План по самообразованию на 2017-2021гг
календарно-тематическое планирование по рисованию (младшая, средняя, старшая группа) на тему

Каюмова Альбина Назиповна

Тема: «Развитие творческих способностей через  художественно-продуктивную деятельность с использованием нетрадиционных способов рисования»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samoobrazovaniyu_kan.docx33.57 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №23 г. Лениногорска» муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан

План по самообразованию

на 2017-2021гг.

Тема: «Развитие творческих способностей через  художественно-продуктивную деятельность

с использованием нетрадиционных способов рисования»

Каюмова Альбина Назиповна,

воспитатель

2018 г.

Пояснительная записка.

Все дети любят рисовать. Испытав интерес к творчеству, они сами находят нужные способы. Но далеко не у всех это получается, тем более, что многие дети только начинают овладевать художественной деятельностью. Дети любят узнавать новое, с удовольствием учатся. Именно обучаясь, получая знания, навыки ребенок чувствует себя уверенно.

Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.

Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.

Надо ли обучать детей технике рисования? Нет, считали А. Бакушинский и его сторонники, полагавшие, что творчество детей совершенно и им нечего учиться у взрослых. Да! Утверждали К. Ленников, Е. Разыграев, а также зарубежные исследователи К. Фиччии, А. Гиэдд, подчеркивающие особую важность обучения, без которого детское творчество не развивается, оставаясь на одном и том же уровне. Позднее вторая точка зрения была поддержана русскими педагогами Е. Флериной и Н. Саккулиной. В наше время особое внимание этой проблеме уделяет Т. Комарова, которая не только подчеркивает необходимость формирования у детей навыков рисования, но и говорит о целесообразности приобщения дошкольников к нетрадиционной технике рисования. Актуальность состоит в том, что дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки

Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.

Цель: Повышение профессиональной компетентности по вопросу развития творческого потенциала в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

Задачи: работа над программой профессионального самообразования поможет мне:

- способствовать овладению детьми многими нетрадиционными техниками рисования, реализовывать свой замысел и самостоятельно находить средства для его воплощения;

- побуждать создавать новое и оригинальное,

- проявлять творчество и фантазию,

- развить интерес ребенка к окружающему миру, активность, инициативу и самостоятельность в его познании в ходе изобразительной деятельности;

- способствовать формированию у детей интегративных качеств: любознательный, активный; эмоционально отзывчивый;

- способствовать формированию средств общения и способам взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

- сформировать навыки решения интеллектуальных и личностных задач;

- сформировать первичные представления о предметах и материалах;

- сформировать умение управлять своим поведением и планировать свои действия;

- способствовать овладеть универсальными предпосылками учебной деятельности;

-обеспечить интеграцию образовательных областей в соответствии с требованиями ФГОС ДО;

-социально – коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое развитие.

Ожидаемые результаты:

-повышение педагогической компетентности

- определение тактики и стратегии совершенствования образовательного процесса образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» в современных условиях в соответствии с требованиями ФГОС ДО. 

Перспективу работы по данной теме вижу в дальнейшем изучении приёмов и способов совершенствования изобразительной деятельности нетрадиционными техниками, ведь «нетрадиционные техники рисования помогают детям почувствовать себя свободными, помогают раскрепоститься, увидеть и передать на бумаге то, что обычными способами сделать намного труднее. А главное, нетрадиционные техники рисования дают ребёнку возможность удивиться и порадоваться миру». (М. Шклярова).

Направление профессионально – личностного саморазвития:

  • Изучение методической литературы по развитию творческих способностей с использованием нетрадиционной техники рисования
  • Изучение комментариев  ФГОС ДО
  • Изучение передового опыта других педагогов
  • Изучение методических рекомендаций
  • Повышение педагогической компетентности
  • Обсуждение полученных результатов с коллегами.

Сроки исполнения: 2017 г – 2021г

Возраст детей.

Возраст детей от 3-х до 7-и лет (2-я младшая, средняя, старшая и подготовительная группы).

Во второй младшей группе занятия по нетрадиционному рисованию  один раз в неделю во вторую половину дня.

В средней группе один раз в неделю, во второй половине дня.

В старшей группе один раз в неделю, во второй половине дня.

