Программа изостудии "Палитра" для детей 5-6 лет
рабочая программа по рисованию (старшая группа) на тему

Мудрицкая Наталья Николаевна

Программа изостудии "Палитра" для детей 5-6 лет содержит занятия по живописи, рисованию, ДПИ, лепки и знакомство с народной лоскутной куклой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_palitra_mudritskaya.docx98.74 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Педагогический колледж №1 Санкт-Петербурга

 им. Н.А. Некрасова

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

(ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА

 «ПАЛИТРА»

Возраст учащихся:         5-6 лет

                                

Срок реализации:         1 года

Автор-составитель:                         педагог дополнительного образования

Мудрицкая Н.Н.

Санкт-Петербург

2018 год

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1. Пояснительная записка

            Данная   рабочая программа разработана на основе программы дошкольного образования  «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

 Программа спроектирована с учетом ФГОС дошкольного образования, особенностей образовательного учреждения, региона и муниципалитета, образовательных потребностей и запросов воспитанников. Определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса в изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет).

Среди разнообразных форм работы с детьми большой  интерес педагогов и родителей вызывает организация углубленной работы по эстетическому воспитанию и, в частности, более глубокая и направленная работа  по изобразительной деятельности.

В целях осуществления разностороннего художественно-творческого развития детей в дошкольных учреждениях организуются художественные студии, эстетические центры.

2. Цели и задачи рабочей программы.

Цель:  Обеспечивать художественно-эстетическое развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; реализацию

самостоятельной творческой деятельности детей.

Задачи:

Обучающие:

- Познакомить детей с жанрами изобразительного искусства;

- Познакомить детей с различными художественными материалами и техниками изобразительной деятельности;

- Учить самостоятельно планировать деятельность, достигать результата и оценивать его.

Развивающие:

- Формировать опыт восприятия разнообразных эстетических объектов и произведений искусства, развивать эстетические интересы, эстетические предпочтения, желание познавать искусство и осваивать изобразительную деятельность;

- Развивать у детей чувственно-эмоциональные проявления: внимание, память, фантазия, воображение;

- Развивать художественный вкус, способность видеть и понимать прекрасное;

- Улучшить моторику, пластичность, гибкость рук и точность глазомера;

- Развивать коммуникативные умения и навыки, обеспечивающие совместную деятельность в коллективе;

- Формировать у детей устойчивый интерес к искусству и занятиям художественным творчеством.

Воспитательные:

- Воспитывать аккуратность, терпение, волю, усидчивость, трудолюбие;

- Воспитывать эмоционально-эстетические чувства, умение откликаться на проявление прекрасного, замечать красоту окружающих предметов, объектов природы;

- Воспитывать чувство патриотизма, любви и интереса к истории родного края.

3. Функции и роль руководителя. Организация работы студии.

Подготовка творческого занятия для детей включает в себя:

  • изучение интересов детей, знания тех впечатлений, которые они получают (это позволит педагогу выбрать сюжеты, интересные для детей, способные увлечь и вызвать яркий эмоциональный отклик);
  • продумывание наглядного материала, музыки, литературных произведений, слайдов, видеофильмов в целях активизации воображения;
  • постоянное самосовершенствования педагога: чтение методической, искусствоведческой, детской литературы, просмотр иллюстраций в детских книгах, произведений декоративного народного искусства, посещение художественных выставок.

Изостудия – особая среда, способствующая психологическому здоровью ребенка,  развитию его  эмоционально-чувственного мира, где он ощущает себя защищенным и свободным.

Особый микроклимат изостудии должен способствовать взаимодействию педагога с детьми и родителями, формировать у детей коммуникативные способности, приобщать их к миру взрослых, развивать у них художественный вкус, эстетическую восприимчивость.

В рамках занятий в изостудии, возможно, осуществить создание коллективных композиций, панорам на темы сказок, создание индивидуальных композиций, работа  над которыми может продолжаться в течение нескольких занятий.

Организация работы студии:

  • Одна-две задрапированные стены для монтажа детских выставок;
  • Технические средства: проектор, музыкальный центр с микрофоном и наушниками, маркерная доска, аудиокассеты с записями;
  • Передвигаемые столы и стулья;
  • Наглядный материал:  картины, иллюстрации, пооперационные схемы, альбомы, книги, мелкая  натура: все эти предметы должны быть разложены по разделам;
  •  Раздел «Народное творчество»: альбомы с изображением элементов (кустик, завиток, примакивание), силуэты коней, барышень;
  •   «Графика»: работы художников, репродукции на разные виды (эстампы, гравюры). Игры упражнения (например, дорисуй по точкам), дидактические игры (веревочка, из которой можно сделать рисунок разного цвета), настольно-печатные игры;
  • «Живопись»: книги об искусстве, словарь искусствоведческий, иллюстрации по жанрам (пейзаж, портрет, натюрморт), репродукции картин. Портреты художников, дидактические игры, связанные с перспективой;
  • «Скульптура»: репродукции с произведениями (мелкая скульптура – фаянс, стекло, чугун);
  •  «Архитектура»: дидактические игры (различные типы домов, в которых надо разместить жителей - царевну, старушку, горожанина, селянина);
  • Методические рекомендации, конспекты занятий;
  • Изобразительный: кисти (мл. группа № 12,14 (1 штука) колонок или белка, ср. группа кисти (1 клеевая – щетинистая, 1 тонкая колонок или белка , 1 толстая с прошлого года), краски: гуашь, акварель, темпера, масляные, анилиновые краски, гелевые ручки, маркеры, фломастеры, акварельные и пастельные карандаши, цветные карандаши, восковые мелки, уголь, сангина, картон, белая и цветная бумага различных форматов, разный клей, мольберт, планшет, подрамники, палитра, крючки для развешивания работ, багетные рамы со стеклами и без них;
  • Природный материал: камни, ракушки, гербарий;
  • Разное для коллажа – кусочки ткани, кожи, меха, пуговицы, палочки;
  • Дидактические игры и материалы, связанные с  проведением психотерапевтических игр и тренингов (емкости с голубой глиной, природным песком, пластинки с разными поверхностями и т.д.).

На занятиях ребенок последовательно проживает несколько этапов взаимодействия: с миром искусства, с детьми, с педагогом.

I этап – психологическое вхождение в занятие;

II этап познавательный, или знакомство с неизвестным, новым: игры, работа с наглядными пособиями, слайд – фильмы;

III этап  - практический;

IV этап – завершающий (психофизическая разгрузка: психотерапевтические игры, взаимодействие с родителями).

Эти этапы необходимы на каждом занятии, т.к. успехи ребенка напрямую зависят насколько плавно, незаметно педагог ведет ребенка в особый мир искусства, царящий на занятии.


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Сентябрь

Рисунок

Тема: Занятие-игра «Натюрморт»

Содержание:

Цель: Рисование натюрморта «Ваза с цветами» с использованием готовых форм: ваза, цветы, орнамент на вазе.

Задачи: 

- Освоение различных форм и растительных орнаментов;

- Развитие цветовосприятия, подбор цвета;

- Формирование интереса к рисованию.

Материалы: белая или тонированная бумага, распечатка с вариантами ваз, орнаментов, цветов, игральный кубик, цветные карандаши или масляная пастель по выбору ребёнка.

Лепка

Тема: «Что нам осень принесла?» Прямая пластилинография.

Содержание:

Цель: Создание композиции из овощей или фруктов на плоскости при помощи нетрадиционной техники – прямая пластилинография.

