Проект "Золотая Хохлома"
проект по рисованию (подготовительная группа) на тему

Андрюшина Юлия Владимировна

проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_hohloma.docx22.19 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ   УЧРЕЖДЕНИЕ  «ДЕТСКИЙ САД №7»

Проект

«Золотая Хохлома»

                       

                         Подготовила воспитатель: Андрюшина Ю.В.

Иваново 2016

 

Возрастстарший дошкольный

Тип проекта: нравственно-патриотический, творческий.

 

По продолжительность:2 недели.

 Актуальность:

Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических и эстетических чувств и интереса к истории русского народа.

Цельприобщить детей культуре родного народа, через знакомство с одним из народных промыслов России - хохломской росписью.


 

Задачи проекта:

1.Развивать эстетический вкус детей

2.Учить детей узнавать и отличать хохломскую роспись от других.

3.Учить детей выполнять декоративные узоры хохломской росписи, используя основные элементы и приемы декоративного рисования

4.Активизировать познавательную активность детей.

5.Обогатить предметно развивающую среду группы.

 

Оборудование:

альбомы с образцами хохломской росписи

изделия из дерева с хохломской росписью

раскраски

дидактические игры

 

 

Ожидаемые результаты:

- развитие художественных способностей и творческого воображения у детей;

- ознакомление с историей создания хохломской росписи

- появление интереса к истории России;

- формирование у детей патриотических чувств

 

Этапы работы над проектом:

1 этап – подготовительный

Подбор для рассматривания альбомов, фотографий, иллюстраций народного промысла «Хохлома».

Подбор методической литературы для знакомства детей с историей хохломы.

Оформление информации для родителей о начинающемся проекте.

Подборка стихов и частушек о хохломе.


 

2 этап – основной (практический)

Создание проблемной ситуации (вовлечение в проект)

Беседы об истории хохломской росписи, быте русского народа, посуде.

Составление сценария осеннего праздника «В гостях у осени».

Раскрашивание плоскостных силуэтов красками, хохломской росписью

Дидактические игры «Продолжи рисунок», «Найди пару». «Укрась горшочек».

Оформление выставки «Золотая Хохлома».


 

3 этап – заключительный

Изготовить папку - передвижку для родителей.

Изготовить дидактические игры, с целью закрепления элементов хохломской росписи.

Выставка рисунков «Хохломская роспись»

Оформление развивающей среды в группе.

1 неделя.

Познавательное развитие.

Беседы: «Что мы знаем о деревянной посуде?»

«Как узнать хохломское изделие».

Цель: Учить детей узнавать и отличать хохломскую роспись от других.

Развивать эстетический вкус детей

Речевое развитие.

Рассматривание иллюстраций с изображением процесса работы хохломских мастеров. Рассказ по картине.

Цель: развивать умение составлять рассказ по картине, связную речь.

Социально-коммуникативное развитие.

Сюж. ролевая игра «На фабрике».

Дид. игра «Чудесный мешочек», «Назови,чья ложка».

Цель:

Художественно-эстетическое развитие.

Рисование. «Это мы - хохломские ягодки», «Хохломской орнамент», «Ложки для окрошки».

Цель: Учить детей выполнять декоративные узоры хохломской росписи, используя основные элементы и приемы декоративного рисования

Физическое развитие.

Физ. минутка «Вот какой петушок – ярко-красный гребешок».

Цель: способствовать снятию нервного перенапряжения, развивать физические качества.

                                                   2 неделя.

Познавательное развитие.

Беседа: «Рассказ о городе Семенов: Родине хохломской росписи».

Цель: - ознакомление с историей создания хохломской росписи

- появление интереса к истории России;

- формирование у детей патриотических чувств.

 

Речевое развитие.

Пословицы и поговорки о народных промыслах.

Стихи Л. Ларкиной из цикла «Хохломская роспись».

Цель: Активизировать познавательную активность детей.

Социально-коммуникативное развитие.

