Тема: «Узорная салфетка» (Рисование клеем ПВА, манной крупой)
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа)

Каменская Любовь Николаевна

Цель: Развивать умение детей рисовать вологодские кружева нетрадиционными техниками рисования.  Помочь освоить  нетрадиционную технику рисования – (рисование  клеем ПВА и манной крупой).

Задачи: Расширить и разнообразить образный ряд – создать ситуацию для свободного и творческого применения разных декоративных элементов (точка, круг, завиток, волна, прямая линия). Развивать зрительную наблюдательность, желание отразить увиденное в творчестве.

Развивать воображение, фантазию. Воспитывать любовь к красоте родной природы.

Формировать умение детей видеть неповторимую красоту Вологодских кружев. Развивать умение грамотно формулировать в речи свои суждения, пополнять словарный запас по теме, совершенствовать выразительность речи. Совершенствовать художественно- творческие способности дошкольников через рисование Вологодского кружева.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Узорная салфетка»

(Рисование клеем ПВА, манной крупой)

Цель: Развивать умение детей рисовать вологодские кружева нетрадиционными техниками рисования.  Помочь освоить  нетрадиционную технику рисования – (рисование  клеем ПВА и манной крупой).

Задачи: Расширить и разнообразить образный ряд – создать ситуацию для свободного и творческого применения разных декоративных элементов (точка, круг, завиток, волна, прямая линия). Развивать зрительную наблюдательность, желание отразить увиденное в творчестве.

Развивать воображение, фантазию. Воспитывать любовь к красоте родной природы.

Формировать умение детей видеть неповторимую красоту Вологодских кружев. Развивать умение грамотно формулировать в речи свои суждения, пополнять словарный запас по теме, совершенствовать выразительность речи. Совершенствовать художественно- творческие способности дошкольников через рисование Вологодского кружева.

Предварительная работа. 

Рассматривание альбома «Декоративные узоры», объяснение, узоры.

Материалы к занятию:

Бумажные квадраты и круги  разных цветов - по одному на каждого ребенка (длина стороны или диаметра 12-15 см); клей ПВА, манная крупа, салфетки бумажные и матерчатые, 3 декоративные салфетки, подготовленные воспитателем для показа детям вариантов орнамента. 

Ход ЗАНЯТИЯ

Дети входят в группу, воспитатель читает стихотворение:

Что я вижу! Что за диво?

Сколько кружева вокруг!

Правда, дети здесь красиво,

Аж, захватывает дух?

Посмотрите, эти вещи

Нынче в гости к нам пришли,

Чтоб поведать нам секреты

Древней русской красоты.

Чтоб ввести нас в мир России,

В мир преданий и добра,

Чтоб сказать: есть в стране

Чудо – люди мастера.

Вос.: оказывается,  кружевоплетение  было известно на Руси давно. Скажите, что вы знаете о кружевоплетении? Послушайте, я вам расскажу.

РАССКАЗ-ДОКЛАД

Вологодское кружево обладает особой самобытной красотой. На развитие орнаментального искусства  кружева большое влияние оказали узоры резьбы по дереву, орнаменты ткачества, старинные вышивки, особенно ажурная вышивка  «вологодское стекло»  с  разнообразными «снежинками» и «паучками» на сквозных фонах. Эта вышивка в основном бытовала в  Вологодском уезде, и именно на этой территории промысел развивался особенно интенсивно. Орнамент вологодского кружева характеризуется мягко-изогнутыми плавными линиями рисунка,  он всегда графически чёткий, ритмичный и может состоять из геометризированных фигур или растительных обобщенных форм. В растительных узорах преобладают мотивы из гибких ветвей с петлеобразными листьями, трилистниками, круглыми или вытянутыми лепестковыми и лапчатыми цветами, веерообразными мотивами, подковообразными фигурами и т. д.

Узоры на изделиях обычно располагаются  по окружности широкими каймами со свободной или заполненной орнаментом серединой,  идут по периметру изделия, собираются в полосы разной ширины, могут быть распределены по всему ажурному фону. Композиции часто строятся из зеркально симметричных мотивов, придающих кружеву строгость и особую статику. Отличительной чертой вологодского кружева является большое разнообразие фоновых решеток.

(стук в дверь, приносят письмо)

Вос.: «Что за письмо? Интересно! И адрес наш: пер. Сосновый, 12. д/с № 10 «Чайка», ребятам подготовительной  группы.

Вос.: Давайте прочитаем, что в нем написано.

«Здравствуйте ребята, пишут вам Вологодские кружевницы. Обращаемся к вам с огромной просьбой. Мы готовим кружева на ярмарку, ярмарка скоро, а работы еще много. Скатерти, воротники, жилеты мы успеваем сплести, а вот салфетки – не успеваем. Не поможете ли нам? Вместе дело спорится, а врозь - хоть брось.» (кружевницы)

Вос.: Ну, что ребята, поможем кружевницам-мастерицам?

Дети: поможем

Вос.: А как мы можем помочь, ведь у нас нет умений для того, чтобы сплести кружева? (ответы детей)

Вос.: Я предлагаю вам создать самим кружево. Если вы его создадите своими руками — это будет здорово. Давайте сначала рассмотрим кружева, прежде чем приступить к делу.

Вос.: Какими словами можно сказать о красоте Вологодского кружева, какое оно (ответы детей)

Вос.: С каким временем года можно сравнить Вологодское кружево? (зимой)

Вос.: Почему так думаете?

Дети: кружевные узоры похожи на морозные узоры на стекле; оно белоснежное, как снежный покров; легкое, как первый выпавший снежок; оно легкое, воздушное, как падающие снежинки; в нем присутствует неповторимая сказочная красота; похоже на зимнюю волшебную сказку.

Вос.: молодцы ребята.