Задачи: 

- Познакомить детей с техникой рисования пластилином на листе картона – прямая пластилинография;

- Учить детей создавать композицию из фруктов (овощей) на плоскости методом размазывания, прорабатывать стекой мелкие детали и элементы;

- Развивать цветовоосприятие, учить подбирать цвет для создания определенного фрукта.

Материалы: Пластилин, цветной картон, стека, иллюстрации фруктов.

Живопись

Тема: Натюрморт с тыквой. Гуашь.

Содержание:

Цель: Создать натюрморт с тыквой и фруктами при помощи гуаши.

Задачи: 

- Познакомить детей с жанром живописи - натюрмортом, композицией, учим подбирать цвета для изображения тыквы;

- Развивать цветовосприятие;

- Закреплять навыки рисования предметов округлой формы.

Материалы: Лист А4, гуашь, кисть-синтетика №6, №3, овощи для композиции, репродукции известных художников.

Декоративно-прикладное искусство

Тема: «Грибочки». Обрывная аппликация.

Содержание:

Цель: Создать изображение грибов при помощи кусочков белой и цветной бумаги в технике «мозаика».

Задачи: 

- Упражнять передавать в аппликации композицию из трех грибов на траве;

- Познакомить детей с мозаичной техникой создания изображения;

- Закрепить навыки аккуратной работы с клеем;

- Расширять представления детей о лесных грибах, знакомить с особенностями их внешнего вида и местами произрастания;

- Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.

Предварительно детям даем рассмотреть иллюстрации грибов. Hа листе картона дети, при помощи фломастера рисуют контур гриба. Учим детей заполнять контур предмета при помощи кусочков бумаги, создавая мозаичное изображение, закрепляем навыки аккуратного наклеивания, вспоминаем прогулки по лесу.

Материалы: Цветная бумага, картон, черный фломастер, клей, кисть-щетина, иллюстрации грибов.

Октябрь

Рисунок

Тема: «Ёжик в лесу». Пастель сухая.

Содержание:

Цель: Создать изображение ёжика на фоне лесного пейзажа при помощи сухой пастели.

Задачи:

- Развивать  чувственно - эмоциональное  восприятие окружающего   мира  через  изображение  объектов  живой  природы;

- Учить детей передавать отличительные особенности животного при помощи сухой пастели, растушёвывать пастель ватной палочкой;

- Закреплять навыки составления фигуры животного из простых форм;

- Воспитывать интерес и бережное отношение к живой природе.

Материалы: Лист А4, сухая пастель, ватная палочка, иллюстрации лесных животных и осеннего леса.

Лепка

Тема: «Осеннее дерево». Модульная пластилинография.

Содержание:

Цель:  Создать изображение осеннего дерева на листе картона при помощи отдельных модулей из пластилина.

Задачи:

- Продолжать знакомить детей с техникой пластилинографии и её разновидностью – модульной пластилинографией;

- Учить детей создавать из пластилина плоское изображение при помощи отдельных элементов («улитка», «колбаска»);

- Развивать чувство композиции и эстетический вкус.

Рассматриваем отличительные особенности различных пород деревьев (ива – «плакучая», дуб – раскидистый, берёзка – стройная и т.д.), сравниваем различный окрас у листвы. Передаем форму и цвет дерева на листе при помощи пластилина.

Материалы: пластилин, картон, доска для лепки, иллюстрации осенних деревьев.

Живопись

Тема: Осенняя гирлянда. Коллективная работа.

Содержание:

Цель: Украсить студию осенними гирляндами.

Задачи:

- Познакомить детей с техникой создания мраморной бумаги;

- Развивать цветовосприятие и художественный вкус;

- Учить детей работать сообща, в коллективе.

 Руководитель выдавливает пену из баллончика на одноразовую тарелку. Разравнивает пену по поверхности тарелки. Дети обмакивают кисточку в воду, немного акварельной краски (красный, желтый, оранжевый, зелёный), стряхивают цветные капли на тарелку с пеной, затем проводят несколько раз в хаотичном порядке по поверхности пены, чтобы получились разводы. Hа поверхность пены кладут небольшой листок бумаги. Бумага снимается с пены, кладется сохнуть. После высыхания из бумаги вырезаются осенние листочки.

Материалы: Бумага, акварель, пена для бритья, кисточка, ножницы, нить для гирлянды. 

Декоративно-прикладное искусство

Тема: «Платье Осени». По мотивам Хохломской росписи.

Содержание:

Цель: Разработать дизайн платья, используя элементы Хохломской росписи.

Задачи:

- Познакомить детей с народным промыслом села Хохлома;

- Учить детей выделять отдельные элементы Хохломского узора (листок, ягодка, травка);

- Воспитывать интерес к народным промыслам, любовь и бережное отношение к родной культуре;

Просматриваем с детьми презентацию «Хохлома». Рассматриваем предметы промысла, выделяем и называем элементы росписи. На листах пробуем выписывать элементы росписи. Создаем на заранее приготовленном шаблоне платья дизайн по собственному замыслу.

Материалы: Презентация «Хохлома», иллюстрации и схемы поэтапного рисования элементов узора, гуашь, кисть-синтетика №3, лист для прописи элементов хохломы, шаблон платья.

Рисунок

Тема: «Осенний лес».

Содержание:

Цель: Создать коллаж из стилизованных изображений деревьев.

Задачи:

- Совершенствовать умение детей рисовать деревья, передавать особенности ствола, веток;

- Закреплять знания о сезонных изменениях в живой и неживой природе;

- Развивать чувство композиции;

- Закреплять графические навыки рисования фломастером.

Вырезаем из цветной ксероксной бумаги овалы различного размера или силуэты ёлочек. Рисуем черным фломастером ствол и ветки деревьев. Наклеиваем деревья на лист картона, создавая осенний пейзаж. Прорисовываем фломастером рельеф на переднем плане.

Материалы: Цветная ксероксная бумага, черный фломастер, картон, ножницы, клей-карандаш.

Лепка

Тема: «Чаша и ложка». По мотивам Хохломской росписи.

Содержание:

Цель: Создать изображения предметов народного быта при помощи прямой пластилинографии.

Задачи:

- Продолжать знакомство с народным промыслом;

- Учить детей создавать элементы хохломы из пластилина (травка, листики, ягодки)

- Воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине и родной истории.

 Рассматриваем предметы быта, расписанные хохломой. Вспоминаем занятие по хохломской росписи «Платье Осени». Создаем  изображение на заранее приготовленных шаблонах.

Материалы: Пластилин, заготовки из картона (чаша, ложка), иллюстрации хохломы.

Живопись

Тема: «Осень в парке». Акварель.

Содержание:

Цель: Создание осеннего пейзажа при помощи акварели.

Задачи: 

- Знакомить детей с техникой рисования акварелью «по-мокрому»;

- Закрепить навыки изображения деревьев;

- Развивать цветовосприятие;

- Формировать интерес к рисованию.

Показываем детям, как подготовить лист бумаги к работе, равномерно наносим воду на лист. Обсуждаем с детьми, в какие цвета осень раскрашивает деревья, и наносим фон. Делаем прорисовки после высыхания листа. Любуемся красотой осеннего парка.

Материалы: Лист А4, акварель, кисть-белка №6, №3.

Декоративно-прикладное искусство

Тема: «Птица-Осень». Аппликация из сухих листьев.

Содержание:

Цель: Создание образа сказочной птицы при помощи сухих листьев.

Задачи:

- Расширять кругозор, пополнять знания детей о птицах;

- Познакомить детей с техникой создания аппликации из сухих листьев;

- Закреплять навыки аккуратного наклеивания;

Беседуем с детьми о птицах, рассматриваем особенности строения тела птицы. Рассматриваем иллюстрации сказок. Делаем карандашный набросок на листе картона (голова, туловище, крылья, хвост). Подбираем листочки для работы. Приклеиваем природный материал от головы птицы к хвосту, имитируя оперение. После просыхания клея, украшаем работу золотой или серебряной гуашью.

