Проект "Веселые пальчики" (средняя группа)
проект по рисованию (средняя группа) на тему

Драган Надежда Александровна

Рисование – интересный и полезный вид творчества, в ходе которого разнообразными способами с использованием самых разных материалов, создаются живописные и графические изображения.

Рисование приобщает малышей к миру прекрасного, развивает творческие способности, формирует эстетический вкус, позволяет ощутить гармонию окружающего мира.

Дети воспринимают художественные занятия, как новый, необычный и интересный опыт. Детский рисунок привлекает своей непосредственностью, своеобразной выразительностью, неожиданностью образов.

При умелой организации занятий с учётом возрастных и индивидуальных особенностей. Рисование может стать одним из любимых занятий, может стать, а чаще всего и является устойчивым увлечением не только одарённых, но и почти всех детей.

Для успешного обучения детей рисованию, можно использовать нетрадиционные техники.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                     

Наименование педагогического опыта

Проект «Веселые пальчики»

Авторы – разработчики педагогического опыта

Драган Надежда Александровна - воспитатель

Период формирования и функционирования педагогического опыта

2017-2018 гг.

Адрес педагогического опыта

62883, Российская федерация,

Ханты- Мансийский автономный округ- Югра, г. Пыть  – Ях, 3-й мк.Кедровый, д. 40 «А», МДОАУ ЦРР - д\с «Фантазия»

Т. 8(3463)46-51-16

Элекронный адрес: mdou fantaziya@mail/ru

«Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити —

ручейки, которые питают источник творческой мысли. 

Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

В. А. Сухомлинский

Рисование – интересный и полезный вид творчества, в ходе которого разнообразными способами с использованием самых разных материалов, создаются живописные и графические изображения.

Рисование приобщает малышей к миру прекрасного, развивает творческие способности, формирует эстетический вкус, позволяет ощутить гармонию окружающего мира.

Дети воспринимают художественные занятия, как новый, необычный и интересный опыт. Детский рисунок привлекает своей непосредственностью, своеобразной выразительностью, неожиданностью образов.

При умелой организации занятий с учётом возрастных и индивидуальных особенностей. Рисование может стать одним из любимых занятий, может стать, а чаще всего и является устойчивым увлечением не только одарённых, но и почти всех детей.

Для успешного обучения детей рисованию, можно использовать нетрадиционные техники.

Актуальность разработки и реализации педагогического проекта:

Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективным средством её решения является изобразительная деятельность детей в детском саду.

Однако у детей среднего дошкольного возраста еще не сформированы графические навыки и умения, что мешает им выражать в рисунках задуманное, поэтому рисунки детей часто получаются неузнаваемыми, далёкими от реальности. И, вследствие этого, у многих детей исчезает желание рисовать.

Обучение детей рисованию с использованием нетрадиционных техник - это интересно и увлекательно! Рисование нетрадиционными техниками раскрепощает  детей, позволяет им не бояться сделать что-то не так. Рисование  необычными  материалами  и  оригинальными  техниками  позволяет  детям ощутить  незабываемые положительные эмоции. Эмоции - это и процесс, и результат  практической  деятельности -  художественного творчества.

Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Нетрадиционные техники позволяют  осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желание, интерес.

Нетрадиционные техники рисования – важнейшее дело эстетического воспитания, это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует всё: и цвет, и линия, и сюжет.

Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить.

Путь в творчество имеет для них множество дорог, известных и пока неизвестных. Творчество для детей  это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки – инструменты души. Творческий процесс - это настоящее чудо. "В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь".

Цель проекта: развитие художественно-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования.

Задачи проекта: 

Образовательные:

  • Познакомить с различными способами и приемами нетрадиционных техник рисования с использованием различных изобразительных материалов. 
  • Помочь детям овладеть различными техническими навыками при работе с нетрадиционными техниками.
  • Побуждать воспитанников  самостоятельно  применять нетрадиционные техники рисования (монотипия, печатание листьями, рисование пальчиками, тиснение, тычкование)
  • Содействовать знакомству родителей с нетрадиционными техниками рисования; стимулировать их совместное творчество с детьми.

