" Нетрадиционные техники рисования и их роль в развитии дошкольников."
методическая разработка по рисованию (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) по теме

"Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев..." В. А. Сухомлинский. Выступление на методическом объединениии на тему " Нетрадиционные техники рисования и их роль в развитии дошкольников."

Скачать:


Предварительный просмотр:

Нетрадиционные техники рисования и их роль в развитии дошкольников.

" В одном мгновении видеть вечность, огромный мир- в зерне песка.

   В единой горсти - бесконечность, и небо - в чашечке цветка."

                                                                                                        Уильям Блейк

  Формирование творческой личности- одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе. Как утверждают многие педагоги- все дети талантливы. Очень важно вовремя заметить, почувствовать эти таланты и постараться , как можно раньше дать возможность детям проявить их на практике, в реальной жизни.

Ребенок в своем эстетическом развитии проходит путь от элементарного наглядно-чувственного впечатления до создания оригинального образа( композиции ) адекватными изобразительно- выразительными средствами. Необходимо создавать базу для его творчества. Чем больше ребенок видит, слышит, переживает, тем значительнее и продуктивнее станет деятельность его воображения.

Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своем изобразительном творчестве. Нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как открывают больше возможности выражения собственных фантазий. Необычность нетрадиционных техник рисования состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Проведение ОД с использованием нетрадиционных техник учит детей :

- формировать умения выражать свой замысел;

- формировать умение работать с разнообразным материалом;

- развивает мелкую моторику рук;

- развивает творческие способности и воображение;

- развивает мышление и умение экспериментировать с изобразительными материалами;

- развивает чувство композиции , цветовосприяия.

Такие занятия не утомляют дошкольников, у детей сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Нетрадиционные техники позволяют воспитателю осуществить индивидуальный подход к детям, учитывая их желания и интерес.Их использование способствует интеллектуальному развитию ребенка, коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников.

Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно-моторной координации( например, рисование по стеклу, роспись ткани, рисование мелом по бархатной бумаге и т. д.).Координации мелкой моторики пальцев рук способствует , например, такая нетрадиционная техника рисования,как рисование по клейстеру руками. Эта и другие техники требуют точности , быстроты движений, терпения, усидчивости, развивается творчество, мышление, воображение, память.Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию, вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом рисования,является важнейшим средством эстетического воспитания. Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяют детям ощутить незабываемые положительные эмоции. А по эмоциям можно судить о том, что в данный момент творится у ребенка на душе, какое у него настроение , что его радует, а что огорчает.

Как известно, дети часто копируют предлагаемый им образец. Нетрадиционные техники рисования позволяют избежать этого, так как воспитатель вместо готового образца демонстрирует лишь способ действия с нетрадиционными материалами, инструментами. Это дает толчок к проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным.

Методов и приемов нетрадиционного рисования очень много. Представим Вам некоторые из них.                

  1. Печать от руки.

Способ получения изображения: ребёнок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает её с помощью кисточки и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами.

2. Использование печатки.

Ребёнок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и печатка.

3. Рисование пёрышком.

Пёрышки различного размера опускаются в гуашь, проводится пером по листу. Для получения изображения разного цвета и размера пёрышки меняются.

4. Рисование пальцем.

Ребёнок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета.

5. Монотипия.

Ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.

6. Рисование по трафарету тампоном.

Ребенок прикладывает трафарет к бумаге, обмакивает поролон в краску и примакивает поролон по трафарету, затем аккуратно убирает трафарет, если необходимо повторяет процедуру после высыхания краски.

7. Рисование методом тычка.

Для этого метода достаточно взять любой подходящий предмет, например ватную палочку. Опускаем ватную палочку в краску и точным движением сверху вниз  делаем тычки по альбомному листу. Палочка будет оставлять четкий отпечаток. Форма отпечатка будет зависеть от того, какой формы  был выбран предмет для тычка.

8. Кляксография.

