Программно-методический материал
рабочая программа по рисованию (средняя группа)

Программа ао компоненту "Рисование в средней группе"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.docx81.27 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа  по образовательному компоненту «Рисование» для средней группы

ГБОУ Школа 1161 воспитатель Котова Галина Алексеевна

непосредственно-образовательной деятельности в неделю – 1

непосредственно-образовательной деятельности в год – 36

Пояснительная записка

Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире.

Основной целью является воспитание и развитие личности ребенка. Достижение этой цели невозможно без реализации задач, стоящих перед образовательной областью «Художественное творчество», составляющая часть которого - изобразительное искусство. Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии. Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Становление художественного образа у дошкольников происходит на основе практического интереса в развивающей деятельности. Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.

Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.

Рабочая программа по образовательному компоненту «Рисование» для детей средней группы (4-5 лет) разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой, ориентирована на использование учебно-методического комплекта Доронова Т.Н. «Развитие детей от 3 до 5 лет в изобразительной деятельности» (учебно – методическое пособие для воспитателей детских садов) – СПб «Детство-пресс», 2002. Комарова Т.С. «Изобразительная деятельность в детском саду», Москва, 2008, Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду» (средняя группа). Москва, 2008.

Рабочая программа рассчитана на проведение непосредственно образовательной деятельности по рисованию 1 раз в неделю ( согласно календарному учебному графику 36 в год), длительностью 20 минут (СанПин 2.4.1.3049-13) Реализуется через образовательную область «Художественное творчество».

Содержание образовательной области «Художественное творчество» направлено на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей деятельности, удовлетворение потребности детей в самовыражении через решение следующих задач.

- развитие детского творчества;

- приобщение к изобразительному искусству:

- развитие продуктивной деятельности детей (лепка, рисование, аппликация, художественный труд).

Специфика реализации содержания области «Художественное творчество»  заключается в следующем:

  • понятие «продуктивная деятельность детей» позволяет интегрировать изобразительную деятельность, лепку, аппликацию и художественное конструирование в рамках одной образовательной области в качестве альтернативы «предметного» принципа построения раздела Программы «Художественно-эстетическое развитие»;
  • продуктивная деятельность – деятельность, в результате которой создается некий продукт – может быть не только репродуктивной (например, рисование предмета так, как научили), но и творческой (например, рисование по собственному замыслу), что позволяет в рамках данной области наиболее эффективно решать одну из основных задач образовательной работы с детьми дошкольного возраста – развитие детского творчества;
  • понятие «продуктивная (творческая) деятельность детей» позволяет интегрировать  содержание области  «Художественное творчество» с другими областями Программы по особому основанию – возможностью развития воображения и творческих способностей ребенка (например, с «Познанием» в части конструирования, «Чтением детям художественной литературы» и «Коммуникацией» в части элементарного словесного творчества);
  • общеразвивающая направленность  содержания области (развитие высших психических функций, мелкой моторики руки, воображения) является первичной по отношению к формированию специальных способностей детей.

Актуальность:  В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию    эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. Программа обусловлена тем, что происходит знакомство с нетрадиционными материалами и техниками исполнения. В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Программа  направлена  на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.

Новизной и отличительной особенностью программы  в программе является включение в организованную деятельность по рисованию игровых моментов, художественного слова, музыкального сопровождения,  физкультминуток с включением в них  дыхательной гимнастики, упражнений для снятия напряжения с глаз.  В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества, такие как самодельные инструменты, природные  и бросовые. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных  эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в  качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью

Предпочтительные формы образовательного процесса: различные виды непосредственно образовательной деятельности, выставки детских творческих работ, участие в конкурсах детского рисунка различного уровня.

  Виды непосредственно образовательной деятельности:

1.Учебно-игровые -15

2.Сюжетные -7

3.По представлению – 4

4.По воображению -2

5.Декоративные -2

6.Коллективные -1

7.Диагностичекие -4

8.По замыслу -1

Педагогическая целесообразность

Для современных детей стандартных наборов изобразительных материалов и способов передачи информации стало недостаточным, так как уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал намного выше. В связи с этим, нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно.

Важное условие развития ребенка – не только оригинальное задание, но и использование нетрадиционного бросового материала и нестандартных изотехнологий.

Все занятия в разработанной мной программе носят творческий характер.

Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник по этой программе :

-Развивает уверенность в своих силах.

-Способствует снятию детских страхов.

-Учит детей свободно выражать свой замысел.

-Побуждает детей к творческим поискам и решениям.

-Учит детей работать с разнообразными художественными,природными и бросовыми материалами.

-Развивает мелкую моторику рук.

-Развивает творческие способности, воображение и  полёт фантазии.

-Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.

-Воспитывается уверенность в своих творческих возможностях, через использование различных изотехник.

Программа составлена с учетом интеграции образовательных областей. Это способствует разностороннему воспитанию и образованию детей, также с возрастными особенностями развития воспитанников.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с целями образования при переходе от одной группы к другой.

