Методическая разработка по теме "Нетрадиционные техники рисования в дошкольном возрасте"
методическая разработка по рисованию (средняя группа)

Шилова Ангелина Владимировна

Методическая разработа по не радиционным техникам рисования с их описанием

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx20.79 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка по теме

 «Нетрадиционные техники рисования в дошкольном возрасте»

"Каждый ребенок – художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста. "

                                                                                                                    Пабло Пикассо

Введение

Дошкольное детство – уникальный период в жизни человека, когда формируются  основные навыки и умения, среди которых центральное место отводится воображению, фантазии, интересу к новому. Если эти качества не развивать в дошкольном периоде, то в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции, а значит, обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, к творческой деятельности. Например, нарисовав синие пятно и линии, идущие в разные стороны, ребенок большую часть времени тратит на рассказ: оказывается, это гуси-лебеди уносят Иванушку в лес к Бабе-яге. Отлично, не правда ли? А что на самом деле? Темное пятно и линии… И смысл изображения понятен только маленькому художнику. Рисовать дети начинают рано, они умеют и хотят фантазировать.

Выбор нетрадиционных техник рисования в качестве одного из средств развития детского изобразительного творчества не случаен. Большинство нетрадиционных техник относятся к спонтанному рисованию, когда изображение получается не в результате использования специальных изобразительных приемов, а как эффект игровой манипуляции. При нем неизвестно, какое изображение получится, но он заведомо успешен по результату и тем самым усиливает интерес дошкольников к изобразительной деятельности, стимулируют деятельность воображения. Кроме этого, нетрадиционные техники расширяют изобразительные возможности детей, что позволяет им в большей мере реализовать свой жизненный опыт, освободиться от неприятных переживаний и утвердиться в позитивной позиции "творца".

Обучение ребенка должно обогащать и уточнять восприятие и представления его об окружающем мире, а не сводиться к «навязыванию» ему готовых тем. Ребенку нужно помогать знакомиться с действительностью, чтобы ее изображать, развивать способность оперировать образами, чтобы создавать на их основе новые. Развивая творческий потенциал с раннего детства, мы не только совершенствуем познавательные интересы и способность к творчеству, но и формируем личность ребенка. Изобразительная деятельность позволяет ребенку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем мире, выразить свое отношение к ним. Вместе с тем, изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего развития детей.

Изобразительная деятельность - один из видов занятий, где ребенок творит сам, а не просто разучивает и исполняет созданные кем-то стихотворения, песни, танцы. Занимаясь изобразительной деятельностью, ребенок не только овладевает практическими навыками художника, осуществляет свои творческие замыслы, но и расширяет кругозор, воспитывает художественный вкус, развивает зрительную восприятие, память, мыслительные операции (сравнение, обобщение, формируются элементарные графические умения столь необходимые для развития ручной ловкости, освоения письма).

Обучая ребенка рисованию, не следует переусердствовать. Не стоит постоянно заставлять ребенка рисовать. Необходимо создать у него положительную мотивацию к рисованию, желание быть творцом.

Обобщая свой опыт работы с детьми в этом направлении, я могу с уверенностью сказать, что наиболее интересными формами изобразительной деятельности для детей являются нетрадиционные техники рисования. Подобные нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей, тем самым, вызывая стремление заниматься таким интересным делом, позволяют детям пережить незабываемые положительные эмоции. Эмоции – это и процесс, и результат практической деятельности, прежде всего художественного творчества. По эмоциям можно судить о том, что в данный момент радует, интересует, повергает в уныние, волнует ребенка, что характеризует его сущность, характер, индивидуальность.

Ваш ребенок получит массу удовольствия и расширит свои возможности, если вы будете предлагать ему новые, необычные материалы и техники для изобразительного творчества.

Какие нетрадиционные способы рисования можно использовать дома? Рисовать можно как угодно и чем угодно! Лежа на полу, под столом, на столе… Разнообразие материалов делает изобразительную деятельность более привлекательной, интересной, а по мере овладения разными материалами у детей формируется своя манера изображения. А ведь можно рисовать пальчиками, ладонью, поролоном, смятой бумагой, зубной щеткой, опавшими листьями…

Для ребенка привычны и знакомы следы, оставляемые карандашами, фломастерами, кистью, но остается удивительным использование пальчиков и ладошек для рисования. Во время рисования пальцами рук и ног ребенок получает необыкновенно чувственное наслаждение при тактильных контактах с краской, бумагой, водой.

Оригинальное рисование раскрывает творческие возможности ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер и настроение. И совсем не страшно, если ваш маленький художник перепачкался, главное, чтобы он получал удовольствие от общения с красками и радовался результатам своего труда.

Хочу познакомить вас с некоторыми нетрадиционными техниками рисования.

Классификация

С детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать:

•рисование пальчиками;

•оттиск печатками из картофеля, моркови, пенопласта;

•рисование ладошками.

 Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными   техниками:

•тычок жесткой полусухой кистью.

•печать поролоном;

•печать пробками;

•восковые мелки + гуашь

•свеча + акварель;

•отпечатки листьев;

•рисунки из ладошки;

•рисование ватными палочками;

•волшебные веревочки;

•монотипия предметная

В старшем дошкольном возрасте дети могут освоить еще более трудные методы и техники:

•рисование солью, песком, манкой;

•рисование мыльными пузырями;

•рисование мятой бумагой;

•кляксография с трубочкой;

•монотипия пейзажная;

•печать по трафарету;

•кляксография обычная;

•пластилинография

•граттаж.

Расскажу поподробнее о некоторых техниках нетрадиционного рисования:

Рисование пальчиками.

Способ получения изображения. Ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются влажной тряпочкой, затем гуашь смывается водой.

Рисование ладошкой.

Способ получения изображения. Ребенок опускает в гуашь ладонь или окрашивает ее с помощью кисти и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками. После работы руки вытирают влажной тряпочкой, затем гуашь смывается водой.

Кляксография.

Способ получения изображения. Ребенок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается. Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается: определяется, на что оно похоже. Недостающие детали можно дорисовать.

Выдувание трубочкой.

Способ получения изображения. Необходимо развести немного краски, ребенок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и выливает небольшое количество на бумагу. Затем дайте ребенку трубочку для сока и позвольте ему нарисовать любой узор струей воздуха выдуваемой из трубочки. Внимательно при этом следите, чтобы ребенок дул на краску, а не всасывал ее.

Рисование мыльными пузырями.

Способ получения изображения. Подмешайте немного акварельной краски в мыльный раствор для пузырей. Разложите на полу бумагу для рисования и попросите ребенка выдувать пузыри. Они будут ложится на бумагу и создавать причудливые узоры.

Набрызг.

Ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Краска разбрызгивается на бумагу.

Методическое обеспечение опыта:

Для освоения программы используются разнообразные приёмы и методы:

·         словесные (беседа, объяснение, познавательный рассказ);

·         наглядные (картины, схемы, образцы, рисунки);

·         метод наблюдения (экскурсии, прогулки, походы);

·         игровые (дидактические, развивающие, подвижные)

·         метод проблемного обучения (самостоятельный поиск решения на поставленное задание).

Интеграция всех образовательных областей:

·         Социально-коммуникативное развитие

·         Познавательное развитие

·         Речевое развитие

·         Художественно-эстетическое развитие

·         Физическое развитие

Форма и методы реализации программы:

·         Групповая и индивидуальная работа с детьми;

·         Выставки творческих работ в группе и в ДОУ;

·         Мастер - классы с педагогами и родителями;

·         Консультации для родителей и педагогов;

·         ·         Оформление предметно-окружающей среды.

Материал:

  • Наборов разнофактурной бумаги.
  • Дополнительного материала (природного, бытового, бросового).
  • Художественно-изобразительного материала.
  • Нетрадиционных инструментов для художественного творчества.
  • Образцов рисунков по различным  нетрадиционным техникам;
  • Демонстрационного  наглядного  материала.

Предполагаемый результат:

·         Инициативность;

·         Самостоятельность;

·         Любознательность;

·         Наблюдательность;

·         Воображение, фантазия, образное мышление;

·         Творческие способности;

·         Склонность к экспериментированию;

·         Способность к принятию решений.

Если Вы предложите ребенку рисовать необычными способами, он научится преодолевать робость, страх перед рисованием, перед тем, что ничего не получится, обретет уверенность в своих способностях.

Нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей, тем самым, вызывая стремление заниматься таким интересным делом. Оригинальное рисование раскрывает творческие возможности ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер и настроение. И совсем не страшно, если ваш маленький художник перепачкается, главное - чтобы он получал удовольствие от общения с красками и радовался результатам своего труда.

Заключение

Рисование для ребенка – радостный, вдохновенный труд, который очень важно стимулировать и поддерживать, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности. А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь самоценным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, самоидентификация в творческой работе, целенаправленность деятельности. Это и есть главный аспект в моей работе, чтобы занятия приносили детям только положительные эмоции.

Разнообразие материалов ставит новые задачи и заставляет все время что-нибудь придумывать. Из клякс в конце концов вырисовывается узнаваемый объект, а в итоге счастливый ребенок«Это сделал Я!».

Список литературы:

 Баймашова В.А. Как научить рисовать. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2011.

Лыкова И.А. Развитие ребенка в изобразительной деятельности.- М.,      2010.

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий. - М., 2011.

Сакулина Н.П. Рисование в дошкольном детстве. Педагогика, 1965.-Сьюзан Швейк. Художественная мастерская для детей. – СПб.:  Питер, 2014.

Цквитария Т.А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2011.

Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий. Издательство КАРО Санкт-Петербург, 2008.

Азнабаева Ф.Г., Каримова Я.С. М.Р. Харисова. Ильгам: методическое пособие по художественному развитию дошкольников (5-7 лет) / под ред. Азнабаевой Ф.Г. – Уфа: Китап, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционных техник рисования.

АннотацияВ данной  методической  разработке рассмотрены подходы к содержанию художественно - творческой деятельности дошкольников, рекомендации по развитию творческих способностей дете...

Методическая разработка Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционных техник рисования.

АннотацияВ данной  методической  разработке рассмотрены подходы к содержанию художественно - творческой деятельности дошкольников, рекомендации по развитию творческих способностей дете...

Методическая разработка по нетрадиционной технике рисования с детьми дошкольного возраста

«Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев.От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерс...

Методическая разработка. «Применение нетрадиционных техник рисования в работе с детьми среднего дошкольного возраста посредством метода проекта»

Нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных ...

Методическая разработка по теме "Нетрадиционные техники рисования в дошкольном возрасте"

Методическая разработа по не радиционным техникам рисования с их описанием...

Методическая разработка на тему " нетрадиционные техники рисования младшего дошкольного возраста "

Методическая разработка включает в себя методы, формы, цели и задачи нетрадиционного рисования. План занятия и польза их использования. ...