Рабочая программа изостудии "Волшебная кисточка".Возраст детей от 5-6 лет.
методическая разработка по рисованию

Романович Зинаида Антоновна

Программа ориентирована на работу с детьми от 5-6 лет и носит художествено-эстетитеческую направленность, по форме проведения является групповай и индивидуально-ориентированной.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gosudarstvennoe_byudzhetnoe.docx52.6 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОРВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД № 26 КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА

МОСКОВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

                     

                                  Рабочая программа изостудии

«Волшебная кисточка»

Возраст детей старшей группы 5 – 6 лет

Срок реализации программы - 1 год

                                                                                                                     

                                                                  Составитель: Романович З. А                  

                                                                             воспитатель ДОУ № 26

                                                             

                                       

                                          Санкт-Петербург

                                                            2016

Содержание

  1. Пояснительная записка________________________________________3
  1. Цель и задачи________________________________________________4
  1. Частные задачи_______________________________________________5
  1. Учебно–тематический план образовательной программы изостудии_ 10
  1. Содержание программы______________________________________12
  1. Список литературы__________________________________________25

                              Пояснительная записка

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка. Именно в этом возрасте закладываются основы всестороннего, гармонического развития ребенка. Одна из важных задач в области народного образования – эстетическое воспитание и художественное образование детей. В дошкольные годы у ребенка развивается чувство прекрасного, высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы. Это способствует формированию духовно богатой, гармонично развитой личности. Творческая личность – это достояние всего общества.

Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов. Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая. Развитию творческих способностей дошкольника уделяется достаточное внимание в таких комплексных программах, как: «Детство», «Радуга», «От рождения до школы» и др. авторы программ нового поколения предлагают, через раздел художественно – эстетического воспитания, знакомить детей с традиционными способами рисования. Развивая, таким образом, творческие способности ребенка.

Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью.

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.

Гуманистическое отношение к окружающему миру -  первичная основа эстетических чувств. В эстетическом восприятии действительности основную роль играют наши зрительные, слуховые ощущения, а так же осязание и обаяние. Концепция программы помочь ребёнку открыть свой внутренний мир через цвет, форму, линию, развитию воображения, фантазии.

Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии.

Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку.

Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.

Важно с самых первых лет жизни ребёнка учить видеть красивое в окружающем, богатство цветов и форм, разнообразие их сочетаний, замечать характерные признаки предметов и явлений, определять их сходство и различие; формировать у детей изобразительные умения и желание рисовать, лепить, вырезать, конструировать; развивать творческую способность, учить воспринимать произведения искусства.

 Направленность программы:

Программа ориентирована на работу с детьми 5-6 лет и носит художественно-эстетическую направленность, по форме проведения занятий является групповой и индивидуально-ориентированной. Данная программа направлена на развитие у ребёнка эстетического и эмоционального начала, а так же на формирования его образного мышления и творческих способностей. Программа способствует развитию воображения, фантазии, чтобы ребёнок мог открыть свой внутренний мир через цвет, форму, линию. Содержание программы направлено на создание условий для развития личности ребенка его интеллектуального и духовного развития.

                                           Цель и задачи

Цель: создать условия для развития у детей творческих способностей     с помощью изобразительной деятельности.

Образовательные задачи:

  • Создать условия для знакомства с различными художественными материалами
  • Создать условия для передачи формы предмета, соотношение его частей, расположение объектов в пространстве, их цвет и т.д
  • Создать условия для расширения представлений о декаративно – прикладном искусстве
  • Создать условия для расширения представлений о разных жанрах живописи (портрет, пейзаж, натюрморт), графики, архитектуры, скульптуры

          Развивающие:

  • Создать условия для развития умения замечать средства художественной выразительности: колорит, композицию, чувствовать настроение, переданное художником
  • Создать условия для развития умения самостоятельно составлять узоры на основе знаний о характерных особенностях росписей
  • Создать условия для формирования умения и навыка владения при работе с различными художественными материалами (нетрадиционная техника)

     Воспитательные:

  • Создать условия для привития детям устойчивый  интерес к изобразительной деятельности

Частные задачи

Содержание образовательной области „Художественное творчество" направлено на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении через решение следующих задач:

  • развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд);
  • развитие детского творчества;
  •  приобщение к изобразительному искусству».

Развитие продуктивной деятельности:

Рисование

Предметное рисование. Продолжать совершенствовать умение передавать в рисунке образы предметов, объектов, персонажей сказок, литературных произведений. Обращать внимание детей на отличия предметов по форме, величине, пропорциям частей; побуждать их передавать эти отличия в рисунках.

Закреплять умение передавать положение предметов в пространстве на листе бумаги, обращать внимание детей на то, что предметы могут по- разному располагаться на плоскости (стоять, лежать, менять положение: живые существа могут двигаться, менять позы, дерево в ветреный день — наклоняться и т. д.); передавать движения фигур.

Способствовать овладению композиционными умениями: учить располагать изображение на листе с учетом его пропорций (если предмет вытянут в высоту, располагать его на листе по вертикали; если он вытянут в ширину, например, не очень высокий, но длинный дом, располагать его по горизонтали). Закреплять способы и приемы рисования различными изобразительными материалами (цветные карандаши, гуашь, акварель, цветные мелки, пастель, сангина, угольный карандаш, фломастеры, разнообразные кисти и т. п).

Вырабатывать навык рисования контура предмета простым карандашом с легким нажимом на него, чтобы при последующем закрашивании изображения не оставалось жестких, грубых линий, пачкающих рисунок.

Закреплять умение рисовать акварелью в соответствии с ее спецификой (прозрачностью и легкостью цвета, плавностью перехода одного цвета в другой).

Совершенствовать умение детей рисовать кистью разными способами: широкие линии — всем ворсом, тонкие — концом кисти; наносить мазки, прикладывая кисть всем ворсом к бумаге, рисовать концом кисти мелкие пятнышки.