В подготовительной к школе группе один раз в неделю во второй половине дня.

Формы проведения.

1. Различные техники нетрадиционного рисования: пальцем, ватной палочкой, ладошкой, методом тычка, монотипия, тампонирование, рисование по крупе, кляксография, набрызг, печатка, цветными ниточками, экспериментирование.

2.Выставки.

Методы и приёмы обучения нетрадиционному рисованию:

  1. Создание игровой ситуации, сюрпризные моменты.
  2. Рассматривание картин и книжных иллюстраций.
  3. Проговаривание последовательности работы.
  4. Показ воспитателя.
  5. Пальчиковые гимнастики и массажи, специальные тренировочные упражнения, способствующие развитию мелкой моторики.
  6. Самостоятельная продуктивная деятельность детей.
  7. Музыкальное сопровождение.
  8. Оформление выставок.

Для того чтобы работа по развитию мелкой моторики была результативной, в группе необходимо создать развивающую среду, которая может включать в себя такие компоненты: зона ИЗО деятельности (различные лекала, трафареты, различные предметы для экспериментирования в рисовании, бумага, штамповки и другое); зона, где сосредоточенны разнообразные конструкторы, бросовый  материал, мозаики , различные инструменты

В работе по развитию мелкой моторики рук посредством нетрадиционных техник рисования находит свое отражение интеграция образовательных областей:

1. Образовательная область «Речевое развитие»: развитие коммуникативных навыков в процессе свободного общения педагога с детьми, пополнение словаря детей, чтение, разучивание и обсуждение художественных произведений в ходе предварительной работы.

2.Образовательная область «Художественное творчество»: участие в создании индивидуальных и коллективных рисунков, сюжетных композиций , использование различных материалов и способов для создания изображения. Развитие продуктивной деятельности детей.

3. Образовательная область «Познавательное развитие»: расширение кругозора детей, сенсорное развитие.

4. Образовательная область « Социально – коммуникативное развитие»: приобщение к общепринятым нормам взаимодействия со сверстниками и взрослыми, объективное оценивание своих возможностей и способность преодолевать трудности, воспитание уважительного, ценностного отношения к собственному труду , труду других людей , окружающему миру и всему прекрасному.

5. Образовательная область « Физическое развитие»: формирование правильной осанки при выполнении работы, формирование желания заботиться о своём здоровье, выполнение разминок и физкультминуток.

За 2017 – 2021 учебные годы, я надеюсь, что успешно будет реализован план занятий .

Методические рекомендации.

Организуя занятия по нетрадиционному рисованию, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их желания и интересы. С возрастом ребёнка расширяется содержание, усложняются элементы, форма бумаги, выделяются новые средства выразительности.

Техническое оснащение.

1.Листы бумаги.

2.Гуашь.

3.Трафареты.

4.Кисточка с коротким ворсом (тычок).

5.Тампон.

6.Стекло или пластик.

7.Нитки.

8.Щётка и стека.

9.Крупа.

10.Подносы.

11.Использованные фломастеры.

12.Печатки, штампы (подручный материал, растения, листья).

Виды и техники нетрадиционного рисования.

Учитывая возрастные особенности дошкольников, овладение разными умениями на разных возрастных этапах, для нетрадиционного рисования рекомендуется использовать особенные техники и приемы.

Дети старшего дошкольного возраста могут освоить следующие техники нетрадиционного рисования:

Монотипия предметная.

Средства выразительности: пятно, цвет, симметрия.

Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель.

Способ получения изображения: ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.

Монотипия пейзажная.

Средства выразительности: пятно, тон, вертикальная симметрия, изображение пространства в композиции.

Материалы: бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка, кафельная плитка.

Способ получения изображения: ребенок складывает лист пополам. На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того, как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка. Для монотипии также можно использовать лист бумаги и кафельную плитку. На последнюю наносится рисунок краской, затем она накрывается влажным листом бумаги. Пейзаж получается размытым.

Кляксография с трубочкой.

Средства выразительности: пятно.

Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка (соломинка для напитков).

Способ получения изображения: ребенок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает ее на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.

Отпечатки листьев.

Средства выразительности: фактура, цвет.

Материалы: бумага, гуашь, листья разных деревьев (желательно опавшие, кисти).

Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.

Рисование пальчиками.

Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.

Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Рисование ладошкой.

Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.

Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с пяти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой, и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Восковые мелки + акварель.

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.

Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.

Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается не закрашенным.

Свеча + акварель.

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.

Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти.

Способ получения изображения: ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.

Набрызг.

Средства выразительности: точка, фактура.

Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика (55 см).

Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Краска разбрызгивается на бумагу.

Тычок жесткой полусухой кистью.

Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.

Материалы: жесткая кисть, гуашь, плотная бумага.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

Ниткография.

Средства выразительности: цвет, линия, фактура.

Материал: ворсистая нитка, лист бумаги, краски, кисти.

Способ получения изображения: дети выкладывают на половинке листа бумаги прокрашенные в краске нити, закрывают второй половинкой бумаги, придерживая лист резко выдергивают нитку. Можно использовать нити разных цветов.

Рисование по мокрому.

Средства выразительности: пятно.

Материалы: акварельная бумага, вода, акварель, мягкая кисть.

Для выполнения работы необходимо смочить лист чистой водой, а потом кистью или каплями нанести изображение. Оно получится как бы размытое под дождем или в тумане.

Мыльные пузыри.

Средства выразительности: цвет, фактура, пятно.

Материалы: гуашь, жидкое мыло, вода, трубочка для коктейля, плотный лист бумаги.

В крышке смешать 5 ст. л. гуашь, 1 ст. л. мыло, 1 ч.л. воду. Опустите в смесь трубочку и подуть так, чтобы получились мыльные пузыри. Взять лист бумаги, и осторожно прикоснуться ею к пузырям, как бы перенося их на бумагу.

Оттиск смятой тканью.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: блюдце, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая ткань.

Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую ткань к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и ткань.

Оттиск фруктами.

Средства выразительности: цвет, пятно.

Материалы: любые фрукты разрезанные пополам, блюдце с гуашью, плотная бумага.

Способ получения изображения: ребенок окунает фрукт в блюдце с краской и наносит отпечаток на бумагу.

Пуантилизм  (рисование тычком).

Средства выразительности: цвет, пятно.

Материалы: емкость с гуашью, ватная палочка, лист бумаги.

Способ получения изображения: ребенок окунает в емкость с краской, ватную палочку и наносит изображение на лист. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. При необходимости изображение дорисовывается кистью.

Рисование восковыми мелками или свечой.

Такой способ давно использовался народными мастерицами при рисовании пасхальных яиц. Суть его в том, что краска скатывается с поверхности, по которой провели восковыми мелками или свечой. Взять тампон с краской и провести по месту - на цветном фоне появляется рисунок.

Диатипия.

На гладкий картон наносится краска, затем накладывается другой лист и по поверхности процарапывается рисунок, изображение.

Педагогическая диагностика

 Уровень подготовки знаний, умений и навыков детей, посещающих кружок по изобразительной деятельности можно определить, воспользовавшись разработкой д-ра пед. наук профессора Т.С.Комаровой «Критерии оценки овладения детьми изобразительной деятельностью и развития их творчества». Диагностика проводится 2 раза в год (январь, май).

Анализ продукта деятельности

1 Форма: 3 балла - передана точно, части предмета расположены верно, пропорции соблюдаются, четко передано движение; 2 балла - есть незначительные искажения, движение передано неопределенно; 1 балл - искажения значительные, форма не удалась, части предмета расположены неверно, пропорции переданы неверно, изображение статическое.

2 Композиция: 3 балла - расположение по всему листу, соблюдается пропорциональность в изображении разных предметов; 2 балла - на полосе листа; в соотношении по величине есть незначительные искажения; 1 балл- композиция не продумана, носит случайный характер; пропорциональность предметов передана неверно.

3 Цвет: 3 балла - передан реальный цвет предмета; цветовая гамма разнообразна; 2 балла- есть отступления от реальной окраски; 3 балла- цвет передан неверно, безразличие к цвету, изображение выполнено в одном цвете.

4 Ассоциативное восприятие пятна: 3 балла - самостоятельно перерабатывает пятно, линию в реальные и фантастические образы; 2 балла - справляется при помощи взрослого; 1 балл - не видит образов в пятне и линиях.

