Методическая разработка " Мы рисуем пластилином"
методическая разработка по рисованию (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Шнитко Наиля Рашитовна

Ребёнок узнаёт мир с помощью манипуляций, то есть действий с различными предметами, которые позволяют ему узнать и изучить их свойства, при этом, познавая и свои творческие способности, изменить то, к чему прикасается. Одним из помощников ребёнка в этом важнейшем для его развития деле является пластилин

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл k_pedsovetu_plastilinografiya.docx25.55 КБ

Предварительный просмотр:

    «Мы рисуем пластилином»

Когда человек рождается, он начинает познавать мир, причём делает это самым эффективным и безотказным способом - всё нужно увидеть, услышать, пощупать руками и попробовать на зуб. Ребёнок узнаёт мир с помощью манипуляций, то есть действий с различными предметами, которые позволяют ему узнать и изучить их свойства, при этом, познавая и свои творческие способности, изменить то, к чему прикасается. Одним из помощников ребёнка в этом важнейшем для его развития деле является пластилин. Каждый ребёнок с раннего детства знаком с таким податливым и мягким материалом, как пластилин. Но не каждый знает, что с его помощью можно рисовать. Дошкольники очень любят и лепить, и рисовать. Совместить таких 2 приятных для детей занятия позволяет техника рисования пластилином - пластилинография .

 Пластилинография – это нетрадиционная техника изобразительного искусства, принцип которой заключается в создании лепной картины с изображением полуобъемных предметов на горизонтальной поверхности. Пластилинография - это ни что иное как рисунок пластилином.

 Понятие «Пластилинография» имеет два корня: «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла, «графия»- создавать, изображать. Допускается включение дополнительных материалов – бисера, бусинок, природного и бросового материалов.

В  технике пластилинография можно создавать: цветы, растения, плоды, насекомых, рыб, животных, жанры живописи и народно – прикладного искусства.

 Основной материал — пластилин, а основным инструментом в пластилинографии является рука (вернее, обе руки), следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками. Данная техника хороша тем, что она доступна детям младшего дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с малышами.

 Занятия пластилинографией  представляют большую возможность для развития и обучения детей.

      Они способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление, а так же развитию творческих способностей, значение которых для формирования здоровой и гармонично развитой личности трудно переоценить.

      Главное значение занятий по пластилинографии состоит в том, что она способствует развитию тонких движений пальцев и всей руки в целом, но не просто развитие руки, а совместное развитие руки и глаза,  так как именно изобразительная деятельность способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук. Рисуя пластилином, ребенок постепенно подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Движения рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются (этому способствует мышечная нагрузка на них).

         Дети учатся самостоятельно осуществлять движения, контролируя их силу, длительность, направленность и др.

      Пластилинография способствует развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе. Сенсорное развитие занимает одно из центральных мест в работе с детьми по пластилинографии. В младшей группе происходит развитие общих сенсорных способностей: цвет, форма, величина. У детей появляются первые элементарные математические представления о счете, размере, величине.  

Пластилин также обогащает сенсорный опыт ребенка, который ярко ощущает пластику, форму и вес.  

      - В процессе работы пластилинографией  улучшается речевое развитие детей, формируется положительные навыки коммуникативного общения со сверстниками, в интересной игровой форме обогащается словарный запас . В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином, ведётся непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, формирование и активизации словаря, пониманию ребенком речи окружающих.

 Дети знакомятся с художественными произведениями, стихами, потешками, пальчиковыми играми.

       Так же  одним из несомненных достоинств занятий по пластилинографии с детьми дошкольного возраста является интеграция предметных областей знаний.  Темы занятий тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других занятиях (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи, и т. д.) .

        Реализуется  познавательная  активность. Весь подбираемый материал для занятий с детьми, имеет практическую направленность, максимально опирается на имеющийся у них жизненный опыт, помогает выделить сущность признаков изучаемых объектов и явлений, активизирует образы и представления, хранящиеся в долговременной памяти. Они позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применять первые варианты обобщения.

      Развивается волевое усилие . Малыш постепенно и незаметно для самого себя овладевает искусством планирования и учится всегда доводить работу до конца, формируется элементарные навыки самоконтроля (организованно готовят рабочее место, убирают его, контролируют поведение), отмечается повышенный интерес к занятиям (стараются выполнять задание правильно).

Пластилинография в разных возрастных группах.

Итак, что же необходимо для создания пластилинового рисунка?

Яркий, качественный пластилин, который хорошо разминается и смешивается между собой. Чем меньше он будет липнуть к рукам, тем лучше.

   

 Основа картины: стекло, оргстекло, картон.

Доска для лепки, стакан с водой, салфетки для рук, стеки, различные подручные приспособления для создания нужной фактуры.

Простой карандаш, восковые мелки, перманентный маркер или тушь.

 Для работы с детьми младшего возраста выбирается  пластилин чистых цветов, мягкий, не липнущий к рукам и не токсичный. Основа - плотный картон  к которому хорошо прилипает пластилин. Хорошо иметь цветной картон или тонировать белый самостоятельно. Это придаст колорит вашим будущим композициям. Также при создании пластилиновых картин необходимо иметь подручные материалы для придания объёма и декоративности: колпачки фломастеров, трубочки, зубочистки, расчёски, стеки. Эти предметы способствуют развитию мелкой моторики.

  С младшего возраста дети с помощью взрослых осваивают следующие простейшие приёмы работы с пластилином:

 •    раскатывать «колбаски» и «шарики»,

 •    сплющивать «лепешки»,

 •    вытягивать пластилин,

 •    слеплять детали друг с другом.

 При знакомстве с пластилинографией для детей младшего возраста крайне важно овладеть новыми навыками, а именно: размазыванием пластилина тонким слоем по основе и «мазку».

Поэтому и сюжеты и задания для детей данного возраста должны быть просты и легки,  близкие опыту детей: травушка - муравушка, дождь - проказник, плывёт, плывёт кораблик, шубка для ёжика.

Вот какие работы можно предложить детям 3 – 4 лет: «Солнышко» (ребенок на голубом картоне изображает пластилиновый круг, а затем скатывает из маленьких кусочков кружочки, прикрепляет их к основе и размазывает, придавая им форму лучей), «Травка и цветы» (может стать продолжением предыдущего сюжета – в ответ на ласковые лучи солнца на полянке выросла зеленая травка, а затем распустились цветы),  «Салют».

     В старшем возрасте дети готовы создавать более сложные композиции, активно и умело смешивают цвета пластилиновых мазков, сплющивают, прищипывают, оттягивают детали от общей формы, соединяют элементы изображения способом примазывания, создают декоративные налепы.

Поэтому работы, которые могут выполнять в этом возрасте дошкольники могут быть сложнее и по замыслу, и по композиции. Дети могут изображать целостные объекты (животных, растения, плоды), а могут и создавать жанровые картинки (в них присутствует действие, несколько героев).

Возможно выполнение коллективных работ (например, «В зоопарке»), включение в изображение дополнительных материалов (семян, крупы, блесток, ниток и пр.), смешение техник (налепливание деталей на графическое изображение, например, на фотографии). Чем старше художник, тем больший арсенал действий с пластилиновым изображением он может совершать: процарапывать поверхность, обрезать стекой.

Занятия по пластинографии проходят в 3 этапа.

 

Структура может быть гибкой и изменяться от целей и задач, но включает в себя 3 части: вводную, основную и заключительную.

 Вводная часть начинается с организационного момента, зрительно-тактильного  обследования предмета - определение особенностей его строения: частей и деталей, из которых он состоит.. Именно здесь нужно создать эмоциональный настрой у детей, сосредоточить внимание на игровом персонаже, на необходимости ему помочь, на развитии игрового замысла. Во вводной части дети могут свободно передвигаться, подходить к мольберту, стоя слушать рассказ воспитателя. Воспитатель в свою очередь использует различные приёмы: чтение художественного слова, обыгрывание персонажа, подвижную или пальчиковую игру.

  В основной части детей усаживают за рабочий стол, непосредственно на месте воспитатель объясняет и показывает приёмы рисования пластилином. Далее дети выполняют практическое задание - дорисовывание необходимых элементов в общей композиции (лучиков, капелек, ножек, иголочек и т. д.). При необходимости педагог помогает индивидуально, а также проводит физминутку, если дети устали.

 В заключительной части дети встают, переходят на ковер или к мольберту. Воспитатель подводит итог занятия: детей хвалят за помощь персонажу, за их труд, отмечают красоту созданной композиции.

  К каждому занятию подбирается  соответствующие игры с движением, пальчиковая гимнастика, разминка для рук. Для решения поставленных задач, на занятиях максимально используются  все анализаторы ребенка: слуховой, зрительный, тактильный и т. д. Занятия целиком проходят в форме игры,

что помогает активизировать деятельность детей, развивать познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому, развивает творческое воображение.

Кроме того в процессе практической деятельности создаются неограниченные возможности для спонтанного речевого общения между педагогом и детьми.

     Каждое занятие содержит не только практические задачи, но и воспитательно - образовательные, что в целом позволяет всесторонне развивать личность ребёнка.

      В воспитании ребёнка нет и не может быть мелочей, и такая забавная и несерьёзная на первый взгляд вещь, как пластилин, может при грамотном подходе сыграть немалую роль в том, чтобы ваш малыш вырос всесторонне развитым. Для рисования пластилином нет ограничений. Всё зависит от смелости творческой мысли, яркости идей и художественной фантазии. Именно поэтому занятия с пластилином играют чрезвычайно важную роль в полноценном творческом развитии малыша.

Литература

Анищенкова Е.С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников/ Е.С. Анищенкова. – М.: АСТ: Астрель, 2006

Богуславская З.М. Развивающие игры для детей младшего возраста/ З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова. – М.: Просвещение, 1991

Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду/ А.К. Бондаренко. – М.: Просвещение, 1997

Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду/ Т.С. Комарова. – М.: Просвещение, 1991

Новиковская О.А. Ум на кончиках пальцев/ О.А. Новиковская. – М.: АСТ; СПб: Сова, 2006

Рузина М.С. Страна пальчиковых игр/ М.С. Рузина, С.Ю. Афонькин. – СПб: КРИСТАЛЛ, 1997

Ткаченко Т.Б. Лепим из пластилина/ Т.Б. Ткаченко, К.И. Стародуб. – Ростов – на – Дону: Издательство «Феникс», 2003

Узорова О.В. Физкультурные минутки/ О.В. Узорова, Е.А. Нефёдова. – М.: Асрель – АСТ – Ермак, 2004

Шорыгина Т.А. Серия пособий из цикла «Знакомство с окружающим миром. Развитие речи»/ Т.А. Шорыгина. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2004

 

Источник: http://doshvozrast.ru/metodich/pedoput32.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему "Консультация для педагогов и родителей. Пластилинография – рисование пластилином".

В данном материале описана нетрадиционная  художественная техника изобразительного исскуства - пластилинография, её актуальность использования. Рассмотрены: методика рисования пластилином, принцы...

Методическая разработка серии занятий по теме: «Развитие формообразующих движений у детей 3-го года жизни в процессе лепки из пластилина»

В возрасте 2-3 лет лепка в качестве свободного вида деятельности не может быть применена, дети не владеют формообразующими движениями, у них нет соответствующего опыта пластической деятельности, они н...

Методическая разработка НОД по художественно-эстетическому развитию "Рисование пластилином".

Методическая разработка НОД по художественно-эстетическому развитию "Рисование пластилином".Тема: "Синичка-невеличка"Цель: научить детей использовать пластилин в качестве изобразит...

Методическая разработка "Божья коровка" лепка из пластилина

Занимательное дело: совместная работа ролителей с детьми...

Методическая разработка НОД по художественно-эстетическому развитию "Рисование пластилином"

С раннего возраста детей знакомят родители и воспитали в детском саду с таким материалом, как пластилин. Он мягкий и пластичный, ребенок очень быстро учится лепить, разминать, скатывать шары и полос...

Методическая разработка Лепка из пластилина с использованием природного материала «Ёжик» (с детьми 4 – 5 лет).

Лепка с использованием природного материала – занимательное дело для совместного творчества. Рекомендуем Вам вместе с детьми смастерить поделку - ёжика, используя в работе пластилин и каштановую...