Материалы педагогического совета: «Роль изобразительного творчества в формировании личности ребенка»
консультация по рисованию на тему

Пегина Ольга Александровна

Изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего развития ребенка. Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы должны помнить о том, что вводить ребенка в мир искусства нужно осторожно, бережно, сохраняя его внутренний мир. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Материалы педагогического совета:

«Роль изобразительного творчества в формировании личности ребенка»

Подготовила :  

воспитатель МКДОУ ЦРР –

 детский сад №21 г. Россошь

 Пегина О.А.          

                                                                     

План педсовета:

  1. Изобразительная деятельность и ее влияние на всестороннее развитие дошкольника:

   а) умственное развитие;

   б) нравственное воспитание;

   в) трудовое воспитание.

  1. Знакомство с авторской методикой В.Н. Никляевой   «Комментированное рисование».

  1. Как рисуют девочки и как рисуют мальчики?

4. Тест для воспитателей «Рисуем несуществующее

     животное».

5. Создание условий для психологического и личностного развития ребенка.

1. Изобразительная деятельность и ее влияние на всестороннее развитие дошкольника.

    Все мы, педагоги и родители, хотели бы видеть своих детей счастливыми, эмоционально благополучными, преуспевающими в учебе, делах, разносторонне развитыми, словом воспитать личность.

    Созидательное начало личности присуще только творчески развитому человеку. Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, умножать не разрушая.

     Р. Тагор – «Нельзя растить полноценного человека без воспитания в нем чувства прекрасного».

    Изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для его всестороннего развития. Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы должны помнить о том, что вводить ребенка в мир искусства нужно осторожно, бережно, сохраняя его внутренний мир. Ребенок – это не сосуд, который наполняют информацией, это сплав энергии, чувств, воли, темперамента. Каждый ребенок видит мир по-своему, поэтому мир и искусство как часть этого мира вызывают в каждом ребенке особую палитру впечатлений, переживаний оценок.

    Занимаясь творчествам, ребенок приобщается к красоте, синтезируя и интегрируя собственный эстетический опыт с общекультурным. Опыт передается как на генетическом уровне, так и с предметами материальной культуры.

    Детское творчество постоянно в движении. Побудители творчества находятся в самой личности, в гармоничном сочетании трех сфер деятельности человека: физической гармонии, духовной гармонии человека и образа, как некой интеграции природных и абстрактных форм.

    Внутренняя гармония является показателем для личности ребенка.

    Свидетельство этого – его первые изображения, имеющие округлую форму, т.е. круги (большие и маленькие, кривые и ровные). Круг символизирует гармонию универсальность, следовательно,  гармония заложена в природе ребенка, который очень мал и духовно слаб. Взрослые не всегда осознают ее наличие, ее значимость для творческого становления и тем более последствия ее разрушения. Отсюда и происходит изменение внутренней художественно – эстетической среды ребенка в силу того, что он начинает впитывать не только позитивный, но и негативный опыт.

    Яркое доказательство того, что ребенок чувствует дисгармонию в окружающем мире, - его каракули. Они имеют вид отрывистых, заостренных штрихов, хаотично расположенных на листе. Штрихи могут свидетельствовать об активизации чувства ритма заложенного с рождения. Если ребенок развивается гармонично, то  штрихов приобретает исследовательский, а не агрессивный характер.

    Детский рисунок отражает настоящий реализм, поскольку в своем творчестве остается искренним непосредственным в отображении впечатлений,  настроений, состояния.

    Несколько занятий ребенок использует для фона черный, коричневый цвет, цвет охру, движения мазков отрывисты, выполнены жесткими движениями широкой кистью, можно прийти к выводу, что он тем самым отображает внутреннюю дисгармонию, обусловленную негативным эмоциональным воздействием на него со стороны близких взрослых.

    Даже совсем маленький ребенок, работая с цветом, подсознательно стремится показать все, что ним происходит во внешней среде и внутреннем мире.

