СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Нетрадиционные техники рисования, как средство развития художественно – творческих способностей дошкольников»
учебно-методический материал по рисованию по теме

Шмелева Наталья Анатольевна

Семинар-практикум для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_-_praktikum_18.10.18.docx28.22 КБ
PDF icon seminar.pdf2.84 МБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

ГОРОДСКОГО ОКРУГА КЛИН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ -

ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №2 «КАЛИНКА»

141612, Московская область, г. Клин, ул. К.Маркса, д.96 «А», тел.8(49624) 2-02-16

СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

«Нетрадиционные техники рисования, как средство развития

художественно – творческих способностей дошкольников»

                                                                                 

Подготовила: воспитатель

Шмелёва Н.А.

18.10.18 г.

Семинар-практикум "Нетрадиционные техники рисования» для педагогов ДОУ

«…Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок»

                                                                                               (В.А. Сухомлинский)

Цель:  
- расширение знаний педагогов о нетрадиционных способах рисования, как средстве развития творческих способностей   детей дошкольного возраста.

  1. Вступительное слово.

Дошкольный возраст – это тот период, когда изобразительная деятельность может стать и чаще всего является устойчивым увлечением не только «особо» одаренных, но и всех детей. Общение с искусством доставляет огромное удовольствие в жизни дошкольников.

Все дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается. Рисование карандашами, кистью требует высокого уровня владения техникой рисования. Очень часто отсутствие этих знаний и навыков быстро отвращает ребенка от рисования, поскольку в результате его усилий рисунок получается неправильным, он не соответствует желанию ребенка получить изображение, близкое к его замыслу или реальному объекту, который он пытался изобразить.

Наблюдения за эффективностью рисования  в детском саду  приводят  к выводу о необходимости использования нетрадиционных  техник, которые создадут ситуацию успеха у воспитанников, сформируют устойчивую мотивацию к рисованию.

Нетрадиционное рисование – это  искусство  изображать, не основываясь на традиции.

Проведение творческой художественной деятельности с использованием нетрадиционных техник:

•Способствует снятию детских страхов;

•Развивает уверенность в своих силах;

•Развивает пространственное мышление;

•Развивает в детях способность свободно выражать свой замысел;

•Побуждает детей к творческим поискам и решениям;

•Развивает умение детей действовать  с разнообразным материалом;

•Развивает чувство композиции, ритма,  колорита, чувство фактурности и объёмности;

•Развивает мелкую моторику рук;

•Развивает творческие способности, воображение и  полёт фантазии;

•Во время деятельности дети получают эстетическое удовольствие.

Сочетание основ техник традиционного  рисования и нетрадиционных техник изобразительной деятельности дает положительные результаты, дети получают истинное удовлетворение от художественной деятельности.

С детьми дошкольного возраста 3-4 лет рекомендуется использовать:

•рисование пальчиками;

•оттиск печатками из картофеля, моркови, пенопласта;

•рисование ладошками.

Детей дошкольного возраста4-5 лет  можно знакомить с более сложными техниками:

•тычок жесткой полусухой кистью.

•печать поролоном;

•печать пробками;

•восковые мелки + гуашь

•свеча + акварель;

•отпечатки листьев;

•рисунки из ладошки;

•рисование ватными палочками;

•волшебные веревочки;

•монотипия предметная

Дети 5-7 лет  могут освоить еще более трудные методы и техники:

•рисование солью, песком, манкой;

•рисование мыльными пузырями;

•рисование мятой бумагой;

•кляксография с трубочкой;

•монотипия пейзажная;

•печать по трафарету;

•кляксография обычная;

•пластилинография;

•граттаж;

•фроттаж.

  1. Теоретическая часть. Показ презентации.

Нетрадиционные техники:

Рисование забавными отпечатками. (Слайд 3).
Штампики из пластилина.
Очень просто и удобно сделать штампики из пластилина. Достаточно кусочку пластилина придать нужную форму, украсить узорами (линии, пятна) и окрасить в необходимый цвет.

Штампики из ниток. (Слайд 4).
Для создания «полосатых штампиков» можно использовать нити, прочно намотанные на какой-либо предмет.

Рисование поролоном. (Слайд 5).

Этот вид техники очень подходит при изображении животных так как передает фактурность пушистой поверхности объекта.

Картинки-отпечатки. (Слайд 6).

Ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон.

Формы из поролона. (Слайд 7).

Оттиск мочалкой из сетки. (Слайд 8).

Отпечатки «листики». (Слайд 9).
Данная техника знакома многим. Чтобы отпечатать лист, можно использовать любую краску. Наносить краску надо на сторону с прожилками. Затем окрашенной стороной лист прикладывается к бумаге, проглаживается.

