«ОСЕНЬ ЗА ОКОШКОМ» (Старшая группа)
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа) на тему

Троицкая Светлана Владимировна

 "Осень за окошком"

Программное содержание:

1. Закрепить знания детей об осени, её признаках, особенностях, уметь понимать приметы осени.

 2. Закрепить умение работать в разной нетрадиционной технике рисования

 3. Учить подбирать соответствующую цветовую гамму.

 4. Учить умению располагать предметы в пространстве на листе бумаги.

 5. Продолжать учить детей передавать в рисунке радостное настроение, связанное с приходом золотой осени, умение придумывать содержание своей работы.

 6. Продолжать учить вести беседу по картине, активизировать словарь детей.

 7. Развивать у детей образное мышление, восприятие, фантазию, формировать чувство цвета, творчество.

 8. Воспитывать любовь к природе, интерес к занятию, продолжать учить работать коллективно.

Цели и задачи:

Образовательные:

- расширять знания дошкольников об осенней природе;

- учить узнавать раннюю, золотую и позднюю пору осени;

- активизировать творческое воображение, творческие проявления;

- предоставить детям возможность  к  самовыражению через использование и соединение различных техник рисования;

- закрепить знания детей о художественных материалах и инструментах;

- познакомить с новой техникой рисования двойных изображений – монотипией

- вызвать интерес к новой технике рисования – пейзажной монотипии

 

Развивающие:

Развивать способность передавать колорит, характерный для золотой осени, подбирать нужные цвета.

Совершенствовать технику рисования акварельными   красками.

 

Воспитательные:

Воспитывать интерес к познанию природы и отображению представлений в изобразительной деятельности. Воспитывать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, инициативности, ответственности.

 

Предварительная работа:

Рассматривание деревьев и кустарников на участке во время прогулок, сравнение листьев по цвету, форме, величине; тонирование листов бумаги, изображение стволов деревьев. Чтение художественной литературы и заучивание стихов об осени. Рассматривание пейзажных картин художников.

Рисование цветными карандашами осенних листьев.

Разучивание стихотворений об осени, чтение рассказов об осени; загадывание загадок; разучивание песен.

 

Материал:

Репродукции картин, на которых изображена ранняя, золотая, поздняя осень;

деревья, отражающиеся в воде. Альбомные листы, простые карандаши, акварельные краски, кисти, баночки с водой, мокрые губки, тряпочки.

 

Индивидуальная работа:

Помочь затрудняющимся детям в смешивании краски, в прорисовывании отдельных деталей.

 

 Методические  приемы:

Рассказ воспитателя о картине,  беседа  с  детьми,

вопросы к детям – ответы детей; художественное слово.  Обсуждение замысла будущей картины с детьми, с каждым из них; объяснения, указания, советы;

рассматривание иллюстраций, картины, анализ детских работ.

  

Ход занятия:

             

  1. Вводная часть:

                  

  (дети стоят около картин с осенней тематикой в мини - галлерее)

 

 

- Добрый день, ребята! Сегодня мы с вами отправимся в удивительное время года, любимое многими поэтами и художниками, и композиторами. Посмотрите на эти картины и послушайте стихотворение, которое написал И. Бунин.

 

Листопад

 

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

 

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют,

А между кленами синеют

 

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца

 

Педагог

 –Какое время года описано в стихотворении?

Ответы детей: Осень.

- А какое сейчас время года?

Ответы детей: Сейчас тоже осень.

- Да, за окном у нас осень. Какие осенние месяцы вы знаете?

Ответы детей: сентябрь, октябрь, ноябрь.

- Молодцы, дети. В сентябре осень только начинается. Появляются первые желтые листочки на березах, клены расцветают желтой и красной листвой. Про такую осень говорят – ранняя осень. В октябре все деревья наряжаются в осенние наряды, начинается листопад. Про такую осень говорят –  золотая. А в ноябре листвы на деревьях

почти нет, идут частые, холодные дожди, наступают морозы и выпадает первый снег. Такую осень называют поздней.

