программно-методический материал на тему "Формирование слоговой структуры слова у дошкольников"
учебно-методический материал по логопедии (старшая группа) по теме

ТИХОНОВА МАРИНА АЛЕКСАНДРОВНА

В программе  освещаются особенности коррекционной работы по формированию слоговой структуры слова у детей с  нарушениями речи. Систематизация и подбор речевого и дидактического материала, лексическая насыщенность занятий помогут учителям-логопедам решать данные проблемы с учетом основных этапов развития речевых навыков у детей дошкольного возраста.

Работа предназначена логопедам, воспитателям и родителям, работающим с детьми, имеющими речевую патологию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_slogovoy_struktury_slova.docx108.56 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование слоговой структуры слова у дошкольников

Введение

С каждым годом увеличивается число детей, страдающих тяжелыми нарушениями речи. У большинства из них в той или иной степени присутствует нарушение слоговой структуры слова. Если это нарушение вовремя не исправить, в дальнейшем оно приведет к негативным изменениям в развитии личности ребенка, таким как формирование замкнутости и закомплексованности, что будет мешать ему не только в обучении, но и в общении со сверстниками и взрослыми.

Поскольку данная тема недостаточно изучена и освещена в учебно-методической литературе, учителя-логопеды испытывают трудности в организации работы по  по формированию слоговой структуры слова: в систематизации и подборе речевого дидактического материала, обеспечении занятий лексической насыщенностью.


1. Теоретический обзор темы.

Слоговая структура слова – чередование ударных и безударных слогов различной степени сложности.

ССС характеризуется 4 параметрами:

- ударностью

- количеством слогов

- линейной последовательностью

- моделью самого слога: СГ – открытый, ГС – закрытый, СГС, ССГ

Современная наука рассматривает слоговую структуру с различных позиций:

  • лингвистики и психолингвистики
  • психологии, психофизиологии, нейропсихологии

Лингвистика и психолингвистика определяют слог как минимальную единицу речи.

Для нас важны исследования :

 Научное обоснование дал в 1958 г. Н.И. Жинкин«Механизмы речи».

Изучал значение глотки в процессе порождения речевого высказывания.

Наблюдения:

- именно в глоточной трубке происходит синтез звуков, т.е. образуется слог

- измерено время, за которое произносится слог любой сложности – 0,2 сек.

Поэтому речь ритмична.

- могут наблюдаться поломки в работе глоточного анализатора – это приводит к заиканию –слог произносятся неравномерно – длинно или коротко.

Примерно в одно время с исследованиями Н. И. Жинкина – американскийпсихолог Джордж Миллер:

- ввел понятие артикуляционная программа, доказал, что слог- единица речи. Для речи важны слоговые перестройки, мы тогда обладаем речью, когда можем перейти от одного слога к другому.

Существует оптимальная артикуляционная программа для ребенка и взрослого: 9 слогов.

Что бы человек ни делал, кратковременная рабочая память «кошелек» не может запомнить и повторить более   7+-2 единицы. Если единиц больше 9, мозг разбивает элементы на группы так, чтобы количество элементов было от 5 до 9.

Логопед, зная артикуляционную программу, должен выполнять следующие требования:

- обращение строиться из простых предложений

- объем каждого предложения 9 слогов

- самое главное должно быть вынесено в начало фразы.

Особенно это важно при работе с детьми ОНР, алаликами, афазиками.

Л. А. Чистович и др.

Вершиной слога является гласный звук как слогообразующий элемент, согласный считается периферическим элементом, выступая инициатором слога. Базовым является слог типа СГ, он – первый в речи ребенка, на его основе формируются более сложные слоги.

    ко-т

Л. В. Бондарко и др. Исследователи отмечают, что в русском языке определяющее влияние на слоговую структуру имеет ЗАКОН ОТКРЫТОГО СЛОГА, действию которого подчиняется речь русскоговорящих людей.

А значит слова на слоги мы делим так:

Ко-шка,  я-щик – т.е. неконечный слог всегда остается открытым.

(см. статью Вороничева О. Е.)

С точки зрения психологии, психофизиологии, нейропсихологии исследователи выделили предпосылки, определяющие усвоение слоговой структуры слова.

Авторы считают, что существенное значение имеют:

  • фонематические способности ребенка (Маркова, Жукова,Мастюкова)

(слуховое восприятие, внимание, фонетический слух)

  • оптико-пространственная ориентация (Бабина)

 местоположение и положение других объектов в пространстве

  • возможности темпо-ритмической организации движений

Усвоение детьми слоговой структуры в норме изучал А.Н. Гвоздев. По данным, приведенным в его монографии «Вопросы изучения детской речи», формирование слоговой структуры слов проходит по следующим этапам:

  .  1 г. 3 мес 1 г. 8 мес. ребенок часто воспроизводит один слог услышанного слова (ударный) или два одинаковых слога: га-га, би-би;

·         1 г. 8 мес 1 г. 10 мес. воспроизводятся 2-сложные слова; в 3-сложных словах часто опускается один из слогов: гава (голова);

В качестве главной причины, влияющей на искажение одних слогов и пропуск других Гвоздев называет сравнительную силу слогов.

