КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РИСОВАНИЮ В ТЕХНИКЕ "ГРАВЮРА" ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ НА ТЕМУ: "БЛОКАДНЫЙ ЛЕНИНГРАД"
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа) на тему

Дерябина Галина Борисовна

Занятие «Блокадный Ленинград» является частью цикла занятий по знакомству детей с нетрадиционной техникой рисования – гравюрой – и  предназначено для старшего дошкольного возраста.  Целью данного занятия было создание рисунков на тему «Блокадный Ленинград» именно в нетрадиционной технике «гравюра». Занятие было направлено на обогащение духовного мира  дошкольников, их эстетическое и этическое развитие. Ребята были очень увлечены своей работой, они не остановились на создании одного сюжета, а пробовали свои силы снова и снова. На их работах оживали различные картины военного Ленинграда: вот фигура человека,  идущего за водой по разрушенной набережной Невы, а вот Дорога жизни или вражеские самолёты в небе над родным городом… Но главной ценностью занятия стало то, что ребята очень воодушевлённо и в дружеской форме оказывали  помощь своим товарищам, поддерживали их.  Результатом  стали замечательные, неповторимые работы воспитанников и море положительных эмоц

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gravyura.docx30.32 КБ

Предварительный просмотр:

   Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

                                                    детский сад №85

                                         Красногвардейского    района

                                                 Санкт-Петербурга

 

                                                     СЦЕНАРИЙ

                НЕПРЕРЫВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

                                 ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ

                  «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»

                                  ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ

                       ТЕМА: «Гравюра. Блокадный Ленинград»

                                                              Воспитатель Дерябина Галина Борисовна

Используемые технологии:

  • технология личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми;
  • игровые технологии;
  • технология деятельностного подхода;
  • здоровьесберегающие технологии;
  • информационно – коммуникационные технологии;

                                                Санкт-Петербург

                                                            2017

  Название: «Гравюра. Блокадный Ленинград»     

Основная нравственно-педагогическая идея занятия: формирование духовного мира через уважительное отношение к истории своего народа.

 Формируемые ценности: духовный мир дошкольников, эстетическое развитие, этическое развитие, красота, гармония.

Цель: создание рисунков на тему «Блокадный Ленинград» в нетрадиционной технике «гравюра».

Задачи:

Образовательные (обогащать знания детей об истории происхождения гравюры; закреплять умение создавать рисунки в технике «гравюра»; продолжать знакомить детей со способами и средствами создания рисунка в технике «гравюра»; активизировать словарь детей, обогащать его путём уточнения понятий: Россия, Отечество, героизм, блокада, защищать, оборонять, гордиться, народная, героическая война; расширять знания о блокадном Ленинграде, о мужестве и подвиге простых людей и ветеранов ВОВ).

Развивающие (развивать чувство композиции; продолжать развивать зрительное восприятие детей; развивать связную речь; развивать словесно-логическое мышление детей, умение устанавливать причинно-следственные связи, умение рассуждать, делать выводы)

Воспитательные (воспитывать чувство патриотизма, любви к своей Родине, уважения к ветеранам ВОВ, желание заботиться о них).

Формы и виды деятельности :

беседа, художественное слово, рассказ-пояснение, показ образцов  рисования, побуждение детей к творчеству и практической деятельности, самостоятельное исполнение, оценка, самооценка.

       

Формируемые УУД

Познавательные: формируем умение на основе анализа объектов делать выводы.

Регулятивные: формируем умение взаимодействия со взрослыми и сверстниками в процессе деятельности; способствуем формированию готовности к трудностям и формированию установки на поиск способов разрешения трудностей.

Коммуникативные: формируем умение слушать и понимать других, формируем умение оформлять свои мысли в устной форме.

Личностные: формируем позитивную мотивацию к деятельности, способствуем активизации творческого отношения детей к работе.

Предварительная работа

Рассматривание картин:А. Жабский . "Хлеб". Из серии "Дети войны"; К.И. Рудаков .  Мать "Блокада";  Н. Цуцин. "Блокадный Ленинград"; С. Боим. "Ладога – дорога жизни";  А.Ф. Пахомов. "Салют в честь снятия блокады". Чтение произведений художественной литературы: З.Александрова «Родина»; из книги В.К.Дмитриева «Была война, была блокада»; из книги Н.Ходза «Дорога жизни». Слушанье музыкальных произведений о войне, в частности песни на музыку А. Александрова, сл. В. Лебедева – Кумача «Священная война» ,   песни «Дети войны» . Знакомство с техникой «гравюра» (презентация). Печатанье гравюр « Зимний пейзаж».

