка искать ответ через анализ увиденного.
•       Педагоги нередко подбирают типовые, трафаретные вопросы, связанные с констатацией того, что изображено на картине, и установлением простейших связей между элементами изображения.

Уместнее проблемные вопросы, требующие от ребенка поиска ответа на самой картине, аналитических действий, которые находят выход в самостоятельно составленном малышом суждении.

 Проиллюстрирую сказанное описанием типовой ситуации. Педагог демонстрирует детям картину «Зимние развлечения», спрашивает: «Какое время года изображено на картине?». Такой же шаблонный ответ: «Зима», или искусственное, тоже шаблонное: «На картине изображено время года зима» . Никакой интеллектуальной и речевой активности, ведь очевидные хорошо известные признаки зимы (снег, санки, лыжи, катки). Ребенок просто это констатирует.

А если заменить вопрос, переформулировать его, мы заставим его вглядеться в картину, находя на ней не шаблонную, всем заранее известную, а собственный ответ, выявить наблюдательность, внимательность, умение мыслить. Причем это не обязательно может быть вопрос, например: «Как художник на картине показывает, что день не очень холодный, приятный?», А утверждение-провокация: «Я считаю, что накануне была сильная метель. Вы поняли, как я об этом догадалась? ». Для ответа на этот вопрос, мало сказать о снеге, надо еще и найти следы прошлой непогоды. Вопрос: «Как вы считаете, на картине выходной или будний день? Объясните, как вы это поняли », – также требует от детей активных аналитических действий, а воспитатель помогает сформулировать им самостоятельные высказывания:« я считаю, что …», «потому что …»,« если бы это был выходной, тогда бы …». Развернутый ответ становится естественным результатом интеллектуально-речевой активности: ребенок мыслит и высказывает свое мнение нешаблонно, потому что это его собственное мнение, для формулировки которого он подбирал  языковые средства сам или с помощью педагога.

Так же можно использовать лексико-грамматическое  упражнение «Продолжи предложение».
– Давайте поиграем. Я буду начинать предложение, а вы его будете продолжать.  Но для этого надо очень внимательно всмотреться в картину.
• Я считаю, что на картине изображено начало дня, потому, что …
• Возможно, на картине вечер, потому что …
• Кажется, скоро снова пойдет снег, потому что …

Одним из важнейших принципов организации образовательной деятельности  является принцип успешности.  Каждый ребенок должен чувствовать  свою успешность. Ощущение успеваемости определяется многими факторами, среди которых соответствие задачи возможностям ребенка, а также тактичное, ненавязчивое сопровождение детских действий со стороны взрослых. Чувствуя добро ¬ доброжелательную поддержку, заинтересованность, ребенок ведет себя увереннее, охотно принимает помощь воспитателя, который должен быть лишь связующим фоном, чтобы не гасить детской инициативы.

 Важное значение приобретают в процессе рассматривания картины оценка и анализ рассказов детей. В младшем дошкольном возрасте оценка должна быть только положительной.
В среднем возрасте воспитатель анализирует рассказы детей, подчеркивая, прежде всего, на положительных моментах и коротко выражает предложения по улучшению качества рассказа. К анализу можно поощрять детей, предлагая им подобрать более точное слово, составить более удачно высказывание: «Дети, вы обратили внимание, как Саша сказал о … А как иначе можно было сказать? Скажите об этом по-своему ».

Дети старшего дошкольного возраста активно участвуют в анализе собственных рассказов и рассказов своих товарищей. Этот момент на занятии следует использовать для совершенствования связной речи детей. То есть это не просто указание на ошибки, а признание других вариантов высказывания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реферат Тема: "Знакомство детей с художниками иллюстраторами"

ОГОУ СПО Владимирский педагогический колледж Заочное отделение     Реферат   Тема: «Знакомство дошкольников с художниками иллюстраторами». Выполнила ...

Консультация по теме "Знакомство детей со свойствами предметов"

Консультация для родителей по теме "Знакомство детей со свойствами предметов"...

Методическая разработка ОД в старшей группе. Тема: Знакомство детей с картиной русского художника И.К. Айвазовского «Девятый вал».

Методическая разработка  ОД в старшей группе. Тема: Знакомство детей с картиной русского художника И.К. Айвазовского  «Девятый вал»....

Консультация для педагогов "Знакомство детей с репродукциями художников"

Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.Василий Александрович Сухомлинский...

Консультация на тему «Знакомство детей с традиционной культурой Нижегородской области. Устное народное творчество»

Не условным звукам только учится ребенок, изучая родной язык, он пьет духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова.Оно  объясняет ему природу, как не мог бы  объяснить ее ни один ест...

Консультация для родителей "Знакомство детей с картинами художника"

Расширяя  позновательный кругозор детей о произведениях искусство....

Тема: «Знакомство детей с творчеством художника – иллюстратора детских книг Евгения Ивановича Чарушина»

   Тема: «Знакомство детей с творчеством художника – иллюстраторадетских книг Евгения Ивановича Чарушина»...