Программа личностного саморазвития Методическая тема: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с малой Родиной»
рабочая программа на тему

Трофимова Лариса Фёдорова

1.Обоснование актуальности выбранной темы.

2. Цель.

3.Задачи

4.Ожидаемый результат

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samorazv.docx29.38 КБ

Предварительный просмотр:

Программа личностного саморазвития

Методическая тема: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с малой Родиной»

1. Обоснование актуальности выбранной темы.

«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом».

                                                                                                     С. Михалков

В последние годы в системе дошкольного образования произошли определенные перемены: обновляется содержание образования и воспитания детей, появилось множество инновационных программ, и тем очевиднее стал вакуум, возникший в результате того, что из поля зрения как бы сам собой выпал раздел «нравственное воспитание». Между тем актуальность проблем, связанных с нравственным воспитанием на современном этапе общества, приобретает чрезвычайную значимость.

Важной частью нравственного воспитания является приобщение ребенка к культуре своего народа, поскольку раскрытие личности в ребенке полностью возможно только через включение его в культуру собственного народа. Приобщение детей к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Для маленького ребенка Родина начинается с родного дома, улицы, на которой живет он и его семья, в семье начинает «расти» будущий гражданин своей страны. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует развитию эмоционального, бережного отношения к традициям и культуре своего народа, а также сохранению вертикальных семейных связей

Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей – одна из основных задач дошкольного образовательного учреждения, важным условием которой является тесная взаимосвязь с родителями, семьей, как ячейкой общества и хранительницей национальных традиций.

В словаре слово «воспитание» определяется как «деятельность по передаче новым поколениям общественно-исторического опыта; планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования определенных установок, понятий, принципов, ценностных ориентации, обеспечивающих условия для его развития, подготовки к общественной жизни и труду» Таким образом, воспитание, само по себе подразумевает приобщение ребенка к общечеловеческим ценностям, познавая которые ребенок формирует опыт нравственных отношений и общения, которые характеризуются способностью к содействию и сотрудничеству в деятельности, умением понять и принять позицию другого, потребностью гармонизировать деятельность и взаимоотношения с миром, привязанностью к культуре, к родным местам , нравственное воспитание.

От эпохи к эпохе менялись воззрения, взгляды, идеи на проблемы нравственного воспитания, начиная с античности.

Цель: 

обеспечить собственное непрерывное профессиональное образование, которое позволит  найти такие подходы и методы формирования нравственных качеств у воспитанников в соответствии с требованиями ФГОС, при которых они приобретут умения использовать полученные знания и навыки  в различных жизненных ситуациях.

Задачи: 

1.   Изучить необходимые документы: ФГОС, закон «Об образовании».

2.   Разработать  перспективный план по данной проблеме.

3. Овладеть технологиями, методами и приемами, позволяющими формировать нравственные качества личности дошкольников.

3. Построить учебный процесс с использованием инновационных технологий: информационно-коммуникационных, проектной, исследовательской;

4.   Внедрение проектной деятельности в учебно-воспитательный процесс.

5. Систематизировать и обобщить опыт работы по формированию нравственных качеств личности дошкольников.

Ожидаемый результат: 

Создание системы непрерывного повышения квалификации в данном направлении приведёт к:

1.  Повышению интереса к работе;

2.  Росту компетентности;

3.  Росту уровня профессиональных навыков и умений;

4. Повышению уровня саморегуляции, самоорганизации;

5. Повышению ответственности и качества своего педагогического труда.

6. Обобщению  опыта и распространению его среди воспитателей ДОУ.

Основные направления реализации программы:

  1. Расширение образованности.
  2. Повышение педагогической и психологической компетентности.
  3. Самовоспитание (развитие личностных свойств, способствующих           высоким результатам деятельности и устранение недостатков)
  4. Развитие творческого потенциала в профессиональной деятельности.

Этапы реализации программы саморазвития педагога:

1 этап. Аналитико-проектировочный. 

 Началом такой работы должно являться создание благоприятной развивающей среды. Необходимо создать в группе такую атмосферу, которая способствовала бы патриотическому воспитанию детей. Для этого можно организовать групповой стенд с атрибутами символики родного города, района, государственной символики. Здесь же можно организовать «Уголок родного края», в котором расположить фотографии, атрибуты, книги, журналы, открытки и т. п., посвященные изучению родного города.

2 этап. Практический.

На данном этапе патриотического воспитания основной задачей должно выступать непосредственное создание системы нравственного и патриотического воспитания, через ознакомление с родным городом, страной. На данном этапе работа должна осуществляться в соответствии с тематическими блоками. Предусмотренными программой обучения дошкольников: «Моя семья», «Моя улица», «Мой город», «Моя страна» и т. п. В работе могут быть использованы разнообразные методы и приемы: беседы, наблюдения, целевые чтение художественной литературы, составление рассказов, прогулки, экскурсии, проектная деятельность. Одним из главных приемов на данном этапе должна выступать игра, как ведущая деятельность в данном возрасте. Можно использовать всевозможные дидактические игры, настольно-печатные игры, народные подвижные игры и т. п. На данном этапе нужно уделять внимание воспитанию у дошкольников умений понимать и ценить красоту природы родного края, воспитывать созидательное отношение к ней, желание сделать что — то полезное для других людей. С этой целью можно использовать труд на участке детского сада, организовать природоохранные акции, такие как: «Поможем зимой птицам», «Посадим дерево для города» и т. п.

