Конспект НОД. Рисование. Тема: Комнатное растение «Фиалка» /Нетрадиционная техника рисования мятая бумага + акварель + восковые карандаши/ подготовительная группа
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа)

Васильева Таисия Александровна

Конспект непосредственно образовательной деятельности. Рисование. подготовительная группа.Тема: Комнатное растение"Фиалка" /нетрадиционная техника рисование: мятая бумага +акварель+ масляные карандаши/ Форма НОД: игровая, познавательно-исследовательская, изобразительная деятельность. Форма организации (групповая, индивидуальная). Приоритетная образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие», Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие». Цель образовательной деятельности: способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности; развивать художественно – творческие способности детей, воображение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_risovanie_fialka.docx36.84 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области

средняя общеобразовательная школа № 22 города Сызрани

городского округа Сызрань Самарской области

структурное подразделение, реализующее основные образовательные программы дошкольного образования

«Детский сад № 44»

Конспект НОД

рисование

Тема: Комнатное растение «Фиалка»

/Нетрадиционная техника рисования мятая бумага + акварель + масляные  карандаши/

Подготовительная группа

Воспитатель Васильева Т.А.

Форма НОД: игровая, познавательно-исследовательская, изобразительная  деятельность.

Форма организации (групповая,  индивидуальная).

Приоритетная образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие»,

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое  развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Цель  образовательной  деятельности:                                                                                                                                                    способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности;                                                                           развивать художественно – творческие способности детей, воображение.

                                                                                                                                 

Задачи интегрируемых образовательных областей

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»:                                                                                   - Познакомить детей с новой техникой рисования — рисование на мятой бумаге                                                                                                 - Продолжать учить работать в нетрадиционной технике акварелью и восковыми карандашами                                                                                - Совершенствовать умение правильно держать кисть.                                                                                                                                                                           - Развивать чувство цвета и композиции                                                                                                                                                  Образовательная область «Познавательное  развитие»:                                                                                                                                 -Уточнить  представления о комнатном растении – фиалке  внешнем виде растения, особенностях ухода за ним                                 -Воспитывать интерес к исследовательской деятельности.                                                                                             Образовательная область «Речевое  развитие»:                                                                                                                                          - Учить высказывать свою точку зрения, слушать сверстников и поддерживать беседу.                                                                      - Активизировать словарь детей.                                                                                                                                        Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»:                                                                                    - Воспитывать интерес к исследовательской деятельности.                                                                                                             - Поощрять желание ухаживать за комнатными растениями.                                                                                               Образовательная область «Физическое развитие»:                                                                                                                       - Способствовать сохранению и укреплению физического и психического    здоровья детей средствами физкультминутки, пальчиковой гимнастики.

Дидактический наглядный материал: горшок с цветущей фиалкой, акварель, восковые карандаши, иллюстрации с изображением фиалок, лупа.

Музыкальное сопровождение вальс цветов П.И. Чайковский.

Раздаточный материал:  листы А4,  акварель, восковые карандаши                                                                                      Предварительная работа с детьми: отгадывание загадок, чтение легенд о фиалке, Видеосюжет «Фиалка - сказочный цветок»

Формы организации совместной деятельности

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Познавательно - исследовательская

Рассматривание фиалки  с использованием лупы (дают характеристику листьям, стеблю, цветам, вспоминают, почему нельзя лить воду на листья фиалки, нюхают цветы и убеждаются, что цветы фиалки не пахнут)                                                Цель: Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы. 

Игровая

Сюрпризный момент (приход королевы фиалки)

Цель: доставить детям радость. Создать положительную атмосферу.

Коммуникативная

Беседа, диалог в проблемно-игровой ситуации.

Цель: обогащать и активизировать словарь детей. Развивать диалогическую и монологическую речь детей. Развивать коммуникативные навыки.

Восприятие художественной литературы

Слушание стихов

Цель: активизировать чувственное восприятие художественного слова, способствовать образному восприятию стихотворения.

Музыкальная

Слушание музыкального произведения.

Цель: приобщать детей к музыкальным произведениям. Создать положительную атмосферу.

Двигательная

Динамическая пауза.  Физминутка  «На окне цветочки»

Цель: Развивать двигательную активность детей, предупредить утомляемость воспитанников.

Пальчиковая гимнастика «Цветы»

Цель: Развивать мелкую моторику рук, предупредить утомляемость воспитанников.

Логика образовательной деятельности

Действия педагога

Действия воспитанников

Ожидаемые результаты

1

В круг широкий, вижу я,

Встали все мои друзья.

