Проект "Творчество Е.И.Чарушина"
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) по теме

Андреева Маргарита Сергеевна

 

   Детская книга всегда была и остается одним из главных средств воспитания детей. Книга входит в мир ребенка, обогащает его мир, делает его интересным, полным необычайных открытий. Ознакомление с художественной литературой является важной составляющей программы обучения и воспитания дошкольников. Дети учатся слушать чтение книги, рассматривать иллюстрации и вспоминать соответствующие им эпизоды текста, отвечать на вопросы, связанные с развитием действия, описанием образа.
   К сожалению, педагоги и родители отмечают недостаточный интерес детей к художественной литературе. Для того, чтобы решить эту задачу, в нашей логопедической группе был проведён проект  «Творчество Е.И.Чарушина»,  который был посвящен творчеству Е.И. Чарушина. Чарушинская проза удивительно проста и доступна детям. Писатель широко использует стилистику фольклора, которую очень любят дети. Чарушин – иллюстратор. Его рисунки информативны, детальны, полны всевозможных оттенков, полутонов, внутренней экспрессии. Одним словом, проза Чарушина – тот благодатный материал, который позволяет и педагогу и детям, и родителям, проявить себя – показать свое духовное отношение ко всему живому, свою любовь к окружающему миру. Во время реализации проекта, мною были созданы необходимые условия для ознакомления детей с художественной литературой. Книжный уголок, дидактические игры, презентации, музыка – всё помогло настроить маленьких «чтецов» на творческий лад. Работа над проектом и ее результаты, показали, что если организовать деятельность ребенка так, что книга займет первостепенное место в процессе развития ребенка, то ребенок научится не просто прочитывать книгу, но и соотносить ее со своими делами, мыслями, поступками. А в этом и состоит основная задача воспитания книгой!

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_tvorchestvo_e.i.charushina.doc97.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида «Ягодка»

Творческий познавательно-речевой проект для детей подготовительной к школе группы

«Творчество Евгения Ивановича Чарушина»

Подготовила:

логопед МБДОУ «Ягодка»

М.С.Андреева

с. Александровское, 2013г.

Вступительное слово к проекту.


Детская книга всегда была и остается одним из главных средств воспитания детей. Книга входит в мир ребенка, обогащает его мир, делает его интересным, полным необычайных открытий. Ознакомление с художественной литературой является важной составляющей программы обучения и воспитания дошкольников. Дети учатся слушать чтение книги, рассматривать иллюстрации и вспоминать соответствующие им эпизоды текста, отвечать
на вопросы, связанные с развитием действия, описанием образа.
К сожалению, педагоги и родители отмечают недостаточный интерес детей к художественной литературе. Для того, чтобы решить эту задачу, в нашей логопедической группе был проведён проект  «Творчество Е.И.Чарушина»,  который был посвящен творчеству Е.И. Чарушина. Чарушинская проза удивительно проста и доступна детям. Писатель широко использует стилистику фольклора, которую очень любят дети. Чарушин – иллюстратор. Его рисунки информативны, детальны, полны всевозможных оттенков, полутонов, внутренней экспрессии. Одним словом, проза Чарушина – тот благодатный материал, который позволяет и педагогу и детям, и родителям, проявить себя – показать свое духовное отношение ко всему живому, свою любовь к окружающему миру. Во время реализации проекта, мною были созданы необходимые условия для ознакомления детей с художественной литературой. Книжный уголок, дидактические игры, презентации, музыка – всё помогло настроить маленьких «чтецов» на творческий лад. Работа над проектом и ее результаты, показали, что если организовать деятельность ребенка так, что книга займет первостепенное место в процессе развития ребенка, то ребенок научится не просто прочитывать книгу, но и соотносить ее со своими делами, мыслями, поступками. А в этом и состоит основная задача воспитания книгой!


