« Дымковская игрушка. Лошадка »
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа)
Организовать совместную деятельность с целью знакомства с традициями росписи дымковской игрушки. Создать условия для рисования дымковской игрушки – лошадки
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dymkovskaya_loshadka1.docx | 143.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Рисование. Тема: « Дымковская игрушка. Лошадка »
Программное содержание: Организовать совместную деятельность с целью знакомства с традициями росписи дымковской игрушки. Создать условия для рисования дымковской игрушки – лошадки
Задачи:
- Продолжать знакомить детей с дымковской росписью.
- Учить детей украшать силуэты изделий элементами дымковской росписи, подбирая цвет при составлении узора.
- Развивать творческие способности, эстетическое восприятие. Воспитывать любовь и интерес к народной игрушке и декоративно-прикладному творчеству.
Ход НОД.
I. Сюрпризный момент.
1.Чтобы узнать, о чём мы будем сегодня говорить, надо отгадать загадку:
Весёлая белая глина,
Кружочки, полоски на ней,
Козлы и барашки смешные,
Табун разноцветных коней.
Кормилицы и водоноски,
И всадники, и ребятня,
Собаки, гусары и рыбки,
А ну, отгадайте, кто я? /дымковская игрушка/
Ну что? Отгадали?
2.А сейчас давайте вспомним, что мы знаем о селе Дымково и о дымковской игрушке.
А для начала послушаем сказку.
Было это иль, не было, но говорят, что в одной деревне Дымково жил мужик и была у него доченька красавица - Настенька. Батюшка нарадоваться не мог своей девочкой, уж очень она росла доброй и заботливой, по хозяйству ему помогала, добрым словом окрыляла. А он старался ей во всём угодить.
Всё было хорошо в их маленькой и дружной семье.
Вот только когда батюшка уходил на работу, Настеньке становилось грустно и одиноко, не с кем было поиграть и поговорить. И как же она завидовала своим подружкам, у которых были сестрёнки и братишки. В их доме всегда звучал смех и радостные голоса детишек.
И вот видит батюшка, что всё чаще грустит его Настенька. Забеспокоился он, не заболела ли его любимая доченька? Стал спрашивать, что случилось с ней.
Рассказала Настенька о своей мечте.
Пригорюнился батюшка, сел на пригорок, стал думать, как же доченьке помочь. А пригорок был не простой, а глиняный. Взял батюшка кусочек глины, и руки сами стали лепить куколку, да такую красивую и пригожую. Её головку украсил кокошником и длинными косами, нарядил в платье с пышной юбкой, с оборками. Отбелил её в молоке и меле, и расписал яркими узорами: кружочками, колечками, точками, полосками и волнистыми линиями.
Как же обрадовалась Настенька, увидев такую куколку-сестрёнку и от счастья расцеловала батюшку.
А он налепил барышень для всех её подружек, а для мальчиков - лошадок, уточек, индюшат и козлят.
А игрушки с тех пор стали называть Дымковские.
Как же было всё на самом деле я вам сейчас расскажу.
Дымковская игрушка является одним из старейших русских народных глиняных промыслов. Он впервые возник 400 лет назад и до сих пор не потерял своей актуальности.
История создания дымковской игрушки
Родом этот промысел из Дымковской слободы, которая входит сейчас в состав города Кирова (ранее — Вятка).
Существует интересная легенда, связанная с созданием дымковской игрушки. Согласно ей, однажды, много веков назад, у стен города встретились два дружественных войска, но из-за того, что было темно, они решили, что перед ними враг и начался бой. В сражении погибло много воинов, считается, что их злые духи и по сей день летают над полем боя. И после этого трагического события было принято каждый год весной справлять тризну.
Постепенно это происшествие было забыто, а вместо тризны появились народные гуляния, которые называли «свистопляски». В этот день женщины лепили из глины различные фигурки и шарики, которые красиво и тщательно расписывали. Фигурками на гулянье весело свистели, а цветными шариками, внутри которых находились горошины, было принято кидаться друг в друга, что создавало дополнительный шум.
Конечно, не только трагическое происшествие способствовало образованию праздника и созданию дымковской игрушки. Важным было и то, что вблизи Дымковской слободы находились залежи глины, которую можно было использовать в керамике. Особый способ лепки и оригинальная роспись сделали дымковские игрушки востребованными не только в Кирове, но и далеко за его пределами.
Особенности дымковской игрушки
Характерной чертой дымковской игрушки, отличающей ее от других фигурок и статуэток, является то, что все они могли свистеть, трещать, грохотать и издавать другой шум. Эта особенность связана с тем, что злые духи не любят шума, а игрушка как раз призвана этих духов разогнать. В весеннее время с началом сельскохозяйственных работ их присутствие было совсем не нужным. Считалось, что они появлялись на полях еще зимой и одним из способов борьбы с ними были весенние праздники, которые отличались шумным весельем. В изгнании духов с помощью свиста и грохота и состояла задача дымковской игрушки.