Мы сейчас пойдем направо,

А теперь пойдем налево,

В центре круга соберемся,

И на место все вернемся.

Улыбнемся, подмигнем,

И занятие начнём

Дети выполняют упражнения в соответствии с текстом.

Создано эмоциональное настроение, снята утомляемость.

2

Вы хорошо знакомы с комнатными растениями, которые украшают нашу группу. Сегодня мы поговорим об одном из них – королеве фиалке   (выставляется несколько  горшочков  с цветущей фиалками).

-Вы узнали это растение? Правильно, это – фиалка.

Фиалка сказочный цветок,
Никто не может с этим спорить.
Созданье дивной красоты
И удивительных историй

Фиалки цветут на окне
 Сиреневым ярким цветом,
 С утра улыбаются мне -
 Они солидарны с летом

Цветочки, как мягкий шелк,
 Листочки -зеленый бархат…

Дети рассматривают, обсуждают.

Появление у детей заинтересованности,

познавательного интереса.  

Эмоциональное включение детей в образовательную деятельность.

3

Фиалка – это цветущее комнатное растение 

Посмотрите, какие цветы у фиалки? (Красивые, нежные.)

- А какие они по цвету? Какая у цветка серединка? (Желтая.)

-Что есть еще у фиалки? (Листья, стебель.)

- Какие листья у фиалки? (дети обследуют) (Зеленые, сочные, опушенные.)                                                                               - А сейчас покажите, как вы дышите. Вдыхаем носом, а выдыхаем ртом. - Как вы думаете, дышат ли растения? Живые они или нет?                                                                                                     - Носик и ротик у растений – это листочки, ими они дышат, на каждой нижней стороне листика есть маленькие отверстия, их можно увидеть только в микроскоп, если листья грязные, то растениям очень плохо дышать.   Мы с вами чистим носики?                                                       Нужно ухаживать и за листочками комнатных растений.  Давайте вспомним, как это нужно делать? -Мы их поливали , с листьев смахивали пыль кисточкой, потому что у фиалки опушенные листья, а их протирать нельзя.

Послушайте стихотворение:                                                                                                                                                                 Рано-рано по утру                                                                     Лейку новую беру.                                                                                                                                                                                                           Мне воды не жалко, пей, моя фиалка!                                                                                                                                                                   - Посмотрите где у этого растения стебель? (стебель не виден, одни листики растут, стебель расположен частично в почве и над почвой)                                                   - Что у фиалки находится в земле? (Корни.) Корни растений должны  тоже дышать, а для этого мы должны рыхлить землю острой палочкой.                                                                                                  

Дети рассматривают фиалку используя лупу ,  дают характеристику листьям, стеблю, цветам, вспоминают, почему нельзя лить воду на листья фиалки, нюхают цветы и убеждаются, что цветы фиалки не пахнут 

Созданы условия для познавательно исследовательской деятельности.

Проявление исследовательской   активности детей

4

 -О фиалке существует много  легенд, мифов. Послушайте старинную славянскую легенду о происхождении фиалки, известной под другим  поэтическим названием  - Анютины глазки. Эта легенда рассказывает печальную историю о жизни девочки –Анюты.

В одной тихой и красивой деревушке жила девочка Анюта – сирота с невероятно добрым сердцем и доверчивой душой. Она верила каждому человеку, со всей душой откликалась на доброту. А всякому недоброму делу или поступку находила оправдание . Жители деревни жалели сироту и никогда не обижали. Но однажды в деревню приехал заезжий купец, молодой и красивый. Приглянулась ему Аннушка с огромными, как озеро глазами, чистой и наивной душой. Заиграли в его сердце чувства, распалились страсти- очаровал он Анюту своим красноречием, заворожил сердце девочки рассказами о дивных городах и странах. И пообещал Анюте, что возьмет ее с собой, покажет мир. А сам внезапно уехал. Долгие месяцы напролет ходила Аннушка за околицу- выглядывала сказочного гостя, сердце девочки верило обещаниями, и не хотело сопротивляться. Вся деревня молча смотрела, как угасает сирота, но никто не смог оборвать надежду, произнести слова, жестокие для нее.А она верила и надеялась, что вернется молодец, потом стала теряться догадками, что на него напали разбойники. Однажды вышла девушка за околицу – и больше не вернулась. Так и угасла девичья краса , а года жители деревни пошли на поиски- то по вец околице обнаружили лишь скромные цветы похожие на Анютины глазки- огромные и вопрошающие, как глубокие глаза сироты, полные тоски и печали. С тех пор в народе фиалки так и прозвали: Анютины глазки    

Дети слушают легенду

Проявление познавательной активности.