    По внешним атрибутам образа, можно определить состояние ребенка, его склонности, проблемы и вовремя скорректировать развитие, помочь справиться с конфликтами, активизировать имеющийся потенциал и задатки.

    В образе ребенок раскрывает все то, что он не может или не хочет, открыто говорить. Поэтому образ его выразителен, и нам необходимо научиться его «читать», определяя глубокий внутренний смысл.

    Как изобразительное творчество влияет на другие структуры личности (умственное, нравственное, трудовое развитие)?

    Каким образом взаимодействуют со всеми сферами деятельности дошкольника?

Умственное развитие.

      Во-первых, на занятиях по изодеятельности  расширяется познавательская деятельность. Дети знакомятся с видами и жанрами искусства, с выразительными средствами, расширяется их

   кругозор, обогащается речь (накопление словарного запаса, развитие связанной речи, умение описывать увиденное, рассказать о создании изображения).

    Во-вторых, занятия изодеятельностью связаны с выполнением различных формообразующих движений, развивая мелкую моторику рук, тем самым, обеспечивая усложнение мыслительной деятельности, переводя ее наиболее  качественный уровень. В процессе изобразительного творчества активно формируется зрительная память;

    В-третьих, занимаясь рисованием, дети учатся воспринимать, наблюдать, накапливать и придумывать зрительные образы, размышляя об их структуре (познают форму строения) продумывать этапы своей работы, фантазировать.

    Ребенок живет в изображаемом, он комментирует свои действия, обыгрывает содержание рисунка, играет, напевает, сочиняет в процессе творчества.

    Таким образом, изобразительная деятельность имеет большое значение для развития таких психических прочесов, как восприятие, представление, воображение, мышление, внимание и память детей.

Нравственное воспитание.

    Изобразительное творчество тесно связано с решением задач нравственного воспитания.

    В рисунке передаются явления общественной жизни: рисунки в подарок близким, на выставку, младшим детям. Это формирует такие качества личности как умение сопереживать, ответственность, самостоятельность, внимание, потребность в добрых делах. На нравственное воспитание детей существенное влияние оказывает коллективный характер занятий, способствующий тому, чтобы дети сосредоточенно, углубленно выполняли задуманное, могли согласовывать свои действия, доброжелательно относились к товарищу, считались с их интересами, умение уступать, если надо – помогать.

Трудовое воспитание.

    Занятия изобразительностью требуют применения трудовых усилий, направленных на создание изображения, подготовку материалов к занятию и уборку своего рабочего места.

2. Знакомство с авторской методикой

В.Н. Никляевой «Комментированное рисование»

В методике развития изобразительной деятельности и речи детей дошкольного возраста учеными (О.П. Гаврилушкиной, Т.А. Мироновой, Г.В. Чиркиной) были выделены и описаны «прием комментирующей речи взрослого» и прием «комментированного рисования».

   Прием комментирующей речи взрослого позволяет организовать деятельность детей.

Особое значение имеет рассказ о предстоящих действиях. Он помогает создать эмоциональную установку, опережающую деятельность самих детей, и регулировать их действия. В конце занятия воспитателем эмоционально оцениваются результаты деятельности детей.

    Постепенно функции комментирования передаются самим детям. Комментирование ребенком собственной деятельности считается необходимым условием осмысления поставленной перед ним общей цели. Привлекая детей к комментированному рисованию, можно использовать примерную схему рассказа о будущем рисунке.

    -Расскажи, что ты будешь делать?

    -Расскажи, что будешь использовать?

   - Расскажи, что  будешь делать сначала, что – потом?

   - Расскажи, как будешь делать?

   -Что ты еще хочешь добавить в свой рассказ?

     По окончанию занятия предлагается рассказать о том, что у них получилось (можно использовать схему).

   -Расскажи, что у вас получилось?

   -Расскажи, что вы делали сначала, что-потом?

   -Расскажи, о чем рассказывает ваш рисунок? Что здесь происходит?

