Конспект непосредственно-образовательной деятельности по ознакомлению детей с творчеством Е.Рачевым.
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа) на тему

Бунина Дарья Викторовна

Подробный конспект ознакомления с творчеством художника-иллюстратора Е.М.Рачевым.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_prezentatsii_s_e.rachevym.docx29.21 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

 учреждение №62 «Родничок»

Конспект непосредственной образовательной

деятельности по познанию

«Ознакомление с творчеством

художника-иллюстратора Е.М. Рачёва»

для детей старшего дошкольного возраста

Бунина Д. В., воспитатель

старшей группы №7

 

г. Северодвинск

2018 г.

Цель – создать условия для формирования у детей представлений о творчестве художника-иллюстратора Е.М. Рачева.

Задачи:

Обучающие:

  • Познакомить детей с творчеством художника-иллюстратора Е.М. Рачева.
  • Упражнять детей в подборе прилагательных, характеризующих героев иллюстраций.
  • Активизировать словарь детей: художник, иллюстратор, мольберт, палитра, гуашь, уголь, обложка и т.д.
  • Способствовать формированию у детей представлений о том, какими средствами (позы, движения, мимика, жесты) художник добивается выразительной характеристики героев.
  • Продолжать учить детей выделять в рисунках цвет, яркость, декоративность (узоры на одежде).
  • Подвести детей к пониманию того, что звери на иллюстрациях Е.Рачева – это характеры, заключенные в сказочные образы.

Развивающие:

  • Развивать у детей умение с помощью мимики и жестов показать настроение героя сказки.
  • Продолжать развивать у детей эстетический вкус.

Воспитывающие:

  • Воспитывать интерес к профессии художника-иллюстратора.
  • Побуждать детей к самостоятельному рисованию иллюстраций в свободное время.

Предварительная работа: чтение сказок «Заяц-хваста», «Заюшкина избушка», «Колобок», «Три медведя», «Лисичка-сестричка и серый волк», «Волк и семеро козлят» и другие, иллюстрированные Е.М. Рачевым.

Форма организации: коллективная.

Методы и приемы: разрезные картинки, вопросы к детям, имитация движений и мимики героев сказок, сравнение изображений героев сказок.

Материалы и оборудование: настенная интерактивная доска, иллюстрации сказок, разрезанные на две части, иллюстрации художников-иллюстраторов Ю.А. Васнецова, Е.И. Чарушина.

Структура НОД: 

  1. Вводная часть.
  • загадка;
  • рассматривание обложек сказок.
  1. Основная часть.
  • небольшой рассказ о детстве Е.М. Рачева.
  • дидактическая игра «Собери картинку»
  • рассматривание иллюстраций по сказкам «Заюшкина избушка», «Колобок» и беседа по ним;
  •  физкультминутка;
  • анализ иллюстраций Е.М. Рачева по средствам выразительности.
  • дидактическая игра «Угадай»;
  1. Заключительная часть.
  • обобщение НОД;
  • анализ НОД.

Ход занятия:

Воспитатель: «Ребята, сегодня мы познакомимся с новой для вас профессией. Отгадайте про нее загадку:

У него есть карандаш, разноцветная гуашь,

Акварель, палитра, кисть,

И бумаги плотный лист,

А еще мольберт-треножник, потому что он…»

Дети: «Художник!»

Воспитатель: «Художник, который рисует иллюстрации в книгах, называется художник-иллюстратор. Как вы думаете, что такое иллюстрации?»

 Дети: «Картинки»

Воспитатель: «Зачем нужны иллюстрации в книгах?»

Дети: «Иллюстрации нужны для того, чтобы лучше представить о чем текст. Еще, чтобы лучше запомнить текст.»

Воспитатель: «Одним из художников-иллюстраторов был Евгений Михайлович Рачев. Посмотрите, вот некоторые обложки книг, которые он иллюстрировал. Как вы думаете, кого больше любил рисовать Е. Рачев?»

 Показ слайда с обложками книг.

Дети: «Животных»

Показ слайда с портретом Е.М. Рачева.

Воспитатель: «Правильно. Е.М. Рачев родился в г.Томск. Детство он провел в сибирской деревне в семье бабушки и дедушки. Это были красивые края, богатые дичью (птицами), животными, грибами и ягодами. Сибирь художник вспоминал как какую-то сказочную страну.

Показ слайда с пейзажами Сибири.

 С детства Евгений Михайлович очень любил лес и не раз бывал в тайге, интересовался жизнью зверей и птиц, наблюдал за ними, подмечал их повадки и рисовал увиденное. Затем, когда Е. Рачев стал взрослым,  он часами проводил время в зоопарке. Как вы думаете, за кем он там наблюдал?»