Знакомить с новыми цветами (фиолетовый) и оттенками (голубой, розовый, темно-зеленый, сиреневый), развивать чувство цвета. Учить смешивать краски для получения новых цветов и оттенков (при рисовании гуашью) и высветлять цвет, добавляя в краску воду (при рисовании - акварелью).

При рисовании карандашами учить передавать оттенки цвета, регулируя нажим на карандаш. В карандашном исполнении дети могут, регулируя нажим, передать до трех оттенков цвета.

Сюжетное рисование.

Подводить детей к созданию сюжетных компартий на темы окружающей жизни и на темы литературных произведений Кого встретил Колобок», «Два жадных медвежонка!», «Где обедал воробей !?» и др.).

Развивать композиционные умения, учить располагать изображения посередине, внизу листа, по всему листу.

Обращать внимание детей на соотношение по величине разных предметов в сюжете (дома большие, деревья высокие и низкие; люди меньше домов, но больше растущих на лугу цветов). Развивать умение располагать на рисунке предметы так, чтобы они загораживали друг друга (растущие перед домом деревья частично его загораживают и т. п.).

Декоративное рисование 

Продолжать знакомить с городецкой росписью, ее цветовым решением, спецификой создания декоративных цветов (как правило, не чистых тонов, а оттенков), учить использовать для украшения оживки.

Познакомить с росписью Полхов-Майдана. Включать городецкую и полхов-майданскую роспись в творческую работу детей, помогать осваивать специфику этих видов росписи, знакомить с характерными элементами (бутоны, цветы, листья, травка, усики, завитки, оживки).

Вызывать желание создавать узоры на листах в форме народного изделия (поднос, солонка, чашка, розетка и др.). Для развития творчества в декоративной деятельности учить использовать декоративные ткани. Предоставлять детям бумагу в форме одежды и головных уборов (кокошник, платок, свитер и др.), предметов быта (салфетка, полотенце).

Лепка

Продолжать знакомить детей с особенностями лепки из глины, пластилина и пластической массы.

Развивать умение лепить с натуры и по представлению знакомые предметы (овощи, фрукты, грибы, посуда, игрушки); передавать их характерные особенности. Совершенствовать умение лепить посуду из целого куска глины и пластилина ленточным способом.

Закреплять умение лепить предметы пластическим, конструктивным и комбинированным способами. Формировать умение сглаживать поверхность формы, делать предметы устойчивыми.

Закреплять умение передавать в лепке выразительность образа, лепить фигуры человека и животных в движении, объединять небольшие группы предметов в несложные сюжеты (в коллективных композициях.

Продолжать формировать умение лепить мелкие детали; пользуясь стекой, наносить рисунок чешуек у рыбки, обозначать глаза, шерсть животного, перышки птицы, узор, складки на одежде людей и побуждать использовать дополнительные материалы (косточки, зернышки, бусинки и т.д.).

Декоративная лепка.

Продолжать знакомить детей с особенностями декоративной лепки. Формировать интерес и эстетическое отношение к предметам народного декоративно - прикладного искусства.

Формировать умение украшать узорами предметы декоративного искусства. Учить расписывать изделия гуашью, украшать их налетами и углубленным рельефом, использовать стеку.

Учить сглаживать неровности вылепленного изображения, обмакивая пальцы в воду, когда это необходимо для передачи образа.

Аппликация

Закреплять умение разрезать бумагу на короткие и длинные полоски; вырезать круги из квадратов, овалы из прямоугольников, преобразовывать одни геометрические фигуры в другие (квадрат — в два-четыре треугольника, прямоугольник — в полоски, квадраты или маленькие прямоугольники), создавать из этих фигур изображения разных предметов или декоративные композиции.

Формировать умение вырезать одинаковые фигуры или их детали из бумаги, сложенной гармошкой, а симметричные изображения — из бумаги, меженной пополам (стакан, ваза, цветок и др.). С целью создания выразительных образов познакомить с приемом обрывания.

Побуждать создавать предметные и сюжетные композиции, дополнять их деталями, обогащающими изображения.

Приобщение к изобразительному искусству

Учить выделять, называть, группировать произведения по видам искусства (литература, музыка, изобразительное искусство, архитектура, театр).

Познакомить детей с жанрами изобразительного и музыкального искусства. Учить выделять и использовать в своей изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности средства выразительности разных видов искусства, знать и называть материалы для разных видов художественной деятельности.

Познакомить с произведениями живописи (И. Шишкин, И. Левитан. В. Серов, И. Грабарь, П. Кончаловский и др.) и изображением родной природы в картинах художников.

Расширять представления о графике (ее выразительных средствах). Знакомить с творчеством художников - иллюстраторов детских книг (Ю. Васнецов, Е. Рачев, Е. Чарушин, И. Билибин и др.).

Продолжать знакомить детей с архитектурой. Закреплять знания о том, что

Развивать наблюдательность, учить внимательно рассматривать здания, замечать их характерные особенности, разнообразие пропорций, конструкций, украшающих деталей.

Подвести детей к понятиям «народное искусство», «виды и жанры народного искусства». Расширять представления детей о народном искусстве, фольклоре, музыке и художественных промыслах. Развивать интерес к участию в фольклорных праздниках.

Учебно–тематический план образовательной программы изостудии Романович З.А.