По задачам и содержанию психолого-педагогической работы

По  средствам организации и оптимизации образовательного процесса

«Коммуникация»: развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу процесса и результатов продуктивной деятельности

«Познание»: формирование целостной картины мира, расширение кругозора в части изобразительного искусства, творчества

«Безопасность»: формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах продуктивной деятельности

«Труд»: формирование трудовых умений и навыков, адекватных возрасту воспитанников, трудолюбия в различных видах продуктивной деятельности

«Музыка», «Чтение художественной литературы», «Физическая культура» развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства

Содержание и результаты всех областей Программы могут быть обогащены и закреплены с использованием средств продуктивной деятельности детей.

«Музыка», «Чтение художественной литературы»

использование музыкальных и художественных произведений для обогащения содержания области «Художественное творчество»

Знания и умения детей диагностируются один раз в год с помощью метода и наблюдения за активностью и анализа продуктов детской деятельности.

Требования к овладению необходимыми умениями и навыками воспитанниками средней группы

После освоения компонента «Рисования» воспитанники:

Знают, что свои впечатления можно отображать в рисовании.

Эмоционально отзываются о произведениях народно-прикладного искусства.

Называют материалы которыми можно рисовать.

Знают цвета и оттенки.

Знают такие игрушки, как матрешка, дымковская игрушка.

Умеют изображать не только отдельные предметы, но и композиции и сюжеты.

Умеют подбирать цвета для предмета.

Умеют правильно пользоваться кистью и красками, карандашами.

Умеют рассказывать о своем рисунке.

Технический план по образовательному компоненту «Рисование» образовательной области. Художественное творчество» в средней группе.

Месяц

 тема непосредственно образовательной деятельности

Количество непосредственно образовательной деятельности

В том числе: практической непосредственно образовательной деятельности

Сентябрь

«Что мы умеем и любим рисовать»

2

2

«Рассказ о профессии художника» (учебно-игровая)

1

1

«Осенние листья»  (учебно-игровая)

1

1

Октябрь

Яблоко спелое, красное, сладкое» (по представлению)

1

1

«Храбрый петушок» (учебно-игровая)

1

1

«Рыбки плавают в аквариуме» (учебно-игровая)

1

1

«Укрась салфеточку цветами» (декоративная)

1

1

«Рисуем розовой краской» (учебно-игровая)

1

1

Ноябрь

«Украшаем розовой краской крылья бумажных бабочек» (учебно-игровая)

1

1

«Гриб»  (учебно-игровая)

1

1

«Укрась фартушек» (декоративная)

1

1

«Рисуем, что хотим» (по замыслу)

1

1

Декабрь

«Снежинка» (учебно-игровая)

1

1

«Составляем колеры голубого цвета»  (учебно-игровая)

1

1

« Голубые ели» (сюжетная)

1

1

«Солнечная поляна зимой» (сюжетная)

1

1

Январь

«Возьми картинку-загадку и нарисуй отгадку»

(учебно-игровая)

1

1

« Рождественская елочка» (по воображению)

1

1

«Снег, снег кружится, белая вся улица» (сюжетная)

1

1

Февраль

«Как розовые яблоки, на ветках снегири» (сюжетная)

1

1

«Мышка и мишка» (сюжетная)

1

1

«Яркое солнышко» (коллективная)

1

1

«Рассматривание картины  А. К. Саврасова

«Грачи прилетели» (учебно-игровая)

1

 

Март

«Рисуем портрет своей мамочки» (по представлению)

1-я часть

1

1

«Рисуем портрет своей мамочки» (по представлению)

(2-я часть)

1

1

«Три царевны гуашевого царства» (учебно-игровая)

1

1

«Радуга-дуга, не давай дождя» (сюжетная)

1

1

Апрель

«Как две царевны  - красная и желтая – друг к другу в гости ходили» (учебно-игровая)

1

1

«Как синяя царевна в гости к красной ходила»

(учебно-игровая)

1

1

«Веселый клоун» (по представлению)

1

1

Май

«Путаница-перепутаница» (сюжетная)

1

1

«Золотая рыбка» (учебно-игровая)

1

1

«Весенний день» (по  воображению)/*

1

1

«Что мы умеем и любим рисовать»

2

2

Итого:

 

36

36

Содержание работы по освоению компонента образовательной области

Содержание данной области Программы включает в себя изобразительную деятельность-рисование -традиционный вид продуктивной деятельности детей. Равномерно распределяются игры и упражнения, основанные на систематичности, доступности, наглядности и др. Определенной теме посвящается одна образовательная деятельность. Все задачи тем взаимосвязаны и располагаются в порядке возрастания трудности. Сюрпризы являются обязательной частью  занятия в виде сюрпризных моментов, игр, загадок, и др.

Задачи психолого-педагогической работы. Общие.

-начинать формировать обобщенные технические умения и навыки,

-постоянно информировать родителей о протекание художественно-эстетического развития их ребенка и проводить консультации, как организовать изобразительную деятельность в домашних условиях,

-формировать у детей интерес к изобразительной деятельности (рисованию, лепке, аппликации, конструированию),

-накапливать радостные впечатления с восприятием природы, красок, запахов, звуков природы,

-создавать условия для художественного творчества, проявлению творческой активности, рассматривать работы и рассказывать о них.

-поддерживать интерес детей к народному  и  декоративному  искусству (дымковская,  филимоновская, богородская игрушка, семёновская  матрёшка), знакомить с произведениями разных видов изобразительного искусства (живопись, натюрморт, книжная графика); поощрять интерес детей к изобразительной деятельности.

-расширять тематику детских работ в согласовании с содержанием раздела «Познавательное развитие»; поддерживать желание изображать знакомые бытовые и природные объекты (посуда, мебель, транспорт, овощи, фрукты, цветы, деревья, животные), а также явления природы (дождь, снегопад) и яркие события общественной жизни (праздники); учить самостоятельно находить простые сюжеты в окружающей жизни, художественной литературе; помогать выбирать сюжет коллективной работы.

-обращать внимание детей на образную выразительность разных объектов в искусстве, природном и бытовом окружении (вещи, созданные руками народных умельцев, архитектурные сооружения, природные ландшафты, специально оформленные помещения, мебель, посуда, одежда, игрушки, книги и т.п.); учить замечать общие очертания и отдельные детали, контур, колорит, узор; показывать, из каких деталей складываются многофигурные композиции, как по-разному выглядит с разных сторон один и тот же объект.

-поощрять детей воплощать в художественной форме свои представления, переживания, чувства, мысли; поддерживать личностное творческое начало.

-учить передавать характерные особенности изображаемых объектов (городской дом высокий, многоэтажный, каменный, а деревенский низкий, одноэтажный, деревянный)

-знакомить с цветовой гаммой, с вариантами композиций и разным расположением изображения на листе бумаги.

-развивать у детей способность передавать одну и ту же форму или образ в разных техниках (изображать солнце, цветок, птичку в рисунке).

-сочетать различные техники изобразительной деятельности (графика, живопись, )  (например, сюжеты «Наш огород», «Наш аквариум»).

-поддерживать интерес к содержанию новых слов: «художник», «музей», «выставка», «картина», «скульптура» и пр.;

-проводить коллективные работы («Золотая осень», «Цветные зонтики», «Муха-Цокотуха»), учить согласовывать свои действия с действиями других детей (под руководством взрослого).

-консультировать родителей на тему того, как организовать дома изобразительную деятельность ребенка.

-проявлять уважение к художественным интересам и работам ребенка, бережно относиться к результатам его творческой деятельности.

-создавать условия для самостоятельного художественного творчества.

-в дидактических играх с художественным содержанием учить различать цветовые контрасты; предлагать размещать цвета по степени интенсивности (до 5 светлотных оттенков), по порядку размещения цветов в радуге, на цветовой модели (спектральный круг), соблюдая переходы от одного цвета к другому.

-создавать условия для свободного, самостоятельного, разнопланового экспериментирования с художественными материалами , изобразительными техниками, учить детей создавать с натуры или по представлению образы и простые сюжеты, передавая основные признаки изображаемых объектов, их структуру и цвет; помогать воспринимать и более точно передавать форму объектов через обрисовывающий жест; учить координировать движения рисующей руки (широкие движения при рисовании на большом пространстве бумажного листа, мелкие - для прорисовывания деталей, ритмичные - для рисования узоров); варьировать формы, создавать многофигурные композиции при помощи цветных линий, мазков, пятен, геометрических форм..

В рисовании – развивать чувства цвета, формы, композиции, воображение, творчество. Продолжать осваивать способы изображения новых предметов, явлений без графического показа,

Формировать технические умения и навыки, мазки, точки, кольца, полосы, смешивать краску, накладывать одну краску на другую и др.,

Самостоятельно находить простые сюжеты в окружающей жизни, передавать образы – овощи и фрукты, цветы, деревья, др., переносить усвоенные способы рисования на новое содержание,

Знакомить с разным расположением изображения  на листе бумаги.

Программные задачи по рисованию для детей 4-5 лет, которые необходимо решить

в развитии детского творчества:

Учить смешивать краски для получения светлых, темных цветов и оттенков, пользоваться цветовой палитрой.

Интересоваться изобразительными материалами.

Помогать детям в создании выразительных образов, развивать содержание, формы, композиции и др.

Повышать требования к изобразительным умениям и навыкам детей.

Развивать чувство ощущения, что продукт деятельности – рисунок ребенка интересен другим.

Способы проверки усвоения элементов содержания компонента образовательной области

Критерии оценки умений детей в рисовании

Развивать интерес к рисованию, уметь передавать личное отношение к объекту изображения.

Отсутствие изобразительных штампов.

Уметь ставить задачи,  рисовать по собственному замыслу.

Уметь передавать элементы сюжета, степень узнаваемости образа.

В  (высокий уровень) – полностью справляется с данным направлением, активен.

С  (средний уровень) -  справился частично.

Н  (низкий уровень) –  не справляется с данной задачей.

Ожидаемый результат

Посредством данной программы педагог получит возможность более эффективно решать задачи воспитания и обучения  детей дошкольного возраста. Так  как представленный материал способствует:

 - развитию мелкой моторики рук;

- обострению тактильного восприятия;

- улучшению  цветовосприятия;

 - концентрации внимания;

- повышению уровня воображения и самооценки.

 -расширение и обогащение художественного опыта.

 -Формирование предпосылок учебной деятельности (самоконтроль, самооценка, обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать друг с другом.

  -Сформируются навыки трудовой деятельности

  -активность и самостоятельность детей в изодеятельности;

  -умение находить новые способы для художественного изображения;

  -Умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.

В рабочей программе заложены универсальные способы деятельности и ключевые компетенции, а также формировании у воспитанников умений и навыков. 

Возрастные особенности развития воспитанников, приемственность целей образования при переходе от одной группы к другой, заложены в принцип отбора основного и дополнительного содержания.

Разностороннему воспитанию и образованию детей способствует программа, т.к. она составлена с учетом интеграции образовательных областей.

Изобразительное искусство является важным показателем развития ребенка-дошкольника. К 4 годам в рисунках появляются детали. По ходу изображения замысел детского рисунка может меняться. Технические умения и навыки у детей простейшие. Они уже могут смешивать на палитре краски, насыщать ворс кисти краской и промывать кисть по окончании работы. Для украшения рисунка используют цвет. Могут соединять готовые части друг с другом, при этом используют стеку или путем вдавливания. Составляют композиции из готовых простых форм, овладевают техникой работы с ножницами. Дети уже переходят от хаотичного расположения штрихов к фризовой композиции.

Литература:

1. Аверина И.Е «Физкультурные минутки и динамические паузы в ДОУ». Москва, 2010.

2. Алексеевская Н. «Карандашик озорной». Москва, «Лист». 1999.

3. Доронова Т.Н. «Воспитание и развитие детей от 4 до 5 лет». Москва, «Просвещение» 2007.

5. Комарова Т.С. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду». Москва, «Просвещение» 1991.

6.  Казакова Т.Г. «Развивайте у дошкольников творчество». Москва, «Просвещение» 1995.

7. Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду» (средняя группа). Москва, 2007.

Технические средства обучения:

- Магнитофон;

- CD диски;

Учебно-наглядные пособия:

- Репродукции картин;

-Иллюстрации;

- Альбомы по методике с наглядным материалом;

- Дидактические игры;

- Игрушки;

- Демонстрационные таблицы;

-Образцы.

 Календарно-тематический  план по образовательному компоненту «Рисование» образовательной области «Художественное творчество» в средней группе

 

СЕНТЯБРЬ

 

ДАТА

Тема

Форма проведения

Программное содержание

Материал

Предварительная работа

Комп.

Нрк

План

Факт

 

 

1

«Что мы умеем

и любим рисовать»

 

Изучение интересов и возможностей детей в рисовании

 

 

По желанию каждого ребенка

 

 

 

Физминутка «Плавно руками помашем»

 

 

 

2

 «Что мы умеем

и любим рисовать»

 

Изучение интересов и возможностей детей в рисовании

 

 

По желанию каждого ребенка

 

 

 

Физминутка «Плавно руками помашем»

 

 

 

3

«Рассказ

о профессии художника»

 (учебно-игровая)

 

Рассказать детям, что художники – это люди, которые пишут картины, рисуют иллюстрации к книгам, делают красивыми многие окружающие предметы. Создание произведений искусства требует много времени и труда. Поэтому художники хотят, чтобы зритель понял и оценил их труд. У каждого художника  для изображения есть свое любимое содержание.

4 репродукции: пейзаж, натюрморт, портрет, сюжетная картина

 

 

 

 

 

 

Физминутка «Умеют все ребятки»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

«Осенние листья»


 

Дать детям представление об осени, её характерных признаках. Закрепить умение узнавать дерево по листу.Учить детей раскрашивать силуэты листьев приёмом «примакивания», используя краски разногоцвета(красный, жёлтый, оранжевый, зелёный.  Развивать эстетический вкус. Воспитывать аккуратность при промывании кисти

 

Силуэты листьев, нарисованные

на листеА4,

гуашь, кисти

 

 

 


 

 

Физминутка «Плавно руками помашем»

 

 

 

 

 

 

Расширять представления

о времени года, особенностях времени года северного края.

 

 

ОКТЯБРЬ

 

 

5

 

«Яблоко спелое, красное, сладкое»

(по представлению)

Учить детей рисовать акварельными красками яблоко. Показать возможность изображения половинки яблока. Развивать эстетическое восприятие, способность передавать характерные особенности художественного образа. Воспитывать художественный вкус.

 

Дидактические игры «Фрукты овощи», «Угадай на вкус». Обследование

и описание разных фруктов.