Эмоциональное включение детей в образовательную деятельность.

5

Физминутка                                                                                                                                        

На окне в горшочках              Дети сидят на корточках лицом в круг.

Поднялись цветочки.             Медленно встают.

К солнцу потянулись,            Тянутся на носочках, подняв руки вверх.

Солнцу улыбнулись.      

К солнышку листочки            Разводят руки в стороны ладонями вверх.

Повернут цветочки.

Развернут бутоны,                 Соединяют руки над головой и медленно покачиваются.

В солнышке утонут

Дети выполняют движения в соответствии с текстом

Создано эмоциональное настроение, снята утомляемость.

6

Существует множество разновидностей фиалок.

Самые красивые из них фиалки с махровыми листьями (махрово –бахромчатая, волнисто-кружевная)

Рассмотрим их внимательно.

Край лепестка как бы обведён другим цветом. Синие листья обведены белой бахромой, красные фиолетовой и т.д.

Воспитатель: Каким цветом обведены белые цветы?

Дети рассматривают фиалку, объясняют, рассуждают

Проявление познавательной активности, способности анализировать.

7

Ребята, а вы знаете, зачем королева сегодня пришла к нам в гости? Она слышала, что вы умеете хорошо рисовать, что вы настоящие художники. Это так (ответы детей) У нашей королевы в королевстве нет придворного художника, а королеве очень хочется иметь свою собственную галерею, где будут висеть её портреты. Вы готовы помочь королеве? (ответы детей) Тогда проходите к своим рабочим местам и постарайтесь передать в рисунках красоту королевы - фиалки. А она в свою очередь любезно согласилась вам позировать, как модель

Эмоциональное включение детей в образовательную деятельность.

8

Воспитатель: Я предлагаю нарисовать фиалку необычно.

Прежде чем мы начнем рисовать,  давайте разомнем наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика  «Цветы»

Наши нежные цветки               Руки в вертикальном положении.

Распускают лепестки                Развести пальцы рук.

Ветерок чуть дышит,                Ритмичные движения пальцев рук.

Лепестки колышит.  

Наши нежные цветки

Закрывают лепестки.                  Соединить пальцы вместе.

Тихо засыпают,                         Небольшие покачивания рук со сжатыми пальцами.

Головой качают.    

Дети выполняют движения в соответствии с текстом

Создано эмоциональное настроение, снята утомляемость.

9

Объяснение последовательности выполнения рисунка.

1 Сначала лист бумаги хорошенько, но очень аккуратно, сомнем.

2.Расправим лист бумаги, теперь он готов к рисованию.

1. Располагаем лист вертикально.

2. Намечаем границы изображения.

3. Рисуем серединку  цветков жёлтым цветом.

4. Прорисовываем лепестки фиолетовым цветом, рисуем горшок простым карандашом,  рисуем контур листьев зелёным карандашом.

5. Выполняем работу в цвете.

Воспитатель: Какие цвета будем использовать?

Дети: Яркие.

Воспитатель: Как получить яркий цвет?

Дети: Нужно использовать меньше воды, больше краски.

Воспитатель: Заполняем цветом цветы, листья.

Воспитатель: Ребята, что происходит, когда акварель сталкивается с воском?

Дети: Воск не закрашивается и бахрома у цветочка остаётся фиолетовая.

Воспитатель: Воск имеет твёрдый и жирный состав, и поэтому отталкивает воду и цветной пигмент акварельных красок.

Воспитатель: Раскрашиваем   горшок и фон разными цветами на ваш выбор.

Дети слушают, отвечают, выполняют

 

Проявление познавательной активности, заинтересованности, способности анализировать

Созданы условия для

эмоционально – образного восприятия

10

Творческая деятельность детей

Дети рисуют фиалку

Созданы условия для  развития художественно – творческих способностей детей, для передачи выразительности  образа изображаемого предмета

11

Рефлексия.                                                                                               С каким комнатным растением мы сегодня познакомились?                                                                           Что мы с вами рисовали?                                                                Давайте мы с вами устроим галерею для королевы фиалки.

Дети отвечают

Создано эмоциональное настроение, снята утомляемость.

Развернутый конспект образовательной деятельности

Ход НОД:

В круг широкий, вижу я,

Встали все мои друзья.

Мы сейчас пойдем направо,

А теперь пойдем налево,

В центре круга соберемся,

И на место все вернемся.

Улыбнемся, подмигнем,

И занятие начнём

Дети выполняют упражнения в соответствии с текстом.

Вы хорошо знакомы с комнатными растениями, которые украшают нашу группу. Сегодня мы поговорим об одном из них – королеве фиалке   (выставляется несколько  горшочков  с цветущими  фиалками).

