НОД по ознакомлению с творчеством Е.И.Чарушина.
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа) на тему

Юрченко Ольга Аркадьевна

Конспект интегрированного занятия (речевое и художественно-эстетичекое развитие) для детей старшей группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_charushin.docx886.9 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

непосредственно-образовательной деятельности

для детей старшей группы

по ознакомлению с творчеством Е.И.Чарушина

                                                         автор: Юрченко О.А.воспитатель

                                                               МБДОУ «Детский сад №26 «Ягодка»

                                                              г.Камень-на-Оби

                                                              2017год

Программные задачи:

Познакомить детей с творчеством художника-иллюстратора Е.И.Чарушина.

Формировать умение внимательно рассматривать иллюстрации, обращая внимание на особенности внешнего вида животных.

Определять художественные средства в передаче характерных образов животных.

Познакомить детей со словами художник-иллюстратор, «анималист» и их  значением.

Воспитывать интерес к книге и иллюстрации.

Развивать умение передавать пушистость животного при помощи жесткой кисти  в процессе рисования.

Интеграция: художественно-эстетическое, физическое, познавательное, речевое развитие.

Материал:

Рассказ «Волчишко» Е.И.Чарушина; портрет Е.И.Чарушина; иллюстрации Е.И.Чарушина ; листы бумаги; жесткие кисти; цветная гуашь; салфетки.

Ход занятия:

Дети собираются возле уголка книги.

-Дети, вы любите читать книги? Я тоже люблю, но больше всего я люблю рассматривать картинки, они такие красивые и интересные. А вы знаете, кто рисует  картинки в книгах?

Правильно, создают рисунки в книгах художники-иллюстраторы, поэтому и рисунки правильно нужно  называть иллюстрации. А вообще,  искусство оформлять книги называется книжной графикой (дети повторяют новые слова).

- Для чего  же нужна иллюстрация в книгах? (Иллюстрация нужна для того, чтобы помочь понять содержание книжки. Она наглядно рассказывает о том, кто  герои, нравятся ли они художнику, как они поступают).

А как вы думаете, отличаются ли рисунки художников-иллюстраторов от картин художников? Конечно, ведь художник  - иллюстратор рисует то, о чем прочитал в книге  или написал сам , а художник рисует на картине то, что он увидел или почувствовал.

Давайте поиграем в игру «Что лишнее?»   и разберемся в этом.

Детям предлагаются разные иллюстрации, картины, картинки для того, чтобы определить книжную графику.

    Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством  детского писателя и художника-иллюстратора Чарушина Евгения Ивановича (1 слайд –портрет).

          Это писатель и художник - большой друг зверей и птиц.                                                                                                                                    Родился Евгений Иванович в городе Вятка.                                                                                                                                                          Всё своё детство маленький Женя  провёл в лесном крае. Ещё совсем ребёнком вместе с отцом он часто бывал в лесу, бродил по полям, наблюдая повадки зверей и птиц. Дома у него всегда жили кошки. Собаки, кролики и утки, гуси и рыбки. Вместе с родителями маленький Женя ухаживал за животными, лечил их, спасал от беды.                                                                                                                                                 Позднее, когда он вырос и стал художником, то начал писать рассказы о животных и рисовать их. Больше всего Евгений Иванович любил рисовать детёнышей  животных.   Посмотрите, какие они трогательные, беспомощные и интересные.

Показ слайдов.

 Рисунки Евгения Ивановича ни спутаешь ни с чьими другими. Все его звери нарисованы как живые.  Посмотрите, как интересно художник рисует  карандашом и красками. То сильнее нажимая на  карандаш, то еле касаясь бумаги. То оставляя острые, тонкие штрихи, то покрывая мелкими точками лист. Поэтому мех у животных пушистый, то светлее, то темнее.

 Так и хочется их погладить, взять на руки. А что вы чувствуете, когда смотрите на иллюстрации. (Ответы детей).

Давайте вспомним несколько рассказов Чарушина, которые   вам уже  знакомы,   я  буду читать отрывок из рассказа, а  вы - внимательно рассматривать иллюстрации и  выберете ту иллюстрацию из всех,которая подходит к этому рассказу.

  Воспитатель предлагает детям послушать отрывок из произведения Е.И.Чарушина «Волчишко», не называя его.

- Из какого произведения этот  отрывок?

Найдите к нему иллюстрацию.

 - Вот наш маленький волчонок. Что вы можете сказать про волчонка? Какой он? (маленький, серенький, мохнатенький, одинокий, грустный, несмышленый, и т.д.)

- Легко ли было  волчонку  жить в доме у человека?

-  Не легко, потому что  он всего боялся, ничего не знал, волк-животное дикое.

- Хорошо. Послушайте следующий отрывок. (Рассказ «Томка»)

 Какая иллюстрация подходит к этому рассказу?

Правильно, это собачка Томка. Посмотрите каким изобразил его художник?

Почему мальчик захотел взять именно этого щенка? (умный, сообразительный, шустрый)

Слушайте следующий  отрывок («Медвежата»).

Какая иллюстрация подходит к этому рассказу?

- Какими изобразил Чарушин медвежат? (маленькие, неуклюжие, косолапые, мохнатые, большеголовые, добрые, смешные, несмышленые, с большими сильными лапами, с пушистой бурой шерстью, с любопытными глазками).

   Нравятся вам произведения Чарушина?

