Методическая разработка. «Нравственно – патриотическое воспитание детей средствами ознакомления с изобразительным искусством».
методическая разработка по рисованию на тему

Ларюшкина Зоя Викторовна

Методическая разработка. «Нравственно – патриотическое воспитание детей средствами ознакомления с изобразительным искусством».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx36.76 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детского сада № 2 городского округа города Райчихинска

Методическая разработка.

«Нравственно – патриотическое воспитание детей средствами ознакомления с изобразительны искусством».

Пояснительная записка

Развивать у детей доброту сердца, чуткость души, действенную любовь ко всему прекрасному, художественный вкус, творческое воображение и творческую активность, дать им первые ориентировки в эстетической и художественной культуре своего народа – одна из главных и трудных задач. Оказать помощь в ее решении может изобразительное искусство. Рассматривая картины, отвечая на вопросы педагогов, составляя рассказы по картинам, высказывая своё отношение к изображённому на них, дети учатся не только понимать, чувствовать «дух» искусства, но и говорить связно, излагать свои мысли в логической последовательности, обогащать, свою речь выразительными средствами (сравнения, эпитеты, метафоры и т.д.).

Работа строится строго в определённой последовательности: сначала дети учатся рассматривать произведения живописи, понимать их содержание, выдавать главное. Видеть выразительные средства, рассуждать, высказывать оценочные суждения; на втором этапе дети учатся составлять рассказы по картинам, при этом педагог использует такие методические приёмы, как вопросы, упражнения на подбор образных средств языка, задание придумать название картины и объяснить его.

При рассматривании необходимо использовать музыкальные фрагменты и литературные произведения (лил отрывки из них), по содержанию и настроению соответствующие живописному произведению.

Цел: Развивать умение воспринимать произведения изобразительного искусства,  формировать представления о выразительных средствах живописи и художественном образе, а также развитию связной и образной речи.

Основные задачи:

- Учить детей внимательно вглядывается в окружающий его мир, видеть и понимать красоту природы, ощущать гордость за ту землю, на которой они живут, которую воспевают в своих произведениях художники, поэты, писатели и композиторы;

 - Развивать эмоциональную, чувственную сферу детей, способность к сопереживанию художественному образу пейзажа, умение соотносить его настроение со своим, воображением и ассоциативное мышление;

- Развивать у детей потребность в общении с прекрасным, способность испытывать от этого радость, удовольствие, восхищение мастерством художника, создавшего прекрасный образ пейзажа;

- Учить не только пониманию замысла произведения, его содержания, но и умению видеть средства выразительности, использования художником для передачи чувств и настроений.

Предполагаемой результат:

К концу года дети должны уметь:

  • Понимать содержание произведения изобразительного искусства и выделять главное;
  • Строить предложения описательного характера используя в речи эпитеты, сравнения и т.д.
  • Составлять связные рассказы по картинам.

Работа проводится как фронтально (два раза в месяц), так и с подгруппой (по мере возможности).


1 квартал

Сентябрь

Рассматривание картины И. И. Шишкина «Рожь»

Цель: Учить детей связно и образно высказывать свои впечатления, навеянные рассматривании пейзажа.

План:

  1. Воспитатель читает отрывок из стихотворения М. Исаковского:

«А дорога расстилается,

И шумит густая рожь,

И, куда тебе желается,

Обязательно дойдёшь».

  1. Короткая беседа по картине:

- Что нарисовал замечательный русский художник И. И. Шишкин на этой картине? (поле)

- Почему эта картина называется «Рожь»?

- Какое это поле? Что растёт на нём?

- Какое время года мы видим на картине?

Докажите, что это, конец лета или ранняя осень.

    - Почему пожелтело ржаное поле?

Скажите иначе о ржи: рожь поспела-созрела, налилась.

    - Какая рожь на картине И. И. Шишкина? (спелая, зрелая, налитая)

Рассказ воспитателя о пейзажной картине.

Рассказывание по картине И. И. Шишкина «Рожь».

Цель: продолжать учить воспринимать настроение пейзажной картины и описывать её, используя эпитеты, синонимы, сравнения.

План:

Воспитатель предлагает детям посмотреть на картине. Вы уже знакомы с её автором И. И. Шишкиным.

- Как  бы вы назвали эту картину?

- О чём рассказывает художник в картине?