Материалы: Сухие листья, картон, ножницы, клей ПВА-М, кисть-щетина, гуашь (золотая, серебряная), кисть-синтетика №3.

Ноябрь

Рисунок

Тема: «Оленёнок». Масляная пастель.

Содержание:

Цель: Создать изображение оленёнка на лесной полянке при помощи масляной пастели.

Задачи: 

- Познакомить детей с творчеством художников-анималистов;

- Продолжать учить передавать в рисунке особенности формы тела животного;

- Воспитывать бережное отношение к природе.

 Рассматриваем с детьми иллюстрации с изображением животных, репродукции картин известных художников. Обсуждаем с детьми особенности строения животного, окрас, среду обитания. Делаем карандашный набросок оленёнка. Раскрашиваем пастелью, дополняем рисунок элементами пейзажа.

Материалы: Тонированная бумага, масляная пастель, простой карандаш.

Лепка

Тема: Сова. Пластилинография.

Содержание:

Цель: Создать стилизованное изображение совы на плоскости при помощи пластилина.

Задачи:

- Продолжать знакомить детей с жизнью лесных животных и птиц;

- Расширять представления детей о лесной птице-сове, об особенностях внешнего облика, образа жизни;

- Учить создавать композицию из отдельных деталей, используем имеющиеся умения и навыки работы с пластилином – скатывание, расплющивание, деление целого куска на части при помощи стеки.

- Развивать мелкую моторику рук при создании композиции.

- Развивать творческое воображение.

Материалы: Иллюстрации с изображением лесных птиц, пластилин, стека, доска для лепки, картон.

Живопись

Тема: «Поздняя осень». Ветер.

Содержание:

Цель: Создать осенний пейзаж, используя оттенки гуаши, полученные путём смешивания основных цветов с чёрным цветом.

Задачи:

- Продолжать знакомить детей с жанром живописи – пейзажем;

- Учить смешивать краски (черный+желтый, черный+красный,  и т.д.);

- Учить рисовать наклоненное дерево, имитируя ветер;

- Воспитывать умения правильно передавать свои впечатления от окружающей действительности в процессе рисования.

 Рассматриваем с детьми репродукции картин Левитана, Сурикова. Делимся впечатлениями из собственной жизни. Показываем детям, как можно смешивать краски на палитре. Создаём фон для осеннего пейзажа. Объясняем детям, как можно передать настроение при помощи красок. После высыхания фона, рисуем дерево и облетающую листву.

Материалы: Лист А4, гуашь, палитра, кисть-синтетика №6, №3.

Лепка

Тема: «Медведь». По мотивам Каргопольской игрушки.

Содержание:

Цель: Создание заготовки из глины, для последующей росписи.

Задачи:

- Познакомить детей с промыслом, который зародился в городе Каргополе, Архангельской губернии;

- Учить навыкам работы с глиной;

- Расширяем кругозор, воспитываем бережное отношение к родной культуре.

Просматриваем презентацию о Каргопольской игрушке. Рассматриваем готовые фигурки.  Обращаем внимание детей на отличительные особенности каргопольской игрушки: фигурки лепятся из цельного куска, иногда с добавлением дополнительных элементов. Каргопольским игрушкам свойственна простота в исполнении, поэтому глине придают самые незатейливые формы в виде силуэта человека или животного. Учим создавать из глины сказочную фигурку медведя:  сначала вылепляем из цельного куска глины ножки, затем лапки, голову. Сглаживаем глину, не допускаем образования трещин.

Материалы: Глина, доска для лепки, презентация «Промыслы Каргополя», иллюстрации промысла, игрушки из глины.

Декоративно-прикладное искусство

Тема: «Медведь». По мотивам Каргопольской игрушки.

Содержание:

Цель: Роспись фигурки медведя по мотивам Каргопольской игрушки.

Задачи:

- Продолжать знакомить детей с народными промыслами;

- Учить наносить краску на фигурку из глины, повторять элементы росписи;

- Воспитывать усердие и готовность довести работу до конца.

Продолжаем знакомить детей с Каргопольской игрушкой. Рассматриваем примеры раскрашенных игрушек, уточняем характерные элементы росписи. Пробуем повторить элементы орнаментов на черновике. Дети определяются с вариантом раскрашивания фигурки. Раскрашиваем Медведя.

Материалы: Гуашь, кисть №1,3, иллюстрации промысла, игрушки из глины.

Рисунок

Тема: «Зонтик». Чёрный фломастер.

Содержание:  

Цель: Создание коллажа на осеннюю тему, используя цветную ксероксную бумагу и чёрный маркер.

Задачи:

- Развивать графические навыки рисования фломастером;

- Закреплять навыки аккуратного наклеивания;

- Воспитывать усидчивость, развивать эстетический вкус, художественное восприятие.

Рассматриваем с детьми простые орнаменты на иллюстрации, обращаем внимание детей на повторяющиеся элементы, развиваем чувство ритма. Учим детей создавать орнамент при помощи чёрного фломастера на бумажной заготовке зонтика. Показываем, как складывать бумагу «гармошкой». Наклеиваем «зонтик» на бумагу, рисуем лужу, капельки дождя, тучку по замыслу ребёнка.

Материалы: Цветная ксероксная бумага, чёрный фломастер, ножницы, клей-карандаш.

Живопись

Тема: Портрет мамы.

Содержание:

Цель: Сделать подарок ко Дню Матери – портрет.

Задачи:

- Познакомить детей с жанром живописи – портретом;

- Воспитывать чувство любви и уважения к матери через  общение с произведениями искусства;

- Закреплять навыки рисования гуашью, приемы рисования всей кистью и её кончиком.

Рассматриваем репродукции известных художников. Вызываем у детей желание нарисовать портрет своей мамы, передать в рисунке некоторые черты её облика (цвет глаз, волос). Делаем набросок простым карандашом. Учим правильно располагать части лица. Выполняем работу в цвете.

Материалы: Лист цветного картона, гуашь, кисть-синтетика №6, №3, простой карандаш.

Декоративно-прикладное искусство

Тема: «Отдарок-за-подарок». Народная лоскутная игрушка.

Содержание:

Цель: Сделать подарок ко Дню Матери – лоскутная кукла.

Задачи:

- Знакомить детей с народной лоскутной игрушкой.

- Вызывать желание у детей познакомиться с разнообразием народной игрушки (глиняная, деревянная, тряпичная, соломенная, берестяная и др.).

- Способствовать развитию у детей познавательных интересов, эстетического восприятия, логического мышления, внимания, воображения, сенсомоторные навыки, ловкость, смекалку.

- Учить создавать игрушку из лоскутка, скрутки и нитки. Развиваем мелкую моторику рук. Закрепляем навыки завязывания.

Материалы: Цветной лоскут 10х20 см, белый отрез 2х30 см, красная шерстяная нить.

Декабрь

Декоративно-прикладное искусство

Тема: Украшение студии. Коллективное творчество.

Содержание:

Цель: Украсить студию, создать предпраздничное настроение.

Задачи: 

- Учить детей создавать с детьми гирлянды и мобили на новогоднюю тематику из простых элементов (полоски);

- Развивать мелкую моторику, логику;

- Закреплять навыки аккуратного наклеивания и вырезывания;

- Получить радость от коллективного творчества.

Материалы: Белая бумага, ножницы, клей, кисточка для клея.

Лепка

Тема: «Ёлочка». Прямая пластилинография.