Вологодская метель - кружева,

И заснеженная ель – кружева,

Занавески на окне - кружева,

От мороза на окне - кружева.

Вос.:  Чтобы выполнить задание кружевниц, нам надо подготовиться. Давайте нарисуем ее. А рисовать мы будем ее по точкам, соединяя линиями. Но сначала разомнем пальчики.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА

Что принес нам почтальон (сжимают и разжимают кулачки)

С толстой сумкой ходит он. (шагают пальчики по столу)

Перевод, журнал, газету,

В бандероли две кассеты,

И письмо от тети Вали,

Чтоб ее приезда ждали. (загибают пальчики по одному)

УПРАЖНЕНИЕ «НАРИСУЙ СНЕЖИНКУ»

Вос.: Проверьте друг у друга - правильно ли выполнили задание, ровные ли линии, все ли точки соединили.

Вос.: Ребята, рисунок для своего узора кружевницы могут увидеть в поле, в лесу, на реке, в городе, т. е. там, где можем увидеть мы. И для своих узоров они берут все самое прекрасное, что нас окружает.

ЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ (ребенок)

Окружают нас кружева:

Одуванчик дорожный едва,

Пенный гребень на гладкой волне,

И узор на морозном стекле,

Кружева в стрекозиных крылах,

И в летящих сквозных облаках,

В паутинке воздушной лесной,

В невесомой тени вырезной,

Кружит лист кружевной надо мной,

Заплелась кружевами трава—

Кружева, кружева, кружева.

Вос.: Сейчас ребята попробуйте и вы сплести свой кружевной узор плавными, волнистыми и красивыми движениями.

ЭТЮД

(под музыку дети выполняют движения, воспитатель в это время читает стихотворение)

Вологда завьюжила белыми снегами,

Вьюга стелет кружево прямо под ногами.

Рассыпает искорки северные краски,

Снежные присказки кружевные сказки.

Вос.: Молодцы ребята, замечательные кружева у вас получились.

Вос.: - Я приготовила краски вот на этом столе… Но где же они? Ребята, это вы их убрали? Куда же они подевались? А как же мы тогда будем рисовать?

Вос.:  -Подождите-ка, а что это стоит на столе? (Подходим  с детьми к столу и видим клей ПВА и  манную крупу)

Вос.: - Ребята, сможем ли мы рисовать с помощью этих предметов ? (Дети высказывают предположения).

Основная часть

Вос.:- А теперь, я предлагаю вам подойти к этому  столу. (На столе лежит манная крупа и клей.)  Мы попробуем нарисовать  вологодские кружева  тем, что у нас есть.

 Воспитатель знакомит детей с техникой  рисования и предлагает детям самостоятельно украсить свои бумажные салфетки  произвольными узорами-кружевами.

На лист клеем наносится рисунок «вологодского кружева» при помощи клея с дозатором, затем сверху засыпается манной крупой. Частички манной крупы прилипают к клею и образуют вологодские кружева.  Проговорить с детьми этапы выполнения рисунка. Проводится индивидуальная работа с детьми.

Вос.: А вы хотите ненадолго стать мастерами кружевного дела? Тогда представьте, что вы в кружевной мастерской, вы мастера, ваши столы это подушка - валик, кисточки-коклюшки, белая краска - нити.. Приступайте к заданию наших кружевниц.

ДЕТИ РИСУЮТ КРУЖЕВНЫЕ САЛФЕТКИ

В конце занятия рассматривание рисунков.

Обсуждение с детьми, каким образом будем отправлять заказ.

РЕФЛЕКСИЯ

(Примерные вопросы к детям)

Понравилось занятие?

О чем сегодня говорили на занятии?

Что нового узнали?

Какое задание было самым трудным, легким?

Февраль 2019 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по рисованию нетрадиционными методами (манной крупой) тема "Снежинка"

Обучение детей рисованию  нетрадиционными методами (манной крупой)...

Конспект НОД по художественно – эстетическому развитию во второй младшей группе по теме "Нетрадиционная техника рисования из окрашенной манной крупы "Мой веселый звонкий мяч".

Предлагаю Вашему вниманию конспект НОД по художественно - эстетическому развитию во второй младшей группе по теме: "Нетрадиционная техника рисования из окрашенной манной крупы "Мой веселый з...

Конспект ООД Художественно – эстетическое развитие Рисование «Фрукты» (нетрадиционное рисование с использованием манной крупы)

Рисование является важным средством эстетического воспитания: оно позволяет детям выразить своё представление об находящемся окружающем мире, развивает фантазию, воображение, даёт возможность закрепит...

Нетрадиционное рисование клеем и манной крупой "Снежинка"

С помощью манной крупы можно создавать много поделок. Мы нарисовали клеем ПВА снежинку на картоне. Когда клеевая основа готова, ее нужно засыпать манной крупой обильно толстым слоем. Затем поделке нуж...

Нетрадиционное рисование в старшей группе на тему ЗИМА (с помощью клея и манной крупы)

Каждый ребенок, познавая окружающий мир, старается отразить его в своей деятельности: в игре, в рассказах, в рисовании, в лепке и т.д. Прекрасные возможности в этом отношении представляет изобразитель...

Рисование пальчиками по манной крупе

Увлекательное занятие получилось с малышами по рисованию нетрадиционными способами.Развиваем пальчики, работаем над мелкой моторикой, сенсорным восприятием и тактильными ощущениями.Подобные заня...

Конспект занятия по нетрадиционному рисованию с помощью клея и манной крупы в старшей группе «Красавица Зима»

Зима необычайно красивое время и волшебное время года. Белоснежные пейзажи здорово смотрятся нарисованными на бумаге. Рисование зимы нетрадиционными техниками -отличный способ увлечь ребенка,когда мор...