«Волшебная кисточка» для детей 5 - 6 лет, старшая группа

Месяц

Неделя

Вид занятия

Содержание (разделы, темы)

Кол-во часов

Сентябрь

1

Комплектование группы

1

1

2

1

1

3

Рисунок

Волны

1

Лепка

Корзина с грибами

1

4

Живопись

Осенний пейзаж

1

ДПИ

Орнамент из природного материала

1

Октябрь

1

Рисунок

Печать листьями. (коллективная работа)

1

Лепка

Мобиль из осенних листьев

1

2

Живопись

Птица времени года

1

ДПИ

Золотая хохлома

1

3

Рисунок

Ёжик

1

Лепка

Белка с орехом

1

4

Живопись

Праздничный салют

1

ДПИ

Шапка и шарф

1

Ноябрь

1

Рисунок

Дождь в городе

1

Лепка

Лиса с лисятами

1

2

Живопись

Портрет мамы

1

ДПИ

К дню матери «Цветы их салфеток»

1

3

Рисунок

Ветка рябины

1

Лепка

Кисть рябины

1

4

Живопись

Собачка Портрет мамы

1

ДПИ

Черепашка

1

Декабрь

1

Рисунок

Первый снег

1

Лепка

Обитатели зимнего леса (коллективная работа.)

1

2

Живопись

Птица времени года

1

ДПИ

Новогодняя открытка символ года (обезьяна)

1

3

Рисунок

Белая береза

1

Лепка

Новогодняя елочка

1

4

Живопись

Зимний лес

1

ДПИ

Рождественские пряники

1

Итого 1полугодие:

32

Январь

1

2

3

Рисунок

Зима в родном городе

1

Лепка

Цирк. Клоун на арене.

1

4

Живопись

 Лисичка в зимнем лису

1

ДПИ

Бело синее чудо Гжели (тарелка)

1

Февраль

1

Рисунок

Красивое развесистое дерево зимой

1

Лепка

Лыжник

1

2

Живопись

Снегирь на ветке

1

ДПИ

Открытка к 23 февраля

1

3

Рисунок

Пингвины на льду (мелки)

1

Лепка

Звери в цирке

1

4

Живопись

Сова на ветке

1

ДПИ

Павлопосадский платок

1

Март

1

ДПИ

0ткрыка для мамы. Ваза с цветами

1

Рисунок

Мы с мамой (карандаши цветные)

1

2

Живопись

Ваза с цветами (акварель худ. пастель)

1

Лепка

Рыбки в аквариуме. (пластинография)

1

3

Рисунок

Первые весенние цветы.( цв.крандаши)

1

ДПИ

Матрешка. Полхов-Майдан

1

4

Живопись

Лепка

Солнце весной.( акварель худ. пастель)

Скворец (пластилин графия) коллективная работа.

1

1

Апрель

1

Рисунок

Космос (гратаж)

1

Лепка

Инопланетянин

1

2

Живопись

Солнечная система

1

ДПИ

Сакура цветет

1

3

Рисунок

Ветка вербы

1

Лепка

Гнездо для птицы

1

4

Живопись

Мать – и – мачеха

1

ДПИ

Доска (городец)

1

Май

1

Живопись

Салют победы

Поле с тюльпанами

1

Рисунок

1

2

Божья корова

Лепка

1

3

Рисунок

День города 

Бабочка на цветочке

1

ДПИ

1

4

Живопись

 Яблоня цветет

1

Лепка

Итого 2 полугодие:

34

Итого:

66

Содержание программы

Сентябрь

Рисунок

 Тема: Волны

Содержание: Познакомить с красками. Дети изображают волны всеми красками из набора используя все кисти. Композиция добавляется морскими обитателями. В конце занятия выявить навыки и умения детей пользоваться красками и кистями.

Материалы: набор художественных гуашевых красок, кисти щетинные №20 и №10, беличьи №8, 5, 3, лист формата А3.

 

Лепка

Тема: Корзинка с грибами

Содержание: Совершенствование круговой лепки корзинки, создавать по замыслу композицию из грибов в корзинке

Материалы: Пластилин, стеки, зубочистки, дощечки, карточки с изображениями грибов, разные варианты корзинок

Живопись

Тема: Осенний пейзаж

Содержание: Познакомить детей с пейзажами русских художников. Рассмотрение репродукции картин Левитана «Золотая осень», проанализировать содержание картины, описывать колорит, называть цвета, используемые в работе мастеров, развивать представление у детей о том, что через подбор красок можно передать красоту осеннего леса.

Материалы: Репродукции с изображением картин Левитана «Золотая осень», гуашь, кисти, палитра, баночки с водой, салфетки бумажные.

Декоративно – прикладное искусство

Тема: Орнамент из природного материала

Содержание: Познакомить с приёмами изготовления орнамента из арбузных и дынных семечек, абрикосовых косточек и других материалов.

Материалы: Для работ подойдут семена: подсолнечника (семечки), арбузные, дынные, тыквенные, огурца, лимона, апельсина, фиников, персика, абрикоса, яблока и другие, круглая или овальная форма для основы, пластилин, стека.

                                                   Октябрь

Рисунок

Тема: Печать листьями. (коллективная работа)

Содержание: Рассматривание различных листьев с осенних деревьев. Познакомить детей с новым видом нетрадиционной техники рисования «оттиск, отпечаток листьями». Вызвать интерес к созданию коллективной композиции. Создавать условия для художественного экспериментирования: показать возможность получения оранжевого цвета путем смешивания желтого с красным. 

Материалы: Тонированные листы бумаги, гуашь, кисти с жесткой щетиной, баночки с водой, салфетки бумажные, губки, листья разных деревьев

Лепка

Тема: Мобиль из осенних листьев (коллективная работа)

Содержание: Рассматривание осенних. Беседа о красках осени. Подготовка картонных кленовых листьев. Применять технику лепки способом размазывания; напомнить о возможности смешивания цветов пластилина. Показать возможность дополнений образа путем прорисовывания деталей (обозначение стекой прожилок листика). Вызвать интерес к созданию коллективной собрав из осенних листочков гирлянду.

Материалы: стеки, пластилин, лоточки под пластилин, дощечки или клеенки, бумажные или матерчатые салфетки, картонные кленовые листья на каждого ребенка.

Живопись

Тема: Птица времени года

Содержание: Познакомить детей с красками осени. Отображая на сказочной птице краски осени, передовая всю красоту времени года, использую теплые цвета красок.

