Дидактический материал для формирования слоговой структуры слова
учебно-методический материал по логопедии

Анна Анатольевна Роменская

Формирование ССС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon slogovaya_struktura_slova.doc169 КБ

Предварительный просмотр:

  1. СГСГ

2. СГСГСГ

3. СГС

4. СГСГС

5. СГССГ

6. СГССГС

7. СГСГСГС

СЛОГОВАЯ  СТРУКТУРА  

СЛОВА

1.3. НАЙДИ И НАЗОВИ

Разложить картинки, назвать один предмет, а ребенок называет много.

    - И                                - Ы

Муха – Мухи              Дуб – Дубы

Дыня – Дыни              Кот – Коты

Конь – Кони               Нота – Ноты

Мак – Маки                Кит – Киты

Тень – Тени                Ива – Ивы

Ель – Ели                    Липа – Липы

Дуга – Дуги                Хата – Хаты

Ребенок – Дети

Человек – Люди

Бык – Быки

1.2. ДОГОВОРИ СЛОВО

Бросать мяч ребенку, произнося первый слог, ребенок называет второй, затем слово полностью.

 -ТА       -НЯ            -ТЯ

Нота      Баня           Катя

Вата       Няня          Петя

Дата       Дыня         Витя

Хата       Тоня          Митя

Мята      Аня                         -ДИ

Бита       Дуня                       Иди

Фата       Маня                      Буди

               Ваня                       Веди

               Таня                       Гуди

                                     Ходи

1.1. УЗНАЙ, КТО ЭТО?

Разложить 5 сюжетных картинок, проговорить:

       Мама купает Вову.

       Папа рубит дрова.

       Дядя идет домой.

       Баба ведет внучку.

       Няня гуляет с детьми.

Предложить ребенку ответить на вопросы.

Кто купает Вову?       (мама)

Кто рубит дрова?        (папа)

Кто идет домой?         (дядя)

Кто ведет внучку?       (баба)

Кто гуляет с детьми?   (няня)

1.4. ВЫПОЛНИ КОМАНДУ

1. Показать сюжетные картинки: «Представь, что нарисован ты. Скажи, что ты делаешь?»

Я иду.                           Я мою.

Я бегу.                          Я пою.

Я дую.                          Я пилю.

2. «Представь, что я командир, я буду отдавать приказы, а ты будешь их выполнять и говорить, что делаешь»

Иди  – Иду.          Дай мяч – Даю.

Беги – Бегу.         Мой руки – Мою.

Дуй – Дую.          Веди Ваню – Веду.

Пили – Пилю.

1.5. ЧЕГО (КОГО) НЕ СТАЛО?

Разложить 5 картинок (мак, дом, кот, кит, бык) , предложить ребенку рассмотреть предметы и запомнить. Убрать одну картинку: «Чего не стало?»

           Мака            

           Дома

           Кота

           Кита

           Быка

1.6. ВЫБЕРИ КАРТИНКИ

Разложить картинки (дядя, ива, дыня, мыло, муха, духи, вата), назвать: «Выбери предметы, про которые можно сказать «моя»

        Моя ива

        Моя дыня

        Моя муха

        Моя вата

1.7. КТО ЭТО?

Разложить перед ребенком картинки (вода, муха, ива, пена, небо, вата). Назвать. «Угадай, о чем я спрошу?»

Мыльная, белая (что?)              Пена

Голубое, безоблачное (что?)    Небо

Мягкая, пушистая (что?)          Вата

Льется, журчит (что?)               Вода

Летает, жужжит (Кто?)            Муха

Растет, зеленеет (Что?)             Ива

1.8. ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

«Посмотри на картинки, закончи предложение».

Дети смотрят (что?)                   Кино.

Маме подарили (что?)               Духи.

Из крана течет (что?)                 Вода.

Аня купила (что?)                       Кофе.

После весны наступает (что?)   Лето.

1.9. ПОДСКАЖИ СЛОВО

«Я прочитаю стихотворение, добавь слово «кот», как оно должно звучать»

У норы добычи ждет,

Притаившись, серый …          кот.

Мышь осталась без хвоста,

Убегая от …                              кота.

А теперь и за версту

Не приблизится к …                 коту.

Крыса старая, и та,

Видя грозного …                      кота

Убежит скорее в дом,

Чтоб не встретиться с …          котом.

Там дрожит и в темноте

Вспоминает о …                        коте.

1.10. КОГО ТЫ ВИДЕЛ?

«Животные живут в зоопарке. Я назову животное, а ты скажешь, кого видел?»

Это конь. Я видел …               коня.

Это бык. Я видел …                быка.

Это пони. Я видел …              пони.

Это пума. Я видел …              пуму.

1.11. ЗАПОМНИ, ПОВТОРИ

«Я буду читать стихотворение, а ты повторяй».

Тома дома?

Дома Тома.

Тёма дома?

Дома Тёма.

Дома Тима,

Дома Дима.

                      Дома Катя,

Надя, Лида,

Петя, Федя

И Никита.

2.1. ЧТО ПОЛУЧИЛОСЬ?

Бросать мяч ребенку, произнося начало или конец слова, ребенок называет слог, затем слово полностью.

-ДА                 КА-                ПО-

Победа         Кабина      Полено

Помада         Калина      Полина

Погода          Канава      Победа

                      Какао        Погода

                      Каюта       Помада

1. ЗАКРЕПЛЕНИЕ

Было лето.

Дома тихо.

Мама дома.

Мое имя Катя.

У мамы дети.

Дети были дома.

Дети тихо пели.

Мама вела Вову.

Кате дали мыло.

Вове дали меду.

Дома мало воды.

Дети пили кофе.

Иди, Таня, тихо.

Беги мимо дома.

Коля, пили липу.                1.

Люби, Ваня, маму.

Дети были на лугу.

Кони были на лугу.

Быки были на поле.

Коля, не буди папу.

Ходи тихо, не беги.

Мама дала Кате дыню.

Папа, тебе надо меду?

На ноге у коня муха.