Отпечатки картошкой, морковкой, яблоком. (Слайд 10-12).
Вкусные овощи и фрукты тоже умеют рисовать. Необходимо только придать им нужную форму, подобрать подходящий цвет краски, кистью окрасить и сделать красивый отпечаток на декорируемой поверхности. (3 слайда).

Штампики из разрезанной соломинки. (Слайд 13).

Рисование картоном. (Слайд 14).

Рисование руками. (Слайд 15).

Рисуем ладошками.
Очень интересно и увлекательно рисовать цветными ладошками. Очень приятно и необычно раскрашивать свои ручки яркими цветами и оставлять свои отпечатки на листике бумаги.

Рисуем пальчиками. (Слайд 16).
Можно рисовать и пальчиками, оставляя разноцветные отпечатки на бумаге.

Рисование мыльными пузырями. (Слайд 17).
Рисовать можно и мыльными пузырями. Для этого в стакан с водой надо добавить любой мыльный раствор и краску. С помощью трубочки «набулькать» много пены. На пузыри прислонить бумагу. Когда станут проявляться первые узоры, можно поднимать бумагу. Пузырчатые узоры готовы.

Рисование солью. (Слайд 18).
Соль придает рисунку причудливые узоры. При изображении любого пейзажа или яркого фона можно использовать соль, чтобы придать фону рисунка красивую текстуру. Фон необходимо посыпать солью, пока краска еще не высохла. Когда краска подсохнет, просто стряхните остатки соли. На их месте останутся необычные светлые пятнышки.

Рисование мятой бумагой. (Слайд 19).
Смятая салфетка или бумажка позволяет получить также интересную текстуру. Существует два способа рисования мятой бумагой.
Способ №1. На лист бумаги наносится жидкая краска. Через короткий промежуток времени (пока лист еще влажный) к листу прикладывается смятая салфетка. Впитывая влагу, салфетка оставляет свой характерный след на поверхности бумаги.
Способ №2. Для начала необходимо смять лист или салфетку. На этот комок нанести слой краски. Затем окрашенной стороной можно наносить отпечатки.
Текстурные листы можно потом с успехом использовать при создании коллажей.

Рисование на мятой бумаге. (Слайд 20).

Рисование масляной пастелью и акварелью. (Слайд 21).
На белой бумаге белой пастелью рисуется любой «невидимый» узор. Но как только кисточка и краска начинают украшать белый лист,  дети почувствуют себя настоящими волшебниками, когда под их кисточками начнут проявляться волшебные картинки.

Монотипия. (Слайд 22).
Техника монотипия от греч. «моно» - один и «typos» - отпечаток, оттиск, касание, образ.
Это техника рисования с помощью уникального отпечатка. Отпечаток получается только один и создать две абсолютно одинаковых работы невозможно.

Монотипия предметная.
Необходимо согнуть лист бумаги пополам. Внутри, на одной половине что-нибудь нарисовать красками. Затем лист сложить и прогладить рукой, чтобы получить симметричный отпечаток.

Монотипия пейзажная. (Слайд 23-24).

Кляксография(Слайд 25). - (выдувание трубочкой) - это очередное волшебство творческих занятий. Такое занятие для детей очень увлекательно, интересно и очень полезное. Выдувание через соломинку укрепляет здоровье: силу лёгких и дыхательную систему ребёнка в целом.
Для создания волшебной картинки потребуется большая клякса, на которую нужно дуть, до тех пор,         пока на листе бумаги не появится замысловатый рисунок. Когда странный рисунок готов, ему можно подрисовать детали: листики, если получилось дерево; глазки, если получилось волшебное существо.

Ниткография. (Слайд 26).
Техники рисования при помощи «волшебной ниточки». Необходимо опустить ниточки в краску так, чтобы они хорошо пропитались краской. Затем их нужно положить на бумагу так, чтобы с двух сторон листа бумаги выступали кончики нитки по 5-10см. Ниточки накрываются другим листом бумаги. Верхний лист придерживается руками. Нитки разводятся в разном направления. Верхний лист поднимается. Необычная картинка готова.

Рисование ватными палочками. (Слайд 27).
В изобразительном искусстве существует стилистическое направление в живописи, которое называется «Пуантилизм» (от фр. point - точка). В его основе лежит манера письма раздельными мазками точечной или прямоугольной формы.

Принцип данной техники прост: ребенок закрашивает картинку точками. Для этого необходимо обмакнуть ватную палочку в краску и нанести точки на рисунок, контур которого уже нарисован.