Материалы: Заготовка волшебной птицы для каждого ребенка, гуашь, кисти, палитра, баночки с водой, салфетки бумажные.

Декоративно – прикладное искусство

Тема: Золотая хохлома

Содержание: Знакомство детей с одним из видов народно – прикладного искусства – хохлома, учить выделять элементы росписи на деревянных изделиях

Материалы: Иллюстрации с изображениями деревянной посуды, расписанной хохломской росписью, элементы хохломской росписи, силуэты миски и ложки, гуашь, кисти, баночки с водой, палитра, салфетки бумажные, ватные палочки.

Рисунок

Тема: Ёжик

Содержание: Рассматривание иллюстраций и картин «Ёжика» из серии «Дикие животные», загадки и стихи о еже. Помочь детям освоить новый способ изображения – тычок жёсткой полусухой кистью, позволяющий наиболее ярко передать изображаемый объект, характерную фактурность его внешнего вида (объём, пушистость).

Материалы: Альбомный лист, с нарисованным контуром ёжика, жёсткая кисть для клея «Щетина» №8, гуашевые краски.

Лепка

Тема: Белка с орехом

Содержание: Знакомство с внешним видом белки. Рассмотреть образец, обсудить его, определить форму величину и расположение частей. Учить применять разнообразные способы лепки.

Материалы: Иллюстрации с изображением белки, пластилин, стеки, дощечки, зубочистки, бусинки, пуговицы, вспомогательные материалы.

Живопись

Тема: Праздничный салют

Содержание: Познакомить с нетрадиционным способом рисования по сырому; совершенствовать умение правильно держать кисть при рисовании, осваивать цветовую палитру: жёлтый, красный, зелёный, синий цвета; развивать эстетическое восприятие, расширять знания об окружающей действительности

Материалы: Листы плотной бумаги; акварель, принадлежности для рисования: подставка для кисточки, салфетка, маленький лист бумаги для проверки цвета, кисти. Иллюстрации или рисунки-образцы с изображением салюта.

Декоративно – прикладное искусство

Тема: Шапка и шарф

Содержание: Закрепление приемов вырезания симметричных геометрических фигур, рассматривание различных узоров на шарфах и шапках, развивать чувство цвета и композиции.

Материалы: Силуэты шапки и шарфа, цветная бумага, ножницы, кисти для клея, клей ПВА, салфетки бумажные.

                                                   Ноябрь

Рисунок

Тема: Дождь в городе

Содержание: Слушание музыки П. И. Чайковского «Времена года» «Осень»,

Чтение стихов русских поэтов А. Н. Плещеева, А. С. Пушкин, закрепления рисования по мокрому

     Материалы: Листы белой бумаги для рисования, акварельные краски, гуашьпростые карандаши, широкая кисть для смачивания бумаги, кисти, кусочки белой парафиновой свечибаночки с водой, салфетки.

Лепка

Тема: Лиса с лисятами (коллективная работа)

Содержание: Учить передавать в лепке конструктивным способом строение

 Лисы с лисятами. Учить добиваться выразительности образов. Учить лепить животных в движении. Учить составлять коллективную композицию, объединенную одним сюжетом, используя разнообразные материалы.

Материал: Картинка с изображением лиса с лисятами. Пластилин, коктейльные трубочки, картонки-подставки, дощечки для лепки (на каждого ребенка).

Живопись

Тема: Собака

Содержание: Выставить несколько картин с изображением собак разных пород. Обратить внимание детей на то, что собаки бывают разные по величине, по строению: у одной длинное туловище, длинные ноги, вытянутая морда и длинные свисающие уши, а у другой остренькая мордочка, короткие ноги и круглая

Учить задумывать и выражать в рисунке несложный сюжет; передавать строение четвероногого животного; различно располагать изображение на широкой полосе. В конце занятия все рисунки надо выставить на доске, предложить назвать самые лучшие, в которых отражено интересное содержание. Попросить некоторых детей рассказать об их рисунках.

Материалы: белая и тонированная бумага, гуашь, кисти, палитра, баночки с водой, салфетки бумажные

Декоративно – прикладное искусство

Тема: К дню матери «Цветы их салфеток»

Содержание: Познакомить детей с техникой изготовления ручных изделий из двухслойной салфетки, развитие творческого мышления и воображения детей на основе знакомства с технологией изготовления изделий из бумажных салфеток, научить изготавливать цветок в данной технике.

Материал: Салфетки, ножницы, степлер, клей, цветной картон, вырезанные заранее прямоугольники из зеленой бумаги, простой карандаш и хорошее настроение.

Рисунок

Тема: Ветка рябины

Содержание: Чтение стихотворения А. Плещева «Рябина», загадки о рябине, приметы, рисование с натуры

Материалы: Ветка рябины, бумага тонированная в голубые, розовые тона, простой карандаш, кисти, тычки поролоновые, краски гуашь, палитра, салфетки

Лепка

Тема: Кисть рябины(барельеф)

Содержание: Рассмотреть кисть рябины, познакомить с новым видом техники барельеф, учить детей разминать и размазывать пластилин по картону для создания необходимого фона композиции, раскатывать пластилин для создания ягод, веток или листьев рябины,

Материалы: Ветка рябины, дощечки для лепки, пластилин разных цветов, лист картона, простой карандаш, салфетки, стеки.

Живопись

Тема: Портрет мамы

Содержание: Рассматривание и беседа о жанре живописи – портрет, учить рисовать портрет, стараясь передать особенности внешнего вида, характер и настроение людей

Материалы: Семейные фотографии, репродукции картин известных художников – портретистов, белая и тонированная бумага, гуашь, кисти, палитра, баночки с водой, салфетки бумажные.

