Дополнительная образовательная программа " Веселые Ладошки"
рабочая программа по рисованию (младшая группа)

Екатерина Владимировна Молодых

Дополнительная образовательная программа " Веселые Ладошки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл veselye_ladoshki_12_gruppa_redaktsiya.docx47.54 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад компенсирующего вида № 37 города Кузнецка

(МБДОУ ДС № 37 г. Кузнецка)

ПРИНЯТА

Педагогическим советом

МБДОУ ДС № 37 г.Кузнецка

Протокол № 1 от 31.08.2017

УТВЕРЖДЕНА

Приказом № 13 «Р» от 01.09.2017 г

Заведующий МБДОУ ДС № 37 г.Кузнецка

       _________________И.В.Пиунова

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

                                                       «Веселые ладошки»

  для детей от 3 до 4 лет

                                                      Срок реализации 1 год

                                                           

 Разработал: воспитатель первой                                                             квалификационной

категории Е.В.Молодых

 

                                                     

                                                         г.Кузнецк, 2017г.

Оглавление

1.Пояснительная записка ………………………………………………3

1.1. Направленность………………………………………………………3

1.2. Новизна………………………………………………………………..3

1.3.Актуальность…………………………………………………………..3

1.4.Педагогическая целесообразность…………………………………...3

1.5.Цель, задачи дополнительной общеразвивающей программы……4

1.6. Возраст детей, участвующих в реализации программы…………..4

1.7. Объем и сроки реализации программы……………………………..4

1.8.Принципы программы………………………………………………....4

1.9. Формы и режим проведения занятий………………………………..4

1.10.Ожидаемые  результаты и способы определения результативности..5

1.11.Форма подведения итогов  реализации программы………………….5

 2. Учебно-тематический план…………………………………………….6

3.Тематическое планирование…………………………………………….7

4. Методическое  обеспечение программы………………………………12

5. Список используемой литературы…………………………………...13

                                                             Пояснительная записка

1.1 Направленность: Дополнительная общеразвивающая программа «Веселые ладошки», художественной  направленности для детей 3-4 лет  определяет содержание и организацию работы по обучению детей рисованию и аппликации с использованием нетрадиционных техник , развитию творческих и художественных способностей, вне требований основной образовательной  программы дошкольного образования МБДОУ ДС № 37 г. Кузнецка.

Дошкольный возраст – важнейший этап развития и воспитания личности. Это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Именно в этом возрасте наиболее благоприятные условия для художественно – эстетического воспитания и творческой деятельности детей. Можно сказать, что нетрадиционные техники позволяют, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке чувства и эмоции, дают ребенку свободу и вселяют уверенность в своих силах. Владея разными техниками и способами изображения предметов или окружающего мира, ребенок получает возможность выбора.

1.2.Новизна :  Новизна педагогического исследования заключается в том, что проблема развития художественно-творческих способностей детей решается в процессе дополнения традиционных приемов обучения рисованию нетрадиционными техниками. Работая в этом направлении, я убедилась в том, что рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции и развивать творческие способности

1.3. Актуальность:  состоит в том, что знания не ограничиваются рамками программы. Техники, применяемые в кружковой работе, доступны детям дошкольного возраста и не используются  в процессе ООД. Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию рисуночной деятельности, вызывает радостное настроение у детей, снимает страх перед краской, боязнь не справиться с процессом рисования. Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно – моторной координации. Данные техники не утомляют дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Занятия с детьми продуктивными видами деятельности являются необходимой частью развивающего обучения.

1.4.Педагогическая целесообразность: нетрадиционное рисование не включено в образовательную программу дошкольного образования МБДОУ ДС №37 г.Кузнецка, поэтому реализация данного направления послужит одним из важнейших инструментов обновления содержания образования и будет способствовать художественно-эстетическому развитию дошкольников.

1.5 Цель программы

Создание условий для развития личности, способной к творчеству и самореализации через воплощение в художественной работе собственных неповторимых черт и индивидуальности.

.Задачи:

• Помочь детям овладеть различными техническими навыками при работе нетрадиционными техниками.

