Дополнительная образовательная программа по художественно-эстетическому развитию «Цветик-семицветик» для детей 5–7 лет
рабочая программа по рисованию (подготовительная группа) на тему

Невмятуллина Светлана Олеговна

Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку.

Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.

Используемые нетрадиционные методы:

– позволяют развивать специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребенка к письму;

– дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;

– формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;

– способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.

Новизна. Основной задачей в работе кружка является обучение детей изобразительным навыкам с использованием нетрадиционных техник рисования

Овладение техникой понимается при этом не только как основа возникновения образа, но и средство обобщения ребенком своего представления о том или ином эстетическом объекте и способах передачи впечатления о нем в конкретном продукте.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дополнительная образовательная программа

по художественно-эстетическому развитию

 «Цветик-семицветик»

для детей 5–7 лет

(на безвозмездной основе)


Пояснительная записка

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Именно в этом возрасте закладываются основы всестороннего, гармонического развития ребенка.

Изобразительное творчество – специфическая детская активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством изобразительного искусства, наиболее доступный вид познания мира ребенком. Наиболее характерная черта эстетического отношения маленького ребенка – непосредственность заинтересованного оценивающего «Я» от любой объективной ситуации; неотделимость эмоций от процессов восприятия, мышления и воображения. Мы можем утверждать, что художественное творчество оказывает самое непосредственное влияние на развитие эстетического отношения детей к действительности.

Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая. Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов.

Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая личность – это достояние всего общества.

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.

Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое). А также, позволяет плодотворно решать задачи подготовки детей к школе.

Работы отечественных и зарубежных специалистов свидетельствуют, что художественно – творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, обид, снимая нервное напряжение, страхи. Вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние каждого ребенка.

Развитию творческих способностей дошкольника уделяется достаточное внимание в таких комплексных программах, как: «Детство», «Радуга», «Развитие» и др. авторы программ нового поколения предлагают, через раздел художественно – эстетического воспитания, знакомить детей с традиционными способами рисования. Развивая, таким образом, творческие способности ребенка.

Несформированность графических навыков и умений мешает ребенку выражать в рисунках задуманное, адекватно изображать предметы объективного мира и затрудняет развитие познания и эстетического восприятия. Так, сложной для детей дошкольников является методика изображения предметов тонкими линиями. Линия несет вполне конкретную художественную нагрузку и должна быть нарисована достаточно профессионально, что не удается детям в силу их возрастных особенностей. Предметы получаются не узнаваемыми, далекими от реальности.

Изобразительное же искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии.

Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку.

Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.

Используемые нетрадиционные методы:

– позволяют развивать специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребенка к письму;

– дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;

– формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;

– способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.

Новизна. Основной задачей в работе кружка является обучение детей изобразительным навыкам с использованием нетрадиционных техник рисования

Овладение техникой понимается при этом не только как основа возникновения образа, но и средство обобщения ребенком своего представления о том или ином эстетическом объекте и способах передачи впечатления о нем в конкретном продукте.

Актуальность. Занятия в кружке позволяют развивать у детей не только художественные способности, но и коммуникативные навыки в процессе рисования, т.к. все техники уникальны и вызывают у детей восторг и удивление.

Рабочая программа имеет цель: Развивать потенциальные способности, заложенные в ребенке, интерес к собственным открытиям через поисковую деятельность.

Развивать художественные, коммуникативные, языковые, интеллектуальные способности в процессе комментированного рисования, формирование всех психических процессов, развитие художественно – творческих способностей и положительно – эмоционального восприятия окружающего мира.

Настоящая программа способствует решению следующих задач:

Обучающая: учить детей осваивать художественные, языковые, интеллектуальные и коммуникативные способности в процессе рисования.

Развивающая: развивать творческую активность, мышцы кистей рук, поддерживать потребность в самоутверждении.

Воспитательная: формировать положительно – эмоциональное восприятие окружающего мира, воспитывать художественный вкус, интерес к изобразительному искусству.

Задачи кружка первого года обучения:

1. Вызвать интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать с ними.

2. Побуждать детей изображать доступными им средствами выразительности то, что для них интересно или эмоционально значимо.

3. Создавать условия для освоения цветовой палитры.

4. Создание условий для коммуникативной деятельности детей.

5. Развитие связной речи.

Задачи кружка второго года обучения:

1. Помогать детям в создании выразительных образов, сохраняя непосредственность и живость детского восприятия. Деликатно и тактично способствовать развитию содержания, формы, композиции, обогащению цветовой гаммы рисунков.

2. Постепенно, с учетом индивидуальных особенностей, повышать требования к изобразительным и коммуникативным умениям и навыкам детей, не делая их предметом специальных учебных знаний.

3. Способствовать возникновению у ребенка ощущения, что продукт его деятельности – рисунок интересен другим (педагогу, детям, родителям, сотрудникам детского сада).

4. Развитие описательной, комментирующей функции речи. Научить обобщать и противопоставлять, рассуждать.

Методическое обеспечение

Нетрадиционные техники:

  • Рисование ластиком;
  • Магнитная живопись;
  • Рисование стеклянными шариками;
  • Рисование спреем из бутылок;
  • Рисование под дождем;
  • Рисование с помощью машинок;
  • Рисование измельченным мелом;
  • Рисование льдом;
  • Рисование цветным рисом;
  • Круговое рисование;
  • Рисование воздушными шарами;
  • Рисование цветком;
  • Рисование на камнях;
  • Абстрактное раскрашивание;
  • Рисование на осенних листьях;
  • Рисование на пене для бритья;
  • Рисование на снегу;
  • Рисование пуговицами;
  • Текущее рисование;
  • Рисование карандашными опилками;
  • Рисование с использование самоклеящейся бумаги;
  • Рисование «шипучими красками»;
  • Рисование зеленкой на молоке;
  • Рисование на воде – эбру;
  • Рисование мыльными пузырями;
  • Рисование с помощью малярного скотча;
  • Рисование с помощью отпечатков пальцев;
  • «Мраморная бумага»;
  • «Эффект потрескавшегося воска»;
  • Отпечатки кулачком;
  • Рисование льдом;
  • Рисование 3D;
  • Рисование на пузырчатой пленке;
  • Рисование пузырчатой пленкой;
  • Объемное рисование «пухлыми» красками;
  • Рисование цветным клеем;
  • Рисование на фольге;
  • Рисование зубочистками на клее ПВА;
  • Рисование зубной пастой;
  • Рисование в стиле пуантилизма;
  • Рисование в технике «Гризайль»;
  • Рисование в технике «зентангл» и «дудлинг»;
  • Рисование в технике «выбеливание краски»;
  • Рисование в технике «сграфитто»;
  • Рисование в технике «грифонаж»;
  • Расчесывание краски;
  • Рисование в технике «состаривание» при помощи лимона и молока;
  • Фроттаж (затирание);
  • Файларт;
  • Милкарт;
  • Штампинг;
  • Рисование клейстером;
  • Каплетерапия
  • Теневой рисунок

Каждый из этих методов – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. К тому же эта работа способствует развитию координации движений, внимания, памяти, воображения, фантазии. Дети неограниченны в возможностях выразить в рисунках свои мысли, чувства, переживания, настроение. Использование различных приемов способствуют выработке умений видеть образы в сочетаниях цветовых пятен и линий и оформлять их до узнаваемых изображений. Занятия кружка не носят форму «изучения и обучения». Дети осваивают художественные приемы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу рисования. Занятие превращается в созидательный творческий процесс педагога и детей при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника. Этим занятиям отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности.

Дети самостоятельно выбирают изобразительные материалы, материал, на котором будет располагаться изображение. Разнообразие способов рисования рождает у детей оригинальные идеи, развивается речь, фантазию и воображение, вызывает желание придумывать новые композиции, развивается умение детей действовать с различными материалами: камнями, песком, веревочками, восковыми мелками, свечей и др. В процессе рисования, дети вступают в общение, задавая друг другу вопросы, делают предположения, упражняются во всех типах коммуникативных высказываний.

Организация занятий кружка.

Сроки реализации программы

Продолжительность реализации программы - 2 года.

Количество занятий:

  • первый год обучения - 32 занятия;
  • второй год обучения - 64 занятия.

Форма и режим занятий

Занятия кружка проводятся 1 раз в неделю по подгруппам – в старшей группе, 2 раза в неделю – в подготовительной группе по подгруппам.  Продолжительность занятий:

  • Первый год обучения (5-6 лет) 25 мин
  • Второй год обучения (6-7 лет)30 мин

В середине занятия проводится физкультминутка для снятия напряжения, комплексы физкультминуток сопровождаются музыкальными произведениями, присутствует музыкальное фоновое сопровождение самостоятельной работы детей.

