Программа художественно-эстетического и творческого развития для дошкольников 5-7 лет.
рабочая программа по рисованию (старшая, подготовительная группа)

Тананыкина Ольга Сергеевна

Программа художественно-эстетического и творческого развития   для дошкольников 5-7 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1veselaya_kistochka_5-7_1.docx59.65 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 1213».

Дошкольное отделение

Программа

Художественно-эстетического и творческого развития.

Изостудия «Веселая кисточка»

                              для дошкольников 5-7 лет.

ПДО по изобразительной деятельности Тананыкина О.С.

Предисловие

        Развитие творческих способностей детей воспитывает активную творческую личность. Способность творить - одно из фундаментальных свойств человеческой личности. Идея творчества - самая влекущая и загадочная в сфере вопросов о природе человека, его самобытности и предназначении.

 «Творчество необходимо сегодня более чем когда-либо, и оно должно быть переориентировано на цели сохранения человечества и всего живого на нашей планете» - утверждала академик Н.П.Бехтерева .

Н. Рерих говорил, что творчество - это выражение законов.

 Эффективным средством формирования творческой личности являются занятия изобразительным искусством с раннего детства. Наиболее благоприятным  периодом для развития творческих способностей считается дошкольный от 2 до 7 лет.

Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики в современном мире. Эффективное ее развитие  начинается с дошкольного возраста. Как говорил В.А. Сухомлинский: “Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок”. Существует утверждение - все дети талантливы. Поэтому необходимо, вовремя заметить, почувствовать эти таланты и постараться, как можно раньше дать возможность детям проявить их на практике, в реальной жизни. Развивая с помощью взрослых художественно-творческие способности, ребёнок создаёт новые работы (рисунок, живопись, коллаж, объемно-пространственные композиции). Придумывая что-то неповторимое, он каждый раз экспериментирует со способами создания объекта. Дошкольник в своём эстетическом развитии проходит путь от элементарного наглядно- чувственного впечатления до создания оригинального образа (композиции) доступными ему изобразительно – выразительными средствами. Таким образом, необходимо создавать базу для его творчества. Чем больше ребёнок видит, слышит, переживает, тем значительнее и продуктивнее, станет деятельность его воображения.

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Именно в этом возрасте закладываются основы всестороннего, гармонического развития ребенка.Интеграция разных видов изобразительного искусства и художественной деятельности детей обеспечивает оптимальные условия для полноценного развития художественно-эстетических способностей детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными возможностями. Художественный образ, лежит в основе передаваемого детям эстетического опыта и является центральным, связующим понятием в системе эстетического воспитания.

Изобразительное творчество – специфическая детская активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством изобразительного искусства, наиболее доступный вид познания мира ребенком. Наиболее характерная черта эстетического отношения маленького ребенка – непосредственность заинтересованного оценивающего «Я» от любой объективной ситуации; неотделимость эмоций от процессов восприятия, мышления и воображения. Мы можем утверждать, что художественное творчество оказывает самое непосредственное влияние на развитие эстетического отношения детей к действительности.

Пояснительная записка

Важнейшим фактором обучения детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей. Нужно окружить ребенка такой средой и такой системой обучения, которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность.

Важно заметить творческие проявления ребенка, помочь их реализовать, открыть новые горизонты возможностей, заинтересовать, вдохновить. Н. К. Рерих писал: «Откройте в школах пути к творчеству, к великому искусству. Замените пошлость и уныние радостью и прозрением. Развивайте инстинкт творчества с самых малых лет ребенка, уберегите его от гримасы жизни. И дайте ему счастливую смелую жизнь, полную деятельности и светлых достижений».

Дляразвитие творческих способностей детей на занятиях по изобразительному искусству:

необходимо использование творческих заданий, специальной системы упражнений на развитие воображения, фантазии, творческого мышления, интеграции различных видов искусства,  работа с различными художественными материалами, например, создаем пятно или линию, придумываем на что, это похоже,  и из этого пятна, или линии изображаем какой-то предмет или сюжет, отображаем различные эмоциональные состояния предметов, также использование различных художественных материалов расширяет воображение ребенка;

формировать умений и навыков, необходимых для выполнения заданий, должно сочетаться с использованием  визуальных ассоциаций - наглядных пособий, изучением и творческим освоением на занятиях лучших традиций мировой изобразительной культуры, дети хорошо воспринимают творческое наследие, открывают для себя много нового;

стимулировать самостоятельную работу творческого, исследовательского характера, базирующейся на раскрытии индивидуальных качеств каждого ребенка, для каждого ребенка необходим индивидуальный подход, если одним детям необходимы только наглядные пособия, и они начинают творчески мыслить, то других детей необходимо подтолкнуть и направить на развитие фантазии;

также неплохое влияние оказывает взаимодействие педагога с родителями (лекции, беседы, проведение совместных занятий детей с родителями).

Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая.

Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов.

Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая личность – это достояние всего общества.

Рисовать дети начинают рано, они умеют и хотят фантазировать. Фантазируя, ребенок из реального мира попадает в мир придуманный. И увидеть его может лишь он.

Известно, что изобразительная деятельность – это деятельность специфическая для детей, позволяющая им передавать свои впечатления от окружающего мира и выражать свое отношение к изображаемому. Ребенок в процессе рисования испытывает разные чувства – радуется созданному им красивому изображению, огорчается, если что-то не получается, стремится преодолеть трудности.

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает  у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.

Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое). А также, позволяет плодотворно решать задачи подготовки детей к школе.

Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник.

 Использование различных приемов способствуют выработке умений видеть образы в сочетаниях цветовых пятен и линий и оформлять их до узнаваемых изображений.

  Программа предполагает освоение детьми художественные приемы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу рисования. Занятие превращается в созидательный творческий процесс педагога и детей при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника. Этим занятиям отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности.

Возрастные особенности психического развития детей 5-7 лет

В возрасте 5 - 6 лет продолжает развивается изобразительная деятельность. Это возраст наиболее активного рисования. Дети в течение года способны создать до двух тысяч рисунков. По содержанию они могут быть самыми разными: это и жизненные впечатления детей, и воображаемые ситуации, и иллюстрации к фильмам и книгам. Рисунки хотя и представляют собой схематизированные изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного решения, передавать статичные и динамичные отношения. Рисунки приобретают сюжетный характер. Весьма часто встречаются многократно повторяющиеся сюжеты с небольшими или, напротив, существенными изменениями. Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным По рисунку можно судить о половой принадлежности и об эмоциональном состоянии изображаемого человека.

Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; происходит систематизация представлений детей. Они различают и называют не только основные цвета и их оттенки по светлоте, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд - по возрастанию или убыванию - до десяти различных предметов. Однако дети могут испытывать трудности при анализе пространственного положения объектов, если сталкиваются с несоответствием формы и их пространственного расположения.

В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие, и т.д. Однако подобные решения окажутся правильными только в том случае, если дети будут применять адекватные мыслительные средства. Среди них можно выделить схематизированные представления, которые возникают в процессе наглядного моделирования; комплексные представления, отражающие представления детей о системе признаков, которыми могут обладать объекты, а также представления, отражающие стадии преобразования различных объектов и явлений (представления о цикличности изменений): представления о смене времен года, дня и ночи, об увеличении и уменьшении объектов в результате различных воздействий, представления о развитии и т.д.

В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление.

Развитие воображения в старшем дошкольном возрасте обусловливает возможность сочинения детьми достаточно оригинальных и последовательно разворачивающихся историй. Развитие воображения  становится успешным в результате специальной работы по его активизации. В противном случае этот процесс может не привести к высокому уровню.

Продолжают развиваться устойчивость, распределение внимания и его переключаемость. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.

Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы. Развивается связная речь. Дошкольники могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали;

Достижения возраста характеризуются распределением ролей в игровой деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием изобразительной деятельности, сопровождаемым высокой продуктивностью; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются обобщения, причинное мышление, воображение, произвольное  внимание, речь, образ Я.

В  возрасте 6 – 7 лет образы окружающей жизни и литературных произведений, передаваемые детьми в изобразительной деятельности, становятся сложнее. Рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Мальчики охотно изображают сюжеты на темы: техника, космос, военные сюжеты и т.п. Девочки обычно рисуют женские образы: принцесс, балерин, моделей и т.д. Часто встречаются и бытовые сюжеты: мама и дочка, комната и т.д. При условии правильного педагогического руководства у детей формируются художественно -творческие способности в изобразительной деятельности.

Изображение человека еще более детализируется и становится более пропорциональным. Появляются пальцы на руках, глаза, рот, нос, брови, подбородок. Одежда может быть украшена различными деталями.

В детском саду дети овладеют обобщенными способами анализа как изображении, так и построек, не только анализируют основные конструктивные особенности различных детален, по и определяют их форму на основе сходства с знакомыми им объемными телами,  их постройки становятся симметричными и многоуровневыми. Дети быстро и правильно подбирают необходимый материал Они достаточно точно

представляют себе последовательность, в которой будет осуществляться постройка, и материал, который понадобится для ее выполнения.

В этом возрасте дети уже могут освоить весьма сложные формы сложения из листа бумаги и придумывать собственные. Однако этому их нужно специально обучать. Данный вид деятельности не просто доступен им, но и важен  для углубления их пространственных представлений.

