Главные вкладки

    Мастер-класс для педагогов "Шаг в будущее" (элементы арт-терапии)
    методическая разработка по рисованию на тему

    Мастер-класс для педагогов "Шаг в будущее" (элементы арт-терапии)

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл gotovoe.docx29.44 КБ

    Предварительный просмотр:

    МКДОУ «Новохоперский детский сад общеразвивающего вида «Ласточка»

    Областной мастер-класс для педагогов

    «Шаг в будущее»

    (элементы арт-терапии)

    Педагог-психолог 1КК

    Седых Т.С.

    р.п. Новохоперский

    2018

    «Шаг в будущее»

    (элементы арт-терапии)

    Искусство - невидимый мостик, который совмещает два противоположных мира: мир фантазии и реальности. Часто тайные желания, подсознательные чувства и эмоции, более легко изложить в творчестве, чем выразить в словесной форме. Поэтому в последнее время большую популярность приобретает метод арт-терапия.        
            Термин «арт-терапия» стал использоваться в нашей стране сравнительно недавно. С английского языка это понятие можно перевести как «лечение, основанное на занятиях художественным (изобразительным) творчеством...» Однако на практике арт-терапия далеко не всегда связана с лечением в строгом медицинском смысле слова. Хотя лечебные задачи, несомненно, ей свойственны, существует много примеров применения арт-терапии скорее как средства психической гармонизации и развития человека (например, в образовательной практике), как пути к разрешению социальных конфликтов или с другими целями.        

    Дошкольное образование в России в основном ориентировано на обеспечение познавательного развития ребёнка. С психологической же точки зрения, специфика развития в дошкольном возрасте заключается не столько в овладении ребенком знаний, сколько в становлении базовых свойств его личности: самооценки, эмоционально-потребностной сферы, нравственных ценностей, смыслов и установок, а также социально-психологических особенностей в системе отношений с другими людьми.

    Не секрет, что именно  дошкольное детство – один из самых важных этапов в жизни ребенка. В этот период ребенок активно познает окружающий мир. А в детском саду ребенок получает первый опыт взаимодействия с другими людьми, пытается найти свое место среди них, учится жить в ладу с самим собой и окружающими и получает первые элементарные знания. Задача специалистов дошкольного образования заключается в том, чтобы и опыт, и навыки, и знания ребенок получал в комфортных для него психологических условиях и в той степени, какая ему необходима.

    Психика ребенка очень ранима и требует бережного к себе отношения, ведь малыш только начинает узнавать самого себя и этот мир вокруг. И на своем пути дети часто сталкиваются с серьезными трудностями: в семье, в детском саду, в школе, в общении и наедине с самими собой. Взрослые очень хотят им помочь, но часто не знают как: убеждения и нравоучения не помогают, а сам малыш не может толком ничего объяснить. В таких случаях и может помочь арт-терапия.

    Условия арт-терапии очень просты:

    1. Практически каждый человек (независимо от своего возраста, культурного опыта и социального положения) может участвовать в арт-терапевтической работе, которая не требует от него каких-либо способностей к изобразительной деятельности или художественных навыков.         
             2. Арт-терапия является средством преимущественно невербального общения. Это делает ее особенно ценной для тех, кто недостаточно хорошо владеет речью, затрудняется в словесном описании своих переживаний, либо, напротив, чрезмерно связан с речевым общением. Символическая речь является одной из основ изобразительного искусства, позволяет человеку зачастую более точно выразить свои переживания, по-новому взглянуть на ситуацию и житейские проблемы и найти благодаря этому путь к их решению.
              3. Арт-терапия является средством свободного самовыражения и самопознания. Она предполагает атмосферу доверия, высокой терпимости и внимания к внутреннему миру человека.        
              4. Продукты изобразительного творчества являются объективным свидетельством настроений и мыслей человека.        
              5. Арт-терапевтическая работа в большинстве случаев вызывает у людей положительные эмоции, помогает преодолеть апатию и безынициативность, сформировать более активную жизненную позицию.        
             6. Арт-терапия основана на мобилизации творческого потенциала человека, внутренних механизмов саморегуляции и исцеления. Она раскрывает широкий спектр возможностей человека и утверждения им своего индивидуально-неповторимого способа бытия-В-мире.        

    Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. Арт-терапия ненавязчиво исцеляет психику, знакомит с окружающим миром, позволяет увидеть мир вокруг себя прекрасным и гостеприимным.

    Показания для проведения детской арт-терапии:


    • упрямство;        
    • агрессия;        
    • страхи; тики, заикание, навязчивости и др.;        
    • частая смена настроения;        
    • задержки речевого и психического развития;        
    • кризисные ситуации;        
    • трудности в школе, общении со сверстниками и/или взрослыми;        
    • возбудимости или апатичности;        
    • изменение места жительства;        
    • подготовки к детскому саду / школе и периоде адаптации;        
    • потери родительского контроля над ребенком, непослушании;        
    • застенчивости и неуверенности в себе;        
    • гиперактивность;        
    • трудности в школе и т. д.

    Основные принципы занятий арт-терапией:

     1.  Желание ребенка — основное условие занятия. Творчество без желания невозможно, и, конечно, невозможен доверительный диалог с ребенком.
              2. Поощрение и благодарность ребенку.        
             3. Педагог должен быть  готов к тому, что при диалоге во время занятия на общие вопросы о себе или рисунке ребенок иногда отвечает «Не знаю», и предлагает ему варианты ответов.        
             4. Важным условием успешной работы является непосредственное участие самого педагога  в той работе, которую он предлагает. Педагог вместе с ребенком говорит о своем настроении (в начале и в конце занятия), рисует, лепит, рассуждает о тех или иных произведениях, словом, выполняет все задания, которые дает и ребенку. Только тогда у ребенка формируется доверие к педагогу и к той необычной деятельности, которая ему предлагается.
             5. Нужно использовать яркий, красивый, добротный материал, с  которым идет работа на занятии. Краски, карандаши, пластилин, бумага имеют аккуратный вид, ведь ребенок чувствует к себе отношение и через материал, с которым ему предлагают работать. Для тех ребят, которые включаются в работу с неохотой, яркие красивые канцелярские принадлежности и другое оборудование могут стать привлекающим моментом.        
             6. На многих занятиях педагог рассказывает  о том или ином явлении. Его монолог более всего полезен, если он содержит элементы гипнотического повествования, т.е. в какой-то степени речь педагога должна вводить в легкий транс с помощью повторения слов, предложений, использования эпитетов, метафор, изменения голоса. Это помогает создать атмосферу необычности, таинственности происходящего и помогает совершиться чуду спонтанного самораскрытия ребенка.        
              7. Главное — получать  удовольствие от самого процесса рисования, когда даже каракули и черкания играют роль исцеления!

    Существует несколько видов арт-терапии:         


    - сказкотерапия;        
    - маскотерапия;        
    - музыкотерапия;        
    - цветотерапия;        
    - куклотерапия;        
    - игротерапи;        
    - драматерапи;        
    - изотерапия

    - боди-арт и т.д.        

    Методы арт-терапии я широко использую в своей практике, как при работе с детьми, так и при работе со взрослыми (родителями и педагогами): на открытых мероприятиях, на занятиях, на родительских собраниях, в родительском клубе, на педагогических совещаниях и т.п.

    В моей работе я использую различные методы арт-терапии – это сказкотерапия, песочная терапия, изотерапия и конечно же боди-арт.

    На боди-арте хотелось бы остановиться по подробнее.

    Название "боди-арт" произошло от англиского "body-art" - "искусство тела". Слово было изобретено капитаном Джеймсом Куком в 1769 году.

    Боди-арт - это искусство украшать тело. Представители боди-арта использовали свое тело как материал или объект творчества. Рисовать на теле стали  более чем 5000 лет назад. Впоследствии боди-арт сблизился с рядом явлений, возникших в русле контр-культуры (тату, раскрашивание тела, аква-грим).        