Предполагаемый результат:

Развитие интегративных качеств: сравнивают предметы, выделяя их особенности в художественно-изобразительных целях; плавно и ритмично изображают формообразующие линии; изображают предметы по памяти; используют цвет для создания различных образов; создают композиции на листах бумаги разной формы; передают настроение в творческой работе; используют разные приёмы нетрадиционного рисования; развёрнуто комментируют свою творческую работу.

Ожидаемые результаты: овладение детьми определенными знаниями, умениями, навыками в процессе рисования, выявление и осознание ребенком своих способностей, сформированность способов самоконтроля.

В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому на занятиях я даю возможность каждому ребенку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания. Все темы, входящие в программу, изменяются по принципу постепенного усложнения материала. В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому на занятиях я даю возможность каждому ребенку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания. Все темы, входящие в программу, изменяются по принципу постепенного усложнения материала.

Показатели прохождения рабочей программы:

• Узнают много об окружающем мире, т. к. занятия проходят в определенной теме.

• Учатся использовать в одной работе разные изобразительные материалы.

• Учатся рисовать различными материалами.

• Используют в работе разные дополнительные материалы (песок, камни).

• Развивать навыки по составлению сюжетов.

• Дети учатся цветоведенью.

• Экспериментируют.

• Развивается связная речь.

• Учатся уважительному отношению к работам товарищей при этом объективно оценивать свою работу.

Формы подведения итогов реализации программы

  • Выставки детских работ в детском саду.
  • Участие в городских и районных выставках детского творчества.
  • Дни презентации детских работ родителям (сотрудникам, малышам).
  • Творческий отчет воспитателя - руководителя кружка на педсовете.
  • Систематизация   работы  воспитателя  - руководителя   кружка  и  обобщение  опыта работы.

Диагностика.

Методы и приёмы диагностики

Для достижения основной цели было проведено обследование детей, оно проходило в форме диагностики и строилось на основе коммуникативного подхода к развитию художественной деятельности через нетрадиционные техники.

Использовала разнообразные, в том числе, игровые приемы.

При общении с детьми использовала демократичный стиль общения, который позволял мне создать оптимальные условия для формирования положительного эмоционального микроклимата в группе.

Применяла мягкие формы руководства: совет, предложение, просьба, опосредованное требование.

Во время выполнения работы детьми, наблюдала за их настроением, активностью, умением пользовать материалами и инструментами, умением применять полученные ранее знания и навыки работы в нетрадиционных техниках рисования.

Цель проведения диагностики:

  • Выявить уровень художественного развития детей
  • Выявить возможности свободного выбора ребёнком вида и характера деятельности, материалов, замысла, способов изображения

Характер диагностики: естественный педагогический.

Обследование проводилось по следующим направлениям:

  • Цветовое восприятие: ребёнок видит яркость и нарядность цвета и его оттенков
  • Рисование предметное: ребёнок изображает предметы путём создания отчётливых форм, подбора цвета, аккуратного закрашивания, использования знакомых материалов и инструментов
  • Рисование сюжетное: ребёнок передаёт несложный сюжет, объединяя в рисунке несколько предметов, используя знакомые нетрадиционные техники
  • Рисование декоративное: ребёнок украшает силуэт игрушек с помощью знакомых нетрадиционных техник

Методика проведения:

  • Оборудуется место для подгруппового занятия с детьми
  • На столе размещаются различные материалы и инструменты для свободного выбора их детьми.

Предложить детям назвать всё, что они видят, рассказать, как можно пользоваться, и выбрать, что они будут использовать в работе для реализации своего замысла.

По ходу фиксировать: выбор ребёнка, внешние проявления его реакции на ситуацию, последовательность развития замысла, сочетание видов техник, комментарии по ходу действий, игровое и речевое развитие художественного образа.

Для анализа была разработана система показателей, сведённая в таблицу для удобства фиксации наблюдений.

Уровни овладения навыками и умениями в рисовании с использованием нетрадиционных техник

Низкий (1 балл)

  • интерес к восприятию особенностей предметов неустойчив, слабо выражен
  • эмоциональный отклик возникает только при активном побуждении взрослого
  • ребёнок видит общие признаки предметов, их некоторые характерные особенности
  • узнаёт и радуется знакомым образам в рисунке
  • основным свойством при узнавании является форма, а уже затем – цвет
  • ребёнок рисует только при активной помощи взрослого
  • знает изобразительные материалы и инструменты, но не хватает умения пользоваться ими
  • не достаточно освоены технические навыки и умения

Средний (2 балла)

  • у ребёнка есть интерес к восприятию эстетического в окружающем
  • он выделяет основные признаки объектов, сезонные изменения, внешние признаки эмоциональных состояний
  • знает способы изображения некоторых предметов и явлений
  • правильно пользуется материалами и инструментами
  • владеет простыми нетрадиционными техниками с частичной помощью взрослого
  • проявляет интерес к освоению новых техник
  • проявляет самостоятельность

Высокий (3 балла)

  • ребёнок видит средства выразительности: яркость и нарядность цвета, некоторые его оттенки
  • быстро усваивает приёмы работы в новых нетрадиционных техниках
  • владеет основными изобразительными и техническими навыками рисования
  • передаёт в рисунках некоторое сходство с реальным объектом
  • обогащает образ выразительными деталями, цветом, используя знания о нетрадиционных техниках
  • умеет создать яркий нарядный узор
  • может самостоятельно выбрать тему рисования и получить результат, пользуясь нетрадиционными техниками
  • может объективно оценивать свою и чужую работу(для детей старшего дошкольного возраста)

Материал:

  • акварельные краски, гуашь;
  • восковые и масляные мелки, свеча;
  • ватные палочки;
  • поролоновые печатки;
  • коктейльные трубочки;
  • палочки или старые стержни для процарапывания;
  • матерчатые салфетки;
  • стаканы для воды;
  • пипетка;
  • скребок;
  • клей ПВА;
  • пузырчатая пленка;
  • пищевая пленка;
  • стеклянные и магнитные шарики;
  • овощи для штампов, различные пробки;
  • щетки;
  • тарелки;
  • формы для льда;
  • краски эбру;
  • уксус;
  • молоко;
  • различные емкости;
  • воздушные шарики;
  • пуговицы;
  • ножницы;
  • крем для бритья;
  • подставки под кисти; кисти.

Приемы и методы, используемые на занятиях кружка:

• Эмоциональный настрой – использование музыкальных произведений,

• Практические – упражнения, игр методы,

• Словесные методы – рассказы, беседы, художественное слово, педагогическая драматизация, словесные приемы – объяснение, пояснение, педагогическая оценка.

• Наглядные методы и приемы – наблюдения, рассматривание, показ образца, показ способов выполнения и др.

Все методы используются в комплексе.

При проведении занятий я придерживаюсь основных правил:

1. Использование приема транслирования информации,

2. Отбор тематического содержания,

3. Главный герой рисования – ребенок,

4. Взрослый не стремится сразу исправить речь ребенка,

5. Педагог создает схематические изображения,

6. Не только рассказывает о том, что нарисовано, но и показать посредством изобразительных действий,

7. В качестве «физкультминутки» -  используются элементы драматизации, имитационные движения, сопровождаемые комментированной речью.

Все занятия строятся по коммуникативному принципу:

1. Создание оптимальных условий для мотивации детской речи,

2. Обеспечение главных условий общения,

3. Стимуляция и поддержание речевой инициативы,

4. Использование различных коммуникативных средств.

Занятия кружка имеют отличия в своей структуре:

1. создание положительного отношения к теме и способу ее реализации,

2. коммуникативное рисование с использованием имитационных движений и обсуждением создания и сюжета рисунка (не более 10 минут),

3. динамическая пауза с элементами логоритмики и психогимнастики,

4. рассказывание по картинке с моделированием коммуникативной ситуации,

5. словесные игры, игры – драматизации.

Формы проведения итогов реализации рабочей программы:

• Организация ежемесячных выставок детских работ для родителей.

• Тематические выставки в ДОУ.

• Участие в городских и выставках и конкурсах в течение года.

• Творческий отчет воспитателя – руководителя кружка.

• Оформление эстетической развивающей среды в группе. И т. д.

Преемственность:

• сформировать умения и навыки,

• развивать личностные качества.

Нетрадиционные техники рисования (описание техник):

  • Рисование ластиком:

Нам понадобится:

  • карандаш с плоским ластиком на конце;
  • губки;
  • краски.