Паспорт проекта:
«Творчество Евгения Ивановича  Чарушина»

Автор проекта:

Логопед Андреева Маргарита Сергеевна.
Участники проекта: 

воспитанники МБДОУ «Детский сад комбинированного вида «Ягодка», педагоги, родители.
Область программы: 

познавательно-речевое развитие; чтение художественной литературы.
Тип проекта: 

творческий познавательно-речевой краткосрочный проект.
Наличие межпредметных связей: 

Социализация, познание, коммуникация,  музыка.

Актуальность:

В настоящее время все меньше и меньше остаётся читающих людей в окружающем мире, а дети они подражают нам – взрослым. Волна интернета захлестнула современного человека, поэтому самое время задуматься о наших детях. Нашем поколении сегодня и сейчас. Ведь в настоящее время современные дети очень редко видят своих родителей с книгой в руках(читающими какое-нибудь произведение). Да и любовь к книгам и желание читать можно привить именно в детстве. Именно поэтому. Считаю. Что проект «Творчество Е.И.Чарушина» будет актуален для современного ребёнка дошкольника, а так же его родителей. Возможно для родителей – проект будет ещё одним «мигом из детства», что позволит им окунуться в мир воспоминаний своего детства, т.к все мы- взрослые, как говорится, «выросли на произведениях и иллюстрациях Е.И.Чарушина».


Значимая проблема.
 

Дети подготовительной группы «Ромашка» мало знакомы с литературным наследием, проявляют недостаточный интерес к книгам, у них плохо развита связная речь (составление пересказов).


Цель работы над проектом:

 Обобщить знания детей о творчестве Е.И. Чарушина.


Задачи:
1. Развивать связную речь детей посредством формирования умения составлять пересказ.
2. Обогащать лексический запас детей.
3. Формировать интерес к художественной литературе.
4. Дать детям знания о художнике, писателе, иллюстраторе  Е.И. Чарушине.
5. Формировать интерес к художественной литературе.
6. Развивать у детей воображение, наблюдательность.
7. Активизировать лексический словарь детей.
8. Воспитывать представление детей о мире живой природы, воспитывать бережное отношение к животным.

Задачи по взаимодействию с родителями:
1. Привлечь родителей к активному участию в образовательном процессе.
2. Формировать интерес родителей к чтению детской литературы.
3. Способствовать укреплению семьи, формированию семейных традиций: семейного чтения по вечерам и выходным дням, посещения библиотек.

Гипотеза:

По завершении проекта дети подготовительной группы будут интересоваться книгами (и в частности иллюстрациями в них) не только Е.И.Чарушина, но и других известных художников и иллюстраторов. А в семьях наших воспитанников появиться добрая традиция семейного чтения по вечерам или выходным дням. Дети и их родители будут регулярно посещать библиотеку нашего села.

Краткий план мероприятий  по реализации проекта:

 


п п

Формы работы с детьми

Формы работы с родителями

1.

Чтение художественной литературы по произведениям Е.И. Чарушина.
Пересказ произведений по опорным схемам.
Рассматривание иллюстраций.
Беседа о прочитанном произведении.
Подвижные игры.

Пальчиковые игры.

Разучивание стихов.

Викторина по произведениям Е.И. Чарушина.
Слушание музыкальных произведений о животных, фонограмм с голосами животных.
Интегрированное коррекционное занятие совместно с воспитателем и музыкальным руководителем  «Творчество Е.И.Чарушина».

1. Информационная папка для родителей «Творчество Е.И.Чарушина»

2. Консультация «Роль книги в жизни ребёнка».
3. Рассказы о художнике Е.И. Чарушине.
4. Е.И. Чарушин – писатель и художник.
Создание коллективного альбома (домашнее рисование).
«Ребята о зверятах»

 (по рассказам Чарушина).
Рекомендации для родителей по совместному посещению зоопарка, зоомузея, библиотеки, книжного магазина.

2.

Результат (итоговое занятие, отчёт по проекту).



Перспективный план намеченной работы по проекту.


Январь

1 неделя

(с14.01.13-18.01.13г).

Познавательная беседа «Евгений Иванович Чарушин»

Познакомить детей с краткой биографией жизни Е.И. Чарушина.

