« Дымковская игрушка. Лошадка »
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа)

Перетрухина Елена Анатольевна

Организовать совместную деятельность с целью знакомства с традициями росписи дымковской игрушки. Создать условия для рисования дымковской игрушки – лошадки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dymkovskaya_loshadka1.docx143.83 КБ

Предварительный просмотр:

Рисование. Тема: « Дымковская игрушка. Лошадка »

Программное содержание: Организовать совместную деятельность с целью знакомства с традициями росписи дымковской игрушки. Создать условия для рисования дымковской игрушки – лошадки

Задачи:

  • Продолжать знакомить детей с дымковской росписью.
  • Учить детей украшать силуэты изделий элементами дымковской росписи, подбирая цвет при составлении узора.
  • Развивать творческие способности, эстетическое восприятие. Воспитывать любовь и интерес к народной игрушке и декоративно-прикладному творчеству.

Ход НОД.

I.   Сюрпризный момент.

1.Чтобы узнать, о чём мы будем сегодня говорить, надо отгадать загадку:

Весёлая белая глина,

 Кружочки, полоски на ней,

Козлы и барашки смешные,

Табун разноцветных коней.

Кормилицы и водоноски,

И всадники, и ребятня,

Собаки, гусары и рыбки,

А ну, отгадайте, кто я? /дымковская игрушка/ 
Ну что? Отгадали?

2.А сейчас давайте вспомним, что мы знаем о селе Дымково и о дымковской игрушке.

А для начала послушаем сказку.

Было это иль, не было, но говорят, что в одной деревне Дымково жил мужик и была у него доченька красавица - Настенька. Батюшка нарадоваться не мог своей девочкой, уж очень она росла доброй и заботливой, по хозяйству ему помогала, добрым словом окрыляла. А он старался ей во всём угодить.

Всё было хорошо в их маленькой и дружной семье.

Вот только когда батюшка уходил на работу, Настеньке становилось грустно и одиноко, не с кем было поиграть и поговорить. И как же она завидовала своим подружкам, у которых были сестрёнки и братишки. В их доме всегда звучал смех и радостные голоса детишек.

И вот видит батюшка, что всё чаще грустит его Настенька. Забеспокоился он, не заболела ли его любимая доченька? Стал спрашивать, что случилось с ней.

Рассказала Настенька о своей мечте.

Пригорюнился батюшка, сел на пригорок, стал думать, как же доченьке помочь. А пригорок был не простой, а глиняный. Взял батюшка кусочек глины, и руки сами стали лепить куколку, да такую красивую и пригожую. Её головку украсил кокошником и длинными косами, нарядил в платье с пышной юбкой, с оборками. Отбелил её в молоке и меле, и расписал яркими узорами: кружочками, колечками, точками, полосками и волнистыми линиями.

Как же обрадовалась Настенька, увидев такую куколку-сестрёнку и от счастья расцеловала батюшку.

А он налепил барышень для всех её подружек, а для мальчиков - лошадок, уточек, индюшат и козлят.

А игрушки с тех пор стали называть Дымковские.

Как же было всё на самом деле я вам сейчас расскажу.

Дымковская игрушка является одним из старейших русских народных глиняных промыслов. Он впервые возник 400 лет назад и до сих пор не потерял своей актуальности.

История создания дымковской игрушки

Родом этот промысел из Дымковской слободы, которая входит сейчас в состав города Кирова (ранее — Вятка). 

Существует интересная легенда, связанная с созданием дымковской игрушки. Согласно ей, однажды, много веков назад, у стен города встретились два дружественных войска, но из-за того, что было темно, они решили, что перед ними враг и начался бой. В сражении погибло много воинов, считается, что их злые духи и по сей день летают над полем боя. И после этого трагического события было принято каждый год весной справлять тризну.

Постепенно это происшествие было забыто, а вместо тризны появились народные гуляния, которые называли «свистопляски». В этот день женщины лепили из глины различные фигурки и шарики, которые красиво и тщательно расписывали. Фигурками на гулянье весело свистели, а цветными шариками, внутри которых находились горошины, было принято кидаться друг в друга, что создавало дополнительный шум.

Конечно, не только трагическое происшествие способствовало образованию праздника и созданию дымковской игрушки. Важным было и то, что вблизи Дымковской слободы находились залежи глины, которую можно было использовать в керамике. Особый способ лепки и оригинальная роспись сделали дымковские игрушки востребованными не только в Кирове, но и далеко за его пределами.

Особенности дымковской игрушки

Характерной чертой дымковской игрушки, отличающей ее от других фигурок и статуэток, является то, что все они могли свистеть, трещать, грохотать и издавать другой шум. Эта особенность связана с тем, что злые духи не любят шума, а игрушка как раз призвана этих духов разогнать. В весеннее время с началом сельскохозяйственных работ их присутствие было совсем не нужным. Считалось, что они появлялись на полях еще зимой и одним из способов борьбы с ними были весенние праздники, которые отличались шумным весельем. В изгнании духов с помощью свиста и грохота и состояла задача дымковской игрушки.  