·         1 г. 10 мес 2 г. 1 мес. в 3-сложных словах иногда все еще опускается слог, чаще предударный: ефон (телефон); может сокращаться количество слогов в 4-сложных словах;

·         2 г. 1 мес 2 г. 3 мес. в многосложных словах чаще опускаются предударные слоги, иногда приставки: ципилась (зацепилась);

·         2 г. 3 мес 3 г. слоговая структура нарушается редко, главным образом в малознакомых словах, словах малоупотребимых ребенком,  непонятных по значению: водопроводчик, экскаватор.

Характеристика слоговой структуры слова (ССС) у детей с тяжелыми нарушениями речи

По исследованиям Марковой, Винарской Е. Н., Архиповой Е.Ф. и др. можно выделить следующие нарушения ССС.

  1. Нарушения количества слогов

- элизия – сокращение, пропуск слогов – молоко – мо (кинетическая алалия, афазия)

- итерации – увеличение числа слогов – тигр – тигар, ноябрь - нояберь (при дизартрии)

2. нарушение последовательности слогов в слове

- перестановки слогов – мосалет

- перестановки звуков соседних слогов бегемот – гебемот (кинет апраксия)

3. искажение структуры отдельного слога

- капуста-капута, стул-тул (дизартрия)

4. антиципации – уподобление одного слога другому – вевесипед

5. персеверации (упорствую – греч слово) застревание – пананама – панама

6. контаминации – чахар, сабудка (сахар и чай, собака и будка) – соединение частей нескольких слов в одно

2. Приемы диагностики состояния слоговой структуры слова у дошкольников

Задачи диагностики

  1. Оценить способность ориентироваться в пространстве

2) Оценить ритмическое чувство(кинестетическая чувствительность)

3) Оценить возможности повторения ряда слогов  (слуховая

чувствительность)

     4) Выявить классы слогов, слоговая  структура которых сохранна

     5) Выявить классы слогов, слоговая структура которых нарушена

     6) Определить тип нарушения слоговой структуры слова

Этап1. Обследование ориентировки в пространстве

Определение ведущей руки ребенка

Тестывключаютигровыезадания, подобранные с учетомспособовманипулирования, свойственныхдетямдошкольного и младшегошкольноговозраста.Частьзаданий - бытовые, частоиспользуемые, многиеиззаданийдетивыполняютобеимируками, и этозатрудняетвыделениеведущейруки, поэтомунекоторыезаданиядаются в двухвариантах.Использованиеразныхвариантовзаданийпозволитточновыделитьведущуюруку.

Всеприспособления, пособия, предметы, используемые в заданиях, следуеткластьпередребенкомстрогонасерединустола, наравномрасстоянииотправой и левойруки.

Первоезадание - рисование.Положитепередребенкомлистбумаги и карандаш (фломастер), предложивемунарисоватьто, чтоонхочет (илиможет).Неторопитеребенка.Послетого, каконзакончитрисунок, попроситеегонарисоватьтожесамоедругойрукой.В этомзаданииучитываетсянетолькокакойрукойребенокработает, но и приработекакойрукойлучшекачествовыполнениярисунка.Рисунки, выполненныеведущейрукой, болеечеткие, пропорциональные, линииболееровные, треморвыражензначительноменьше, нетдополнительныхштрихов, разорванныхлиний.Крометого, следуетобратитьвниманиенато, какребенокдержитручкуиликарандаш (правильно, удобно, неправильно, неудобно), сильнолинапряженпривыполнениязадания, правильнолисидит.

Второезадание - открываниенебольшойкоробочки, например, спичечногокоробка.Ребенкупредлагаетсянесколькокоробков, чтобыповторениедействияисключилослучайность в оценкеэтоготеста.Задание: “Найдиспичку в однойизкоробок”. Ведущейсчитаетсятарука, котораясовершаетактивноедействие (открывает, закрывает).

Третьезадание - “Постройколодецизпалочек (спичек)”.Ведущаярука - котораяиспользуетсяболееактивно.

Четвертоезадание - “Игра в мяч”.Нуженнебольшоймяч (теннисный), которыйможнобросать и ловитьоднойрукой.Мячкладетсянастолпрямопередребенком, и взрослыйпроситвзятьмяч, броситьему и пойматьегонесколькораз.

Пятоезадание - вырезаниеножницамипоконтурурисункаизлюбойоткрытки (вырезатьцветок, зайчика, узор и т.п.).Ведущая - болееактивнаярука, причемэтонеобязательнотарука, в которойребенокдержитножницы, т.к.ножницымогутбытьнеподвижны, а открыткуребенокбудетповорачивать, облегчаяпроцессвырезания.Вырезаниеможетбытьоченьтрудным и неинформативным в техслучаях, когда

размер и форманожницнесоответствуютрукеребенка.Этозаданиеможнозаменитьраскладываниемкарточеклото (карт).Всекарточки (10-15 штук) ребенокдолженвзять в однуруку, а другой (какправило, этарукаведущая) раскладыватькарточки.