Декоративно – прикладное искусство

Тема: Черепашка

Содержание: Загадать детям загадку. Рассмотреть картинки с различными видами черепах.  Расширить и уточнить знания детей о черепахе: тело покрыто твердым, крепким панцирем плоским снизу и выпуклым сверху, состоящим из роговых пластинок, ноги и голова покрыты сухой кожей, зубов нет, пищу перетирает пластинками, передвигается медленно.  

Учить детей сминать бумагу формируя из неё овальную форму, панцирь черепахи, пользоваться гофрированной цветной бумагой, работать с трафаретом, правильно держать ножницы не нарушая техники безопасности.

Материалы: лист простой бумаги, гофрированная разноцветная бумага, клей простой карандаш, трафарет туловища черепахи, ножницы.

 

Декабрь

Рисунок

Тема: Первый снег

Содержание: Разучивание стихов и песен о зиме, рассматривание иллюстраций с зимним пейзажем, продолжать учить детей создавать зимний пейзаж с использованием нетрадиционных техник рисования (рисование палочками-тычками)

Материалы: Картины с зимним пейзажем, кисточки, палочки-тычки, тонированная бумага голубого цвета, белая гуашь, палитра, баночка с водой

Лепка

Тема: Обитатели зимнего леса (Коллективная работа.)

Содержание: Вызвать у детей желание лепить знакомых им зверей. Учить передавать в лепке конструктивным способом строение разных животных (зайца, волка, медведя, лисы). Учить лепить животных в движении и в разных положениях (стоя, сидя, лежа). Учить составлять коллективную композицию, объединенную одним сюжетом, используя разнообразные материалы.

Материалы: Крышка от коробки из-под обуви, картон синего цвета, небольшие веточки деревьев, полуовальные баночки, например, из-под йогурта (для каждой группы из 6 детей). Вата, пластилин, жесткие кисточки, клей, белая гуашь, баночки с водой, стеки, клеенки-подкладки (на каждого ребенка).

Живопись

Тема: Птица времени года

Содержание: Познакомить детей с холодными красками зимы. Отображая на сказочной птице зимние узоры, передовая всю красоту времени года, использую холодные цвета красок.

Материалы: Заготовка волшебной птицы для каждого ребенка, гуашь, кисти, палитра, баночки с водой, салфетки бумажные.

Декоративно – прикладное искусство

Тема: Новогодняя открытка (обезьянка)

Содержание: Делать поздравительные открытки, подбирая и создавая соответствующее празднику изображение. Учить детей работать с бумагой методом оригами, вырезывать одинаковые части из бумаги, сложенной гармошкой, а симметричные – из бумаги, сложенной вдвое. Закреплять приемы вырезывания и наклеивания

Материалы: Иллюстрации с новогодними открытками, картон, сложенный вдвое, цветная бумага, ножницы, кисти для клея, клей ПВА, салфетки бумажные

Рисунок

Тема: Белая береза

Содержание: Беседа о том, что природа прекрасна в любое время года и многие ее состояния соответствуют переживаниям людей. Учить детей видеть средства выразительности, использованные художником для передачи чувств и настроения. Подводить детей к установлению взаимосвязей между художественными образами изобразительного искусства, музыки и поэзии.

Продолжать учить рисовать красками, составлять из красок полутона

разбеливая их, накладывать светотени. Рассматривание репродукций о зиме, разучивание стихов о зиме и пение песен, прослушивание музыки, дидактическая игра «Палитра настроения»

Материал: Репродукции картин: «Февральская лазурь» И.Э.Грабарь,«Зимний сад» - Липц, образец березы, схематические изображения березы с разнообразной кроной

Лепка

Тема: Новогодняя елочка

Содержание: Создать условия для расширения знаний детей об истории новогоднего праздника, закреплять умения детей использовать в работе нетрадиционную технику изобразительного искусства – пластилинографию,

 Добиваться реализации выразительного, яркого образа, дополняя работу элементами бросового материала

Материалы: Плотный картон с силуэтом елки, набор пластилина, бисер и блестки для украшения, стека, салфетка для рук

Декоративно – прикладное искусство

Тема: Рождественские пряники

Содержание: Знакомство детей со Святками, с праздником Рождества, традициями, связанными с зимними праздниками. Картинки с разными пряниками, чтение стихотворения И.Рутенина «Рождество»

Материалы: Силуэты рождественских пряников (фигурки различных животных), кисти, гуашь, баночки с водой, салфетки бумажные

Январь

Рисунок

Тема: Зима в родном городе

Содержание: Рассматривание иллюстраций с зимним пейзажем, учить детей передавать в своей работе картину зимнего города, закреплять умение рисовать разные дома и деревья

Материалы: Тонированные листы бумаги, восковые мелки, акварельные краски, кисти, баночки с водой, салфетки

Лепка

Тема: Цирк, клоун на арене.

Содержание: беседы о цирке из личного опыта, беседа о профессии клоуна, рассматривание иллюстраций с изображением клоунов.

 Учить создавать образ клоуна во время выступления, соблюдая пропорции тела, формировать умение передавать движение фигуры клоуна, закрепить разнообразные приёмы лепки (оттягивание, сглаживание, прижимания, раскатывания, скатывания), продолжить формировать умение лепить фигуру из целого куска, передавая форму отдельных частей.

Материалы: иллюстрации, картинки с изображением клоунов, игрушки клоунов в разных видах деятельностимакет арены, пластилин, стеки, доски для лепки, салфетки.

     

Живопись

ТемаЛисичка в зимнем лису

 Содержание: Закреплять знания детей о диких животных, о сезонных изменениях в природе. Развивать координацию глаза и руки, владение кистью руки, мелкую моторику пальцев; детское творчество, воображение, эстетическое чувство. Совершенствовать умение у детей способ рисования тычком жесткой кисточкойРазвивать умение дополнять рисунок элементами.

Материалы: Презентация «Животные зимой», силуэты лисы на бумаге голубого цвета, картинки с изображением лисы, жёсткие кисти, тонкие беличьи кисти, гуашь, салфетки, баночки с водой.

