Нетрадиционная техника рисования в детском саду и ее роль в развитии детей дошкольного возраста.
материал по рисованию (младшая, средняя, старшая группа) на тему

Рункова Любовь Васильевна

Современное общество требует от человека применения широкого спектра способностей, развития индивидуальных качеств личности. Одно из первых мест в ряду целей образовании принадлежит подготовке подрастающего поколения к творческому труду.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Учхозская средняя общеобразовательная школа» Краснослободского муниципального района Республики Мордовия

ул. Садовая, д. 4, посёлок Преображенский  Краснослободский  район Республика Мордовия, 431290 тел., факс: (83443)20-3-00, uchsch@mail.ru, сайт: http://uchhoz-school.ucoz.ru Нетрадиционная техника рисования в детском саду и ее роль в развитии детей дошкольного возраста

Актуальность темы:                                                                                                                               …Это правда, это правда!
Ну чего же тут скрывать?
Дети любят, дети любят,
Очень любят рисовать!
На бумаге, на асфальте, на стене
И в трамвае на окне!...                                                                                                                                                                                                                         Э. Успенский.
 Актуальность и перспективность опыта (степень соответствия современным тенденциям развития образования, его практическая значимость). Современное общество требует от человека применения широкого спектра способностей, развития индивидуальных качеств личности. Одно из первых мест в ряду целей образовании принадлежит подготовке подрастающего поколения к творческому труду. Для того чтобы выжить в ситуации постоянных изменений, чтобы адекватно на них реагировать, человек должен активизировать свой творческий потенциал, основой которого является творческое воображение.Актуальность моей работы связана с тем, что жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее, она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а гибкого, творческого мышления. Поэтому в современном мире востребованы творческие личности, обладающие способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. Именно таких творчески активных людей и должны воспитывать современные педагоги, что отражено в федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования: «…содержание и организация образовательного процесса для детей дошкольного возраста должна быть направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность…»

Цель:                                                                                                                                     Целью моей работы является использование нетрадиционной техники на занятиях по рисованию.

Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Необычные способы рисования так увлекают детей, что образно говоря в группе, разгорается настоящее пламя творчества, которое завершается выставкой детских рисунков.

Нетрадиционные способы рисования я использую в своей работе: рисование пальцами, «восковые мелки, свеча, акварель»«оттиск смятой бумагой»«печать по трафарету»«рисование по точкам»«пластилиновое рисование»«кляксография обычная»«набрызг»«отпечатки листьев»«тычкование»«рисование опилками, манкой» .

На этом и основано активное внедрение моей педагогической работы по теме: «Нетрадиционная техника рисования в детском саду и роль в развитии детей дошкольного возраста»

Задачи :

-образовательные

1. Учить детей пользоваться карандашами, красками, кисточкой.

2. Знакомить детей с цветовой гаммой.

3. Знакомить детей со свойствами материалов.

4. Формировать у детей умения и навыки, необходимые для создания творческих работ.

- воспитательные:

1. Воспитывать у детей аккуратность, трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом .

 2. Побуждать у детей желание экспериментировать, используя в своей работе техники нетрадиционного рисования.

 3. Воспитывать умение и желание организовать своё рабочее место и убрать его.

-развивающие:

1. Развивать у детей художественно – творческие способности художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение, творческое мышление, внимание.

 2. Помогать ребенку познавать и открывать мир рисунка.

 3. Развивать мелкую моторику рук.

Объектом считается: художественная деятельность дошкольников.

Предметом является: процесс развития творческих  и художественных способностей детей младшего дошкольного возраста посредством нетрадиционной техники рисования.

Гипотеза: всестороннее  развитие  детей младшего дошкольного возраста в нетрадиционном рисовании  будет эффективно, если обеспечить: систему использования нетрадиционных форм рисования на специально организованных занятиях и в повседневной жизни, максимально-познавательную активность детей, комплексное решение всех задач относительно развития психически познавательных процессов, целесообразную частность  планирования в течение года нетрадиционного рисования в пределах задач всестороннего развития, учитывая принципы индивидуализации и дифференциации..