Папа и Витя были дома.

Аня и Ваня пили воду.

Таня, купи муку и кофе.

У мамы дети – Вова и Катя.

На фото мама, папа и дети.

2.3. КТО У КОГО?

«Я начну предложение, а ты закончи».

У кошки – …                            Котята.

У утки – …                                Утята.

У коровы – …                           Телята.  

У гусыни – …                           Гусята

 

2.4. ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

1. Образование глаголов по демонстрации действия.

«Я покажу и скажу начало предложения, а ты закончи».

Воду в чашку … налили.

Воду из чашки … вылили.

Цветы водой … полили.

2. Завершение предложений словом, подходя-щим по смыслу, опираясь на сюжетную картинку.

Дети воду в лейку … налили.

Мальчики водой цветы полили.

Наташа и Галина воду из ведра … вылили.

Зимой ребята водой каток… залили.

2.2. ИГРА С МЯЧОМ

«Я назову один предмет, а ты – много».

            -Ы

Панама – Панамы    Филин - Филины

Минута – Минуты   Кабан – Кабаны

Ягода – Ягоды          Пион – Пионы

Поляна – Поляны     Буфет – Буфеты

Канава – Канавы      Батон - Батоны

Вагон – Вагоны        Бутон – Бутоны

Банан – Бананы        Диван – Диваны

Букет – Букеты         Бидон – Бидоны

Билет – Билеты        Томат – Томаты

     2.2.

          -И

Кубик – Кубики      Веник – Веники

Пудель – Пудели    Паук – Пауки

Петух – Петухи      Тюлень – Тюлени

Педаль – Педали    Олень – Олени

Медаль – Медали   Лебедь – Лебеди

Домик – Домики

2.6. КОГО ТЫ ВИДЕЛ?

«Я покажу картинку, а ты скажи, кого видел?»

Это олень. Кого ты видел?    Оленя

Это тюлень. …                        Тюленя

Это филин. …                         Филина.

Это енот. …                             Енота.

Это кабан. …                           Кабана.

Это лебедь. …                        Лебедя.

Это паук. …                            Паука.

Это хомяк. …                          Хомяка.

Это удод. …                            Удода.

Это макака. …                        Макаку.

2.7. СЛУШАЙ И НАЗЫВАЙ

Назвать обобщающее понятие и ряд слов. Ребенку нужно выбрать подходящее слово и повторить.

Ягоды: дыня, малина, мак.

Мебель: дом, комната, диваны.

Овощи: томаты, липа, мука.

Фрукты: какао, лилии, лимоны.

Цветы: липа, пионы, малина.

Животные: гуси, голуби, кабаны.

2.8. НАЗОВИ ПРАВИЛЬНО

«Я покажу картинку, назову предмет повторяй только правильное название».

Тонема             Покыто          Беледи

Номета             Копыто          Лебеди

Монета            Топыко           Дебели

Номидо           Тупехи             Габума

Мидано           Хетупи             Бумага

Домино           Петухи              Магабу

2. 9. ЧТО ДЕЛАЕШЬ?

Показать картинку. «Представь, что на картинке изображен ты. Что ты делаешь?»

Я копаю

Я катаю.

Я болею.

Я гуляю.

Я думаю.

Я падаю.

Я бегаю.

Я кидаю.

2.10. СКАЖИ НАОБОРОТ

«Попробуй сказать наоборот»

Острая лопата – …       Тупая лопата

Домашние гуси – …     Дикие гуси

Гладкая бумага – …     Мятая бумага

Громкая музыка – …    Тихая музыка

Старая панама – …       Новая панама

Близко – …                    Далеко

Направо – …                  Налево

2.11. ТАК БЫВАЕТ ИЛИ НЕТ?

Выложить пары картинок.

Кабаны – поляна

Ягоды – батон

Кубики – диван

Лимоны – буфет

Монеты – комод

Предложить положить одну картинку на другую, ответить на  вопрос «Кто (что?) на чем? Так бывает или нет?»

Кабаны на поляне

Ягоды на батоне.

Кубики на диване.

Лимоны на буфете.

Монеты на комоде.

2.12. ЧТО ДЕЛАЛИ МЕТЕЛИ?

«Послушай стихотворение и ответь на вопрос: Что делали метели?» (ответ после прочтения каждой строки)

Зимой над лугами летели метели,

У дома завыли, на поле гудели,

Напели метели мотивы зимы

И кутали снегом поля до весны.

2.13. ЧЬИ ВЕЩИ?

Показать картинки и задать вопрос. Отвечать, используя притяжательные прилагательные.

У мамы помада. Это чья помада? –

                             Это мамина помада.

У папы медали. –     Папины медали.

У Вовы кубики. –     Вовины кубики.

У тети утята. –          Тетины утята.

У Вани монеты. –     Ванины монеты.

У Коли билеты? –     Колины билеты.

У Пети бумага. –       Петина бумага.

У дяди погоны. –      Дядины погоны.

2.14. НАЗОВИ ПО-ДРУГОМУ

Показать картинки, объяснить значение малознакомых слов.

Пилюля – овальная таблетка.

Каюта – комната на корабле.

Галеты – сухое, несладкое печенье.

Замени слова в предложении.

Пете дали овальные таблетки. – …

                                                Пилюли.

На корабле удобные комнаты. – …

Каюты.

Дети  купили сухое, несладкое печенье. – …

Галеты.

2.15. УЗНАЙ ПО ГЛАСНЫМ

Выложить по 2 картинки: «Отгадай и скажи слова, в которых есть те звуки, которые я произнесу»

_а_а_а        _ у_и_и     панама, кубики

_а_о_ы       _и_о_ы    вагоны, лимоны

_ау_и         _а_и_а      пауки, кабина

2.16. ЧТО ЛИШНЕЕ?

Назвать ряд слов, ребенок называет слово, отличающееся от остальных.

Канава, канава, какао, канава.

Минута, монета, минута, минута.

Утенок, утенок, утенок, котенок.

Калина, малина, малина, малина.

Колено, колено, колено, полено.

Полина, Галина, Полина, Полина.

Панама, панама, помада, панама.

2.5. ПОКАЖИ И НАЗОВИ

Показать парные картинки. «О ком идет речь? Назови действие на другой картинке».

Бегала – …                        Бегали.

Лепила – …                      Лепили

Ходила – …                      Ходили

Копала – …                      Копали

Болела – …                       Болели

Катала – …                       Катали

Давала – …                      Давали

Думала – …                     Думали

Гуляла – …                      Гуляли

2. ЗАКРЕПЛЕНИЕ

У хаты тополя.

Мы видели филина.

У дома пели петухи.

Лилии и пионы увяли.

У дома воды по колено.

Бабуля выпила пилюли.

У Полины новая помада.

На поляне гуляли олени.

Катя и Вова вымыли ягоды.

Дима и Петя удили налима.

Коля и Толя уходили на охоту.

Мама и няня купали Полину.

2.

До обеда мы гуляли на поляне.

Полина и Елена копали канаву.

Полина и Никита лепили лебедя.

На камине дети увидели паука.

У Никиты болело левое колено.

У дома малина, лилии и пионы.

Таня и Катя полили лимоны и томаты.

3.1. ДОГОВОРИ СЛОВО

Произнести начало или конец слова, ребенок – звук  М, затем слово полностью.

    Дом                 Мак

    Дам                 Май

    Дым                Моль

    Ком                 Мох

    Гам                  Мыть

    Там                  Мать

3.2. НАЗОВИ ОДИН ПРЕДМЕТ

Бросать мяч, называть много предметов, ребенок называет один

Коты – Кот             Века – Век

Киты – Кит            Дома – Дом

Быки – Бык            Меха – Мех

Дубы – Дуб            Тени - Тень

Кони – Конь          Дни – День

Бои – Бой               Пни – Пень

3.3. ЧТО ЗАПОМНИЛ?

Разложить 5-6 картинок, попросить запомнить, назвать.

Бак, люк, дым, мед, бык, лев

3.4. ВЫБЕРИ КАРТИНКУ

Разложить картинки (тень, дед, ель, лед, мех, пух, пень): «Про что можно сказать «мой»?

Мой дед

Мой мех

Мой лед

Мой пух

Мой пень

4.2. ДОБАВЬ ЗВУК

Произнести слово без последнего звука. Ребенок добавляет последний звук, произносит слово полностью.

  -К              -Н                 -Нь

Каток         Бубен          Ливень

Комок        Лимон         Камень

Веник        Бутон           Огонь

Домик        Банан          Тюлень

Паук          Диван          Олень

Тюбик       Вагон           Окунь

Гамак        Бегун                          -Ль

Кубик        Воин                         Уголь

Моток       Филин                       Мебель

Табак         Иван                         Педаль

Финик        Кабан                       Медаль

Хомяк        Питон                       Тополь

Валик         Батон                       Пудель

4.1. ЧТО ПОЛУЧИЛОСЬ?

Ребенок произносит первый слог, взрослый – второй. Ребенок называет слово полностью.

   КА-             БУ-            БА-

Камень       Букет          Балет

Камин        Бутон          Батон

Каток          Буфет         Банан

Кабан         Бубен          

Канат                                      БИ-

Кафель              ЛИ-            Бивень

                        Ливень         Билет

                        Лимон

3.6. УЗНАЙ ПО ОПИСАНИЮ

Разложить картинки, назвать (ком, ель, дом, лев, бык, пух).  «О чем спрошу?»

Ветвистая, высокая, зеленая, колючая…                                    Ель.

Старый, кирпичный, двухэтажный…

                                                      Дом.

Грозный, большой, с лохматой гривой…                                        Лев.

Большой, круглый, снежный…  Ком.

Белый, легкий, птичий…             Пух.

4.3. НАЗОВИ ЛАСКОВО

      -ИК-                       -ОК-            

Кот – Котик          Дым – Дымок

Ноль – Нолик       Мед – Медок  

Дом – Домик        Лед – Ледок  

Том – Томик         Ком – Комок  

Год – Годик          Дуб – Дубок

 -ЁК-

               Конь – Конек

               Пень – Пенек

               Тень – Тенек

              День – Денек

3.8. ОТГАДАЙ ЗАГАДКИ

Зеленеет даль полей,

Запевает соловей,

В белый цвет оделся сад,

Пчелы первые летят,

Гром грохочет. Угадай,

Что за месяц это?                       Май

      Этот зверь живет лишь дома,

      С этим зверем все знакомы,

      У него усы, как спицы,

      Он, мурлыча, песнь поет,

      Только мышь его боится…

      Угадали? Это…                    Кот

С подстриженной гривой

Он скачет ретиво,

Чуть шпорами тронь.

Кто же это?                                  Конь

3.9. НАЗОВИ МНОГО

Разложить картинки. «Я назову предмет, а ты найди картинку, где пять таких предметов, и назови».

Муха – Пять мух

Липа – Пять лип

Дыня – Пять дынь

Нота – Пять нот

Баня – Пять бань

Хата – Пять хат

Няня – Пять нянь

Ива – Пять ив

4.4. НАЗОВИ ПРЕДМЕТ

Назвать предмет во мн.ч., ребенок называет в ед.ч.

Окуни – Окунь        Огни – Огонь

Олени – Олень        Камни – Камень

Петухи – Петух       Ливни – Ливень

Батоны – Батон       Питоны – Питон

Пакеты – Пакет       Бубны – Бубен

Билеты – Билет       Венки – Венок

Кубики – Кубик      Угли – Уголь

Утюги – Утюг         Катки – Каток

Вагоны – Вагон      Мотки – Моток

3.10. НАЗОВИ ПО-ДРУГОМУ

«Некоторые предметы можно назвать разными словами».

Здание – Дом

Лошадь – Конь

Книга – Том

Дорога – Путь

Битва – Бой

3.5. СКАЖИ НАОБОРОТ

Бросить ребенку мяч, назвать слово, попросить сказать наоборот.

