Проект "Народные промыслы"
проект по рисованию (подготовительная группа) по теме

Брычкова Валентина Петровна

Главной задачей проекта стало приобщение детей к народному декоративно - прикладному искусству в условиях собственной практической, творческой деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_narodnye_promysly.doc117.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №22 «ЖУРАВУШКА»

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ХУДОЖЕСТВЕННО –

ЭСТЕТИЧЕСКОМУ НАПРАВЛЕНИЮ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ»

Тема по самообразованию:

Проект: «Развитие творческих способностей

через знакомство с народными промыслами»

Подготовительная группа

Руководитель: Брычкова В.П.

г. Шарыпово

2015-2016 учебный год

«Самым высоким видом искусства,

самым талантливым, самым гениальным

является народное искусство,

то есть то, что запечатлено народом,

сохранено, что народ пронес через столетия».

                                                                                                 М. И. Калинин

Актуальность проекта:

Устное народное творчество и русские народные художественные традиции обладают удивительной способностью пробуждать в людях доброе начало. В наше время необходимость и потребность в содействии нравственному воспитанию дошкольников является приоритетной задачей. Русские народные промыслы (дымковская игрушка, русская матрешка и др.) развивают у детей художественный вкус, знакомят с декоративно-прикладным искусством, различают предметы народного творчества воображения, что так необходимо современным детям.

Цель: Формирование и развитие основ художественной культуры ребенка через народное декоративно-прикладное искусство.

Задачи:

Образовательные: 

- Приобщать детей к народному декоративно-прокладному искусству в условиях собственной практической творческой деятельности.

- Сформировать представление о закономерностях народного декоративно-прикладного искусства.

- Познакомить детей с образцами народных художественных промыслов.

- Познакомить с традиционными местными промыслами и игрушками.

Развивающие:

- Развивать навыки художественного творчества детей.

- Развивать индивидуальные эмоциональные проявления во всех видах деятельности.

- Развивать художественно-творческие способности у детей, привычку вносить элементы прекрасного в жизнь.

- Развивать умение видеть красоту изделий прикладного творчества, формировать эстетический вкус.

- Развивать индивидуальное творчество детей в орнаментальной деятельности: специальные художественные способности – «чувство» цвета, ритма, композиции, самостоятельность, творческую инициативу.

Содействовать развитию речи: обогащать и активизировать словарь, повышать его выразительность, развивать навыки речевого общения в совместной деятельности.

Воспитательные: 

- Воспитывать устойчивый интерес к народному творчеству как эталону красоты.

- Воспитывать интерес к искусству родного края.

Методы и приемы:

- метод обследования, наглядности (рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, открыток и др. наглядных пособий)

- словесный (беседа, использование художественного слова, указания, пояснения)

•-практический (самостоятельное выполнение детьми декоративных изделий, использование различных инструментов и материалов для изображения)

-эвристический (развитие находчивости и активности)

• метод «подмастерья» (взаимодействие педагога и ребёнка в едином творческом процессе) ; сотворчество;

Ожидаемый результат:

- Дети имеют представление о некоторых особенностях декоративно-прикладного искусства - искусства создавать красивые вещи и украшать ими дом, одежду (у дымковских кукол).

- Дети имеют представление о том, что образы и узоры, их элементы взяты человеком из природы, окружающего мира; декоративные образы отличаются яркостью, нарядностью, узорчатостью, что создает радостное настроение, украшает быт.

- Дети имеют представления о некоторых видах русского народного декоративно-прикладного искусства: матрёшка, дымковская игрушка.

- Умеют создавать декоративные композиции по мотивам дымковских узоров, узоры в стиле дымковской росписи.

- Умеют выделять элементы дымковской росписи, видеть и называть цвета, используемые в росписи.

Вид проекта: творчески

Участники проекта: дети подготовительной групп, воспитатель, родители.

Срок реализации: сентябрь – май


• Имеет представление о народных промыслах; называет их, узнает материал, из которого сделано изделие.

• Владеет пониманием символов в рисунке, знаками-оберегами в росписи;

• Умеет самостоятельно провести анализ изделия;

• Выделяет характерные средства выразительности (элементы узора, колорит, сочетание цветов).

• Выделяет элементы узора и составляет из них композицию.

• Самостоятельно определяет последовательность выполнения росписи.

• Использует декоративные элементы в работе.

• Использует несколько нетрадиционных техник.

• Эмоциональность, содержательность, яркость, красочность, декоративность.

• Оригинальность.

• Способность рисования по замыслу.