Тычок жесткой кистью. (Слайд 28).

Набрызг. (Слайд 29-30).
Техника не сложная, но требует некоторой сноровки и достаточно сформированных моторно-координационных движений, поэтому лучше предлагать ее детям от 6-7 лет.

Для занятий потребуется: старая зубная щетка, расческа с частыми зубчиками, гуашь, бумага, шаблоны и силуэты. 
На кончик щетки набрать немного краски. Над листом бумаги расположить расческу и несильно провести по ней ворсом щетки. Брызги разлетятся по листу. Так можно изобразить звездное небо, салют. А можно вырезать любой силуэт или взять готовый шаблон, разместить на листе и разбрызгать краску.
Аккуратно, лучше после высыхания, снять шаблон или силуэт. Рисунок можно дополнить кисточкой, другой техникой, аппликацией.

Граттаж. (Слайд 32).
Слово “граттаж” произошло от французского «gratter» (скрести, царапать).
Для начала работы в этой технике необходимо подготовить картон. Картон необходимо покрыть толстым слоем воска или разноцветной масляной пастели. Затем широкой кистью или губкой нужно нанести на поверхность картона темный слой краски.
Когда краска высохнет, острым предметом (зубочистка, спица) процарапывается рисунок. На темном фоне появляются тонкие однотонные или разноцветные штрихи.

Фроттаж. (Слайд 33).
Название этой техники происходит от французского слова «frottage»-натирание.
Для рисования в этой технике потребуется лист бумаги, который располагается на плоском рельефном предмете. Затем по поверхности бумаги нужно начать штриховать восковым мелком, незаточенным цветным или простым карандашом.
Результат - оттиск, имитирующий основную фактуру.

Рисование клеем ПВА. (Слайд 34)

Шаблонография. (Слайд 35)
Очень нужная и важная техника для старших дошкольников в системе подготовки к обучению в школе.  Цель шаблонографии – составить и изобразить отдельный объект или сюжетную картинку, обрисовывая заранее приготовленные шаблоны геометрических фигур.
На начальном этапе можно предложить ребенку образцы рисования различных предметов при помощи шаблона геометрических фигур.
Отличной подготовкой для данной техники являются игры с Логическими блоками Дьенеша – выкладывание из блоков различных фигур.
Показателем полного овладения шаблонографией является умение ребенка самостоятельно придумать сюжет и воплотить его.

Нетрадиционные изобразительные техники - это эффективное средство изображения, включающее новые художественно-выразительные приемы создания художественного образа, композиции и колорита, позволяющие обеспечить наибольшую выразительность образа в творческой работе, чтобы у детей не создавалось шаблона.

  1. Практическая часть. «Вместо кисточки рука – рисуем  яркие маки».

Необходимые материалы и инструменты: тонированная  бумага, гуашевые краски, кисти, влажные  салфетки, баночка с водой.

Порядок работы: (воспитатель рассказывает последовательность выполнения работы  с одновременным показом).

Я благодарю всех участников семинара! И хочу сказать: У человека может быть много разных настроений, но душа у него одна, и эту свою душу он неуловимо вкладывает во все свое творчество. Я желаю каждому из вас быть всегда в хорошем настроении, творить и заряжать окружающих своей неутомимой энергией и мастерством.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Нетрадиционные техники рисования,как средство развития художественно-творческих способностей детей". (из опыта работы)

Актуальность опыта:Формирование творческой личности, наиболее полное ее раскрытие – важнейшая задача педагогики на современном этапе. Эффективным средством ее решения в дошкольном детстве является изо...

Творческий проект «Нетрадиционные техники рисования как средство развития художественно-творческих способностей детей»

Творчество- это обязательное условие всестороннего развития ребёнка, оно делает его богаче, полнее, радостнее, пробуждает фантазию, учит мечтать, придумывать что-то новое и ещё неизвестное. В процессе...

Семинар- практикум для педагогов «Нетрадиционные техники рисования, и их роль в развитии творческих способностей у детей дошкольного возраста».

Жан Жак Руссо писал: «Час работы научит большему, чем день объяснений, ибо, если я занимаю ребенка в мастерской, его руки работают на пользу его ума». Формирование творческой активности ...

Творческий проект "Нетрадиционная техника рисования - как средство развития художественно творческих способностей детей".

В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Воспитать творческую личность – одна из главных задач воспитания. И одним из ведущих условий достижения поста...

ПРИМЕНЕНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ В ЦЕЛЯХ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ

Изобразительная деятельность ребенка приобретает художественно-творческий характер по мере овладения способами изображения. В настоящее время все больше появляются новые и разнообразные изобразительны...