Шестоезадание - нанизываниебисера (илипуговиц) наиголку с ниткойилишнурок.Ведущейсчитаетсятарука, котораявыполняет активноедвижение, независимооттого, в какойрукеребенокдержит иголкуилишнурок.

Седьмоезадание - выполнениевращательныхдвижений.Ребенкупредлагаютоткрытьнесколькопузырьков (2-3) с завинчивающимисякрышками.Ведущаятарука, котораяболееактивна.Следуетучесть, чторебенокможетдержатьпузырекзакрышку, а крутитьсампузырек.

Восьмоезадание - развязываниеузелков.Заранеенеплотнозавяжитенесколькоузловизшнурасреднейтолщины.Ведущейсчитаетсятарука, котораяразвязываетузел (другаядержитузел).

В этомзаданиибываеттрудновыделитьведущуюруку, т.к.развязываниеузелков - процессдовольносложный и ребенокиспользуетоберуки.Можноиспользоватьинойвариантэтогозадания - составлениецепочкиизскрепок.Какправило, ребенок в однойрукедержитскрепку, а другойпытаетсяприсоединить.

Девятоезадание - “Постройизкубиковдом, ограду, сложикартинкупообразцу и т.п.”.Какведущаяоцениваетсярука, чащеберущая, укладывающая и поправляющаякубики, детали.

Прискладываниикубиковтожечащеиспользуютсядверуки, крометогоэтодовольнопривычныйвиддеятельностидлялюбогоребенка, поэтомуможнопродублироватьзадание, предложивребенкуконструктор, мозаику с конкретнымзаданием.

Десятоезадание - данные о семейномлевшестве.Выясняется, естьли в семьелеворукиеродственники - родители, братья, сестры, бабушки, дедушки.

Тестынаопределениеведущейруки, разработанные М. Озьяс.

  1. Завинтитькрышкинабутылках.
  2. Зажечьспички.
  3. Разрезатьбумагуножницами.
  4. Наколоть, нанизать (ноненастержень (иголку), а стерженьнеобходимовставлять в небольшоеотверстиепуговиц, бусин, геометрическихфигур).
  5. Почиститьобувьщеткой.
  6. Намотатьниткунакатушку.
  7. Перелитьводуизодногососуда в другой.
  8. Попастьиголкой, булавкой в небольшуюточку.
  9. Разложить (раздать) карточки (карты).
  10. Проколотьдырочки (5-6 ударов).
  11. Стеретьластикомпредварительнонарисованныекрестики.
  12. Продетьнитку в иголку.
  13. Почиститьсебя, стряхнуть с себясоринки, пыль.
  14. Капнутьизпипетки в узкоеотверстиебутылочки.
  15. Достатьбусинкуложкойизстакана.
  16. Позвонитьколокольчиком, дернутьзашнурзвонка.
  17. Закрыть, открытьмолниюнасумке.
  18. Взятьстакан и сделатьнесколькоглотковводы.

  1. ориентировка в схеме собственного тела
  • покажи правой рукой правый глаз (правое ухо, правое колено…)
  • покажи левой рукой левый глаз (левое ухо, левое колено…)
  • покажи правой рукой левый глаз, левой рукой правое плечо и т.д. (после 6 лет)
  1. ориентировка в ближайшем пространстве

- что на столе справа от тебя, что слева

  1. ориентировка в дальнем пространстве

- пройдись по кабинету; что перед тобой, что позади тебя, что слева от тебя, что справа

Этап 2. Оценка чувства ритма

2.1 Восприятие ритмов

- послушай удары и найди их на карточке (предлагаются на выбор две карточки, уточняем с ребенком условные обозначения: палочка – громкий удар, дуга – тихий удар, паузы между ударами); для восприятия предлагают сначала изолированные удары ( /// ), серии ударов ( // // /// ), акцентированные удары (громко громко тихо тихо).

2.2 Воспроизведение ритмов

- послушай удары и отстучи их сам (предлагаем материал в том же порядке)

Отслеживаем способность передать количество ударов, силу удара, соблюдение пауз.

Этап 3. Оценка возможности повторения ряда слогов

Просим ребенка повторить цепочку слогов (если три слога воспроизвести трудно, предложить цепочку из двух слогов)

3.1 Слоги из разных гласных и согласных

ПА-ТУ-КО

ТА-ПУ-БО

ДА-ТУ-ПО

3.2 Слоги из разных согласных и одинаковых гласных

КА- ГА- ДА

ПО-КО-ХО

БУ-ПУ-ГУ

3.3 Слоги из одинаковых согласных и разных гласных

ПА-ПО-ПУ

БА-БУ-БО

КУ-КА-КО

3.4 Одинаковые слоги, произносимые с разной силой голоса

та-ТА-та

ТА-та-та

та-та-ТА

Этап 4. Оценка произношения слов различной структурной сложности

Предлагаются ребенку для называния предметные картинки; затем называются логопедом слова для отраженного произношения. Результаты выполнения обоих видов заданий сравниваются, отмечается, что легче выполнить ребенку. Особенно отмечаются слова, которые произносятся без искажения слогового и звукового состава. Важно отметить, состоят ли слова, слоговая структура которых искажается, из усвоенных звуков или неусвоенных, какие слоговые структуры у ребенка сформированы, а какие – нет. Составляется протокол обследования.