Коррекционно- развивающее  занятие  «Знакомство с творчеством художника-иллюстратора Е.И. Чарушина», с рассматриванием иллюстраций:

- «Зайчиха с зайчатами», «Медведица с медвежатами».

- «Волчонок», «Зайчата», «Тигренок», «Олененок», «Медвежата», «Рысёнок».

- «Волк», «Барс», «Кот-охотник», «Катание», «Волк и семеро козлят», «Зайчонок и медвежонок», «Зайцы пляшут».

Продолжать знакомить дошкольников с  творчеством художника-иллюстратора Е.И. Чарушина; формировать умения всматриваться в иллюстрации, замечать выразительные средства (движения, фактура шерстки животного, выражение глаз и др.), рассказывать о них; воспитывать доброе отношение к животным.

Чтение детям рассказов о животных, русских народных сказок и авторских рассказов, иллюстрированных Е.И. Чарушиным:

С. Маршак «Детки в клетке», М. Горький «Воробьишко», русские народные сказки «Курочка Ряба» и «Теремок», авторские рассказы «Яшка», «Глупые обезьяны», «Щур», «Волчишко», «Что за зверь?», «Хитрая мама», «Свинья», «Гаяр», «Большие и маленькие» и т.д.

Продолжать знакомить детей с творчеством известного художника-иллюстратора Е.И. Чарушина. Познакомить детей с русскими народными сказками, рассказами о животных, авторскими рассказами. Учить замечать характерные особенности иллюстраций художника к собственным произведениям, замечать средства выразительности, особенности движения, шерстки животных, выражения глаз и др.; воспитывать доброе отношение к животным.

Слушание записи русской народной сказки «Теремок».

Развивать у детей интерес к прослушиванию сказки; развивать речевое внимание детей; учить соотносить услышанное с необходимой иллюстрацией. Обращать внимание детей на изменяющуюся интонацию голоса читающего сказку.

Просмотр авторских презентаций (Биография Е.И.Чарушина; Путешествие по  произведениям Е.И.Чарушина; Викторина «Творчество Е.И.Чарушина»).

Продолжать знакомить детей с творчеством известного художника-иллюстратора Е.И. Чарушина.

Создание коллективного группового  альбома совместно с родителями «Ребята о зверятах».

Посещение выставки книг

«Творчество Е.И.Чарушина».

Нарисовать совместно с ребёнком свою иллюстрацию по произведению Е.И.Чарушина.

Сформировать интерес к книгам, иллюстрациям. Творчеству Е.И. Чарушина в целом.

Итоговое интегрированное  занятие.

Закрепить знания детей о творчестве Е.И.Чарушина.

Развить связную речь.

Умение составлять пересказ. Сформировать интерес к художественной литературе.

Результаты работы по проекту «Творчество Е.И.Чарушина»

логопеда подготовительной группы «Ромашка» Андреевой М.С.

Дети:
• Получили знания о писателе и художнике Е.И. Чарушине.
• Познакомились с произведениями известного художника, писателя и иллюстратора.
• У детей сформированы навыки пересказа по произведениям Чарушина..
• Дети научились бережно относиться к книгам.

  1. Дети приняли активное участие в групповом проекте.


Родители:
• Активно участвовали в реализации проекта (содействовали его проведению).
• Проявили осознанный интерес к неделе детской книги, пополнили книжный уголок книгами Е.И. Чарушина, приняли участие в создании альбома «Ребята о зверятах».

   В  завершении проекта хочется отметить, что  дети подготовительной логопедической группы  «Ромашка» стали больше интересоваться книгами (и в частности иллюстрациями в них) не только Е.И.Чарушина, но и других известных художников и иллюстраторов(Васнецова, Сутеева, Канашевича ,Рачёва ). В некоторых семьях наших воспитанников появилась  добрая традиция семейного чтения по вечерам или выходным дням. Дети и их родители записались в  библиотеку нашего села. Следовательно, гипотеза проекта «Творчество Е.И.Чарушина» подтвердилась.