- Какое поле на картине? (солнечное, золотистое, яркое, хлебное, ржаное, большое, широкое..)

- Что вы видите в поле?

- Какой вам кажется дорога на картине?

- Что можно рассказать о небе на картине?

- На что похожи сосны в поле? Какими вы их видите?

- Почему художник нарисовал эту картину?

- Чем этот пейзаж вам интересен?

Рассказы детей, затем воспитатель предлагает свой вариант рассказа.

Октябрь

Рассматривание картины И. Левитана «Золотая осень. Слободка».

Цель: Учить детей рассматривать пейзажную картину, формировать умение воспринимать, чувствовать её настроение: умения подбирать  и использовать сравнения и эпитеты при описании природы.

План:

Дети рассматривают картину.  Воспитатель читает стихотворение  Ф. И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…», потом дети отвечают на вопросы:

- Какое время изобразил художник?

- Что вы видите на переднем плане картины?

- Какие деревья нарисовал художник?

- Что можно о них сказать? Какие они?

- Куда ведёт дорога?

- На что похож огород на картине? Какой он?

- Что вы видите на втором плане картины?

- О чем еще хотел рассказать нам художник?

- Как вы думаете, почему картина такая светлая?

- Какое настроение она вызывает?

- Как бы вы назвали эту картину?

Рассказ воспитателя о картине. Заканчивая рассматривать картину, дети делятся своими впечатлениями.

Рассказывание по картине И. Левитана «Золотая осень». Слободка».

Цель: Учить детей составлять описательный рассказ по пейзажной картине,

Придумывать своё название для неё, формировать умение подбирать эпитеты

для описания состояния природы.

План:

  1. Дети подбирают определения к словам  «берёза, яблоня, дорога, деревня, небо,

      краски, настроение». Затем их внимание привлекается к картине.

  1. Дети рассматривают картину под музыку П.И Чайковского  «Октябрь. Осенняя песня»
  2. Воспитатель читает отрывок из стихотворения М. Лермонтова «Родина»:

Люблю дымок спаленной жнивы,

В степи ночующий обоз

И на холме средь желтой нивы

Чету белеющих берез.

С отрадой, многим незнакомой,

Я вижу полное гумно,

Избу, покрытую соломой,

С резными ставнями окно;

В прошлый раз я рассказывала вам о картине И. Левитана, сегодня о ней будете говорить вы.

С чего начнёте свой рассказ?

- Какую часть картины вы опишите вначале?

- О чём расскажете потом?

- чем закончите рассказ?

- Если бы вы были автором картины, как бы вы её назвали?

Составление рассказов по пейзажной картине детьми (если дети затрудняются закончить описательный рассказ). Воспитатель предлагает им несколько вариантов.

Ноябрь

Рассматривание картины В. Васнецова «Алёнушка»

Цель:  Учить детей рассматривать сюжетную картину; формировать умение воспринимать, чувствовать её настроение и передавать его в своих высказываниях; видеть выразительные средства создания образа; умение подбирать синонимы, объясняя значение слов.

План:

Воспитатель обсуждает с детьми значение слов «тёмный, бедность, печаль», задаёт им вопросы:

- Что может быть тёмным? (ночь, небо, лицо, глаза, лента, коридор…)

Как об этом можно сказать по-другому? (Дети подбирают синонимы)

- Как вы понимаете слово «бедность»?

Как об этом можно сказать по-другому?

- Как вы понимаете слово «печаль»?

Каким бывает печальный человек? (грустным, огорчённым, опечаленным).

Как об этом можно сказать по-другому? (Человек горюет, печалится, грустит).

Затем дети внимательно рассматривают картину (под спокойную музыку) и отвечают на вопросы:

- О ком эта картина?

- Что вы можете сказать о девочке?

Какая она? Какое у неё лицо? Поза? Одежда? Почему? Где она сидит? Почему? Что с ней случилось?

- Как художник показал, что девочка горюет?

- Что окружает девочку на картине?

- Какое время года изображено?

- Как вы думаете, кто сочувствует девочки?

- Какими красками написана картина?  Почему? Какое настроение было у художника, когда он писал эту картину?

- А что вы чувствуете, глядя на неё? Чем она вам нравится?

- Если бы вы были художником, как бы вы назвали эту картину?

Рассказ воспитателя о сюжете картины.

Рассказывание по картине В. Васнецова «Алёнушка».