Содержание: 

Цель: Создать плоскостное изображение новогодней ёлочки из пластилина.

Задачи:

- Расширять знания  детей о предстоящем празднике Новый год и о традициях празднования;

- Продолжать знакомить детей с особенностью строения деревьев (ель);

 - Учить создавать композицию из отдельных деталей, используя имеющиеся умения и навыки работы с пластилином – скатывание, расплющивание, делаем  насечки на пластилине при помощи стеки, имитируя еловые иголки;

- Развивать мелкую моторику рук;

- Развивать творческое воображение.

Материалы: Пластилин, стека, доска для лепки, картон.

Живопись

Тема: Роспись рукавички.

Содержание:

Цель: Создать дизайн рукавички на основе полученных знаниях о народных промыслах России.

Задачи:

- Создать условия для формирования приемов свободной кистевой росписи;

- Развивать навыки композиционного решения рисунка;

- Формировать умение выражать свои зрительные представления об украшении предмета;

- Развивать творческое воображение, способствовать формированию художественного вкуса;

- Воспитывать  интерес к традициям своего народа.

Рассматриваем иллюстрации с изображением орнаментов, выделяем с детьми интересные элементы, рассматриваем вязаные рукавицы. Создаем дизайн рукавички по своему замыслу на заранее приготовленном шаблоне.

Материалы: Изделия декоративно-прикладного искусства: рукавички с разнообразными орнаментами (вязание, вышивка, бисер и т.д.); таблица “Волшебные следы”; шаблон рукавички.

Рисунок

Тема: «Ель в лесу». Масляная пастель.

Содержание: 

Цель: Создать зимний пейзаж, используя технику рисования масляной пастелью.

Задачи:

- Совершенствовать умение детей рисовать деревья, передавать особенности ствола, веток ели;

- Закреплять знания о сезонных изменениях в живой и неживой природе;

- Развивать чувство цвета;

- Закреплять навыки рисования пастелью.

Материалы: Тонированная бумага, пастель, ватная палочка, иллюстрации «Зимний лес».

Декоративно-прикладное искусство

Тема: «Птица времени года». По мотивам Гжельской росписи.

Содержание:  

Цель:  Создать декоративное украшение для студии, используя мотивы гжельской росписи.

Задачи:

- Познакомить детей с народным промыслом Гжель;

- Учить детей наносить орнамент на одноразовой бумажной тарелке (капельки, решётка);

- Развивать интерес к народному творчеству.

 Демонстрируем детям компьютерную презентацию «Гжель». Рассматриваем с детьми орнаменты, обращаем внимание детей на особенности росписи (основные элементы, голубой цвет). Вырезаем из тарелки детали птицы при помощи шаблона (туловище, крылья). Закрепляем детали степлером. Делаем роспись птицы, используем элементы: сеточка, капелька, бордюр.

Материалы: Презентация «Гжель», бумажная тарелка, синяя и белая гуашь, кисть, иллюстрации гжельской посуды, схемы орнаментов.

Лепка

Тема: Дед Мороз и Снегурочка.

Содержание:

Цель: Создать коллективную новогоднюю композицию из пластилина.

Задачи:

- Продолжать знакомить детей с традициями празднования Нового года в России;

- Учить лепить фигурку из пластилина из отдельных элементов;

- Развивать чувство композиции.

Рассматриваем иллюстрации с персонажами праздника: Дед Мороз, Снегурочка. Предлагаем детям слепить из пластилина любимого персонажа. Учим детей готовить детали для лепки: делить парные детали пополам из одного кусочка пластилина (ноги, руки), вылеплять туловище конусом из шарика. Соединяем детали методом приглаживания. Дополняем фигурку реквизитом, на усмотрение ребёнка (саночки, ёлочка, мешок с подарками, посох и т.п.).

Материалы: Пластилин, стека, доска для лепки, подставка, иллюстрации новогодних персонажей.

Рисунок

Тема: «Символ года». Сухая пастель.

Содержание:

Цель: Создать изображение стилизованного животного при помощи сухой пастели.

Задачи:

- Продолжать знакомить детей с традициями празднования Нового года в России.

- Учить правильно располагать части тела животного;

- Закреплять приемы рисования пастелью. Закреплять навыки растушевки.

Рассматриваем иллюстрации животных, новогодние открытки прошлых лет.  Вызываем у детей желание нарисовать животное – символ года. Показываем, как передать в рисунке особенности животного (форма головы, лапы, хвост, цвет шерсти (перьев), глаз). Растушевываем пастель ватной палочкой для создания эффекта «шерсти» животного.

Материалы: Иллюстрации животных, новогодние открытки, лист тонированной бумаги, сухая пастель, ватные палочки.

Живопись

Тема: «Зимний лес». Гуашь.

Содержание:

Цель: Создать зимний пейзаж, используя технику рисования гуашью.

Задачи:

- Расширять и уточнять представления детей о времени года – зиме;

- Учить рисовать пейзаж, используя в одном рисунке разные  техники рисования (тычок, примакивание, рисование жёсткой кистью);

- Развивать сенсорные умения: координацию руки и глаза при рисовании, мелкую моторику рук;

- Воспитывать любовь к природе.

  Рассматриваем репродукции художников, обсуждаем с детьми, какие цвета использовали художники при написании картины. Делаем карандашный набросок на бумаге. Подбираем цвета по замыслу ребёнка. Напоминаем выполнять изображение в определённой последовательности.

Материалы: Репродукции художников: А. Пластов «Первый снег», Н. Богданов-Бельский «Дети на санках», Н. Крымов «Зимний пейзаж», И. Шишкин «Зима», тонированная бумага, гуашь, кисть №4.

Январь

Рисунок

Тема: «Узоры на окне». Восковой мелок, акварель.

Содержание:  

Цель: Создать изображение зимних узоров на окне, с помощью воскового мелка и акварели.

Задачи:

- Расширять представления о красоте природных явлений в зимний период;

- Учить детей рисовать узоры с помощью воскового мелка, расширять использование декоративных элементов;

- Развивать чувство композиции, эстетическое восприятие;

- Воспитывать художественный вкус, самостоятельность.

  Рассматриваем иллюстрации с изображением узоров на окне, снежинок. При помощи воскового мелка наносим узоры на лист бумаги. Предлагаем детям использовать, при желании, элементы росписи народных промыслов. Тонируем лист акварелью синих, розовых оттенков.

Материалы: Иллюстрации снежинок, инея, узоров на окне, лист бумаги А4, восковые мелки (белый, розовый или голубой), синяя, красная акварель, кисть белка №4.

Лепка

Тема: «Животные в цирке».

Содержание:  

Цель: Передать свои впечатления от посещения циркового представления в лепке, создать коллективную композицию.

Задачи:

- Закрепить навыки лепки  из цилиндра, согнутого дугой и надрезанного с двух концов;

- Совершенствовать умение анализировать особенности строения животного, соотносить части по величине и пропорциям;

- Развивать глазомер, синхронизировать работу обеих рук.

Беседуем с детьми о новогодних каникулах, вспоминаем посещение представлений, спектаклей, цирковых представлений. Рассматриваем иллюстрации цирковых животных. Вылепляем фигурки животных из целого куска пластилина. Показываем, как использовать стеку для выполнения лап. Вызываем интерес к изготовлению циркового реквизита (юбочки и колпачки у животных, мячики, тумбы).  Предлагаем детям создать коллективную композицию с цирковыми животными.

Материалы: Иллюстрации цирковых представлений, пластилин, стека, доска для лепки.

Живопись

Тема: «Фонари в ночном городе». Гуашь.

