Мастер-класс для педагогов «Изотерапия как вид арт-терапии».
презентация по рисованию на тему

Захарченко Лариса Дмитриевна

Мастер-класс знакомит с опытом использования арт-терапевтических технологий на практике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_izoterapiya.pptx2.83 МБ
Файл master-klass_izoterapiya.docx24.35 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Изотерапия как вид арт-терапии» Подготовила: Захарченко Л.Д. педагог дополнительного образования МБУ ДО « Дом детского творчества» Красногвардейского района

Слайд 2

Термин «арт-терапия» ( Art Therapy ) был введен художником Адрианом Хиллом в 1938 г. Работая с больными, он заметил, что творческие занятия отвлекают пациентов от переживаний и помогают справляться с болезнью. Сочетание слов « арт-терапия » ( аrt (англ.) — искусство, therapеia (греч.) — забота, лечение) понимают как заботу о психологическом здоровье и эмоциональном самочувствии человека посредством творчества.

Слайд 3

В работе с детьми применяют арт-терапевтические технологии: Музыкотерапия — при коррекции нарушения общения. Контакт с помощью музыки безопасен, ненавязчив, индивидуализирован, снимает страхи, напряженность.

Слайд 4

Сказкотерапия — для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром. С помощью сказкотерапии разрешают внутренние конфликты и снимают эмоциональное напряжение, изменяют жизненную позицию и поведение.

Слайд 5

Танцетерапия — для выражения чувств и эмоций в свободном движении и импровизации под музыку.

Слайд 6

Песочная терапия — для того, чтобы ребенок получил опыт создания маленького мира, который является символическим выражением его способности и права строить свою жизнь, свой мир собственными руками.

Слайд 7

Изотерапия — для самовыражения, проявления чувств. Изотерапия позволяет максимально реализовать творческие способности. Благодаря рисованию, ребенок легче воспринимает болезненные для него события.

Слайд 8

Упражнение «Марание»

Слайд 9

Упражнение «Каракули»

Слайд 10

Упражнение « Акватушь »

Слайд 11

Упражнение «Кляксография»

Слайд 12

Упражнение « Рисунок на пене»

Слайд 13

Для работы нам понадобятся: - плоская невпитывающая основа; - пена для бритья; - гуашь жидкая; кисточки ; зубочистки ; листы бумаги альбомные или ватман; - линейка; - салфетки.

Слайд 14

Работа выполняется в следующей последовательности: 1. Нанесите немного пены на плоскую основу слоем 1-2 см., разровняйте ее поверхность с помощью линейки. 2. Капните на пену краски разных цветов. 3. При помощи зубочистки растяните капли краски, нанесите хаотичные линии или создайте определенный рисунок, соответствующий вашему настроению. 4. Когда изображение будет готово, приложите к нему лист бумаги и немного прижмите так, чтобы изображение отпечаталось на листе. 5. Аккуратно, чтобы не испортить рисунок, снимите бумагу и положите ее рисунком вверх. 6. Снимите с рисунка остатки пены, проведя по нему линейкой в одном направлении. 7. Оставьте рисунок сохнуть.

Слайд 15

Последовательность выполнения работы:

Слайд 16

Когда вы сочетаете в своей работе техники арт-терапии , вы можете быстро добиться положительных результатов. Такая деятельность необычна, интересна и увлекательна, что помогает участникам наладить взаимодействие и достичь желаемого эффекта.

Слайд 17

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Управление образования администрации

Красногвардейского района Белгородской области

Мастер-класс для педагогов

«Изотерапия как вид арт-терапии».

Подготовила:

Захарченко Л.Д.

педагог дополнительного

 образования

МБУ ДО «Дом детского творчества»

Красногвардейского района

 Белгородской области

г.Бирюч, 2017 г.

Мастер-класс для педагогов

«Изотерапия как вид арт-терапии».

Подготовила: Захарченко Л.Д.,

педагог дополнительного образования

 

Цели: повысить профессиональное мастерство педагогов с помощью арт-терапевтических технологий; сформировать эмоциональную стабильность у участников образовательных отношений.