Таким образом, в первую очередь, фигурки должны были издавать шум и свист. В настоящее время, это не является необходимым атрибутом дымковской игрушки, однако, способы ее изготовления и росписи остались прежними.
Процесс изготовления дымковской игрушки
Весь путь создания уникальной и неповторимой дымковской игрушки сродни волшебству и делится на несколько этапов. Основными из них являются:
• лепка,
• сушка,
• обжиг,
• побелка,
• роспись.
Процесс лепки проводится вручную и поэтому нет двух одинаковых дымковских игрушек, каждая из них уникальна и хранит в себе частичку души мастера, ее изготовившего.
Для создания поделки используется ярко-красная глина, смешанная с мелким речным песком. Игрушка создается по частям, а, затем, все детали скрепляются между собой с помощью жидкой красной глины, стыки же для более плавного перехода заглаживают мокрой тряпицей.
Основой в лепке дымковской игрушки является туловище. Сначала из кусочка глины скатывают шарик. Затем из этого шарика вытягивают нужную форму тела, при этом, чем плавнее проводится этот процесс, тем более правильной и красивой получается форма.
П 3.А сейчас мы с вами посмотрим, как выглядит дымковская игрушка.
«Дымковская игрушка на все времена» https://www.youtube.com/watch?time_continue=102&v=x2rfWkmAisw
- А сейчас мы с вами превратимся в настоящих мастеров и будем расписывать дымковскую игрушку.
II. Основной этап занятия.
1.- А какую фигурку вы будете расписывать, вы узнаете, отгадав загадку.
Грациозна и красива.
Ножки, спинка, шейка, грива.
Резво скачет поутру,
Хвост как шарфик на ветру.
Прокатись на спинке шаткой.
Кто красавица?…
- Верно. Сегодня на занятии мы будем учиться расписывать фигурку Дымковской лошадки.
- Я не случайно предложила вам лошадку, потому что в древности считалось, что фигурка коня оберегает от таинственных злых сил. Конь – это символ солнца, огня, света и тепла.
2.- Давайте подумаем, из каких элементов будет состоять узор? (круги, волны, точки)
- Какие цвета используют мастера Дымково?
(красный, синий, зеленый, желтый, оранжевый, черный)
- Какие части мы закрасим полностью? (хвост, гриву, копыта, уши.)
А как расположены узоры на фигурке? (вдоль ног, шеи, туловища)
3.- А сейчас мы приступим к выполнению росписи игрушки коня. У вас уже нарисован шаблон лошадки. Обведите получившийся рисунок черным фломастером.
- Прорисуйте черным цветом гриву, копыта и нос лошадки.
- Нарисуем глазки. А ушки раскрасим в яркий красный цвет.
- А теперь останется нанести узор. Узор на лошадках будем рисовать фломастерами. Цвет может быть у всех разный. А вот форма узора должна состоять из кругов, точек, овалов.
- А теперь нанесите узор на свои фигурки. А я буду помогать тем, у кого возникнут затруднения.
IV. Этап подведения итогов
- Подведем итоги нашей работы.
- - Как называется игрушка, которую мы с вами расписывали?
- - Почему игрушка называется дымковской?
- - Из чего ее лепят?
- Какие дымковские игрушки вы знаете?
- Краски каких цветов мастера используют для росписи?
- Какие узоры используют дымковские мастера для росписи игрушек?
Молодцы! На все вопросы ответили правильно..
-Сегодня на занятии вы попробовали себя в роли народных мастеров, расписывали игрушки. У всех получились очень яркие, красивые лошадки.
Давайте устроим выставку работ и посмотрим, что у нас получилось.
- Занятие окончено. Всем спасибо!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Дымковская игрушка" лошадка
Ознакомление с процессом изготовления и росписи дымковской игрушки....
Конспект интегрированного занятия по окружающему миру и изобразительной деятельности в подготовительной логопедической группе Тема: « Дымковская игрушка. Лошадка »
Цель данного занятия – это продолжить знакомство с историей возникновения дымковской игрушки: где родилась дымковская игрушка, для чего нужны дымковские игрушки? Особенности производства и роспи...
КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ по декоративной лепке по мотивам народной пластики для детей средней группы ДОО на тему: «Дымковская игрушка - лошадка»
ЛЕПКА ДЫМКОВСКОКОЙ ЛОШАДКИ...
Конспект НОД по изобразительной деятельности во второй младшей группе «Нарядим Дымковскую игрушку - лошадку»
Конспект НОД по изобразительной деятельности во второй младшей группе«Нарядим Дымковскую игрушку - лошадку»...
Технология выполнения дымковской игрушки "Лошадка"
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"16679437","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]]...
Конспект занятия по декоративному рисованию (Дымковская игрушка «Лошадка») для детей 4–5 лет
Конспект занятия по рисованию "Дымковская игрушка" для детей 4-5 лет...
Конспект НОД по рисованию в младшей группе «Дымковская игрушка — лошадка»
Конспект НОД по рисованию в младшей группе «Дымковская игрушка — лошадка»...