Содержание:

Цель: Создать пейзаж ночного Петербурга, при помощи техники рисования гуашью.

Задачи:

- Продолжать расширять представление детей о городе, его достопримечательностях, его историческом прошлом.

- Познакомить детей с профессиями прошлых лет (фонарщик);

- Учить выделять отдельные части и характерные признаки предметов;

-  Воспитывать  патриотические  чувства, любовь к Родине и родному городу.

 Просматриваем презентацию, иллюстрации ночного Петербурга. Беседуем с детьми о личных впечатлениях. Делаем карандашный набросок по замыслу ребёнка. Закрепляем представления о форме предметов, продолжаем учить располагать предметы на всём листе. Подбираем цвета гуаши для раскрашивания.

Материалы: Презентация «Фонари Петербурга», иллюстрации достопримечательностей города, бумага А3, карандаш, гуашь, кисть синтетика №3, №6.

Декоративно-прикладное искусство

Тема: Лоскутная кукла «Ангел».

Содержание:

Цель: Создать лоскутную куклу «Ангел» бесшовным способом.

Задачи:

- Знакомить детей с основными техническими приемами изготовления традиционной народной куклы «Ангел»;

- Развивать координацию, мелкую моторику рук;

- Воспитывать интерес и любовь к истории и традициям русского народа.

Просматриваем презентацию «Куклы наших бабушек». Показываем детям готовые изделия. Предлагаем детям выбрать лоскутки ткани для будущей поделки.  Показываем, как поместить кусочек ваты  в центре квадратного лоскута ткани и перетягивать ниткой – формируем голову. Перевязываем лоскут крест-накрест (формируем туловище и крылья). Украшаем Ангела ленточками. Активизируем использование народных лоскутных кукол в совместном творчестве взрослых и детей.

Материалы: Презентация «Куклы наших бабушек», сундук с куклами-оберегами, лоскуты ткани, вата, нитки, ленточки.

Февраль

Рисунок

Тема: «Метель в городе». Фломастер.

Содержание:

Цель: Создать зимний пейзаж в нетрадиционной технике рисования черным фломастером.

Задачи:

- Вызывать у детей интерес к такому зимнему явлению, как снежная метель, пурга; стремление соотносить восприятие живописного пейзажа с собственным опытом;

- Развивать графические навыки;

- Воспитывать усидчивость и желание доделать работу до конца.                      

Предлагаем детям изобразить метель в нетрадиционной технике: черный фломастер, маркер. Рисуем фломастером городские постройки, тротуары, фонари, деревья, транспорт (по замыслу ребёнка), разделяем рисунок волнистыми линиями при помощи того же фломастера. Учим заполнять свободные сектора различными видами штриховки (штрихи, кружочки, снежинки, крестики, точки), эмитируя ветер, снежную метель.

Материалы: Белый лист бумаги, черный фломастер.

Лепка

Тема: «Лыжник».

Содержание:

Цель: Создать зимнюю композицию «Лыжник» из пластилина.

Задачи:

- Учить детей лепить фигуру человека в движении с одного куска пластилина, передавая форму тела, строение, форму частей, пропорции.

- Закрепить навыки и приемы лепки;

- Воспитывать интерес к зимним видам спорта.

Материал: Пластилин, доска для лепки. Зубочистки, палочки для мороженого.

Живопись

Тема: «Снегири на ветке». Гуашь.

Содержание:  

Цель: Создать изображение птиц на дереве при помощи техники рисования гуашью.

Задачи: 

- Учить  детей рисовать  птиц;

- Закрепить навыки рисование предметов овальной формы;

- Воспитывать бережное отношение к природе.

Рассматриваем иллюстрации с изображением зимующих птиц. Выясняем с детьми особенности внешнего вида снегиря, особенности окраски.  Закрепляем умение детей делать набросок   для   построения рисунка, овальное туловище, небольшая голова, крылья, небольшой хвостик.  Подбираем гуашь для раскрашивания. Совершенствуем  технику рисования тычком щетинистой кистью, добиваемся выразительного изображения птицы (снегиря).

Материалы: Иллюстрации «Зимующие птицы», лист бумаги А4, карандаш, гуашь, кисть синтетика №3, №6.

Декоративно-прикладное искусство

Тема: «Масленица». Народная лоскутная кукла.

Содержание:  

Цель: Создать народную лоскутную куклу «Масленица» бесшовным способом.

Задачи:

- Продолжать знакомить детей с народной лоскутной куклой;

- Упражнять детей в умении завязывания узелков;

- Развивать художественный вкус, учить подбирать лоскутки ткани;

-  Развивать глазомер, мелкую и общую моторику;

-  Воспитывать интерес к праздникам и традициям своего народа.

 Изготовление куклы: помещаем кусочек наполнителя в квадратик белой ткани, обвязываем нитью, формируя голову. Нить не отрезаем. На прямоугольнике белой ткани для ручек загибаем один угол, а с противоположного угла скручиваем руку. Прикладываем скрученную ручку к кукле и привязываем ее оставленной красной нитью. Таким же образом скручиваем и привязываем вторую ручку. Нить отрезаем.  А теперь складываем цветные квадратики ткани по диагонали и укладываем (схема).  Помещаем в центр цветных треугольников ткани куклу. Сворачиваем юбочку, начиная с нижнего треугольника. Сворачиваем вторую половинку юбочки, как бы укрыв куклу. Оставшийся нижний уголок сворачиваем к центру так же, как сворачивали его первую часть. Оставшуюся часть верхнего уголка заворачиваем под спинку и обматываем юбочку красными нитками.  Из цветных прямоугольников выкраиваем косынку и повязываем ее на голову. Обрядовая куколка готова.

Материалы:  Два цветных квадратики ткани 20 на 20 см; один белый квадратики ткани 20 на 20 см; два прямоугольника белой ткани для рук 10 на 12 см; прямоугольник красной (цветной) ткани 20на 20 см (платок); наполнитель (синтепон); красные нитки.

Рисунок

Тема: «Транспорт на улице». Восковой мелок, акварель.

Содержание:

Цель: Создать городской пейзаж: здания, магистрали, транспорт, используя технику рисования восковым мелком.

Задачи:

- Расширять и обобщать знания детей о транспорте, который встречается на улицах города;

- Закреплять умение рисовать предметы прямоугольной формы, передавать пропорции и характерные детали.

- Закрепляем и совершенствуем умения в рисовании и закрашивании рисунков карандашами и восковыми мелками. Создаем фон акварельными красками.

Материалы: Иллюстрации транспортных магистралей города, лист А4, простой карандаш, восковые мелки, акварель, кисть-белка №4, баночка-непроливайка.

Лепка

Тема: «Рыбки в аквариуме». Прямая пластилинография.

Содержание:

Цель: Создать изображение рыбок в аквариуме при помощи прямой пластилинографии.

Задачи:

- Формировать у детей представления о рыбах, как живых существах, живущих в воде;

- Формировать знания о характерном строении рыб (форма тела, плавники, жабры и т. д.);

- Продолжать знакомить детей с видом нетрадиционного рисования – прямая пластилинография.

Рассматриваем иллюстрации с изображением рыб. На цветном картоне делаем карандашный набросок. Раскрашиваем детали пластилином, размазывая его тонким слоем. Дополняем работу декоративными элементами (камушки, водоросли, пузырьки). Скатываем из чёрного пластилина тонкие колбаски и выкладываем контур рыбки для большей контрастности.

Материалы: Иллюстрации с изображением рыб, голубой картон, пластилин, доска для лепки, стека.

Декоративно-прикладное искусство

Тема: Открытка для папы.

Содержание:  

Цель: Создать подарок папам ко Дню Защитника Отечества.