Протокол обследования слоговой структуры слова

 

Вид слоговой структуры слова

Оптический раздражитель (картинка)

Речевая реакция на оптический раздражитель

Речевая реакция на акустический раздражитель

Примечания

Односложные слова с закрытым слогом

мак, дом, сыр

 

 

 

Двусложные слова из 2-х прямых открытых слогов

рука, роза, лапа

 

 

 

Двусложные слова с одним закрытым слогом

сахар, диван, забор

 

 

 

Двусложные слова со стечением согласных в середине слова

кукла, марка, утка, арбуз, карман

 

 

 

Односложные слова со стечением согласных в начале слова

стол, стул, шкаф

 

 

 

Односложные слова со стечением согласных в конце слова

волк, тигр

 

 

 

Двусложные слова со стечением согласных в начале слова

трава, брови, книга

 

 

 

Двусложные слова со стечением согласных в начале и середине слова

клумба, клубника, гнездо

 

 

 

Двусложные слова со стечением согласных в конце слова

корабль, бинокль

 

 

 

Трехсложные слова из 3-х открытых слогов

панама, канава, малина

 

 

 

Трехсложные слова с последним закрытым слогом

кошелек, пулемет, телефон

 

 

 

Трехсложные слова со стечением согласных
 
 

конфеты, памятник, винтовка, термометр, тракторист

 

 

 

Четырехсложные слова с открытыми слогами

паутина, черепаха

 

 

 

Многосложные слова из сходных звуков

клубок, колобок, корзина, картина

 

 

 

Для выявления негрубых нарушений слоговой структуры слова предлагается для повторения следующие предложения (с 5 лет):

Петя пьет горькое лекарство.

У Марины высокая температура.

Воспитатель работает  в детском саду.

В аквариуме плавают разноцветные рыбки.

Волосы подстригают в парикмахерской.

ВЫВОДЫ: отмечается характер искажения слоговой структуры (сокращения слогов – молоток – «моток»; упрощение слогов, опускание звуков – стул – «туль»; уподобление слогов – табуретка – «татулетка»; добавление звуков, слогов – комната – «комонамата», стол – «сытол»; перестановка звуков и слогов – дерево – «деверо»).

3. Технология и методика формирования слоговой структуры слова у дошкольников (этапы работы, игровые приемы, речевой материал)

Начинается работы с опережающего формирования базовых предпосылок с их последующим постепенным совершенствованием в процессе работы над словами разной слоговой структуры.

Направления работы

  1. Развитие фонематических возможностей ребенка (слух, восприятие, внимание, память, фонетический слух)

1. Звуковые игрушки, издающие звукоподражания, пищалки…

2. Банки с насыпкой (крупа, песок, бусины…) - заготовить два набора баночек, предложить выбрать такую же по звучанию из двух, трех и более.

3. Колокольчики в разной тональности

4. Музыкальные инструменты, бытовые звуки – распознавание.

               5. Упражнения на различение высоты, силы голоса:

             - пароход, поезд далеко и близко (тихо-громко)

             - голос мамы-животного и детеныша (низко-высоко) или большой-маленький транспорт

6. Узнать мужской и женский голос, детский – слушать аудиозаписи и смотреть на картинки с изображением этих персонажей.

7. Узнавание интонаций. Звуки,  слова или фразы, произнесенные с разной интонацией. а!а?а. - Пришла! Пришла? Пришла.

8. Прослушивание аудиозаписей со знакомыми голосами (мама, папа, сестра…) и незнакомыми голосами.

  1. Развитие пространственных представлении

(см пособие Бабиной Г.В., Шариповой Н.Ю.)

Необходимо подбирать упражнения, которые позволяют:

-  осознать схему собственного тела и тела другого человека,

- освоить пространственные отношения между предметами и своим телом, телом другого существа (ориентировка в ближайшем пространстве),

- определение степени удаленности предмета от собственного тела и от другого существа (близко-далеко).

Упражнения на развитие соматопространственной организации

Это я

Это глазки. Вот вот…

Обсудить, где спинка – сзади, где живот – спереди. Показать на себе, на другом человеке.

С 4,5 лет

«Одеваемся на прогулку»

Хаотично расставлены обувь, разложены варежки перчатки. Задача – правильно поставь, надень

«Одеваем куклу»

Завяжи шарфик спереди-сзади, застегни пуговки, надень шапку бантиком назад.

Найди ладошки (правильно приложить руки к вырезанным рукам)

Пройди по следам (за грибами, ягодами по дорожке)

«Обезьянки» или «Повторушка» (логопед спиной к ребенку, повторяем движения логопеда)

Гусеница (по музыку Летка-енка идем гуськом, повторяем движения ведущего)

Голосовые упражнения (на высоту, силу, сопровождающиеся движением рук)

Упражнения на тренировку в ближнем пространстве

Расскажи кто рядом

Выстраиваются дети в ряд по инструкции логопеда, называют всех, кто впереди, кто позади.