• Умение подчинять изобразительные материалы, средства, способы изображения собственному замыслу, поставленной изобразительной задаче: выбор изобразительного материала, умение смешивать краски на палитре для получения разных цветов и оттенков.

• Уровень воображения, фантазии.

• Использование в работе разных способов лепки.


План мероприятий

Мероприятия

Сроки

Ответственный

I

Подготовительный этап

1

Выявление первоначальных знаний детей о народных промыслах

сентябрь

Брычкова В.П.

2

Подобрать иллюстрации, картины, слайды, грамзаписи, видео ролики.

сентябрь

Брычкова В.П.

3

Подобрать сказки, стихи, рассказы, загадки о народных промыслах

сентябрь

Брычкова В.П.

4

Подобрать  музыку.

сентябрь

Брычкова В.П.

5

Подготовить материал для изобразительной деятельности.

сентябрь

Брычкова В.П.

 II

Основной этап

1

Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных

методов и приемов по расширению знаний о народных промыслах

с октября

по апрель

Брычкова В.П.

2

Проведение недели народные промыслы.

с октября

по апрель

Брычкова В.П.

3

Организация сюжетно - ролевых, дидактических и подвижных игр, индивидуальной и групповой работы.

с октября

по апрель

Брычкова В.П.

4

Работа с родителями по заданной теме.

с октября

по апрель

Брычкова В.П.

5

Организация выставки  детских работ

 о народных промыслах.

(совместная работа детей и родителей)

с октября

по апрель

Брычкова В.П.

III

Заключительный этап

1

Викторина «Матрешкины загадки».

май

Брычкова В.П.

Виды детской деятельности

Игровая

деятельность

Дидактические игры:

«Найди отличия»

«Угадай сказку»

«Собери картинку»

«Составь узор»

«Собери картинку»

«Найди правильно»

«Назови правильно»

«Угадай, какая роспись»

Настольная игра:

«Народные промыслы».

Познавательно –

исследовательская деятельность

«Из чего же, из чего же?»

Коммуникативная деятельность

Беседы:

«Веселые матрешки»

«Филимоновские игрушки-свистульки»

«Дымковские мастера»

«Поднос черный с цветами»

«Что такое Хохлома?»

«Сине-голубое чудо - Гжель»

«Что такое музей?»

«Филимоновские игрушки-свистульки»

«Откуда родом Дымковская игрушка?»

«Филимоновская игрушка»

НОД

Речевое развитие:

«Русские народные промыслы»

Двигательная

деятельность

Подвижные игры: на прогулке с использованием снежных построек

Сюжетно-ролевые игры:

«Угостим матрешек чаем»

Чтение

Е.А. Никоновой «Семеновские матрешки»

«Подарок из Жостова»

«Дымковская игрушка»

«Узоры Гжели»

«Золотая Хохлома»

Продуктивная

деятельность

Рисование:

«Кукла в национальном костюме»

«Богатыри»

« Городецкая роспись»

Лепка:

«Зимние узоры»

«Дымковская игрушка»

«Игрушка – Петрушка»

Аппликация:

«Русская изба»

«Матрешка – русская красавица»

«Дымковская барышня»

Музыкально –

художественная

деятельность

Слушанье, пение:

«Угадай инструмент»

Хороводные игры:

«Гори, гори ясно»

«Ручеек»

«Каравай»

«Заря-заряница»

Трудовая

деятельность

Оформление альбома:

«Народные промыслы»

Изготовить книжки-малышки

Взаимодействие с родителями

Создание коллекции открыток.

Совместная

деятельность

Викторина «Матрешкины загадки».

1. По дорожке, по тропиночке идём,

Разудалую мы песенку поём.

Припев: Ой, ли, да ли, калинка моя,

Разудалую мы песенку поём!

2. Нынче ярмарка весёлая у нас,

Приглашаем всех на ярмарку сейчас!

Припев: Ой, ли, да ли, калинка моя,

Приглашаем всех на ярмарку сейчас!

3. Просим в гости к нам на ярмарку друзей.

Приезжайте, приходите поскорей!

Припев: Ой, ли, да ли, калинка моя,

Приезжайте, приходите поскорей!

Дети останавливаются у центральной стены.

Ведущая, в русском костюме:

Почтеннейшие господа!

Пожалуйте к нам сюда!

Выставляйте свой товар

На наш ярмарочный базар.

Товарец важный!

Похвалит его купец каждый!

частушки.

1. Наши доски расписные,

Посмотрите вот какие.