    На самом деле искусство росписи тела имеет долгую историю. Человек украшал свое тело в связи с религиозными, военными обрядами и другими церемониями. Практика росписи тела и по сей день распространена среди племен, находящихся на уровне каменного века. Среди них племя Каро (Эфиопия), представители которого покрывают свое тело из шрамов-надрезов; племя Кайано (Амазонка), раскрашивающие свои тела красками из фруктов; Майори (Полинезия), покрывающие свои тела и лица ритуальными татуировками. Танцоры племени Симбу (Папуа Новая Гвинея) разукрашивают себя белой глиной и древесным углем. А количество колец в ухе мужчины Хамар (Эфиопия) равно количеству его жен. В общем, почти все племена в той или иной степени используют приемы изменения своего тела.

    Древние люди расписывали свое тело примитивными растительными красителями: цветными глинами, соком трав, углем и сажей, украшая тело к праздникам. А сюжеты брали из жизни. Археологи проводят одну сюжетную нить через различные виды росписи. Так и посуда, и тело, и пещера, где жил человек, могли повторять роспись. С развитием цивилизации и возникновением одежды это искусство исчезло и возродилось только в XX веке.

    Прошло немного времени, и роспись красками на теле стали применять на показах мод, чемпионатах по парикмахерскому искусству, ногтевому дизайну и так далее. И параллельно шло развитие простых элементов боди-арта, таких, которые можно было бы сделать в домашних условиях.

    Сегодня боди-арт используется и в современной педагогике. Эта техника позволяет заботиться об эмоциональном самочувствии и психологическом здоровье личности, группы, коллектива средствами спонтанной художественной деятельности.        

    Метод боди-арта работы с детьми и взрослыми – это безопасный способ разрядки разрушительных эмоций. Он позволяет проработать мысли и эмоции, которые человек привык подавлять, повышает адаптационные способности человека к повседневной жизни, снижает утомление, негативные эмоциональные состояния и их проявления, связанные с обучением у детей, работой у педагогов и воспитанием у родителей.

    Боди-арт – это мощное средство самовыражения, облегчающее путь для проявления чувств. Терапия искусством позволяет максимально реализовать творческие способности, помогает познать своё  предназначение. Благодаря рисованию на теле, человек легче воспринимает болезненные для него события. С помощью этой необычной техники происходит сплочение детей, дети становятся более раскрепощенные. Кроме всего сказанного, рисование на теле – это очень интересное и увлекательное занятие, которое нравится всем детям без исключения.

    Техникой боди-арт я пользуюсь в своей работе для решения следующих задач:

              1.Развитие творческих и коммуникативных способностей детей.
              2.Стимулирование творческого самовыражения, раскрытие своего «Я».
              3.Расширение представлений о самих себе, развитие интереса к самому себе.
             4.Развитие уверенности в себе, повышение самооценки.
             5.Сплочение детского коллектива.        
             6.Снятие напряжения, гармонизация эмоционального состояния.

    Перед применением метода боди-арт я провожу различные диагностики. Например, в прошлом году я провела диагностику социальной адаптации детей старшей группы, и выяснила, что 8 человек из группы, состав которой 31 человек, испытывают чувство тревоги. После чего мы с «тревожными» детьми начали заниматься по программе социальной адаптации, и на занятиях я применяла элементы арт-терапии, в том числе и боди-арт. В результате, через 16 занятий (8 недель), я провела еще раз диагностику социальной адаптации «тревожных» детей, и выяснила, что уровень тревожности у этих детей снизился, на том же уровне тревожность осталась только у 2 человек, но они по состоянию здоровья пропустили большую часть занятий. По той же системе  я проводила коррекционные занятия с детьми с нарушениями в эмоционально-волевой сфере. К примеру так же возьмем старшую группу. Детей проявляющих агрессию в этой группе выявилось 5 человек. С ними проводились занятия  с использованием элементов арт-терапии, в том числе и боди-арт. В результате за 16 занятий (8 недель) уровень агрессивности этих детей значительно снизился, снизилось чрезмерное напряжение детей, появились навыки конструктивного поведения, общения, игровые умения и навыки регуляции социальных отношений.