Запомни игрушки

Выставляем игрушки перед ребенком, он по очереди называет каждую игрушку, ее местоположение Мишка впереди Куклы,

Кошка впереди мишки. Закрыть  глаза, назвать по порядку. Затем – сзади.

Упражнения на тренировку ориентировки в двухмерном пространстве

(впереди позади высоко низко далеко близко выше ниже дальше ближе между)

На фланелеграфе или плоские игрушки из мягкого пластика – намочить и приклеить к доске  

Новогодняя елка

Город (дома, деревья, люди, облака, солнышко и др.).

Коврик из геометрических фигур (нарисуй круг в середине листа сверху от круга квадрат снизу от круга треугольник в каждом углу коврика мал кружки)

Нарисуй дорожку (короткую или длинную в зависимости от расстояния между предметами)

  1. Развитие ритмического чувства

1 - Упражнения на построение ритмического ряда

  1. Повтори за мной

Цель: Формирование чередующегося ритма движений.

Ребенку предлагается повторить серию движений (хлопнуть-стукнуть-топнуть) сопряженно с логопедом, с очередностью и по речевой  инструкции.

С усвоением очередности заданной серии меняем порядок движений, сами движения.

  1. Цветная дорожка

Цель: Формировать представление о ритмическом зрительном ряде на основе повторяемости его элементов.

Ребенку предлагается выложить ряд форм с заданными свойствами (дорожка из одноцветной мозаики, забор из желтых палочек, дорожку из квадратов), выбрав необходимые из множества.

  1. Фигуры

Цель: Составлять ритмический ряд на основе чередования его элементов;

Ребенку предлагается выложить ряд геометрических форм с чередованием:

- цвета

- формы

- величины

  1. Забор

Цель: Воспроизведение линейного ритмического ряда, используя прием рисования.

Ребенку предлагается нарисовать вертикальные линии в определенном ритме – с чередованием цвета, высоты линий и расстояния между ними (нарисовать забор, починить забор – вставить недостающие линии)

Подготовка – выложить заборчик с чередованием цвета из счетных палочек. Основа – линейка, лист бумаги.

  1. Кто внимательный?

Цель: Выделение заданной ритмической цепочки в предлагаемом ряду

Запомнить порядок расположения геометрических форм (разных предметных изображений, линейных конструкций, букв), найти ряд форм, расположенных в  той же последовательности на строке. (в ряду)

2 – Упражнения на установление ритмических координаций.

Упражнение 1.Стих-движение

Цель: Соотнесение ритма повторяющихся движений с ритмическим рисунком стихотворения.

Ребенок проговаривает знакомый стих текст, отхлопывает ритм обеими руками или сопровождает движением руки как при «считалках».

Упражнение 2. Зарядка для пальчиков

Цель. Соотносить ритмический рисунок движений рук с речевым ритмом.

Выполнение пассивной гимнастики кисти и пальцев рук сопровождается звукокомплексами, слогами (речевыми средствами, доступными ребенку).

Последовательное вращение каждого пальца рукиребенка по часовой стрелке и против нее сопровождается мелодичным произнесением или пением цепочки повторяющихся слогов: большой палец — «па-па-па», указательный — «та-та-та», средний —«ка-ка-ка», безымянный  
«ля-ля-ля», мизинец — «ма-ма-ма»

Упражнение 3. Музыканты

Цель. Соотносить ритм звучания музыкальных инструментов с ритмом движений.

Звучание каждого музыкального инструмента соотносится с имитационным движением. Например, звучание колокольчика соответствует раскачивающим движениям кистей рук, барабана — попеременным движениям кулаков по столу, бубна — похлопывающим движениям кулака о раскрытую ладонь, дудочки — синхронным движениям обеих рук, прижатых к губам. Ребенок слушает звучание и воспроизводит соответствующее движение.

Упражнение 4. Нарисуй звук

Цель. Соотносить ритм движений с речевым ритмом.

Ребенку предлагается нарисовать заборчик, проводя линии без отрыва от листа бумаги (доски)). Рисование сопровождается речевым комментарием («раз и»).На «раз» он проводит линию сверху вниз с сильным нажимом, на «и» — линию снизу вверх со слабым нажимом.

Усложнение

«Дракоша»: ребенку предлагается нарисовать «дракошу», проводя линии без отрыва от листа бумаги (доски). Каждая линия с нажимом короче предыдущей на 1/2 (1/3). Рисование сопровождается речевым комментарием «и_ раз».

Упражнение 5. Покажи звук        

Цель. Выстраивать ритмический ряд на основе соотнесения движений и фонации.

Предварительная работа заключается в усвоении приемов фонетической ритмики, направленной на синхронизацию моторного комплекса (артикуляции и движения руками), фонации и дыхания.

Построение ритмического ряда из двух последовательно произносимых звуков и его воспроизведение с опорой на моторный комплекс.

Например, логопед показывает движения руками, побуждая ребенка к воспроизведению ритмического ряда: «ау». На «а» — разводить руки в стороны, на  «у» — вытягивать руки вперед из положения «ладошки на уголках рта».

