Сценарий НОД по художественно-эстетическому развитию " Филимоновская игрушка"
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа) на тему

Солдатова Мария Олеговна

Непосредственно образовательная деятельность "Филимоновская роспись" разработанна в технологии "Образовательная ситуация"

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ

С ДОШКОЛЬНИКАМИ

Ф.И.О. педагога: Солдатова Мария Олеговна

Номинация: Образовательная ситуация_с дошкольниками

Образовательная область: художественно - эстетическое развитие, познавательное развитие

Возрастная группа: старшая группа (дошкольники 5-6лет)

Тема: "Филимоновская игрушка"

Задачи:

1.формировать у дошкольников представление о филимоновской росписи: ее истории, основных элементах;

2. развивать мелкую моторику, чувство цвета.

3.воспитывать любвь к традициям русского народа.

Дидактические материалы: пазлы с изображениями разных видов народной росписи: гжели, дымковской, хохломы, филимоновской; презентация "Филимоновская роспись"; по количеству участников мастер - класса: пластиковые салфетки; кисточки белка № 3; подставки под кисточки; гуашь красная, желтая, зеленая; стаканчики с водой; влажные салфетки; глиняная заготовка петуха, запись народной музыки.

Оборудование: ноутбук, экран, проектор.

Краткая аннотация к работе: Данное занятие разработано в технологии «Ситуация» и  предназначено для педагогов дошкольных организаций по ознакомлению дошкольников с филимоновской росписью.

Ход образовательной ситуации:

  Организационный момент.

Колокольчик, мой дружок, 
Собери детей в кружок. (звонит)
Начинаем мы играть.
Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!

- Молодцы. Мы подарили друг другу улыбки

1. Введение в ситуацию

Дидактические задачи: 

  • Мотивировать детей на включение в игровую деятельность.

- Ребята, сегодня к нам придет необычный гость, а вот кто он, вы узнаете, если отгадаете загадку:

Звать медведя Вини-Пух.
Кто мишутки лучший друг?
Не петух и не бычок,
А весёлый …  (Пятачок)

(Воспитатель вносит игрушку Пятачка)

Пятачок: Здравствуйте, ребята!  Я спешу в гости к  Кролику.  Там будут все мои друзья. Я им решил сделать подарки. Хотите посмотреть? Вот! (открывает коробку. Там гипсовые фигурки петушков)

Пятачок: Оёёёй! (Пятачок плачет)

Воспитатель: Дети, почему Пятачок расстроен? (Петушок однотонный, некрасочный)

Воспитатель: Что же нам делать, дети? (дети предлагают помощь)

Воспитатель: А вы сможете?

Воспитатель: А что мы можем сделать с  петушком? ( разукрасить, расписать)

Воспитатель: Тогда я предлагаю вам подумать какой росписью мы распишем петушка. А для этого нам нужно выполнить задание. Сможете?

2. Актуализация

Дидактические задачи:

  • Актуализировать представления детей о видах росписи (хохлома, гжель, дымковская)
  • Формировать умение анализировать, делать простейшие выводы, высказываться из личного опыта.

Воспитатель:

Дидактическая игра «Собери картинки»

(дети  делятся на пары и под музыкальное сопровождение собирают картинки с элементами росписи, после каждой отгаданной загадки воспитатель просит поднять руку тех детей,  у которых роспись соответствует отгадке.)

Воспитатель: Отгадайте, о какой росписи говорится в загадках

Веселая белая глина

Кружочки, полоски на ней,

Козлы и барашки смешные,

Табун разноцветных коней,

Барышни и водоноски,

И всадники, и ребятня

Собачки, гусары и рыбы

А ну, назовите меня.

(Дымковская игрушка)

Сине-белая посуда,

Расскажи-ка, ты откуда? 

Видно издали пришла

И цветами расцвела:

Голубыми, синими,

Нежными, красивыми.

(Гжель)

 Разные ложки и ковши 

Ты разгляди-ка не спеши. 

Там трава вьется и цветы 

Удивительной красы.

Блестят они, как золотые,

Как будто солнцем залитые.

Все листочки, как листочки

Здесь же каждый – золотой.

Красоту такую люди

Называют…

(Хохломой)

  1. Затруднение в ситуации

Дидактические задачи:

  • Создать мотивационную ситуацию для поиска способов письменного изложения рассказа без букв и слов.
  • Формировать опыт фиксации затруднения под руководством воспитателя и понимания его причины.

Воспитатель: Дети, у кого есть роспись,  которою мы сейчас не назвали?(Дети А вы знаете  Дети затрудняются ответить.

Воспитатель:  А вы хотите узнать? (Да)

Воспитатель: А как можно узнать,  интересующую нас информацию? (Из интернета, из книги, спросить у того кто знает.)

  1. «Открытие» нового знания

 Дидактические задачи:

  • Формировать опыт самостоятельного открытия и эмоционального переживания радости открытия.
  • Формировать умения детей использовать картинки-символы для составления рассказов.

Воспитатель:  А как вы думаете, нашему петушку подойдёт Филимоновская роспись?

 Воспитатель:  А что нужно для того чтобы расписать петушка именно Филимоновской росписью? (Узнать её особенности)

Воспитатель: Тогда я предлагаю вас пройти в нашу мастерскую. Проходите, устраивайтесь по удобнее. (Дети проходят за столы расставленные полукругом перед экраном).

Рассказ - презентация о филимоновской росписи.

Есть под Тулой деревенька,

Филимоново зовут. (СЛАЙД 1)

И живут там мастерицы,

Что добро в дома несут. (СЛАЙД 2)

И добро там не простое

И не злато, серебро.

