Семинар-практикум «Инновационные техники и технологии в изодеятельности детей дошкольного возраста».
консультация по рисованию на тему

Банная Наталья Сергеевна

 Семинар может быть полезен воспитателям детского сада. Задачи: Познакомить педагогов с организацией  работы с детьми с применением способов нетрадиционной изобразительной деятельности. Раскрыть значение инновационных технологий в изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Показать актуальность использования нетрадиционной техники рисования в детском саду. Повышение педагогической компетенции в формировании у детей дошкольного возраста художественно-творческих способностей через творческие задания с использованием в работе необычной изобразительной техники. Развитие творческого воображения и умения работать в коллективе, снижение эмоционального напряжения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar-praktikum.docx29.19 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум «Инновационные техники и технологии в изодеятельности детей дошкольного возраста».

Цель: Раскрыть значение инновационных техник и технологий в изодеятельности детей дошкольного возраста.

Задачи: Познакомить педагогов с организацией  работы с детьми с применением способов нетрадиционной изобразительной деятельности. Раскрыть значение инновационных технологий в изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Показать актуальность использования нетрадиционной техники рисования в детском саду. Повышение педагогической компетенции в формировании у детей дошкольного возраста художественно-творческих способностей через творческие задания с использованием в работе необычной изобразительной техники. Развитие творческого воображения и умения работать в коллективе, снижение эмоционального напряжения.

Оборудование:

План семинара-практикума:

1.Теоретическая часть.

1.1. Выступление для педагогов: «Инновационные техники и технологии в изодеятельности детей дошкольного возраста».

2.Практическая часть «Использование элементов ТРИЗ технологии и арттерапии для развития творческий способностей детей».

2.1.Дискуссия о значении использования нетрадиционных техник рисования, а также элементов ТРИЗ технологии и арттерапии в изодеятельности детей дошкольного возраста

2.2.Упражнение «Дорисовка».

2.3. Дидактическая игра «Волшебная клякса».

2.4. Задание «Нарисуй музыку».

2.5. Упражнение «Волшебный лес».

3. Итоговая часть. Рефлексия.

Ход семинара-практикума:

1.Теоретическая часть. Инновационные техники и технологии в изодеятельности детей дошкольного возраста.

Воспитатель: Изобразительная деятельность – один из немногих видов художественной деятельности, где ребенок творит сам, а не просто разучивает и исполняет созданные кем-то стихи, песни, танцы, где пытается отразить свои знания и представления об окружающем мире, где передает образы воображения, воплотив с помощью разнообразных материалов в реальные формы. В процессе рисования, лепки, аппликации ребенок испытывает разнообразные чувства, выражает свое «Я», приобретает различные знания, овладевает изобразительными умениями и навыками, техническими приемами работы и различными вариантами изображения.

Хочется отметить, что современные дошкольники имеют качественно другой эстетический опыт, во многом сформированный медиасредствами, предпочтениями ближайшего окружения (родителями, старшими братьями, сестрами). При этом не следует считать, что дети стали лучше или хуже рисовать. На наш взгляд, современным дошкольникам намного интереснее «открывать» мир искусства в ситуации экспериментирования и игры. Они успешнее и полнее воспринимают проявления красоты мира, эффективнее и результативнее осуществляют собственную деятельность на основе эмоционально окрашенной и личностно значимой информации и самостоятельно «открытых» способов действий в различных интеграционных связях.

         Согласно ФГОС осуществление художественно-эстетического развития и воспитания дошкольников проектируется в рамках образовательной области «Художественно-эстетическое  развитие». Данная образовательная область включает решение задач в аспектах «приобщения детей к изобразительному искусству, развития творчества и освоения изобразительной деятельности (рисования, лепки, аппликации). Данный раздел программы ориентирован на формирование целостного и полноценного художественно-эстетического опыта детей, приобщение их к национальной и мировой художественной культуре, изобразительному искусству и народным творческим традициям, развитие эмоционально-эстетических и познавательных способностей, творчества, стимулирование их личностных проявлений, эстетического отношения к действительности.
Художественное творчество – один из любимых видов детской деятельности. Ведь фантазируя, дети из реального мира попадают в придуманный. Увидеть его могут лишь они.
        Одной из технологий, направленных на создание условий для творческого самовыражения ребенка, является организация работы с детьми с применением способов нетрадиционной изобразительной деятельности. Вспомните, какое значение придает ребенок своим «драгоценностям» (камешкам, гвоздикам, кусочкам кружева, бусинкам, пуговицам и др.). На взгляд взрослого, это «ненужные вещи и предметы», а для ребенка они ценней и значимей, чем настоящие дорогие игрушки. А почему бы эти «необычные материалы» не включить в детское творчество? Именно то, что ближе и понятней ребенку, поможет ему в изобразительной деятельности. Ведь все, что попадает в руки ребенка, вызывает у него стремление посмотреть, ощупать, изучить. Каждая новая вещь – открытие, каждый новый навык – достижение и предмет гордости.