Усложняется конструирование из природного материала. Детям уже доступны целостные композиции по предварительному замыслу, которые могут передавать сложные отношения, включать фигуры людей и животных в различных условиях действия.

Восприятие у детей подготовительной к школе группы продолжает развиваться. Однако и у них могут встречаться ошибки, когда нужно одновременно учитывать несколько различных признаков. У детей развивается образное мышление, что во многом обусловлено развитием средств образного мышления. Однако воспроизведение метрических отношений затруднено. Проверить это легко, предложив детям на листе бумаги воспроизвести образец, на котором нарисованы девять точек, расположенных не на одной прямой. Как правило, дети не воспроизводят метрические отношения между точками: при наложении рисунков друг на друга точки одного рисунка не совпадают с точками другого.

Продолжают развиваться обобщения и рассуждения. Но они в значительной степени еще ограничиваются наглядными признаками ситуации.

Продолжает развиваться воображение. Однако ныне часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе и средств массовой информации, приводящими к стереотипности детских образов.

Продолжает развиваться внимание. Оно становится произвольным. Время произвольного сосредоточения достигает в некоторых видах деятельности 25-30 минут.

У детей продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика, связная речь. В высказываниях детей отражаются как нарастающий словарь, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т.д. В результате правильно организованной образовательной работы у детей этого возраста совершенствуется  не только диалогическая, но и монологическая речь.

На подготовительном этапе к школе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры: дети осваивают формы позитивного общения с людьми, развивается половая идентификация, формируется позиция школьника.

К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что и позволяет ему в дальнейшем успешно обучаться в школе.

Цель программы:

- Развитие творческих способностей детей средствами изобразительной деятельности.  

Формировать художественное мышление и нравственные черты личности через различные способы изобразительной деятельности.

Задачи:

– Вызвать интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать с ними.

– Побуждать детей изображать доступными им средствами выразительности то, что для них интересно или эмоционально значимо.

- Воспитывать у детей старшего дошкольного возраста трудолюбие вызывать желание доводить начатое дело до конца, развивать произвольную регуляцию деятельности.

- Формировать умение оценивать создаваемые предметы, развивать эмоциональную отзывчивость.

- Развивать творческие возможности дошкольников.

- Развивать умение анализировать, планировать создавать работу по образцу, заданным условиям.

- Создавать условия для развития творческой активности детей, участвующих  в деятельности изостудии.

- Закреплять навыки и умения,  полученные на занятиях рисованием в группе.

- Развивать конструктивные и творческие способности с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка.

- Формировать умение действовать в соответствии со словесной инструкцией педагога.

- Развивать мелкую моторику рук.

- Развитие эстетического восприятия художественных образов (в произведениях искусства) и предметов (явлений) окружающего мира как эстетических объектов.

- Создание условий для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами.

- Ознакомление с универсальным «языком» искусства - средствами художественно-образной выразительности.

- Обогащение индивидуального художественно-эстетического опыта «осмысленное чтение» - распредмечивание и опредмечивание-художественно-эстетических объектов с помощью воображения и образа (носителем и выразителем эстетического выступает цельный художественный образ как универсальная категория); интерпретация художественного образа и содержания, заключённого в художественную форму.

-  Развитие художественно-творческих способностей в продуктивных видах детской деятельности.

-  Воспитание художественного вкуса и чувства гармонии.

-  Создание условий для многоаспектной и увлекательной активности детей в художественно-эстетическом освоении окружающего мира.

- Формирование эстетической картины мира и основных элементов «Я - концепции-творца».

Принципы организации деятельности дошкольников

● Принцип психологической комфортности, предполагающий психологическую безопасность, защищённость ребёнка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для активности, самореализации дошкольника.

●  Принцип активности, инициативности и субъективности в развитии ребёнка.

●  Принцип выбора.

●  Принцип доверия и поддержки.

Методы взаимодействия детей и педагога на занятиях

 -► информативно - рецептивный;

- ►словесный;

- ►репродуктивный;

- ►исследовательский;

- ►эвристический;

В информационно – рецептивный метод включаются следующие приемы:

- ►зрительный ряд;

- ►наблюдение;

- ►образ, созданныйпедагогом;

- ►показ приемов изображения.

Словесный метод включает в себя:

- ►беседу;

- ►рассказ, искусствоведческий рассказ;

- ►художественное слово.

Репродуктивный метод – это метод, направленный на закрепление знаний и навыков детей. Это метод упражнений, доводящих навыки до автоматизма. Он включает в себя:

- прием повтора;

- работа с экизами;

- выполнение формообразующих движений рукой.

Эвристический метод направлен на проявлении самостоятельности в каком- либо моменте работы на занятии, т.е. педагог предлагает ребенку выполнить часть работы самостоятельно.

