Статья "Использование нетрадиционных техник рисования в художественном творчестве" (из опыта работы)
статья по рисованию на тему
Опыт работы по нетрадиционным техникам рисования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_pedsovet.doc | 35.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Истоки способностей и дарования детей –
на кончиках пальцев.
От пальцев, образно говоря,
идут тончайшие нити – ручейки,
которые питают источник творческой мысли.
Другими словами, чем больше мастерства
в детской руке, тем, умнее ребенок».
Каждый ребенок по своей природе – творец. Творческое начало — это всегда стремление вперед, к лучшему, к прекрасному. Вот почему оно так значимо для человека. В дошкольном возрасте проблема творчества всегда была одной из актуальных, т.к. развитие творчества – одна из важных задач педагогики. Бесспорно, изобразительная деятельность является одним из самых интересных видов детской деятельности и позволяет ребенку выразить в создаваемых образах свои впечатления, свое отношение к окружающему миру. Но, как правило, творческие возможности дошкольников находятся в скрытом состоянии и не всегда полностью реализуются в процессе освоения образовательной программы. Начиная свою педагогическую деятельность, я заметила, что детские рисунки несут на себе отпечаток «шаблонности» и однотипности. Кроме того, развитие изобразительных навыков у детей находится на разном уровне. У одних – они развиты в достаточной мере, и ребенок легко может отобразить на листе бумаги объект или явление. У других детей не получается нарисовать даже самые характерные признаки предмета или явления. Поэтому одной из самых интересных форм для меня стала организация изобразительной деятельности детей с использованием нетрадиционных техник рисования. Нетрадиционные изобразительные техники – это эффективное средство изображения, включающее новые художественно – выразительные приемы создания художественного образа, композиции и колорита, позволяющие обеспечить наибольшую выразительность образа в творческой работе, чтобы у детей не создавалось шаблона.
Из моих наблюдений стало понятно, что стандартных наборов изобразительных материалов и способов передачи изображения недостаточно. А нетрадиционные техники рисования позволяют использовать любые, порой даже самые неожиданные материалы в изобразительной деятельности: бумагу, поролон, зубные щетки, нитки, пальцы и ладони рук и др. Оригинальные, нетрадиционное рисование привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов.
Использование нетрадиционных техник способствует:
- развитию уверенности в своих силах;
- снятию детских страхов;
- умению свободно выражать свой замысел;
- развитию мелкой моторики рук;
- развитию творческих способностей, воображения и полёта фантазии.
В связи с этим, нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно.
В основу моей работы положена идея обучения без принуждения, основанная на искреннем интересе ребенка в выполнении задания. Это придает малышу уверенности в своих силах, ставит его в позицию творца. Создавая условия, побуждающие ребенка к занятиям, можно раскрыть эти дремлющие до поры до времени творческие наклонности. Новые подходы раскрепощают ребенка. Он уже не боится, что у него что-то не получится, - немного техники, и пятно на листе бумаги превращается в кошечку, могучее дерево , морское чудище. Ребенку легче поставить на листе пятно, сделать мазки, работать кистью во всех направлениях, свободно координируя движения руки.
Вводить ребенка в мир искусства следует как можно раньше. Я начинала работать с детьми в возрасте 2-3 лет. Вначале брала самые простые техники – печатание пальчиками, ладошками, постепенно усложняя приемы и используя другие техники. К 4-5 летнему возрасту дети уже имели навыки применения различных материалов в изображении объектов окружающего мира.
Поддерживать интерес детей к рисованию помогает игра, как основной и любимый вид деятельности дошкольника. Любой материал, попадающий в руки ребёнка, становясь игрушкой, обретает новую жизнь, новый смысл. Этими материалами могут быть краска, бумага, зубная щётка, поролон, парафин и многое другое. Приобщая детей к искусству, я использую разные техники. Среди них много таких, которые дают самые неожиданные, непредсказуемые варианты художественного изображения и колоссальный толчок детскому воображению и фантазированию. Так, например техники которыми дети уже владеют :
- Рисование пластилином
- Рисование ватными палочками
- Рисование ладошкой
- Техника с использованием восковых мелков и акварели
- Техника оттиск поролоном
- Техника тычкования
- Техника с использованием мятой бумаги
- Рисование нитками
- Рисование в технике Техtile-fun
Художественная деятельность ребенка станет еще более успешной, если взрослые, педагоги и родители будут оценивать ее положительно, не сравнивая работы детей между собой, а отмечая индивидуальную манеру выполнения. Поэтому особое внимание необходимо уделять обсуждению детских работ, обязательно вводить в практику анализ рисунка ребенка в индивидуальной беседе с ним. При этом стараться оценивать достижения ребенка в соответствии с его личными возможностями и в сравнении с его же прежними рисунками, обстоятельно аргументировать оценку и придавать ей позитивный характер, чтобы открыть путь к исправлению ошибок.
Пусть дети рисуют, творят, фантазируют! Не каждый из них станет художником, но рисование доставит им удовольствие, они познают радость творчества, научаться видеть прекрасное в обычном. Пусть они растут с душой художника!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия "Нетрадиционные техники рисования в художественном творчестве дошкольников".
Дошкольный возраст – это тот период, когда изобразительная деятельность может стать и чаще всего является устойчивым увлечением не только всех детей. Общение с искусством доставляет огромное удо...
Использование нетрадиционных техник рисования в художественном творчестве (из опыта работы)
Презентация...
Презентация "Нетрадиционные техники рисования в художественном творчестве".
Описание некоторых видов техник нетрадиционного рисования со старшими дошкольниками....
«Использование разных видов техники в художественном творчестве» (из опыта работы)
Использование разных видов техники открывает возможности развития у детей творческих способностей, фантазии, воображения. Только нестандартные и нетрадиционные приемы творчества позволяют каждому ребе...
Результаты работы по теме саморазвития «Развитие речевого творчества детей через использование нетрадиционных техник рисования в художественно продуктивной деятельности (классический сторителлинг):
Результаты работы по теме саморазвития «Развитие речевого творчества детей через использование нетрадиционных техник рисования в художественно продуктивной деятельности (классический сторителлин...
Использование нетрадиционных техник рисования в художественном творчестве дошкольников.
quot; Истоки способностей и дарования детей-на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря , идут тончайшие нити-ручейки, которые питают творческие мысли. Другими словами , чем больше мастерства в д...
Методическая разработка. "Нетрадиционные техники рисования в художественном творчестве дошкольников".
Дошкольный возраст – это тот период, когда изобразительная деятельность может стать и чаще всего является устойчивым увлечением детей. Общение с искусством доставляет огромное удовольствие...