Цель: Учить детей составлять описательный рассказ по картине, высказывать своё отношение к ней; активизировать употребление сложноподчинённых предложений, сравнений, эпитетов.

План:

Воспитатель предлагает детям посмотреть на картину, вспомнить фамилию её автора.

Задаёт вопросы:

- Как бы вы назвали эту картину?

- Как назвал её автор? Почему?

- Что вы можете рассказать об Алёнушке?

- О чём ещё можно рассказать глядя на картину?

- Расскажите о своём отношении к Алёнушке, объясните его?

Дети могут рассказать вдвоём:

Один ребёнок описывает Алёнушку и природу, а другой даёт оценку его рассказу и высказывает своё отношение к картине.

Предложить детям подумать: Что случится с Алёнушкой дальше? Как можно ей помочь?

2 квартал

Декабрь

Рассматривание картины И. Шишкина «Зима»

Цель: Продолжать учить детей рассматривать пейзажи; помогать возникновению эмоционального настроя в процессии их восприятия; подвести к пониманию художественного образа; продолжать  учить подбирать определения, по разному отвечать на один и тот же вопрос.

План:

Сегодня мы будем говорить о зиме. Вспомните, что бывает только зимой. Отгадайте загадку: Белая скатерть все поля покрыла. Что это? «Снег»

Дети отвечают на вопросы:

- Какой снег? (белый, пушистый, мохнатый, молочный, чистый, воздушный, тяжёлый, искристый…).

- Что такое сугроб? Какие бывают сугробы?

- Каким бывает лес зимой? (спящий, не подвижный, сказочным, волшебным, таинственным, суровым, величественным).

- Какими словами можно описать зиму? (волшебная, сказочная, снежная, морозная, вьюжная, сверкающая, зима – волшебница.)

Патом воспитатель читает отрывки из стихотворений, называя их автора.

Чародейкою зимой

Околдован, лес стоит –

И под снежной бахромой,

Не подвижною, немою

Чудной жизнью он блестит.

(Ф. Тютчев)

Рассказывание по картине И. Шишкина «Зима».

Цель: Продолжать учить детей рассказывать по картине последовательно, с логическим завершением; высказывать своё чувства, вызываемые картиной; подбирать эпитеты для описания природы.

План:

Дети рассматривают картину под музыку П. Чайковского «Январь. У камелька (из цикла «Времена года).

Воспитатель читает отрывок из стихотворения А. С. Пушкина «Зимнее утро»:

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

Дети отвечают на вопросы:

- Кто из вас любит зиму? Почему?

- Автор этой картины любит зиму?

Почему вы в этой уверены

- О чём хотел рассказать художник?

- С чего вы начнёте свой рассказ, о чём будете рассказывать потом, чем закончите рассказывание?

- Что вы представляете, глядя на этот пейзаж?

Воспитатель оценивает рассказы детей, исходя из следующих критериев: передан ли художественный образ картины, насколько связана и образна речь; степень творчества в описании картины.

Январь

Рассматривание картины В. Васнецова «Иван – царевич  на Сером волке».

Цель: Познакомить ещё с одной картиной уже знакомого детям художника; побуждать понимать чувства героев, изображённым художником; учить использовать в речи слова из сказки.

План:

Дети рассматривают картину.  Воспитатель задаёт вопросы:

- Кто автор этой картины? Какие его картины вы уже знаете?

- О ком эта картина?

- Как вы догадались, что это Иван – царевич?

- Опишите внешность и одежду героев картины.

- Расскажите о лицах героев. Почему они такие испуганные? Что с ними могло случиться?

- Какая природа окружает героев? Почему?

Давайте вспомним то место из сказки, которое послужило художнику темой для его картины. Детям даётся задание на дом: придумать, какие события могли бы последовать за событием, изображённым на картине.

Рассказывание по картине В. Васнецова «Иван – царевич  на Сером волке».

Цель: Продолжать учить детей составлять сюжетный рассказ по картине, включающий описание внешнего вида героев, пейзажа; формировать умение понимать сказочные эпитеты (Иван – царевич, Елена Прекрасная, Серый волк).

План: Дети рассматривают картину и отвечают на вопросы:

- На тему, какой сказки Васнецова нарисовал картину?