 

  Это писатель и художник - большой друг зверей и птиц.                                                                                                                                     Родился Евгений Иванович в городе Вятка.                                                                                                                                                          Всё своё детство Евгений Иванович провёл в лесном крае. Ещё совсем ребёнком вместе с отцом он часто бывал в лесу, бродил по полям, наблюдая повадки зверей и птиц. Дома у него всегда жили кошки. Собаки, кролики и утки, гуси и рыбки. Вместе с родителями маленький Женя ухаживал за животными, лечил их, спасал от беды.                                                                                                                                                 Позднее, когда он вырос и стал художником, то начал писать рассказы о животных и рисовать их. Больше всего Евгений Иванович любил рисовать детёнышей  животных.   Посмотрите, какие они трогательные, беспомощные и интересные. Рисунки Евгения Ивановича ни спутаешь ни с чьими другими. Все его звери нарисованы как живые.  Посмотрите, как интересно художник рисует  карандашом и красками. То сильнее нажимая на  карандаш, то еле касаясь бумаги. То оставляя острые, тонкие штрихи, то покрывая мелкими точками лист. Поэтому мех у животных пушистый, то светлее, то темнее.

 Так и хочется их погладить, взять на руки. А что вы чувствуете, когда смотрите на иллюстрации. (Ответы детей).  

Обратите внимание, зверята у Чарушина изображены всегда в движении: бегают, прыгают, играют, и т.д.

       Ребята, вы заметили, что главные герои рисунков Е.И.Чарушина только звери и птицы?   Таких художников, которые рисуют только зверей и птиц, называют анималистами,  поэтому,  Е.И.Чарушина  тоже можно назвать художником-анималистом.

Я сегодня предлагаю вам   побыть такими же художниками-иллюстраторами и анималистами  и украсить своими красивыми иллюстрациями  страницы книги.  Вы уже много знаете о повадках и образе жизни медведей, поэтому я думаю, что ваши медвежата будут все разные, интересные, каждый со своим характером. Но прежде чем приступить к работе, давайте немного разомнемся, ведь нам предстоит ответственная работа.

Физминутка:

 «Медвежата в чаще жили,

Головой они крутили.

Медвежата мёд искали,

Дружно дерево качали.

Вперевалочку ходили

И из речки воду пили,

А потом они плясали,

Выше лапы поднимали»

 Теперь выбирайте себе рабочее место, где вам будет удобно, и приступайте к работе. Сегодня для рисования мы используем жесткие кисти,  чтобы сделать шерстку медвежат пушистой, настоящей.

Самостоятельная работа детей.

В заключение занятия дети рассматривают свои работы, выбирают самого смешного, самого неуклюжего, самого умного, забавного и др.  медвежонка.

 Молодцы, вы сегодня очень постарались и вашими иллюстрациями тоже можно украсить книгу!

    C:\Users\user\Desktop\DSCN0556.JPG

   

         C:\Users\user\Desktop\DSCN0557.JPG

Список использованной литературы:

1. Костров Н. [Воспоминания о Е. Чарушине] // Мир Чарушина. — Л.: Художник РСФСР, 1980. — С. 153.

2. Кузнецов Э. Звери и птицы Евгения Чарушина. — М.: Сов. художник, 1983

3. Чарушин Е. Моя работа // Художники детской книги о себе и своём искусстве / Сост., записал и прокоммент. В. Глоцер. — М.: Книга, 1987

4. Цит. по изд.: Кузнецов Э. Звери и птицы Евгения Чарушина. — М.: Сов. художник, 1983

5. Журнал «Дошкольное воспитание» №2, 1989г., №7, 2000г., №10, 2000г.–Чехов.: ООО Издательский дом «Воспитание дошкольника»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающее занятие "Знакомство с творчеством Евгения Ивановича Чарушина"

Детская книга всегда была и остается одним из главных средств воспитания детей. Книга входит в мир ребенка, обогащает его мир, делает его интересным, полным необычайных открытий. Ознакомление с ...

Проект "Творчество Е.И.Чарушина"

Детская книга всегда была и остается одним из главных средств воспитания детей. Книга входит в мир ребенка, обогащает его мир, делает его интересным, полным необычайных открытий. Оз...

Буклет "Творчество Е.И.Чарушина".

Буклет о творчестве Е.И.Чарушина....

Ознакомление детей с творчеством Е.И.Чарушина в средней группе.

«Ознакомление с творчеством Е.И.Чарушинав средней группе»Воспитатель:  Фролова Наталья АлександровнаСодержание. I. Введение. Актуальность темы. II. Основная часть. Опыт работы. III...

презентация "Ознакомление детей с творчеством Е.И.Чарушина"

В презентации представлен проект о творчестве Е.И.Чарушина...

Конспект занятия по ознакомлению с творчеством художника-иллюстратора Е.И. Чарушина. Старшая группа

Образовательная ситуация по ознакомлению детей старшей группы с книжной графикой.ОО "Художественно-эстетическое развитие".Интеграция ОО: "Познавательное развитие", "Речевое ра...

КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ТВОРЧЕСТВОМ ИЛЛЮСТРАТОРА Е.И. ЧАРУШИНА»

Программное содержание:Продолжать знакомить детей с творчеством Е. И. Чарушина. Формировать умение всматриваться в иллюстрации, замечать выразительные средства, рассказывать о них. Восп...