Да – Нет

Ночь – День

Взять – Дать

Север – Юг

Верх – Низ

3.7. ЛАБИРИНТ

«Я прочитаю начало фразы, проследи линию глазами, найди конец, назови слово».

У мамы …                        Фен.

У Тани …                         Мак.

У дома …                         Пень.

У папы …                         Конь.

У дуба …                          Тень.

4.5. ПОДУМАЙ, НАЗОВИ

Разложить картинки. «Я буду задавать вопросы, а ты отвечать на них».

Едет кто?               Едет Иван и Олег

Едет что?               Едет вагон и каток

4.6. КТО КАК ПЕРЕДВИГАЕТСЯ?

Разложить картинки, назвать.

Ползает кто?    Удав, паук.

Летает кто?      Филин, лебедь, дятел.

Плавает кто?    Окунь, тюлень

Ходит кто?       Олень, кабан, хомяк,

                          енот

4.7. ПОСМОТРИ, НАЗОВИ

Показать парные картинки. «О ком идет речь. Назови действие на этой картинке».

Поет – Поют

Идет – Идут

Дует – Дуют

Ведет – Ведут

Едет – Едут

Лепит – Лепят

Летит – Летят

Моет – Моют

Дает – Дают

4.8. ЧТО БУДЕШЬ ДЕЛАТЬ?

«Я буду называть слово и показывать, что делать, а теперь ты покажи и скажи, что будешь делать».

Я копаю. –   Я буду копать.

Я пилю. –    Я буду пилить.

Я топаю. –   Я буду топать.

Я катаю. –    Я буду катать.

Я летаю. –    Я буду летать.

Я ловлю. –   Я буду ловить.

Я леплю. –   Я буду лепить.

Я мылю. –    Я буду мылить.

Я делю –      Я буду делить.

4.9. НАЗОВИ МНОГО ПРЕДМЕТОВ

          -ОВ                         -ОК

Дом – 9 домов       Ветка – 9 веток

Кот – 9 котов         Нитка – 9 ниток

Кит – 9 китов        Банка – 9 банок

Бык – 9 быков       Кепка – 9 кепок

Бак – 9 баков        Дудка – 9 дудок

Мак – 9 маков       Губка – 9 губок

Дуб – 9 дубов       Будка – 9 будок

Люк – 9 люков      Утка – 9 уток

              Минута –            Ягода –  

              Монета –             Вафля –

              Утенок –             Капля –

              Котенок –           Окно –

              Теленок –

4.10. ЧЬИ ПРЕДМЕТЫ?

Взрослый произносит предложение, задает вопрос, ребенок отвечает на него.

У мамы букет. Это чей букет?

                               Это мамин букет.

У папы пудель. –  Это папин пудель.

У Вовы кубик. –   Это Вовин кубик.

У Ани бубен. –     Это Анин бубен.

У Тани пакет. –    Это Танин пакет.

У Кати хомяк. –    Это Катин хомяк.

4.11. СКАЖИ НАОБОРОТ

Взрослый показывает картинки, предлагает закончить предложение словом с противопо-ложным значением.

Холодно зимой, а жарко …     летом.

Красный карандаш острый, а синий …                                               тупой.

Этот дом старый, а этот …     новый.

У папы голос громкий, а у мамы …

                                                    тихий.

Этот зверь домашний, а этот …

                                                    дикий.

Этот ботинок правый, а этот …

                                                    левый.

4.12. ОТВЕТЬ НА ВОПРОСЫ

Разложить картинки, попросить назвать предметы, обобщить.

Как назвать одним словом:

Буфет, комод, диван?              Мебель

Тапки, туфли, кеды?                Обувь.

Каких деревьев много в лесу? Дубов,

                                елей, сосен, берез.

Каких цветов много в саду?    Маков,

                                                   лилий.

4.13. ЧТО ОЗНАЧАЕТ СЛОВО?

Выложить картинки (каток ледяной и асфальтный), уточнить значение слов.

Площадка для катания на коньках, покрытая льдом.

Машина для укатывания и выравнивания дороги.

Отгадать загадки

Ходит скалка по дороге

Грузная, огромная.

И теперь у нас дорога,

Как линейка, ровная.

              Сюда бежим мы на коньках

              С друзьями покататься.

              Ну, а когда весна придет,

              Нам нужно с ним расстаться.

4.14. ОТВЕТЬ, РАССКАЖИ

Взрослый читает рассказ:

У тети Кати девять котят. Она дает Олегу котика. У Олега будет котик. Олег будет любить котика.

Предлагает ребенку ответить на вопросы.

Сколько котят у тети Кати? –

                   У тети Кати девять котят.

Кого она дает Олегу?

                   Она дает Олегу котика.

Кто будет у Олега?

                    У Олега будет котик.

Как Олег будет относиться к котику?

                 Олег будет любить котика.

4.15. РАЗЛИЧАЙ СЛОВА

Взрослый объясняет значение глаголов «надеть, одеть».

Надеть можно что-то, одеть – кого-то.

Предлагает ребенку дополнить предложение.

Мама … сына.                  Одела

Надо … шубу.                  Надеть.

Олег … Петю.                  Одел.

Иван … шапку.                Надел.

Мама песенку допела,

Мама девочку …              Одела.

4.16. ОТГАДАЙ ЗАГАДКИ

Стройный, быстрый,

Рога ветвисты,

Бегает весь день.

Кто это?        Олень                      В квартире нашей новый  дом,

    Живет посуда в доме том,

    В нем есть место для конфет,

    Он называется …                  Буфет

Я удобный, очень мягкий,

Вам не трудно угадать.

Любят бабушки и внуки

Посидеть и полежать.             Диван

4.16

Хлопотун Егорка взялся за уборку,

В пляс по комнате пошел,

Оглянулся – чистый стол.        Веник

       Наткет, наплетет,

       Сядет и добычи ждет.         Паук

Хвост – с узорами,

Сапоги со шпорами,

Ночью распевает,

Время считает.                           Петух

      Гладит, чего касается,

     А дотронешься – кусается.    Утюг

4. ЗАКРЕПЛЕНИЕ

Овод летит.