Задачи:

- познакомить с опытом использования арт-терапевтических технологий на практике;

- создать положительный эмоциональный климат в коллективе при помощи методов изотерапии;

- развивать профессионально-творческую активность;

- создать условия для индивидуальной и коллективной работы, раскрыть внутренний потенциал каждого педагога.

Термин «арт-терапия» (Art Therapy) был введен художником Адрианом Хиллом в 1938 г. Работая с больными, он заметил, что творческие занятия отвлекают пациентов от переживаний и помогают справляться с болезнью. Сочетание слов «арт-терапия» (аrt (англ.) — искусство, therapеia (греч.) — забота, лечение) понимают как заботу о психологическом здоровье и эмоциональном самочувствии человека посредством творчества.

Арт-терапия — это метод воздействия на человека с помощью рисования, лепки, танцев, сказок. Все это близко детям и помогает им в самовыражении: застенчивым и нерешительным — избавиться от страха; гиперактивным, агрессивным — переключиться на более спокойный вид деятельности.

Арт-терапия позволяет проработать мысли и эмоции, которые ребенок привык подавлять; повышает адаптационные способности к повседневной жизни; снижает утомление, негативные эмоциональные состояния и их проявления.

В работе с детьми применяют арт-терапевтические технологии:

Музыкотерапия — при коррекции нарушения общения. Контакт с помощью музыки безопасен, ненавязчив, индивидуализирован, снимает страхи, напряженность.

Сказкотерапия — для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром. С помощью сказкотерапии разрешают внутренние конфликты и снимают эмоциональное напряжение, изменяют жизненную позицию и поведение.

Танцетерапия — для выражения чувств и эмоций в свободном движении и импровизации под музыку.

Песочная терапия — для того, чтобы ребенок получил опыт создания маленького мира, который является символическим выражением его способности и права строить свою жизнь, свой мир собственными руками.

Изотерапия — для самовыражения, проявления чувств. Изотерапия позволяет максимально реализовать творческие способности. Благодаря рисованию, ребенок легче воспринимает болезненные для него события.

В отличие от занятий изобразительным искусством, как организованной деятельности по обучению рисованию, при проведении изотерапии важен творческий процесс как таковой, а также особенности внутреннего мира творца. Важно не научить ребенка рисовать или лепить, а помочь научиться выражать собственные чувства средствами искусства, справиться с проблемами, вызывающими у него негативные эмоции, и дать выход творческой энергии.

Для изотерапии подходят все материалы для изобразительной деятельности: краски, карандаши, восковые мелки, пастель, бумага различной фактуры, цвета и размера, кисти разных размеров и жесткости, грим, уголь, соленое тесто, глина и т. д.

Упражнение «Марание»

Марание — это рисование ладошками, ножками, пальчиками, кулачками. Здесь нет категорий «правильно — неправильно». Не все дети старшего возраста по собственной инициативе переходят на такое рисование. Это дети с жесткими социальными установками поведения, которые ориентированы на раннее развитие; дети, в которых родители видят «маленьких взрослых» и ждут от них зрелого поведения, сдержанности, разумности мнений. Для таких детей упражнение служит профилактикой и коррекцией тревожности, социальных страхов, подавленности.

Упражнение «Каракули»

Для упражнения необходимы бумага и карандаш (ручка, фломастер). Участники свободно, не задумываясь о результате, рисуют на листе клубок линий, пробуют разглядеть в нем и описать какой-то образ. Каракули можно дорисовывать. Если рисовать цветными карандашами, которые скреплены резинкой или скотчем, или карандашом с трехцветным стержнем, то это заворожит ребенка, вызовет желание экспериментировать.

Упражнение используют при коррекции истерических состояний. Штриховка и каракули помогают почувствовать нажим карандаша или мелка, снимают напряжение.

Упражнение «Акватушь»

Техника проста, необычна и близка детским играм с водой. Первым слоем на лист бумаги крупными мазками наносится гуашевый рисунок. После его высыхания, вторым слоем весь лист покрывается черной тушью, высушивается. Затем рисунок опускается в воду. В воде тушь почти смывается, а гуашь – лишь частично. В результате, на черном фоне остаётся тонированный рисунок с размытыми контурами. Каждый этап работы удерживает внимание и интерес ребенка.

