«ОСЕНЬ ЗА ОКОШКОМ» (Старшая группа)
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа) на тему
"Осень за окошком"
Программное содержание:
1. Закрепить знания детей об осени, её признаках, особенностях, уметь понимать приметы осени.
2. Закрепить умение работать в разной нетрадиционной технике рисования
3. Учить подбирать соответствующую цветовую гамму.
4. Учить умению располагать предметы в пространстве на листе бумаги.
5. Продолжать учить детей передавать в рисунке радостное настроение, связанное с приходом золотой осени, умение придумывать содержание своей работы.
6. Продолжать учить вести беседу по картине, активизировать словарь детей.
7. Развивать у детей образное мышление, восприятие, фантазию, формировать чувство цвета, творчество.
8. Воспитывать любовь к природе, интерес к занятию, продолжать учить работать коллективно.
Цели и задачи:
Образовательные:
- расширять знания дошкольников об осенней природе;
- учить узнавать раннюю, золотую и позднюю пору осени;
- активизировать творческое воображение, творческие проявления;
- предоставить детям возможность к самовыражению через использование и соединение различных техник рисования;
- закрепить знания детей о художественных материалах и инструментах;
- познакомить с новой техникой рисования двойных изображений – монотипией
- вызвать интерес к новой технике рисования – пейзажной монотипии
Развивающие:
Развивать способность передавать колорит, характерный для золотой осени, подбирать нужные цвета.
Совершенствовать технику рисования акварельными красками.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к познанию природы и отображению представлений в изобразительной деятельности. Воспитывать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, инициативности, ответственности.
Предварительная работа:
Рассматривание деревьев и кустарников на участке во время прогулок, сравнение листьев по цвету, форме, величине; тонирование листов бумаги, изображение стволов деревьев. Чтение художественной литературы и заучивание стихов об осени. Рассматривание пейзажных картин художников.
Рисование цветными карандашами осенних листьев.
Разучивание стихотворений об осени, чтение рассказов об осени; загадывание загадок; разучивание песен.
Материал:
Репродукции картин, на которых изображена ранняя, золотая, поздняя осень;
деревья, отражающиеся в воде. Альбомные листы, простые карандаши, акварельные краски, кисти, баночки с водой, мокрые губки, тряпочки.
Индивидуальная работа:
Помочь затрудняющимся детям в смешивании краски, в прорисовывании отдельных деталей.
Методические приемы:
Рассказ воспитателя о картине, беседа с детьми,
вопросы к детям – ответы детей; художественное слово. Обсуждение замысла будущей картины с детьми, с каждым из них; объяснения, указания, советы;
рассматривание иллюстраций, картины, анализ детских работ.
Ход занятия:
- Вводная часть:
(дети стоят около картин с осенней тематикой в мини - галлерее)
- Добрый день, ребята! Сегодня мы с вами отправимся в удивительное время года, любимое многими поэтами и художниками, и композиторами. Посмотрите на эти картины и послушайте стихотворение, которое написал И. Бунин.
Листопад
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца
Педагог
–Какое время года описано в стихотворении?
Ответы детей: Осень.
- А какое сейчас время года?
Ответы детей: Сейчас тоже осень.
- Да, за окном у нас осень. Какие осенние месяцы вы знаете?
Ответы детей: сентябрь, октябрь, ноябрь.
- Молодцы, дети. В сентябре осень только начинается. Появляются первые желтые листочки на березах, клены расцветают желтой и красной листвой. Про такую осень говорят – ранняя осень. В октябре все деревья наряжаются в осенние наряды, начинается листопад. Про такую осень говорят – золотая. А в ноябре листвы на деревьях
почти нет, идут частые, холодные дожди, наступают морозы и выпадает первый снег. Такую осень называют поздней.
Проводится игра «Слова наоборот».
Ранняя осень – не темная, а (светлая),
- не холодная, а…(теплая),
- не грустная, а…(веселая),
- не тихая, а…(шумная), (громкая),
- не дождливая, а…(сухая),
- не пасмурная, а…(солнечная).
- У осени свои краски.
- Какие краски золотой осени вы знаете?
Ответы детей: красные, желтые, оранжевые, зеленые, пурпурные, теплые, багряные, золотистые.
- А сейчас какая осень на улице? (ответы детей)
- Правильно, это поздняя осень.
- Какие перемены заметили вы в поздней осени?
Ответы детей: Птицы улетели, повяла трава, листья опали.
- Все правильно. А теперь представим, что мы – деревья.
Пластический этюд «Осенняя ветка».