 

Пальчиковая гимнастика «Лесенка»

 

 

 

 

 

 

 

6

«Храбрый петушок»

 (учебно-игровая)

(День животных)

Учить детей рисовать петушка, красиво сочетая формы и цвета. Обучать технике владения кистью: свободно и уверенно  вести кисть по ворсу, повторяя общие очертания силуэта. Развивать наблюдательность,интерес к отражению представлений об окружающем мире

Листы А -4, акварельные краски, иллюстрации

 

 

Рассматривание иллюстраций

о петушке, чтение художественных произведений

 

Дыхательная гимнастика «Петушок»

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

 

«Рыбки плавают

в аквариуме»

(учебно-игровая

Учить детей рисовать аквариумных рыб разных форм, цветов, размеров, плавающих в разных направлениях. Учить рисовать восковыми мелками разными способами (штрих, точка, линия, волна, полоса). Воспитывать самостоятельность. Учить отмечать выразительные рисунки

Картинки с изображением аквариумных рыб, игрушка рыбка, альбомные листы, восковые мелки, акварель, кисти.

 

Рассматривание иллюстраций в группе, чтение художественной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

8

«Укрась салфеточку цветами»

(декоративная)

Знакомить детей с видами растительных орнаментов. Учить детей составлять узор в квадрате, заполнять элементами середину и углы. Учить рисовать цветы разными способами, листья – печатью и мазками. Развивать чувство композиции.

Кукла, образцы узора на квадрате, листы 20х20 см., гуашь.

 

 

Ознакомление

с павлово – посадским, жостовским узором

 

 

 

Пальчиковая гимнастика «Цветок»

 

 

 

 

 

 

9

«Рисуем розовой краской»

 ( учебно-игровая)

Вызвать у детей интерес к смешиванию краски для получения светлых оттенков, цветов. Научить пользоваться палитрой для получения розового цвета. Воспитывать аккуратность.

 

 

Краски гуашь, палитры.

 

 

 

 

 

Беседа о цветах и их оттенках.

Рисование в группе.

 

 

 

 

 

 

 

 

НОЯБРЬ

 

 

10

 

 

 

 

 

«Украшаем розовой краской крылья бумажных бабочек» (учебно-игровая)

 

Продолжать вызывать у детей интерес к смешиванию краски для получения светлых оттенков цветов, продолжать учить пользоваться палитрой для получения розового цвета. Показать детям, как можно украшать крылья бабочек.

Краски гуашь, изображение бабочек в силуэте, вырезанных из бумаги.

 

 

Беседа на тему: «Что бывает розового цвета?»

 

 

 

 

Пальчиковая гимнастика «Бабочка»

 

 

 

 

 

 

 

11

 

 

 

 

 

 

«Гриб»

 

 

 

 


 

Учить детей рисовать с натуры предметы, состоящие из овала и полуовала. Создавать простую сюжетную композицию. Закрепить умение убирать излишки воды на кисточке тряпочкой. Продолжать учить имитировать движения в соответствии с текстом стихотворения.

 

Муляж гриба,

½ альбомного листа, простые карандаши, гуашь, кисти.

 

 

 

 

Рассматривание картинок «Осенние дары»

 

 

 

 

 

 

Физминутка«Дождик, дождик веселей»

 

 

 

 

 

 

 

 

12

 

 

 

 

 

 

 

«Укрась фартушек» (декоративная)

 

 

 

 

 

Знакомить детей с видами орнаментов  в полосе. Учить детей составлять простой узор с элементами народного орнамента. Учить рисовать кистью разными способами (всем ворсом, концом), проводить кистью волну, прямую, прерывистую линию. Развивать цветовое восприятие.

 

Образцы орнаментов  в полосе, фартушки, вырезанные из листов бумаги, гуашь, кисти.

 

 

 

Рассматривание иллюстраций, свободное рисование в группе.

 

 

 

 

 

Упражнение для глаз «Отдыхают глазки»

 

 

 

 

 

 

 

 

13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Нарисуем, что хотим»

(по замыслу)

 

 

 

 

 

 

 

 

Развивать у детей умение передавать свои впечатления, полученные ранее, воспитывать самостоятельность в создании образа

 

 

 

 

 

 

 

 

Бумага альбомного формата для рисования красками,

в половину альбомного листа для рисования карандашами, краски, цветные карандаши

 

Рассматривание альбомов для раскрашивания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ДЕКАБРЬ

 

 

14

 

 

 

 

 

 

«Снежинка»

 (учебно-игровая)

(День заказов Деду Морозу)

 

 

 

 

 

 

Учить детей рисовать одной белой краской, создавая образ хрупкой, нежной снежинки (вести кистью прямые линии в разных направлениях, симметрично, придумывая разные интересные сочетания линий. Развивать творческую активность, самостоятельность.

 

 

Рисунки узоров снежинок, загадки про снег, снежинки, бумажные круги диаметром 20 см, белила, кисти.

 

 

 

Чтение произведений о зиме, загадки, стихи. Рассматривание снежинок на прогулке.

 

 

 

 

 

 

Пальчиковая гимнастика «Снежинка»

 

 

 

 

 

 

 

Расширять знания о природных явлениях.

 

 

 

 

 

 

 

 

15

 

 

 

 

 

«Составляем колеры голубого цвета»

(учебно-игровая)

 

 

Заинтересовать детей в получении голубого, синего и фиолетового тона и научить находить наиболее эффективные гармонические цветовые сочетания при смешивании красок. Воспитывать творческую

 

Краски гуашь, тарелочки для колеров.

 

 

 

 

Беседа на тему «Что бывает голубым

и синим».

Свободное рисование в альбомах

для раскрашивания.

 

Упражнение для глаз «Солнышко»

 

 

 

 

 

 

 

16

 

 

 

 

 

« Голубые ели»

( сюжетная)

 

 

 

 

Учить изображать хвойные деревья (елочки мамы и елочки и елочки мамы). Продолжать учить смешивать цвета для получения нужных оттенков. Воспитывать аккуратность, любовь к деревьям.

Гуашь, бумага, кисти, иллюстрации с изображением зимних деревьев.

 

Рассматривание иллюстраций, наблюдения

на прогулке

 

 

Дыхательная гимнастика «Большой и маленький»

 

 

Углублять знания о северной природе

 

 

 

 

17

 

 

 

 

 

 

 

«Солнечная поляна зимой»

( сюжетная )

(Новый год)

 

 

 

 

 

 

Закреплять умение рисовать зимние деревья, большие и маленькие елочки. Знакомить с картинами художников – пейзажистов. Закреплять умение рисовать гуашью, дополнять рисунок деталями (следы на снегу, кустик, солнышко и т. д.).

Воспитывать любовь к зиме.

 

 

 

Репродукции зимних, солнечных пейзажей, игрушка зайчик. Альбомные листы, гуашь, кисти.

 

 

 

Наблюдения на прогулке за зимней природой в солнечный день. Рассматривание иллюстраций, картинок о зиме, чтение художественных произведений

 

 

Физминутка «Зарядка»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Расширять знания и представления о временах года, особен. времен года северного края.

 

 

 

ЯНВАРЬ

 

 

18

«Возьми картинку-загадку и нарисуй отгадку»

(учебно-игровое)

Развивать у детей воображение и фантазию; учить соотносить данные формы овала, круга с частями знакомых предметов (туловище, голова знакомых игрушечных зверей и птиц) и посредством дорисовки, дополнительных частей (лапки, хвостики, уши) получать законченное изображение; упражнять в закрашивании рисунка карандашами или фломастерами, не выходя за контур, в одном направлении, неотрывными движениями «туда-обратно».

Игровой персонаж Мишка; в  конверте листы бумаги величиной с открытку с нарисованными овалами и кругами в разном положении; коробки цветных карандашей

 

 

Игры с игрушками, рассматривание игрушек

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Игра-превращение «Мы – игрушки»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Рождественская елочка»

( по воображению)

(Рождество)

 

 

 

 

 

 

 

Закреплять умение рисовать новогоднюю елочку, учить правильно изображать ее ствол, ветви, пушистую хвою. Вспомнить способы рисования иголок на елочке, способы смешивания цветов (розовый,  голубой) на палитре. Учить передавать в рисунке образ нарядной елочки (огоньки, игрушки – яркие, контрастных цветов). Привлекать детей к обсуждению работ. Развивать цветовое восприятие.

Искусственная новогодняя елочка с игрушками, схемы рисования елочек. Альбомные листы светлых тонов, гуашь, белила, палитры, кисти.

 

 

 

Дыхательная гимнастика «Елочка»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

20

 

 

 

«Снег, снег кружится, белая вся улица»

(сюжетная)

 

Подводить детей к передаче несложного сюжета, места действия, рисовать по желанию дом, деревце, ёлочку, заборчик, скамеечку около дома, самостоятельно пользоваться красками, кистью

Бумага голубая, серая, краски, кисти

 

 

Пение песен о зиме, наблюдения на прогулках, чтение художественной литературы

Физминутка «Снег-снежок»

 

 

 

 

 

ФЕВРАЛЬ

 

 

21

 

 

 

 

 

 

«Как розовые яблоки, на ветках снегири»

(сюжетная)

 

 

 

 

Учить детей рисовать снегирей на заснеженных ветках: строить простую композицию, передавать особенности внешнего вида птицы – строение тела и окраски. Соверш-ть технику рисования гуашью: свободно вести кисть по ворсу, повторяя очертания силуэта. Развивать чувство цвета и формы.

Листы бумаги светло-голубого цвета, гуашь, кисти.

 

 

 

 

Наблюдение за птицами на прогулке.

Беседа о зимующих птицах. Подкормка птиц на кормушках.

Рассм-ие изображений птиц (воробей, синица, снегирь, ворона и т. д.)

Физминутка «Раз -  согнуться, разогнуться»

 

 

 

 

Закрепить представления детей

о птицах

нашего края.

 

 

 

 

22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Мышка

и мишка»

( сюжетная)

(День доброты)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учить детей выделять в сказке один эпизод и создавать простую сюжетную композицию. Создать творческую ситуацию – предложить нарисовать контрастные по размеру образы – мышку и мишку – и передать взаимоотношения. Совершенствовать технику рисования гуашевыми красками: смешивать два цвета, чтобы получился новый цвет, рисовать разные  по размеру силуэты животных. Воспитывать интерес к сюжетосложению в изодеятельности по мотивам литературных произведений.

Листы белого и светло-голубого цвета, гуашь, кисти разных размеров, палитры, мягкие игрушки (мышка и мишка).

 

 

 

 

 

 

Рассматривание изображений медведя и мыши, сравнительное описание их внешнего вида.

Упражнения в получении новых цветов и оттенков.

 

 

 

 

 

Дыхательная гимнастика «Большой и маленький»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

23

 

 

 

 

 

«Яркое солнышко»

(коллективная)

 

 

 

 

Учить изображать образ лучезарного, веселого солнышка (рисовать лучи в виде волн или прямых линий, точек, зигзагов и т. п. Развивать творческое воображение, фантазию. Воспитывать любовь к природе.

 

Бумага

(лист ватмана), акварельные краски

 

 

 

Наблюдение

за солнышком

в солнечный день.

Рассматривание иллюстраций, картинок с изображением солнца.

Упражнение

Для глаз «Ковер»

 

 

 

 

 

 

 

24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Рассматривание картины

 А. К. Саврасова «Грачи прилетели»

 (учебно-игровая)

(Масленица)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Развивать у детей эмоциональный отклик на весенние проявления природы. Учить художественному видению пейзажной картины, видеть главное (расположение берез с гнездами грачей). Учить не только узнавать знакомые предметы – березы, кусты, дома, - но и понимать, какими средствами художник изобразил их форму, фактуру. Обогащать речь детей эмоционально-эстетическими терминами.

 

 

 

 

Репродукция картины А. К.

Саврасова «Грачи прилетели»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Экскурсия в парк, наблюдения за весенними изменениями в природе, разучивание стихов и песен о весне, рассматривание иллюстраций весенних пейзажей.

 

 

 

 

 

 

 

Физминутка «Ветер тихо клен качает»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МАРТ

 

 

25

«Рисуем портрет своей мамочки»

(по представлению)

1-я часть

(Международный женский день)

Познакомить детей с жанром изобразительного искусства – портретом.

Сохраняя непосредственность и живость детского восприятия, помочь детям в выразительной передаче образа мамы.

 

Краска гуашь, палитры, репродукции.

 

 

 

 

Беседа на тему «Какая моя мама».

Рассматривание лица мамы дома.

Рассматривание иллюстраций с портретной живописью.

 

 

 

 

26

 

 

 

 

«Рисуем портрет своей мамочки»

(2-я часть НОД)

 

 

Продолжать знакомить с жанром изобразительного искусства – портретом.

Учить прорисовывать детали: черты лица, волосы, одежду.

Воспитывать аккуратность.

Краска гуашь, палитры.

 

 

 

 

 

Физминутка «Зарядка»

 

 

 

 

 

 

27

 

 

 

 

 

«Три царевны гуашевого царства»

 (учебно-игровая)

 

 

 

 

Подвести детей к пониманию того, что среди всех известных им цветов три цвета являются самыми главными. Это – красный, синий и желтый. Заинтересовать смешиванием для получения новых оттенков. Развивать цветовое восприятие. Воспитывать аккуратность.

Краска гуашь трех основных цветов, палитры.

 

 

 

 

 

 

Упражнение

для глаз «Солнышко»

 

 

 

 

 

 

 

 

28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Радуга-дуга,

не давай дождя»

(сюжетная)

(Всемирный День Земли)

 

 

 

 

 

 

 

Продолжать учить самостоятельно и творчески отражать свои представления о красивых природных явлениях разными изобразительно-выразительными средствами. Вызвать интерес к изображению радуги. Дать элементарные сведения по цветоведению. Развивать чувство цвета. Воспитывать эстетическое отношение к природе

 

 

Листы белой и голубой бумаги, акварельные краски, кисти разного размера, образец радуги.

 

 

 

 

 

 

Просмотр иллюстраций, открыток с изображением радуги и других природных явлений для обогащения художественных представлений детей. Отгадывание загадки Г. Лагздынь

про радугу

 

Дыхательная гимнастика «Дождик»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

АПРЕЛЬ

 

 

29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Как две царевны  - красная и желтая – друг к другу

в гости ходили» (учебно-игровая)

 

 

 

 

 

 

 

Закреплять понимание того, что три краски – красную синюю и желтую – называют основными.

Упражнять в смешивании красной и желтой красок для получения оранжевого цвета.

Подводить детей к пониманию того, что желтый, красно-алый, оранжевый называют теплыми, потому что они близки к цвету огня, огня.

Познакомить детей с новым способом смешивания, работой «по-сырому».

Парные силуэты домов, деревьев, животных из усадеб желтой т красной царевен, краска гуашь, палитры.

 

 

 

 

 

Игры на смешивание основных цветов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Физминутка «На одной ноге постой-ка»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Как синяя царевна в гости

к красной ходила» (учебно-игровая)

 

 

 

 

 

 

 

 

Продолжать закреплять понимание того, что три краски, красную желтую и синюю, называют основными, потому что, смешивая их, можно получить другие цвета.