В изобразительном искусстве техникой принято называть совокупность специальных изобразительный умений, навыков, способов и приемов изображения, посредством которых отображаются предметы, объекты, явления окружающей действительности, создается художественный образ. Показатель владения техникой – способность ребенка варьировать материалы и инструменты для создания выразительного образа. Овладение техникой должно быть, с одной стороны, целенаправленным, т.е. дети должны иметь четкие представления о выразительных возможностях той или иной техники. С другой – обучение не следует превращать в систему инструкций и установок. Обучение художественным техникам предполагает наличие двух компонентов: целенаправленности и элемента спонтанности, творческой непредсказуемости.

Новые материалы, новые способы и представленные нетрадиционные виды техник интересно организуют творческий процесс, как в ходе образовательной деятельности, так и в работе по изобразительной деятельности в свободное время, совместно с родителями, в решении проблемных ситуаций, в ходе проектной деятельности. Так называемое творческое (художественное) экспериментирование и обследование возможностей материалов, техник можно осуществлять во второй половине дня, чтобы не ограничивать действия детей временными рамками.

В свободном экспериментировании с материалами дети обнаруживают ассоциативный образ и впоследствии приходят к пониманию того, что такую технику можно применять при создании определенных изобразительно-выразительных образов-типов (оперенья любой птицы, лепестков цветка, иголок у ежика и др.) и они намеренно будут использовать найденный изобразительный прием в создании образа, предложенного для выполнения педагогом или работая по собственному замыслу.

Одним из условий успешного выполнения задания является его интересное содержание (занимательный сюжет, игровое упражнение, сюрпризный момент), которое служит основой совместного эмоционального переживания. Разнообразные новые формы, необычное содержание занятий создают эмоциональный настрой на творческую деятельность.

Современные исследователи, педагоги (Н.Н. Гусарова, Г.Н. Давыдова, Н.В. Дубровская, И.А. Лыкова, М.И. Нагибина, А.А. Фатеева и другие) представляют свой взгляд на некоторые изобразительные техники, предлагают методы и приемы активизации детского творчества, тематику детских работ.
К изобразительным техникам и приемам они относят:
 в рисовании: создание изображения гуашью, акварелью, масляными и акриловыми красками, цветными карандашами; печатание (коробками, штампиками); набрызг по трафарету; техники кляксографии, монотипии и т.п.

 при лепке: использование наряду с глиной, соленым тестом и пластилином репейника, пищевой фольги, теплого воска и т.п.
 при аппликации: сочетание материалов (бумаги, природных материалов, пластилина), использование пищевых продуктов (крупяных и макаронных изделий, шелухи, толченой яичной скорлупы и т.п.), окрашенного песка и других материалов.

Необычные способы изображения считать бесполезно. Сколько бы раз ни подводить итоги, они всегда будут предварительными: новые или забытые нетрадиционные способы все появляются и появляются. Изучив литературу по данному направлению, можно систематизировать материал по нетрадиционным техникам по разделам изобразительной деятельности: лепка, рисование, аппликация, конструирование, а также выделить нетрадиционные инструменты.
В каждом дошкольном возрасте используется определенный набор нетрадиционных техник. Так,
в младшем дошкольном возрасте:
1. в рисовании– это кляксография, рисование ладошками и пальчиками, скомканной бумагой, валиками, поролоном, печатают пробками и штампами из картофеля.
2. в лепке – делают поделки из бумажного теста (когда смешивается туалетная бумага, мыло и вода), из соленого теста.
3. в аппликации делают работы, коллажи из открыток, из мятой бумаги, мозаичные аппликации (из манной крупы, из кусочков цветной бумаги).
В средней группе к вышеперечисленным техникам добавляются:
1. в рисовании – оттиск пробкой и листьями, тычком жесткой кисти, восковой мелок+акварель, печать по трафарету, черный маркер+акварель, черно-белый граттаж (натереть лист картона свечой, на полученный слой наносится тушь с жидким мылом, а после высыхания рисунок процарапывается острой палочкой), рисование на шарах, монотипия (на одной половине листа рисуется изображение, пока краска не высохла, лист складывается пополам для получения отпечатка, затем полученные изображения украшаются, дорисовываются).
2. в лепке – остаются те же поделки из бумажного и соленого теста.
3. в аппликации делают объемные изображения из бумаги, из пряжи, из яичной скорлупы, из крупы и макарон.
В старшем дошкольном возрасте работа над техниками усложняется. Появляются новые нетрадиционные техники:
1. в рисовании – точечный рисунок (фломастером или краской заполняется контур или все изображение), цветной граттаж, рисование свечой+акварель (сначала ребенок рисует свечой, а затем закрашивает акварелью), рисование гуашью с разными добавками (в гуашь добавляется либо манка, либо соль, либо опилки, либо клейстер), «рисунок ветра» (дуть на каплю краски с помощью соломки).
2. в аппликации усложняется техника работы над объемной аппликацией, появляется техника тычкование (на тупой конец карандаша заворачивается кружок креповой бумаги и, придерживая за край кружочка, опустить его в клей и приклеить к основе), ниткография (к листу картона приклеиваются отрезки ниток или на экране из бархатной бумаги, фланели выкладывается изображение), аппликация из самоклеящейся пленки, пришивание элементов к общей композиции, используют в работе засушенные цветы, травинки, крупу, макароны.
3. в лепке знакомятся с техникой папье-маше, продолжают делать поделки из соленого теста, рисуют пластилином (на картоне делается набросок, а потом он заполняется разноцветным пластилином разными способами: либо тонким слоем, либо маленькими шариками из пластилина).