• учить рисовать с помощью поролона и пальчиков линии и предметы округлой формы, равномерно наносить точки и мазки на ограниченной поверхности;

• учить делать отпечатки ладонью и доводить их до определённого образа;

• развивать у детей эстетические чувства формы, цвета, ритма, композиции, пропорции.

• развивать мелкую моторику, речь и мышление;

• воспитывать отзывчивость и доброту;

• Развивать творчество, фантазию.

1.6. Возрастная категория детей:  3-4 года

1.7. Срок реализации программы – 8 месяцев.

 

1.8. Принципы программы:

  • доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
  • наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов).

—Чем более органов наших чувств, принимает участие в восприятии какого-

нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются (К.Д. Ушинский);

  • демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и  ребенка  в социуме, реализация собственных творческих потребностей);
  • научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы).
  • систематичности (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).

1.9. Формы и режим проведения занятий 

Форма проведения занятий – групповая. Занятия требует от детей большой концентрации внимания, терпения, зрительной нагрузки, а от педагога – постоянного наблюдения за детьми и практической помощи каждому. Учитывая эти сложности, для эффективности выполнения данной программы группы состоять из 10-15 человек.

Режим занятий – 1 раз в неделю по 15 мин.  – 32 занятий  в год.

Продолжительность образовательной деятельности  - не более 15 минут.

1.10.Ожидаемые результаты и способу определения результативности:

В результате обучения  дети освоят нетрадиционные техники рисования и  аппликации                                                                                                              

У детей:

-  сформируется  интерес к творческой продуктивной художественной деятельности ;

- разовьются навыки аккуратной работы с разнообразными  материалами; сенсорные и умственные способности, мелкая моторика, художественный вкус, пространственное воображение;                                                                                                                                        - улучшаться коммуникативные навыки.

Содержательный контроль и оценка  результатов  предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения программы ребёнком и не допускает  сравнения его с другими детьми.

Для оценки эффективности занятий   можно использовать следующие показатели:

  • степень помощи, которую оказывает воспитатель детям  при выполнении  заданий и упражнений: чем помощь воспитателя  меньше, тем выше самостоятельность у воспитанников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;
  • поведение детей  на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты занятий.

1.11Форма подведения итогов реализации программы:

  • участие воспитанников во всероссийских, региональных , городских и  проводимых в учреждении мероприятиях и конкурсах;
  •  отчет педагога на Педагогическом совете.

               

                                                 2.  УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

Раздел

Количество часов

Часы

Теория

Практика

1

Пальчиковая живопись (краска наносится пальчиком, ладошкой)

11

0

11

3

Оттиски штампов различных видов

5

0

5

4

Точечный рисунок

5

0

5

5

Обрывная аппликация

6

0

6

6

Трафаретная живопись

4

0

4

8

 Итоговое занятие

1

0

1

Всего

32

0

32

3.Тематическое планирование

№  п/п занятий

Тема

Цель

Оборудование

Ветка рябины

Познакомить детей с техникой «пальчиковая живопись».. Предложить детям нарисовать ветку рябины пальчиками, передавая её характерные особенности. Развивать эстетическое восприятие

Бумага формата А4, гуашь.

Рыбки плавают в пруду, не поймаешь ни одну

 Вызвать у детей желание нарисовать рыбок ладошкой. Развивать координацию движения рук.

Бумага формата А4, гуашь.

Мухоморчики - грибы

 Формировать умение использовать ватные палочки для нанесения горошинок на шляпку гриба. Воспитывать интерес к творчеству

Бумага формата А4с нарисованным мухомором , гуашь, ватные палочки

     4

Заготовка на зиму «Компот из яблок»

Познакомить с техникой печатания поролоновым тампоном. Показать приём получения отпечатка. Учить рисовать яблоки и ягоды, в банке. По желанию можно использовать рисование пальчиками

Бумага формата А4 с нарисованным контуром банки, гуашь, поролон

5

«Осеннее дерево» 

Побуждать детей к самостоятельности. Показать детям прием изображения листьев на дереве, передавая их характерные особенности: длинный прямой ствол, ветви в виде длинных наклонных линий. Рисование ладошкой и пальчиками (листва).

Бумага формата А4, гуашь.