Концептуальность: (своеобразие и новизна опыта , обоснование выдвигаемых принципов и приемов.Для совершенствования методов и форм воспитательного процесса я творчески использую дидактические идеи педагогов-новаторов: опорные сигналы В. Ф. Шаталова, на зону ближайшего развития Л. С. Выготского, принципы развивающего обучения. Проблемой развития детского изобразительного творчества занимались: А. В. Бакушинский, Л. А. Венгер, Н. А. Ветлугина, Т. Г. Казакова, В. И. Киреенко, Т. С. Комарова, Н. В. Рождественская и др. Известны исследования в этой области Г. Г. Григорьевой, Н. А. Дудиной, Т. В. Лабунской, Т. Я. Шпикаловой и др.Использование компонентов информационно-коммуникационных технологий, коммуникативно - деятельностного подхода в воспитании дошкольников позволяет строить такое воспитание, которое способствует творческому развитию личности. Воспитатель призван пробудить в ребенке потребность к творчеству, открытиям, поиску нестандартных решений той или иной задачи или проблемы, общению на деловом уровне, а также формированию личностных качеств. В. А. Сухомлинский писал, что «ребенок по своей природе - пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество — верная дорога к сердцу ребенка».

Ведущая педагогическая идея:

Ведущей педагогической идеей я вижу в развитии индивидуальности каждого ребенка, от непроизвольных движений к ограничению их, к зрительному контролю, к разнообразию форм движения, затем к осознанному использованию приобретенного опыта в рисунке. Постепенно у ребенка появляется умение изображать предметы, передавая их выразительный характер. Это свидетельствует о дальнейшем развитии способностей.

Оптимальность и эффективность средств:                                            Детская фантазия рождается в игре, и поэтому я соединяю нетрадиционную технику рисования с разнообразными игровыми приемами, которые вызывают у ребят эмоциональный отклик и такие чувства как радость, изумление, удивление, сопереживание и др. Считаю, что рисование - это не только обучение, это и воспитание эстетического художественного вкуса и развитие дизайнерских способностей в свою очередь это игра. И в моих играх есть определенные правила: ребенок должен знать, что результат его труда необходим какому-нибудь игровому персонажу, следовательно, у него должно появиться желание помочь одному из обитателей игрового мира. Например: «Поможем Мухе-Цокотухе! Нарисуем для нее большой самовар, чтобы она могла напоить чаем всех своих гостей!». Тем самым ставлю детей в позицию помощников, защитников, что особенно важно для решения воспитательных задач. Чем разнообразнее условия, в которых протекает изобразительная деятельность, содержание, формы, методы и приемы работы с детьми, а также материалы, с которыми действуют дети, тем интенсивнее развиваются детские художественно-творческие способности. Новизна обстановки, игровые приемы, сюрпризное начало работы, интересные неповторяющиеся задания, возможность выбора и еще многие другие факторы – всё это помогает мне в работе не допускать в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия в деятельности!

Результативность опыта:                                                                                           Таким образом, на основе проделанной работы я увидела, что у детей возрос интерес к нетрадиционным техникам рисования. Дети стали творчески всматриваться в окружающий мир, находить разные оттенки, приобрели опыт эстетического восприятия. Они создают новое, оригинальное, проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел, и самостоятельно находят средства для воплощения. Рисунки детей стали интереснее, содержательнее, замысел богаче. Шедевры живут, дышат, улыбаются, а главное, каждый рисунок кажется произведением искусств. Дети обрели уверенность в себе, робкие преодолевают боязнь чистого листа бумаги, начали чувствовать себя маленькими художниками. Положительным результатом в своей работе считаю участие детей в конкурсах, выставках различного уровня.

Наличие обоснованного числа приложений:

В моей работе представлено достаточное количество приложений, которые наглядно иллюстрируют эффективность использования различных материалов и пособий в формировании у дошкольников представления о художественном искусстве, и развития творческих способностей средствами нетрадиционного рисования.        

В своей работе я использую пособие Т. С. Комаровой «Детское художественное творчество», А. В. Никитиной «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», Т. Н. Дороновой - «Природа, искусство и изобразительная деятельность детей», Р. Г. Казаковой «Изобразительная деятельность в детском саду», Журналы «Дошкольное воспитание»«Воспитатель ДОУ»«Ребенок в детском саду», И. А. Лыкова «Цветные ладошки», А. А. Фатеева «Рисуем без кисточки», Т. Н. Давыдова «Рисуем ладошками»

Анализ эффективности применения нетрадиционных техник рисования:

Занятия по изобразительной деятельности, кроме выполнения учебных задач, являются важным средством всестороннего развития детей. Обучение рисованию способствует умственному, нравственному, эстетическому и физическому воспитанию дошкольников. Изобразительная деятельность тесно связана с познанием окружающей жизни. Вначале это непосредственное знакомство со свойствами материалов (бумаги, карандашей, красок и т. д.), познание связи действий с полученным результатом. В дальнейшем ребенок продолжает приобретать знания об окружающих предметах, о материалах и оборудовании, однако его интерес к материалу будет обусловлен стремлением передать в изобразительной форме свои мысли, впечатления от окружающего мира. В процессе рисования формируются такие важные качества личности, как активность, самостоятельность, инициатива, которые являются основными компонентами творческой деятельности. Ребенок приучается быть активным в наблюдении, выполнении работы, проявлять самостоятельность и инициативу в продумывании содержания, подборе материалов, использовании разнообразных средств художественной выразительности. Не менее важно воспитание целеустремленности в работе, умении довести ее до конца. На формирование этих моральных качеств должны быть направлены все методические приемы, используемые воспитателем на занятии. В процессе изобразительной деятельности воспитывается у дошкольников чувство товарищества, взаимопомощи. Работая над изображением, дети нередко обращаются друг к другу за советом, помощью. У детей формируется эстетическое отношение к предметам, животным, природе и их художественным изображениям. Формируются эстетические чувства передачей художественного образа различными техниками нетрадиционного рисования. У дошкольников развивается фантазия и творчество при выборе содержания и способов изображения разными художественными техниками. При свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных техниках у дошкольников развивается пространственное мышление и эстетическое восприятие колорита природы, воспитывается чувство удовлетворенности от художественной деятельности. При использовании нетрадиционной техники рисования у детей возникают положительные эмоции.

Приложение:                                                                                                               Данный педагогический опыт может быть полезен воспитателям дошкольных учреждений, педагогам дополнительного образования, заинтересованным и внимательным родителям.

ООД: «Кисточка в гостях у малышей», «Ах, эти яркие краски», «В гостях у акварели», «Чудо-ложки»,  «Наш веселый карандаш», «Путешествие в страну красок».

Досуги: Беседы, праздники, занятия, выставки, конкурсы.

Беседы: «Знакомство со сказочными героями», «Знакомства с произведениями художников», «Декоративно-прикладное искусство», «Картины бывают разные» и др.

Игры и упражнения: «Возьми и передай», «Клякса»,  «Групповая картина», «Отыщи сходство», «Хорошие и плохие поступки», «Перевирание

сказки», «Отгадай, что мы задумали», «Волшебные слова», «Весёлые перевёртыши». «Мы можем изобразить и нарисовать вкус»; «Потрогай, вообрази и нарисуй»; «Путешествие».

Консультации для родителей:                                                                                         Сентябрь-Адаптация детей к детскому саду.                                                                                             Октябрь – Волшебные краски. «Роль нетрадиционного рисования в развитии детей раннего возраста» (консультация для родителей).                                                                                                                                                Ноябрь-Как часто рисует ваш ребёнок?                                                                                                Декабрь – Рисуем солью.(семинар-практикум для родителей) .                                 Январь-Особенности изобразительной деятельности детей младшего дошкольного возраста.                                                                                                        Февраль – Особенности изобразительной деятельности детей младшего дошкольного возраста.(публикация на нашем сайте).                                                                                              Март-Все маленькие дети-художники.                                                                                                 Апрель – Рисование без препятствий самыми необычными вещами. (мастер-класс).                                                                                                                                        Май – Полезные советы по развитию творческих способностей детей. (памятки для родителей на сайте ДОУ)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОПЫТА РАБОТЫ «Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста»

влияние нетрадиционных техник рисования на развитие изобразительной деятельности дошкольников...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОПЫТА РАБОТЫ «Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста»

влияние нетрадиционных техник рисования на развитие изобразительной деятельности дошкольников...

"Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста.Виды техники нетрадиционного рисования"

Нетрадиционная техника рисования открывает возможности развития у детей творческих способностей,фантазии,воображения.Только нестандартные и нетрадиционные приемы творчества позволяюткаждому ребенку бо...

Из опыта работы детского сада «Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста».

Проблема  развития  детского  творчества  в  настоящее  время   является  одной  из   наиболее  актуальных,  как  в  теоретическом...

: «Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста. Виды техники нетрадиционного рисования»

научить детей пользоваться разнообразной техникой рисования, с целью формирования у них положительных эмоций, побуждать активность в обсуждении работ и желании говорить о своих чувствах.научить видеть...

Тема: «Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста. Виды техники нетрадиционного рисования»

Тема: «Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста. Виды техники нетрадиционного рисования»...