Сюж. ролевая игра «Посудный магазин».

Цель: развивать умение выступать в роли организатора игры, распределять роли. Подбирать атрибуты для игры.

Художественно-эстетическое развитие.

Рисование «Чашки для кашки», «Хохломская тарелочка».

Цель: учить красиво располагать узор по всей поверхности тарелки;

- способствовать развитию эстетического вкуса;

Работа с родителями.

Консультация «Влияние народного декоративно-прикладного искусства на развитие творческих способностей детей».

Приложение

Хохломская роспись

 Людмила Ларкина


Для детей, изучающих 
русское прикладное искусство.

 В деревне Семёново,
 В русском краю,
 Стояли избушки 
Там в бытность свою...
И пели там птицы,
Кормила земля.
И жёлтая ржица 
Ласкала поля. 
Леса там родили
Рябину, цветы.
И люди там жили,
Лелея мечты.
Чтоб жизнь была краше
Для жителей тех-
Писали на чашах
Узор для потех.
Писали узоры
Их руки и души.
Молились в соборах,
Чтоб не было суши.
А в этих узорах
Рябиновых лоз
Царили соборы,
Леса и покос.

Там музу вершил

Кистью русский народ.
И сказку творил,
Нежно писаный плод.

Там сказка вплеталась
В ковши и дома.
Вот так зарождалась
У нас хохлома.

Рассказ детям о хохломской росписи

В старину люди ели из деревянной посуды. В селе Хохлома искусные мастера делали деревянную посуду и расписывали ее красивой росписью, отправляли в другие города. Посуда эта нравилась людям своей яркостью, праздничностью, узорами. Чашки, ложки, ковши пользовались большим успехом. Позже стали делать и детскую мебель.

С большим старанием делают хохломчане свою посуду: с выдумкой и фантазией придумывают узоры, которые часто видят в окружающей природе. На хохломской посуде вьется, кружится травка - былинка, то красная, то черная, а из нее выглядывает ягодка: смородина, малина, рябина — или цветы: маки, колокольчики, ромашки и др.

После рассказа предлагается детям назвать предметы, исписанные хохломской росписью, которые стоят на столе:

—    Назовите предметы, украшенные хохломской росписью. Стол, стулья, ложки, мисочки, солонки.)

—    Как одним словом можно назвать эти предметы? (предметы быта.)

 

-     Назовите элементы, встречающиеся в узорах. (когда дети их назовут, дается их правильное название.)

-     Вы перечислили элементы, но в хохломской росписи их называют по-иному: завиток, а листья украшены оживкой, в

виде прожилок.

Называя элементы, детям их показывают, повторяя те, которые дети назвали правильно (ягоды: клубника, смородина, земляника; листья, цветы, завиток, травка).

Завиток является основным элементом хохломской росписи.

Затем детям предлагается на 2—3-х узорах найти эти элементы (в предметах, стоящих на столе).

Найдите в росписях на предметах ягоды клубники, ягоды смородины, завиток, листья, цветы. (2—3 ребенка повторяют названия элементов.)

-   Какие цвета встречаются в узорах? (четыре цвета: красный, чёрный жёлтый, зелёный)

 

После того как дети назовут цвета, они берут карточки, лежащие на столе, и рассматривают их. Затем называют элементы, которые использованы в узоре, их цвета.

Далее дети показывают свои картинки и рассказывают, какие цвета  и элементы они использовали в узорах.

Искусство хохломы, имеющее вековые традиции, продолжает жить в наше время органично и полнокровно, естественно входя в современный быт, украшая его. Сегодняшняя хохлома — это искусство, которое воистину творится руками одного большого художника — народа.

 Золотая хохлома!

 И богата, и красива,

Гостю рада от души.

 Кубки, чашки и ковши —  

И чего  здесь только нету!

 Гроздья огненных рябин,

Маки солнечного лета,

И ромашки луговин,

Зорь червонные лучи

И узорчатый орнамент

 Древне-суздальской парчи!