Задачи:

- Развивать творческие способности, воображение;

- Закрепить навыки аккуратного вырезывания и наклеивания;

- Воспитывать чувство любви и уважения к родителям.

Скатываем из кусочков салфеток комочки. Вырезаем из бумаги корпус корабля. Наклеиваем на картон корпус корабля, парус выполняем из заготовленных комочков.

Живопись

Тема: Портрет папы. Гуашь.

Содержание:

Цель: Подготовить подарок папе ко дню Защитника Отечества.

Задачи:

- Продолжать знакомить детей с жанром живописи – портрет;

- Закреплять знания детей о строении лица человека;

- Закреплять навыки рисования гуашью;  

- Воспитывать чувство любви и уважения к родителям.

Объясняем детям, какие виды портретной живописи бывают. Делаем карандашный набросок портрета в полный рост. Раскрашиваем гуашью. Напоминаем детям отображать в работе детали, для сходства портрета с оригиналом (цвет глаз, цвет и длина волос, одежда и т.п.)

Материалы: Лист А3, простой карандаш, гуашь.

Март

Лепка

Тема: «Волшебные цветы». Модульная пластилинография.

Содержание:

Цель: Создание композиции по замыслу ребёнка из пластилина.

Задачи:

- Продолжать знакомить детей с техникой нетрадиционного рисования – модульная пластилинография.

- Закрепить умение детей отщипывать кусочек пластилина, делать из него шарики, и растирать его на листе бумаги, создавая рисунок;

- Воспитываем интерес к творческим занятиям.

Рассматриваем иллюстрации цветов и искусственные цветы. Рассказываем детям, из каких частей состоят цветы (стебель, листья, лепестки, пестик, тычинки). Показываем, как  вначале работы размещаем сердцевину цветка. Располагаем шарики пластилина вокруг сердцевины, растираем пластилин от середины в сторону, формируя лепесток. Листики создаем из различных оттенков зелёного пластилина, размазывая пластилин. Вазу формируем из тонких колбасок пластилина различного цвета.

Материалы: цветной картон, пластилин, стека, дока для лепки, иллюстрации цветов, букет искусственных цветов в вазе.

Декоративно-прикладное искусство

Тема: Открытка для мамы.

Содержание:

Цель: Создать своими руками подарок-открытку для мамы к Международному женскому дню.

Задачи:

- Воспитывать доброе отношение и любовь к своей маме;

- Продолжать учить аккуратной работе ножницам;

- Развивать глазомер, мелкую моторику рук;

- Способствовать развитию творчества, воображения, фантазии детей.        

Побуждаем детей к созданию подарка для мамы. Закрепляем навык складывания листа картона пополам. Выбираем фон из цветной бумаги. Вырезаем фигурными ножницами фон и наклеиваем на картон. Из крепированной бумаги по шаблону вырезаем лепестки, формируем бутоны и наклеиваем на фон. Из крепированной бумаги зелёного цвета вырезаем листья, наклеиваем вокруг цветов. Из фактурной бумаги вырезаем «кулёк», оформляем букет.

Материалы: Открытки к 8 марта разных лет, образец открытки, картон, цветная бумага, крепированная бумага, карандаш, клей, ножницы, шаблон лепестка, кисточка для клея.

Живопись

Тема: «Заюшкина избушка». Гуашь.

Содержание:

Цель: Создание иллюстрации к народной сказке «Заюшкина избушка» по замыслу ребёнка, используя технику рисования гуашью.

Задачи:

- Развивать фантазию и творческое воображение;

- Закреплять знания о тёплых и холодных оттенках красок;

- Совершенствуем навыки рисования гуашью;

- Воспитывать интерес к устному народному творчеству.

Беседуем с детьми о сезонных изменениях в природе. Вспоминаем народную сказку «Заюшкина избушка». Рассматриваем иллюстрации. Подводим детей к выводу об используемых цветах в изображениях ледяной и лубяной избушек (теплые и холодные оттенки). Делаем карандашный набросок избушки (на выбор ребёнка). Раскрашиваем гуашью. Предлагаем украсить избушки элементами народной росписи (ледяная избушка – элементы Гжели, лубяная избушка  – Хохлома или Городец). Рядом с избушкой изображаем героев сказки.

Материалы: бумага А3, простой карандаш, гуашь, иллюстрации сказки «Заюшкина избушка».

Рисунок

Тема: «Мартовский кот». Масляная пастель.

Содержание:

Цель: Создание стилизованного изображения кота при помощи масляной пастели.

Задачи:

- Расширять представления детей об изменениях в живой природе с приходом весны.

- Закреплять навыки рисования масляной пастелью.

- Учить рисовать фигурку кота, обращая внимание на характерные особенности животного.

- Воспитывать бережное отношение к животным.

Рассматриваем иллюстрации котов, фотографии котов на улицах исторического центра Санкт-Петербурга. Учим детей рисовать кота, используя технику рисования масляной пастелью. Делаем набросок простым карандашом, дополняем рисунок городскими пейзажами. Раскрашиваем пастелью.  

Материал:  Масляная пастель, бумага, изображения котов, презентация об эрмитажных котах.

Лепка

Тема: «Барыни и Кони»

Содержание:

Цель: Создание глиняной фигурки по выбору ребёнка по мотивам промыслов села Дымково.

Задачи:

- Познакомить детей с народной дымковской игрушкой;

- Закрепить навыки работы с глиной;

- Развивать мелкую моторику рук, внимание, речь, воображение;

- Воспитывать интерес к народной игрушке к декоративно-прикладному творчеству народных умельцев.

 Рассматриваем изделия народного промысла, выделяем характерные признаки дымковской игрушки и учим передавать их во время лепки (голова,  грива, хвост у коня; голова, прическа, головной убор, фартук у барыни). Обращаем внимание детей, что дымковская игрушка, в отличие от каргопольской, вылепляется из отдельных частей. Учим лепить фигурки конструктивным способом, соблюдая расположение и соотношение частей тела, соединять части, прижимая их друг к другу, заглаживать место соединения.

Материалы: Презентация «Дымковская игрушка» с изображениями игрушки, звуки народных промыслов – дымковская игрушка наигрыши, альбом с картинками, наглядные глиняные игрушки – модели, глина, готовые детали игрушки для наглядности и определения форм, стеки, доска, влажные салфетки.

Декоративно-прикладное искусство

Тема: «Барыни и Кони». По мотивам Дымковской росписи.

Содержание:

Цель: Выполнить роспись глиняной фигурки по мотивам Дымковской росписи.

Задачи:

- Продолжать знакомить детей с народной дымковской игрушкой;

- Учить рисовать отдельные элементы дымковской росписи;

- Развивать наблюдательность, творческую активность в процессе изобразительной деятельности;

- Воспитывать любовь и интерес к народной игрушке к декоративно-прикладному творчеству народных умельцев.

Рассматриваем характерные элементы дымковской росписи и учим передавать их во время раскрашивания. Учим рисовать элементы росписи на черновике. Развиваем умение самостоятельно использовать детьми в рисовании элементы дымковской росписи: круги, решетка, линия, волнистая линия, кольцо, листочек, овалов, кругов, точек, прямых и волнистых линий, подбирать цвета в соответствии с образцами народной игрушки. Развивать чувство симметрии, ритма.

Материалы: Презентация «Дымковская игрушка» с изображениями игрушки, звуки народных промыслов – дымковская игрушка наигрыши, наглядные глиняные игрушки – модели, черновики, альбом с элементами росписи на каждого ребенка, гуашь, кисточка №4, №2, баночка-непроливайка, глиняные заготовки.

Живопись

Тема: «Сказочная птица». Гуашь.