Развивающие:

  • Прививать интерес к рисованию нетрадиционными техниками.
  • Познакомить детей с нетрадиционным способом рисования «печатание листьями», рисование пальчиками. Закрепить умение пользоваться красками (гуашью).
  • Создавать условия для развития творческой активности, фантазии, памяти, внимания, творческого воображения, мышления, речи, глазомера, познавательного интереса.
  •  Развивать у детей дошкольного возраста мелкую моторику рук и зрительно-моторную координацию.
  •  Учить красиво, во весь лист располагать изображение. Развивать чувство ритма, эстетическое восприятие.

Воспитательные:

  •  Воспитывать усидчивость, аккуратность, умение работать в коллективе и индивидуально
  •  Прививать интерес и любовь к изобразительному искусству как средству выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного.

Методы реализации проекта:

  • метод обследования, наглядности;
  • словесный (беседа, рассказ, наблюдение, использование художественного слова, указания, пояснения);
  • практический (самостоятельная деятельность при выполнении работы);
  • проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ходе занятия);
  • сотворчество (взаимодействие педагога и ребенка в едином творческом процессе);
  • мотивационный (убеждение, поощрение).

Предполагаемый результат:

  • Повышение активности каждого ребёнка - участника проекта в использовании нетрадиционных техник и материалов в самостоятельной деятельности.
  • Проявление устойчивого интереса к изобразительной деятельности у детей средней группы.
  • Развитие сенсорных умений, мелкой моторики.
  • Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах развития изобразительных умений детей, переориентация ценностных установок в значимости данного вида детской деятельности.

Вид проекта: творческий.

Материально-техническое обеспечение проекта: альбом, гуашь, штампы, печатки, кисти разной жёсткости, губки, вата, цветная бумага, цветной картон, трубочки для коктейля, ватные палочки и диски, сухие листья деревьев, восковые карандаши и мелки; фотоаппарат.

Партнеры: Драган Н. А.,  родители детей средней "Б" группы..

Целевая аудитория: в этом проекте участвуют 31 воспитанник средней "Б" группы в возрасте 4-5лет.

Мониторинг проектной деятельности:


• формирование навыков и умений передавать общие признаки и некоторые характерные детали образа, относительное сходство по форме, цвету, величине, используя цвет как средство передачи предметного признака; 
• умение изображать живые объекты, игрушки, используя изображение из пятен обобщенных округлых форм; 
• изображать обобщенный образ предмета( например, здание: пол, крыша, стены, окна);
•развитие творческого воображения.

Следовательно, диагностику овладения детьми изобразительной деятельностью необходимо проводить с учетом их возрастных особенностей по двум направлениям: 
•анализ продуктов детской деятельности;
•выявление уровня творческого развития.

Проведение диагностики по методике Комаровой Т.С.

Критерии сформированности умений

Критерии творческого развития

Передача формы

Продуктивность

Строение предмета

Разработанность образа

Передача пропорции предмета

в изображении

Оригинальность

Композиция

Качество

Передача движения

Цвет

Этапы реализации проекта:

I этап – подготовительный (организационный) – сентябрь  2017-2018 уч.год

  1. обоснование актуальности темы, мотивация её выбора, определение цели и задач проекта;
  2. подбор литературы, пособий, атрибутов;
  3. сбор информации из различных источников по теме;
  4. создание развивающей предметно-пространственной среды в группе;
  5. разработка методического материала по теме.

II этап – основной – октябрь – апрель 2017-2018 уч.год.

  1. организация и проведение циклов занятий;
  2. разработка и изготовление практического и наглядного материала;
  3. формирование навыков художественной деятельности детей, организация совместной деятельности педагога, детей и родителей;
  4. взаимодействие с родителями: создание информационного пространства; беседы, консультации с родителями.

III этап – итоговый (обобщающий) – май 2017 – 2018 уч.год.

  1. обобщение результатов работы по проекту;
  2. анализ деятельности, удовлетворенность всех участников результатами, сопоставление имеющихся результатов с прогнозируемыми;
  3. презентация  опыта работы по проекту.