Исследовательский метод направлен на развитие у детей не только самостоятельности, но и фантазии и творчества. Педагог предлагает ребенку самостоятельно выполнить всю работу, а не какую-то часть.

Основные методы обучения:

– позволяют развивать специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребенка к письму;

– дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;

– формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;

– способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.

Актуальность.В группах воспитатели проводят большую работу по изобразительной деятельности. Но, в связи с тем, что в группах много детей, у воспитателя нет реальной возможности раскрыть творческий потенциал каждого ребенка.

Работа в изостудии ведется небольшими группами и художником-педагогом,  что позволяет закрепить умения и навыки, полученные на занятиях.

Занятия в изостудии  позволяют закрепить полученные на занятиях в группе знания, умения  и навыки, развивать у детей не только художественные способности, но и коммуникативные навыки в творческом процессе, учат работать в коллективе, создавая общие коллективные работы, уверенность в себе при подготовке конкурсных работ.

Педагогическая целесообразность. На занятиях  в изостудии детям представлены более широкие возможности  в выборе тем работ, использовании разнообразного материала, использовании нетрадиционных методик изобразительной деятельности. Широко используются коллективные работы,  длительное выполнение работы. Это оказывает комплексное воздействие на развитие ребенка:

- координация движений обеих рук и развитие мелкой моторики;

- разнообразие сенсорного опыта (чувство пластики, формы, материала, веса);

- возможность создания объемных поделок;

- умение планировать работу и доводить ее до конца;

- богатое воображение;

- формирует умение планировать работу по организации замысла, предвидеть результат и достигать его; при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел.

А так же способствует формированию умственных способностей детей, расширяет их художественный кругозор, способствует формированию художественно эстетического вкуса. Вот почему работа изостудии является необходимой составной частью воспитательно – образовательного процесса.

Современные исследования и передовой опыт в области развития изобразительной деятельности свидетельствует, что процесс  обучения не только должен иметь целью развитие творчества детей, но и сам носить творческий характер. Это положение стало для нас ведущим в разработке программы.

Отличительные особенности программы:

Особенностью данной программы является сочетание  разнообразных изобразительных техник. В процессе посещения изостудии  дети получают разнообразные умения одновременно и  в работе с пластичным материалом, и бумагой, тканью, картоном,  и др.,  у детей развивается фантазия, формируется эстетическое восприятие, развивается точность и тонкие движения мелкой моторики руки. Создание макетов, коллективных работ  позволяет развить у ребенка пространственное и логическое  мышление. В итоге развитие ребенка идет разносторонне, расширяется кругозор и творческое самовыражение. Следовательно, все это будет способствовать более успешному обучению в школе.

Посещение изостудии   положительно сказывается на взаимоотношениях  между детьми –они помогают друг другу, дарят подарки, сделанные своими руками, растут отзывчивыми, добрыми и творческими личностями.

Форма организации процесса обучения:

Непосредственно образовательная деятельность организуются в групповом помещении и изостудии,  с учетом  возрастных закономерностей и уровнем первоначальных знаний и умений воспитанников, 1  раз в неделю   продолжительностью 25 минут – дети 5-6 лет и 30 минут – дети 6-7 лет.

Программа рассчитана на 2 года  72 занятия.

Программа составлена с учетом реализации  межпредметных связей по образовательным областям и разделам:

  1. «Речевое развитие». На занятиях используется прием комментированного рисования. В процессе обыгрывания сюжета и самого рисования ведется непрерывный разговор с детьми, дети друг с другом рисования обсуждают свою работу. Использование на занятиях художественного слова: потешек, загадок. Выполняя практические действия, малыши способны усвоить много новых слов и выражений активного и пассивного словаря детей, развитие коммуникативной функции речи, развитие связной речи.
  2. «Социально-коммуникативное развитие». Для занятий по изобразительной деятельности подбираются сюжеты близкие опыту ребенка,  позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применить первые варианты обобщения. На занятиях дети узнают о различных явлениях природы , о жизни людей, о жизни животных.
  3. «Познавательное развитие». Знакомство видами и жанрами изобразительного искусства. Знакомство с художниками, лучшими произведениями изобразительного искусства.

Занятия по изобразительной деятельности способствуют усвоению знаний о цвете, величине, форме, количестве предметов и их пространственном расположении, о свойствах используемых материалов.

  1. «Физическое развитие» Использование физминуток, пальчиковой гимнастики, работа по охране зрения и предупреждению нарушения осанки
  2.  «Музыкальное воспитание». Рисование по передаче восприятия музыкальных произведений. Использование рисунков в оформлении к праздникам, музыкального оформления для создания настроения и лучшего понимания образа, выражения собственных чувств.

Содержание образовательного процесса

Совершенствовать умение изображать предметы по памяти и с натуры, развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности предметов и передавать их средствами рисунка (форма, пропорции, расположение на листе бумаги).

