Программа по технике "Батик".
рабочая программа по рисованию (подготовительная группа)

Данная программа предлагает занятия по рисованию с использованием нетрадиционных способов рисования не только на бумаге, но и на ткани – техникой «Батик».Эта техника может быть использована на занятиях с детьми в старших группах детского сада при подготовке их к обучению в школе.Цель программы – Развития творческих способностей ребенка посредством приобщения их к художественной росписи по ткани – одному из видов декоративно-прикладного творчества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_batik.docx35.17 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа на год для детей 6-7 лет.

Пояснительная записка

Программа «Батик» разработана на основе примерной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной рабочей программе в области изобразительного искусства «Живопись». Срок реализации программы 1 год.

В изобразительной деятельности ребенок самовыражается, пробует свои силы и совершенствует свои способности. Она доставляет ему удовольствие, но прежде всего, обогащает его представления о мире.

Данная программа предлагает занятия по рисованию с использованием нетрадиционных способов рисования не только на бумаге, но и на ткани – техникой «Батик».

Батик – это оригинальный способ украшения тканей, который заключается в нанесении узора воском с последующей окраской полотна, которые остались не закрашенными.

Эта техника может быть использована на занятиях с детьми в старших группах детского сада при подготовке их к обучению в школе.

Все занятия направлены на развитие творчества, которое определяется как продуктивная деятельность, в ходе которой ребенок создает новое, оригинальное, активизируя воображение, и реализует свой замысел, находя средства для его воплощения.

Занятия батиком способствуют развитию у ребенка:

  1. мелкой моторики пальцев рук, что оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга;
  2. воображения;
  3. логического мышления;
  4. волевых качеств (усидчивости, терпения, умения доводить работу до конца и т.д.);
  5. художественных способностей и эстетического вкуса.

На занятиях дети приобретают практические навыки (владение резервом, трафаретим, рейсфедером, различными художественными материалами, клеем, ножницами), опыт рисования и ручного труда, получают знания о композиции, эскизе, законах перспективы, закрепляют основы цветоведения и имеют представления о цветовом круге, принципах стилизации. Знакомясь с материалами, техникой и способами обработки ткани, дети более углубленно знакомятся с канонами изобразительного творчества, закрепляя и расширяя знания о форме, линии, цвете, композиции.

БАТИК - это не просто искусство росписи ткани, это медитация, это умение выразить себя и насладиться собой.

С первого же занятия создаются неповторимые изделия.

Освоив основные техники батика, дети получают безграничную свободу творчества, самовыражения.

1. Приобретение навыков различных техник росписи по ткани,

2. Развитие творческого воображения

3. Освоение ремесла, как вида заработка

Актуальность данной программы - практическая значимость, применение полученных знаний и умений в реальной жизни: умение выполнить, создать панно, платок, шарф, скатерть, подушку, галстук, элемент одежды или ансамбль в целом, абажур, ширму, декорацию и т.д. Участие в различных видах деятельности помогает реализоваться личность ребёнка, стимулирует творческое отношение к труду, помогает узнать культуру своего народа и народов мира. В настоящее время очень важным для развития современного общества является возрождение духовности. Приобщение детей к миру прекрасного раскрывает в них всё светлое, доброе.

Ребёнок, создающий своими руками прекрасное, никогда не сможет разрушить тоже прекрасное, но созданное другими. Душа его наполняется восторгом, он учится видеть то, что скрыто от глаз многих, учится уважать традиции, любить и беречь окружающий мир, природу.

Цель программы – Развития творческих способностей ребенка посредством приобщения их к художественной росписи по ткани – одному из видов декоративно-прикладного творчества.

Программа позволяет решить следующие задачи:

 развить творческое мышление;

  углубить теоретические знания и практические навыки в работе с декоративно-прикладной композицией;

 развить чувства пропорции;

  научить навыкам росписи по ткани, наглядно, в мельчайших подробностях, показать все этапы с использованием не обходимых материалов и инструментов;

  познакомить учащихся с основами декоративной композиции.

Требования к уровню подготовки: По окончанию обучения ребенок должен ЗНАТЬ:

 Историю художественной росписи тканей.

 Способы, приемы и различные технологии росписи ткани.

 Материалы, инструменты и оборудование, необходимые для росписи.

 Основы цветоведения и композиции.

 Технику безопасности при работе с различными материалами и инструментами.

 Терминологию, используемую при обучении.

УМЕТЬ:

  Отражать в изделиях особенности русской национальной культуры, ее художественные традиции в искусстве росписи ткани.

  Правильно пользоваться инструментом для росписи.

  Выбирать и обрабатывать ткань для росписи.

  Умение достигнуть результата.

  Выполнять различные технологии росписи.

  Организовать свое рабочее место.