   -У вас получилось это изобразить?

3. Как рисуют девочки и как рисуют мальчики?

   Мальчики осваивают художественный мир в целом, а девочек, прежде всего, интересуют конкретика, детали. Здесь срабатывают разные механизмы: у мальчиков этот процесс происходит на уровне смысловых образований, у девочек включается уровень восприятия, позволяющий детально видеть красоту окружающего мира.

Тематика.

Девочки

Мальчики

  Более уверенно выбирают тему и сюжет; чаще рисуют цветы, деревья, бабочек, животных, людей, сказочных персонажей.

 Колеблются, сомневаются в выборе темы, придумывают необычные сюжеты (подводный мир, город будущего, замки дворцы), любят изображать технику, архитектурные сооружения, космические объекты.

Детализация рисунка, прорисовка, техника.

Девочки

Мальчики

 Большое значение придают украшательству, прорисовке деталей.

 Чаще в их работах присутствуют крупные объекты, линии четкие, прямые, толстые.

Чувство цвета, цветовая гамма.

Девочки

Мальчики

 Используют всю предложенную цветовую гамму, пытаются получить новые оттенки, как правило, заполняют цветом весь лист.

 Ограничиваются несколькими цветами, чаще используют темные, заполняют лист частично, цветовыми пятнами.

Композиция.

Девочки

Мальчики

 Часто создают многопредметные работы, соблюдают пропорции.

 Предпочитают малопредметные и малообъектные композиции, не совсем точно ориентируются на листе бумаги.

Продуктивность.

Девочки

Мальчики

 Быстрее и увереннее в своих действиях, завершают работу самостоятельно.

 Часто незаконченную работу считают уже завершенной, медлительны, неуверенны в работе.

4. Тест для воспитателей

«Рисуем несуществующее животное»

   Придумайте и нарисуйте несуществующее животное. Рисуем карандашом средней мягкости. Лист вертикально.

Т е с т.

Положение рисунка на листе.

   Ближе к верхнему краю листа трактуется как высокая самооценка, недовольство своим положением в социуме, тенденция к самоутверждению.

   В нижней части – обратная тенденция (неуверенность в себе низкая самооценка, незаинтересованность в своем положении, отсутствие тенденции к самоутверждению).

Центральная часть фигуры

 (голова или замещающая ее часть).

   Голова повернута вправо – устойчивая тенденция к деятельности, активно реализуются тенденции.

   Голова повернута влево - тенденция к рефлексии, размышлениям, нерешительность.

 Положение «анфас» означает как эгоцентризм.

   Уши – заинтересованность в информации, значимость мнения  окружающих о себе.

  Приоткрытый рот в сочетании с языком без   прорисовки губ трактуется как болтливость; с губами – как чувственность.

   Открытый рот без языка и губ, особенно зачерченный  означает  опасения, страхи, недоверие.

   Рот с зубами – вербальная агрессия, чаще защитная (огрызается, грубый).

   Глаза резко прорисованы радужки – страх.

   Ресницы демонстрируют манеру поведения для мужчин: женские черты характера с прорисовкой зрачков. Это заинтересованность в окружающих.

   Увеличенный размер головы – говорит о том, что человек ценит в себе рациональное начало, эрудицию.

   Рога – защита, агрессия.

   Перья – тенденция к самоукрашению и самооправданию.

   Грива, шерсть, подобие прически – чувственность.

Ноги, лапы.

   Если основательно по отношению к размерам фигуры – основательность, обдуманность, рациональность принятия решения.

   При отсутствии ног – поверхность суждений, легкомыслие, импульсивность.

   Части, поднимающиеся над уровнем фигуры (украшающие) – уверенность в себе, неделикатное и неразборчивое притеснение окружающих.

   Хвосты вверх – уверенность, бодрость; вниз – недовольство собой, сомнение.

Контуры фигуры.

   Выступы типа щитов, панцирей, игл, прорисовка и затемнение линий контура – защита от окружающих, агрессивная.