Декоративно – прикладное искусство

Тема: Бело синее чудо Гжели (тарелка)

Содержание: Комплект плакатов «Народное искусство в детском саду» (Гжель), знакомство с керамической и деревянной посудой, учить детей рисовать посуду по мотивам «гжели»

Материалы: Бумажные тарелки, гуашь, кисти, баночки с водой, салфетки

Февраль

Рисунок

Тема: Красивое развесистое дерево зимой

Содержание: рассматривание иллюстраций, репродукций с изображением деревьев, наблюдение на прогулке. Учить детей создавать в рисунке образ дерева, находит красивое композиционное решение (одно дерево на всем листе). Закреплять умение использовать разный нажим на восковый мелок для передачи более светлых и более темных частей изображения. Учить использовать линии разной интенсивности, как средство выразительности. Закрепить умение рисовать методом тычка.

Методическое обеспечение: листы голубой бумаги, белая гуашь, кисть щетина, восковые мелки, баночки с водой, салфетки, картина И. И. Шишкина «Зима», образец, рисунки этапов выполнения работы.

Лепка

Тема: Лыжник

Содержание: Учить составлять сюжетную композицию из вылепленных фигур Лепить изпластилина фигуру человека в движении.

Закрепить способ лепки цилиндра (валика) надрезанного с двух концов.

Продолжить учить передавать в лепке не сложные движения (сгибание рук и наклон туловища, перемещение ног). Учить сглаживать поверхность формы.

 Учить соотносить части тела человека по величине и пропорциям

Материалы: картинки о зимних видах спорта, пластилин, стеки, клеенки, салфетки.

Живопись

Тема: Снегирь на ветке

Содержание: Создать условия для представления о зимующих птицах, их особенностях и внешнем виде; знакомство детей с нетрадиционной технике тычка щетинистой кистью; уметь использовать вспомогательные линии для построения рисунка, чтение стихотворений и загадок о птицах

Материалы: Тонированная бумага, щетинистая кисть, кисти, баночки с водой, гуашь, палитра.

Декоративно – прикладное искусство

Тема: Открытка к 23 февраля

Содержание: Рассматривание открытки, образец. Рассказывает детям о предстоящем празднике 23 февраля. Сообщает, что в этот день все мужчины: папы, дедушки, братья отмечают праздник.  Рассматривание и определение из каких частей состоит кораблик. Показ приемов аппликации. Материалы: открытки к 23 февраля, ножницы, клей, салфетки, бумажные формы (треугольники разного цвета, трапеция, голубая или синяя бумага для фона, желтый круг, облако, флажок, дельфин, чайка).

Рисунок

Тема: Пингвины на льду

Содержание: Познакомить с пингвинами, средой их обитания, учить рисовать семью пингвинов, передавая разницу в величине птиц, развивать умение отображать в рисунке несложный сюжет

Материалы: Иллюстрации с изображением семьи пингвинов, листы бумаги, сухая пастель, ватные палочки.

Лепка

Тема: Звери в цирке.

Содержание: Знакомство с внешним видом цирковых животных

(Открытки, календари, альбомы, иллюстрации и пр.). Подготовка основы для коллективной композиции. Учить составлять коллективную сюжетную композицию из разнородных объектов. Уточнить способ лепки в стилистике народной игрушки - из цилиндра (валика), согнутого дугой и надрезанного с двух концов. Учить анализировать особенности строения животных, соотносить части по величине и пропорциям. Материалы, инструменты, оборудование.

Пластилин, стеки, для изготовления цирковых аксессуаров - яркие пуговицы, бусины, шерстяные нитки, тесьма; подставки, клеёнки, матерчатые и бумажные салфетки.

Живопись

Тема: Сова на ветке.

Содержание: Расширить представления детей о лесной птице-сове, об особенностях внешнего облика, образе жизни.

Учить создавать композицию, используя имеющиеся умения и навыки работы с гуашью. Продолжать учить смешивать цвета на палитре Развивать творческое воображение.

Материал:

Акварельные листы, тонированные в тёмно-синий цвет, размер '/г А4, набор гуаши 12 цветов, салфетка для кисти, кисти белка №5 и 2, баночка с водой, палитра иллюстрация с изображением совы или игрушка-сова.

Декоративно – прикладное искусство

Тема: Павлопасадский платок

Содержание: продолжать знакомить детей с народными промыслами (павлопосадких платков); упражнять составлении узора, познакомить с историей и технологией развития производства павлогорадских платков, нетрадиционная техника: штамп поролоном по трафарету, показать технику рисования, при рисовании на ткани мы берем только краску и только чуть-чуть воды. Набираем краску на поролон и штампуем по трафарету на ткани, заполняя краской только вырезанные цветы, не выходя за края трафарета, придерживая трафарет рукой. Дети рисуют (звучит русско-народная музыка).

 Материалы: павлопосадские платок. Гуашь, вода, поролон, трафареты (роза, ромашки, васильки, листья);белый платок с бахромой, салфетки влажные, подносы.

Март

Декоративно – прикладное искусство

Тема: Открытка для мамы. Ваза с цветами.

Содержание: Знакомить с бумажным фольклором как видом народного декоративно – прикладного искусства. Вызвать интерес к созданию красивых композиций из цветов по мотивам народной аппликации (букет, вазон, надпись). Учить составлять композицию из готовых элементов (цветов) на сложной форме (силуэте букета или вазона), выбирать и наклеивать вазы (из декоративной бумаги) и составление букета из бумажных цветов

Материалы: двухсторонняя цветная бумага для цветов,  степлер канцелярский, клей карандаш, плотный цветно картон форматом Акарандаш простой, ножницы, декоративные ножницы, декоративные дыроколы, трафарет вазы, простой карандаш.