    Итак, какое же воздействие оказывает использование техники боди-арт в чем заключаются ее уникальные особенности?

    - Создает положительный эмоциональный настрой.        

    - Позволяет обратиться к тем реальным проблемам или фантазиям, которые по каким– либо причинам затруднительно обсуждать вербально.

    - Дает возможность на символическом уровне экспериментировать с самыми разными чувствами, исследовать и выражать их в социально приемлемой форме. Работа над росписью тела – это безопасный способ разрядки разрушительных и саморазрушительных тенденций, позволяющий проработать мысли и эмоции, которые человек привык подавлять.

    - Способствует творческому самовыражению, развитию воображения.

    -  Повышает адаптационные способности ребенка к повседневной жизни. Снижает утомление, негативные эмоциональные состояния и их проявления, связанные с обучением.

    - Эффективна в коррекции различных отклонений и нарушений личностного развития. Опирается на здоровый потенциал личности, внутренние механизмы саморегуляции и исцеления.

    Помимо коррекционных занятий мы вместе с детьми изучаем историю арт-терапии и конкретно боди-арта, готовим «безопасные» краски для боди-арта, вырезаем шаблоны для облегчения нанесения рисунков на тело, учимся рисовать непосредственно на теле без использования шаблонов. Данную технику я применяю на своих занятиях, на открытых мероприятиях, на праздниках.

    Чтобы сделать рисунок на теле необходимы специальные краски, которые не будут вызывать аллергию, не будут сушить кожу и не будут растрескиваться при высыхании. Эти краски можно купить в магазине, но их также можно сделать самостоятельно.

    Сегодня мне хочется научить вас изготавливать безопасные краски для нанесения боди-арта. Возможно после сегодняшнего мастер-класса вы так же, как и я возьмете на вооружение технику боди-арт в свою практику.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Мастер – класс « «Мастер – класс «Песочная терапия в работе педагога – психолога»» + презентация

    Все мы, взрослые и дети, брали в руки песок. На вид мелкие крупинки, ничего особенного, но почему-то с ним хочется что-то делать: строить из мокрого песка замки, с помощью формочек делать кулич...

    Мастер-класс для родителей и детей «Применение Су-Джок терапии при коррекции речевых нарушений»

    Мастер-класс для родителей и детей «Применение Су-Джок терапии при коррекции речевых нарушений» ...

    Презентация: Мастер-класс для родителей и детей «Применение Су-Джок терапии при коррекции речевых нарушений»

    Презентация: Мастер-класс для родителей и детей «Применение Су-Джок терапии при коррекции речевых нарушений» ...

    Буклет "Шаг в будущее" (элементы арт-терапии)

    Буклет для областного мастер-класса для педагогогв "Шаг в будущее" (элементы арт-терапии)...

    Мастер–класс «Здоровье на ладошке» по применению Су-Джок терапии в работе с детьми с ОВЗ

    Массаж специальным шариком. На ладони находится множество биологически активных точек. Эффективным способом их стимуляции является массаж специальным шариком. Прокатывая шарик между ладошками, дети ак...

    Мастер-класс для воспитателей на тему "Песко-водо-игровая терапия"

    Игра для ребенка дошкольного возраста является как ведущим видом деятельности, так и одним из важнейших путей познания окружающего мира. Игры с использованием объектов неживой природы (песка, гли...

    Мастер-класс для родителей на тему "Использование элементов арт-терапии в работе ДОУ"

    Арт-терапия – это один из методов, использующий возможности искусства для достижения положительных изменений в интеллектуальном, социальном, эмоциональном и личностном развитии человека. Эт...