Как это сделать:

  1. Порежьте губки на небольшие кусочки и пропитайте их краской.
  2. Просто прикладывайте ластик к краске и оставляйте отпечатки.

Таким способом можно украшать упаковочную бумагу, открытки и создавать картины.

  • Магнитная живопись:
  • Рисование стеклянными шариками:

Нам понадобится:

  • магнитные шарики (стеклянные шарики);
  • магнитные палочки;
  • краски;
  • неглубокая коробка или лоток;
  • бумага.

Как это сделать:

  1. Разместите коробку на устойчивых невысоких предметах, например, на паре брусочков, чтобы под коробкой оставалось свободное пространство.

2. Положите на дно коробки лист бумаги.

3. Капните на бумагу немного краски.

4. Положите туда шарики.

5. Предложите малышу взять магнитную палочку и поводить ей под коробкой.

В случае со стеклянными шариками – наклонять коробку с шариками в разных направлениях, шарики с краской будут хаотично перекатываться по листу.

  • Рисование спреем из бутылок:

Нам понадобится: пульверизатор;

  • мольберт;
  • щётки;
  • акварельная краска;
  • одежда, которую можно пачкать.

Малыши всё поймут сами! Вам достаточно просто установить мольберт и наблюдать за маленькими художниками. Предложите им брызгать краской на мольберт и размазывать кисточками и щёткой.

Приготовьтесь к тому, что крохи не ограничатся мольбертом! Им наверняка захочется преобразить траву, деревья, друг друга и, возможно, кошку).

  • Рисование под дождем:
  1. Акварельные мелки

Накрошите мелки на лист и поставьте по дождь. В определенный момент краски перестанут расплываться – это значит, что картина готова.

После этого можно положить сверху кусок пластика и раздавить оставшиеся мелки.

  1. Порошковая краска

Обычно данную краску смешивают с водой, перед тем как наносить, но можно просто насыпать ее на лист и поставить по дождь. Главное, чтобы не было больших комков, так как они не растворятся.

  1. Водосодержащие маркеры

Это самой простой способ. Просто рисуйте на листе маркером, а дождь размоет контуры и приглушит цвета.

  1. Пищевые красители

Рисовать этими красками также просто, как и всеми другими. Вот только они лучше ложатся на уже влажную бумагу, поэтому подождите пока дождь намочит лист и только потом нанесите красители

  1. Мелки для асфальта

Еще один вариант порисовать по дождем – это использовать мелки. Намокая, они будут ложится плотной массой на асфальт, оставляя яркий и красивы рисунок.

  • Рисование с помощью машинок:

Нам понадобится:

  • Игрушечные машинки разных размеров
  • Плотная бумага
  • Краски

Как это сделать:

Этот вид творчества не нуждается в объяснениях) Просто накапайте на плотную бумагу краской, и поехали!

Разные виды шин оставляют разные причудливые узоры на бумаге.

Для того, чтобы не сильно испачкать пространство для творчества, очень удобно использовать шторку для ванной. Просто подстелите её под бумагу и вперёд.

  • Рисование измельчённым мелом:

После рисования мелками остаются маленькие «огрызочки», которыми пользоваться уже не так удобно. Мы хотим предложить вам идею, как можно их использовать. Продолжайте рисовать ими, только уже немного по-другому! Сделайте из них краску!

Нам понадобится: мелки, плотные пакетики для еды, молоток.

Мелки одинаковых оттенков положите в пакетик, плотно закройте. Постучите по пакетику молотком, чтобы мелки превратились в порошок. Будьте аккуратны, не бейте слишком сильно, иначе пакет может порваться. Высыпьте получившийся порошок в мисочку и добавьте воды. Краска готова! Вот так просто! Такая краска будет мягко ложиться на бумагу или любую другую поверхность. Рисуйте с удовольствием!

Нам понадобится:

  • Мелки
  • Плотные пакетики для еды
  • Молоток

Как это сделать:

1. Мелки одинаковых оттенков положите в пакетик, плотно закройте.

Постучите по пакетику молотком, чтобы мелки превратились в порошок. Будьте аккуратны, не бейте слишком сильно, иначе пакет может порваться.

3. Высыпьте получившийся порошок в мисочку и добавьте воды.

Такая краска будет мягко ложиться на бумагу или любую другую поверхность.

  • Рисование льдом:

Нам понадобится:

  • Темперные краски
  • Вода
  • Формы для льда

Как это сделать:

1. Смешайте темперные краски с водой в соотношении 50/50. 

2. Залейте одним цветом формочку для льда на 1/3 и заморозьте.

3. Когда 1 цвет полностью замерзнет, добавьте сверху другой цвет, так же на 1/3, а затем повторите всё ещё раз.

4. Вы можете экспериментировать с цветовыми сочетаниями, а можете сделать каждый кубик своего цвета, без слоёв.

5. В качестве холста можно использовать плотную бумагу и белые полотенца, которые потом можно просто постирать

Рисование природной акварелью;

Нам понадобятся:

  • цветы (лучше использовать только лепестки, чтобы цвет был однородным) - выбирайте самые яркие лепестки!
  • несколько маленьких мисочек или вазочек;
  • плотно закрывающиеся пакетики (для еды или небольших предметов);
  • скалка;
  • вода;
  • бумага;
  • мягкие кисточки;
  • терпение.

1. Для начала выберите нужные цветы. Лепестки обязательно должны быть яркими и разных цветов!

2. Мисочек должно быть столько, сколько акварельных цветов Вы хотите получить.

3. Разложите лепесточки (или бутоны) по цветам в разные пакетики, залейте их очень теплой, но не горячей водой, закройте.

4. Возьмите скалку и раскатайте цветы в пакетиках.

5. Оставьте на несколько часов.

6. Процедите смесь (если необходимо) в мисочки.

  • Рисование цветным рисом;

Что нам понадобится:

  • Уксус
  • Белый рис (не приготовленный)
  • Пищевые красители
  • Стаканчики из-под кофе
  • Белый лист бумаги
  • Цветные карандаши
  • Клей

Делаем цветной рис:

Шаг 1 – Берем по одной миске для каждого цвета, который вы выбрали. Добавляем в нее 1 столовую ложку уксуса и 10 капель пищевого красителя.

Шаг 2 – Добавляем 1 чашку риса в каждую миску и мешаем до тех пор, пока весь рис в чашке не окрасится в нужный цвет.

Шаг 3 – На противень стелим пекарскую бумагу и высыпаем готовый рис. Важно, чтобы рис разных цветов между собой не соприкасался. Ставим в духовку на 200 градусов на 45 минут, чтобы весь рис высох.

Достаем готовый рис из духовки, рассыпаем по стаканчикам и все готово. Рассыпаем рис по стаканчикам из-под кофе на вынос с крышкой. Так им удобнее всего будет пользоваться: рис не будет рассыпаться, а стаканчики можно подписать или раскрасить в зависимости от цвета.

Делаем радугу:

После того как все готово, можно приступать к творчеству. Берем белый лист бумаги и рисуем на нем радугу разными цветами (линии разных цветом лучше делать пошире).

Чтобы ребенок легче запомнил цвета, из которых состоит радуга и их последовательность, научите его простому стишку: Каждый (красный) Охотник (оранжевый) Желает (желтый) Знать (зеленый), Где (голубой) Сидит (синий) Фазан (фиолетовый).

Теперь берем клей, мажем им линию одного цвета и посыпаем сверху рисом такого же цвета. Повторяем это действие для каждой линии радуги и художество готово!

Совет: Помимо радуги можно сделать массу других рисунков из риса. Для разнообразия можно в самом начале не раскрашивать лист карандашами, а сразу мазать его клеем и посыпать рисом. В этом случае рисунок будет появляться из ниоткуда! Точность и красота таких рисунков будет отличаться от нарисованных заранее, но ведь нам важнее весело провести время :)

  • Круговое рисование:

Нам потребуется:

  • лист белой бумаги (А4, А3, ватман – все зависит от размаха вашего творчества)
  • краски
  • блюдце или одноразовые пластиковые тарелки
  • несколько круглых контейнеров/баночек (идеально подойдет круглый стаканчик от большого йогурта)
  • разноцветные фломастеры

Творим:

В блюдце или тарелку выливаем краску, макаем в нее стаканчик из-под йогурта открытой стороной (как на рисунке) и расставляем круги на бумаге.

Повторяем процесс нанесения кругов, пока весь лист не будет покрыт ими.

Совет! Рекомендуем использовать не больше 2-3 цветов и пользоваться контейнерами разного размера.

Когда круги готовы, достаем маркеры и начинаем креативить. Круги можно раскрасить в произвольной форме или использовать определенные комбинации: точки, полоски, зигзаги, спирали и т.д.

В итоге у вашего ребенка получится вот такой великолепный объект абстрактного искусства. Не исключено, что когда вы достанете его 20 лет спустя, это будет бесценный шедевр :)

  • Рисование воздушными шарами:

Нам понадобится:

  • воздушный шарик
  • лист белой бумаги
  • розовая краска
  • одноразовая тарелка
  • пуговица
  • глазки-бусинки

Как создать картину:

Шаг 1. Соберите все ингредиенты. Налейте розовую краску в одноразовую тарелку.

Шаг 2. Надуйте (или возьмите уже надутый) воздушный шарик и аккуратно опустите его в краску.

Шаг 3. Поставьте шариком отпечаток на листке бумаги. У вас получится розовый круг.

Шаг 4. Окуните пальчик в розовую краску и нарисуйте хрюшке ушки!

Шаг 5. На еще не засохшую краску положите глазки-бусинки (при высыхании краски глазки приклеятся).

Шаг 6. Прикрепите пуговицу, чтобы получился нос. Если краска уже высохла, используйте свежую краску как клей. После высыхания композиции, повесьте картину в вашей галерее!

  • Рисование цветком:

Итак, нам понадобится:

  • цветок
  • тарелка
  • краски
  • бумага

Начинаем творить:

Налейте немного краски в тарелку и макните туда цветок.

Начинайте рисовать: ставьте отпечатки (с большим или меньшим нажимом), проводите линии

Экспериментируйте! Не бойтесь смешивать цвета, творите!

Запомните, что вам необязательно вырисовывать целые картины. Ребенок получит массу удовольствия просто от ляп и отпечатков, которые ему покажутся настоящим шедевром ;)

  • Рисование на камнях:

Нам понадобятся:

  • Камни (наверняка, у Вас остались в баночках морские запасы с прошлого пляжного отдыха, если нет, то пакетик камней можно купить даже в ИКЕЕ).
  • Краски
  • Кисточка
  • Творческое настроение.

Начинаем рисовать…

Здесь нет предела для вашей фантазии: пробуйте, творите, смешивайте цвета и узоры. Мы же дадим несколько подсказок, с чего начать творческий процесс:

Разноцветные стороны. Раскрасьте одну сторону камня цветом из теплой цветовой гаммы, а другую из холодной (Расскажите и покажите ребенку, что бывают теплые и холодные тона). А теперь обе стороны покрасьте красками теплых тонов, а теперь холодных. Посмотрите на получившиеся цветовые сочетания у трех камней, какие приятнее глазу?

Узоры. Раскрасьте камушек полностью одним цветом. Дайте ему высохнуть. Берем контрастный цвет (Расскажите ребенку, что такое контрастные цвета. Покажите на примере.) и рисуем узоры на раскрашенном камне. Это могут быть точки, полоски или волны. Создайте целую коллекцию.

Букашки. Давайте создадим каменного друга. Раскрасьте камушек в желтый цвет, нарисуйте черные полоски и черные глазки – получилась пчелка. А теперь в качестве основного цвета возьмите красный, нарисуйте черную головку и крапинку – перед нами божья коровка.

Не останавливайтесь на достигнутом, продолжайте творить. Вы увидитесь, какие необычные рисунки и каких интересных героев сможет создать ваш ребенок.

  • Абстрактное раскрашивание:

Что нам потребуется:

  • бумага
  • простой карандаш
  • цветные карандаши, фломастеры, краски, в общем, все те инструменты, которые предпочитает ваш ребенок

Как рисовать:

Дайте ребенку в руку простой карандаш. Пусть его рука свободно перемещается по странице с карандашом!

Не стесняйтесь пересекать линии или разрезать круги – у вас должна получиться абстрактная фигура. А теперь пришло время абстрактного раскрашивания. Берем цветные карандаши и приступаем: раскрашиваем каждый отрезок, плоскость и так далее...

Несколько подсказок по рисованию

Линии и петли: начертите прямые линии по бумаге, затем проведите вьющуюся линию поперек них. Раскрасьте все "комнатки" разными цветами

Паутинка: Нарисуйте круги (круг внутри круга, как дартс). Проведите линии из центра круга. Изображение будет похоже на паутину, если вы нарисовали много линий от центра. Раскрасьте их!

Волна на волну: нарисуйте волнистые линии поперек страницы. Пересекайте эти линии другими волнами вдоль страницы. Раскрасьте каждый сегмент разным цветом!

  • Рисование на осенних листьях:

Нам понадобятся:

  • Свежесобранные осенние листья
  • Белый фломастер или белая гелевая ручка
  • Белая краска и кисточка (по желанию)

Начинаем творить:

1.Для начала одевайтесь потеплее и отправляйтесь на осеннюю прогулку. Солнце, свежий ветерок, шуршащая осенняя листва под ногами – такой момент нельзя упускать;)

Во время прогулки соберите самые красивые осенние листья ярко-желтые, красные, бордовые. Все они понадобятся нам для творческого процесса.

2.Вернувшись домой, немного просушите листья, промокнув их, например, бумажные полотенцем.

Вооружитесь белым фломастером или ручкой – вы готовы к рисованию!

3.Возьмите осенний листик и ручкой обведите черешок и каждую крупную жилочку (полосочки на листочке).

Теперь возьмите другой листик и нарисуйте на нем различные узоры: круги, квадраты, спирали или зигзаги. Комбинируйте фигуры между собой, придумывайте новые фигуры – вашу фантазию никто не ограничивает!

А теперь поиграем в зиму. Возьмем белую краску и кисть и «покроем инеем» наш листочек.

  • Рисование на пене для бритья:

Нам понадобятся:

  • Крем для бритья
  • Акриловые краски (осенние цвета: красный, желтый, зеленый, оранжевый цвет и др.)
  • Белые альбомные листы
  • Ножницы
  • Зубочистка или палочка от мороженого
  • Плоская тарелка
  • Фольга или полиэтиленовая пленка.

Приступаем к творческому процессу:

1. Чтобы после творческого процесса не пришлось отмывать тарелку, оберните ее в фальгу или полиэтиленовую пленку.

2. Выдавите на тарелку пену для бритья объемом, равным 3 крупным яблокам, и равномерно распределите ее по тарелке.

3. Налейте акриловые краски разных цветов на пену и палочкой или зубочисткой начните осторожно рисовать линии, чтобы краски начали смешиваться между собой, создавая необычные узоры.

4. На белом листе бумаги нарисуйте и вырежьте осенние листочки. Они могут быть самыми разными: дубовыми, кленовыми, березовыми.

5. Аккуратно прислоните бумажные листочки к тарелочке с разноцветными узорами и немного надавить. Снимите листок с разноцветной смеси и положите на ровную поверхность для сушки.

Проделайте этот процесс с другими бумажными листочками.

  • Рисование на снегу:

Вам понадобится:

  • Жидкий пищевой краситель
  • Вода
  • Пульверизаторы (желательно с регулятором распыления)

Как это сделать:

1. В распылитель налейте тёплой воды.

2. Добавьте приблизительно 15-20 капель пищевого красителя. В зависимости от размера 

бутылки.

 3.Возьмите бутылочки с собой на прогулку и начните творить.

С помощью струи можно вырисовывать контуры фигур, а в режиме "спрей" зарисовывать большие участки снега.

  • Рисование пуговицами:

Нам понадобится:

  • Картон
  • Простой карандаш
  • Пуговицы
  • Веревочки
  • Клей-пистолет (или двухсторонний скотч)
  • Маркер
  • Рамка для фото

Мастерим картину:

1. На белом картоне нарисуйте карандашом макет картины, которую вы бы хотели сделать.

2. Возьмите клей-пистолет или двухсторонний скотч и проведите линии по линиям Вашего макета. Теперь осторожно приложите пуговицы и немного надавите, чтобы они лучше приклеились. Старайтесь, чтобы цвет пуговиц соответствовал Вашему рисунку.

3. Если Вы изобразили зонтик или бабочку, то ручку или туловище можно сделать, приклеив веревочку. Усики бабочки нарисуйте маркером.

4. Возьмите рамочку для фото и вставьте туда готовую картину.

Такая необычная и оригинальная картина разбавит привычную обстановку в квартире и будет радовать глаз каждый день.

  • Текущее рисование:

Нам понадобится:

  • Клеенка
  • Ватман
  • Краски
  • Доска

Начинаем рисовать:

1. Для начала приклейте ватман к доске или попросите папу прибить листочек маленькими гвоздиками по краям. Стол укрываем клеенкой, чтобы его не испачкать.

2. Теперь нам нужны краски. Густым слоем хаотично расставьте красочные точки по всему ватману разных цветов. 

3. Беремся за край дощечки и потихоньку наклоняем ее в разные стороны. Чтобы краска начала растекаться. Если она заходит за края ватмана, не переживайте, это нормально. 

4. Эту процедуру нужно повторить несколько раз, пока все белые участки ватмана не будут покрыты краской.

5. Оставьте картину сохнуть на 24 часа. 

На утро вы проснетесь и увидите, что же у Вас получилось.

А у Вас получился причудливый узор на картине. Краски перемешались между собой и создали ощущение, что вот вот краска окажется на полу. Попробуйте создать несколько картин в разных цветах  и повесить их рядом. Например, изобразить времена года. 

  • Рисование карандашными опилками:

Для этого нам потребуются:

  • Цветные карандаши, ими рисуем основную часть рисунка.
  • Точилка, для того, чтобы сделать опилки. (Берем разные цвета, на Ваш вкус)
  • Опилки, чтобы закончить рисунок.
  • И клей карандаш, на который мы будем приклеивать опилки.
  • Рисование с использованием самоклеящейся бумаги:

Что нам понадобится:

  • Прозрачная самоклеящаяся бумага;
  • Акварельная бумага;
  • Акварель.

Приступим к рисованию:

1) Создаем слабый контур морского конька на прозрачной самоклеящейся бумаге, разрезаем его и аккуратно (стараемся гладко, без пузырьков) приклеиваем к середине акварельной бумаги.

2) Рисуем различными цветами на акварельной бумаге, закрашивая окружающую среду морского конька и наблюдаем, как ребенок удивляется тому, что краска на морском коньке не остается.

3) После полного высыхания картины аккуратно отклеиваем самоклеящуюся бумагу. В результате мы видим, как белый морской конек буквально выскакивает из водянистого цветного фона.

4) Продолжаем рисовать красивый подводный мир, изображая на нем осьминога, различных рыбок, медузу, дельфина или даже акулу!

  • Рисование «шипучими» красками:

Нам понадобится:

  • лимонная кислота;
  • пищевая сода;
  • акварельная бумага;
  • вода;
  • краски (акварель, гуашь).

Как это сделать:

Есть два способа использовать шипучую краску.

Вариант 1:

Добавьте в мисочку немного лимонной кислоты, залейте водой и добавьте краску, чтобы цвет был достаточно насыщенным. Предложите крохе порисовать новыми волшебными красками. Пока художник рисует, просейте соду через сито. Когда рисунок будет готов, посыпьте его содой и… вуаля! Краска зашипит и вспенится из-за реакции соды и лимонной кислоты)

Вариант 2:

В мисочке смешайте соду с водой. В отдельной мисочке смешайте лимонную кислоту, краску и воду. С помощью кисточки намочите бумагу жидкостью с содой. Рисуйте! Когда краска будет взаимодействовать с содой, всё зашипит!

  • Рисование зеленкой на молоке;

Нам понадобится:

  • молоко;
  • неглубокая миска;
  • жидкие пищевые красители;
  • зубочистки;
  • мыло.

Как это сделать:

1. Вылейте молоко в неглубокую миску.

2. Капните в него несколько капель жидкого пищевого красителя.

3.Возьмите волшебную зубочистку.

4. Не знаете, как сделать её волшебной? Просто опустите конец в мыло!

5. Предложите малышу коснуться зубочисткой молока.

6. Вы увидите, как цвета молниеносно образуют причудливые цветные круги.

7. Попробуйте разные движения зубочисткой, а потом можете сидеть и наблюдать за игрой цвета.

Для смелых творческих экспериментов понадобятся очень простые и безопасные ингредиенты:

— цельное молоко, важно, чтобы оно было не обезжиренное, лучше, если домашнее;

— разведенные в воде пищевые красители;

— плоская тарелка или неглубокий лоток;

— жидкое мыло или средство для мытья посуды.

Для начала, наливаем немного молока в тарелку и даем ребенку баночки с красками, из которых он на молоко должен в произвольном порядке накапать по нескольку капель красок разных цветов. Получившийся рисунок уже будет весьма интересным. Но это еще не все. В нашу емкость нужно капнуть немного жидкого мыла или средства для мытья посуды.

И дальше только наблюдать за происходящим в тарелке чудесным превращением и движением.

Каждая капля, попадая на поверхность, запускает фантастическую пляску цветов.

Ребенку безумно понравится сам процесс и его неожиданные результаты.

Наблюдать за удивительными превращениями очень интересно и весьма поучительно. Кроме того, эту удивительную череду превращений можно сфотографировать и, напечатав интересные абстрактные фотографии, украсить результатами совместного творчества с детьми интерьер. Фотографий может получиться много, ведь движение и преобразование в тарелке будут продолжаться длительное время. Проведя такой интересный опыт, в следующий раз можно предложить ребенку поучаствовать самому в процессе и попробовать формировать рисунок.

Для этого подготовительный этап будет таким же, но жидкость для мытья посуды не наливаем в молоко, а макаем в нее обыкновенные ватные палочки и даем ребенку. Когда он опустит их в молоко, начнется процесс превращения, и малыш сможет участвовать в создании узоров.

  • Рисование на воде – эбру:

Прежде всего, готовим материалы  для будущей картины. Берем емкость размером с лист А4 и заливаем заранее подготовленную жидкость. Для начинающих в самый раз.

Фон создается также художником. Обычно берется несколько цветов для большего контраста. При помощи кисточки в произвольном порядке краска попадает на воду и расходится. Далее можно нанести узор при помощи шила или гребня. Некоторые художники заканчивают на этом этапе, создавая фон для будущих работ.

Основной рисунок. На этом этапе наносится главный узор – человеческие фигуры, животные, птицы, предметы обихода и многое другое. Интересно выглядят работы с изображением домов и архитектуры. Дома приобретаю необычные черты футуристических картин будущего. Для новичка полезно начать знакомство с данной техникой рисованием простых фигур и цветов.

Перенос рисунка. Важный и ответственный процесс. Важно не только сделать это аккуратно, но и выбрать подходящую бумагу. Она должна быть плотная с фактурой. Не смотря на внешнюю красоту глянцевого листа, он не подойдет, так как рисунок не впитается. Как только вы нанесли рисунок, положите лист сверху и немного поддержите, чтобы краска (не вода!) впиталась, после чего снимите готовую работу. Это следует делать достаточно быстро.

  • Рисование мыльными пузырями:

Вам понадобится:

  • Немного шампуня
  • 15 капель пищевого красителя
  • 1/2 стакана воды
  • Трубочки для коктейля

Начинаем рисовать:

1. Смешайте шампунь, воду и краситель любого цвета в небольшой мисочке. Также можно сделать несколько мисочек с разными цветами жидкостей (как на рисунке ниже).

2. Попросите ребенка с помощью трубочки подуть в мыльный раствор, тем самым, надувая все больше и больше пузырей.

3. Поднесите бумагу к мыльным пузырям, таким образом, чтобы у Вас остался яркий и красочный рисунок.

Чередуя краски разных цветов можно получить интересный разноцветный узор (как, например, на этом рисунке).

  • Рисование с помощью малярного скотча:

скотч отлично по нескольку раз отклеивается от бумаги, а значит его мы и используем как основу для трафарета. Его можно рвать руками на неровные полоски и рисовать лес. Отлично получаются любые геометрические композиции. В толщину скотча можно даже вырезать что-то более детальное, как, например, домики на первом фото. Главное — этот трафарет не нужно дополнительно крепить и придерживать, и вероятность попадания под него краски не велика, если края хорошо пригладить. Кроме того, очень рекомендую закреплять скотчем лист по периметру перед началом рисования. Так он не «бегает» по столу, а рисунок сразу получается в аккуратной рамке.

  • Рисование с помощью отпечатков пальцев:

Название говорит само за себя. Нужно тонким слоем покрасить палец и сделать отпечаток. Пара штрихов фломастером — и готово!

  • «Мраморная бумага»:

Лист бумаги закрашиваем жёлтой акриловой краской. Когда он полностью просохнет, закрашиваем ещё раз разбавленной розовой краской и сразу же накрываем пищевой плёнкой. Плёнку нужно смять и собрать в складочки, так как именно они создадут нам нужный узор. Дожидаемся полного высыхания и снимаем плёнку.

