Особенности диагностических исследований цветовосприятия у детей дошкольного возраста
учебно-методический материал по рисованию

Громова Галина Васильевна

Цвет - это эмоционально - выраженная сторона детства. Дети любят цвет, реагируют на него, увлекаются и играют с ним. Знакомство с цветом помогает им полнее и тоньше воспринимать предметы и явления окружающего мира, развивает наблюдательность, мышление, обогащает речь. Так, прикладывая к глазам цветные стеклышки, дети видят окружающий мир по- своему: синее - мир становился печальным; желтое - все вокруг становилось праздничным; зеленое – окружающая действительность становилась ярким летним днем. Это дает пищу для развития фантазии, составления творческих рассказов, а также создания неповторимых и уникальных изображений той обыденной привычной реальности, которая окружает детей ежедневно.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diagnostika_tsvetovospriyatiya.docx17.48 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности диагностических исследований цветовосприятия у детей дошкольного возраста

При работе над цветовосприятием и цветоразличением младшие дошкольники связывают цвет с образами предметов: зелёный, как трава, ёлочка; желтый, как солнышко, цыплёнок и т.д. Восприятие цвета отличается от восприятия формы и величины прежде всего тем, что оно может осуществляться только при помощи органов зрения, т.е. цвет обязательно нужно увидеть. Поэтому на начальном этапе педагогу следует обучить ребёнка таким практическим действиям, как прикладывание предметов друг к другу, выбор и группировка предметов по цветовому признаку. Когда два цвета вплотную прилегают друг к другу, ребёнок видит их одинаковость или неодинаковость. При этом он может еще не владеть восприятием цвета, но видеть, что оба предмета красные или один из них красный, а другой желтый, то есть видеть, что цвета одинаковые или разные. На этом этапе можно использовать следующие дидактические игры и игровые технологии: «Собери капельки в стакан», «Сложи пирамидку», «Давай знакомиться-желтый; красный; синий; зеленый», «цветное лото», «художники-волшебники», «Нарисуй теплую картину» и т.д.

Для дидактических игр и игровых технологий с детьми старшего дошкольного возраста характерно наличие обучающей задачи. Педагогу следует руководствоваться ею, облекая ту, или иную задачу в занимательную форму. Ребенка, в свою очередь привлекает возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата, выиграть. В итоге, если педагог справился со своей задачей, а ребенок получил удовольствие и успешно выполнил игровые действия, то можно считать, что результат достигнут.

Значительный вклад в развитие у детей чувства цвета внесли работы Е.А. Аркина. 

Он использовал три метода работы с цветом: метод подбора, метод называния, метод выбора по называнию. Это позволило установить, что уже в 4 года у детей развита способность к цветоощущению.

С целью выявления уровня знаний основных цветов детям давались три задания. При работе с детьми был использован специально подобранный дидактический материал: игрушки – кубики, колечки от пирамидки, различные мелкие предметы четырёх цветов: красного, жёлтого, синего и зелёного.

Задание 1. Взрослый показывает предмет, ребёнок называет цвет, его обозначающий.

Задание 2. Взрослый называет цвет, ребёнок показывает предметы данного цвета.

Задание 3. Взрослый показывает карточку с изображением цветного круга, ребёнок подбирает предметы того цвета, в который окрашен круг.

Как дополнение диагностической работе Аркина Е. А. может послужить диагностика «Цвет вокруг ребенка». С ее помощью педагог определяет уровень знаний детей о цветовой гамме. Что не мало важно, данная диагностика позволяет определить уровнь владения ребенком кистью и карандашом, восковым мелком, пастелью. Для работы с дошкольниками старшего возраста возможно расширение диагностики и выявление уровня развития цветоэмоциональных представлений у детей, а также осознание цвета как самостоятельного выразительного средства.

Также интересна педагогическая диагностика по изобразительной деятельности, которая разработана на основе дидактических игр Бондаренко А. К., под названием « Куда летит волшебный шарик». Она помогает диагностировать знания ребенка о цвете, и уточнить умения ребенка в способностях различать цвета по принципу «одинаковый цвет - не одинаковый». Помимо этого во время проведения диагностики педагог вызывает ребенка на эмоциональный отклик, посредством цветовых решений поставленных задач.

Диагностика «Цвет вокруг ребенка»

Цель: Диагностика знаний детей о цветовой гамме, уровне владения кистью и карандашом, пастелью; развитие цветоэмоциональных представлений у детей и осознанию цвета как самостоятельного выразительного средства.

Отводится 6 занятий.

Педагогическая диагностика по изобразительной деятельности (разработана на основе дидактических игр Бондаренко)

« Куда летит волшебный шарик»

Цель: Диагностировать знания ребенка о цвете, уточнить умения ребенка в способностях различать цвета по принципу «одинаковый цвет -  не одинаковый».

Пособия: Вырезанные  цветные фигуры шарика и тучки. (Синие, красные, зеленые, желтые)

Ход: В волшебном бочонке  проделано маленькое отверстие, куда ребенок может без затруднения просунуть руку. В нем находятся фигурки шарика и тучки. Ребенок достает эти фигурки и пытается разложить их по цвету: синий шарик - к синей тучке и т.д.

Задание: «Волшебнику стало скучно, и он  спрятал тучки и шарики в волшебный бочонок, от этого в волшебном мире сразу все стало серое и скучное. Надо постараться найти каждой тучке свой шарик и убедить волшебника, что с цветными тучками и шариками намного веселее. После выполнения задания ребенком подводится итог. « На синюю тучку прилетел синий шарик и т.д.»

Уровни освоенности материала:

Высокий уровень – правильный выбор  в поборе пар тучек и шариков по цвету, правильно назвал цвета;

Средний уровень – все пары разложил по цвету, но не назвал сам цвет или путает цвета. После поправки педагога, в итоге, правильно назвал все цвета;

Низкий уровень – не справился с заданием, даже после помощи педагога не смог вновь правильно выложить и назвать цвет.

Заключение

Можно заключить, что вышеизложенные разнообразные диагностики и разработанные на их базе методики применения различных технологий могут быть использованы педагогами при организации занятий по изобразительной деятельности в дошкольных учреждениях. Перечисленные выше технологии в оптимальном сочетании с другими методами и приемами обучения оказывают благотворное влияние на развитие художественных способностей, повышают интерес к изобразительной деятельности и стимулируют самостоятельные формы ее проявления, когда ребенок сам ставит изобразительные задачи и пытается их решать. При этом у детей проявляется самостоятельность, смелость, уверенность в своих силах.

Осознанное, целенаправленное восприятие цвета не является врожденным качеством. Только взрослые, могут помочь детям увидеть мир красок, уловить все разнообразие цветовых тонов и сформировать устойчивый зрительный образ цвета.