   Острые углы – со страхом и тревогой.

   Затемнение, запачкивание линий – опасение, подозрительность.

   Верхний контур фигуры означает против вышестоящих; нижний – защита против насмешек, боязнь осуждения; боковые контуры – дифференцированная опасность и готовность к самозащите.

Общая энергия.

   Количество деталей – чем их больше, тем выше ваша энергия; мало деталей – экономия энергии.

Слабые линии – хроническое соматическое заболевание; жирные  – тревожность; продавленные линии – резкая тревожность.

   Тематически животные делятся на угрожаемых, угрожающих, нейтральных. Это отношение к собственной персоне к своему «Я», своему положению в мире. Рисуемое животное – представитель самого рисующего. Уподобление человеку – инфантильность, эмоциональная незрелость.

5. Создание условий для психологического и личностного развития ребенка.

   Главной целью для нас является – психологическое здоровье каждого ребенка, и помочь нам могут игры и упражнения:

   - арт-терапевтические (дословно, лечение пластическим изобразительным творчеством);

   - психотерапевтические;

   - развивающие.

   В процессе этих игр и упражнений формируются личностные качества ребенка, развивается его эмоционально – чувственная среда.

   На занятиях, во время игры хорошо использовать музыку (звуки живой природы, классическую, фольклорную), которая повышает уровень внимания ребенка, увеличивает устойчивость к стрессам, способствует возникновению чувств и рождению настроения и образов.

    А теперь кое–что в педагогическую копилку.

   Арт-терапия включает несколько техник. Рассмотрим рисуночную, на примере ассоциативного рисования.

    Ассоциативное рисование.

   Темы: моя любовь, мой страх, мое будущее, мой дом, мама, я и группа, радость, тепло, фонтан и т.д.

   Задания:

   «Нарисуйте счастливые, мягкие, печальные, сердитые, испуганные, радостные, озорные и всякие другие линии».

   «Нарисуйте каракули, отыщите в них картины. Что увидели? Расскажите историю».

   «Нарисуйте себя такими маленькими, какими вы были в раннем детстве».

   ?  (задание воспитателям)

   Установите ассоциации между цветами и чувствами:

желтый – радость;

голубой – грусть;

черный – печаль, сильная грусть;

красный – раздражение;

пурпурный – ярость;

зеленый – зависть;

коричневый – скука;

оранжевый – возбуждение.

   Психотерапевтическая практика показывает, что медитация представляет собой превосходный способ обучения релаксации, дети в этом очень нуждаются. Мышечное расслабление снимает внутреннюю напряженность, усталость, раздражительность. После упражнений на расслабление дети могут свободно и непринужденно фантазировать и воображать, они готовы неординарно мыслить и творить.

   Рекомендуем упражнения: «Кошечка», «Свечки на торте».

   Дети, способные к игре воображения, фантазированию имеют более высокий интеллект, лучшие адаптационные возможности и процесс обучения. Мы можем заглянуть во внутрь ребенка мир ребенка через его фантазии.

        Вот одна из направленных фантазий - «Куст роз».

        ? (задание воспитателям)
        
Приведите еще примеры направленных фантазий из своей практики.

        Детям гиперактивным, агрессивным, со сниженной самооценкой рекомендуется рисование с помощью клубка, как индивидуально, так и группами.

   Развивающие игры на развитие :

- целенаправленного внимания (игра «Натюрморт»);

- навыков общения (игры «Картинка», «Говорящий предмет»);

- мышления, речи (игра «Ожившая картинка»).

Игра - медитация «Кошечка».

   «Люди очень любят кошек. Они добрые, мягкие, игривые животные. Когда человеку грустно, он берет в руки котенка, гладит его, разговаривает с ним, а котенок жмется, мурлычет….                                                 Сейчас мы представим себя такими котятами.

  Ложитесь на коврик, покатайтесь с животика на спинку.      