Анализ процесса деятельности

1 Изобразительные навыки: 3 балла – легко усваивает новые техники, владеет навыками действия изобразительными материалами, 2 балла – испытывает затруднения при действиях с изобразительными материалами; 1 балл – рисует однотипно, материал использует неосознанно.

2 Регуляция деятельности: 3 балла – адекватно реагирует на замечания взрослого и критично оценивает свою работу; заинтересован предложенным заданием; 2 балла – эмоционально реагирует на оценку взрослого, неадекватен при самооценке (завышена, занижена), заинтересован процессом деятельности; 1 балл – безразличен к оценке взрослого, самооценка отсутствует; заинтересован (равнодушен) продуктом собственной деятельности.

 3 Уровень самостоятельности, творчества: 3 балла – выполняет задания самостоятельно, в случае необходимости обращается с вопросами, самостоятельность замысла, оригинальность изображения; 2 балла – требуется незначительная помощь, с вопросами обращается редко, оригинальность изображения, стремление к наиболее полному раскрытию замысла; 1 балл – необходима поддержка и стимуляция деятельности со стороны взрослого, сам с вопросами к взрослому не обращается, не инициативен, не стремится к полному раскрытию замысла.

 Работа с родителями

План мероприятий с родителями:

1.Презентация кружка (начало учебного года)

2.Консультации, памятки, краткие рекомендации (в течение года)

3.«Организация итоговых выставок детских работ», выставка детских работ май 2018 г.

4. Совместное занятие с родителями и детьми (конец года)

5.«Наши достижения за год», выставка детских работ (конец учебного года)

Литература.

1.Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной

деятельности - М, 2000.

2.Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. Рисование с детьми дошкольного возраста - М, Сфера, 2005.

3.Кожохина С.К. и Панова Е.А. Сделаем жизнь наших малышей ярче. Ярославль, 2007.

4.Лыкова И.А. Каждый охотник желает знать –М , Карапуз, 1999.

5.Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду – М , Карапуз - Дидактика, 2007.

6.Утробина К. Хвост пушистый и усы. Нет приятнее красы. /Дошкольное воспитание. 1997 №2 с. 32-38.

7.Утробина К. Уронило солнце лучик золотой./Дошкольное воспитание. 1996 №2.с. 28-33.

8.Черепковская С.А. Волшебница Монотипия./Ребёнок в детском саду. 2008. №5 с. 43-45.

9.Т. С. Комарова, А.В. Размыслова «Цвет в изобразительном творчестве дошкольников».-М.:Педагогическое общество России, 2005.

10.Т.Н. Доронова «Развитие детей от 3 до 5 в изобразительной деятельности» С-П. «Детство- Пресс»,2005

11.С.К.Кожохина «Сделаем жизнь наших малышей ярче», 2007г.

12.Д.Н. Колдина «Рисование с детьми 5-6 лет» Издательство «Мозаика- синтез», 2010


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План повышения профессионального уровня на 2017-2021гг.

План повышения профессионального уровня на 2017-2021гг содержит содержание деятельности по разным направлением работу в соответствии с темой самообразования "Формирование у детей коммуникативных навык...

План повышения профессионального уровня на 2017-2021гг.

План повышения профессионального уровня на 2017-2021гг. В плане описано содержание деятельности по разным направлениям деятельности педагога в соответствии с темой самообразования "Развитие  логи...

План повышения профессионального уровня на 2017-2021гг.

План повышения профессионального уровня на 2017-2021гг....

План повышения профессионального уровня на 2017-2021гг.

План повышения профессионального уровня на 2017-2021гг...

План повышения профессионального уровня на 2017-2021гг.

План повышения профессионального уровня на 2017-2021гг....

План повышения квалификации (самообразования) воспитателя Ибрагимовой В.К. на 2017-2021гг.

Тема самообразования: «Развитие творческо-художественного потенциала детей дошкольного возраста в различных видах деятельности»Актуальность темы и ее обоснованность:Развитию творческих спо...

План самообразования 2017-2021гг.

Развитиепознавательных способностей детей, а также становление образныхформ познания — это основная линия умственного развитиядошкольников. Дошкольный возраст - уникальный период в развитии ребе...