-Вы узнали это растение? Правильно, это – фиалка.

Фиалка сказочный цветок,
Никто не может с этим спорить.
Созданье дивной красоты
И удивительных историй

Фиалки цветут на окне
 Сиреневым ярким цветом,
 С утра улыбаются мне -
 Они солидарны с летом

Цветочки, как мягкий шелк,
 Листочки -зеленый бархат…
 Фиалка – это цветущее комнатное растение. (Дети рассматривают
фиалку используя лупу ,  дают характеристику листьям, стеблю, цветам, вспоминают, почему нельзя лить воду на листья фиалки, нюхают цветы и убеждаются, что цветы фиалки не пахнут)  

Посмотрите, какие цветы у фиалки? (Красивые, нежные.)

- А какие они по цвету? Какая у цветка серединка? (Желтая.)

-Что есть еще у фиалки? (Листья, стебель.)

- Какие листья у фиалки? (дети обследуют) (Зеленые, сочные, опушенные.)                                                                                                              - А сейчас покажите, как вы дышите. Вдыхаем носом, а выдыхаем ртом.                                                                                                                 - Как вы думаете, дышат ли растения? Живые они или нет?

- Носик и ротик у растений – это листочки, ими они дышат, на каждой нижней стороне листика есть маленькие отверстия, их можно увидеть только в микроскоп, если листья грязные, то растениям очень плохо дышать.

Мы с вами чистим носики?

Нужно ухаживать и за листочками комнатных растений.  Давайте вспомним, как это нужно делать?

-Мы их поливали , с листьев смахивали пыль кисточкой, потому что у фиалки опушенные листья, а их протирать нельзя. Послушайте стихотворение:                                                                                                                                                                 Рано-рано по утру

Лейку новую беру.                                                                                                                                                                                                           Мне воды не жалко,

пей, моя фиалка!                                                                                                                                                                  

- Посмотрите где у этого растения стебель? (стебель не виден, одни листики растут, стебель расположен частично в почве и над почвой)

- Что у фиалки находится в земле? (Корни.) Корни растений должны  тоже дышать, а для этого мы должны рыхлить землю острой палочкой.                                                                                                                                                                                      -О фиалке существует много  легенд, мифов. Послушайте старинную славянскую легенду о происхождении фиалки, известной под другим  поэтическим названием  - Анютины глазки. Эта легенда рассказывает печальную историю о жизни девочки –Анюты.

В одной тихой и красивой деревушке жила девочка Анюта – сирота с невероятно добрым сердцем и доверчивой душой. Она верила каждому человеку, со всей душой откликалась на доброту. А всякому недоброму делу или поступку находила оправдание. Жители деревни жалели сироту и никогда не обижали. Но однажды в деревню приехал заезжий купец, молодой и красивый. Приглянулась ему Аннушка с огромными, как озеро глазами, чистой и наивной душой. Заиграли в его сердце чувства, распалились страсти- очаровал он Анюту своим красноречием, заворожил сердце девочки рассказами о дивных городах и странах. И пообещал Анюте, что возьмет ее с собой, покажет мир. А сам внезапно уехал. Долгие месяцы напролет ходила Аннушка за околицу- выглядывала сказочного гостя, сердце девочки верило обещаниями, и не хотело сопротивляться. Вся деревня молча смотрела, как угасает сирота, но никто не смог оборвать надежду, произнести слова, жестокие для нее.А она верила и надеялась, что вернется молодец, потом стала теряться догадками, что на него напали разбойники. Однажды вышла девушка за околицу – и больше не вернулась. Так и угасла девичья краса , а года жители деревни пошли на поиски- то по вец околице обнаружили лишь скромные цветы похожие на Анютины глазки- огромные и вопрошающие, как глубокие глаза сироты, полные тоски и печали. С тех пор в народе фиалки так и прозвали: Анютины глазки    

Физминутка                                                                                                                                        

На окне в горшочках              Дети сидят на корточках лицом в круг.

Поднялись цветочки.             Медленно встают.

К солнцу потянулись,            Тянутся на носочках, подняв руки вверх.

Солнцу улыбнулись.      

К солнышку листочки            Разводят руки в стороны ладонями вверх.

Повернут цветочки.

Развернут бутоны,                 Соединяют руки над головой и медленно покачиваются.

В солнышке утонут.

Существует множество разновидностей фиалок.

Самые красивые из них фиалки с махровыми листьями (махрово –бахромчатая, волнисто-кружевная)

Рассмотрим их внимательно .