Выполняя работу, дети с дефицитом внимания приобретают возможность получить радость от поэтапной деятельности с отодвинутым результатом, а испытывающие негативизм получают побудительный мотив для включения в творческую деятельность.

Упражнение «Кляксография»

Участники раздувают в разных направлениях капельки краски на бумаге. Далее предложите им «оживить» свои кляксы, додумать образ, задать нужное направление и силу выдоха при раздувании.

В качестве арт-терапии используйте это упражнение, когда видна повышенная возбудимость.

Упражнение «Рисунок на пене»

Пена для бритья – очень необычная поверхность для рисования. Краску на ней можно растягивать и закручивать красивыми виньетками, завитками и другими узорами. Процесс напоминает эбру (рисование на воде), а каждый новый рисунок получается уникальным.

При рисовании на пене для бритья используется принцип монотипии – рисование с помощью уникальных отпечатков.

Для работы нам понадобятся:

- плоская невпитывающая основа;

- пена для бритья;

- гуашь жидкая;

- кисточки;

-  зубочистки;

- листы бумаги альбомные или ватман;

- линейка;

- салфетки.

Работа выполняется в следующей последовательности:

1. Нанесите немного пены на плоскую основу слоем 1-2 см., разровняйте ее поверхность с помощью линейки.

2. Капните на пену краски разных цветов.

3. При помощи зубочистки растяните капли краски, нанесите хаотичные линии или создайте определенный рисунок, соответствующий вашему настроению.

4. Когда изображение будет готово, приложите к нему лист бумаги и немного прижмите так, чтобы изображение отпечаталось на листе.

5. Аккуратно, чтобы не испортить рисунок, снимите бумагу и положите ее рисунком вверх.

6. Снимите с рисунка остатки пены, проведя по нему линейкой в одном направлении.

7. Оставьте рисунок сохнуть.

Вопросы для обсуждения: Какие эмоции вы испытывали во время рисования? Как вы назовете свой рисунок?

 Его можно красиво обрезать фигурными ножницами и приклеить на картон.

Эта техника помогает развитию фантазии, воображения, снимает напряжение. Рекомендуется для профилактики и коррекции тревожности и страхов.

Когда вы сочетаете в своей работе техники арт-терапии, вы можете быстро добиться положительных результатов. Такая деятельность необычна, интересна и увлекательна, что помогает участникам наладить взаимодействие и достичь желаемого эффекта.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для родителей и детей «Применение Су-Джок терапии при коррекции речевых нарушений»

Мастер-класс для родителей и детей «Применение Су-Джок терапии при коррекции речевых нарушений» ...

Презентация: Мастер-класс для родителей и детей «Применение Су-Джок терапии при коррекции речевых нарушений»

Презентация: Мастер-класс для родителей и детей «Применение Су-Джок терапии при коррекции речевых нарушений» ...

Мастер–класс «Здоровье на ладошке» по применению Су-Джок терапии в работе с детьми с ОВЗ

Массаж специальным шариком. На ладони находится множество биологически активных точек. Эффективным способом их стимуляции является массаж специальным шариком. Прокатывая шарик между ладошками, дети ак...

Мастер-класс для воспитателей на тему "Песко-водо-игровая терапия"

Игра для ребенка дошкольного возраста является как ведущим видом деятельности, так и одним из важнейших путей познания окружающего мира. Игры с использованием объектов неживой природы (песка, гли...

Мастер-класс для родителей на тему "Использование элементов арт-терапии в работе ДОУ"

Арт-терапия – это один из методов, использующий возможности искусства для достижения положительных изменений в интеллектуальном, социальном, эмоциональном и личностном развитии человека. Эт...

Мастер-класс для воспитателей на тему «Использование Су-Джок терапии в совместной образовательной деятельности воспитателя и детей»

Цель: распространение педагогического опыта по применению Су – Джок терапии.Задачи:- познакомить с методикой использования Су – Джок терапии;- поделиться личным опытом работы с детьми дошк...

Мастер-класс класс для педагогов «Дидактическая игра как средство сенсорного развития у детей дошкольного возраста»

Актуальность: Основным средством для сенсорного развития являются дидактические игры. Использование дидактических игр на занятиях и в свободное время расширяет представление детей об окружающем мире, ...