Консультация для педагогов «Нетрадиционные техники рисования в работе по здоровье-сбережению»
материал по рисованию (средняя группа) на тему

памятка для педагогов и родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsut.dlya_rodit_oktyabr_samoobraz.docx20.14 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                       

 

                                                                                                                   

Консультация для педагогов

«Нетрадиционные техники рисования в работе по здоровье-сбережению»

                                                                  Составила: Воспитатель Луговая Ю.В

                                                                           

Консультация для педагогов «Нетрадиционные техники рисования в работе по здоровье-сбережению»

Изобразительная деятельность зарождается в раннем возрасте. Если вовремя создать условия для ее появления и совершенствования, она станет ярким и благодатным средством самовыражения и развития ребенка.

Работая с дошкольниками, педагоги направляют свои усилия на оздоровление детей, культивирование здорового образа жизни. Неслучайно, именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования.

Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровье-сберегающие технологии, без которых не мыслим педагогический процесс современного детского сада.

Здоровье - это целостное понятие, которое включает не отсутствие болезни, а состояние физического, и социального благополучия

Содержание образовательной области «Здоровье» направлено на достижение охраны здоровья детей и формирование основы культуры здоровья через решение следующих задач:

• сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;

• воспитание культурно-гигиенических навыков;

• формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.

Содержание образовательной области «Художественное творчество» направлено на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворения потребностей детей в самовыражении через решение следующих задач:

• развитие продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, художественный труд);

• развитие детского творчества;

• приобщение к изобразительному искусству.

Рассмотрим как, решая задачи образовательной области «Художественное творчество», мы воздействуем на укрепление психического, физического здоровья детей. Как решаются задачи по воспитанию культурно-гигиенических навыков и формированию начальных представлений о здоровом образе жизни.

Психическое благополучие - это полное соответствие паспортного возраста с развитием по всем умениям, необходимым для осуществления различных видов деятельности и развитием психических процессов (памяти, внимания, восприятия, мышления, воображения). Занятия изобразительной деятельностью проводятся в соответствии с возрастными показаниями, решаются задачи по обучению соответствующих умений (вырезывания, лепки, наклеивания и т. д.) и решаются все задачи по развитию психических процессов.

Организация изобразительно-художественной деятельности и здоровье-сберегающие технологии тесно взаимосвязаны. Если рассмотреть этот момент внимательно, то можно сказать, что здоровье-сберегающий процесс в ДОУ - в широком смысле слова -процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста в режиме здоровье-сбережения и здоровье-обогащения; процесс, направленный на обеспечение физического, социального и эстетического благополучия ребёнка.

На занятиях по изобразительно- художественной деятельности осуществляются здоровье-сберегающие подходы в работе с детьми:

1. Рациональная организация учебных занятий по изобразительно -художественной деятельности;

2. Проведения занятий по изобразительно - художественной деятельности с детьми;

3. Двигательные и эмоционально - психологические разгрузки на занятиях, выполнение требований СанПина к созданию условий для проведения интегрированных занятий по изобразительно- художественной деятельности;

4. Соблюдение требований к оптимальной сложности занятий;

5. Гуманный стиль общения детей и взрослых;

6. Эмоционально -положительный микроклимат;

7. Взаимодействие педагогов с семьями воспитанников.

Но, можно ли назвать технологии, используемые в изобразительной деятельности, здоровье-сберегающими?

Здоровьесберегающей технологию можно назвать, когда точно обозначается цель- на что мы воздействуем; когда можно провести диагностику; когда действия четко выстроены. Технология должна быть воспроизводима и иметь четкое количество занятий.

Этим требованиям полностью соответствуют нетрадиционные техники и технологии, используемые в изобразительной деятельности. Занятия по нетрадиционному рисованию полезны для духовного развития детей.

Работа с необычными материалами, позволяет детям ощутить незабываемые эмоции, развивает творческие способности ребенка, его креативность, что способствует общему психическому и личностному развитию детей.

Нетрадиционное рисование имеет целый ряд преимуществ:

  • развивает мелкую моторику руки;
  • вызывает целый комплекс эмоций;
  • проявляет характер ребенка, его индивидуальность;
  • многообразие способов рисования;
  • многообразие средств рисования;
  • прививает любовь к изобразительному искусству;
  • непринужденно развивает творческие способности.

Художественное творчество -один из любимых видов детской деятельности.

Важным условием развития детского творчества является создание эмоционально- благополучной творческой атмосферы на занятиях по нетрадиционному рисованию.

Следует избегать дисциплинарных замечаний, излишней регламентации, упреков в адрес детей, у которых что-то не получается. Необходимо ненавязчиво помогать детям, добиться результатов в работе.

Занятия по нетрадиционному рисованию должны вызывать у детей положительные эмоции, хорошее настроение, желание заниматься творчеством.

В работе с детьми по нетрадиционному рисованию рекомендуется использовать такие материалы, как:

• поролон

• зубная щетка

• деревянные палочки

• вязальные спицы

• целлофан

• листья деревьев

• овощные штампы

• пряжа

• парафин

• песок, соль

• гофре (креповая бумага)

• оракал (самоклеющаяся бумага) и др.