Содержание:

Цель: Создание образа сказочной птицы, используя технику рисования гуашью.

Задачи:

- Учить детей задумывать сказочный образ, придумывать необычные детали к реальному образу;

- Развивать творческое воображение, эстетическое восприятие;

- Воспитывать интерес к творческим занятиям.

Рассматриваем иллюстрации и презентацию по теме. Предлагаем использовать яркие цвета, декоративные элементы для украшения птицы, цветной фон, изобразительные материалы. Делаем набросок простым карандашом: туловище, голова, шея, хвост, крылья без прорисовки деталей; элементы заднего плана по замыслу ребёнка (деревья, цветы, горы, и т.п.). Раскрашиваем птицу гуашью, выбираем яркие, контрастные цвета.

Материалы: Презентация «Сказочная птица», иллюстрации различных художников, лист А3, гуашь, простой карандаш, кисточка №3, баночка-непроливайка.

Рисунок

Тема: «Веточка вербы». Сухая пастель.

Содержание:

Цель: Создание изображения ветки вербы на тонированной бумаге, используя сухую пастель.

Задачи:

- Расширять представления детей об изменениях в живой природе с приходом весны;

- Учить детей рисовать ветки вербы, используя технику рисования сухой пастелью с растушёвкой;

- Воспитывать усидчивость и стремление довести работу до конца.

 Рассматриваем живую веточку вербы, уточняем строение почек: чешуйка, «котики». Делаем набросок вазы. Коричневой пастелью рисуем веточки, чешуйки. Белой пастелью рисуем почки овальной формы, растушёвываем ватной палочкой. Черной пастелью слегка оттеняем почки, растушёвываем ватной палочкой, чтобы получить серый оттенок. Закрашиваем вазу.

Материал: сухая пастель, тонированная бумага, ватные палочки, ветки вербы, изображения веток вербы.

Апрель

Декоративно-прикладное искусство

Тема:  «Птица». Народная лоскутная кукла.

Содержание:

Цель: Создание народной лоскутной куклы. Украшение студии.

Задачи:

- Продолжать знакомить детей с историей лоскутных куколок, показываем их разнообразие, помогаем освоить доступные способы изготовления. Поясняем названия, связанные с особенностями изготовления кукол и выбора материала: тряпичная (или лоскутная, текстильная) бесшовная (изготавливается без иглы);

- Развивать мелкую моторику, глазомер;

- Воспитать интерес к народной культуре.

Изготовление: взять квадратный лоскуток ткани размером. Сложить его по диагонали, получится треугольник. Положить его острым углом вниз, а края сложить внутрь (к себе), получится квадрат. Еще раз сложить края внутрь. Согнуть пополам – получился узкий треугольник. Берём нить и перематываем двумя витками острый конец – носик птички. Закрепляем и обрываем нить. Расправляем ткань, полностью разворачивая её. Приподнимаем край и вкладываем внутрь кусочек ваты, формируя голову птички. Опять обматываем и закрепляем петлей, нить не обрываем. Распрямляем уголки ткани наружу – получается голова птички и расправленные крылья. Отгибаем край ткани и вкладываем внутрь шарик ваты. Получается тело птички. Проводим нить вдоль тела птицы и обматываем двумя витками хвостик, после проходим к голове птички наискосок, проведя нить вдоль шеи, возвращаемся к хвосту, обводим хвостик и с другой стороны проходим к шее, и возвращаемся к хвосту, получается крест на спине птички. Проходим нитью, стягивая каждое крыло. Закрепляем петлёй на хвосте.

Создаем с детьми мобиль из птичек для украшения студии.

Материалы: Прямоугольные лоскутки 9х9 см, вата, красные нитки для фиксации скрутки, презентация «Лоскутная кукла», готовые лоскутные куколки для рассматривания, детали для создания мобиля.

Живопись

Тема: «На крыльях грач весну несёт…». Гуашь.

Содержание: 

Цель: Создать весенний пейзаж с птицами, используя технику рисования гуашью.

Задачи:

- Продолжать знакомить детей с жанром живописи «Пейзаж», закреплять знания составления композиции;

- Закреплять умение детей рисовать птиц, передавая величину и пропорции частей тела птицы; деревья;

- Расширять знания детей о перелетных птицах;

- Воспитывать заботливое отношение к живой природе.

Материал:  альбомный лист А4, черная, белая, голубая гуашь, кисть-синтетика №4, баночка-непроливайка, фото и иллюстрации с изображением перелетных птиц, CD-диск с записью голосов птиц.

Рисунок

Тема: Занятие-игра «Инопланетяне».

Содержание:

Цель: Создание непринуждённой обстановки в студии, получение опыта работы в игровой форме.

Задачи:

- Учить рисовать инопланетянина с использованием готовых форм: туловище, руки, рот, глаза;

-  Развивать фантазию, расширять кругозор.

Дети выбирают вариант рисования инопланетянина с помощью игрового кубика. Дополняют рисунок элементами космического пейзажа по замыслу ребёнка. Осваиваем рисование различных форм, подбираем цвета. Материалы: белая или тонированная бумага, распечатка с изображением инопланетян, игральный кубик, цветные карандаши или масляная пастель по выбору ребёнка, иллюстрации космических пейзажей, комиксы.

Лепка

Тема: «Ночное небо». Прямая пластилинография.

Содержание:  

Цель: Создать ночной пейзаж при помощи нетрадиционной техники – пластилинография.

Задачи:

- Совершенствовать изобразительные навыки;

- Учить самостоятельно создавать интересный сюжет;

- Закреплять умение применять в работе ранее усвоенные приемы лепки (прищипывание, скатывание, разглаживание, использование стеки).

Материалы: Листа картона, пластилин разного цвета, доски для лепки, стеки, салфетки, иллюстрации с изображением звёздного неба.

Декоративно-прикладное искусство

Тема: «Дощечка». По мотивам Городецкой росписи.

Содержание:

Цель: Роспись картонного шаблона по мотивам Городецкой росписи.

Задачи:

- Познакомить детей историей возникновения Городецкого  промысла, с основными типами цветочного орнамента;

- Учить писать элементы росписи: цветок (розан, ромашка, купавка)  листок;

- Развивать интерес и любовь к народному искусству.

Рассматриваем Городецкие орнаменты, обращаем внимание детей на этапы рисования орнамента (подмалёвок, оттенёвка, разживок). Подбираем гуашь для выполнения орнамента. Пробуем выполнить элементы орнамента на черновике. Расписываем шаблоны по собственному замыслу.

Материалы: Презентация «Городецкие промыслы», изделия с городецкой росписью, схемы поэтапного рисования орнамента, черновики, шаблон дощечки из плотной бумаги на каждого ребёнка, гуашь, кисть-синтетика №5, №1, баночка-непроливайка с водой, салфетка.   

Лепка

Тема: «Петушок и Курочка».

Содержание:

Цель: Создать коллективную композицию с домашними птицами из пластилина.

Задачи:

- Учить детей передавать яркий образ петуха и курочки;

- Совершенствовать умение детей лепить по представлению знакомые предметы, передавая их характерные особенности, расположение частей по величине;

- Закрепить умения и навыки в работе с пластилином - прищипывание, скатывание колбасок пальцами, примазывание готовых поверхностей;

- Расширять знания о домашних птицах.

Материалы: иллюстрации петушка с курочкой, фигурки птиц, выполненных в различных техниках, пластилин, стеки, дощечки для лепки, картонная подставка для изделия.

Рисунок

Тема: «Подснежник». Масляная пастель.

Содержание:

Цель: Создать изображения весеннего цветка, используя технику рисования масляной пастелью.

