Творческие игры по ИЗО в детском саду
методическая разработка по рисованию на тему

Новикова Татьяна Робертовна

Использование творческих игр, направленных на развитие воображения, знакомство с нетрадиционными техниками и для закрепления ранее пройденного.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tvorcheskie_igry_po_izo.docx19.84 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                   Новикова Т.Р., воспитатель

                                                                                               ГБДОУ детский сад №50 Калининского района

                                                                                                                                                     Санкт-Петербурга

                                      Творческие игры по ИЗО в детском саду

Развитие творчества в дошкольной педагогике всегда было одной из самых актуальных тем. Во все времена нужны были творческие личности, так как именно они определяли  прогресс человечества. Наше время также требует нестандартно мыслящих и действующих людей во благо развития личности и общества.

В игровой форме лучше всего  дети учатся овладевать инструментами, чувствовать материал, развивать память и легкость руки, формировать  изобразительные навыки, художественный вкус, воображение. Учатся обдумывать и планировать свои действия, предвидеть результат.

Игры и упражнения могут проводиться однократно и многократно, с усложнением форм организации. Обычно, роль ведущего в творческой  игре берет  на себя воспитатель. Его роль заключается  не в подсказывании способов и решений проблемы  детям. И,  тем более, не в выполнении заданий за них, а в тактичном управлении деятельностью детей. В  умении не подавлять их инициативу и творчество, а вовремя заметить их затруднения, выделить причину, найти способ помочь, сохранить детскую самостоятельность, поддержать в ребенке интерес, эмоциональную активность.

Существует огромное количество творческих игр, которые можно использовать на занятиях по ИЗО.

В целях развития цветового видения можно предлагать упражнения на различие оттенков, знакомство с холодными и теплыми, основными, составными и нейтральными (ахроматическими) цветами. Используя   разноцветные лоскутки или кусочки цветной бумаги,  попросить  детей сравнить два оттенка (светлый и темный) и определить особенности цвета. Если оттенков несколько, предложить разложить их от темного к светлому (собираем гусеницу, лепесточки у цветка, передаем различную глубину морских глубин и т.д.).

 Можно подобрать цветной фон под игрушки или для аппликации, определив, какие цвета «дружат», а какие «ссорятся». Обратить внимание на взаимодействие цветов: один цвет на фоне другого может быть не виден - «потеряться», а может и «заиграть». Положите для этого ярко-красный цветок на синий, зеленый и оранжевый  фон. Отметьте, что на синем цветок теряет свою яркость, на зеленом становится более ярким, а на  оранжевом – темным и «безжизненным». Или предложите детям выбрать лоскутки, цвет которых напоминает лето, радость, восторг и тому подобное. Выбрать кусочки, цвет которых кажется теплым или холодным, например:

- какие оттенки выберем для изображения теплого солнышка? Холодной зимы?

-  нарисуй «теплый» натюрморт;

-  расскажи, что бывает оранжевым (розовым, красным, желтым);

-  раскрась одежду в теплые цвета;

-  какие овощи и фрукты бывают такого же цвета?

- выбери из четырех возможных ту палитру, которая поможет художнику нарисовать  веселую, праздничную осень;

Хорошо  закрепляет знания  о цветовом круге игра с ленточками:

 Выходят дети с ленточками основного цвета (красного, синего, желтого) и становятся в круг.

Затем  дети с ленточками дополнительного цвета (оранжевого, зеленого, голубого, фиолетового) занимают свое место между основными цветами. Последними выходят дети с ленточками разнообразных оттенков (малинового, бордового, салатового, коричневого и др.)

Прекрасно развивает творческое воображение и умение находить сходство изображения неясных очертаний с реальными образами и объектами такая техника рисования, как монотипия. Предложите капнуть любую краску  или несколько цветов на середину или половину листа, сложить лист пополам, разгладить, развернуть. Получились различные кляксы, в которых детям необходимо увидеть некий образ и, возможно,  дорисовать детали, закончить рисунок.