Продолжать учить детей сюжетному рисованию, размещая изображения на листе в соответствии с их реальным расположением (ближе или дальше от рисующего, ближе к нижнему краю листа или дальше от него); передавать соотношение изображений по величине (дерево высокое, цветок ниже дерева; воробышек маленький, ворона большая и т.п.). Формировать композиционные умения, умение передавать движения людей, животных.

Качество рисунков, их выразительность зависят от овладения техникой изображения. Продолжать развивать свободу и одновременно точность движений руки под контролем зрения, их плавность, ритмичность. Расширять материалы, которые дети могут использовать в рисовании (краски гуашь, акварель, пастель - сухая и жирная, сангина, угольный карандаш, гелевая ручка и др.), учить соединять в одном рисунке разные материалы для создания выразительного образа, учить новым способам работы с уже знакомыми материалами (например, рисовать акварелью по сырому слою). Учить детей разным способам создания фона для изображаемой картины: акварелью и гуашью - до создания картины; при рисовании пастелью и цветными карандашами фон может быть подготовлен как в начале, так и по завершении основного изображения.

Продолжать формировать умение свободно владеть карандашом при выполнении линейного рисунка, учить плавным поворотам руки при рисовании округлых линий, при рисовании завитков в разном направлении (от веточки и от конца завитка к веточке, вертикально и горизонтально), учить осуществлять движение всей рукой при рисовании длинных линий, крупных форм, одними пальцами - при рисовании форм небольшого размера и мелких деталей, коротких линий, штрихов, травки (хохлома), оживок (городец) и др.

Учить видеть красоту созданного изображения и в передаче формы, плавности, слитности линий или их тонкости, изящности, ритмичности расположения линий и пятен, равномерности закрашивания рисунка; учить чувствовать плавные переходы оттенков цвета, получившиеся при равномерном закрашивании и регулировании нажима на карандаш.

Развивать представление о разнообразии цветов и оттенков, опираясь на реальную окраску предметов, декоративную роспись, сказочные сюжеты, обучать созданию цветов и оттенков.

Постепенно подводить детей к обозначению цветов, например включающих два оттенка (желто-зеленый, серо-голубой) или уподобленных природным (малиновый, персиковый и т.п.). Обращать внимание на изменчивость цвета предметов (например, при созревании помидоры зеленые, а созревшие - красные) ) Учить замечать изменениецвета в природе в связи с погодой, освещением.

Закреплять навыки изображения предметов декоративно – прикладного искусства.

Закреплять навыки лепки и аппликации, полученные детьми в группе.

Сроки реализации дополнительной образовательной программы: 1год.

Материальное обеспечение   для реализации программы:

-краски, гуашь, цветные карандаши;

- восковые мелки и акварель;

- свеча и акварель;

-баночки для воды, простые карандаши, кисточки, ластики.

-альбомы для рисования, палитра.

-репродукции картин известных художников,

-компьютер для просмотра презентаций.

Нетрадиционные техники:

- отпечатки листьев;

- рисунки из ладошек;

- волшебные веревочки;

- кляксография;

 - тычок жесткой кистью;

- монотопия;

Ожидаемые результаты образовательной деятельности:

Организация ежемесячных выставок детских работ для родителей.

Тематические выставки в ДОУ.

Участие в городских и всероссийских выставках и конкурсах в течение года. И т.д.

Конечным результатом обучения считается умение:

В ходе процесса обучения рисования дети должны освоить начальные навыки изобразительной деятельности и дизайнерского искусства, воплощать свои идеи, свободно ориентироваться в получении новых цветов и оттенков, выбирать средства выразительности для выражения задуманного образа, получать удовлетворение от занятий.

Последовательно рисовать отдельные предметы, предметы природы;

Составлять композицию из предметов;

Последовательно работать над живописным изображением рисунка;

Применять разные техники изображения.

Оценка результативности программы (сформированность уровня художественно – эстетического развития детей) проводится один раз в год (май).

Используемая программа:

Н.А.Горяева. Маленький художник, 2. Колль М.-Э. Дошкольное творчество, Наука через искусство, ФионаУотт. Я умею рисовать, Казанова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники.

Литература:

1. Галанов А.С., Корнилова С.Н., Куликова С.Л.. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. – М: ТЦ «Сфера», 2000. – 80с.

2. Колль М.-Э. Дошкольное творчество, пер. с англ. Бакушева Е.А. – Мн: ООО «Попурри», 2005. – 256с.

3. Белкина В.Н., Васильева Н.Н., Елкина Н.В. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям. – Ярославль: «Академия развития», «Академия К˚», 1998.– 256с.

4. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 96с.