Ресурсы для проведения занятия

  • Демонстрационный материал  (альбом «Мой сказочный город,  мой город-герой» с фотографиями, репродукциями картин, рисунками, вырезками из журналов – старый Ленинград и Санкт-Петербург сегодня; денежные купюры;  примеры разных видов гравюр или их иллюстрации; готовые гравюры с ошибками.
  • Оборудование: большие кисти каждому, гуашь чёрного цвета, листы А4 каждому, основа из полистирола каждому, карандаш (тупой) каждому,  салфетки влажные каждому, баночки с водой (4 на стол), подставки для кисточек (4 на стол), скатерть; зубочистка, остро заточенный карандаш, стек.
  • ИКТ: запись песни на музыку А. Александрова, сл. В. Лебедева – Кумача «Священная война» (минус),   запись песни «Дети войны» (минус).

Основные термины и понятия:

Гравюра (выпуклая и вдавленная), резец, оттиск, протравливание рисунка , полистирол; Отечество, героическая война.

                                         Конспект занятия

Этап

Деятельность педагога

Деятельность детей

Организация перед занятием

  1. Сюрпризный момент

Педагог просит детей помочь ему навести порядок в уголке Петербурговедения. Они  находят необычный альбом. 

Не знаю , ребята, давайте вместе посмотрим.

 -Ребята, а как вам будет удобнее рассматривать альбом: на стульчиках за столом или на ковре?

-Вопросы детей, что это?

-Рассматривают альбом (сидя  на ковре)

Мотивация

Целепологание

Планирование будущей  деятельности

Проблематизация

Реализация плана

  1. Беседа.

Посмотрите, пожалуйста, на эти фотографии. Вы узнаёте, какой город на них запечатлён?

-Да, это наш родной город, Санкт-Петербург. Каким вы видите его на этих фотографиях?

Наш город действительно очень красивый, волшебный, таинственный.

-А что необычного вы заметили в этом альбоме?

(Педагог обращает внимание детей на то, что в альбоме есть детские рисунки). Знаете о чём я подумала: жаль, что в этом альбоме нет ваших работ…

-Как мы можем это исправить?

-Давайте перелистнём ещё одну страничку нашего альбома. (Перелистывает страницу : это пустой чёрный лист).Ребята смотрите, но она ведь пустая и почему-то чёрная!

(Звучит минусовка песни «Священная война» муз. А. Александрова, сл. В. Лебедева – Кумача.)

-И почему же вдруг в нашей группе звучит такая тревожная музыка?

-Кто знает, как называется эта песня, о чём в ней поётся?

-А что вы знаете об этом тяжёлом военном времени?

-Почему ленинградцев называют героями?

(вопросы педагога по ходу ответов  детей)

-Ребята, хотите дополнить альбом? Но я предлагаю вам написать не обыкновенные картины, а создать гравюры с изображением блокадного Ленинграда. Согласны?

Для этого нам нужно вспомнить, что мы знаем о гравюре.

  1. Ознакомление с новым материалом (рассказ педагога с демонстрацией)

-Что такое гравюра?  

-Какие виды гравюр вы знаете?

 

С одним видом гравюры каждый из нас сталкивается постоянно . Что это? (показывает деньги)

-А вот техник выполнения гравюры очень много. Мы можем сделать оттиск на деревянной доске при помощи резца, или при  помощи металлического оттиска – рисунок протравливается кислотой. А с эти видом гравюры мы уже знакомились с вами. На чём она выполнена?  (демонстрация разных видов гравюр)

  1. Экспериментирование (знакомство с материалом)

Молодцы ребята. А мы будем с вами наносить рисунок на вот такие плиты полистирола. Чтобы немного с ним познакомится, давайте перейдём с вами в наш уголок экспериментирования.

Смочите их водой. Что вы видите?

Действительно, подойдёт ли этот материал для гравюры?

Потрогайте пальчиками  этот материал.

- Что вы чувствуете? Какой он?

Это верно. Поэтому рисунок мы будем наносить очень аккуратно , чтобы не прорвать нашу основу.

-Посмотрите на эти предметы.  Попробуйте нанести ними рисунок и скажите, какой из инструментов подойдёт нам для нанесения рисунка? (предлагает стек, зубочистку,  хорошо заточенный  карандаш, тупой карандаш).

  1. Динамическая пауза.

Ребята, смотрите. Что у меня в руках.

-Готовы отправится с ним в путешествие?

По дороге мы идем. Мы идем с карандашом.

Если встретятся овраги, мы овраги обойдем.

Если встретятся коряги, под корягой проползем.

И по камушкам пойдем, ручеек мы перейдем.

Шаг за шагом, потихоньку, в прошлое мы попадем.

  1. Формулировка правил работы над гравюрой с опорой на гравюры-ошибки

Ребята, я вчера вечером попробовала сама напечатать гравюру. Но , по-моему, у меня получилось не совсем удачно. Помогите мне, что я делала не так (показывает самостоятельно выполненные работы, в которых допущены ошибки):

-не прорисовывать мелкие детали

(оттиск будет непонятным);

-краску наносить быстро, чтобы фон не успел высохнуть (иначе отпечаток контуров рисунка будет невиден);

-краска не должна быть очень густой, ёё не должно быть слишком много (рисунка не будет видно);

-процарапывать линии нужно не спеша, одним движением, чтобы не прорвать основу, чтобы рисунок получился более чётким. 