Результаты проектной деятельности.

  1. Работа с детьми.
  • Проведение непосредственно образовательной деятельности

по художественному творчеству, познанию.

  • Беседы и рассказы о временах года, их характерных признаках.
  • Наблюдения в природе  за природными явлениями .
  • Рассматривание репродукции картин И. Левитана «Золотая осень» и «Октябрь», демонстрационных картинок «Зима», Праздник «Новый год».
  • Знакомство с техникой рисования «пальчиковое рисование » «Штампование», «Пластелинография».
  • Дидактические игры «Осенняя палитра»,  «Составь узор», «На что похоже?», «Волшебные картинки», «Укрась ёлку».
  • Прослушивание аудиозаписи  музыкальных пьес и театральных шумов.
  • Чтение и заучивание стихотворений , пословиц об осени, зиме, весне.
  • Организация выставки детских работ.
  • Подготовка и участие детей в итоговом развлечении.

II. Работа с родителями.

  • Родительское собрание  на тему: « Развитие творческих способностей детей  младшего и среднего возраста в процессе рисования нетрадиционными техниками».
  • Памятка для родителей «Нетрадиционные способы рисования»
  • Помощь родителей в организации выставки «Осень золотая», «Зимняя фантазия», «Весна в цвету».
  • Участие родителей в подготовке и проведении развлечения.

 III. Деятельность педагога.

1. Подбор соответствующего материала, литературных источников, иллюстраций  на осеннюю тематику и по техникам нетрадиционного рисования.

2.Подготовить учебно-методические пособия, наглядность:

  • картотека по нетрадиционной технике рисования;
  • альбом  по многообразию способов нетрадиционного рисования;
  • разработка рекомендательных буклетов для родителей о развитии художественно-творческих способностей детей;
  • изготовить дидактические игры.

IV. Продукт проектной деятельности.

1.Изготовленные детьми альбома с различными видами нетрадиционных техник рисования.
2.Выставка детских творческих работ в родительском уголке и группе.

Литература:

1. Галанов А.С., Корнилова С.Н., Куликова С.Л. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. - М.: ТЦ «Сфера», 2000.

2. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1. - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. - 80 с.

3. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2. - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007. - 72 с.

4. Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество. - М., 1985.

5. Комарова Т.С. Игра и изобразительное творчество // Дошкольное воспитание № 4 / 2005.

6. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. - М., 1982.

7. Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования. - М.: АО «СТОЛЕТИЕ», 1994.

8. Утробина К., Утробин Г. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет. - М.: ТЦ «Сфера», 2004.

Приложение 1

Перспективный план по проекту

«Веселые пальчики»

месяц

№ п/п

Тема занятия

Цель занятия

сентябрь

Подготовительный этап:

- обоснование актуальности темы, мотивация её выбора, -

 - определение цели и задач проекта;

 - подбор литературы, пособий, атрибутов;

 - сбор информации из различных источников по теме;

 - создание  развивающей предметно-пространственной  среды в группе;

 - разработка методического материала по теме.

октябрь

1.

«Окраска воды»

(Освоение цветовой гаммы)

Получать различные оттенки красного цвета. Называть предметы, имеющие такой же цвет. Развивать воображение, наблюдательность

2.

«Красивый букет»

(Печатание растений)

Учить детей работать с хрупким материалом - листьями. Воспитывать аккуратность.

3.

«Осеннее дерево»

(Печатание листьями)

Продолжать учить детей работать с хрупким материалом - листьями.

4.

«Домик» (Печатание кубиками)

Продолжать знакомить с техникой печатания.

ноябрь

1.

«Вылечим зайчонка» (Пальцевая живопись)

Продолжать учить детей рисовать пальчиками.

2.

«Ветка рябины» (Пальцевая живопись)

Продолжать учить детей рисовать пальчиками.

3.

«Наше солнышко»

(Рисование ладошками)

Учить детей рисовать ладошками, равномерно наносить гуашь на ладонь.

4.