6

«Грибная полянка» 

Познакомить детей с художественной техникой обрывной аппликации - наклеить лесную полянку из кусочков рваной и мятой бумаги.

Цветная бумага, белая бумага, клей.

7

«Божья коровка» 

Продолжать знакомить с техникой печатания поролоновым тампоном. Показать приём получения отпечатка.

Бумага формата А4, гуашь, поролон

8

«Дождь, дождь» 

Продолжать учить детей технике обрывной аппликации.

Цветная бумага, белая бумага, клей.

9

Чашка для бабушки

Закрепить умение украшать простые по форме предметы, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность бумаги. Украшать в технике печатания. Поощрять использование рисования пальчиками.

Бумага формата А4с нарисованной чашкой, гуашь

10

«Облака» 

Продолжать знакомить с техникой рисования  поролоновым тампоном . Учить аккуратно набирать краску.

Бумага формата А4, гуашь, поролон

11

«Воробей»

Предложить детям нарисовать воробья, передавая его характерные особенности. Познакомить с техникой работы трафаретом, используя губки

Трафареты, бумага, гуашь, губки

12

«Снегирь» 

Учить изображать снегиря, используя трафарет, используя «пальчиковую» живопись

Гуашь, бумага , трафареты

13

«Кот – Матроскин» 

Учить дорисовывать детали у кота, полоски на теле с помощью ватной палочки, смешивать оранжевый цвет, дорисовать композицию.

Бумага белая с нарисованным котом, гуашь.

14

«Мимоза для мамы»

Совершенствовать технику рисования пальцами.

Развивать чувство ритма и цвета.

Воспитывать интерес к отражению в рисунке своих впечатлений и представлений о природе

Гуашь, бумага

15

«Весёлый осьминог» 

Продолжать учить использовать ладонь, как изобразительное средство окрашивать её краской и делать отпечаток. Закрепить умение дополнять изображение деталями.

Гуашь, бумага

16

«Угощайся зайка»

Продолжать учить детей создавать образы в технике обрывной аппликации

Цветная бумага, белая бумага, клей

17

Первый цветок подснежник

Учить смешивать голубой цвет и изображать подснежник с помощью пальчиковой живописи.

Гуашь, бумага

18

«Бабочка»

Закрепить умение рисовать ватными палочками и печатками. Развивать чувство ритма и формы

Ватные палочки, губки, бумага,

19

«Вот такой у нас салют» 

Предложить нарисовать праздничный салют доступными средствами. Совершенствование навыка детей рисования пробкой, тампоном и бумагой, для изображения салюта

Гуашь, бумага, пробки, тампоны

20

Гвоздика

Вызвать интерес к созданию образа гвоздики в технике обрывной аппликации

Цветная бумага, клей, белые листы бумаги

21

«Красивые цветы для пчелки»

Продолжать рисовать ладошкой и пальчиком на листе бумаги, развивать творческое воображение

Бумага, гуашь

22

«Носит одуванчик желтый сарафанчик»

Вызвать интерес к созданию образа пушистого одуванчика в технике обрывной аппликации.

Цветная и белая бумага, клей

23

« Мячики»

 Продолжать учить детей печатать пробкой. Показать прием получения отпечатка

Пробки, гуашь, бумага

24

Петушок –золотой гребешок (коллективная работа

Упражнять в комкании и скатывании в шарики полосок от бумажных салфеток. Продолжать формировать навыки аппликации  ( наклеивание бумажных шариков на силуэт хвоста)

Цветная бумага, ватман, клей

25

Бабочка

Закрепить умение рисовать ватными палочками и печатками, Развивать чувство ритма и формы

Бумага, гуашь, ватные палочки, печатки

26

« Нарядные матрешки»

Упражнять в технике печатания, закреплять умение украшать по форме предметы, нанося рисунок по возможности равномерно.

Бумага с нарисованным силуэтом матрешки, гуашь

27

Украшение чайного сервиза

Закрепить умение украшать простые по форме предметы, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность бумаги, упражнять в технике печатания

Бумага, гуашь, печатки

28

Цветы для мамы

Закреплять технику печатания ладошкой .Развивать интерес к выполнению работы

Бумага, гуашь

29

Красивая салфеточка

Закреплять умение рисовать пальчиками . Развивать композиционные умения, цветовое восприятие, эстетические чувства

Бумага, гуашь.