 

Проводится игра «Слова наоборот».

Ранняя осень – не темная, а (светлая),

- не холодная, а…(теплая),

- не грустная, а…(веселая),

- не тихая, а…(шумная), (громкая),

- не дождливая, а…(сухая),

- не пасмурная, а…(солнечная).

 

- У осени свои краски.

- Какие краски золотой осени вы знаете?

Ответы детей: красные, желтые, оранжевые, зеленые, пурпурные, теплые, багряные, золотистые.

- А сейчас какая осень на улице?   (ответы детей)

- Правильно, это поздняя осень.

- Какие перемены заметили вы в поздней осени?

Ответы детей: Птицы улетели, повяла трава, листья опали.

- Все правильно. А теперь представим, что мы – деревья.

                 

  Пластический этюд «Осенняя ветка».

- Представим, что ваша рука – ветка, а кисть с пальцами – листья. Покачаем рукой, как ветка на ветру. Подул слабый ветерок – закачались листочки (движения пальцами). Подул сильный ветер – закачались ветки (помахивание руками). Ветер все сильнее, сильнее… Нарисуем руками листопад. (Поочередно опускают и поднимают руки, приседая, наклоняют и выпрямляют туловище). Но вот стих ветерок и деревце замерло.                                                                         Ребята, что можно сделать, чтобы осенние листья остались с нами подольше?

Ответы детей: Засушить гербарий, сделать панно из листьев, нарисовать…

- Верно, дети. Человеку всегда хочется, чтобы то, что его окружает, не только было сохранено, но стало красивее и необычнее. Вы хотели бы оставить себе на память рисунок об осени? А какой период вам больше понравился?

Ответы детей: Золотая осень.

- Вспомните, как называются картины, на которых нарисована природа?

Ответы детей: Пейзажи.

 

 

 

- Да, это пейзажи – такие особые картины, на которых художники изображают природу. Рассматривая пейзажи, мы будто смотрим в окошко и видим настоящий лес или речку, поле или луг. И нам хочется выбежать на улицу, чтобы побегать по траве, понюхать цветочки, потрогать кору деревьев, полюбоваться листочками…

 

 

Объяснение приемов выполнения работы.                                                                                                                                - Давайте и мы нарисуем пейзаж, на котором деревья, стоя на берегу озера, или реки, отражаются в воде. Предложите, как это можно сделать в рисовании.  (Дети высказывают свои соображения).

- А сделаем это мы вот так:

-Садитесь за столы. Возьмите лист бумаги, положите его вертикально и сложите пополам. Потом разверните. Выше линии сгиба – земля и небо, а ниже – вода (речка, озеро). На верхней части листа можно нарисовать деревья, улетающих в теплые края птиц. Небо можно размыть голубой акварелью, сильно разбавленной водой. А когда закончите рисунок, смочите чистой водой нижнюю часть листа при помощи мокрой губки, сложите и прижмите к верхней половине. Внизу получится эффект воды, в которой отражаются деревья, небо и все, что вы нарисуете в верхней части листа. Рисунок в верхней части листа, затем, надо подкрасить. (Показываю по мере объяснения).  

 

Ф/М Пальчиковая моторика

  1. Выполнять действия и движения пальчиками в соответствии с содержанием стихотворения и потешки.

Ветер северный подул:

 «С-с-с-с», все листья

С липы сдул...                            (Пошевелить пальцами и подуть на них.)

Полетели, закружились

И на землю опустились.

Дождик стал по ним стучать:

 «Кап-кап-кап, кап-кап-кап!»          (Постучать пальцами по столу.)

Град по ним заколотил,

Листья все насквозь пробил.         (Постучать кулаками по столу.)

Снег потом припорошил,               (Плавные движения кистями рук вперед - назад.)

Одеялом их накрыл.                     (Ладони крепко прижать к столу.)