Кляксография( техника раздувания капель  краски с помощью коктейльной трубочки) и рисование мыльными пузырями (предлагается выдуть из заранее приготовленного цветного мыльного раствора в стаканчике (гуашь + вода + жидкое мыло) пенную «шапку» и отпечатать её на листе бумаги) схожие с монотипией техники, которые позволяют  развивать еще и дыхание.

Одно из любимых заданий старших дошкольников – придумать и нарисовать фантастическое животное или растение, дать название рисунку, рассказать о том, почему так выглядит их персонаж. Другие дети в свою очередь могут узнать в этом рисунке черты настоящих животных (растений).

Развивают смекалку, воображение и логическое мышление такие игры, как «Неоконченный рисунок», « Отгадай, что я задумал и дорисуй» - рисование по очереди отдельных элементов рисунка, по ходу работы часто перестраивая первоначально задуманный образ. Обычно, это работа в парах. Это задание очень сложное, но оно учит детей работать вместе, договариваться и искать компромиссы.

Подобные задания активизируют прошлый опыт, пробуждают интерес, дают выход эмоциям детей. В процессе совместных действий дети учатся понимать друг друга, создается атмосфера доверия и заинтересованности, а это — одно из главных условий, располагающих к творчеству.

«Кто нарисует больше предметов овальной формы?», « На что похож круг?» - эти игры направлены на развитие креативности. Ребенку дается лист бумаги с изображением  контура  кругов (от 3 до 10) в зависимости от  возраста ребенка. Нужно дорисовать круги, не повторяя изображения. Чем разнообразнее изображения, тем выше уровень креативности.

Развивать творческое воображение и эмоциональность помогут игры  «Волшебники» ( без предварительной беседы предлагаем детям с помощью карандашей превратить две совершенно одинаковые фигуры, изображенные на листе, в злого и доброго волшебника. Далее придумываем, что совершил плохого «злой» волшебник и как его победил «добрый») и  «О чем рассказала музыка» (Звучит классическая  музыка. Детям предлагаем  закрыть глаза и представить, о чем рассказывает музыка. Затем рисуем  свой сюжет, персонажа или передаем  цветом характер услышанного) .

 Итак, искусство формирует и развивает человека разносторонне, влияет на его внутренний мир. Оно развивает глаз и пальцы, углубляет и направляет эмоции, возбуждает фантазию, заставляет работать мысль.

Творческие игры на занятиях по ИЗО помогают повышать интерес к изобразительной деятельности, искусству. Помогают сделать осмысленным выполнение детьми учебных заданий.  На основе игры  у детей возникает  желание овладеть предполагаемым учебным содержанием. С помощью игры воспитатель имеет возможность разнообразить использование различных изобразительных материалов для реализации творческого процесса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуально-творческая игра «Педагогическая компетентность воспитателя детского сада»

После изучения и внедрения программы "Детство", в детском саду была проведена игра, мониторинга педагогической компетентности педагогов детского сада....

Статья "Творческая игра в педагогическом процессе детского сада"

Дошкольное детство- короткий, но важный период становления личности. В этой статье мне хотелось раскрыть перед читателями свой опыт педагогической деятельности в данном направлении, помочь родителям о...

Творческая игра в педагогическом процессе детского сада

Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре - важнейшему виду детской деятельности....

ТВОРЧЕСКАЯ ИГРА В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ ДЕТСКОГО САДА

Игре принадлежит большая роль в жизни и развитии детей. В игровоя деятельности формируются многие положительные качества ребенка, интерес и готовность к предстоящему учению, развиваются его познавател...

Творческая игра в педагогическом процессе детского сада

"Игра-путь детей к познанию мира,в котором они живут и который призваны изменить" А.М.Горький...

ТВОРЧЕСКАЯ ИГРА В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ ДЕТСКОГО САДА

Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память , воображение, дисциплинированность, ловкость. Кром...

Статья : "Творческие игры по ИЗО в детском саду" (в контексте программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой)

Творческие игры по ИЗО в детском садуИскусство формирует и развивает человека разносторонне, влияет на его внутренний мир. Оно развивает глаз и пальцы, углубляет и направляет эмоции, возбуждает фантаз...