Помимо нетрадиционных техник, можно определить перечень нетрадиционных инструментов, но этот список не конечный, а приблизительный: тычки разных размеров; тонкие веточки веника, прутики; поролон; печати, штампы; палочка от мороженого; ватные шарики, ватные палочки; зубная щетка; пульверизатор с краской; пипетка; ершики для бутылок; ластик, резинка; проволока; мыльные цветные пузыри;
тряпка; свеча; помада; целлофан; перья; пальцы, ладошки, ступни.
          Большие возможности для развития фантазии дают творческие задания с элементами технологии ТРИЗ:

  • задания на «дорисовку», где в соединении хаотично расставленных точек, ребёнок учится видеть какой-нибудь образ и дорисовать его;
  • игра «Волшебная клякса» помогает превратить обычную кляксу в фантастическое существо;
  • задания «Нарисуй настроение», «Рисую музыку», «Мои цветные сны» помогают ребёнку передать на бумаге состояние своего внутреннего мира;
  • уйти от стереотипности в изображении, например, домика, поможет творческое задание «Такие разные домишки»

      При проведении образовательной деятельности также можно использовать элементы арт-терапии. Воспитанникам предлагается перевоплотиться в деревья, цветы, животных и т.д.  Дети от их лица рассказывают о своих чувствах, переживаниях. Этот приём позволяет ребёнку лучше прочувствовать состояние каких-то живых объектов, что в свою очередь влияет на качество передачи образов при рисовании.  В таких рисунках часто можно увидеть индивидуальные черты характера ребёнка. Например, мальчик нарисовал себя в образе волка с растопыренными лапами, большими глазами, заявляя: «Я очень сильный, большой, меня все боятся».

Также неоценимое значение имеет использование ИКТ. В   процессе обучения изобразительной деятельности можно использовать интерактивную доску, что позволяет качественно, интересно и продуктивно предоставлять информацию детям, применять игровые компоненты, включенные в мультимедиа программы.

    Интерактивные и мультимедийные средства позволяют перейти от объяснительно- иллюстративного способа обучения к деятельному, при котором ребенок становится активным субъектом, а не пассивным объектом педагогического воздействия. Это способствует осознанному усвоению знаний дошкольниками.

Результатами  такой  работы  в  данном  направлении  становятся: самостоятельность  детей  в  изобразительной  деятельности,  активность, умение передавать  свои  чувства  и  впечатления  при  помощи  различных  средств выразительности,  умение  находить  новые  способы  для  художественного изображения.

Разнообразие материалов ставит новые задачи и заставляет все время что-нибудь придумывать. А из каракуль и мазни, в конце концов, вырисовывается узнаваемый объект. Научившись выражать свои чувства на бумаге в рисовании и аппликации, в поделках, постройках, ребенок начинает лучше понимать чувства других, учится преодолевать робость, страх перед рисованием, перед тем, что ничего у него не получится. Теперь он уверен, что у него все получится и получится хорошо.

В конце хочется добавить слова А.П. Усовой: «Ребенок развивается не только путем накопления знаний, получаемых созерцательным путем; громадное значение имеет деятельный путь, направленный на овладение различными умениями, различными формами человеческой деятельности. Это условие должно быть реализовано в педагогическом процессе, начиная с ранних ступеней развития ребенка. Чем многообразнее деятельность ребенка, тем многостороннее для него пути познания окружающего и развития своих возможностей».

2.Практикум: «Использование элементов ТРИЗ технологии и арттерапии для развития творческий способностей детей».

