Главные вкладки

    Консультация для педагогов «Нетрадиционные техники рисования в работе по здоровье-сбережению»
    материал по рисованию (средняя группа) на тему

    памятка для педагогов и родителей

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konsut.dlya_rodit_oktyabr_samoobraz.docx20.14 КБ

    Предварительный просмотр:

                                                                                                                           

     

                                                                                                                       

    Консультация для педагогов

    «Нетрадиционные техники рисования в работе по здоровье-сбережению»

                                                                      Составила: Воспитатель Луговая Ю.В

                                                                               

    Консультация для педагогов «Нетрадиционные техники рисования в работе по здоровье-сбережению»

    Изобразительная деятельность зарождается в раннем возрасте. Если вовремя создать условия для ее появления и совершенствования, она станет ярким и благодатным средством самовыражения и развития ребенка.

    Работая с дошкольниками, педагоги направляют свои усилия на оздоровление детей, культивирование здорового образа жизни. Неслучайно, именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования.

    Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровье-сберегающие технологии, без которых не мыслим педагогический процесс современного детского сада.

    Здоровье - это целостное понятие, которое включает не отсутствие болезни, а состояние физического, и социального благополучия

    Содержание образовательной области «Здоровье» направлено на достижение охраны здоровья детей и формирование основы культуры здоровья через решение следующих задач:

    • сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;

    • воспитание культурно-гигиенических навыков;

    • формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.

    Содержание образовательной области «Художественное творчество» направлено на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворения потребностей детей в самовыражении через решение следующих задач:

    • развитие продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, художественный труд);

    • развитие детского творчества;

    • приобщение к изобразительному искусству.

    Рассмотрим как, решая задачи образовательной области «Художественное творчество», мы воздействуем на укрепление психического, физического здоровья детей. Как решаются задачи по воспитанию культурно-гигиенических навыков и формированию начальных представлений о здоровом образе жизни.

    Психическое благополучие - это полное соответствие паспортного возраста с развитием по всем умениям, необходимым для осуществления различных видов деятельности и развитием психических процессов (памяти, внимания, восприятия, мышления, воображения). Занятия изобразительной деятельностью проводятся в соответствии с возрастными показаниями, решаются задачи по обучению соответствующих умений (вырезывания, лепки, наклеивания и т. д.) и решаются все задачи по развитию психических процессов.

    Организация изобразительно-художественной деятельности и здоровье-сберегающие технологии тесно взаимосвязаны. Если рассмотреть этот момент внимательно, то можно сказать, что здоровье-сберегающий процесс в ДОУ - в широком смысле слова -процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста в режиме здоровье-сбережения и здоровье-обогащения; процесс, направленный на обеспечение физического, социального и эстетического благополучия ребёнка.

    На занятиях по изобразительно- художественной деятельности осуществляются здоровье-сберегающие подходы в работе с детьми:

    1. Рациональная организация учебных занятий по изобразительно -художественной деятельности;

    2. Проведения занятий по изобразительно - художественной деятельности с детьми;

    3. Двигательные и эмоционально - психологические разгрузки на занятиях, выполнение требований СанПина к созданию условий для проведения интегрированных занятий по изобразительно- художественной деятельности;

    4. Соблюдение требований к оптимальной сложности занятий;

    5. Гуманный стиль общения детей и взрослых;

    6. Эмоционально -положительный микроклимат;

    7. Взаимодействие педагогов с семьями воспитанников.

    Но, можно ли назвать технологии, используемые в изобразительной деятельности, здоровье-сберегающими?

    Здоровьесберегающей технологию можно назвать, когда точно обозначается цель- на что мы воздействуем; когда можно провести диагностику; когда действия четко выстроены. Технология должна быть воспроизводима и иметь четкое количество занятий.

    Этим требованиям полностью соответствуют нетрадиционные техники и технологии, используемые в изобразительной деятельности. Занятия по нетрадиционному рисованию полезны для духовного развития детей.

    Работа с необычными материалами, позволяет детям ощутить незабываемые эмоции, развивает творческие способности ребенка, его креативность, что способствует общему психическому и личностному развитию детей.

    Нетрадиционное рисование имеет целый ряд преимуществ:

    • развивает мелкую моторику руки;
    • вызывает целый комплекс эмоций;
    • проявляет характер ребенка, его индивидуальность;
    • многообразие способов рисования;
    • многообразие средств рисования;
    • прививает любовь к изобразительному искусству;
    • непринужденно развивает творческие способности.

    Художественное творчество -один из любимых видов детской деятельности.

    Важным условием развития детского творчества является создание эмоционально- благополучной творческой атмосферы на занятиях по нетрадиционному рисованию.

    Следует избегать дисциплинарных замечаний, излишней регламентации, упреков в адрес детей, у которых что-то не получается. Необходимо ненавязчиво помогать детям, добиться результатов в работе.

    Занятия по нетрадиционному рисованию должны вызывать у детей положительные эмоции, хорошее настроение, желание заниматься творчеством.