Упражнение 6. Звуки и буквы

Цель. Выстраивать ритмический ряд на основе соотнесения буквы и звука.

Ребенку предлагается выстроить буквенный ряд по образцу или речевой     инструкции, используя буквы из магнитной азбуки.

Варианты инструкций:

Найди и поставь сначала букву «а», потом букву «у». Рядом с буквой «у» поставь букву «а». Продолжи этот ряд.

Упражнение 7. Песенка

Цель. Соотносить речевой ритм со зрительно-двигательными координациями.

«Звуковые дорожки»: ребенку предлагается напевно произносить гласные звуки (слоги), проводя пальцем по дорожке. Основное условие: соотносить продолжительность звучания с длиной дорожки (голос звучит, пока движется рука по дорожке).

3 – Упражнения на усвоение ритмических эталонов темпа и формирование представлений о паузировании

Упражнение 1. Быстро-медленно

Цель. Регулировать темп речедвигательных координаций.

Ребенок проговаривает слоговые цепочки, отхлопывая или отстукивая каждый слог в темпе, заданном метрономом. Координация речи, движения и звучания метронома в определенном темпе является промежуточным результатом данного упражнения.

Например:

па       папапапапа

па-па-па-па-па-па-па-па-па-па-па

Достижение конечного результата заключается в произвольном изменении темпа речи и движения в соответствии с изменением темпа звучания метронома.

па

па

па

па-па-па

Упражнение 2. Сделай остановку

Цель. Выделять паузу в ритмическом двигательном ряду.

Ребенку предлагается отхлопать (отстучать) заданный ритм, комментируя каждое движение: «Раз, два, пауза...» Энергичные хлопки (постукивания) сменяются паузой — сжиманием рук в «замочек» или плавным фиксирующим движением обеих рук по столу.

По мере усвоения ритмического ряда из цепочки движений исключается движение, обозначающее паузу, затем сворачивается внешнее комментирование: «Раз, два, пауза».

4 – Упражнения на формирование представлений о ритмическом ударении

Упражнение 1. Большие ноги-маленькие ножки

Цель. Соотносить силу голоса с амплитудой движения.

Логопед предлагает ребенку послушать стихотворный текст: «Большие ноги идут по дороге: ТОП-ТОП-ТОП; маленькие ножки идут по дорожке: топ-топ-топ». Первую часть фразы он произносит громким голосом, вторую — тихим. Повторяя этот текст несколько раз, он подключает движение — постукивание кулаками. Интенсивность и амплитуда движения соотносятся с силой голоса: сильные и широкие движения соответствуют громкому произнесению, легкие короткие движения — тихому. Ребенок действует сначала совместно с логопедом, а затем воспроизводит заученный текст и движения самостоятельно.

Упражнение 2. Громко-тихо

Цель. Составлять ритмические ряды на основе чередования сильных и слабых долей.

Ребенку предлагается выложить по образцу или речевой инструкции ряд квадратов с чередованием по величине.

Каждому квадрату соответствует движение: большому квадрату — хлопок с широкой амплитудой и значительным силовым напряжением, маленькому квадратику — легкий хлопок с маленькой амплитудой движений рук. Сначала ребенок воспроизводит ряд движений, используя зрительный образец (дорожку из квадратиков), затем по памяти, без зрительной опоры.

Направление 4. Работа над словами различной степени сложности (по 13 классам слов, предложенным Марковой А.К.).

  1. Двухсложные слова из двух открытых слогов: мама, муха, вата
  2. Трехсложные слова из открытых слогов: панама, канава
  3. Односложные слова: мак, пух, кот, мох, ком

4.  Двухсложные слова с одним закрытым слогом: каток, венок, петух

     5.  Двухсложные слова со стечением согласных в середине слова:

тыква, кошка, кепка

  1. Двухсложные слова с закрытым слогом и стечением согласных:    

компот, Павлик.

      7. Трехсложные слова с закрытым слогом: котенок, пулемет

      8. Трехсложные слова со стечением согласных: конфеты, котлеты,

          комната

9. Трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом:

          памятник.

     10. Трехсложные слова с двумя стечениями согласных: винтовка.

     11. Односложные слова со стечением согласных в начале и в конце

           слова: кнут, танк, клей, хлеб.

    12.  Двухсложные слова с двумя стечениями согласных: кнопка,

           клетка.

     13. Четырехсложные слова из открытых слогов: паутина, помидоры,

           гусеница.

Сначала отрабатываются слова из сохранных звуков. Затем – по мере постановки, автоматизации нарушенных звуков добавляем слова различной ССС с этими звуками. Далее -включаем слова в предложения.

Рекомендуемая последовательность работы над слоговой структурой слова.

  1. Заучиваем символику гласных звуков (зрительные и жестовые обозначения), произнесение цепочек гласных, цепочек слогов и показ жестами отраженно за логопедом. Каждый гласный произносится четко, утрированно.