  Почешите за ушком.

  Сядьте на задние лапки, посмотрите на свой хвостик и поиграйте с ним.

  Ложитесь на бочок, свернитесь клубочком…

  Кошечка поиграла и легла отдохнуть.

  Закройте глаза.

  Снится котенку сон. Он сидит у теплой печки, пахнет теплым молоком и хлебом. Котенок принюхивается, облизывается, ему тепло, уютно… Мама-кошка гладит».

Игра - фантазия «Куст роз».

  Дети, лёжа на ковре, закрывают глаза. Им задают вопросы: « Какой ты куст роз? Ты маленький? Ты очень большой? Ты пышный? Ты высокий? На тебе есть цветы? Это розы или это другие цветы? Какого они цвета? Их много или мало? Твои цветы распустились? На тебе бутоны? Есть ли у тебя листья? Какие они? Как выглядят твои стебель и ветки? Есть ли у тебя корни? Как выглядят корни? Они длинные, короткие или извилистые? Есть ли у тебя шипы? Где ты находишься? В пустыне? На другой планете? Посреди океана? В лесу? В огороде? В городе? Находишься ли ты в каком-нибудь сосуде, или растёшь в зеле, или пробиваешься сквозь асфальт? Что окружает тебя? Есть ли там другие цветы или ты в одиночестве? Есть ли там деревья? А животные? Люди? Птицы? Есть ли вокруг тебя забор или изгородь? Кто-нибудь ухаживает за тобой? Какая сейчас погода?»

  Затем дети открывают глаза. Некоторое время молча сидят, подробно представляют воображаемый объект.

Рисование с помощью клубка.

   Педагог имеет клубок ниток любого цвета и толщины. Разматывая нить, он показывает детям, как можно «рисовать» нитью, создавая на полу определённые фигуры. Затем передаёт клубок одному из детей и просит его продолжить «рисование». Ребёнок, создав свою часть изображения, передаёт клубок следующему. После того как все дети «порисовали», педагог обсуждает с ними то, что получилось. Задает вопросы, например:

   - Можешь ли ты увидеть какие-либо буквы?

   - Какие фигуры ты здесь видишь?

   - Можешь ли ты здесь разобрать какие-либо цифры?

   - Что напоминают тебе эти линии: людей, пейзажи, какие-нибудь события?

   После того как ответ первого ребенка получит одобрение, другие быстро включаются в игру, и в группе формируется атмосфера взаимного доверия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к педагогическому совету "Роль здорового питания в формировании здорового образа жизни дошкольников"

Презентация к педсовету  "Роль здорового питания в формировании здорового образа жизни дошкольников". ОО "Здоровье".  Раскрыто понятие ЗОЖ. Значение питания в формировании ЗОЖ дошкольников. ...

Выступление на педагогическом совете «Роль народного творчества в развитии и воспитании детей младшего дошкольного возраста»

В первых лучах солнца уже видится наступающий день, и мы говорим «Доброе утро»С таких слов каждый день я начинаю занятия в своей группе. Мы желаем с детьми друг другу доброго утра, дарим друг другу ул...

Значение изобразительного творчества в формировании личности ребенка

Данная статья создана для родителей дошкольников. В ней  обосновывается необходимость и полезность занятий детей рисованием для их личностного и художественно-эстетического развития. В ней привед...

Роль театрализованной деятельности в формировании личности ребенка.

Формирование личности, творческого потенциала ребенка посредством театрализованной деятельности....

«Роль театрализованного творчества в развитии личности ребенка дошкольного возраста»

Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и ...

ВЛИЯНИЕ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ТВОРЧЕСТВА НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА.

ВЛИЯНИЕ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ТВОРЧЕСТВА НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА....

Роль изобразительной деятельности в развитии личности ребенка

Изобразительная деятельность дошкольников имеет ключевую роль в развитии детской личности, поскольку для ребенка это радость познания и творчества. Изобразительная деятельность дошкольников - это разв...