Дети: «Он наблюдал за животными, изучал их повадки и делал зарисовки»

Воспитатель: «Давайте сейчас вспомним те русские народные сказки, к которым Е.Рачев рисовал иллюстрации»

Дидактическая игра «Собери картинку»

Воспитатель раздает каждому ребенку по картинке, а детям необходимо составить иллюстрацию и назвать сказку, к которой эта иллюстрация.

Воспитатель: «Вот сколько русских народных сказок вы знаете! И всех их иллюстрировал Е.М. Рачев. А животные то в его рисунках  разные и необычные. Посмотрите внимательно на иллюстрацию и скажите, к какой сказке она нарисована?»

 Показ слайда с иллюстрацией из сказки «Заюшкина избушка»

Дети: «Заюшкина избушка»

Воспитатель: «Молодцы, узнали. Какой по характеру изображена лиса на иллюстрации?»

Дети: «Наглой, злой, крикливой, плохой, страшной, грозной»

Воспитатель: «Верно, ребята. Что на иллюстрации помогло вам сделать такой вывод?»

Дети: «Она забралась на печку и кричит на зайца. Пасть широко открыта, брови нахмурены, одна лапа в бок упирается, а другой она отгоняет зайца»

Воспитатель: «А заяц какой по характеру?»

Дети: «Грустный, испуганный»

Воспитатель: «Что на иллюстрации помогло вам сделать такой вывод?

Дети: «Он присел на лапки, уши вниз опущены, а глаза грустные»

Воспитатель:  «Ребята, во что одета лиса?»

Дети: «Пестрый сарафан с каймой, рубашка вышитая»

 Воспитатель:  «А заяц во что одет?»

Дети: «Рубашка вышитая, поясок и белые штанишки»

Воспитатель: «И лиса, и заяц одеты в русскую народную одежду. Скажите, пожалуйста, какими художник нарисовал в избушке у зайца пол и стены?»

Дети: «Деревянными»

Воспитатель: «Почему он так сделал?»

Дети: «Потому что у зайчика избушка была лубяная!»

Воспитатель: «Верно. Молодцы. Ребята, к чему больше всего стремилась лиса в избушке зайчика?»

Дети: «На печку сесть, погреться»

Воспитатель: «Да. Поэтому Евгений Рачев  изобразил лису на печи.

 Евгений Михайлович изображал своих героев в той обстановке, где они жили, уделяя внимание мелочам. Он это делал для того, чтобы читатель мог лучше понять характер героя и представить текст сказки. Скажите ребята, эта иллюстрация яркая или бледная по тону?»

Дети: «Яркая из-за оранжевого, белого и контрастного черного цвета»

Воспитатель: «Правильно. Посмотрите внимательно на следующую иллюстрацию и скажите, к какой сказке она нарисована?»

Показ слайда с иллюстрацией из сказки «Колобок».

Дети: «Колобок»

Воспитатель: «Верно, молодцы. Какой по характеру изображена лиса на этой иллюстрации?»

Дети: «Хитрая, добрая, красивая, нарядная, ласковая, милая»

Воспитатель: «Молодцы. Как вы поняли, что лиса такая?»

Дети: «Лиса сидит на пеньке и улыбается, глаза прищурены, мордочку вверх подняла»

Воспитатель: «Во что лиса одета? Какая одежда?»

Дети: «На лисе  сарафан, украшенный полосой, рубашка вышитая, поясок, а на голове кокошник с камнями»

Воспитатель: «Лиса нарядная, в русской народной одежде. Ведь сказка «Колобок» русская народная. Посмотрите и скажите, где находится лиса на иллюстрации?»

Дети: « Лиса сидит на пне в лесу. На земле лежат листья рябины и ягоды. На заднем плане стоят березки»

Воспитатель: « Вы все правильно сказали. Евгений Рачев все это изобразил, потому что лиса встретила колобка в лесу.

 А сейчас мы немного подвигаемся. Ребята, выходите на середину зала,   разделитесь на две колонки и встаньте друг напротив друга. Я предлагаю сначала этой половине детей (показать жестом) изобразить лису, которая прогоняет зайца.  Вспомните, как она стояла и какое у нее было выражение морды. А дети с противоположной стороны смотрят, а потом скажут у кого лучше, похоже получилось изобразить лису» Дети имитируют движения и мимику лисы.  Воспитатель хвалит детей.