5. Колль, Мери Энн Ф. Рисование красками. – М: АСТ: Астрель, 2005. – 63с.

6. Колль, Мери Энн Ф. Рисование. – М: ООО Издательство «АСТ»: Издательство «Астрель», 2005. – 63с.

7. ФионаУотт. Я умею рисовать. – М: ООО Издательство «РОСМЭН – ПРЕСС», 2003.– 96с.

8. Коллективное творчество дошкольников: конспекты занятий./Под ред. Грибовской А.А.– М: ТЦ «Сфера», 2005. – 192с.

9. Соломенникова О.А. Радость творчества. Развитие художественного творчества детей 5-7 лет. – Москва, 2001.

10. Доронова Т.Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников: методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. – М. Просвещение, 2006. – 192с.

11. Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству. – С.-Пб.: «Детство Пресс», 2004. – 128с.

12. Казанова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М: ТЦ «Сфера», 2004 – 128с.

13. Алексеевская Н.А. Карандашик озорной. – М: «Лист», 1998. – 144с.

14. Колль М.-Э., Поттер Дж. Наука через скусство. – Мн: ООО «Попурри», 2005. – 144с.

15. Утробина К.К., Утробин Г.Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет: Рисуем и познаем окружающий мир. – М: Издательство «ГНОМ и Д», 2001. – 64с.

16. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. – М: «Карапуз – Дидактика», 2006. – 108с.

17. Урунтаева Г.А. «Диагностика психологических особенностей дошкольника» - М.: ACADEMIA, - 1999. – 96с.

18. Н.А.  Горяева  Первые шаги в мире искусства. Программа для дошкольных образовательных учреждений. Маленький художник – М., «Просвещение» 2011г. 2008 с.

19. Материалы интернет сайтов социальной сети работников образования.

Календарно – тематический  план  занятий.

Дошкольники  5-6 лет.

Месяц

Тема занятия

Программное содержание

Материалы

Кол-во занятий

Сентябрь

Летняя картина.

Учить детей отображать в работе летние впечатления. Закреплять умение располагать изображение на листе, заполнять фон.

Бумага, кисти, акварель, восковые мелки.

1

Образы деревьев.

Продолжать знакомить детей с понятием пейзажа, работать над теплыми оттенками цвета.

Бумага, кисти, гуашь.

1

Бежал ежик по дорожке.

Пластилиновая аппликация с природными материалами.

Учить детей рисовать зверей, строение тела, пропорции, воспитывать любовь и заботу об окружающем мире.

Картон, пластилин, природный материал.

1

Осенний натюрморт.

Учить детей передавать характерные особенности фруктов, овощей, веток, листьев, цветов. Развивать наблюдательность.

Бумага, акварель.

1

Октябрь

Образ Осени.

Знакомить с портретным жанром, пропорциями.

Бумага, цветные карандаши, восковые мелки.

1

Превращение комочка.

Учить детей превращать комочек в зверей, строение тела, пропорции, воспитывать любовь и заботу об окружающем мире.

Бумага, сухая пастель, уголь.

1

В царстве грибов.

Создать образ и выразить свои эмоции.

Бумага, фломастеры, акварель.

1

Птицы, звери.

Аппликация из осенних листьев. Учить детей создавать из кусков целое, развивать фантазию в создании образа.

Бумага, крафт, цветная бумага, сухие листья, трава, цветы, клей, фломастеры.

1

Ноябрь

 Сказочный герой.

Учить создавать  портрет или жанровую композицию (в основе авторские и народные сказки).

Различные материалы для коллажа.

1

Дождик.

Создать образ и настроение дождя, изобразить себя и свои эмоции.

Бумага, свечи, фломастеры, акварель.

1

Моя мама.

Знакомить с портретным жанром, пропорциями.

Бумага, гуашь, акварель.

1

Читаем и рисуем.

Учить создавать литературные образы.

Бумага, карандаши, мелки, фломастеры.

1

Декабрь

Звери зимой.

Учить детей рисовать животных, обсудить какие животные, чем занимаются зимой.

Картон, пластилин.

1

Дед Мороз и Снегурочка

Создать образ, выразить настроение, пропорции фигур.

Бумага, акварель, гуашь.

1

Елка.

Коллаж, образ новогодней елки.

Бумага, цветная бумага, блестки.

1

Зимние поделки.

Работать с объемно-пространственным мышлением детей.

Картон, пластилин, бросовые материалы.

1

Январь

Птицы зимой.

Учить детей рисовать птиц, изображать перья, воспитывать любовь и заботу о зимующих птицах.

Бумага, цветные карандаши.

1

Снеговик.

Учить лепить форму мазками, изображать белое на белом.

Бумага, гуашь.

1

Город зимой.

Создавать образы домов, деревьев, окружающей среды в определенное время года.