- Представим, что ваша рука – ветка, а кисть с пальцами – листья. Покачаем рукой, как ветка на ветру. Подул слабый ветерок – закачались листочки (движения пальцами). Подул сильный ветер – закачались ветки (помахивание руками). Ветер все сильнее, сильнее… Нарисуем руками листопад. (Поочередно опускают и поднимают руки, приседая, наклоняют и выпрямляют туловище). Но вот стих ветерок и деревце замерло. Ребята, что можно сделать, чтобы осенние листья остались с нами подольше?
Ответы детей: Засушить гербарий, сделать панно из листьев, нарисовать…
- Верно, дети. Человеку всегда хочется, чтобы то, что его окружает, не только было сохранено, но стало красивее и необычнее. Вы хотели бы оставить себе на память рисунок об осени? А какой период вам больше понравился?
Ответы детей: Золотая осень.
- Вспомните, как называются картины, на которых нарисована природа?
Ответы детей: Пейзажи.
- Да, это пейзажи – такие особые картины, на которых художники изображают природу. Рассматривая пейзажи, мы будто смотрим в окошко и видим настоящий лес или речку, поле или луг. И нам хочется выбежать на улицу, чтобы побегать по траве, понюхать цветочки, потрогать кору деревьев, полюбоваться листочками…
Объяснение приемов выполнения работы. - Давайте и мы нарисуем пейзаж, на котором деревья, стоя на берегу озера, или реки, отражаются в воде. Предложите, как это можно сделать в рисовании. (Дети высказывают свои соображения).
- А сделаем это мы вот так:
-Садитесь за столы. Возьмите лист бумаги, положите его вертикально и сложите пополам. Потом разверните. Выше линии сгиба – земля и небо, а ниже – вода (речка, озеро). На верхней части листа можно нарисовать деревья, улетающих в теплые края птиц. Небо можно размыть голубой акварелью, сильно разбавленной водой. А когда закончите рисунок, смочите чистой водой нижнюю часть листа при помощи мокрой губки, сложите и прижмите к верхней половине. Внизу получится эффект воды, в которой отражаются деревья, небо и все, что вы нарисуете в верхней части листа. Рисунок в верхней части листа, затем, надо подкрасить. (Показываю по мере объяснения).
Ф/М Пальчиковая моторика
- Выполнять действия и движения пальчиками в соответствии с содержанием стихотворения и потешки.
Ветер северный подул:
«С-с-с-с», все листья
С липы сдул... (Пошевелить пальцами и подуть на них.)
Полетели, закружились
И на землю опустились.
Дождик стал по ним стучать:
«Кап-кап-кап, кап-кап-кап!» (Постучать пальцами по столу.)
Град по ним заколотил,
Листья все насквозь пробил. (Постучать кулаками по столу.)
Снег потом припорошил, (Плавные движения кистями рук вперед - назад.)
Одеялом их накрыл. (Ладони крепко прижать к столу.)
- Самостоятельная деятельность детей.
В процессе работы педагог помогает тем, кто испытывает затруднения.
- Итог занятия.
Дети переносят свои рисунки на свободный стол, рассматривают, делятся впечатлениями.
- Какие красивые, необычные пейзажи у нас получились! Так и хочется прочитать стихотворение Маргариты Алигер: «Осень только взялась за работу…».
Осень только взялась за работу, только вынула кисть и резец,
положила кое-где позолоту, кое-где уронила багрец. И замешкалась, будто решая, приниматься ей этак иль так?
То отчается, краски мешая, и в смущенье отступит на шаг...
То зайдется от злости и в клочья все порвет беспощадной рукой...
И внезапно, мучительной ночью, обретет величавый покой.
И тогда уж, собрав воедино все усилья, раздумья, пути,
нарисует такую картину, что не сможем мы глаз отвести.
И притихнем, смущаясь невольно: что тут сделать и что тут сказать?
...А она все собой недовольна: мол, не то получилось опять.
И сама уничтожит все это, ветром сдует, дождями зальет,
Чтоб отмаяться зиму и лето и сначала начать через год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
рисование | 19.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Программное содержание:
1. Закрепить знания детей об осени, её признаках, особенностях, уметь понимать приметы осени.
2. Закрепить умение работать в разной нетрадиционной технике рисования
3. Учить подбирать соответствующую цветовую гамму.
4. Учить умению располагать предметы в пространстве на листе бумаги.
5. Продолжать учить детей передавать в рисунке радостное настроение, связанное с приходом золотой осени, умение придумывать содержание своей работы.
6. Продолжать учить вести беседу по картине, активизировать словарь детей.
7. Развивать у детей образное мышление, восприятие, фантазию, формировать чувство цвета, творчество.
8. Воспитывать любовь к природе, интерес к занятию, продолжать учить работать коллективно.