 

  1.  Самостоятельная деятельность детей.

 В процессе работы педагог помогает тем, кто испытывает затруднения.

                                   

  1.  Итог занятия.

 Дети переносят свои рисунки на свободный стол, рассматривают, делятся впечатлениями.

- Какие красивые, необычные пейзажи у нас получились! Так и хочется прочитать стихотворение   Маргариты Алигер: «Осень только взялась за работу…».

 

Осень только взялась за работу, только вынула кисть и резец,

положила кое-где позолоту, кое-где уронила багрец.                                                                                                                               И замешкалась, будто решая, приниматься ей этак иль так?

То отчается, краски мешая, и в смущенье отступит на шаг...

То зайдется от злости и в клочья все порвет беспощадной рукой...

И внезапно, мучительной ночью, обретет величавый покой.

И тогда уж, собрав воедино все усилья, раздумья, пути,

нарисует такую картину, что не сможем мы глаз отвести.

И притихнем, смущаясь невольно: что тут сделать и что тут сказать?

...А она все собой недовольна: мол, не то получилось опять.

И сама уничтожит все это, ветром сдует, дождями зальет,

Чтоб отмаяться зиму и лето и сначала начать через год.

 

 

                 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл рисование19.64 КБ

Предварительный просмотр:

Программное содержание:

1. Закрепить знания детей об осени, её признаках, особенностях, уметь понимать приметы осени.

 2. Закрепить умение работать в разной нетрадиционной технике рисования

 3. Учить подбирать соответствующую цветовую гамму.

 4. Учить умению располагать предметы в пространстве на листе бумаги.

 5. Продолжать учить детей передавать в рисунке радостное настроение, связанное с приходом золотой осени, умение придумывать содержание своей работы.

 6. Продолжать учить вести беседу по картине, активизировать словарь детей.

 7. Развивать у детей образное мышление, восприятие, фантазию, формировать чувство цвета, творчество.

 8. Воспитывать любовь к природе, интерес к занятию, продолжать учить работать коллективно.

Цели и задачи:        

Образовательные:

- расширять знания дошкольников об осенней природе;

- учить узнавать раннюю, золотую и позднюю пору осени;

- активизировать творческое воображение, творческие проявления;

- предоставить детям возможность  к  самовыражению через использование и соединение различных техник рисования;

- закрепить знания детей о художественных материалах и инструментах;

- познакомить с новой техникой рисования двойных изображений – монотипией

- вызвать интерес к новой технике рисования – пейзажной монотипии

Развивающие:

Развивать способность передавать колорит, характерный для золотой осени, подбирать нужные цвета.

Совершенствовать технику рисования акварельными   красками.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к познанию природы и отображению представлений в изобразительной деятельности. Воспитывать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, инициативности, ответственности.

Предварительная работа:

Рассматривание деревьев и кустарников на участке во время прогулок, сравнение листьев по цвету, форме, величине; тонирование листов бумаги, изображение стволов деревьев. Чтение художественной литературы и заучивание стихов об осени. Рассматривание пейзажных картин художников.

Рисование цветными карандашами осенних листьев.

Разучивание стихотворений об осени, чтение рассказов об осени; загадывание загадок; разучивание песен.

Материал:

Репродукции картин, на которых изображена ранняя, золотая, поздняя осень;

деревья, отражающиеся в воде. Альбомные листы, простые карандаши, акварельные краски, кисти, баночки с водой, мокрые губки, тряпочки.

Индивидуальная работа:

Помочь затрудняющимся детям в смешивании краски, в прорисовывании отдельных деталей.

 Методические  приемы:

Рассказ воспитателя о картине,  беседа  с  детьми,

вопросы к детям – ответы детей; художественное слово.  Обсуждение замысла будущей картины с детьми, с каждым из них; объяснения, указания, советы;

рассматривание иллюстраций, картины, анализ детских работ.