Таким образом, в первую очередь, фигурки должны были издавать шум и свист. В настоящее время, это не является необходимым атрибутом дымковской игрушки, однако, способы ее изготовления и росписи остались прежними.

Процесс изготовления дымковской игрушки

Весь путь создания уникальной и неповторимой дымковской игрушки сродни волшебству и делится на несколько этапов. Основными из них являются:

• лепка,
• сушка,
• обжиг,
• побелка,
• роспись.

Процесс лепки проводится вручную и поэтому нет двух одинаковых дымковских игрушек, каждая из них уникальна и хранит в себе частичку души мастера, ее изготовившего.

Для создания поделки используется ярко-красная глина, смешанная с мелким речным песком. Игрушка создается по частям, а, затем, все детали скрепляются между собой с помощью жидкой красной глины, стыки же для более плавного перехода заглаживают мокрой тряпицей.

Основой в лепке дымковской игрушки является туловище. Сначала из кусочка глины скатывают шарик. Затем из этого шарика вытягивают нужную форму тела, при этом, чем плавнее проводится этот процесс, тем более правильной и красивой получается форма.

П 3.А сейчас мы с вами посмотрим, как выглядит дымковская игрушка.

«Дымковская игрушка на все времена» https://www.youtube.com/watch?time_continue=102&v=x2rfWkmAisw

- А сейчас мы с вами превратимся в настоящих мастеров и будем расписывать дымковскую игрушку.

II. Основной этап занятия.

1.- А какую фигурку вы будете расписывать, вы узнаете, отгадав загадку.

Грациозна и красива.

Ножки, спинка, шейка, грива.

Резво скачет поутру,

Хвост как шарфик на ветру.

 Прокатись на спинке шаткой.

Кто красавица?…
- Верно. Сегодня на занятии мы будем учиться расписывать фигурку Дымковской лошадки.

 - Я не случайно предложила вам лошадку, потому что в древности  считалось, что фигурка коня оберегает от таинственных злых сил. Конь – это символ солнца, огня, света и тепла.

2.- Давайте  подумаем, из каких элементов будет состоять узор? (круги, волны, точки)

- Какие цвета используют мастера Дымково?

(красный, синий, зеленый, желтый, оранжевый, черный)

- Какие части мы закрасим полностью? (хвост, гриву, копыта, уши.)

А как расположены узоры на фигурке? (вдоль ног, шеи, туловища)

https://cf.ppt-online.org/files/slide/q/QPvLjp1kXn685UA0ZREiBxmY94fbCol3cDtzye/slide-5.jpg

3.- А сейчас мы приступим к выполнению росписи игрушки коня. У вас уже нарисован шаблон лошадки. Обведите получившийся рисунок черным фломастером. 

- Прорисуйте черным цветом гриву, копыта и нос лошадки. 

- Нарисуем глазки. А ушки раскрасим в яркий красный цвет.

- А теперь останется нанести узор. Узор на лошадках будем рисовать фломастерами. Цвет может быть у всех разный. А вот форма узора должна состоять из кругов, точек, овалов. 

- А теперь нанесите узор на свои фигурки. А я буду помогать тем, у кого возникнут затруднения.

IV.  Этап подведения итогов

Подведем итоги нашей работы.

  • - Как называется игрушка, которую мы с вами расписывали?
  • - Почему игрушка называется дымковской?
  • - Из чего ее лепят?
  • Какие дымковские игрушки вы знаете?
  • Краски каких цветов мастера используют для росписи?
  • Какие узоры используют дымковские мастера для росписи игрушек?

Молодцы! На все вопросы ответили правильно..

-Сегодня на занятии  вы попробовали себя в роли народных мастеров, расписывали игрушки. У всех получились очень яркие, красивые лошадки.

Давайте устроим выставку работ и посмотрим, что у нас получилось.

- Занятие окончено. Всем спасибо!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Дымковская игрушка" лошадка

Ознакомление с процессом изготовления и росписи дымковской игрушки....

Конспект интегрированного занятия по окружающему миру и изобразительной деятельности в подготовительной логопедической группе Тема: « Дымковская игрушка. Лошадка »

Цель данного занятия – это продолжить знакомство с историей возникновения дымковской игрушки: где родилась дымковская игрушка, для чего нужны дымковские игрушки? Особенности производства и роспи...

Конспект НОД по изобразительной деятельности во второй младшей группе «Нарядим Дымковскую игрушку - лошадку»

Конспект НОД по изобразительной деятельности во второй младшей группе«Нарядим Дымковскую игрушку - лошадку»...

Технология выполнения дымковской игрушки "Лошадка"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"16679437","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]]...

Конспект занятия по декоративному рисованию (Дымковская игрушка «Лошадка») для детей 4–5 лет

Конспект занятия по  рисованию "Дымковская игрушка"  для детей 4-5 лет...

Конспект НОД по рисованию в младшей группе «Дымковская игрушка — лошадка»

Конспект НОД по рисованию в младшей группе «Дымковская игрушка — лошадка»...