  • «Эффект потрескавшегося воска»:

Восковыми карандашами рисуем на тонкой бумаге изображение. В нашем случае — цветок. Фон должен быть полностью заштрихован. Хорошенько сминаем и затем расправляем лист с рисунком. Закрашиваем его темной краской так, чтобы она вошла во все трещинки. Промываем рисунок под краном и сушим. Если требуется — разглаживаем утюгом.

  • Отпечатки кулачком:

Для такого рисунка ребенку придется сжать руки в кулачки. Затем обмакнуть тыльную сторону пальцев в краску и ставить отпечатки, создавая нужную форму. Рыбок и крабов можно создать при помощи отпечатков пальцев.

  • Рисование льдом:

Что понадобится: формочки для льда, гуашь, палочки от мороженого, плотная бумага (например, для акварели или обои); тряпочки для уборки воды.

Приготовьте вместе с ребенком разноцветный лед. Можно смешать воду с гуашью прямо в ячейке, а можно сначала положить немного гуаши, а потом залить водой. Когда вода немного замерзнет, вставьте в ячейки палочки от мороженого и поставьте в морозильную камеру до полного замерзания.

Для рисования возьмите плотную бумагу и предложите ребенку порисовать на ней ледяными кубиками. Наблюдайте, как краска соединятся с бумагой, растекается по ней, как смешиваются цвета. Не нужно комментировать все, что происходит, дайте ребенку самому делать открытия – именно они запомнятся ему больше всех ваших рассуждений.

  • 3D:

3D для детей – это новое веяние в развитии творческих способностей малышей, позволяющее им развить пространственное воображение, умение видеть мельчайшие детали и передавать их на бумаге. Объемные рисунки – это настоящее волшебство для ребенка, ведь нарисованный предмет хоть и находится на плоскости, но кажется абсолютно реальным. Самое простое 3D изображение, которое под силу даже самому маленькому крохе, — это рисунок ладошки.

Для работы мы берем лист плотной бумаги белого цвета, простой карандаш, ластик, черный фломастер и цветные карандаши. Вначале мы обводим раскрытую ладошку малыша простым карандашом, чтобы получился только ее контур. Его ни в коем случае нельзя обводить, иначе не получится объемный эффект!

Теперь заштриховываем все пространство листа, кроме того, что занято ладонью, горизонтальными линиями на равном расстоянии друг от друга. В результате у нас получается заштрихованный лист бумаги с ладошкой.

Ладошку мы штрихуем тем же черным фломастером, что и фон, но не горизонтальными линиями, а выпуклыми, соединяя их края с краями горизонтальных линий за пределами контура ладони.

Промежутки между линиями, выпуклыми и горизонтальными, раскрашиваем при помощи цветных карандашей в произвольной цветовой гамме. Наш рисунок готов, осталось повесить его на стенке и отойти на небольшое расстояние, чтобы эффект объема стал заметным. Как видите, такая техника создания объема довольно проста, ее можно использовать при изображении любого другого предмета, и когда ребенок ее освоит, ему будет проще дальше продвигаться в увлекательном занятии 3D рисованием.

Нам понадобится:

  • несколько капель жидкого пищевого красителя или акварели;
  • 4 ст. ложки муки с разрыхлителем (пропорции: на 1 стакан муки 1 ч. ложка разрыхлителя);
  • 4 ст. ложки соли;
  • вода;
  • кисть или пластиковые бутылки с узким носиком;
  • картон.

Как это сделать:

1. Сделайте воздушные краски, для этого смешайте муку, пищевые красители и соль, добавьте воды, чтобы получилась гладкая паста.

2. Залейте краски в пластиковые бутылки и нанесите на картон (дизайн зависит от Вашей фантазии). Можно использовать кисть, в таком случае не жалейте красок, наносите густые слои. Создавайте разные текстуры, используя пальцы, маленький резиновый шпатель или кисть.

3. Запеките картину в микроволновке 20-30 секунд.

4. Картина готова!

Повесьте её в рамку и наслаждайтесь!

  • Рисование на пузырчатой пленке;
  • Рисование пузырчатой пленкой;

Итак, нам понадобится:

  • Пленка с пупырышками (она же пузырчатая пленка)
  • Краски
  • Кисточка
  • Ножницы
  • Лист бумаги (крафт пакет или бумажный пакет – то, на чем мы будем творить)
  • Пластиковая крышка (одноразовая тарелка, лист плотной бумаги)

Приступаем к творческому процессу:

Шаг 1. Выдавите небольшое количество краски на одноразовую тарелку - это будет наша палитра, здесь мы будем смешивать цвета.

Шаг 2. Из пузырчатой пленки вырежьте различные фигурки – ими мы будем делать отпечатки, поэтому дайте волю своей фантазии. Это могут быть геометрические фигуры, цветы, сердечки и т.п.

Шаг 3. С помощью кисточки нанесите на вырезанные фигурки краску.

Внимание! Для красивого необычного штампа старайтесь смешивать цвета (можно это делать кисточкой прямо на пленке) и закрашивать фигуры неоднородно – пусть, например, часть квадрата будет красной, часть белой, а часть синей.

Шаг 4. Когда фигура полностью закрашена, осторожно прислоните закрашенную часть к листу бумаги, на котором вы создаете вашу композицию.

Тут тоже есть место для творчества – можно не ограничиваться картиной на листе бумаги, а украсить, например, ваши теперь уже дизайнерские крафт-пакеты.

Вырезайте и закрашивайте фигуры до тех пор, пока картина не будет завершена.

  • Объемное рисование «пухлыми» красками:

Нам понадобится:

  • Мука (1 стакан)
  • Пекарский порошок (3 ч.ложки)
  • Вода
  • Пищевой краситель

Как приготовить объемные краски:

1. Смешиваем стакан муки, 3 чайные ложки пекарского порошка, 1 чайную ложку соли и добавляем в смесь воду до консистенции теста для блинов.

2. Делим смесь на части и складываем в полиэтиленовые пакетики.

  • Рисование цветным клеем:

Материалы: клей ПВА разводится темперными красками в разной пропорции, в зависимости от нужного насыщения цвета.

Способ получения изображения. Ребёнок берёт тюбик цветного клея и рисует, выдавливая из тюбика клей.

  • Рисование на фольге:

Рисование на фольге очень отличается от бумаги. Во-первых, хорошо видно как смешиваются цвета, во-вторых, краска отлично скользит. Подходит для развития сенсорных ощущений у малышей. Рисовать можно пальчиками, кисточками, ватными палочками.

  • Рисование зубочистками на клее ПВА:

Налейте на бумагу клей ПВА и рисуйте на нем разводы зубочистками или ватными палочками.

Если в качестве основы использовать прозрачную пластиковую крышку, например, из-под сметаны, то после того, как рисунок высохнет, из нее можно вырезать, например, сердечко и на веревочке повесить на елку.

  • Рисование зубной пастой:

Предварительно ребенку надо объяснить, что это творческий поиск, и такое использование зубной пасты не дает ему право выдавливать ее на полу, полках и столах. Вместе с ребенком наметьте карандашом легкие контуры деревьев, домов, сугробов. Медленно выдавливая зубную пасту, пройдитесь ею по всем намеченным контурам. Такую работу надо обязательно высушить и лучше не складывать в папку вместе с другими рисунками. Для творчества лучше всего использовать отечественный продукт — он быстрее засыхает.

  • Рисование в стиле пуантилизма (с применением фломастера):

Одно из интереснейших и необычных направлений живописи. Это такая манера письма картин раздельными мазками правильной, точечной или прямоугольной формы. Художники, нанося на холст чистые краски, рассчитывали на оптическое смешение цветов в глазу зрителя, и им это удавалось. Для детей такая техника является сложной, и поэтому я предлагаю вашему вниманию нетрадиционный пуантилизм для детей.

Название течения в живописи пуантилизм произошло от французского слова pointiller, что означает «писать точками». Художники, которые работали в стиле пуантилизм, наносили на холст чистые, не смешанные предварительно на палитре краски. Оптическое смешение красок происходило уже на этапе восприятия картины зрителем.

Оптическое смешение трех чистых основных цветов и нескольких пар дополнительных позволяет получать достаточно большую яркость, чем путем механического смешения пигментов.

Я предлагаю вам освоить технику «пуантилизм» с использованием не совсем традиционных для нее материалов – цветных маркеров (фломастеров). Дети дошкольного возраста очень любят экспериментировать с изобразительными материалами. Предлагаемый метод изображения точками с помощью фломастеров позволяет не только развивать мелкую моторику дошкольников, их усидчивость, цветовосприятие, но и повысить эмоциональный фон, поскольку изображение с помощью фломастеров (цветных маркеров) не требует высыхания, не произойдет растекание красок или неаккуратное смешивание.