Воспитатель: «Молодцы. А теперь попробуем в такой же очередности изобразить ласковую лису, которая слушает песенку колобка»

Дети имитируют движения и мимику лисы.  Воспитатель хвалит детей.

Воспитатель: «Ребята, садитесь на стульчики. Скажите, зачем Евгений Рачев рисовал животным улыбки, грустные глаза, нахмуренные брови?»

Дети: «Чтобы показать настроение героев сказок, их характер»

Воспитатель: «Правильно. Евгений Рачев говорил: «Для меня особенно интересно передавать в рисунке характер животного – добродушный или жестокий, безобидный или хищный» Подумайте, а зачем художник  рисовал животных в одежде? На кого они становятся похожими?»

Дети: « Животные похожи на людей»

Воспитатель: «Молодцы.  Художник Е.Рачев писал: «Если вы, глядя на моих птиц и зверей, понимаете, что сказка-то с хитринкой, на людей намекает – значит, у меня получилось…»

Ребята, скажите какие  по тону иллюстрации Евгения Рачева? Яркие или бледные?»

Дети: «Яркие»

Воспитатель: «Евгений Рачев использовал чистые, спокойные цвета. Чаще всего, у него получались яркие рисунки. Как же так получается у художника? В рисунках Е.Рачева есть маленький секрет. Хотите его узнать? Как вы думаете, какими красками он рисовал?»

Дети: «Гуашью» 

Показ слайда с наглядным примером иллюстрации из сказки «Колобок».

Воспитатель: «Да. Художник рисовал иллюстрации гуашью и обводил изображения черной полоской угля.

Воспитатель: «Ребята, давайте вспомним,  с иллюстрациями какого художника мы сегодня познакомились?»

Дети: «Евгения Михайловича Рачева»

Воспитатель: «Понравились ли вам его иллюстрации? Чем?»

Ответы детей.

Воспитатель: «Ребята, сейчас мы проверим, сможете ли вы сможете узнать среди  иллюстраций других художников рисунки Е.М. Рачева? Если вы увидите рисунок Е. Рачева,  хлопайте в ладоши, а если другого художника – топаете ногами»

Дидактическая игра «Угадай»

Воспитатель: «Молодцы ребята, вы хорошо отличаете рисунки Е.Рачева. На следующих занятиях мы будем изучать творчество и других художников-иллюстраторов.

Скажите,  захотелось ли вам снова взять сказки, которые у нас в группе,  и еще раз, может, подробней рассмотреть иллюстрации Е.Рачева?»

Ответы детей.

Воспитатель: «Очень хорошо. А может, у кого-то появилось желание нарисовать, как художник-иллюстратор, картинку к какой-нибудь  сказке? К какой?»

Ответы детей.

Воспитатель:  «Вот здорово! Молодцы! Подберем в вечернее время краски и нарисуем иллюстрации».  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной совместной деятельности учителя-логопеда, воспитателя и детей с ОНР

совместная деятельность учителя-логопеда, воспитателя и детей с ОНР является необходимым условием для формирования коммуникативных навыков, свободного общения детей друг с другом и со взрослыми. разви...

Конспект непосредственно образовательной музыкальной деятельности для детей 4 года жизни «Путешествие в страну песен»

Конспект непосредственно образовательной музыкальной деятельности для детей4 года жизни «Путешествие в страну песен»Давыдова Людмила Александровна, музыкальный руководитель МБДОУ «ЦРР-детский сад №134...

Конспект непосредственно образовательной музыкальной деятельности для детей 4 года жизни «Путешествие в страну песен»

Конспект непосредственно образовательной музыкальной деятельности для детей4 года жизни «Путешествие в страну песен»Давыдова Людмила Александровна, музыкальный руководитель МБДОУ «ЦРР-детский сад №134...

Конспект непосредственно - образовательной совместной деятельности по развитию речи в первой младшей группе на тему: «Устное народное творчество»

Конспект по развитию речи позволит Вам как организатору  и куратору образовательного процесса "построить " НОД  вместе с детьми и закрепить пройденный материал по ус...

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ ТЕМА «ЦВЕТЫ ОСЕНЬЮ»

Цель.   Познакомить детей с осенними цветами, их значением в жизни человека, строением цветка.Это занятие будет полезно воспитателям детских садов....

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ ТЕМА «ОСЕНЬ»

Цель.  Закрепление и обобщение представлений детей об основных приметах осени....

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ ТЕМА «ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ»

Цель:Закрепить знание детей о диких животных. Обогащать словарный запас детей по лексической теме.Задачи:Активизировать словарный запас по теме "Дикие животные".Побуждать отвечать на во...