    В работе с детьми по нетрадиционному рисованию рекомендуется использовать такие материалы, как:

    • поролон

    • зубная щетка

    • деревянные палочки

    • вязальные спицы

    • целлофан

    • листья деревьев

    • овощные штампы

    • пряжа

    • парафин

    • песок, соль

    • гофре (креповая бумага)

    • оракал (самоклеющаяся бумага) и др.

    Все это занимает детей и вовлекает в творческий процесс. Во время рисования пальцами рук и ног ребенок получает необыкновенное чувственное наслаждение при тактильных контактах с краской, бумагой, водой, что благотворно влияет на нервную систему, укрепляет и развивает её. А вот работа с креповой бумагой (гофре) и оракалом (самоклейкой, положительно влияет на психику ребенка, носит терапевтический характер и развивает мелкую моторику руки.

    Рекомендуется использовать разные техники и приемы нетрадиционного рисования с детьми:

    1.«Пальцеграфия» (рисование пальцами руки);

    2.«Ладоневая живопись» (рисование ладошками);

    3. Рисование ножками;

    4. Рисование водой (с помощью пластиковой бутылочки);

    5.«Эстамп - оттиск» (штампик из веревочки, из картона, из овощей);

    6. Рисунок спичечным коробком;

    7. Рисование листиками растений;

    8. Рисование поролоном;

    9.«Набрызг» (разбрызгивание краски с помощью зубной щетки на бумаге);

    10.«Тонировка» (рисование солью, песком, текстурой);

    11.«Точкография» (рисование ватными палочками, корректором);

    12.«Кляксография» (рисование кляксой);

    13.«Штрихография» (рисование штрихами);

    14.«Граттаж» (процарапывание рисунка с помощью деревянной палочки или пера);

    15.«Абстракция» (мозаика);

    16.«Монотипия» (двойная печать на бумаге);

    17.«Диатипия» (сквозная печать на бумаге);

    18. Клеевой рисунок (рельефно-выпуклое рисование клеем ПВА или канцелярским клеем);

    19.«Выдувание» (рисование лёгкими с помощью трубочки от сока);

    20.«Мыльные пузырьки» (рисование мыльными пузырями);

    21.«Коллаж» (сочетание рисования и аппликации из разных материалов);

    22.«Батик» (рисование на ткани);

    23.«Резерв» (рисование парафином, восковыми мелками);

    24.«Нитевая графика» (рисование нитками);

    25. Рисование бусинками, шариками, камешками;

    26.«Мокрая живопись» (рисование на мокрой бумаге);

    27.«Гелевая графика» (рисование гелем на бумаге, картоне, фанере, пластике);

    28.«Корректорная графика» (рисование корректором на темном фоне).

    Все эти нетрадиционные техники и приёмы рисования также благотворно влияют на развития здоровья детей, на их эмоционально - психическое развитие, развивают творчество.

    Творчество не может существовать под давлением и насилием, оно должно быть свободным, ярким и неповторимым. Не расставаясь с изобразительными материалами, как традиционными, так и с нетрадиционными, ребенок незаметно для себя, учится наблюдать, сравнивать, думать, фантазировать.

    Из практики замечено, что даже те дети, которые хоть раз поработали с нетрадиционными приёмами рисования, никогда уже не расстаются с ними.

    Малышам интересно рисовать - играть, тем более, эти приёмы положительно влияют на их здоровье. Творчество для них -  это отражение душевной, эмоциональной работы. Чувства, разум, глаза и руки - инструменты души и эмоций.

    Оригинальное рисование привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использование хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов.

    А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь самоценным является не конечный продукт- рисунок, а развитие личности и его здоровья: формирование уверенности в себе, в своих способностях, самоидентификации в творческой деятельности, целенаправленность деятельности в целом, укрепление здоровья детей.

    Таким образом, можно сказать, что нетрадиционные технологии изобразительной деятельности являются здоровье-сберегающими. А изобразительная деятельность, в основе которой заложено использование инновационных методик, традиционных и нетрадиционных приемов, техник и технологий оказывает положительное влияние на здоровье ребенка.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Мастер - класс для педагогав "Нетрадиционные техники рисования в работе с детьми"

    12 ноября 2013 г. в рамках ММО на баде МБДОУ №13 "Улыбка" в г. Балашиха, был проведен мастер - класс для педагогов города на тему «Рисуем без кисточки» (знакомство с нетрадиционными формами рисования ...

    консультация для педагогов "Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста"

    Одним из приемов, направленных на создание условий для творческого самовыражения ребенка, является организация работы с детьми с применением способов нетрадиционного рисования....

    Консультация для педагогов "Нетрадиционные техники рисования в детском саду"

    Воображение и фантазия — это важнейшая сторона жизни ребенка. А развивается воображение особенно интенсивно в возрасте от 5 до 15 лет. Вместе с уменьшением способности фантазировать у детей обедняется...

    Мастер-класс для педагогов: «Нетрадиционные техники рисования в работе с детьми подготовительной группы»

    "Истоки способностей и дарования детей -  на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мас...

    Консультация для педагогов "Нетрадиционные техники рисования – метод тычка"

    Консультация для педагогов "Нетрадиционные техники рисования - метод тычка"...