   

Ход занятия:

        

  1. Вводная часть:

                   

  (дети стоят около картин с осенней тематикой в мини - галлерее)

 

- Добрый день, ребята! Сегодня мы с вами отправимся в удивительное время года, любимое многими поэтами и художниками, и композиторами. Посмотрите на эти картины и послушайте стихотворение, которое написал И. Бунин.

Листопад

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют,

А между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца

Педагог

 –Какое время года описано в стихотворении?

Ответы детей: Осень.

- А какое сейчас время года?

Ответы детей: Сейчас тоже осень.

- Да, за окном у нас осень. Какие осенние месяцы вы знаете?

Ответы детей: сентябрь, октябрь, ноябрь.

- Молодцы, дети. В сентябре осень только начинается. Появляются первые желтые листочки на березах, клены расцветают желтой и красной листвой. Про такую осень говорят – ранняя осень. В октябре все деревья наряжаются в осенние наряды, начинается листопад. Про такую осень говорят –  золотая. А в ноябре листвы на деревьях

почти нет, идут частые, холодные дожди, наступают морозы и выпадает первый снег. Такую осень называют поздней.

Проводится игра «Слова наоборот».

Ранняя осень – не темная, а (светлая),

- не холодная, а…(теплая),

- не грустная, а…(веселая),

- не тихая, а…(шумная), (громкая),

- не дождливая, а…(сухая),

- не пасмурная, а…(солнечная).

- У осени свои краски. 

- Какие краски золотой осени вы знаете?

Ответы детей: красные, желтые, оранжевые, зеленые, пурпурные, теплые, багряные, золотистые.

- А сейчас какая осень на улице?   (ответы детей)

- Правильно, это поздняя осень.

- Какие перемены заметили вы в поздней осени?

Ответы детей: Птицы улетели, повяла трава, листья опали.

- Все правильно. А теперь представим, что мы – деревья.

                 

  Пластический этюд «Осенняя ветка».

- Представим, что ваша рука – ветка, а кисть с пальцами – листья. Покачаем рукой, как ветка на ветру. Подул слабый ветерок – закачались листочки (движения пальцами). Подул сильный ветер – закачались ветки (помахивание руками). Ветер все сильнее, сильнее… Нарисуем руками листопад. (Поочередно опускают и поднимают руки, приседая, наклоняют и выпрямляют туловище). Но вот стих ветерок и деревце замерло.                                                                         Ребята, что можно сделать, чтобы осенние листья остались с нами подольше?

Ответы детей: Засушить гербарий, сделать панно из листьев, нарисовать…

- Верно, дети. Человеку всегда хочется, чтобы то, что его окружает, не только было сохранено, но стало красивее и необычнее. Вы хотели бы оставить себе на память рисунок об осени? А какой период вам больше понравился?

Ответы детей: Золотая осень.

- Вспомните, как называются картины, на которых нарисована природа?

Ответы детей: Пейзажи.

- Да, это пейзажи – такие особые картины, на которых художники изображают природу. Рассматривая пейзажи, мы будто смотрим в окошко и видим настоящий лес или речку, поле или луг. И нам хочется выбежать на улицу, чтобы побегать по траве, понюхать цветочки, потрогать кору деревьев, полюбоваться листочками…

Объяснение приемов выполнения работы.                                                                                                                                - Давайте и мы нарисуем пейзаж, на котором деревья, стоя на берегу озера, или реки, отражаются в воде. Предложите, как это можно сделать в рисовании.  (Дети высказывают свои соображения).

- А сделаем это мы вот так:

-Садитесь за столы. Возьмите лист бумаги, положите его вертикально и сложите пополам. Потом разверните. Выше линии сгиба – земля и небо, а ниже – вода (речка, озеро). На верхней части листа можно нарисовать деревья, улетающих в теплые края птиц. Небо можно размыть голубой акварелью, сильно разбавленной водой. А когда закончите рисунок, смочите чистой водой нижнюю часть листа при помощи мокрой губки, сложите и прижмите к верхней половине. Внизу получится эффект воды, в которой отражаются деревья, небо и все, что вы нарисуете в верхней части листа. Рисунок в верхней части листа, затем, надо подкрасить. (Показываю по мере объяснения).  