Филимоновской игрушкой

Называется оно. (СЛАЙД 3)

Сильно вытянутые шеи

И корова, как жираф (СЛАЙД 4)

И медведь, что Змей Горыныч,

Только это просто так. (СЛАЙД 5)

Чтобы звери, птицы кони,

Барышни, солдаты

Нравились ребятам. (СЛАЙД 6)

Воспитатель:  А вам нравится Филимоновская игрушка? (СЛАЙД  7)

Воспитатель:  Какие цвета используются в росписи? (Желтый, зеленый, красный, малиновый)

Воспитатель:  Какие элементы? (Линии, елочки, солнышко)

Воспитатель:  Филимоновские узоры бывают простые и сложные.
Простые узоры состоят из цветных чередующихся полос.
 (СЛАЙД  8)

Сложные узоры это: ветвистая «елочка», «солнышко». (СЛАЙД  9)

Круг обозначает в росписи солнце, треугольник — землю, елочки и ростки — символ растений. Несмотря на то, что орнамент и колорит росписи очень просты, игрушки после росписи выглядят очень яркими и праздничными, выразительными и добродушными.

5.Включение нового знания (способа действия) в систему знаний и умений ребенка

  • Создать условия для применения нового знания совместно с освоенным ранее.

Воспитатель: Какой росписью мы будем расписывать петушка? (Филимоновской росписью) Наносить мы будем простой узор.

Воспитатель: Какой это элемент? (Линии)

Воспитатель: СЛАЙД 10 Филимоновский узор наносят в определённой последовательности.  Обратите внимание на экран. Какой цвет наносят сначала? (Жёлтый)

Воспитатель:  Я попробую нанести узор на своего петушка, а вы мне поможете.  Берем заготовку за подставку.  Начинаем расписывать петушка с головы.  Каким цветом будем работать сначала? (Таким образом, разбирается вся последовательность нанесения росписи. Воспитатель наносит узор на свой образец, а дети прорисовывают сухой  кистью на своей заготовки. Воспитатель обращает внимание детей на то, что узор повторяется  и он симметричный, т.е одинаковый на обеих сторонах объемной фигуры)

Динамическая пауза.

Где-то в глиняной избушке

Жили яркие игрушки.

Утром просыпались,

Чисто умывались.

Кланялись друг другу,

Бегали по кругу.

Парами кружились,

Стоп-остановились!

Воспитатель:  А сейчас мы превратимся с вами в мастеров Филимоновской росписи.

 Произнесём  волшебные слова: Раз, два, три, четыре, пять мастера мы опять. Раз, два, три, четыре, пять начинаем рисовать.

Самостоятельное выполнение детьми росписи глиняной заготовки петуха по мотивам филимоновских игрушек под народную музыку. (По ходу выполнения  детьми росписи, воспитатель проговаривает с детьми последовательность нанесения росписи)

6.Осмысление Дидактические задачи:

  • Восстановить в памяти детей то, что делали  и создать ситуацию успеха.
  • Обратить внимание на фиксирование детьми достижения цели их деятельности.

Рассматривание выполненных работ.

Воспитатель:   

-Кому вы сегодня помогали? (Пятачку)

- Что вы сделали? (Расписывали Пятачка)

- Какой росписью мы расписали петушка? (Филимоновской  росписью)

- Какие элементы вы использовали в росписи? ( Цветные линии)

- Вы смогли помочь Пяточку?

-Какие у вас получились петушки? ( Яркие, красочные, расписные)

Пятачок:  Спасибо, ребята! Мне очень нравятся ваши петушки! Они  получились такие красочные, что мне захотелось, чтобы и ваши  родители полюбовались ими. Давайте пойдём в группу и оформим выставку!

(Дети берут петушков и оформляют выставку)

 

Утверждаю

Заведующий МДОУ «Детский  сад

                                                           комбинированного вида № 177»        

_____________Н.В. Невейкина

«Филимоновская  игрушка»

                                      Конспект открытой  НОД   по

художественно- эстетическому развитию,

                                                               разработанной  в  технологии

                                           «Образовательная ситуация»

                                       Провела: Солдатова М. О.

                             Дата: 26.10.2017 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий НОД по художественно-эстетическому развитию "Букет для мамы"

Сценарий разработан для детей подготовительной группы. К празднику "День Матери". Нетрадиционная техника лепки: пластилинография....

Сценарий НОД ОО «Художественно – эстетическое развитие» Рисование «Цветик – семицветик»

Виды детской деятельности:коммуникативная, продуктивная, познавательно – исследовательская, восприятие художественной литературы, двигательная.Цель: Формирование эстетического отношения к сказоч...

Сценарий ООД по художественно-эстетическому развитию "Путешествие в страну Рисовандию"

МБДОУ Сухобезводнинский детский сад «Звездочка»                 Сценарий ООД по художественно-эстетичес...

Сценарий ООД по художественно-эстетическому развитию "Знакомство с книжной графикой"

МБДОУ Сухобезводнинский детский сад «Звездочка»                 Сценарий ООД по художественно-эстетичес...

Сценарий ОД по художественно-эстетическому развитию (рисование) "Терем Осени".

На этом занятии использована авторская технология Н. Ю. Шуваевой "Сенсографика. В королевстве линий"....

Сценарий оод по художественно - эстетическому развитию на тему "Папа (мама) гуляет со своим ребенком в сквере"

Сценарий организованно - образовательной деятельности по образовательной области "Художественно - эстетическое развитие" с воспитанниками 6-7 лет на тему "Папа (мама) гуляет со своим ребенком в сквере...

Сценарий НОД по художественно - эстетическому развитию "Цветные облака"

Сценарий непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» с использованием нетрадиционной техники рисования «Эбр...