- о чём эта сказка? Кто её герои? Почему их так зовут? (Сказка о добре – она побеждает, а зло наказывается; о том, что друзья всегда помогают; Иван – царевич – сын царя; Елена прекрасная очень красивая).

- Откуда и куда едут герои?

- Если бы вы были художниками, какую бы сцену из сказки нарисовали?

(Предлагается описать картину словами). Воспитатель выслушивает рассказы детей. Отмечает их достоинства (описательная часть, сюжетности, наличие концовки, использование эпитетов, сравнений).

В конце занятия воспитатель читает отрывок из стихотворения  И. Сурикова «Детство»

И начну у бабки

Сказки я просить;

И начнёт мне бабка

Сказку говорить:

Как Иван-царевич

Птицу-жар поймал,

Как ему невесту

Серый волк достал.

Слушаю я сказку —

Сердце так и мрёт;

А в трубе сердито

Ветер злой поёт.

Февраль

Рассматривание картины В. Васнецова «Богатыри».

Цель: продолжать учить детей отвечать на вопросы связно и последовательно; описывать внешность человека, пейзаж; рассуждать о характерах героев и настроение картины; использовать в речи синонимы и сравнения.

План:

Воспитатель предлагает детям подобрать синонимы к словам: богатырь (силач, воин, борец), смелый (храбрый, мужественный, отважный, бесстрашный, дерзкий, доблестный, героический, решительный, не робкого десятка), смельчак (храбрый, орёл, герой, рыцарь, без страха и упрёка), сильный (могучий, богатырский), написал (придумал, сочинил, нарисовал); сравнения: смелый, как… храбрый, как… могучий, как… сильный, как… чёрный, как…

Все эти слова применимы к описанию картины, которую мы сейчас будем рассматривать.

Выставляется картина В. Васнецова «Богатыри». Дети рассматривают её под музыку М. Мусорского «Рассвет на Москве – реке».

Воспитатель читает отрывок из былины:

Тут богатыри все святорусские

Скоро ведь седлали да добрых коней,

И садились молодцы да на добрых коней

И поехали раздольицем чистым полем

Ко тому ко городу ко Киеву,

Ко тым они силам ко татарскиим.

А со той горы да со высокии

Усмотрел ли старыи казак да Илья Муромец,

А то едут ведь богатыри чистым полем,

А то едут ведь да на добрых конях.

И спустился он с горы высокии,

И подъехал он к богатырям ко святорусскиим;

Их двенадцать то богатырей, Илья тринадцатый…

Посмотрите н картину.

- Кто здесь изображён? (Богатыри русские).

- Кто назовёт их по имени?

(Алёша Попович, Илья Муромец, Добрыня Никитич).

- Какими изображены богатыри? Какие у них лица? Одежда? Оружие? Какие кони под ними и чем они украшены? (О каждом богатыре отдельно).

- Каковы отношения между богатырями?

- Какая природа окружает богатырей?

- Что делают в поле богатыри?

- Какой богатырь вам больше нравится? Чем?

- Чем понравилась картина?

Детям даётся задание на дом: нарисовать чей-нибудь портрет (реального человека или сказочного персонажа), обратив особое внимание на передачу его внутреннего состояния.

Рассказать по картине В. Васнецова «Богатыри».

Цель: продолжить учить детей составлять связный, последовательный и выразительный рассказ по картине, продумывать концовку; отвечать различие  и сходство между людьми подбирать точные слова для характеристики их облика.

План: Дети недолго рассматривают картину В. Васнецова «Богатыри» и отвечают на вопросы:

- Перед вами картина художника Васнецова. Как бы вы её назвали? Почему?

- Чем заняты, что делают богатыри на поле?

- О чём вы будите рассказывать, описывая богатырей?

- Чем можно закончить рассказ о богатыре? (оценочным суждением высказыванием своего отношения к богатырю).

- Чем схожи и чем отличаются богатыри? (Все защищают родину от врага, у всех  кони, оружия и доспехи; все разные по возрасту, имеют разные лица, разные характеры, разных коней, разное оружие).

- Придумайте рассказ по этой картине. Сначала скажите, как вы её назовёте и как зовут богатырей. Патом опишите одного богатыря, того, который вам нравится, и объясните, почему вы его выбрали. Придумайте интересный конец: что будут делать богатыри дальше и чем всё закончится?