Зрительные обозначения – пиктограммы, отражающие оральный образ гласных звуков:

А – широко открытый рот,

О – овал,

У – маленький кружок,

И – улыбка,

Э – широкая улыбка, поперчный овал,

Ы – капризно изогнутые губы, как у ревы.

Можно воспользоваться схематичными изображениями, предложенными Т. А. Ткаченко.

Жестовые обозначения гласных - предлагаемые в фонетической ритмике либо собственный вариант логопеда.

Например:  (рукидержимпередсобойнауровнегруди, показываемдвиженияобеимируками)

А – кистируксжаты в кулачки (какбудто в рукедержимфлажокилистебельцветка),

О – ладонивыставленывперед (словноотталкиваемотсебякого-то),

Э – ладони «ребром» (ножикомхотимчто-либопорезать),

У – указательный и большойпалецсобраны в колечки (какзнак «ОК!»),

Ы – руки-«скобки», (какбудтоизображаембукву С всейкистьюруки),

И – “растянуты в улыбке” указательный и большойпалец, остальныесвернуты в кулачок.

Проговариваемцепочкислогов и сопровождаемпроговариваниесоответствующимидвижениямирук:

ПА-ПО-ПА

МА-МО-МУ

ФА-ФЫ-ФО и т.д.

Особый, важныйвидработы – проговариваниецепочексостечениемсогласных:

СТА-СТО-СТУ

ПТА-ПТО-ПТУ и др.

Сначалацепочкислоговпредлагаетвзрослый, затемихможетсоставлять и самребенок.

Еслитруднозапомнитьцепочкуизтрехслогов, можносначалаотработатьцепочкуиздвухслогов.

  1. Поясняем детям, что слова могут быть длинные и короткие.В качестве наглядной опоры используем полоски бумаги, линии, нарисованные в тетради или на доске.

Примерами коротких слов могут быть односложные: лук, дом.

Длинные слова: собака, молоток, киска, каша.

  1. Проговаривание отраженно за взрослым слов различной слоговой структуры, с обязательным жестовым показом и соотнесением со зрительными символами.

  1. Внимание к ударению в слове (слово произносим с одновременным отстукиванием или отхлопыванием ритма слова – количества слогов, ударного и безударного).

Упражнения и задания для усвоения слоговой структуры слов (какие-то  из них можно использовать только для одной категории слов, какие-то для многих)

  1. Моя семья

Логопед и ребенок рассматривают сюжетные картинки. Взрослый называет героев картинки, рассказывает, что они делают: « Мама варит суп. Деда читает газету».

Далее ребенку предлагается ответить на вопросы.

  1. Расскажи. Кто варит суп? – Мама. Кто читает газету? – Деда. Кто качает малыша? – Баба.
  1. «Закончи слово».

Взрослый говорит начало слова, ребенок досказывает последний слог (заранее оговоренный). Затем – произносится все слово. Проговаривать слова, опираясь на предметную картинку.

Но-та

Ва-та

Фа-та

Ка-тя

Пе-тя

Ви-тя

Ми-тя

Ре-чка

Пе-чка

До-чка

Ко-чка

3.Один и  много

Взрослыйназваетодинпредмет, ребенок – много.

муха-мухи

нота-ноты

дыня-дыни

ягода-ягоды

панама-панамы

канава-канавы

4.Назови одинпредмет (дляотработкиодносложныхслов)

Взрослыйназываетмногопредметов, а ребенок – один:

коты-кот

дома-дом

5. Чья? - Чье? (для 13категории)

Назовипокартинкам:

пероутки – утиное

стаягусей – гусиная

норкамыши – мышиная

6. Составь схему

Ребенок самостоятельно проговаривает слово, отхлопывая его части; составляет схему, используя счетные палочки (геометрические формы, мозаику); фиксирует количество палочек (форм, мозаик), составляющих схему; проговаривает слово по частям, последовательно показываяна каждую из них.

7. Подбери слово

Ребенок выбирает хаотично лежащие в коробке карточки со словами или предметные картинки, проговаривает (читает) каждое слово, соотнося его с заданной схемой. Подходящие картинки он кладет рядом со схемой, «лишние» убирает в отдельную стопку. Предварительная работа заключается в построении схемы из геометрических форм, пересчете количества деталей схемы и формулировании игровой задачи: подобрать к схеме подходящие слова. В случае затруднения ему предлагается помощь в виде послоговогоотхлопывания слова с фиксацией количества движений.

8. Измени ударение

Ребенку предлагается последовательность действий:

а)        проговорить слово;

б)        составить его схему, используя специальные знаки;

в)        изменить местоположение знака ударения в схеме;

г)        воспроизвести слово в соответствии с изменениями. Уточнить у ребенка, правильно ли звучит слово.


Например: МАЛИНА

В случае затруднения используется помощь в виде содружественных движений руками при проговаривании слова. Ударный слог выделяется силовым напряжением отхлопывающих движений.

Вариант задания.

Смена ударения в парах слов.

Например: оса - осы

В ходе выполнения упражнения уточняется семантическое значение каждого слова, составляются предложения с каждым словом.