В основе этой техники рисования лежит обычная клякса.  В процессе рисования сначала получают спонтанные изображения. Затем ребенок дорисовывает детали, чтобы придать законченность и сходство с реальным образом. Оказывается, клякса может быть и способом рисования, за который никто не будет ругать, а, наоборот, еще  и похвалят.

9. Набрызг.

Ребенок набирает краску на зубную щётку и ударяет ею о картон, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу.

10. Граттаж.

Ребёнок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем на него наносится тушь с жидким мылом После высыхания палочкой процарапывается рисунок. Граттаж может быть цветным и чёрно – белым, это зависит от того, какая тушь нанесена на лист.

11. Рисование мыльными пузырями.

Опустить трубочку в смесь (гуашь, мыло, вода) и подуть так, что бы получились мыльные пузыри. Чистый лист бумаги прикасать к пузырям, как бы перенося их на бумагу. Получаются интересные отпечатки, можно дорисовать детали.

12. Рисование мятой бумагой

Таким способом, например можно нарисовать стволы деревьев. Для этого смять тонкий лист бумаги, обмакнуть его в краску и, осторожно примакивая нарисовать крону деревьев. Таким же способом можно нарисовать траву, небо, снег.

13. Вместо кисти – дырокол.

На листе бумаги сделать несколько отверстий дыроколом в произвольном порядке. Покажите, как можно получить симметричные дырочки, сложив лист в несколько раз. Наклеить проколотый лист на цветную бумагу с помощью разноцветных карандашей можно завершить картину с помощью цветных карандашей.

11. Ниткография.

Способ получения изображения: опускаем нитки в краску, что бы они пропитались, концы нитки при этом должны оставаться сухими. Укладываем нитку на листе бумаги в произвольном порядке, сверху накрываем чистым листом бумаги, концы нитки должны быть видны. Потянуть за концы нитку, одновременно прижимая верхний лист бумаги. Дорисовать необходимые элементы. После освоения этой техники с использованием одной нитки можно усложнять работу и использовать две и более нити.

Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее.

Такие занятия сохраняют психическое равновесие, дают возможность безопасному выходу эмоций, при этом ребенок имеет возможность реализовать свой творческий потенциал, творить так, как хочется именно ему, быть свободным от любого давления, навязывания чужого мнения.

Так же укрепляется вера ребенка в собственные силы, развивается индивидуальность, автономность.

Самое главное – дети любят и с нетерпением ждут занятий. И это большое счастье, когда видишь сияющие детские глаза и знаешь, что приносишь радость и счастье в детские сердца!

Пробуйте, и у вас обязательно всё получится!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для педагогов. «Знакомство с нетрадиционными техниками рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста».

Цель этого материала: раскрыть значение нетрадиционных приёмов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Показать а...

Мастер - класс для педагогов "Знакомство с нетрадиционными техниками рисования и их роль в развитии детей младшего дошкольного возраста"

Раскрывается значение нетрадиционных приёмов изодеятельности в работе с детьми младшего дошкольного возраста. Педагоги знакомятся с многообразием нетрадиционных техник рисования ....

Семинар-практикум для педагогов «Знакомство с нетрадиционными техниками рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста»

Форма проведения: семинар-практикум.Цель: Раскрыть значение нетрадиционных приёмов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Пока...

Семинар-практикум для педагогов «Знакомство с нетрадиционными техниками рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста»

Раскрывает значение нетрадиционных приёмов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Показать актуальность кружковой работы в дет...

Семинар-практикум -Знакомство с нетрадиционными техниками рисования и их роль в развитии дошкольников»

раскрытие значения нетрадиционных приёмов изо-деятельности в работе с дошкольниками для развития у них творческих способностей. Ознакомление родителей с многообразием техник нетрадиционного рисования...

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ И ИХ РОЛЬ В РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Цель: Раскрыть значение нетрадиционных приёмов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Показать актуальность кружков...

Нетрадиционные техники рисования и их роль в развитии дошкольников

Нетрадиционные техники рисования и их роль в развитии дошкольников. Творчество играет огромную роль в развитии личности, совершенствования человеческих чувств. Ребенка с ррждения окружает мир вещей, ...