«Осьминожек»

(Рисование ладонью)

Продолжать учить детей равномерно наносить гуашь на ладонь.

декабрь

январь

1.

«Ежик»

(Метод тычка)

Познакомить с методом тычка. Воспитывать аккуратность.

2.

«Береза в снегу»

(Метод тычка)

Продолжать развивать умение рисовать методом тычка.

3.

 «Медвежонок»

(Рисование поролоном)

Познакомить детей с техникой рисования поролоном.

4.

«Снеговик»

(Рисование поролоном)

Продолжать знакомить детей с техникой рисования поролоном.

1.

«Снеговик»

(Рисование печаткой из картофеля)

Обогащать художественный опыт детей.

2.

«Укрась рукавицу»

(Оттиск смятой бумагой)

Развитие интереса к рисованию. Развитие мускулатуры пальцев, положительных эмоций.

3.

«Снегопад»

(Оттиск смятой бумагой)

Продолжать учить детей технике оттиска.

февраль

1.

«Зимнее солнышко»

(Техника монотипия)

Познакомить детей с техникой монотипии.

2.

«Елочка»

(Техника монотипия)

Продолжать учить детей технике монотипии.

3.

«Узоры на окнах» (Раздувание капли)

Учить детей создавать рисунки с помощью коктейльных палочек.

4.

«Снежинка» (Раздувание капли)

Продолжать учить детей создавать рисунки с помощью трубочек.

март

1.

«Цветочек для мамы»

(Пластилинография)

Развивать умения и навыки в рисовании пластилином.

2.

«Волшебные зонтики»

(Пластилинография)

Развивать умения и навыки в рисовании пластилином.

3.

«Волшебный цветок»

(Пуантилизм)

Развивать умения и навыки в рисовании ватными палочками.

4.

«Береза в цвету»

(Пуантилизм)

Развивать умения и навыки в рисовании ватными палочками.

апрель

1.

«Космос»
(Граттаж)

Познакомить с техникой граттаж. Развивать композиционные умения.

2.

«Салют»
(Граттаж)

Продолжать знакомить с техникой граттаж. Развивать композиционные умения.

3.

«Весенний пейзаж»
(Оттиск скомканной бумагой)

Продолжать учить рисовать в технике оттиск скомканной бумагой.

4.

«Цветущая ветка»
(Выдувание трубочкой)

Учить детей рисовать в данной технике.

май

1.

«Салют Победы»
(Рисование восковыми мелками)

Познакомить с техникой рисования восковыми мелками. Развивать композиционные умения.

2.

«Нарисуй, что хочешь»

(Работа со знакомыми техниками)

Развивать воображение, активизировать мыслительную деятельность.

3.

Мониторинг результатов реализации проекта

4.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар – практикум для родителей «Играем пальчиками» (средняя группа)

Предлагаю родителям познакомиться с элементами палчиковой гимнастики. Сформировать у родителей, представление о значении пальчиковой гимнастики в развитии мелкой моторики, и её роли в психофизическом ...

Родительские собрания в детском саду Семинар – практикум для родителей «Играем пальчиками» (средняя группа)

Родительские собрания в детском садуСеминар – практикум для родителей«Играем пальчиками» (средняя группа)...

Семинар-практикум для родителей "Играем пальчиками" (средняя группа)

И. П.Павлов внес большую ясность в этот вопрос. Он придавал кинестетическим ощущениям большое значение, ибо они  несут в речевой центр, в его двигательную часть, дополнительную энергию, способств...

Работа с родителями Мастер-класс для родителей «Дружат наши пальчики» (средняя группа)

Данный материал предназначен для родителей детей 4-5 лет....

Семинар - практикум для родителей «Играем пальчиками» (средняя группа)

Семинар - практикум для родителей «Играем пальчиками»  (средняя группа)...

Семинар - практикум для родителей «Играем пальчиками» (средняя группа)

Цель - построение эмоционально-доверительных взаимоотношений, способствующих полноценному развитию ребенка и позитивной самореализации взрослых.Задачи:Формировать у родителей элементарные предста...