Гудок гудит.

Метет метель.

Питон – это удав.

Конюх гонит коней.

Вадим топит камин.

Павел катит комок.

Вадик любит лепить.

Вадик лепит кабана.

Толик лег на диван.

У Кати болит ноготь.

Мама дает детям банан.

Олег купит букет маков.

4.

Конюх поит коней водой.

Олег, полей пион водой.

Филипп и Олег идут гулять.

Иван и Олег идут на каток.

Яков и Иван идут домой.

Вадим купит лимон и банан.

Олег купит билет на балет.

Иван пилит тополь. Помоги ему пилить.

5.1. ЗАКОНЧИ СЛОВО

Взрослый называет первый слог, ребенок заканчивает слово, произносит слово полностью.

-КА              -КИ                 -ВА

Кадка           Детки             Тыква

Банка            Ветки             Буква

Гайка            Нитки            Айва

Майка           Коньки          Ботва

Кепка           Деньки               -ТА

Килька         Пеньки            Кофта

Метка           Банки              Муфта

Ветка            Кадки              Тахта

Папка            Гайки              Лента

5.2. НАЗОВИ ЛАСКОВО

Взрослый бросает мяч ребенку, ребенок, возвращая мяч, называет его «ласково».

Баня – Банька        Дыня – Дынька

Хата – Хатка         Дети – Детки

Нота – Нотка        Липа – Липка

Пена – Пенка        Вата – Ватка

Пуля – Пулька      Губы – Губки

Яма – Ямка           Сани – Санки

5.3. ОДИН – МНОГО

Взрослый, бросая мяч ребенку, называет сущ. в ед.ч. Ребенок, возвращая мяч, называет предмет во мн.ч.

            -И                           -Ы

Денек – Деньки      Бубен – Бубны

Пенек – Пеньки      Бант – Банты

Дубок – Дубки        Винт – Винты

Каток – Катки         Фильм – Фильмы

Венок – Венки         Лифт – Лифты

Моток – Мотки        Бинт – Бинты

Комок – Комки                  -А

Танк – Танки            Пятно – Пятна

Камень – Камни       Окно – Окна

Ливень – Ливни

Капля – Капли          Уголь – Угли

5.1.

Мойка            Майки           -ЛИ

Дудка             Кепки        Кегли

Юбка              Кильки      Туфли

Губка              Ветки         Капли

Койка              Папки        Петли

Утка                Дудки        Вафли

Лейка              Метки        Сабли

Лепка              Утки               -НО

Полька            Лейки            Больно

                                 Пятно    Пыльно

                                 Окно     Видно

                                 Давно    Темно

5.4. ОДЕНЬ КУКОЛ

Предложить ребенку выбрать одежду для девочек и мальчиков

Инга – юбка, кофта, банты, ленты, муфта, туфли.

Илья – пальто, майка, гольфы, тапки.

5.5. ЧЕТВЕРТЫЙ ЛИШНИЙ

«Я буду называть тебе слова, а ты назови лишнее слово. Почему?»

Тумба, тахта, кепка, диван.

Майка, юбка, кофта, туфли.

Тапки, туфли, майка, кеды.

5.10. СКАЖИ НАОБОРОТ

Игру можно проводить с мячом.

Трудно – Легко

Здорова – Больна

Светло – Темно

Недавно – Давно

Мир – Война

Толсто – Тонко

5.11. ВЫПОЛНЯЙ КОМАНДЫ

«Представь, что я командир. Я буду отдавать приказы, а ты будешь выполнять. Потом ты будешь командиром».

Дуй –                    Вы дуйте

Мой –                   Вы мойте

Пой –                    Вы пойте

Лей –                     Вы лейте

Пей –                     Вы пейте

5.6. УЗНАЙ ВЕТКУ

Разложить картинки, назвать деревья. «От какого дерева эта ветка?»

Ветка пальмы.         Ветка ольхи.

Ветка пихты.           Ветка сосны

Ветка елки.              Ветка айвы

5.7. НАЗОВИ НУЖНОЕ СЛОВО

Разложить картинки (метка, ветка, сетка), уточнить значение предметов. Предложить закончить слово.

Я тебе задачу дам:

Все расставить по местам.

Вот печать на простыне –         метка,

Зеленеет за окном –                    ветка,

Волейбольная висит –                сетка

5.8. ОТВЕТЬ НА ВОПРОСЫ

Разложить картинки, предложить ответить на вопросы.

Где буквы? –            Буквы на ленте.

Где метка? –             Метка на майке.

Где губка? –             Губка на ванне.

Где детки? –            Детки на катке.

Где капли? –            Капли на окне.

Где деньги? –          Деньги на тумбе.

Где пятно? –            Пятно на пальто.

5.9. УЗНАЙ ПРЕДМЕТ

Разложить картинки, назвать их. «О чем я спрошу?»

Подоконник, рама, стекло, форточка.

–                                                  Окно.

Крылья, клюв, хвост, лапки. – Утка.

Рукава, манжеты, воротник, застежка -                                                   Кофта

Крышка, дверца, ножки, стенки –

                                                     Тумба

Горлышко, стенки, дно –           Банка

5.12. ЧЕГО НЕТ?

«Посмотри на картинки, запомни предметы». Чего нет?»

Венка, катка, угля, бубна, камня.

5.13. ПОДБЕРИ СЛОВА

Разложить картинки, уточнить значения слов. «Я буду задавать вопросы, а ты отвечать на них».

Что можно шить?        Пальто, юбку,

                                      кофту, майку.

Что можно обуть?       Тапки, туфли.

5.14. ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

«Закончи предложение словом «пальто».

В прихожей висит…               пальто.

У мамы нет зимнего …           пальто.

Бабушка пришивает пуговицы к …

Брат пошел за …                      пальто.

Малыш гуляет в новом …       пальто.