Если дети затрудняются придумать концовку, воспитатель может предложить образец: «Напал на Русь враг полчищами несметными. Встали богатыри грудью на защиту Родины и победили все силы вражеские. Вновь стало спокойно на землях русских».

3 квартал

Март

Рассматривание картины И. Левитана «Весна, Март».

Цель: Развивать воображение детей с помощью приёма «вхождение в картину» («что бы ты стал делать, если бы попал в картину»); продолжать учить подбирать эпизоды, сравнения для описания природы.

План:

Дети рассматривают картину, воспитатель читает отрывок из стихотворения Е. Баратынского:   

Весна, весна! Как воздух чист!

Как ясен небосклон!

Своей лазурию живой

Слепит мне очи он.

Весна, весна! как высоко

На крыльях ветерка,

Ласкаясь к солнечным лучам,

Летают облака!

Дети отвечают на вопросы:

- Вы уже знакомы с этим художником, он написал картину «Осень. Слободка». Кто это?

- Всмотритесь в картину.  Какие краски, какие тона преобладают в нём? Почему?

- Какое время года изображено на картине? Как вы догадались?

- Что художник изобразил на картине? О чём он хотел нам рассказать?

- Какое настроение, какие чувства навевает на вас эта картина?

- Какими словами можно описать снег на картине?  Небо? Деревья? Солнце? День? Погода? Настроение природы?  Настроение картины?

- Придумать своё название картины.

Предложить детям (по желанию) попробовать «войти в картину», осмотреться,  рассказать всем, что там увидели.

Анализируя рассказы детей, отмечать наличие в них сложных синтаксических конструкций.

В конце занятий воспитатель читает стихи русских поэтов, посвящённые весне, например:

Весна

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною...

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою!

Чиста небесная лазурь,

Теплей и ярче солнце стало,

Пора метелей злых и бурь

Опять надолго миновала.

И сердце сильно так в груди

Стучит, как будто ждет чего-то,

Как будто счастье впереди

И унесла зима заботы!

Все лица весело глядят.

"Весна!"- читаешь в каждом взоре;

И тот, как празднику, ей рад,

Чья жизнь - лишь тяжкий труд и горе.

Но резвых деток звонкий смех

И беззаботных птичек пенье

Мне говорят - кто больше всех

Природы любит обновленье!

(А. Плещеев)

Приём «вхождения в картину»  помогает детям составлять рассказы смешанного типа (описание + повествование + прямая речь), носящие творческий характер.

Рассказывание по картине И. Левитана «Весна. Март».

Цель: Продолжать учить описывать содержание, настроение картины, её выразительные средства (прежде всего цвет); придерживаться структуры описательного рассказа (начало, микро темы, окончание); побуждать использовать  в речи эпитеты, сравнения и т. д.

План:

Дети рассматривают картину, вспоминают её автора и название.  Воспитатель читает стихотворение:

Здесь мало увидеть,

Здесь нужно всмотреться,

Чтоб ясной любовью

Наполнилось сердце.

Здесь мало услышать,

Здесь вслушаться нужно,

Чтоб в душу созвучья

Нахлынули дружно.

(Н.  Рыленков)

Воспитатель предлагает детям выстроить план своего рассказа: о чём они расскажут вначале, о чём потом и чем завершать. Напоминает о приёме «вхождения в картину».

Слушая рассказ, детей и анализируя их в конце занятия, воспитатель особое внимание обращает на последовательность изложения и использование выразительных средств.

Апрель

Рассматривание картины А. Саврасова «Грачи прилетели».

Цель: Продолжать учить детей связно и образно высказывать свои впечатления, навеянные рассматриванием пейзажа.

План:

Дети рассматривают картину, воспитатель читает стихотворение  И. Бунина:

* * *

Бушует полая вода,

Шумит и глухо, и протяжно.

Грачей пролетные стада

Кричат и весело, и важно…

Перед вами картина художника А. Саврасова.

- Что на ней нарисовано? Что вы знаете о грачах? (они живут на старых деревьях и вьют гнёзда из веточек и палочек. Прилетают ранней весной. Там, где они селятся, постоянно слышится гомон). 

- Расскажите о деревьях на картине. (Это берёзы. Снизу они чёрные, а сверху белые. Очень старые, кривые. На картине они изображены около пруда).