Материально-техническое обеспечение учеников:

Подрамник;

Ткани;

Кисти разных размеров;

Краски акварель и гуашь;

Простой карандаш;

Ножницы;

Трафареты.

Занятие проводятся два раз в месяц.

Время занятия 30 минут.

Перспективное планирование

Месяц

Тема занятия

Ход занятия

Материал

Сентябрь

1.Введение.

Содержание работы в процессе изучения курса. Что такое батик. Рабочее место и его организация. Внутренний распорядок, общие правила безопасности труда, производственной санитарии и личной гигиены.

Инструменты, принадлежности, материалы и оборудование, необходимое для работы

2.Подготовка к росписи.

Обработка ткани перед росписью. Закрепление ткани на раме. Перенос рисунка на ткань. Перенос рисунка на ткань и работа с красками.

Инструменты, принадлежности, материалы и оборудование, необходимое для работы. Трафареты. Кисти, краски, простой карандаш.

Октябрь

1.Основы цветоведения

Понятие о цвете. Цветовой круг. Контрастные, родственные цвета. Основные и дополнительные цвета. Цвет и его значение в произведении. Символические цвета.

Изготовление образцов палитры (цветовой карты).

2.Основы композиции.

Понятие о композиции. Пропорциональность, масштабность, выбор главного композиционного центра, которому подчиняются все элементы. Виды симметрии в композиции. Применение на практике знаний по композиции.

Работа над составлением композиции. Разработка эскиза.

Инструменты, принадлежности, материалы и оборудование, необходимое для работы. Трафареты. Кисти, краски, простой карандаш.

Ноябрь

1.Трафаретная техника «Зонтик»

Набивка трафаретного рисунка и выбор цветов. Разработка и изготовление трафаретов. Трафаретная роспись по ткани.

Инструменты и материалы.

2.«Кленовый Лист»

Перенос рисунка на ткань. Выбор цвета. Рисование на ткани.

Инструменты, принадлежности, материалы и оборудование, необходимое для работы.

Декабрь

1.«Петушок» - дымковская роспись.

Перевод рисунка на ткань. Роспись ткани.

Трафареты, кисти, краски, простой карандаш, ткань, рамка. Трафарет.

2.«Зимний пейзаж»

Художественное слово. Задумка композиции. Рисование простым карандашом на ткани. Рисование акварелью на ткани.

Инструменты, принадлежности, материалы и оборудование, необходимое для работы. Зимние пейзажи (иллюстрации).

Январь

1.«Тарелка» - гжель.

Рассматривание узоров гжели, посуды. Рисование рисунка простым карандашом на ткани. Раскрашивание гуашью рисунка на ткани.

Инструменты, принадлежности, материалы и оборудование, необходимое для работы. Иллюстрации гжели.

2.«Снегирь»

Художественное слово. Рассматривание снегиря. Перенос рисунка на ткань по трафарету. Раскрашивание рисунка по ткани.

Инструменты, принадлежности, материалы и оборудование, необходимое для работы. Картинка снегиря. Трафарет.

Февраль

1.«Портрет»

Художественное слово. Рассматривание портретов. Рисование простым карандашом по ткани. Рисование акварелью по ткани.

Инструменты, принадлежности, материалы и оборудование, необходимое для работы. Портреты разных художников.

2.Композиционный узор «Снежинка»

Художественное слово. Рассматривание снежинки. Рисование снежинок карандашом на ткани. Рисование гуашью на ткани.

Инструменты, принадлежности, материалы и оборудование, необходимое для работы.

Март

1.«Ваза с цветами» - рисование с натуры.

Рассматривание вазы с цветами. Художественное слово. Рисование простым карандашом, а затем красками на ткани.

Инструменты, принадлежности, материалы и оборудование, необходимое для работы. Ваза с цветами.

2.«Натюрморт»

Рассматривание натюрмортов. Художественное слово. Рисование простым карандашом, а затем акварелью на ткани натюрморта.

Инструменты, принадлежности, материалы и оборудование, необходимое для работы. Натюрморты разным художников.

Апрель

1.«Игрушка» - хохломская роспись.

Рассматривание городецких узоров и игрушек. Перевод по трафарету игрушку на ткань простым карандашом. Рисование красками на ткани.

Инструменты, принадлежности, материалы и оборудование, необходимое для работы. Трафареты. Альбом с городецкой росписью.

2.«Павлин» - самостоятельный выбор цветовой гаммы.

Рассматривание иллюстраций. Художественное слово. Рисование карандашом, а затем красками на ткани павлина.

Инструменты, принадлежности, материалы и оборудование, необходимое для работы. Иллюстрации.

Май

1.«Звездное небо»

Художественное слово. Рассматривание иллюстраций. Рисование простым карандашом, а затем красками на ткани звездного неба.

Инструменты, принадлежности, материалы и оборудование, необходимое для работы.

2.«Бабочка» - самостоятельный выбор цветовой гаммы.