Рисунок

Тема: Мы с мамой

Содержание: Продолжение знакомства с жанром живописи – портрет, продолжать рисовать портрет, стараясь передать особенности внешнего вида, характер и настроение конкретных людей

Материалы: Репродукции картин художников – портретистов, семейные фотографии, тонированные листы бумаги, кисти, баночки с водой, гуашь, палитра, салфетки

Живопись

Тема: Ваза с цветами (с натуры)

Содержание: Продолжение знакомства с жанром живописи – натюрморт, рассматривание 2-3 цветочных натюрморта, учить детей рисовать с натуры, точно передавая форму и колорит цветов в букете

Материалы: Тонированные листы бумаги, кисти, баночки с водой, гуашь и акварельные краски, палитра, салфетки

Лепка

Тема: Рыбки в аквариуме. ( пластинография)

Содержание: Уточнить и расширить знания детей о подводном мире, о многообразии их обитателей. Учить создавать выразительный и интересный сюжет, используя нетрадиционную технику исполнения работы - рисование пластилином.

Материал: картон синего или голубого цвета с нарисованным контуром рыбокнабор пластилина,стекасалфетки для рук.

Рисунок

Тема: Первые весенние цветы. Рисунок

Содержание: Уточнить и расширить представления о первых цветах весны, учить любоваться растущими цветами и видеть их красоту

Материалы: Листы бумаги, простой карандаш, картинки первых весенних цветов, цветные карандаши.

Декоративно – прикладное искусство

Тема: Матрешка, Полхов-Майдан

Содержание: Познакомить детей с историей народной игрушки, ее внешним обликом, особенностями росписи Полхов-Майданских матрешек (колорит, композиция, элементы). Учить рисовать растительный узор в стиле Полхов-Майданской росписи, используя восковые карандаши и акварель. Вызывать интерес и воспитывать уважение к работе народных мастеров.

Материал: Образцы матрешек, Полхов-Майдана; бумажный силуэт матрешки, восковой карандаш черного цвета, акварель, кисти, салфетки - на каждого ребенка.

Живопись

Тема: Солнце весной( акварель, пастель)

Содержание: расширить знания воспитанников о весне, Закреплять умение передавать в рисунке картину природы, солнце светит ярче. Развивать чувство композиции, цвета, эстетическое восприятие, применять технику Смешанного рисования: акварель и восковые мелки

Материалы: акварель, пастель, кисти, салфетки, листы бумаги, простой карандаш.

Лепка

Тема: Скворец (пластилин графия)

Содержание: Активизировать знания детей о весне, её признаках, о перелетных птицах, особенности внешнего вида скворца, закрепление приёма- надавливания и размазывания

Материалы: Силуэты скворца, пластилин, стеки, дощечки, музыка (пение птиц)

                                                                 

                                                        Апрель

Рисунок

Тема: Космос (гратаж)

Содержание: Закрепить знания детей о звездах (о происхождении, цвете),

 о возникновении созвездий, учить детей изображать созвездие,

 познакомить с техникой рисования «Гратаж» (выцарапывание по воску)

Материалы: Тонированные листы бумаги, свечи, шпажки, гуашь, кисти, баночки с водой, салфетки

Лепка

Тема: Инопланетянин

Содержание: Продолжать знакомство детей с космосом, закрепляем умение лепить конструктивным способом (лепка из отдельных частей)

Материалы: Пластилин, стеки, дощечки

Живопись

Тема: Солнечная система

Содержание: Создать условия для расширения представлений детей о космосе и космических объектах, познакомить детей с особенностями вращающихся вокруг солнца планет, рассматривание иллюстраций о Солнечной системе, открыток о звездном небе, Луне

Материалы: Листы бумаги, кисти, гуашь, баночки с водой, салфетки

Декоративно – прикладное искусство

Тема: Сакура цветет

Содержание: Знакомство детей с национальным праздником «Ханами – цветение сакуры», рассматривание иллюстраций с цветущей сакурой, умение передать  в своей работе красоту этого дерева

Материалы: Тонированные листы бумаги, заготовки из цветной бумаги, клей, кисти для клея, салфетки

Рисунок

Тема: Ветка вербы

Содержание: Расширять представления детей об изменениях в живой природе с приходом весны, учить детей рисовать ветки вербы используя технику рисования красками «по сырому», вливать цвет в цвет

Материалы: Акварельные краски, влажные салфетки, тонкие палочки (зубочистки), кисточки, ветки вербы, изображения веток вербы ( с начало, в середине и конце  расцветания)

Лепка

Тема: Гнездо для птиц

Содержание: Уточнить и расширить представления о перелетных птицах, об их жизни в весенний период, о видах гнезд и их размещении, совершенствование круговой лепки, слушание музыки пение птиц, чтение стихотворений и загадок о птицах

Материалы: Пластилин, стеки, дощечки

Живопись

Тема: Мать – и – мачеха

Содержание: Рассматривание картинок (демонстрационные) с изображением весенних цветов, отгадывание загадок о первоцветах, формировать у детей представление о первоцветах, закрепляя признаки ранней весны; познакомить детей с одним из первых первоцветов – «мать – и – мачехой», уточнить, из каких частей состоит растение, его характерные особенности, закрепить умение рисовать примакиванием

Материалы: Тонированные листы бумаги, гуашь, кисти, баночки с водой, салфетки

Декоративно – прикладное искусство

Тема: Городец (роспись доски)

Содержание: Формировать у детей представление, что произведения декоративно – прикладного искусства создаются на основе сложившихся традиций, передающихся от поколения к поколению, расширить представления детей о том, что, одинаковые изделия можно украшать по – разному, учить выбирать для изображения один из предложенных вариантов композиции или придумать узор и его расположение на доске

Материалы: Силуэты досок темно – желтого цвета, гуашь, кисти, баночки с водой, салфетки

                                              Май

   

Живопись

Тема: Салют победы  

Содержание: Формировать у детей представление о подвиге народа, который встал на защиту своей Родины в годы Великой Отечественной войны. Закрепить свойства разных материалов, используемых в работе: акварель и восковые мелки.