Все это занимает детей и вовлекает в творческий процесс. Во время рисования пальцами рук и ног ребенок получает необыкновенное чувственное наслаждение при тактильных контактах с краской, бумагой, водой, что благотворно влияет на нервную систему, укрепляет и развивает её. А вот работа с креповой бумагой (гофре) и оракалом (самоклейкой, положительно влияет на психику ребенка, носит терапевтический характер и развивает мелкую моторику руки.

Рекомендуется использовать разные техники и приемы нетрадиционного рисования с детьми:

1.«Пальцеграфия» (рисование пальцами руки);

2.«Ладоневая живопись» (рисование ладошками);

3. Рисование ножками;

4. Рисование водой (с помощью пластиковой бутылочки);

5.«Эстамп - оттиск» (штампик из веревочки, из картона, из овощей);

6. Рисунок спичечным коробком;

7. Рисование листиками растений;

8. Рисование поролоном;

9.«Набрызг» (разбрызгивание краски с помощью зубной щетки на бумаге);

10.«Тонировка» (рисование солью, песком, текстурой);

11.«Точкография» (рисование ватными палочками, корректором);

12.«Кляксография» (рисование кляксой);

13.«Штрихография» (рисование штрихами);

14.«Граттаж» (процарапывание рисунка с помощью деревянной палочки или пера);

15.«Абстракция» (мозаика);

16.«Монотипия» (двойная печать на бумаге);

17.«Диатипия» (сквозная печать на бумаге);

18. Клеевой рисунок (рельефно-выпуклое рисование клеем ПВА или канцелярским клеем);

19.«Выдувание» (рисование лёгкими с помощью трубочки от сока);

20.«Мыльные пузырьки» (рисование мыльными пузырями);

21.«Коллаж» (сочетание рисования и аппликации из разных материалов);

22.«Батик» (рисование на ткани);

23.«Резерв» (рисование парафином, восковыми мелками);

24.«Нитевая графика» (рисование нитками);

25. Рисование бусинками, шариками, камешками;

26.«Мокрая живопись» (рисование на мокрой бумаге);

27.«Гелевая графика» (рисование гелем на бумаге, картоне, фанере, пластике);

28.«Корректорная графика» (рисование корректором на темном фоне).

Все эти нетрадиционные техники и приёмы рисования также благотворно влияют на развития здоровья детей, на их эмоционально - психическое развитие, развивают творчество.

Творчество не может существовать под давлением и насилием, оно должно быть свободным, ярким и неповторимым. Не расставаясь с изобразительными материалами, как традиционными, так и с нетрадиционными, ребенок незаметно для себя, учится наблюдать, сравнивать, думать, фантазировать.

Из практики замечено, что даже те дети, которые хоть раз поработали с нетрадиционными приёмами рисования, никогда уже не расстаются с ними.

Малышам интересно рисовать - играть, тем более, эти приёмы положительно влияют на их здоровье. Творчество для них -  это отражение душевной, эмоциональной работы. Чувства, разум, глаза и руки - инструменты души и эмоций.

Оригинальное рисование привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использование хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов.

А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь самоценным является не конечный продукт- рисунок, а развитие личности и его здоровья: формирование уверенности в себе, в своих способностях, самоидентификации в творческой деятельности, целенаправленность деятельности в целом, укрепление здоровья детей.

Таким образом, можно сказать, что нетрадиционные технологии изобразительной деятельности являются здоровье-сберегающими. А изобразительная деятельность, в основе которой заложено использование инновационных методик, традиционных и нетрадиционных приемов, техник и технологий оказывает положительное влияние на здоровье ребенка.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс для педагогав "Нетрадиционные техники рисования в работе с детьми"

12 ноября 2013 г. в рамках ММО на баде МБДОУ №13 "Улыбка" в г. Балашиха, был проведен мастер - класс для педагогов города на тему «Рисуем без кисточки» (знакомство с нетрадиционными формами рисования ...

консультация для педагогов "Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста"

Одним из приемов, направленных на создание условий для творческого самовыражения ребенка, является организация работы с детьми с применением способов нетрадиционного рисования....

Консультация для педагогов "Нетрадиционные техники рисования в детском саду"

Воображение и фантазия — это важнейшая сторона жизни ребенка. А развивается воображение особенно интенсивно в возрасте от 5 до 15 лет. Вместе с уменьшением способности фантазировать у детей обедняется...

Консультация для педагогов "Нетрадиционная техника рисования с детьми дошкольного возраста- рисование пальцами" 28.12.2020г.

quot;Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев" В.А.Сухомлинский....

Консультация для педагогов "Нетрадиционная техника рисования с детьми дошкольного возраста - рисование пальцами"

quot;Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питаютисточник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерс...

Консультация для педагогов. Нетрадиционные техники рисования в работе с детьми 2-3 лет.

Нетрадиционное рисование-искусство изображать, не основываясь на традиции. Рисование нетрадиционными способами, увлекателная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей....