Дидактические игры по изобразительной деятельности
картотека по рисованию (средняя группа) на тему

картотека

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskie_igry_po_izobrazitelnoy_deyatelnosti.docx28.98 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические игры по изобразительной деятельности

1. «Нарисуй теплую картинку»
Цель: уточнить с детьми понятия «теплые и холодные цвета»; продолжать учить составлять картинку по памяти, используя при раскрашивании теплую гамму.
Материал: 4 картинки с изображением несложных сюжетов, геометрические формы, встречающиеся на этих картинках, цветные карандаши, фломастеры, листы белой бумаги.
Правила игры: внимательно рассмотрев не раскрашенную картину-образец, по сигналу педагога перевернуть ее, изобразить на своем листе увиденный сюжет, раскрасить, придерживаясь теплой гаммы.
Игровые действия: изображение сюжета по памяти, дорисовка мелких деталей, использование нетрадиционных способов рисования для придания индивидуальности своей работе.
Творческие задания: 
A) нарисуй «теплый» натюрморт;
Б) расскажи, что бывает оранжевым (розовым, красным, желтым);
B) раскрась одежду в теплые цвета. Какие овощи и фрукты бывают такого же цвета?

2. «Кто нарисует больше предметов овальной формы?»
Цель: закрепить умение детей быстро находить сходство овалов, расположенных горизонтально, вертикально или по диагонали, с целыми предметами растительного мира или их частями, дорисовать изображения.
Материал: карточки с изображениями овалов в разном положении, карандаши цветные и простые, фломастеры, мелки.
Правила игры: нарисовать овалами не менее 5 изображений растений, раскрасить их соответствующим цветом, комбинируя при этом различный изобразительный материал для полноты сходства с оригиналом.
Игровые действия: дорисовка по памяти знакомых растений, раскрашивание их в необходимые цвета.

3. «Составь ежа из палочек»
Цель: учить схематично передавать образ, отвлекаться от второстепенных признаков, передавая основные.
Материал: счетные палочки, или цветные бумажные полоски, или фломастеры.
Действия детей: выкладывают изображение палочками или рисуют полочки фломастером, или наклеивают изображение из полосок.

4. «Портреты»
Цель: научить детей рисовать голову, используя шаблоны.
Материалы: лист бумаги с прорисованным овалом лица; картонные шаблоны бровей, глаз, носа, губ, ушей, причесок.
Действия детей: на листе выкладывают шаблонами голову, обводят, раскрашивают получившийся портрет

5. «Кто играет с нами в прятки» 
Цель: учить детей сравнивать цвет, фон рисунка с окраской животных, которая позволяет этим животным быть незаметными на данном фоне.
Материал: карточки с фоном разного цвета (зеленый, желтый, полосатый, коричневый, белый), фигурки животных (лягушка, ягуар, тигр, белый медведь, заяц-беляк и заяц-русак и т.д.) для проверки правильности выполненного задания, помощи при изображении зверей.
Правила игры: взять по две карточки разного цвета, назвать животных с похожей окраской; получив фигурку, обвести ее на нужном фоне. Выигрывает тот, кто получит больше фигурок, а также сам нарисует подходящих животных, которых не было у педагога.
Игровые действия: угадывание «хитрых» животных, рисование их на карточках с соответствующим фоном.

6. Панно «Осень праздничная»
Цель: передавать настроение праздника с помощью цвета, развивать творческое воображение, формировать навыки совместной деятельности.
Игровые задания: 

  1. Дети вспоминают признаки осени, праздников в городе (деревни); отмечают, как это выражается в цвете.
  2. На больших листах бумаги (2-3 листа) «художники» (бригада «художников» выполняют композицию, вырезая изображения из бумаги согласно замыслу); можно использовать и природный материал, готовые формы.
  3. «Главные художники» комментируют коллективные работы. Участники игры (жюри) решают, кому присудить первое (второе, третье) место.
  4. После игры из сделанных панно может быть подготовлена общая композиция.

Оборудование: 2-3 листа бумаги для фона, цветная бумага, природный материал, клей, ножницы, кисти, дипломы победителям.

7. «Тепло-холодно» 
Цель: закреплять представление о цветовом круге.
Игровые задания: 
1. Построение с ленточками:
А) выходят дети с ленточками основного цвета (красного, синего, желтого) и становятся в круг ;
Б) дети с ленточками дополнительного цвета подходят к ребятам с ленточками основного цвета и берут их за руки, составляя цветовой круг: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый;
В) между ними становятся дети с ленточками разнообразных оттенков: малиновый, бордовый, салатовый, коричневый и др
. 
2. Хоровод цветов (плясовые движения под музыку).
Оборудование: цветовой круг, разноцветные ленточки, аудиозапись «Мельница», муз. Т.Ломовой; «Дружат дети всей Земли», муз. Д.Львова-Компанейца и др.), вместо ленточек могут быть шапочки с разноцветными полосками (ободочками).

7. «Цветные корзинки».

Цель игры: игра направлена изучение цветов детьми 2,5-3,5 лет, запоминание названий основных цветов, развитие речевых навыков дошкольников, развитие наблюдательности, памяти.

Ход игры: детям предлагается собрать в корзинки перепутанные предметы, ребенок тянет любую карточку, но положить ее он должен в корзинку того же цвета, при этом громко назвать цвет и предмет который он выбрал.

8. Игра «Морское дно»

Цель игры: развитие навыков художественной композиции, развитие речи, логического мышления, памяти.

Очень распространенная игра, которую можно использовать не только на изодеятельности, но и в других образовательных областях. Детям демонстрируется морское дно (пустое), и нужно сказать, что все морские жители захотели поиграть с нами в «Прятки», а чтобы их найти нужно отгадать про них загадки. Тот кто угадал, вешает жителя на фон. Получается законченная композиция. Воспитатель мотивирует детей к изобразительной деятельности. (Хорошо использовать со средней и старшей группами). Таким же образом можно изучать с детьми и другие темы сюжетных композиций: «Летний лужок», «Лесные жители», «Осенний урожай», «Натюрморт с чаем» и т.п. Можно пригласить к доске несколько детей и попросить их составить разные композиции из одних и тех же предметов. Данная игра развивает сообразительность, реакцию, композиционное видение.

9. Игра «Кони расписные»

При закреплении знаний народных росписей или при проведение мониторинга в старшей и подготовительной группах можно использовать вот такую не сложную игру.

Цель: закрепление знаний основных мотивов русских народных росписей («Гжель», «Городец», «Филимоново», «Дымка»), закреплять умения отличать их среди других, правильно называть, развивать чувство колорита.

Ход игры: ребенку, необходимо определить на какой полянке будет пастись каждая из лошадок, и назвать вид прикладного творчества, по мотивам которого они расписаны.

10. Игра «Волшебный пейзаж»

Одна из наиболее сложных тем это конечно изучение перспективы в пейзаже - далекие предметы кажутся меньше, ближние больше. Для этого тоже удобнее использовать игру.

Цель игры: учить детей видеть и передавать в рисунках свойства пространственной перспективы, развивать глазомер, память, композиционные навыки.

Ход игры: Ребенку необходимо расставить в кармашки деревья и домики по размеру, в соответствии с их перспективной удаленностью. (подготовительная группа).

11. Игра «Собери пейзаж»

На примере пейзажа также удобно развивать и чувство композиции, знания явлений окружающей природы. Для этого удобно использовать данную дидактическую игру.

Цель игры: формировать навыки композиционного мышления, закреплять знания сезонных изменений в природе, закреплять знание понятия «пейзаж», развивать наблюдательность, память.

Ход игры: ребенку предлагается из набора печатных картинок составить пейзаж определенного сезона (зима, весна, осень или зима), ребенок должен подобрать предметы , соответствующие именно этому времени года, и при помощи своих знаний построить правильную композицию.

12.Игра «Разложи и сосчитай матрешек»

Цель игры: закреплять знания о русской матрешке, развивать умения отличать этот вид творчества от других, развивать навыки порядкового счета, глазомер, скорость реакции.

Ход игры: На доске висят листочки с нарисованными силуэтами матрешек, вызываются три ребенка и они на скорость должны разложить матрешек по ячейкам и сосчитать их.

13. Игра «Матрёшкин сарафан»

Цель игры: развивать композиционные навыки, закреплять знания детей об основных элементах росписи русской матрешки, закреплять знания и русской национальной одежде.

Ход игры: На доске нарисованные силуэты трех матрешек, воспитатель вызывает трех детей по очереди, они на выбор одевают каждый свою матрешку.

Игры по цветоведению для дошкольников.

Младший дошкольный возраст
Игра 1. "Давайте знакомится" - желтый.
Цель: познакомить детей с цветом. Учить находить цвет по образцу и названию.
Оборудование: лист бумаги белый, размер А 4, предметы желтого цвета (плоскостные и объемные), гномик в желтой одежде ("Желтый"), карандаши желтого цвета.
Ход игры:
В гости приходит гном. Педагог знакомит детей с гномом, рассказывает, что его зовут "Желтый". Живет он в желтой стране. Гном приносит детям предметы только желтого цвета. Дети выкладывают предметы на белых листах, рассматривают их и обводят карандашом желтого цвета. Педагог проводит  с детьми игру "Найди такой же", где дети выбирают предметы желтого цвета по образцу.
Упражнение "Раз, два, три, желтый принеси" - дети в окружающем пространстве находят предметы желтого цвета по словесному указанию.
Аналогично проходит ознакомление со всеми основными цветами.

Игра 2. "Цветовое лото".
Цель: закреплять умение детей узнавать и называть цвета.
Оборудование: 4 карты, 32 карточки с предметами основных цветов.
Ход игры:
Детям  предлагаются карточки, разделенные на девять квадратов. В середине квадрата изображено цветовое пятно. Водящий показывает карточку и называет (например, -красный флажок). Ребенок, на карте которого находится  красное цветовое пятно, забирает эту карточку. Выигрывает тот, у кого все пустые квадраты будут заполнены.

Игра 3. Конкурс для родителей на лучшую сказку о "Белокраске и гномах".
Цель: приобщить родителей к закреплению знания цветов у детей.
Предложить родителям придумать вместе с детьми сказку, которая начинается следующим образом:
"Жила-была Белокраска:" и повстречала она разноцветных гномов:".

По представленным сказкам можно сделать инсценировки, используя в костюмах "чистые" цвета (белый, желтый, красный, синий и т.д.)

Игра 4. "Кто в домике живет?"
Цель: закреплять происхождение розового, голубого, серого цвета; развивать логическое мышление.
Оборудование: домики розового, голубого, серого цвета; гномики красный, белый, черный, синий.
Ход игры:
Вспомнить с детьми, как на занятии получали розовую, голубую, серую краску.
Детям предлагаются домики, в которые надо расселить гномов в цветной одежде.
Розовый дом - красный и белый гномы,
Голубой дом - синий и белый гномы,
Серый гном - черный и белый гномы.

Средний дошкольный возраст
Игра 1. "Собери поезд".
Цель: развивать логическое мышление, внимание, учить подбирать предметы в определенной цветовой гамме.
Оборудование: игровое поле.
Предварительная работа:
Изготовить игровое поле - взять альбом с пружинами, по горизонтали разрезать его на три части длиной каждая по 10см. На каждой части нарисовать:
1- паровозики разного цвета,
2-3 - вагончики разного цвета.
Одинаковые по цвету части перепутать.
Ход игры.
Ребенку предлагается игровой блок с перепутанными частями. Решается игровая задача: собрать поезд в путешествие. Необходимо подобрать для поезда вагончики соответственного цвета.
Усложнение игры - добавить детали другого цвета (например, желтые вагоны с красной крышей).

Старший дошкольный возраст

Игра 1. Угости гномов фруктами и овощами.
Цель: закреплять знания цветового спектра у детей.
Оборудование: гномы желтый, красный, зеленый, синий, фиолетовый, оранжевый.
Набор фруктов: слива, апельсин, лимон, банан, яблоко красное и зеленое, груша, виноград:
Набор овощей: баклажан, перец красный, желтый, зеленый; морковь, помидор, огурец.
Ход игры:
Гномики пришли в гости. Детям предлагают угостить гномов фруктами (овощами). Как вы думаете, какие фрукты и овощи любят гномы?
Например, желтый гномик любит банан, красный - красное яблоко.
Как вы думаете, почему?
Дети угощают гномов.

Игра 2.Кто в каком вагон едет?
Цель: закреплять знания детей о происхождении цветовых оттенков у цвета. Развивать логическое мышление, внимание.
Оборудование: паровозик раскрашенный цветами радуги, вагоны - оранжевый, голубой, фиолетовый, желтый, зеленый, красный, синий.
Гномики - 4 желтых, 4 красных, 5 синих и 1 белый.
Ход игры:
Детям предлагают паровозик, который повезет гномиков в путешествие. Задача детей - рассадить гномов по вагонам, учитывая цветовую гамму. В каждом вагоне должно быть по два гнома.

Гномики отправляются путешествовать в вагонах, которые подобрали для них дети.

1. Самомассаж пальцев и ладоней с помощью шестигранного карандаша.
Карандаш в руках катаю, (Прокатываем карандаш
между ладонями)
Между пальчиков верчу. (Прокатываем карандаш
между указательным и большим пальцами).
Непременно каждый пальчик (Прокатываем карандаш
между большим и средним пальцами)
Быть послушным научу, (Прокатываем между
большим и безымянным пальцами, а затем между большим пальцем и мизинцем)
Упражнение проделывается левой и правой рукой.

2. Пальчиковая гимнастика «Вышел дождик погулять»
Раз, два, три, четыре, пять (Удары по столу пальчиками
обеих рук. Левая начинает с мизинца, правая - с большого пальца)
Вышел дождик погулять. (Беспорядочные удары по
столу пальчиками обеих рук)
Шел неспешно, по привычке, («Шагают»средним и
А куда ему спешить? указательным пальцами
обеих рук по столу)
Вдруг читает на табличке: (Ритмично ударяют то
«По газону не ходить!» ладонями, то кулачками
по столу)
Дождь вздохнул тихонько: (Часто и ритмично бьют
в ладоши)
- Ох! (Один хлопок)
И ушел. (Ритмичные хлопки по
столу)
Газон засох.

3. Пальчиковая гимнастика «Рыбка»

Рыбка плавает в водице, Рыбке весело играть.
Рыбка, рыбка, озорница, Мы хотим тебя поймать.

Рыбка спинку изогнула, Крошку хлебную взяла.
Рыбка хвостиком махнула, Рыбка быстро уплыла.

(Сложенными вместе ладонями дети изображают, как плывет рыбка.) (Грозят пальчиком) (Медленно сближают ладони.)
(Снова изображают, как плывет рыбка.) (Делают хватательное движение обеими руками.) (Снова «плывут».)

4. Пальчиковая гимнастика «Подарки»

Дед Мороз принес подарки: Буквари, альбомы, марки, Кукол, мишек и машины, Попугая и пингвина,
Шоколадок полмешка
И пушистого щенка!
Гав! Гав!

(Дети «шагают» пальчиками по столу.)
(На каждое произнесенное название подарка загибают по одному пальчику сначала на правой, потом на левой руке) (Делают из пальчиков правой руки мордочку щенка, согнуты средний и указательный пальчики - «ушки».)

5. Пальчиковая игра «Я художник».

Я взял бумагу, карандаш, Нарисовал дорогу.

(Поворот ладони левой руки к себе, пальцы вместе - «лист бумаги». Указательный палец правой руки - «карандаш», провести пальцем по левой ладони линию - «дорогу».)

На ней быка изобразил,
А рядом с ним корову.
Направо дом, Налево сад...
В лесу двенадцать кочек.
На ветках яблочки висят,
И дождичек их мочит. Потом поставил стул на стол,
Тянусь как можно выше.
Уф! Свой рисунок приколол -Совсем неплохо вышел!

(Руки сжаты в кулаки,
большой палец и мизинец
каждой из них слегка
оттопыриваются в стороны,
показывая рога быка и
коровы. Дети произносят:
«My-у!..»)
(Пальцы складываются
домиком.)
(Кисти рук скрещиваются в
запястьях - «деревьях»,
шевелить раздвинутыми
пальцами-«ветер раскачивает
ветки»).
(Указательным пальцем
правой руки рисуют кисточки
на левой ладони)
(Встряхивание кистей -
имитация капель дождя.)
(Левая рука сжимается
в кулак и кладется на
приподнятую вверх ладонь
правой.)
(Левый кулак медленно
разжимается, пальцы
с напряжением тянутся
вверх.)
(Правая рука разглаживает
воображаемый рисунок -
поднятую в вертикальном
положении левую ладонь.
улыбка удовлетворения на
лице).

6. Массаж пальцев «Прогулка»

Раз, два, три, четыре, пять -Вышли пальцы погулять.

(Поочередно соединять пальцы подушечками) (Хлопки в ладоши).

Этот пальчик самый сильный
Самый толстый и большой
Этот пальчик для того,
Чтоб показывать его
Этот пальчик самый длинный
И стоит он в середине.
Этот пальчик безымянный,
Избалованный он самый.
А мизинчик, хоть и мал,
Очень ловок и удал.
Раз, два, три, четыре, пять -
Вышли пальцы погулять. Погуляли, погуляли
И домой пришли опять

(Поочередный массаж пальцев от основания к ногтю по внешней стороне левой руки (При повторении-правой руки) начиная с большого.)

(Интенсивно растереть кисти
(Энергично встряхивать кистями рук.)

7. Пальчиковая игра «Осенний букет».

Хором.
Раз, два, три, четыре, пять -
Будем листья собирать.
Листья березы,
Листья рябины,
Листья тополя
Листья осины,
Листья дуба
Мы соберем
Маме осенний
Букет отнесем
Песню осеннюю
Маме споем
(Сжимаем и разжимаем
кулачки.)
(Загибать поочередно
пальцы: большой,
указательный, средний,
 
безымянный, мизинец.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры в изобразительной деятельности

В презентации представлены дидактические игры позволяющие знакомить детей с цветом и цветовыми оттенками, разработанные И.А.Лыковой,  Г.С Швайко....

Доклад на тему "Дидактические игры в изобразительной деятельности"

О дидактических играх в изобразительной деятельности. Именно изобразительная деятельность является наиболее эффективность средством для развития у детей творческих способностей, всестороннего ра...

Конспект дидактической игры по изобразительной деятельности "Путешествие в страну Рисования"

Данная игра может быть использованна как развлечение для детей старшей и подготовительной группы...

Дидактические игры по изобразительной деятельности

В методическую копилку педагогам ДОУ...

Дидактическая игра по изобразительной деятельности "Укрась фигуру"

Цель игры: учить детей украшать предметы,развивать мелкую моторику рук, чувство цвета и композиции. Игра состоит из набора заламинированных карточек, на которых изображены различные предметы. Дети мог...

Дидактические игры по изобразительной деятельности.

Дидактические игры по изодеятельности.Именно изобразительная деятельность является наиболее эффективным средством для развития у детей творческих способностей, всестороннего развития ребенка – а это о...