С большим старанием делают хохломчане свою посуду: с выдумкой и фантазией придумывают узоры, которые часто видят в окружающей природе. На хохломской посуде вьется, кружится травка - былинка, то красная, то черная, а из нее выглядывает ягодка: смородина, малина, рябина — или цветы: маки, колокольчики, ромашки и др.

После рассказа предлагается детям назвать предметы, исписанные хохломской росписью, которые стоят на столе:

—    Назовите предметы, украшенные хохломской росписью. Стол, стулья, ложки, мисочки, солонки.)

—    Как одним словом можно назвать эти предметы? (предметы быта.)

-     Назовите элементы, встречающиеся в узорах. (когда дети их назовут, дается их правильное название.)

-     Вы перечислили элементы, но в хохломской росписи их называют по-иному: завиток, а листья украшены оживкой, в

виде прожилок.

Называя элементы, детям их показывают, повторяя те, которые дети назвали правильно (ягоды: клубника, смородина, земляника; листья, цветы, завиток, травка).

Завиток является основным элементом хохломской росписи.

Затем детям предлагается на 2—3-х узорах найти эти элементы (в предметах, стоящих на столе).

Найдите в росписях на предметах ягоды клубники, ягоды смородины, завиток, листья, цветы. (2—3 ребенка повторяют названия элементов.)

-   Какие цвета встречаются в узорах? (четыре цвета: красный, чёрный жёлтый, зелёный)

После того как дети назовут цвета, они берут карточки, лежащие на столе, и рассматривают их. Затем называют элементы, которые использованы в узоре, их цвета.

Далее дети показывают свои картинки и рассказывают, какие цвета  и элементы они использовали в узорах.

После 3—4-х рассказов воспитатель делает вывод: отмечается, что сегодня узнали дети".

Искусство хохломы, имеющее вековые традиции, продолжает жить в наше время органично и полнокровно, естественно входя в современный быт, украшая его. Сегодняшняя хохлома — это искусство, которое воистину творится руками одного большого художника — народа

 

Золотая хохлома!

 И богата, и красива,

Гостю рада от души.

 Кубки, чашки и ковши —  

И чего  здесь только нету!

 Гроздья огненных рябин,

Маки солнечного лета,

И ромашки луговин,

Зорь червонные лучи

И узорчатый орнамент

 Древне-суздальской парчи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Хохлома" с использованием мультимедиа

В мастер - классе дается открытое занятие, которое можно провести как с детьми, так и с педагогами. Отмечено с какой целью проводится мастер-класс ....

Хохлома, хохлома - краше нет нигде тебя.

Презентация проекта, развлечение....

Проект «Хохлома, хохлома, краше нет нигде тебя!»

Проект: Хохлома, хохлома – краше нет нигде тебя!Паспорт проекта.1. Название проекта: Хохлома, хохлома – краше нет нигде тебя!2. Выполнила: Яблокова Анастасия (под ру...

«Хохлома, хохлома – краше нет нигде тебя!»

Цель: Углублять знания детей о народном промысле – Хохломе, воспитывать гордость за мастерство нашего народа.Образовательные задачи:• «Познание»: Приобщать детей к русской культ...

Беседы для детей по знакомству с русским народным декоративно-прикладным искусством "Золотая Хохлома, Хохлома, Хохлома!"

Сегодня я хочу вас познакомить с русским народным декоративно-прикладным искусством – хохломской росписью....

Проект : «Хохлома, хохлома – краше нет нигде тебя…»»

Проектв средней группе №3 «Колокольчик»тема: «Хохлома, хохлома – краше нет нигде тебя…»»...

ПРАЗДНИК «Хохлома, хохлома – краше нет нигде тебя!»

Проводится как игровое мероприятие для детей и родителей по проекту «Золотые узоры хохломы» Цель: Сплочение детского коллектива и вовлечение в деятельность родителей, создание благоприятной атмосферы...