-лист бумаги на основу с краской прикладываем аккуратно, не спеша (иначе рисунок будет размытым), хорошо разглаживаем и аккуратно убираем лист

  1. Самостоятельная деятельность детей

Нашу гравюру мы будем выполнять гуашью. Как вы думаете, какой цвет нам больше всего подойдёт?

Не забудьте продумать сюжет, что вы хотите изобразить на вашей гравюре?

-Что вы будете изображать крупнее: то, что изображено на первом или на втором плане?

-Почему?

Самостоятельная деятельность проходит под минусовку песни «Дети войны».

-педагог является наблюдателем, при необходимости помогает детям.

-Ответы детей

-Ответы детей(сказочный, красивый, таинственный, загадочный, много мостов, оживлённый, современный, старый…)

-Здесь есть не только фотографии(старые и новые), но и рисунки, вырезки из журналов и газет.

Дети рассматривают рисунки, выражают желание дополнить альбом, если нет-педагог подводит их к этой мысли

-Реакция детей (удивление, растерянность, их предположения)

-Ответы детей(страшное, жестокое время из жизни Ленинграда);

- «Священная война». В ней поётся о ВОВ, о любви к своей Родине; о том, что мы не позволим врагу прийти на нашу землю, мы будем защищать её…

-Ответы детей

-Ленинград и его жители пережили очень тяжёлое время. Враг окружил наш город. 900 дней длилась блокада. Люди умирали от холода и голода, но не сдались, не бросили и не предали свой любимый город. Они сражались за него и были настоящими героями, которыми мы гордимся.

-Ответы детей

-Гравюра – это отпечаток рисунка.

-Выпуклая и углублённая( дети находят среди представленных гравюр или иллюстраций образцы)

-Деньги.

-Ответы детей

-гравюра на линолеуме…

-дети подходят к столам, на которых находятся материалы для эксперименти-рования:

плитки полистирола, вода в баночках, кисточки, стек, зубочистка,  хорошо заточенный  карандаш, тупой карандаш.

-вода не впитывается.

-да, так как он не будет впитывать и краску.

-он довольно мягкий…

-Ответы детей (тупой карандаш- не прорвёт основу)

-Волшебный карандаш

Дети ходят по комнате, повторяя и имитируя движения из стихотворения, в конце садятся за столы

Дети, глядя на предложенные примеры, объясняют, чего они не должны делать

-Чёрный

-улицу разрушенного города, «дорогу жизни», людей, танки, воздушный бой…

- То, что изображено на первом плане.

-Потому, что находится ближе к нам.

-Самостоятельная деятельность детей

Оценка и рефлексия

  1. Подведение итогов занятия

Вот и закончилось наше занятие.

- Как называется тип гравюры, которую мы создавали сегодня?

-Интересные работы получились у ваших друзей?

-Как много историй они рассказывают. Что вы видите?

Как вы думаете, эти работы могут дополнить наш альбом?

-Углублённая.

Ответы детей

-Ребята рассказывают, что изображено на работах их товарищей, делятся впечатлениями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по рисованию с аппликацией в старшей группе детей.Цель: закрепить умение в составлении несложной композиции, передаче ветреной погоды ,бурного моря. Задачи: Закрепить умение вырезывать различные формы паруса, использовать свечку для изо

Цель:  закрепить умение в составлении несложной композиции, передаче ветреной погоды ,бурного моря.Задачи: Закрепить умение вырезывать различные формы паруса, использовать свечку для изображения ...

Конспект занятия по рисованию "Золотая осень" в старшей группе

Конспект занятия с использованием нетрадиционных техник рисования...

Конспект занятия по рисованию "Осенний пейзаж" в старшей группе.

Использование нетрадиционной технологии - монотипии....

Конспект занятия по рисованию "Осенний пейзаж" в старшей группе.

Нетрадиционная техника рисования-монотипия....

Конспект занятия по рисованию «Белая береза» в старшей группе

Конспект занятия по рисованию «Белая береза» в старшей группе...

Конспект занятия по рисованию «Белая береза» в старшей группе

«Рисование березки восковой свечой»Цель: через загадки, музыку, стихи, картины формировать образ белоствольной красавицы-березы; учить передавать в рисунке характерные особенности березы....

Конспект занятия по рисованию (акварельными красками) в старшей группе для детей «Прогулка в лесу»

Никитина Марина    Конспект занятия по рисованию (акварельными красками) в старшей группе  «Прогулка в лесу»Конспект занятия по рисованию (акварельными красками)...