Все хотим вам показать

И подробно описать.

Тушки - татушки,

Про них споём частушки.

2. По розанам и купавкам

Городецкий скачет конь,

И цветами весь расписан,

До чего ж красивый он.

3. Три девицы молодые

Под розанами стоят.

“Где же хлопцы удалые? ”

Во все стороны глядят.

4. Вот по улочке Петрушка

Едет на коне верхом.

Верный пес его послушный

За ним весело бежит.

Все вместе: Тушки - татушки,

                   Вот и все частушки.

ЧАСТУШКИ

1 .Эй, матрешки — хохотушки,

Запевайте-ка частушки!

Запевайте поскорей,

Чтоб порадовать гостей!

2. Ой, спасибо тебе, мастер,

Руки золотые!

Получились мы на славу

Яркие такие!

3. Деревянные сестрички,

От большой до невелички, -

Изнутри мы все пусты,

Кроме младшенькой сестры.

4. Мы матрешки, мы сестрички,

Мы толстушки - невелички.

Как пойдем плясать, да петь,

Вам за нами не успеть!

5. Наши руки — крендельки,

Щеки - будто яблоки.

С нами издавна знаком

Весь народ на ярмарке!

6. Мы матрешки, мы кругляшки,

Нам похлопайте в ладошки,

Чтобы лучше нам плясалось,

Чтобы скуки не осталось!

Подвижная игра «Матрёшка».

«Шла матрёшка по дорожке

Потеряла две серёжки,

Две серёжки, два кольца

Выбирай – ка молодца»

Большой, как скатерть, с пышными кистями,

Молочно – белый, русский, набивной

Платок с павлопосадскими цветами

Лежал, красуясь предомной

И был в нём запах трав и ветер,

  

Стихи и загадки  о Дымке

Водоноска

За студеною водицей

 Водоноска-молодица

 Как лебедушка плывет,

Ведра красные несет

На коромысле не спеша.

Посмотри, как хороша

Эта девица-краса,

Тугая черная коса,

Щеки алые горят,

Удивительный наряд:

Сидит кокошник горделиво,

Как лебедушка плывет,

Песню тихую поет.

 «...Дым идет из труб столбом,

Точно в дымке все кругом,

Голубые дали,

И село большое „Дымково" назвали.

Там любили песни, пляски,

Там рождались чудо-сказки,

И лепили там из глины

Все игрушки не простые,

А волшебно-расписные,

Белоснежны, как березки

Кружочки, клеточки, полоски —

Простой, казалось бы узор,

Но отвести не в силах взор».

Веселая белая глина,

Кружочки, полоски на ней,

Козлы и барашки смешные,

Табун разноцветных коней.

Кормилицы и водоноски,

И всадники, и ребятня,

Собаки, гусары и рыбка,

 А ну, отгадайте, кто я.

Конь бежит

Вся земля дрожит.

В поле травушка-муравушка,

 Ничком лежит.

Петушок, петушок.

 Золотой гребешок,

Ты полай голосок

 Через темный лесок,

Через лес, через реку

Прокричи: «Ку-ка-ре-ку».

Поглядите, каковы!

И нарядны, и новы:

Расписные сани,

Медведь с гармошкой,

Солдат с усами.

Козел — золотые рожки

Да куколка в сережках.

Пестрые, яркие, славные подарки!

Няня

В кокошнике няня.

На руках Ваня.

И хорош, и пригож Ваня,

Не забудь няню, когда подрастешь.

Индюк

Вот индюк нарядный,

Весь такой он ладный.

У большого индюка

Все расписаны бока.

 Всех нарядом удивил,

Крылья важно распустил.

Посмотрите, пышный хвост

У него совсем не прост —

Точно солнечный цветок.

А высокий гребешок,

 Красной горкою горя,

Как корона у царя.

Индюк сказочно красив,

И напыщен, горделив.

Смотрит свысока вокруг,

Птица важная — индюк.

Стихи о Гжели

Сине-белая посуда,

Расскажи-ка, ты откуда?

 Видно издали пришла

И цветами расцвела:

Голубыми, синими,

Нежными, красивыми.

В тихом Подмосковье

Речка Гжелочка бежит.

Вдоль этой речки

Деревенька стоит.

Заросли ивы вдоль речки бегут.

Умельцы в той деревеньке живут.

Расписную посуду они мастерят.

Синим по белому чудо творят.

Есть в Подмосковье такое местечко

Белая рощица, синяя речка.

В этой негромкой российской природе

Слышится эхо волшебных мелодий.