Задачи:

- Продолжать знакомить детей с техникой рисования масляной пастелью;

- Формировать представления об изменениях в природе, происходящих весной;

- Закреплять знания о приметах весны;

- Развивать мелкую моторику рук, воображение, фантазию.

Проводим с детьми беседу о весне, демонстрируем детям презентацию, иллюстрации первоцветов. Рассматриваем схему рисования цветка. Делаем анализ цветовой гаммы для создания рисунка, подбираем необходимые оттенки пастели. Обращаем внимание детей на особенности строения цветка (изогнутый стебелёк, три лепесточка, прицветный лист). Делаем карандашный набросок цветов подснежника. Выполняем рисунок в цвете.

Материалы: Мультимедийная презентация «Весна пришла», аудиозапись «Голоса птиц», иллюстрации весенних цветов, схема поэтапного рисования цветка подснежника. Листы тонированной бумаги, простой карандаш, масляная пастель.

Живопись

Тема: «Весна загородом». Монотипия.

Содержание:

Цель: Создать весенний пейзаж, используя нетрадиционную технику рисования – монотипия.

Задачи:

- Расширять и закреплять представления детей о сезонных природных изменениях в природе весной, отражая собственные впечатления в художественной деятельности;

- Учить детей изображать картину ранней весны, используя в рисунке разные художественные приёмы, познакомить с техникой «монотипия»;

- Закреплять умение располагать изображения по всему листу;

- Воспитывать любовь к родному краю.

Материалы: Презентация «Весна загородом», репродукции художников: Ендогуров И.И. Начало весны; Горбатов К.И. Ранняя весна. Город на реке; Левитан И.И. Весна. Большая вода; Левитан И.И. Ранняя весна; лист А4, гуашь, баночка-непроливайка, кисть-синтетика №3, 6.

Май

Декоративно-прикладное искусство

Тема: «Матрёшка».  По мотивам росписи Майдан - Полхов.

Содержание:  

Цель: Роспись шаблона «матрёшки» по мотивам росписи Майдан-Полхов.

Задачи:

- Воспитывать интерес к истории и традициям народной культуры, приобщаем к русскому народному прикладному искусству;

- Знакомить детей с историей создания русской деревянной матрешки;

- Учить наносить контур рисунка черной тушью;

- Учить рисовать элементы росписи: роза, мак, ромашка, ягодки, завитки.

Показываем характерные особенности игрушки – матрешки, способы росписи силуэта матрешки. Пробуем изобразить на черновике элементы росписи. Раскрашиваем силуэт матрёшки. После высыхания обводим детали росписи черной тушью.

Материалы: Игрушки – матрешки, иллюстрации матрешек, черновики,  вырезанные из альбомных листов шаблоны матрешек разного размера, черный маркер, акварель, кисть-белка №3, баночки с водой, тряпочки. CD-диск с записью песен Руслановой, презентация «Роспись  Майдан - Полхов».

Лепка

Тема: «Весёлые бабочки». Мозаичная пластилинография.

Содержание:

Цель: Создать изображение бабочки при помощи нетрадиционной техники – мозаичной пластилинографии.

Задачи:

- Продолжать развивать творческие способности детей посредством пластилинографии;

- Знакомить детей с мозаичным видом пластилинографии;

- Расширяем знания и представления детей об особенностях внешнего вида бабочки;

- Воспитывать интерес и заботливое отношение к живой природе.

Просматриваем презентацию о бабочках, обращаем внимание детей на особенности строения бабочек, разнообразие окраса крылышек. Выбираем шаблон, переносим контур бабочки на картон. Выбираем необходимые оттенки пластилина. Показываем детям, какого размера скатывать шарики. Заполняем контур бабочки, стараемся не выходить за контур.

Материалы: Презентация «Бабочки», шаблоны из белого картона «бабочки», цветной картон, простой карандаш, доски для лепки, пластилин, влажные салфетки.

Рисунок

Тема: «Одуванчики». Сухая пастель.

Содержание:  

Цель: Создать изображение весеннего цветка, используя технику рисования сухой пастелью.

Задачи:

- Продолжать знакомить детей с техникой рисования сухой пастелью;

- Развивать у детей стойкий интерес к изобразительной деятельности;

- Формировать умение самостоятельно выбирать цветовую гамму красок,  развивать цветовое восприятие;

- Воспитывать бережное отношение к природе.

 Рассматриваем иллюстрации, обращаем внимание детей на особенности строения цветка (прямой толстый стебель, резные листья с острыми кончиками, тонкие лепестки, семена с белыми пушистыми зонтиками). Подбираем необходимые оттенки пастели. Располагаем цветы на листе, соблюдая правила составления композиции.

Материалы: Иллюстрации цветов, букет одуванчиков в вазе, тонированная бумага, сухая пастель, ватные палочки.

Живопись

Тема: «Исаакиевский собор». Гуашь.

Содержание:

Цель: Подготовить выставку рисунков ко дню города.

Задачи:

- Расширять знания и представления детей о родном городе;

- Формировать изобразительные навыки на примере изображения родного города;

- Развивать умение передавать в рисунке пространственные отношения;

- Учить изображать красоту родного города, используя технику рисования гуашью.

Рассматриваем схему Исаакиевского собора. Выделяем основные части здания. Выполняем карандашный набросок, соблюдая пропорции. Выполняем работу в цвете.

Материалы: Картинки с изображением достопримечательностей города, схема Исаакиевского собора, белая бумага А3, гуашь, кисть-синтетика №6, 3, простые карандаши, баночка-непроливайка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа «Занимательный английский» дополнительная образовательная программа для детей дошкольного возраста 4 – 7 лет

Содержание.1.      Пояснительная записка.2.      Требования к уровню образованности обучающихся.3.      Учебно-тематический п...

Дополнительная образовательная программа «Буквоед»; программа для детей 6 – 7 лет; срок реализации – один год.

Дополнительная образовательная программа «Буквоед» направлена на коррекцию речевого и психического развития детей 6 – 7 лет в процессе знакомства с буквами, что способствует:созданию предп...

Рабочая программа по психолого-педагогическому сопровождению процесса подготовки детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ к систематическому школьному обучению «Хочу в школу!». Модифицированная программа для детей 6-7лет с ОВЗ. Срок реализации 1год

Рабочая программа по психолого-педагогическому сопровождению процесса подготовки детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ к систематическому школьному обучении «Хочу в школу!» модифицирована и предна...

Рабочая программа воспитателя в комбинированной подготовительной группе по реализации основной общеобразовательной программы с учетом адаптированной программы для детей с ТНР 2017 – 2018 учебный год

Рабочая программа воспитателя в комбинированной подготовительной группе по реализации основной общеобразовательной программы с учетом адаптированной программы для детей с ТНР2017 – 2018 учебный ...

Рабочая программа по реализации адаптированной основной образовательной программы для детей 5-7 лет с тяжёлыми нарушениями речи для детей группы компенсирующей направленности 6-7 лет на 2021/2022 учебный год

Рабочая программа по реализации адаптированной основной образовательной программы для детей 5-7 лет с тяжёлыми нарушениями речи для детей группы компенсирующей направленности 6-7 лет на 2021/2022 учеб...

Рабочая программа по реализации адаптированной основной образовательной программы для детей 5-7 лет с тяжёлыми нарушениями речи для детей группы компенсирующей направленности 5 - 6 лет на 2020/2021 учебный год

Рабочая программа по реализации адаптированной основной образовательной программы для детей 5-7 лет с тяжёлыми нарушениями речи для детей группы компенсирующей направленности 5 - 6 лет на 2020/2021 уч...