5.15. СОСТАВЬ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Предложить составить предложение из отдельных слов.

Ольги, у, тапки, туфли, и, есть.

Ольга, ели, Инга, и, вафли.

Тополя, пух, ольху, на, падает.

Илья, кидай, не, камни.

Кегли, дайте, Ивану.

Пальто, Толи, у, есть.

5.16. ОТГАДАЙ ЗАГАДКИ

Во дворе поставлен дом,

На цепи хозяин в нем.              Будка

      Плещет теплая волна

      В берега из чулана:

      Угадайте, вспомните,

      Что за море в комнате.        Ванна

Из железа тучка,

А у тучки ручка.

Эта тучка по прядку

Полила за грядкой грядку.        Лейка

       Черные птички

       На каждой страничке,

       Молчат, ожидают

       Кто их прочитает.               Буквы

5. ЗАКРЕПЛЕНИЕ

У дома ольха.

Мальвы увяли.

На Илье кепка.

Дайте Илье кегли.

На Татке новые тапки.

На окне капли воды.

Инга и Илья, пойте.

Коля, не кидай камни.

На майке моя метка.

Ольга и Инга едят вафли.

У Юльки на тумбе нитки.

Пух тополя на ольхе и мальве.

Ольга больна. Мама дает ей капли.

У Коли коньки. Он давно на катке.

6.1. НАЗОВИ ЛАСКОВО

Взрослый бросает мяч ребенку, ребенок, возвращая мяч, называет его «ласково».

Бант – Бантик           Лист – Листик

Бинт – Бинтик           Зонт – Зонтик

Фант – Фантик          Мост – Мостик

Куст – Кустик            Болт – Болтик

Дождь – Дождик       Холм – Холмик

Шарф – Шарфик

6.2. ОТВЕТЬ НА ВОПРОСЫ

Разложить перед ребенком картинки (метла, губка, игла, нитка, булка, халва, вилка, ложка, масло, бинт). «Я буду задавать вопросы, а ты отвечай!»

       -ОЙ    

Двор метут чем?                    Метлой

Моются чем?                          Губкой

Шьют чем?                   Иглой, ниткой

Угощают чем?            Булкой, халвой

Едят чем?                   Вилкой, ложкой

        -ОМ

Хлеб намазывают чем?          Маслом

Рану бинтуют чем?                 Бинтом

6.3 ЧЕГО (КОГО) НЕТ?

«Посмотри на картинки, запомни предметы».

Винты – нет винтов

Болты – нет болтов

Банты – нет бантов

Бинты – нет бинтов

Листы – нет листов

Зонты – нет зонтов

Катки – нет катков

Куски – нет кусков

Комки – нет комков

Узлы – нет узлов

Мосты     Козлы   Дятлы    Волки  

6.4. ОДИН – ПЯТЬ

«Я буду называть один предмет, а ты пять таких предметов».

Комната – 5 комнат  

Уголь – 5 углей

Конфета – 5 конфет  

Огонь – 5 огней  

Камень – 5 камней    

Яблоня – 5 яблонь

Котлета – 5 котлет

Яблоко – 5 яблок

Ливень – 5 ливней

Парень – 5 парней

Корень – 5 корней

6.5. ОБРАЗУЙ СЛОВА

Предложить выполнить задание по образцу

                           -ЫЙ

Котел из меди – медный котел

Бульон из рыбы – рыбный бульон

Костюм из ваты – ватный костюм

Пузырь из мыла – мыльный пузырь

Палас в пыли – пыльный палас

Лоб в поту – потный лоб

Поток из воды – водный поток

Запах дыма – дымный запах

                       -ИЙ

День летом – летний день

День зимой – зимний день

6.6. КТО ЭТО?

Кто мелет муку? –                Мельник.

Кто кладет печи? –                 Печник.

Кто ухаживает за лесом? –     Лесник

Кто много шутит? –               Шутник

Кто рубит мясо? –                  Мясник

Кто ездит на лыжах? –          Лыжник

Кто пасет коней? –                   Пастух

Кто кует цепь? –                       Кузнец

Кто много ленится? –              Лентяй

Кто много болтает? –               Болтун

Кто лечит больных? –              Доктор

Кто управляет самолетом? –   Летчик

6.7. ПОДУМАЙ И ОТВЕТЬ

Ребенок рассматривает картинки, отвечает на вопросы.

На чем люди передвигается по воде? – На лодках, на яхтах.

На чем катаются зимой? – На санках, на коньках.

На чем лежит снег зимой? – На ветках, на кустах, на елках, на окнах, на холмах, на соснах, на шапках, на лавках.

6.8. СКАЖИ НАОБОРОТ

Игру можно проводить с мячом.

Толстый – Тонкий      

Высокий – Низкий      

Здоровый – Больной

Глупый – Умный

Светлый – Темный

Холодный – Теплый

Слабый – Сильный

Богатый – Бедный

Пустой – Полный

Жидкий – Густой

Сладкий – Кислый

Глубокий – Мелкий

6.8.

Уронить – Поднять

Бросить – Поднять

Проснуться – Уснуть

Отдохнуть – Устать

Опоздать – Успеть

Сохнуть – Мокнуть

Зажигать – Гаснуть

6.9. ПРЯТКИ

Взрослый прячет игрушки, ребенок говорит, где они находятся.

Зайчик за окном

Медведь за кустом

Индюк за углом

Павлин за елкой

Барбос за будкой

6.10. УЗНАЙ СЛОВО

«Я буду называть часть слова, догадайся, какое это слово, выбери картинку и назови предмет, который я загадала».

Хок – Хоккей       Фин – Дельфин

Фут – Футбол       Тюм – Костюм

Ин – Индюк          Кон – Балкон

Ком – Компас      Лук – Каблук

Маг – Магнит      Ведь – Медведь

Пав – Павлин      Тух – Пастух

6.11. ПОДБЕРИ КАРТИНКУ

Разложить перед ребенком картинки, прого-варивая словосочетания: дальний ельник, модный костюм, умный дельфин, мягкий бублик, сильный медведь. Предложить ребенку прослушать слова, вспомнить пред-меты, к которым они относились.

