Конспект НОД рисования и развитие речи. Тема:"Дымковская барышня".
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа) по теме

Альфина Захидиновна Абдулфатахова

Конспект НОД рисование и развитие речи                

                   (Старшая группа).

               Тема: «Дымковская барышня».                        

 

  Цель: Воспитание интереса и эстетического отношения к народному искусству.  

      Задачи: Познакомить детей с особенностями и своеобразием дымковской игрушки (история возникновения, цвета, элементы). Учить рассматривать дымковскую игрушку (барышня), выделять элементы украшения юбки в клетку; рисовать узор из горизонтальных и вертикальных полос, украшать кругами (круги рисовать неотрывным движением руки всем ворсом кисти, точки - концом кисти). Воспитывать интерес к русскому народному творчеству. Развивать чувство симметрии, ритма.

     Словарная работа: ввести в активный словарь детей понятие: дымковская роспись. Активизировать в речи прилагательные и существительные: яркие, нарядные, веселые, праздничные, кольца, прямая линия, точки – горошины, волнистая линия.

 Материал: дымковские игрушки - иллюстрации (для рассматривания), контуры дымковских барышень (на каждого ребёнка), гуашь; красная, жёлтая, зелёная, синяя, чёрная, юбки барышень из белой бумаги (на каждого ребёнка).

   

 Ход: Ребята я сегодня пришла в детский сад и обнаружила посылку?

От кого же она? От дымковских мастеров. Кто такие дымковские мастера? Это люди, которые изготавливают дымковские игрушки. Давайте посмотрим, что лежит в посылке. Письмо. (Читает).

«Здравствуйте, ребята! Пишут вам народные умельцы из села Дымково. С давних времён в нашем селе многие поколения мастеров делают красивые глиняные игрушки, потом расписывают их яркими красками. Село наше называется «Дымково» потому, что из каждого дома, где мастер обжигал в печи игрушки, высоко в небо поднимался дым. Мы посылаем вам видео фильм о том, как мы изготавливаем дымковские игрушки. Так бы мы и делали наши чудесные игрушки и радовали людей, если бы не случилось несчастье: злой волшебник Чернушка украл все наши краски, и мы остались без работы. Нечем теперь расписывать дымковских барышень. И мы просим украсить юбки у наших барышень и расколдовать их от заклятья волшебника».

Физкультминутка:

Привезли мы глину с дальнего бугра (Взялись за руки, идут по кругу)

Ну-ка за работу, чудо-мастера! (Вытягивают руки вперёд, в стороны)

Слепим, высушим – и в печь! (Лепят ладошками)

А потом распишем. (Пальцы в щепотку, рисуют волнистые линии)

Будем мы игрушки «печь», («Лепят» ладошками)

Печка жаром пышет. (Кулачки сжимают и разжимают)

А в печи – не калачи, (Машут указательным пальцем)

А в печи – игрушки! (Вытягивают руки вперёд)

 

Дети, давайте посмотрим, где эти заколдованные барышни? Вот одна из них (показывает изображение дымковской барышни, нарисованное на альбомном листе). Вы узнали её? Только что-то наша барышня очень грустная. Как вы думаете, почему? (У неё юбка белая, без рисунков). У нас в группе уже живёт настоящая   дымковская барышня. Она такая важная и красивая, потому что одета в яркие, пышные наряды. Во что одета барышня? (Юбка, кофточка кокошник). Какими элементами художник украсил юбку? Верно, кругами, вертикальными и горизонтальными полосами. Посмотрите, как красиво составлен узор. Скажите, как называется роспись которой расписана барышня? Какие цвета присутствуют в дымковской росписи? Сейчас мы с вами превратимся в настоящих мастеров по росписи дымковской барышни. И поможем народным умельцам расколдовать барышень. Дети садятся на свои места.

«Чтобы и у вас получилось так же, посмотрите, как располагать полосы и клетки на листе бумаги (юбки). Сначала надо всей кистью нарисовать полосу сверху вниз посередине листа бумаги. Потом следует найти середину левой стороны юбки и нарисовать там такую же полосу, затем нарисовать полосу посередине правой стороны юбки. Видите, получились три широкие полосы на равном расстоянии друг от друга. А между ними осталось место для кругов. Мы будем рисовать клетчатый узор, нанесем сверху этих полос слева направо ещё три полосы: посередине, вверху и внизу.

Дети выполняют работу. В конце занятия барышни «встают» в большой хоровод. Детям предлагается рассмотреть красивых, ярких, нарядных барышень.

 

Посмотри, как хороша

Эта девица душа

Щечки алые горят

Удивительный наряд.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Используемая литература:

 

1. И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду в средней группе»

 

2. Н.В. Ермолаева «Эстетическое воспитание дошкольников через декоративно – прикладное искусство»

 

3.  О.Л. Князева, М.Д. Маханева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

 

4. Т.А. Буданова «Знакомство детей с русским народным творчеством»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по развитию речи Тема: «В гости к бабушке Федоре» лексическая тема «Посуда»

Конспект образовательной деятельности  по развитию речиТема: «В гости к бабушке Федоре»лексическая тема «Посуда»...

Конспект образовательной деятельности по развитию речи Тема: «В гости к бабушке Федоре» лексическая тема «Посуда»

Конспект образовательной деятельности  по развитию речиТема: «В гости к бабушке Федоре»лексическая тема «Посуда»...

Конспект интегрированного занятия по художественно-эстетическому развитию во 2-й младшей группе (рисование и развитие речи) Тема: «Березка»

Конспект интегрированного занятия по художественно-эстетическому развитию во 2-й младшей группе (рисование и развитие речи)Тема: «Березка» Цель: формировать навыки рисования дере...