Материалы:                                                                                       

Репродукция с изображением салюта, альбомный лист, размер А4, набор восковых карандашей (мелков), акварельные краски, кисть, стаканчик с водой, салфетка.

Рисунок и декоративно – прикладное искусство

Тема: Поле с тюльпанами

Содержание: Рассматривание картинок (демонстрационные) с изображением тюльпанов, их строение, закрепить умение рисовать восковыми мелками и акварельными красками, чтение стихотворений о цветах

Материалы: листы бумаги, кисти, баночки с водой, палитра, акварельные краски и восковые мелки, салфетки

Живопись и лепка

Тема: Божья коровка

Содержание: рассматривание картинок с изображением насекомых,

 учить детей лепить Божью коровку передавая строение тела (туловище, крылья, голова, шесть лапок, усики).

Содержание: Расширить представления детей о весенних цветах, о насекомых, чтение стихотворения и рассказов о насекомых и цветах, закрепить умения лепить и рисовать

Материалы: мягкий пластилин черного и красного цвета, доска для лепки,

клеенка; стек, бусинки (для глаз), листы бумаги, кисти, пластилин, стеки,  салфетки

Рисунок

Тема: День города

Содержание: Учить детей передавать в рисунке яркую праздничную обстановку, нарядный город, дома, людей, располагать изображение по всему листу – ближе, дальше

Материалы: Иллюстрации с изображением улиц в праздничном убранстве, листы бумаги, простые карандаши, акварельные краски, кисти, восковые карандаши, баночки с водой, салфетки.

Декоративно – прикладное искусство

Тема: Бабочка на цветочке Упражнять в вырезании округлых форм. Расширить знания детей о насекомых, бабочке. Закрепить и обогатить знания детей о бабочке, обратить внимание из каких фигур состоит бабочка. Воспитывать аккуратность, любовь к природе, умение работать в команде, интерес к окружающему миру

Материалы: белый лист с изображением цветка, цветная бумага, форма круга, овала, ножницы, клей, салфетки, карандаш черный по количеству детей, образец готовой работы, презентации «Бабочки».

Живопись и лепка

Тема: Яблоня цветет

Содержание: Продолжать формировать умение находить связи между изменениями в неживой и живой природе, упражнять в умении классифицировать цветы по принципу «первоцветы-летние», закрепить умения лепить и рисовать

Материалы: Тонированные листы бумаги, кисти, пластилин, стеки, баночки с водой, акварельные краски, салфетки

Список литературы

  1. «От рождения до школы» Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. - 304 с.
  2. Артемова Л.В.  «Окружающий мир в дидактических играх дошкольников»  М: Просвещение 1992г – 96с.
  3. Аверина  И.Е. «Физкультурные минутки и динамические паузы в ДОУ», М: Айрис – пресс, 2005г – 144с.
  4. Анищенкова Е.С. «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников», М: АСТ: Астрель, 2006г -61с.
  5. Аджи А.В.  «Конспекты интегрированных занятий в старшей  группе детского сада», Воронеж ТЦ «Учитель», 2006г – 333с.
  6. Береславский Л., Береславская А., «Современные игровые методы развития интеллекта», М: Школьная Пресса, 2010г – 80с.
  7. Бондаренко Т.М. «Комплексные занятия в старшей  группе детского сада»   Воронеж: 2009. – 666с.
  8. Вахрушев А.А., Кочемасова  Е.Е. «Здравствуй, мир», М: «Баласс», 2003г – 304с.
  9. Журнал «Воспитатель ДОУ»,  ООО «ТЦ СФЕРА», 2011г – 126с.
  10. Журнал «Дошкольное воспитание»,  2012г
  11. «Игры  и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста»,   Л.А.Венгер, О.М.Дьяченко, М:  Просвещение, 1989г – 127с.
  12. Коломина Н.В.  «Занятия по экологии в детском саду», М: ТЦ Сфера, 2010г – 144с.
  13. Комарова Т.С. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду». М., «Просвящение», 1978 – 190с.
  14. Куцакова Л.В. «Конструирование и художественный труд в детском саду»,   ООО «ТЦ Сфера»2005 – 212с.
  15. Кравченко И.В., Долгова Т.Л. Прогулки в детском саду.  ТЦ Сфера, 2010г – 208с.
  16. Краснощекова Н.В.  «Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста»  (Школа развития), Ростов н/Д:  издательство «Феникс» 2007г – 251с.
  17. Лыкова И.А.   «Изобразительная деятельность в детском саду», М: «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА». 2009г – 208с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа "Веселая кисточка" для детей 4-7 лет

Программа кружка "Веселая кисточка" направлена на совершенствование мелкой моторики кистей рук через организацию творческой деятельности в ходе рисования нетрадиционными методами....

Сценарий Осеннего праздника " Вошебная кисточка" для детей подготовительной группы" 2019 год

Сценарий Осеннего праздника " Вошебная кисточка" ля детей подготовительной группы" 2019 год...

Сценарий Осеннего праздника " Вошебная кисточка" ля детей подготовительной группы" 2019 год

Сценарий Осеннего праздника " Вошебная кисточка" для детей подготовительной группы" 2019 год...

Фотоотчёт кружка «Волшебная кисточка» для детей 5–6 лет по нетрадиционной технике рисования Фотоотчет ( МБДОУ№11 Педагог Д/О Яковенко Л. А.

Опыт работы показал, что овладение нетрадиционной техникой изображения доставляет дошкольникам истинную радость, если оно строиться с учетом специфики деятельности и возраста детей. Они с удовол...

Образовательная программа педагога дополнительного образования область «Художественно - эстетическое развитие» «Кисточка» Рассчитана на возраст детей 4-7 лет Срок реализации: 3года

Художественное творчество – специфическая детская активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством изобразительного искусства, наиболее доступный вид познания мира ребенком. На...