Дальний – Дальний ельник

Сильный – Сильный медведь

Умный – Умный дельфин

Мягкий – Мягкий бублик

Модный – Модный костюм

 

6.12. ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Пальто с пола нужно (поднять, отнять, занять) …                   Поднять

Мальчик стул из комнаты (занес, поднес, принес) …                   Принес

Антон маме букет (выдал, отдал, сдал) …                                     Отдал

Павлик руки от грязи (умыл, отмыл, замыл) …                                  Отмыл

Папа летом нас на дачу (подвез, отвез, завез) …                           Отвез

Вратарь из ворот мяч (забил, отбил, побил) …                                    Отбил

6. ЗАКРЕПЛЕНИЕ

Тюльпан не пахнет.

Не могу достать магнит.

Павлик отнес бублик.

Умный дельфин уплыл.

Антон пойдет на балкон.

За мостом темный ельник.

За окном сильный дождик.

Максим выпил мясной бульон.

Антон достал билет на футбол.

Максим должен отдать компас.

Демьян поднял Костин компас.

Антон пойдет за маслом.

7.1. НАЗОВИ ЛАСКОВО

Взрослый бросает мяч ребенку, ребенок, возвращая мяч, называет его «ласково».

         -ИК-                            -ОК-

Пакет – Пакетик     Голос – Голосок

Букет – Букетик      Коготь – Коготок

Билет – Билетик     Локоть – Локоток

Буфет – Буфетик    Узел – Узелок

Салат – Салатик     Угол – Уголок

Халат – Халатик     Холод – Холодок

Канат – Канатик     Волос – Волосок

Завод – Заводик     Ноготь – Ноготок

Комод – Комодик   Колос – Колосок  

 7.1    -ОК-                            -ЧЕК-

Город – Городок     Каток – Каточек

Ветер – Ветерок      Замок – Замочек

Петух – Петушок    Носок – Носочек

Пирог – Пирожок    Песок – Песочек

Сапог – Сапожок    Кусок – Кусочек

Берег – Бережок     Моток – Моточек

Ремень – Ремешок   Пенек – Пенечек

Обод – Ободок         Тенек – Тенечек

        -ЧЕК-               Кулек – Кулечек

Денек – Денечек    Сынок – Сыночек

Дубок – Дубочек   Дымок – Дымочек

Лужок – Лужочек  

7.2. НАЗОВИ ДЕТЕНЫШЕЙ

Разложить картинки с изображением детены-шей животных, птиц. Назвать взрослое жи-вотное, ребенок называет детеныша, подби-рает картинку.

У кошки – …                          котенок

У коровы – …                        теленок

У лосихи – …                        лосенок

У лисицы – …                       лисенок

У ежихи – …                         ежонок

У гусыни – …                        гусенок

У утки – …                            утенок

7.3. ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Взрослый предлагает ребенку закончить предложение словом, подходящим по смыслу.

Ворона каркает, а кукушка … кукует

Петух кукарекает, а гусь …   гогочет

Корова мычит, а ласточка… щебечет

Собака лает, а филин …        ухает

Змея ползает, а птица …       летает

Курица клюет, а кошка …     лакает

7.4. ОДИН – ПЯТЬ

«Я буду называть один предмет, а ты пять таких предметов».

           -ОВ                                -ЕЙ

Кубик – 5 кубиков      Лебедь – 5 лебедей

Лимон – 5 лимонов     Метель – 5 метелей

Петух – 5 петухов       Олень – 5 оленей

Вагон – 5 вагонов       Тюлень – 5 тюленей

Домик – 5 домиков     Тополь – 5 тополей

Паук – 5 пауков          Лошадь – 5 лошадей

Пион – 5 пионов         Окунь – 5 окуней

Банан – 5 бананов

Диван – 5 диванов  

Букет – 5 букетов        Батон – 5 батонов

Веник – 5 веников      Билет – 5 билетов

Пакет – 5 пакетов       Буфет – 5 буфетов

Гамак – 5 гамаков

7.5. ПОДУМАЙ И ОТВЕТЬ

Разложить картинки, задать вопросы. Ребенок отвечает на вопросы, находит соответствующую картинку.

Чем рубят дрова?                 Топором.

Чем копают яму?                 Лопатой.

Чем гладят белье?               Утюгом.

Чем подметают пол?           Веником.

Чем мама угощает детей?  Пирогом.

Чем Катя кормит кошку?   Молоком.

Чем мама красит губы?      Помадой.

Чем доволен папа?             Машиной.

7.6. В ЗООПАРКЕ

Рассказать ребенку, что за животными в зоопарке ухаживают люди. Ответь на вопрос: «За кем ухаживают работники зоопарка?»

Это кабан.                      За кабаном.

Это хомяк.                      За хомяком.

Это олень.                      За оленем.

Это енот.                        За енотом.

Это лебедь.                     За лебедем.

Это филин.                     За филином.

Это макака.                     За макакой.

7.7. В ДЕРЕВНЕ

«Посмотри на картинку, скажи, о ком или о чем заботятся люди в деревне»

Люди заботятся о …коровах

Об утятах          о лошадях

О телятах           о гусятах

О пионах            о котятах

О собаках           об овощах

7.8. НАЗОВИ ПРАВИЛЬНО

«Я покажу картинку, назову предмет повторяй только правильное название».

Масовар        Расафан       Пумелет

Самовар       Сарафан       Мулепет

Вамосар        Фасаран       Пулемот

Шоколад      Колобок       Молоток

Кошолад      Лобокок       Мотолок

Лашокад      Локобок        Ломоток

Мосалет       Бегемот

Ломасет       Гебемот

Самолет       Мегебот

7.9. НАЗОВИ И СДЕЛАЙ

Ребенок произносит приставку, взрослый договаривает слово. Затем ребенок называет слово полностью, выполняет действие.