- О чём ещё хотел рассказать  нам А. Саврасов? (За берёзами старые избы и высокая колокольня. Дальше – пробирования поля. Небо голубое с белым, серыми, жёлто-белыми облаками. Снег ещё виден, но он уже талый, серый, а ещё зелёный, как река)

- Как бы вы назвали картину? («Весенняя картина». Зима кончается»).

Воспитатель рассказывает о содержании картины.

После занятия дети (по желанию) рассматривают картину, находят в ней замеченные ранее детали, делятся своими впечатлениями.

Рассказывание по картине А. Саврасова «Грачи прилетели».

Цель: Продолжить учить детей составлять описательный рассказ по картине; активизировать в речи употребление сравнений. Эпитетов при описании природы.

План:

Под музыку П. Чайковского «Апрель. Капель» дети рассматривают картину. Воспитатель предлагает вспомнить её автора и называние, ответить на вопросы:

- О чём картина А. Саврасов?

- С чем можно сравнить небо на картине? Крик грачей? Снег?

- Какими словами можно рассказать о небе? О полях?

Что вы видите в центре картины? Что вокруг?

- Что вам нравится в картине? Почему?

- Как можно закончить рассказ о картине?

Далее с рассказами выступают несколько детей. Воспитатель вместе с другими детьми оценивает их.

Май

Рассматривание картины И. Левитана «Берёзовая роща».

Цель: Привлечь внимание детей к красоте летних пейзажей. Развивать образное эстетическое и художественное восприятие, умение видеть единство содержания и средств выразительности живописи. Обогащать речь детей эмоционально – оценочной лексикой, эстетическими, искусствоведческими терминами.

План:

«За весной, красой природы, лето красное пришло», и всё радуется теплу и солнцу, ясной погоде, чистому воздуху, напоённому ароматами цветущих трав, деревьев, цветов. В лесу и на лугах природа соткала красивый ковёр из пёстрых, ярких цветов и трав. Новенький наряд из сочной, свежей листвы у деревьев.

Ярко солнце светит,

В воздухе тепло,

И, куда ни взглянешь,

Всё кругом светло.

На лугу пестреют

Яркие цветы;

Золотом облиты

Тёмные листы.

(И. Суриков)

Давайте побываем там, где написал свою картину художник И. Левитан. Закройте глаза и представьте, что мы идём, идём и наконец, пришли… (Открывает картину) Откройте глаза! Куда мы это пришли? Да, в берёзовую рощу. Это какое-то царство берёз! А как вы узнали, что это берёзы? Ну конечно, по белым стволам, ажурной, прозрачной листве. Берёзки, как девушки в белых сарафанчиках, то парами, то группами закружились в лёгком хороводе!  

Люблю берёзку русскую,

То светлую, то грустную,

В белёном сарафанчике,

С платочками в карманчиках.

С красивыми застёжками.

С зелёными серёжками.

Люблю её нарядную,

Родную, ненаглядную,

То ясную, кипучую,

То грустную, плакучую.

Люблю берёзку русскую,

Она всегда с подружками

Весною хороводится….

(А. Прокофьев)

- Что привлекло внимание художника, когда он писал картину?

Художника поразила игра света и тени на стволах берёз, на листве, траве. Это делает деревья не только трепетными и живыми. Но и словно прозрачными.

- Расскажите, а что больше всего вам понравилось в этой роще? А что слышалось? Давайте пофантазируем, что мы услышим в роще? (Дети высказываются).

Сейчас снова закройте глаза, и мы вернёмся обратно в свою группу. Раз, два, три – и мы дома. Интересно вам было?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка "Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с историей родного города

Данная разработка  представляет собой методические рекомендации по введению элементов нравственно – патриотического воспитания  в дошкольном образовательном учреждении. Содержание разработки...

Методическая разработка«Нравственно-патриотическое воспитание в ДОУ»

Актуальность данной работы заключается в подготовке ребенка к самостоятельной жизни. Необходимо научить его быть честным, справедливым и успешным во всех делах, необходимо помочь ему с ранн...

Методическая разработка: «Нравственно- патриотическое воспитание дошкольников»

Патриотическое воспитание является одним из важнейших элементов общественного сознания, именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений. Прежде чем челов...

Методическая разработка "Нравственно – патриотического воспитания дошкольников"

Борзова К.О.Воспитатель ГБДОУ №58  приморского района Г.Санкт-Петербурга «Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности котор...