Цели и задачи:
Образовательные:
- расширять знания дошкольников об осенней природе;
- учить узнавать раннюю, золотую и позднюю пору осени;
- активизировать творческое воображение, творческие проявления;
- предоставить детям возможность к самовыражению через использование и соединение различных техник рисования;
- закрепить знания детей о художественных материалах и инструментах;
- познакомить с новой техникой рисования двойных изображений – монотипией
- вызвать интерес к новой технике рисования – пейзажной монотипии
Развивающие:
Развивать способность передавать колорит, характерный для золотой осени, подбирать нужные цвета.
Совершенствовать технику рисования акварельными красками.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к познанию природы и отображению представлений в изобразительной деятельности. Воспитывать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, инициативности, ответственности.
Предварительная работа:
Рассматривание деревьев и кустарников на участке во время прогулок, сравнение листьев по цвету, форме, величине; тонирование листов бумаги, изображение стволов деревьев. Чтение художественной литературы и заучивание стихов об осени. Рассматривание пейзажных картин художников.
Рисование цветными карандашами осенних листьев.
Разучивание стихотворений об осени, чтение рассказов об осени; загадывание загадок; разучивание песен.
Материал:
Репродукции картин, на которых изображена ранняя, золотая, поздняя осень;
деревья, отражающиеся в воде. Альбомные листы, простые карандаши, акварельные краски, кисти, баночки с водой, мокрые губки, тряпочки.
Индивидуальная работа:
Помочь затрудняющимся детям в смешивании краски, в прорисовывании отдельных деталей.
Методические приемы:
Рассказ воспитателя о картине, беседа с детьми,
вопросы к детям – ответы детей; художественное слово. Обсуждение замысла будущей картины с детьми, с каждым из них; объяснения, указания, советы;
рассматривание иллюстраций, картины, анализ детских работ.
Ход занятия:
- Вводная часть:
(дети стоят около картин с осенней тематикой в мини - галлерее)
- Добрый день, ребята! Сегодня мы с вами отправимся в удивительное время года, любимое многими поэтами и художниками, и композиторами. Посмотрите на эти картины и послушайте стихотворение, которое написал И. Бунин.
Листопад
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца
Педагог
–Какое время года описано в стихотворении?
Ответы детей: Осень.
- А какое сейчас время года?
Ответы детей: Сейчас тоже осень.
- Да, за окном у нас осень. Какие осенние месяцы вы знаете?
Ответы детей: сентябрь, октябрь, ноябрь.
- Молодцы, дети. В сентябре осень только начинается. Появляются первые желтые листочки на березах, клены расцветают желтой и красной листвой. Про такую осень говорят – ранняя осень. В октябре все деревья наряжаются в осенние наряды, начинается листопад. Про такую осень говорят – золотая. А в ноябре листвы на деревьях
почти нет, идут частые, холодные дожди, наступают морозы и выпадает первый снег. Такую осень называют поздней.
Проводится игра «Слова наоборот».
Ранняя осень – не темная, а (светлая),
- не холодная, а…(теплая),
- не грустная, а…(веселая),
- не тихая, а…(шумная), (громкая),
- не дождливая, а…(сухая),
- не пасмурная, а…(солнечная).
- У осени свои краски.
- Какие краски золотой осени вы знаете?
Ответы детей: красные, желтые, оранжевые, зеленые, пурпурные, теплые, багряные, золотистые.
- А сейчас какая осень на улице? (ответы детей)
- Правильно, это поздняя осень.
- Какие перемены заметили вы в поздней осени?
Ответы детей: Птицы улетели, повяла трава, листья опали.
- Все правильно. А теперь представим, что мы – деревья.
Пластический этюд «Осенняя ветка».
- Представим, что ваша рука – ветка, а кисть с пальцами – листья. Покачаем рукой, как ветка на ветру. Подул слабый ветерок – закачались листочки (движения пальцами). Подул сильный ветер – закачались ветки (помахивание руками). Ветер все сильнее, сильнее… Нарисуем руками листопад. (Поочередно опускают и поднимают руки, приседая, наклоняют и выпрямляют туловище). Но вот стих ветерок и деревце замерло. Ребята, что можно сделать, чтобы осенние листья остались с нами подольше?
Ответы детей: Засушить гербарий, сделать панно из листьев, нарисовать…
- Верно, дети. Человеку всегда хочется, чтобы то, что его окружает, не только было сохранено, но стало красивее и необычнее. Вы хотели бы оставить себе на память рисунок об осени? А какой период вам больше понравился?
Ответы детей: Золотая осень.
- Вспомните, как называются картины, на которых нарисована природа?
Ответы детей: Пейзажи.
- Да, это пейзажи – такие особые картины, на которых художники изображают природу. Рассматривая пейзажи, мы будто смотрим в окошко и видим настоящий лес или речку, поле или луг. И нам хочется выбежать на улицу, чтобы побегать по траве, понюхать цветочки, потрогать кору деревьев, полюбоваться листочками…
Объяснение приемов выполнения работы. - Давайте и мы нарисуем пейзаж, на котором деревья, стоя на берегу озера, или реки, отражаются в воде. Предложите, как это можно сделать в рисовании. (Дети высказывают свои соображения).
- А сделаем это мы вот так:
-Садитесь за столы. Возьмите лист бумаги, положите его вертикально и сложите пополам. Потом разверните. Выше линии сгиба – земля и небо, а ниже – вода (речка, озеро). На верхней части листа можно нарисовать деревья, улетающих в теплые края птиц. Небо можно размыть голубой акварелью, сильно разбавленной водой. А когда закончите рисунок, смочите чистой водой нижнюю часть листа при помощи мокрой губки, сложите и прижмите к верхней половине. Внизу получится эффект воды, в которой отражаются деревья, небо и все, что вы нарисуете в верхней части листа. Рисунок в верхней части листа, затем, надо подкрасить. (Показываю по мере объяснения).
Ф/М Пальчиковая моторика
- Выполнять действия и движения пальчиками в соответствии с содержанием стихотворения и потешки.
Ветер северный подул:
«С-с-с-с», все листья
С липы сдул... (Пошевелить пальцами и подуть на них.)
Полетели, закружились
И на землю опустились.
Дождик стал по ним стучать:
«Кап-кап-кап, кап-кап-кап!» (Постучать пальцами по столу.)
Град по ним заколотил,
Листья все насквозь пробил. (Постучать кулаками по столу.)
Снег потом припорошил, (Плавные движения кистями рук вперед - назад.)
Одеялом их накрыл. (Ладони крепко прижать к столу.)
- Самостоятельная деятельность детей.
В процессе работы педагог помогает тем, кто испытывает затруднения.
- Итог занятия.
Дети переносят свои рисунки на свободный стол, рассматривают, делятся впечатлениями.
- Какие красивые, необычные пейзажи у нас получились! Так и хочется прочитать стихотворение Маргариты Алигер: «Осень только взялась за работу…».
Осень только взялась за работу, только вынула кисть и резец,
положила кое-где позолоту, кое-где уронила багрец. И замешкалась, будто решая, приниматься ей этак иль так?
То отчается, краски мешая, и в смущенье отступит на шаг...
То зайдется от злости и в клочья все порвет беспощадной рукой...
И внезапно, мучительной ночью, обретет величавый покой.
И тогда уж, собрав воедино все усилья, раздумья, пути,
нарисует такую картину, что не сможем мы глаз отвести.
И притихнем, смущаясь невольно: что тут сделать и что тут сказать?
...А она все собой недовольна: мол, не то получилось опять.
И сама уничтожит все это, ветром сдует, дождями зальет,
Чтоб отмаяться зиму и лето и сначала начать через год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Осенний праздник "Осень, осень в гости просим."
Праздник для детей среднего возраста....
«Осень. Осенние месяцы. Периоды осени».
Итоговое тематическое занятие Осень. Приметы осени....
Праздник Осени в детском саду "Осень, Осень в гости просим!"
«Осень, Осень, в гости просим!» Чего в детском саду обычно ждут дети? Конечно, праздника! Пусть в календаре и нет никакой знаменательной даты, но почему бы не устроить праздник в честь другого со...
Осенние сценарии "Что у осени в корзинке?", "Чудеса в осеннем лесу" (для младшей, средней и старшей дошкольной возрастной группы)
Данные осенние сценарии - это увлекательные осенние путешествия, с песнями, танцами, играми, загадками, и конечно же встреча со сказочными героями......
логопедическое занятие с детьми 6-7 лет «Осень. Осенние месяцы. Периоды осени. Деревья осенью» Звук Ц], буква Йй
«Осень. Осенние месяцы.Периоды осени. Деревья осенью»Звук Ц], буква ЙйКоррекционно-образовательные цели. Обобщение и систематизация представлений об осенних изменениях в природе. Формирование ...
Логопедическое занятие с детьми 6-7 лет «Осень. Осенние месяцы. Периоды осени. Деревья осенью» Звук Ц], буква Йй
Коррекционно-образовательные цели. Обобщение и систематизация представлений об осенних изменениях в природе. Формирование представлений о периодах осени и их характерных особенност...
«Осень, осень снова к нам пришла! Осень, осень чудная пора!»
Осень - это не только слякоть, пронизывающий холод. Осень - это золотая пора, богатая своей цветовой палитрой, и невозможно не восхищаться работой этой художницы. Крона деревьев, багрян...