9. Измени слово

Ребенку предлагается последовательность действий:

а)        выбрать из хаотично лежащих в коробке предметных картинок (карточек со словами) ту, которая содержит
односоставное слово;

б)        составить схему, используя специальные знаки;

в)        «вырастить» из слова двух- и трехсложные слова,
наращивая слоговую структуру;

г)        составить схему к каждому варианту, сравнить получившиеся схемы, например: ДОМ   ДО МИК   ДО МИ КИ. Уточнить лексическое значение каждого слова.

д) «вырастить» новые слова, используя эти схемы. Слова: сом, сад, рот, кот, нос, лист, куст, бант, мост, крест, стол, стул, гном и др.

10. Зашифруй и расшифруй слово

Предлагается «передать» слово, отстучав его ритмическую структуру (количество слогов, ударенность) – можно с опорой на предметные картинки и без них.

11.  Игра с мячом

Ударить мячом об пол столько раз, сколько слогов в слове; удары сопровождаются четким произнесением слогов.

12. Одно слово на двоих

 Катать мяч по столу друг-другу, называть слова по слогам (один слог говорит взрослый, следующий слог - ребенок). Затем ребенок произносит слово целиком. Опора – предметные картинки.

13. «Показать слово»

Проговорить слова, четко выговаривая гласные звуки и сопровождать произнесение гласных соответствующими движениями рук (А – кулачки, О – выставленные вперед ладони и др.).

14. Только гласные звуки

 Проговорить слово не целиком, а только гласные в сочетании с жестами рук (как в предыдущем упражнении).

15. Делим слова на слоги

 Произнесение слов по слогам с одновременным выполнением механического действия (нанизывание колец на стержни); сравнить слова: где колец больше, то слово и длиннее. Вместо пирамидки может быть башня из стаканчиков или кубиков, бусы.

16.     «Разрезные картинки»

Разрезать картинки на столько равных частей, сколько слогов в слове. Ребенок собирает картинку, называет слоги отдельно, затем – слово целиком.

17. Слоги – слова

Задание строится по принципу игры в«Города»: взрослым называется слово, выделяется последний слог, ребенку предлагается назвать слово, которое начинается на этот слог и т.д.: коСА – саНИ – ниНА – наСОС - сосКА…

18.  Исправить ошибку в словах

- Проверь, правильно ли я сказала, исправь меня:

мотолок (молоток), моколо (молоко).

 Варианты задания:

·         слова написаны неправильно;

·         слова произносятся неправильно (если ребенку трудно выполнить задание, то в помощь дается картинка).

19. Сложи слово из разрезанных слогов

 (с опорой на картинку или без).

20.  Назвать лишнее слово

Взрослый называет слова, предлагает ребенку выбрать «лишнее», объяснить свой выбор. Например: лук, репка, редька.

21. Измени слово

Замена конечного слога в словах.

Сначала  рассматриваются предметные картинки –

САМОВАР САМОЛЕТ САМОКАТ

Слова проговариваются, последний слог выделяется голосом.

Используются символы (геометрические фигуры) для обозначения слогов (одинаковые слоги обозначаются одинаковыми фигурами: СА – треугольник, МО – квадрат; разные слоги в предложенных словах обозначаются разными фигурами: ВАР – круг, ЛЕТ – ромб, КАТ - овал) и уточняется чем похожи слова чем отличаются.

Далее – рассматриваются две картинки: САМОЛЕТ САМОВАР.

  1. Что надо изменить в слове САМОЛЕТ, чтобы получилось слово САМОЛЕТ?

Опираясь на зрительные символы, уточняем, какой слог надо заменить и проговариваем новое слово.

Речевой материал:

Паровоз - пароход

Ворота – ворона - воробей

Лиса – лицо - лимон

Ноги – ноты - норы

22. Трансформер

- Поменяй слоги местами.

Дыра-рады

Насос-сосна

Банка-кабан

Мышка-камыш

Чайка-качай

Койка-какой

23. Сочини чистоговорку

Взрослый предлагает послушать цепочку слогов и подобрать слово, которое заканчивается на данный слог, проговаривается получившаяся скороговорка: са-са – лиса, са-са – коса…

Усложненный вариант.

Предлагается учитывать не только конечный слог, но и число слогов в цепочке:   са-са-са колбаса, са-са – о-са.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программно-методический материал на тему "Формирование слоговой структуры слова у дошкольников"

В программе  освещаются особенности коррекционной работы по формированию слоговой структуры слова у детей с  нарушениями речи. Систематизация и подбор речевого и дидактического материала, ле...

Презентация "Развитие слоговой структуры слова у дошкольников" - Чистоговорки с картинками (двусложные слова с открытым слогом)

Чистоговорки (двусложные слова с открытым слогом). Все чистоговорки произносятся чётко с отхлопыванием или оттопыванием слогов....

Картинный материал для усвоения слоговой структуры слова "Звуки и буквы"

Картинный материал для усвоения слоговой структуры слова , автор пособия Н.П. Кочугова...

Речевой материал для формирования слоговой структуры слова у детей с речевыми нарушениями

Коррекция слоговой структуры слова у детей с речевыми нарушениями....