Ф/М Пальчиковая моторика

  1. Выполнять действия и движения пальчиками в соответствии с содержанием стихотворения и потешки.

Ветер северный подул:

 «С-с-с-с», все листья

С липы сдул...                            (Пошевелить пальцами и подуть на них.)

Полетели, закружились

И на землю опустились.

Дождик стал по ним стучать:

 «Кап-кап-кап, кап-кап-кап!»          (Постучать пальцами по столу.)

Град по ним заколотил,

Листья все насквозь пробил.         (Постучать кулаками по столу.)

Снег потом припорошил,               (Плавные движения кистями рук вперед - назад.)

Одеялом их накрыл.                     (Ладони крепко прижать к столу.)

  1.  Самостоятельная деятельность детей.

 В процессе работы педагог помогает тем, кто испытывает затруднения.

                                   

  1.  Итог занятия.

 Дети переносят свои рисунки на свободный стол, рассматривают, делятся впечатлениями.

- Какие красивые, необычные пейзажи у нас получились! Так и хочется прочитать стихотворение   Маргариты Алигер: «Осень только взялась за работу…».

Осень только взялась за работу, только вынула кисть и резец,

положила кое-где позолоту, кое-где уронила багрец.                                                                                                                               И замешкалась, будто решая, приниматься ей этак иль так?

То отчается, краски мешая, и в смущенье отступит на шаг...

То зайдется от злости и в клочья все порвет беспощадной рукой...

И внезапно, мучительной ночью, обретет величавый покой.

И тогда уж, собрав воедино все усилья, раздумья, пути,

нарисует такую картину, что не сможем мы глаз отвести.

И притихнем, смущаясь невольно: что тут сделать и что тут сказать?

...А она все собой недовольна: мол, не то получилось опять.

И сама уничтожит все это, ветром сдует, дождями зальет,

Чтоб отмаяться зиму и лето и сначала начать через год.

                          


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Осенний праздник "Осень, осень в гости просим."

Праздник для детей среднего возраста....

«Осень. Осенние месяцы. Периоды осени».

Итоговое тематическое занятие Осень. Приметы осени....

Праздник Осени в детском саду "Осень, Осень в гости просим!"

«Осень, Осень, в гости просим!» Чего в детском саду обычно ждут дети? Конечно, праздника! Пусть в календаре и нет никакой знаменательной даты, но почему бы не устроить праздник в честь другого со...

Осенние сценарии "Что у осени в корзинке?", "Чудеса в осеннем лесу" (для младшей, средней и старшей дошкольной возрастной группы)

Данные осенние сценарии - это увлекательные осенние путешествия, с песнями, танцами, играми, загадками,  и конечно же встреча со сказочными героями......

логопедическое занятие с детьми 6-7 лет «Осень. Осенние месяцы. Периоды осени. Деревья осенью» Звук Ц], буква Йй

«Осень. Осенние месяцы.Периоды осени. Деревья осенью»Звук Ц], буква ЙйКоррекционно-образовательные цели. Обобщение и системати­зация представлений об осенних изменениях в природе. Форми­рование ...

Логопедическое занятие с детьми 6-7 лет «Осень. Осенние месяцы. Периоды осени. Деревья осенью» Звук Ц], буква Йй

Коррекционно-образовательные цели. Обобщение и системати­зация представлений об осенних изменениях в природе. Форми­рование представлений о периодах осени и их характерных осо­бенност...

«Осень, осень снова к нам пришла! Осень, осень чудная пора!»

Осень - это не только слякоть, пронизывающий холод. Осень - это золотая пора, богатая своей цветовой палитрой, и невозможно не восхищаться работой этой художницы. Крона деревьев, багрян...