Бумага, фломастеры, гуашь.

1

Животные Севера.

Коллаж. Познакомить с животными Севера, средой их обитания. Расширять знания об окружающем мире.

Бумага, цветная бумага, клей, журналы.

1

Февраль

Путешествие.

Учить создавать композиции, учить создавать выразительный образ.                            

Бумага, мелки, карандаши, фломастеры.

1

Снежная Королева, замок Снежной Королевы.

Учить создавать образы.

Бумага, сухая пастель.

1

Портрет папы.

Знакомить с портретным жанром, пропорциями.

Бумага, восковые мелки.

1

Холодные краски зимы.

Создать образ.

Бумага, гуашь.

1

Март

Цветы для мамы.

Графика, коллаж. Учить детей передавать характерные особенности натуры, веток, листьев, цветов.

Бумага, акварель, клей, восковые мелки, крепированная бумага.

1

Матрешка.

Создавать различные орнаменты при помощи штампов, оттисков и линий.

Бумага, гуашь, поролон,  заготовки.

1

Образ весны.

Развитие эмоциональной отзывчивости  у детей. Восприятие образа через музыку.

Бумага, акварель, фломастеры, ручки.

1

Гнездо для птичек.

Коллаж, папье-маше. Учить совмещать плоскостные и объемные изображения.

Бумага, газета,

1

Апрель

На далекой планете. Ко дню космонавтики.

Познакомить с техникой гратаж.

Знакомить с историей космонавтики.

Восковые мелки, свечи, гуашь, бумага, зубочистки.

1

По реке плывет кораблик.

Учить создавать объемно-пространственные композиции.                            

Природные и бросовые материалы.

1

Ко дню Победы.

Воспитывать патриотизм, знакомить с историей нашей Родины. Смешанные техники.

Бумага, цветная бумага, крепированная бумага, клей.

1

Цветущая клумба.

Тычкование. Закреплять знания о строении цветка, развивать восприятие окружающей природы, наблюдательность.

Бумага, цветная бумага, крепированная бумага, клей.

1

Май

Автопортрет.

Знакомить с портретным жанром, пропорциями.

Бумага, восковые мелки.

1

Бабочки и другие насекомые.

Монотипия, оттиск мятой бумагой, изучать строение насекомых, развивать восприятие окружающей природы, наблюдательность.

Бумага, гуашь, акварель, фломастеры.

1

Подводный мир.

Расширять представление детей о море и его обитателях.

Бумага, гуашь.

1

Жар-птица.

Пластилиновая аппликация. Создавать образ сказочной птицы.

Картон, пластилин, бусины, пайетки.

1

Календарно – тематический  план  занятий.

Дошкольники 6-7 лет.

Месяц

Тема занятия

Программное содержание

Материалы

Кол-во занятий

Сентябрь

Воспоминание о лете.

Учить детей отображать в работе летние впечатления. Закреплять умение располагать изображение на листе, заполнять фон.

Бумага, кисти, акварель, восковые мелки.

1

Осень наступила.

Продолжать знакомить детей с понятием пейзажа, работать над теплыми оттенками цвета.

Бумага, кисти, гуашь.

1

Осенний натюрморт.

Учить детей передавать характерные особенности фруктов, овощей, веток, листьев, цветов. Развивать наблюдательность.

Бумага, восковые мелки, масляная пастель, акварель, гуашь. Элементы коллажа.

2

Октябрь

Портрет  Осени.

Знакомить с портретным жанром, пропорциями.

Бумага, цветные карандаши, восковые мелки.

1

Лесной зверек.

Учить детей рисовать зверей, строение тела, пропорции, воспитывать любовь и заботу об окружающем мире.

Бумага, гуашь.

2

Образ сказочного героя.

Учить создавать  портрет или жанровую композицию (в основе авторские и народные сказки).

Различные материалы для коллажа.

1

Ноябрь

Дождик и я.

Создать образ и настроение дождя, изобразить себя и свои эмоции.

Бумага, свечи, фломастеры, акварель.

1

Знакомый предмет – новый образ.

Развивать фантазию детей, создавать из природных и бросовых образные композиции. Развитие объемно-пространственного мышления.

Баночки, бутылочки, рулончики, шишки, желуди, каштаны, веточки, цветная бумага, ножницы, клей, пластилин, картон, фломастеры.

1

Моя мама.

Знакомить с портретным жанром, пропорциями.

Бумага, гуашь, акварель.

1

Образы птиц и зверей.

Аппликация из осенних листьев. Учить детей создавать из кусков целое, развивать фантазию в создании образа.

Бумага,крафт, цветная бумага,сухиелистья, трава, цветы, клей, фломастеры.

1

Декабрь

Зимние поделки.

Работать с объемно-пространственным мышлением детей.