30

Золотая рыбка

Учить изображать рыбку по трафарету, с помощью поролонового тампона, ватной палочки

Трафарет рыбка, поролоновый тампон, ватные палочки, бумага, гуашь

31

Ёжик

Совершенствовать умение рисовать ладонью. Закрепить умения дорисовывать с помощью пальцев

Бумага, гуашь

32

 Итоговое «Выставка работ детей группы» 

Учить детей рассматривать работы. Поощрять эмоциональные проявления и высказывания. Упражнять в выборе понравившихся работ.

Детские работы за год

              4.МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Для реализации Программы используются следующие материалы:

  • Учебно-тематический  план;
  • Ресурсы информационных сетей по методике проведения занятий;
  •  Картотека заданий;
  • Методическая литература для педагогов по организации кружковой деятельности.
  • Набор образцов

Методы обучения, используемые педагогом при проведении занятий:

  1. Словесный метод – используется на каждом занятии в форме беседы, рассказа, изложения нового материала, закрепления изученного и повторения пройденного.
  2. Самостоятельная творческая работа – развивает самостоятельность, воображение, способствует выработке творческого подхода к выполнению задания, поиску нестандартных творческих решений.
  3. Коллективная работа – один из методов. Приучающих обучающихся справляться с поставленной задачей сообща, учитывать мнение окружающих. Способствует взаимопониманию между детьми, созданию дружественной обстановки.
  4. Отработка технических навыков работы с художественными материалами и инструментами, способствует повышению качества работы, учит терпению, аккуратности, целеустремленности.
  5. Репродуктивный метод – используется педагогом для наглядной демонстрации способов работы, выполнения отдельных ее элементов при объяснении нового материала.
  6. Смотр творческих достижений – используется на каждом занятии для определения типичных ошибок, достоинств и недостатков каждой работы, обмена опытом.

  1. Используемая литература:

1.Н.А.Горяева Программа для дошкольных учреждений. Первые шаги в мире искусства,- под ред. 2.Б.М.Неменского, Москва, «Просвещение», 2011.

3.Садилова Л.А. Поделки из мятой бумаги,- Москва, Скрипторий 2003, 2008.

4.Мейстер Н.Г. Лепим из бумаги,- Ярославль, 2006.

       5..М. А. Гусакова “Аппликация”: Москва, “Просвещение”. 1982 год.

       6. Н. П. Сакулина, Т. С. Комарова “Изобразительная деятельность в детском саду”: Москва, “Просвещение”. 1982 год.

       7. З. А. Погатеева “Занятия аппликацией в детском саду”: Москва, “Просвещение”. 1988 год.

        8 Суховская Л. Г., Грибовская А. А. Аппликация в детском саду: альбом. М.: Просвещение, 1980

        9. Е. К. Брыкина «Творчество детей в работе с различными материалами»М. 1997

     10.И. Лыкова «Цветные ладошки» М. ,1996

      11. И. Лыкова «Цветная мозаика» М. ,2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Цветные ладошки» Возрастной состав детей 4-7 лет

Дополнительная образовательная программа «Цветные ладошки» (далее Программа) имеет художественно-эстетическую направленность, разработана н...

Дополнительная образовательная программа "Цветные ладошки"

Дополнительная образовательная программа имеет художественно-эстетическую напрвленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Программа предполагает развитие у воспитанников х...

Дополнительная образовательная программа "Ловкие ладошки"

Лепка из соленого теста с детьми 3-6 лет....

Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы «Весёлые ладошки»

Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы «Весёлые ладошки»...

Дополнительная образовательная программа "Разноцветные ладошки"

Дополнительная образовательная программа художественно-эстетической направленности для детей 3-4 лет...

Дополнительная общеобразовательная программа" Веселые ладошки"

Нетрадиционное рисование - искусство изображать, не основываясь на традиции. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей.Необычн...

Дополнительная общеобразовательная программа" Веселые ладошки"

Нетрадиционное рисование - искусство изображать, не основываясь на традиции. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей.Необычн...