3 этап. Обобщающий.

На последнем этапе работы стоит закрепить полученные навыки у детей. С этой целью организовываются праздники, вечера развлечений, проекты. Среди них могут быть такие: «Моя малая Родина», «День Защитника Отечества», «Великая ПОБЕДА» и другие. В работе могут быть эффективно использованы такие формы работы, как праздничные утренники: «День России», «День города», «Мой папа самый лучший», «Поклонимся великим тем годам». Немаловажную роль при реализации работы играет подготовленность педагога к осуществлению процесса формирования нравственных качеств личности средствами патриотического воспитания. Подготовленность предполагает наличие у педагогов высокого уровня профессиональной компетентности, мастерства, способности к саморегуляции, самонастрою на решение поставленных задач.

План мероприятий по саморазвитию:

  • Краткосрочные курсы повышения квалификации.
  • Чтение научно-педагогической литературы по  проблематике, поиск высказываний известных людей (философов, педагогов, психологов) в системе Интернет.
  • Посещение занятий других воспитателей ДОУ.
  • Разработка конспектов.
  • Подготовка доклада и презентации по реализации проекта «Добрый ты, добрый я, мы с тобой друзья» на Педагогический совет.
  • Праздник «День доброты».

Реализация программы:

Срок

 Мероприятие программы

Форма предоставления результата

Октябрь

Краткосрочные курсы повышения квалификации.

По плану методической службы.

Ноябрь

Изучение соответствующей литературы, ФГОС, закона «Об образовании».

Составление аннотаций по изученной литературе

Январь

Разработка перспективного плана по проекту.

Утверждение методистом ДОУ.

Февраль- март

Разработка конспектов занятий, праздника.

Утверждение методистом ДОУ.

Систематически

Создание и поддержание регулярно обновляемого мини-сайта воспитателя.

Создание электронного портфолио воспитателя.

Пополнение сайта методическими разработками.

Апрель

Проведение открытого просмотра праздника «День доброты» для воспитателей ДОУ

Анализ праздника.

Май

Подготовка доклада и презентации по реализации проекта «Добрый ты, добрый я, мы с тобой друзья» на Педагогический совет.

Мониторинг результативности

  Виды отчета по саморазвитию:

  • Предоставление методических разработок в методический кабинет.
  • Проведение открытого показа занятия.
  • Проведение родительского собрания.
  • Творческий отчет, обобщение педагогического опыта.
  • Выписки из приказов, протоколов, справки по ДОО
  • Методические материалы
  • Дидактические материалы
  • Демонстрационные материалы и ЭОР
  • Аналитические справки
  • Благодарственные письма
  • Портфолио
  • Информация на сайте
  • Документация по повышению квалификации и результатам аттестации

  Литература: 

Закон «Об образовании» Российской Федерации.

«ФГОС ДО» (Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»)

Н.М. Метеновой «Уроки вежливости»

Губанова Н.Ф. «Игровая деятельность в детском саду», М., 2006 - 2010 г. Петрова В.И., Стульник Т.Д. «Нравственное воспитание в детском саду», М., 2006 - 2010 г.

Петрова В.И., Стульник Т.Д. «Этические беседы с детьми 4-7 лет», М., 2007-2010 г.

Ю.Куклачев «Уроки доброты и самопознания», М., 2009 г.

 

Интернет – ресурсы:

 - http://www.maaam.ru «Мааам»

 - http://www.solnet.ee «Солнышко»

 -http://www.doshkolnik.ru «Дошкольник»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через чувственное отношение к малой Родине

Патриотическое воспитание - это систематическая и направленная деятельность родителей и воспитателей по формированию патриотического сознания, чувства долга и ответственности к своему отечеству у дете...

Консультация для воспитателей на тему: Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с малой Родиной

Яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, о Родине, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь и формируют у ребенка такие черты характера, которые помогу...

ПРОЕКТ по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста через чувственное отношение к малой Родине «УГОЛОК В РОССИИ – ОТЧИЙ ДОМ»

С воспитания чувств привязанности к родному детскому саду, родной улицы, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование - чувство любви к св...

ПРОЕКТ «Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через чувственное отношение к малой Родине»

Чувство Родины начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям, к матери, отцу, дедушке и бабушке. Это корни, связывающие его с родным домом, ближайшем окружении....

План по самообразованию. Тема: «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой родного края»

План по самообразованию. Тема: «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой родного края»...