Художественное слово. Рассматривание иллюстраций. Рисование карандашом, а затем красками на ткани.

Инструменты, принадлежности, материалы и оборудование, необходимое для работы.

Мониторинг отслеживания результатов ребенка

__________________________________________________________________

(ФИ ребенка)

Параметры оценки

уровень

1.Теоретические знания ребенка

1.1. Знания в области техники безопасности

- самостоятельно формулирует и правильно применяет правила техники безопасности, противопожарной защиты и личной гигиены при работе в творческом объединении.

1.2. Знания специальной терминологии

- знает основные цвета, основы цветоведения;

- знает основные понятия: краски, палитра, эскиз, орнамент, композиция и т.д.;

- знает виды росписи по ткани.

- знает материалы и инструменты, используемые в работе.

1.3. Знает, что такое техника «Батик»:

- знает «свободная роспись»;

2. Практическая подготовка ребенка

2.1. Владение материалами и инструментами.

- умеет правильно использовать инструменты;

- умеет подбирать и обрабатывать ткань.

2.2. Владение основами цветоведения.

- владеет основными навыками использования красного, синего, желтого цветов, их смешивания;

- умеет подбирать краски в соответствии с настроением, замыслом рисунка;

- умеет работать в определенной цветовой гамме.

2.3. Владение основами композиции.

- умеем составлять композицию по своему замыслу.

2.4. Владение навыками свободного способов росписи по ткани. - выполнять элементы росписи по ткани, составлять композиции.

3. Личностное развитие ребенка

3.1. Коммуникативность

- ребенок при затруднениях обращается за помощью к другим детям и педагогу;

- выражает готовность к коллективной деятельности;

- проявляет организаторские способности

3.2 Толерантность

- легко разрешает конфликты - способен к сопереживанию и взаимопомощи;

- демонстрирует уступчивый, доброжелательный стиль поведения.

3.3. Трудолюбие

- умеет организовывать рабочее место и соблюдать культуру труда;

- ребенок регулярно и охотно занимается на занятии;

- стремится самостоятельно исправлять ошибки, достигать результатов;

- стремится к совершенству и законченности в работе;

- выполняет работу качественно и аккуратно.

3.4. Креативность

- проявляет фантазию и творческий подход, художественный вкус при создании своей работы.

3.5. Участие в выставках и конкурсах различного уровня.

Низкий уровень - Ребенок не справился с заданием даже при помощи взрослого, не получил эмоциональное удовлетворение.

Средний уровень - Ребенок с трудом справился с заданием/ребенок справился с заданием с помощью взрослого, получил/частично получил эмоциональное удовлетворение.

Высокий уровень - Ребенок самостоятельно без затруднений справился с заданием без помощи взрослого, получил эмоциональное удовлетворение.

Из данной карты видно степень освоения рабочей программы ребенком и его заинтересованность в данном направлении.

Заключение.

Таким образом, данная программа позволяет создать необходимые условия для развития творческих способностей детей посредством приобщения их к художественной росписи по ткани – одному из видов декоративно-прикладного творчества. А также, помочь начинающим, сориентировать их в самостоятельной работе, придать уверенности в своих силах. Декоративно-прикладное искусство необходимо для расширения творческих возможностей детей. Художественные приемы росписи ткани очень разнообразны, яркий мир красок и материалов завораживает и увлекает, что хочется творить и творить. Участие в различных видах деятельности помогает реализоваться личность ребёнка, стимулирует творческое отношение к труду, помогает узнать культуру своего народа и народов мира. В настоящее время очень важным для развития современного общества является возрождение духовности. Приобщение детей к миру прекрасного раскрывает в них всё самое лучшее, светлое, доброе.

Литература:


Электронные ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа разработана на основе Примерной программы «Радуга» : программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада / [Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В.Соловьёва, С. Г. Якобсон; науч. рук. Е. В. Соловьёва

Рабочая программа  разработана на основе Примерной программы «Радуга» : программа воспитания,  образования и развития детей от 2  до 7  лет в условиях дет.  сада /  [Т. И...

Рабочая программа дополнительной образовательной услуги "Занимательная математика" на основе комплексной программы "Общеобразовательная программа "Школа 2100 (Детский сад 2100)

Данная программа расчитана для детей 3-4 лет, в неё включена пояснительная записка, перспективное планирование, работа с родителями и многое другое....

Рабочая программа модуля «Познавательное развитие» основной общеобразовательной программы- образовательной программы дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с 2-го года по 7-й год жизни Срок реализации: 6 лет

В муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад села Манчаж» (далее МКДОУ «Детский сад села Манчаж») реализуется рабочая программа модуля «Познавательное развитие», (далее ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ подготовительная к школе группасоставлена на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой срок реализации программы 2015-2016г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУподготовительная к школе группа составлена на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Ва...