2.1.Дискуссия о значении использования нетрадиционных техник рисования, а также элементов ТРИЗ технологии и арттерапии в изодеятельности детей дошкольного возраста

2.2.Упражнение «Дорисовка».

Участникам семинара предлагаются карточки с хаотично расставленными точками, необходимо увидеть какой-либо образ и дорисовать его.

Упражнение помогает детям развивать воображение, ориентироваться на плоскости, учиться видеть образ и дорисовывать его. Развивает творческие способности детей.

2.3. Дидактическая игра «Волшебная клякса».

Участникам предлагается карточки с нарисованными на них кляксами различных форм, размеров и цветов. Необходимо «превратить обычную кляксу в фантастическое, сказочное существо и рассказать о нём по плану: Как меня зовут, какой я, где я живу, что я умею делать.

Игра помогает дошкольникам раскрепоститься, развивает воображение и творческое  мышление, связную речь, умение соединять различные свойства и качества предметов.

2.4. Задание «Нарисуй музыку».

Трём участникам предлагается прослушать музыкальное произведение и нарисовать его.

Остальные участники должны определить, какое произведение нарисовал каждый из участников, объяснить почему они так думают.

Такие задания  помогают ребёнку передать на бумаге состояние своего внутреннего мира, развивать творческие способности, более глубокое восприятие музыки и изобразительной деятельности.

2.5. Упражнение «Волшебный лес».

Участникам предлагается представить, что они являются частью волшебного леса, кем они будут. (деревья, цветы, животные и т.д.) Представить,  какие они и нарисовать себя в любом месте большого ватмана. Рассказать о себе. Все вместе они нарисуют волшебный лес.

Этот приём позволяет ребёнку лучше прочувствовать состояние каких-то живых объектов, что в свою очередь влияет на качество передачи образов при рисовании.  В таких рисунках часто можно увидеть индивидуальные черты характера ребёнка.

3. Итоговая часть. Рефлексия.

Методика «Неоконченное предложение».

Сегодняшний семинар помог мне убедиться …

Выполнять задание мне помогало…

В ходе семинара мне было…

Я оцениваю семинар…

В каждом из нас живёт художник и поэт, а мы даже не знаем об этом, точнее забыли. Вспомните притчу о «зарытых талантах». А ведь действительно многие «закапывают» свой талант в землю, не в состоянии раскрыть себя сами. Так и ходят «нераскрытые таланты» по улицам и живут обыденной жизнью. Просто никто не обратил внимание на задатки и способности ещё в детстве. Нужно запомнить простое правило - бездарных детей нет, есть нераскрытые дети. А помочь раскрыть эти таланты должны мы, взрослые!

Литература:

1. Боровик О. В. Развитие воображения. – М., 2000.
2. Горичева В.С., Нагибина М.И. Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина. Популярное пособие для родителей и педагогов – Ярославль: Академия развития, 1998.

3.Дубровская Н. В. Приглашение к творчеству.- СПб, 2002

4. Казакова Т.Г. Актуальные проблемы развития детской художественно-изобразительной одаренности: Монография. 2-е изд. М., 2004.
5. Комарова Т.С., Филипс О.Ю. Эстетическая развивающая среда в ДОУ. Учебно- методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005.

6.Кравцова Е. Е. Разбуди в ребенке волшебника.- М., 1996.

7. Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет». – М.; «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА», 2007.
8. Юркова Н. Нет ошибок в рисовании // Обруч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум "Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми дошкольного возраста"

Материал содержит цель, задачи и план проведения семинара-практикума, а также краткое описание нетрадиционных техник рисования для дошкольников...

Игры для семинара-практикума по методической теме: "Воспитание звуковой культуры речи детей дошкольного возраста посредством пальчиковых игр и упражнений"

Я разработала несколько игр для возрастных групп детского сада и использовала в своем семинаре-практикуме по методической теме....

Семинар-практикум на тему: « Привитие культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста»

Самостоятельность - ценное качество, необходимое человеку в жизни. Воспитывать его необходимо с раннего детства.  Дети очень часто стремятся выполнять различные действия самостоятельно. И нам, вз...

Семинар – практикум для родителей «Роль домашних животных в воспитании детей дошкольного возраста»

Семинар – практикум для родителей  «Роль домашних животных в воспитании детей дошкольного возраста»...

Семинар-практикум для воспитателей детского сада: «Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством развивающих технологий»

В разработке семинара-практикума для воспитателей детского сада по теме "Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством развивающих технологий" раскрыта работа с дидактическими п...

Семинар-практикум для воспитателей детского сада: «Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством развивающих технологий»

  Главной целью системы образования является подготовка подрастающего поколения к активной жизни. И, поскольку развитие современного общества носит динамический характер, постольку ключево...