Край лепестка как бы обведён другим цветом. Синие листья обведены белой бахромой, красные фиолетовой и т.д.

Воспитатель: Каким цветом обведены белые цветы?

Дети: Синим.

Ребята, а вы знаете, зачем королева сегодня пришла к нам в гости? Она слышала, что вы умеете хорошо рисовать, что вы настоящие художники. Это так (ответы детей) У нашей королевы в королевстве нет придворного художника, а королеве очень хочется иметь свою собственную галерею, где будут висеть её портреты. Вы готовы помочь королеве? (ответы детей) Тогда проходите к своим рабочим местам и постарайтесь передать в рисунках красоту королевы - фиалки. А она в свою очередь любезно согласилась вам позировать, как модель.

Воспитатель: Я предлагаю нарисовать фиалку необычно.

Прежде чем мы начнем рисовать,  давайте разомнем наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика  «Цветы»

Наши нежные цветки               Руки в вертикальном положении.

Распускают лепестки                Развести пальцы рук.

Ветерок чуть дышит,                Ритмичные движения пальцев рук.

Лепестки колышит.  

Наши нежные цветки

Закрывают лепестки.                  Соединить пальцы вместе.

Тихо засыпают,                         Небольшие покачивания рук со сжатыми пальцами.

Головой качают.    

 Объяснение последовательности выполнения рисунка.

1 сначала лист бумаги хорошенько, но очень аккуратно, сомнем.

2.Расправим лист бумаги, теперь он готов к рисованию.

1. Располагаем лист вертикально.

2. Намечаем границы изображения.

3. Рисуем серединку  цветков жёлтым цветом.

4. Прорисовываем лепестки фиолетовым цветом, рисуем горшок простым карандашом ,   рисуем контур листьев зелёным карандашом.

5. Выполняем работу в цвете.

Воспитатель: Какие цвета будем использовать?

Дети: Яркие.

Воспитатель: Как получить яркий цвет?

Дети: Нужно использовать меньше воды, больше краски.

Воспитатель: Заполняем цветом цветы, листья.

Воспитатель: Ребята, что происходит, когда акварель сталкивается с воском?

Дети: Воск не закрашивается и бахрома у цветочка остаётся фиолетовая.

Воспитатель: Воск имеет твёрдый и жирный состав, и поэтому отталкивает воду и цветной пигмент акварельных красок.

Воспитатель: Раскрашиваем   горшок и фон разными цветами на ваш выбор.                                                                                         Творческая деятельность детей                                                                                                                                                                                      Рефлексия.  С каким комнатным растением мы сегодня познакомились? Что мы с вами рисовали? Давайте мы с вами устроим галерею для королевы фиалки.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД для старшей группы. Комнатное растение «Фиалка» Нетрадиционная техника рисования акварель + воск.

Тема: Комнатные растения «Фиалка» Нетрадиционная техника рисования акварель + воск.Цель: - Закрепить знания детей о комнатных растениях и приемах ухода за ними.- Углубить знания о лекарственных свойст...

НОД подготовительная группа Тема: Комнатные растения «Фиалка» Нетрадиционная техника рисования смятой бумагой .

Тема: Комнатные растения «Фиалка» Нетрадиционная техника рисования смятой бумагой .Цель: Закрепить знания детей о комнатных растениях и приемах ухода за ними.Углубить знания о лекарственных свойствах ...

Конспект НОД для старшей группы. Комнатное растение «Фиалка». Нетрадиционная техника рисования акварель + воск.

Тема: Комнатные растения «Фиалка» Нетрадиционная техника рисования акварель + воск.Цель: Закрепить знания детей о комнатных растениях и приемах ухода за ними.Углубить знания о л...

Конспект НОД для старшей группы. Комнатное растение «Фиалка» Нетрадиционная техника рисования акварель + воск.

Цель: Закрепить знания детей о комнатных растениях и приемах ухода за ними.Углубить знания о лекарственных свойствах комнатных растений.Создать композицию «Фиалка»Воспитывать стремление бе...

Рисование "Зимний пейзаж" (с применением техники рисования мятой бумагой) подготовительная логопедическая группа

Рисование "Зимний пейзаж" (с применением техники рисования мятой бумагой) подготовительная логопедическая группаЛексическая тема: "Зима в городе и в лесу"Предварительная работа: на...

Непрерывная образовательная деятельность По художественному эстетическому развитию «Нетрадиционная техника рисования мятая бумага + акварель + восковые карандаши» Тема: Комнатное растение Фиалка Для детей подготовительной группы

Департамент образования Администрации города ЕкатеринбургаМуниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 47   Непрерывная образовательная деятельность №22П...