Картон, пластилин, бросовые материалы.

1

Елочка нарядная.

Коллаж, образ новогодней елки.

Бумага, цветная бумага, блестки.

1

Образ Деда Мороза и Снегурочки.

Создать образ, выразить настроение, пропорции фигур.

Бумага, акварель, гуашь.

1

Новогодняя открытка.

Коллаж, создание изображений атрибутов нового года.

Картон, цветная бумага, блестки, пайетки.

1

Январь

Птицы зимой.

Учить детей рисовать птиц, изображать перья, воспитывать любовь и заботу о зимующих птицах.

Бумага, цветные карандаши.

1

Зимой в лесу.

Учить детей рисовать животных, обсудить какие животные, чем занимаются зимой. Пластилиновая живопись.

Картон, пластилин.

1

Белый город.

Создавать образы домов, деревьев, окружающей среды в определенное время года.

Бумага, фломастеры, гуашь.

1

Животные и птицы Севера.

Коллаж. Познакомить с животными Севера, средой их обитания. Расширять знания об окружающем мире.

Бумага, цветная бумага, клей, журналы.

1

Февраль

Путешествие с друзьями.

Учить создавать композиции, учить создавать выразительный образ.                            

Бумага, мелки, карандаши, фломастеры.

1

Снежная Королева, замок Снежной Королевы.

Учить создавать образы.

Бумага, сухая пастель.

1

Портрет папы.

Знакомить с портретным жанром, пропорциями.

Бумага, восковые мелки.

1

Зимние узоры.

Создать форму и образ.

Бумага, гуашь.

1

Март

Букет для мамы.

Графика, коллаж. Учить детей передавать характерные особенности натуры, веток, листьев, цветов.

Бумага, акварель, клей, восковые мелки, крепированная бумага.

1

Барышня, Матрешка.

Создавать различные орнаменты при помощи штампов, оттисков и линий.

Бумага, гуашь, поролон,  заготовки.

1

Образ весны.

Развитие эмоциональной отзывчивости  у детей.Восприятие образа через музыку.

Бумага, акварель, фломастеры, ручки.

1

Кто в гнездышке живет.

Коллаж, папье-маше. Учить совмещать плоскостные и объемные изображения.

Бумага, газета,

1

Апрель

Космос. Ко дню космонавтики.

Познакомить с техникой гратаж.

Знакомить с историей космонавтики.

Восковые мелки, свечи, гуашь, бумага, зубочистки.

1

Образ корабля.

Учить создавать объемно-пространственные композиции.                            

Природные и бросовые материалы бумага, картон.

1

С днем Победы.

Воспитывать патриотизм, знакомить с историей нашей Родины. Смешанные техники.

Бумага, цветная бумага, крепированная бумага, клей.

1

Цветы весны.

Тычкование. Закреплять знания о строении цветка, развивать восприятие окружающей природы, наблюдательность.

Бумага, цветная бумага, крепированная бумага, клей.

1

Май

Автопортрет.

Знакомить с портретным жанром, пропорциями.

Бумага, восковые мелки.

1

Бабочки и другие насекомые.

Монотипия, оттиск мятой бумагой, изучать строение насекомых, развивать восприятие окружающей природы, наблюдательность.

Бумага, гуашь, акварель, фломастеры.

1

Мир в аквариуме.

Расширять представление детей о море и его обитателях.

Бумага, гуашь.

1

Моя семья, Мой питомец.

Учить создавать жанровую композицию.

Бумага, сухая пастель.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительные общеобразовательные программы художественно - эстетической направленности по развитию творческих способностей у детей 3-5 лет, 5-7 лет

Дополнительные платные услуги предоставляются в целях выполнения социального заказа семьи, а также привлечения средств из дополнительных источников финансирования. В соответствии со своими уставными...

Программа дополнительного образования. Художественно-эстетическое и творческое развитие для дошкольников 3-4-х лет.

Программа дополнительного образования.    Художественно-эстетическое и творческое развитие   для дошкольников 3-4-х лет....

Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности по развитию творческих способностей у детей 6-7 лет «Бумажные превращения»

laquo;Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше м...

Программа художественно – эстетической направленности по развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста "Вдохновение"

Цель программы: Художественно – эстетическое развитие детей, через использование нетрадиционной техники пластилинографии....

Карты педагогической диагностики индивидуального развития ребенка к дополнительной общеобразовательной программе художественно-эстетической направленности по развитию творческих способностей детей от 6 до 7 лет

Для реализации диагностики по дополнительной общеобразовательной программе художественно-эстетической направленности по развитию  творческих способностей у детей 6-7 лет «Бум...

"художественно - эстетическая деятельность, как средство развития речи дошкольников"

quot;художественно - эстетическая деятельность, как средство развития речи дошкольников"...