  • Рисование в технике «Гризайль»:

Вид однотонной (монохромной) живописи, выполняемой в разных тонах одного цвета. То есть вся работа выполняется исключительно краской одного или двух цветов, но разной тональности (где-то бледнее, где-то темнее, ярче).

  • Рисование в технике «зентангл» и «дудлинг»:

Сочетание (зендудлинг) – техники рисования, в последнее время приобретающие большую популярность. Интерес к ним связан с тем, что они являются хорошим способом расслабиться, получить удовольствие, проявить свои творческие способности, даже в том случае, если вы совершенно не умеете рисовать в классическом понимании этого слова. Эти техники прекрасно подходят и для взрослых, и для самых маленьких детей, которые только учатся держать рисовальные принадлежности.

ДУДЛИНГ (от английского doodle – бессознательный рисунок) – это рисование с помощью простых элементов (кружочков, закорючек, ромбиков, точечек, палочек и пр.). В этом и состоит лёгкость. Однако из этих простых элементов могут складываться сложнейшие композиции, поражающие воображение. Но в основном это бессознательный рисунок, позволяющий «отключить мозг», что открывает дорогу чистому творчеству, не скованному правилами. Такому рисованию многие из нас предавались на скучных школьных уроках. О том, что получится в итоге, мы не знаем и не задумываемся, рука рисует сама по себе. Будут ли это разнообразные растения, несуществующие миры или просто геометрические фигуры – не важно. Главное – получить удовольствие от процесса рисования

ЗЕНТАНГЛ (от zen – уравновешенность, спокойствие и rectangle – прямоугольник) является сочетанием медитации и рисования. Традиционно для рисования зентангла используются квадраты 9х9 см. В квадрат помещается какой-либо рисунок, либо он произвольным образом делится на сегменты, которые, в свою очередь, заполняются различными однотипными элементами (точечками, кружочками, ромбиками, на что хватит фантазии). Зентангл помогает увеличить собранность, концентрацию, способствует психологической разгрузке, внутреннему успокоению, улучшает зрительную координацию и мелкую моторику, а также развивает творческие способности и креативность. Смесь этих двух техник – ЗЕНДУДЛИНГ (Zendoodling) – идеально подходит для занятий с детьми. Самый простой вариант – воспользоваться раскраской или контуром животного, цветка, птички (чего угодно, нарисованного по трафарету, и предложить ребёнку заполнить его простыми элементами, а потом их раскрасить. Можно усложнить задачу – разбить рисунок на части и заполнить получившиеся сегменты разными узорами. Еще вариант – предложить ребенку по- разному заполнить одинаковые изображения животных, предметов и др.

  • Рисование в технике «выбеливание краски»:

Удаляя сухой салфеткой с листа излишек воды и слой краски, можно нарисовать зимние ели, покрытые снегом, или пену морскую. Бледная луна или солнце получатся, если обернуть бумажной салфеткой тубус от туалетной бумаги и промокнуть акварельное небо. Даже уже высохший рисунок можно подправить, сбрызнув его водой и аккуратно потерев нужное место. Если скомкать салфетку, и приложить её к голубому небу, по получатся очень натуральные облака. Смятая салфетка позволяет получить также интересную текстуру. Текстурные листы можно потом с успехом использовать при создании коллажей.

  • Рисование в технике «сграффито» (соскабливание):

Сграффито - это прием, при котором художник процарапывает верхний красочный слой острым инструментом, чтобы обнажить нижний слой или основу. Хотя чаще всего он применяется в живописи, его можно использовать и для создания фактуры в рисунке при работе с некоторыми материалами.

Прием сграффито особенно полезен, когда есть толстый слой мягкой или масляной пастели. Царапины можно оставлять любым острым инструментом: мастихином, лезвием ножниц, скрепкой, даже ногтями. Если вам нужно процарапать верхний слой мягкой пастели, чтобы обнажить нижний, закрепите нижний фиксативом перед нанесением верхнего.

Действуйте уверенно и быстро, чтобы работа выглядела энергично. Но помните, что пастель нужно именно царапать, а не прорезать, чтобы не повредить основу.

  • Рисование в технике «грифонаж»:

На половине альбомного листа простым карандашом «накарябайте» что-нибудь. Для этого проведите сначала длинную линию в любом направлении, а затем свободно «покружите» по бумаге, рисуя петли и изгибы, пересекая уже нарисованные линии новыми. При этом старайтесь не отрывать карандаша от бумаги. Когда вы почувствуете, что линий достаточно, остановитесь. У вас получились каракули. Внимательно рассмотрите получившиеся каракули. «Включите» своё воображение и поищите среди линий морских животных, птиц, рыб. Если вам это не удаётся сделать, и вы не видите ни одного образа, переверните лист бумаги, и продолжите поиск. На одном листе бумаги вы можете найти только одну фигуру, а можете отыскать сразу несколько объектов. Чтобы найденные вами образы не потерялись среди линий, выделите их фломастером.

Мне удалось разглядеть дельфина, камбалу, рыбку с большим хвостом.

Акварельными красками раскрасьте фигуры морских обитателей. Тонкой кисточкой дорисуйте детали: глаза, плавники, чешую и т.д. Подумайте, какие элементы, кроме рыб, вы включите в будущую композицию. Поищите среди оставшихся линий эти элементы. Если вы их нашли, обведите фломастером. Раскрасьте новые элементы композиции. Возьмите вторую половину альбомного листа. Нарисуйте каракули. опробуйте среди линий разглядеть подводные растения, водоросли, цветы.

Обведите фломастером найденные образы.

Раскрасьте новые элементы композиции акварельными красками. Дорисуйте мелкие детали. Рассмотрите оставшиеся линии, если вы нашли новые образы, нарисуйте их.

Итак, на втором альбомном листе у меня получились: красивый цветок, три кустика водорослей, электрический скат, камешки.

Аккуратно вырежьте все элементы, которые вы нарисовали для создания композиции. Подготовьте фон, имитирующий водную стихию. На третий альбомный лист при помощи губки нанесите синюю краску. Для этого краску разбавьте водой, обмакните в неё губку, которую затем легонько прижмите к бумаге. На бумаге останется след в виде пятнышек разной формы и разного размера. Повторяйте эти действия до тех пор, пока весь листок не покроется синими пятнышками. На готовый фон приклейте все элементы композиции.

  • «Расчесывание краски»:

Чтобы создать текстуру попробуйте провести по еще сырой краске гребешком с зубчиками или обыкновенной вилкой. Линии можно делать как прямые, так и волнистые. Только не перестарайтесь, чтобы не повредить бумагу. На бумаге необходимо сделать пятна краской любого цвета. После этого берется мелкая расческа и зубьями проводится по пятну. Остаются интересные мазки.

  • Рисование в технике «состаривание» при помощи лимона и молока:

Это «предрисовальная» техника, которую используют для того, чтобы придать бумаге вид старой пожелтевшей страницы. Нанесите на чистый лист бумаги капли лимонного сока, некоторые можно размазать. Подойдет и сок лайма. Когда сок подсохнет, прогладьте лист утюгом. Лимонный сок потемнеет, создавая эффект состаривания. Кроме того, лист еще и слегка сморщится, что придаст ему еще большее сходство со старой бумагой.

Вместо лимонного сока можно использовать жирное молоко или сливки. Этот метод уходит своими корнями в давние времена, когда молоко использовали в качестве невидимых чернил. Нанесите молоко кистью на лист бумаги, дайте просохнуть. Потом лист прогладьте утюгом или нагрейте другим способом. Молоко станет коричневым и затонирует лист «под старину».

  • Фроттаж (затирание):

Техника нанесения рисунка на бумагу, ткань. Для появления рисунка используется рельефная поверхность, которая располагается с обратной стороны бумаги (ткани, эта рельефная поверхность отображается на лицевой стороне бумаги (ткани) с помощью трения красящего материала (например, карандаша).

Одними из самых популярных объектов являются листья деревьев.

Для работы подходят и свежие листья, и сухие. Следует определиться с формой, размером листьев и собрать композицию. Очень часто в мастерстве используют много поверхностей одного экземпляра.

Плотный материал не подходит для фроттажа. Лучше работать с писчей бумагой, применять карандаши различной мягкости или восковые мелки, пастель. Однако это отнюдь не значит, что чем нежнее – тем лучше. Совсем мягкий карандаш, скорее, закрывает, чем показывает рельеф. Можно попытаться штриховать в разном направлении – эффекты могут значительно отличаться. Растирание делается с осторожностью: следует держать бумажный лист, не смещая силуэта под ним. Второй вариант: чтобы листья не сдвигались, их можно приклеить к бумаге (с обратной стороны картины, а затем прорисовывать мелками разного цвета. Тона, которыми заштриховывается плоскость для получения художественного результата, дополняются и покрывают друг друга.