И светлеет вода родниковая,

И дыхание ветра слышней;

Расцветает Гжель васильковая,

Незабудковая Гжель...

П. Синявский

СТИХИ О ФИЛИМОНОВСКИХ ИГРУШКАХ

Свистульки — петушки,

Глиняные зайчики.

Кони вороные

Гривы расписные!

Всем по нраву глиняные забавы.

Олень

Стоит на стройных ножках,

Вся краса в рожках.

Сказки и загадки о Городце

 

Из липы доски сделаны,

И прялки, и лошадки...

Цветами разрисованы

Как будто полушалки.

Там лихо скачут всадники,

Жар-птицы ввысь летят

И точки черно-белые

На солнышке блестят.

Ох,Россия, ты Россия,

Славы не убавилось,

Городцом ты, Городцом

На весь мир прославилась.

Передаем Вам привет

И подарки свои

Со сторонки родной,

Где живут журавли,

С мест, где Волгой омыты,

Где рассвет золотой,

Где омыты ракиты Голубою водой.

И. Б. Кадухина

Велика Россия наша

И талантлив наш народ,

О Руси родной умельцах

На весь Мир молва идет.

И. В. Кадухина

В Городце у лас все двери,

В Городце весь детский сад.

Городец у нас все любят.

Все в саду: и стар, и млад.

Листья, горницы и кони,

Петухи, скворцы, цветы,

Городецкие узоры,

Небывалой красоты.

О. Хренова

Любовались гости чудом.

Громко восхищалися,

Городецкой красотой

Сраженные осталися.

Городецкие узоры,

Столько радости для глаз.

Подрастают мастерицы,

Может быть и среди нас.

Ты играй, моя гармошка,

Ты, подруга, подпевай,

Мастеров Руси великой

Во весь голос прославляй!

И. В. Кадухина

 

Стихи о хохломе

Посуда наша для щей и каши

Не бьется, не ломается,

Порчи никакой не подвергается

А вот плошка, налей окрошку,

Возьми ложку, хлебай понемножку.

Кому посуда для кашки, окрошки?

Чудо-блюдо да чашки, ложки?

— Откуда посуда?

— К. Вам приехала сама Золотая Хохлома!

 

Хохломская роспись, алых ягод роспись,

Отголоски лета в зелени травы!

Рощи, перелески, шелковые всплески,

Солнечно-медовой золотой листвы!

Роспись Хохломская словно колдовская,

В сказочную песню просится сама

И нигде на свете нет таких соцветий

 Всех чудесней наша Хохлома.

                                      П. Синявский

 

Стихи о Полхов-Майдане

 

 

Бочонки, копилки,

Матрешки, грибы.

Они не малы,

 Да и не велики.

Свистульки, тарелочки

В ярких цветах,

И солнце, и речка,

И домик в кустах.

Свободная роспись:

Шиповник цветет,

И яблочки зреют,

И травка растет.

Рисуют черным

На стеблях цветы,

 И яркие краски

 Сочны и просты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная область "Художетсвенное творчество" - "Знакомство с народными промыслами"

Цель: Закрепление пройденного материала по циклу “Народное творчество”, роспись по выбору....

Использование различных техник народных промыслов в кружковой работе с детьми, имеющие речевые нарушения в условиях ДОУ.

как влияет кружковая работа"Изонить" на развитие детей, имеющих речеые нарушения в условиях ДОУ....

Народные декоративно-прикладные промыслы

Материал о народных промыслах - Дымке, Хохломе, Городце: возникновение, художественные особенности, материалы, способы изготовления....

Промыслы коренных народов севера

НОД с детьми старшего дошкольного возраста по ознакомлению с окружающим миром "Промыслы коренных народов севера"...

Конспект занятий по ознакомлению с народными промыслами и рисованию в подготовительной группе.

Конспект занятий по ознакомлению с народными промыслами и рисованию в подготовительной группе. Тема: " Дымковские барышни" Цель: Воспитывать у детей уважение и интерес к народным промыслам. Закрепля...

презентация "Неувядающая ветвь" (народные промыслы)

презентация по народным промыслам...

Итоговое занятие по народным промыслам с презентацией для подготовительной группы «Создание мини-музея народных промыслов» (Гжель, Хохлома, Городец, Дымково, Жостово)

Итоговое занятие по народным промыслам с презентацией для подготовительной группы «Создание мини-музея народных промыслов»(Гжель, Хохлома, Городец, Дымково, Жостово)Цель: Формировать знания детей...