Литература.

1. Горький М. Воробьишко.- Л., 1986.

2. Дошкольникам о художниках детской книги./ Н.А. Астафьева, В.Т. Воробьёва, Н.П. Воробьёва. – М.: просвещение, 1991.

3. Кузнецов Э. Звери и птицы Евгения Чарушина.-М., 1983.

4. Маршак С. Детки в клетке. -Л ., 1984.

5. Маршак С. Теремок.- Л., 1984.

6. Подборка-выставка настенных картин. И зайчата, и лисята, и медведь. Кудрявцева Л.С. /Сост. Н.Е.Чарушин.

7. Чарушин Е. Медвежата.-Л., 1975.

8. Чарушин Е. Васька, Бобка и крольчиха.- М., 1978.

9. Чарушин Е. Шутки.- Л., 1984.

10. Чарушин Е. Моя первая зоология.- Л., 1988.

11. Чарушин Е. Волчишко. –Л., 1986.

12. Чарушин Е. Томка.-Л., 1988.

Интернетресурсы.

http://baby-scool.narod.ru/media/book/prosa/charuschin/index.html

http://www.antique-salon.ru/forum/index.php?act=Print&client=printer&f=111&t=2280

http://farfor.su/cgi-bin/sf_collection3.pl?cmd=suggest&idx=122

http://farfor.su/cgi-bin/sf_collection.pl?cmd=suggest&idx=411

http://farfor.su/cgi-bin/sf_collection.pl?cmd=suggest&idx=616

http://alexgetti.narod.ru/photoalbumt4arushin.html

http://www.pereskazhi.com/gallery/thumbnails.php?album=20&page=2

http://www.kotmurr.spb.ru/library/charushin/

http://www.bibliogid.ru/authors/hud/rasskazyohud/charushin

http://www.grafik.org.ru/charushin.html

http://lib76.narod.ru/charushin.html

http://forum.exler.ru/arc/index.php?showtopic=141868&st=50

http://kiraplast.ru/phpbb/topic?p=3091&sid=a7a15c07679ae238fb915668d7c092d0

http://may-bryxina.livejournal.com/82434.html

http://anima.ucoz.ru/vstrechi/char/char_5_srv.html

http://www.pushkinlib.spb.ru/exhibi_char-kV.html 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности "Пересказ рассказа Е. Чарушина "Лисята"

Конспект непосредственно образовательной деятельности "Пересказ рассказа Е. Чарушина "Лисята"...

Проект "Приглашение к чтению. Е.И. Чарушин и его творчество" Ч.1

1. Формировать у детей интерес к произведениям Е.И. Чарушина.2. Воспитывать желания к чтению художественной литературы.3. Знакомить с иллюстрациями Е.И. Чарушина....

Проект "Приглашение к чтению. Е.И. Чарушин и его творчество" Ч.2

Формирование у детей интереса к произведениям Е.И. Чарушина. Воспитание желания к чтению художественной литературы. Знакомство с иллюстрациями Е.И. Чарушина....

Проект "Приглашение к чтению. Е.И. Чарушин и его творчество" Ч.3

Формирование у детей интереса к произведениям Е.И. Чарушина. Воспитание желания к чтению художественной литературы. Знакомство с иллюстрациями Е.И. Чарушина....

"Знакомство с произведениями Е.И. Чарушина"

конспект интегрированного занятия ( образовательные области "Чтение художественной литературы", "Художественное творчество"...

Проект для средней группы "Приглашение к чтению. Е.И. Чарушин и его творчество"

Проект знакомит детей средней группы с творчеством детского писателя Е.И. Чарушина....

Конспект интегрированного занятия "Знакомство с творчеством художника-иллюстратора Е.И.Чарушина".

Творчество Е.И.Чарушина по праву занимает одно из значительных мест в книжной графике.Рисунки художника не оставляют равнодушными ребят....


 

Комментарии

Кудрявцева Елена Николаевна

Большое спасибо за материал и проекты.