Познакомить детей с получением оранжевого цвета и его оттенков (красного, фиолетового, сиреневого) путем смешивания красной и синей красок.

Упражнять в смешивании красок «по сырому».

 

Фигурки из белой бумаги, краска гуашь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Свободное рисование красками гуашь, беседа о цветах и оттенках.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Физминутка «Руки подняли и помахали»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Веселый клоун»

(по представлению)

 

 

 

 

 

 

 

 

Учить детей задумывать несложную композицию

с фигурой человека. Учить рисовать красками человека, цветом передавать его настроение, необычный его костюм. Совершенствовать умение  рисовать гуашевыми красками. Развивать цветовое восприятие, умение рисовать фигуру, состоящую из простых форм (овал, круг, линия). Развивать самостоятельность.

 

Картинки с изображением цирка , клоунов.

Альбомные листы светлых тонов, гуашь, кисти.

 

 

 

 

 

Беседы о цирке, клоунах.

Рассматривание иллюстраций, картинок.

 

 

 

 

 

 

Упражнение

для глаз «Ладонь»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Путаница - перепутаница»

(сюжетная)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Продолжать учить детей рисовать фантазийные образы. Инициировать самостоятельный поиск оригинального («невсамделишного») содержания и соответствующих выразительно-изобразительных средств.

«Раскрепостить» рисующую руку, напомнить нетрадиционные техники

(рисование пальчиками). Развивать творческое воображение и чувство юмора. Воспитывать творческость, самостоятельность, уверенность, инициативность.

 

Листы белого и голубого цвета, художественные материалы на выбор.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Чтение небылиц

К. Чуковского,

игры-фантазии на тему «Чего на свете не бывает»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МАЙ

 

 

33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Золотая рыбка»

(учебно-игровая)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Расширять представления детей о море и его обитателях. Напомнить о произведении А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». Учить рисовать рыбку по памяти и представлению, используя фон. Учить продумывать композицию рисунка, его содержание, располагать рисунок по всему листу.

 

 

 

 

Тонированная бумага, разноцветная гуашь, старые зубные щетки, трафареты-рыбки, поролоновые тампоны, «невод», ширма из голубой ткани.

 

 

Чтение произведения А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке», рассматривание иллюстраций к сказке, объяснение незнакомых слов («старче», «невод», «корыто»),рассматривание рыбок в аквариуме.

Упражнение для глаз «Ах, как долго рисовали»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Весенний день»

(по  воображению)

(Праздник весны и труда)

 

 

 

 

 

 

 

Закреплять умение детей самостоятельно продумывать и рисовать несложную композицию по заданной теме. Упражнять детей в рисовании разными материалами, выбранными в соответствии с содержанием рисунка, учить доводить его до конца. Развивать умение находить интересные темы для рисунков. Воспитывать любовь к весне.

 

 

Репродукции весенних пейзажей. Альбомные листы, краски, мелки.

 

 

 

 

 

Рассматривание репродукций весенних пейзажей, иллюстраций с изображением весны. Чтение художественных произведений о весне.

 

 

 

Физминутка «Клен»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Расширять знания и представления

о временах года, особенностях времен года северного края.

 

 

 

35,

36

«Что мы умеем и любим рисовать»

(контрольные)

 

Изучение интересов и возможностей детей в рисовании

 

 

 

По желанию детей

 

 

 

 

 

Физминутка «Мы веселые ребята»

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Многофункциональное пособие для родителей и педагогов «Самый-самый…». Автор: Рогачёва Ольга Борисовна, воспитатель 1 кв. категории. МБДОУ №180 «Парусок» г. Архангельска. Программно – методический материал разработан к «Программе логопедической работы

Многофункциональное пособие для родителей и педагогов «Самый – самый…» Автор: Рогачёва Ольга Борисовна, воспитатель 1 кв. категории. МБДОУ №180 «Парусок» г. Архангельска.Арханге...

программно-методический материал на тему "Формирование слоговой структуры слова у дошкольников"

В программе  освещаются особенности коррекционной работы по формированию слоговой структуры слова у детей с  нарушениями речи. Систематизация и подбор речевого и дидактического материала, ле...

программно-методический материал на тему "Формирование слоговой структуры слова у дошкольников"

В программе  освещаются особенности коррекционной работы по формированию слоговой структуры слова у детей с  нарушениями речи. Систематизация и подбор речевого и дидактического материала, ле...

Программно - методический материал по развитию речи

Дидактическая игра как средство активизации познавательной деятельности дошкольников по развитию речи...

Программно-методический материал по математике: "Развитие представлений о цвете, величине, форме посредством развивающих игр"

Традиционно ознакомление детей со свойствами предметов предполагает выделение формы, величины, цвета как особых свойств предметов, без которых не могут быть сформированы полноценные представления....

Программно-методический материал: "Гимнастика после дневного сна".

Я не боюсь ещё раз повторить:Забота о здоровье-это важнейший труд воспитателя.От жизнерадостности, бодрости детейЗависит их духовная жизнь,Мировоззрение, умственное развитие,Прочность знаний, вера в с...