                      ЗА- (У- ВЫ- )

Бегать       За-(у-, вы-) бегать

Носить      За-(у-, вы-) носить

Ходить      За-(у-, вы-) ходить

Водить      За-(у-, вы-) водить

Катить       За-(у-, вы-) катить

                           НА-

Ходить       Находить

Ехать          Наехать

Ливать        Наливать

Мылить       Намылить

Сыпать        Насыпать

7.10. ПОДСКАЖИ СЛОВО

Взрослый предлагает ребенку закончить предложение подходящим  по смыслу словом

Утята по поляне (что делают?) ходят

Утята в речку…                       заходят

Утята из речки…                    выходят

Утята с поляны…                     уходят

Саня в солонку соль…          насыпал.

Дворник дорожки песком… посыпал

Малыш песок из ведра…      высыпал

Снег весь город зимой…       засыпал

Червей для рыбалки надо… накопать

Буратино свои деньги …      закопал

Для посадки надо ямку…    выкопать

Аналогичная работа проводится с глаголами летать, катать

7.11. ОБРАЗУЙ СЛОВА

Взрослый предлагает образец образования относительного прилагательного.

Мед из липы –        Липовый мед

Пол из дуба –          Дубовый пол

Лес из елей –          Еловый лес

Жакет из пуха –     Пуховый жакет

Напиток из меда – Медовый напиток

Пирог из мака –     Маковый пирог

Василек с поля –    Полевой василек

Тулуп из меха –     Меховой тулуп

Ботинок из кожи – Кожаный ботинок

Домик из льда –    Ледовый домик

Поток воды –         Водный поток

7.12. ЧТО КАК ЕДИМ?

Взрослый произносит словосочетание, дает ребенку образец образования отглагольного прилагательного.

Кабачок жарили – Жареный кабачок

Капусту тушили – Тушеная капуста

Огурец солили – Соленый огурец

Кабачок пекли – Печеный кабачок

Помидор парили – Пареный помидор

Кабачок вялили – Вяленый кабачок

Помидор варили – Вареный помидор

7.13. ЧЕЙ ХВОСТ?

Ребенку предлагается ответить на вопросы взрослого.

Это хвост зайца. Он чей? – Заячий.

Это хвост собаки. –              Собачий.

Это хвост овцы. –                Овечий.

Это хвост белки. –                Беличий.

След лося. –                          Лосиный.

Клюв вороны. –                    Вороний.

Хвост мыши. –                  Мышиный.

Клюв гуся. –                         Гусиный.

Жир барана. –                       Бараний.

Клюв утки. –                         Утиный.

7.14. СКАЖИ НАОБОРОТ

Игру можно проводить с мячом.

Легкий чемодан – Тяжелый чемодан

Дешевый подарок – Дорогой …

Грустный человек – Веселый…

Сырой помидор – Вареный…

Близкий путь – Далекий…

Низкий дом – Высокий…

Трудолюбивый человек – Ленивый...

Помогают – Мешают

Выздоровел – Заболел

Насыпать – Высыпать

Выкопать – Закопать

Найти – Потерять

7.14.

Терять – Находить

Молчать – Говорить

Входит – Выходит

Вспоминать – Забывать

Взять – Положить

7.15. СЛОЖНЫЕ СЛОВА

Взрослый дает образец правильного ответа, затем предлагает ребенку закончить предложение.

Воду носит…                         Водонос

Воду возит…                         Водовоз

С высоты вода падает …      Водопад

Работает под водой…           Водолаз

Место, куда животные приходят пить…                                     Водопой

Сказочное животное, которое живет в воде…                                  Водяной

Воду льет…                            Водолей

7.15

Сам катит…                          Самокат

Сам летит…                          Самолет

Сам варит…                          Самовар

Сам ходит…                          Самоход

Лес разводит…                     Лесовод

Лес возит…                           Лесовоз

Лес рубит…                          Лесоруб

7.16. НАЗОВИ ОДНИМ СЛОВОМ

Взрослый, показывая ребенку картинку, обращает внимание на действие, которое выполняет предмет, изображенный на ней. Затем обращается к ребенку с вопросом: «Как называется этот предмет?»

Сам летает. –                         Самолет

Пыль сосет. –                         Пылесос

Сам варит. –                          Самовар

По Луне ходит. –                   Луноход

Сам катит. –                           Самокат

Ходит при помощи пара. –  Пароход

Возит при помощи пара. –   Паровоз

Пули мечет –                         Пулемет

Пол трет. –                             Полотер

7.17. ПРОФЕССИИ

Взрослый показывает картинку, называет за-нятие, просит ребенка назвать их профессии.

Рыбу ловит. –                        Рыболов

Лес рубит. –                          Лесоруб

Лес разводит. –                    Лесовод

Водит машину. –                  Водитель

Учит детей. –                        Учитель

Пишет книги. –                     Писатель

Командует кораблем. –        Капитан


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевой материал для формирования слоговой структуры слова у детей с речевыми нарушениями

Коррекция слоговой структуры слова у детей с речевыми нарушениями....

Дидактические игры для формирования слоговой структуры слова у детей с ОНР

Изложены дидактические игры на слоговую структуру слова. Материал будет полезен педагогам ДОУ и родителям. Авторское видео к данному выступлению по ссылке https://www.youtube.com/watch?v=2Zt0j0c59P...

Авторские дидактические игры по формированию слоговой структуры слова

Роль дидактических  игр  в работе  логопеда,  виды игр по  формирлванию  слоговой  структуры  слова для  детей  с речевыми  нарушениями....

Дидактические игры на формирование слоговой структуры слова (1-8 тип)

quot;4 лишний". Ребенку предлагается выбрать лишнюю картинку и назвать ее."Что делали дети?". На игровое поле выкладывают карточки с действиями. Ребенок называет их. Также н...

Дидактические игры для формирования слоговой структуры слов

Востребованность дидактических игр для формирования слоговой структуры слова обусловлена необходимостью повышения эффективности коррекционно – развивающей работы и профилактики речевых нарушений...