  • Файларт:

Для занятия необходимо:

  • любая жидкая краска (сметанообразной консистенции), это могут быть пальчиковые краски или жидкая гуашь;
  • прозрачные пакеты (обычные пакеты для продуктов или прозрачные файлы), скотч;
  • ватные палочки (можно рисовать просто пальчиком).

Заливаем краску в пакет, заклеиваем скотчем край, чтобы краска не пролилась. Расправляем пакет с краской на поверхности, распределяем ее равномерно и начинаем рисовать ватной палочкой или пальчиком. Если используется пластиковый файл, то можно рисовать стеками, линейкой, так так он плотный и не порвется. На обычном полиэтиленовом пакете лучше рисовать ватной палочкой или пальчиком, так как он тонкий и может порваться.

Таким образом, с малышом можно изучать цвета. Для этого подготавливаем пакеты с основными цветами. Пакет, если он не течет и герметичен, может использоваться повторно много раз. Пакетики с краской можно брать с собой в дорогу и развлекать малыша, придумывая различные игры с цветом. Рисуя на пакете, малыш развивает мелкую моторику. Пакеты с краской дают и новые тактильные ощущения.

Затем добавляйте в пакет несколько цветов и показывайте малышу, как цвета смешиваются между собой. На границе контакта двух цветов будет получаться третий. Называйте новый цвет ребенку и объясняйте, что его получили посредством смешения двух цветов. Можно использовать технику кляксографии. Налейте каплю краски в пакет и попросите малыша ее раздавить. В результате получаются причудливые фигуры, которые можно дорисовать, вытягивая краску пальчиком.

  • Милкарт:

Вам понадобится:

  • Молоко (не менее 6% жирности)
  • пищевые красители (можно использовать разведённую гуашь)
  • средство для мытья посуды
  • зубочистка
  • тарелка
  • ложка (пипетка)

Наливаем молоко в тарелку.

В произвольном порядке капаем разноцветные красители на поверхность молока. Для этого используем ложку, либо пипетку.

Зубочистку окунаем в средство для мытья посуды, кончиком касаемся красителя и наблюдаем, как капли красок начинают " разбегаться".

  • Штампинг:

Использовать можно всё, что под рукой, а также вырезать штампики из картошки, отпечатывать овощи на срезе и пр. Акварель хорошо подходит для создания текстур. Берем салфетку, окунаем в краску и оставляем следы, вполне похожие на камни, например.

  • Рисование клейстером:

Для работы необходимо заварить клейстер и смешать его с краской. Затем нанести его равномерно на бумажный лист достаточно объемным слоем. Палочкой процарапывается рисунок и оставляется до полного высыхания.

  • Каплетерапия:

КАПЛЕТЕРАПИЯ - рисование пипеткой, которая не только развивает мелкую моторику и готовит руку дошкольника к письму, но и вызывает полный восторг самих малышей к этому увлекательному процессу. Начинали мы с рисования (прокапывания разноцветных дорожек, где учились набирать разведенную краску в пипетку и наносить ритмичные капельки. 

Для нетрадиционной техники рисования  капельками надо немного:

  • пипетка (покупается в любой аптеке),
  • разведённые до жидкого состояния краски (обычно для малышей это акварель или гуашь),
  • доска для работы с пластилином,
  • поролоновая губка (приобретаем в хозяйственном магазине)
  • листы плотной, желательно акварельной бумаги,
  • салфетки или тряпочки для рук

С помощью шприца или пипетки ставим на бумаге небольшие капельки. Стоит соблюдать расстояние между каплями, чтоб они не сливались. Когда рисунок будет готов, его нужно раскрасить. Для этого аккуратно задеваем каждую капельку кисточкой с краской.

Другой вариант – можно развести краску и сразу рисовать при помощи пипетки цветной краской, создавая рисунок (на плотной бумаге).

  • Теневой рисунок:

Выбираем четко очерченные предметы: фигурки животных, машинки. Игрушки необходимо расставить так, чтобы тень падала на лист бумаги. Остается только обвести и раскрасить, и вот изображение любимой игрушки готово! 

Тематическое планирование занятий на год

(первый год обучения)

месяц

тема

техника

октябрь

ноябрь

Декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

Тематическое планирование занятий на год

(второй год обучения)

месяц

тема

техника

Октябрь

«Красный, жёлтый, золотой – облетел весь лист цветной»

Рисование на листьях

«Осеннее дерево»

Файларт с элементами дорисовки

«Осенний ковер»

Мраморная бумага

«Креативные осенние листья»

Рисование на пене

Ноябрь

«Карандашная фантазия»

Рисование карандашными опилками

«Загадочные круги»

Круговое рисование

«Водоросли»»

Рисование машинками

«Грустная осень»

Эффект потрескавшегося воска

Декабрь

«А снег идет, опять идет»

3Д рисование (с запеканием в микроволновке)

«Зимний лес с заснеженными елями»

Выбеливание краски

эбру

каплетерапия

январь

Рисование в стиле  пуантилизм

«Сосны»

гризайль

Теневой рисунок

Состаривание молоком и лимоном

«Лесной пейзаж»

сграффито

февраль

Файларт с элементами дорисовки

«Валентинка ко Дню Валентина»

Рисование на пузырчатой пленке

фроттаж

«Березовая роща зимой»

Рисование с помощью малярного скотча

Рисование зубной пастой

Март

«Пухлые рисунки»

Рисование пухлыми красками

«Открытка для мамы»

Рисование ластиком

«Весна на дворе»

Рисование пуговицами

«Цветная фантазия»

Абстрактное раскрашивание

«Весенние узоры»

Текущее рисование

Апрель

грифонаж

«Моя вселенная»

эбру

«Смайл-настроение»

Рисование на камнях

«Весенние капли»

Каплетерапия

«Рыбки в аквариуме среди водорослей»

Рисование клейстером

Май

«Радуга после дождя»

Рисование цветным рисом

«Забавные букашки»

Рисование на камнях

«Радужное настроение»

Рисование измельченным мелом»

«Рисуем подводный мир»

Рисование с использованием самоклеящейся бумаги.

«Павлин»

Дудлинг

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение детский сад №43

Дополнительная образовательная программа

по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста 5-7 лет

(срок реализации 2 года)

(на безвозмездной основе)

Разработала: ст. воспитатель С.О.Невмятуллина

пос. Покровский Городок,

2017 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа художественно – эстетической направленности для детей старшего дошкольного возраста. «Умелые ручки»

Формирование творческой личности — одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Именно в изобразительной деятельности ярче всего раскрываются творческие с...

Дополнительная образовательная программа художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста "Волшебный завиток"

Программа рассчитана на детей 5-6 лет, срок реализации 1 год, направление художественно-эстетическое....

Дополнительная модифицированная программа художественно-эстетического направления развития «ЦВЕТНЫЕ ЛАДОШКИ» (для детей 3 – 7 лет)

Ребёнок познаёт окружающий мир и пытается отобразить его в своей деятельности – играх, рисунках, рассказах. Наиболее яркие возможности открывает ему изобразительное творчество. Интересно рассматривать...

Дополнительная модифицированная Программа художественно-эстетического направления развития «ЦВЕТНЫЕ ЛАДОШКИ» (для детей 3 – 7 лет)

Занятия адаптированы к специфике и особенностям преподавания в детском саду. Изменения и дополнения в занятия внесены на основе полученных мониторингов, скоростью и возможностями усвоения детьми, с уч...

Дополнительная образовательная программа художественно – эстетической направленности «Я рисую мир» ДЛЯ ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ

Дополнительная образовательнаяпрограмма художественно – эстетической направленности «Я рисую мир»ДЛЯ  ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ...

Дополнительная образовательная программа Художественно-эстетического развития дошкольников " развитие и воспитание детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности"

Рабочая программа составлена для воспитателей ДОУ , который реализуют дополнительную общетазвивающую программу по театрализованной деятельности....

Дополнительная образовательная программа художественно - эстетической направленности (театрализованная деятельность) «СКАЗОЧКА» для детей старшего дошкольного возраста (от 5 до 7 лет)

Дополнительная образовательная программахудожественно - эстетической направленности (театрализованная деятельность)  «СКАЗОЧКА»для детей старшего дошкольного возраста(от 5 до 7 лет)...