Дидактические игры для формирования слоговой структуры слов
учебно-методический материал по логопедии (подготовительная группа)

Абалмазова Людмила Владимировна

Востребованность дидактических игр для формирования слоговой структуры слова обусловлена необходимостью повышения эффективности коррекционно – развивающей работы и профилактики речевых нарушений у детей дошкольного возраста с ОНР для обеспечения социальной успешности в соответствии с принципами организации образовательного процесса, изложенными в ФГОС ДО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_3.docx40.94 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические игры для формирования слоговой структуры слов

Востребованность дидактических игр для формирования слоговой структуры слова обусловлена необходимостью повышения эффективности коррекционно – развивающей работы и профилактики речевых нарушений у детей дошкольного возраста с ОНР для обеспечения социальной успешности в соответствии с принципами организации образовательного процесса, изложенными в ФГОС ДО.

Практическая значимость использования таких игр состоит в возможности оптимизации этапа коррекционного воздействия, с учетом психолого-педагогических особенностей и потребностей детей с речевой патологией и интеграцией в образовательные области; возможности определения уровня речевого развития, слоговой структуры слова и определении индивидуального маршрута каждого ребёнка; повышении качества сформированности речевых навыков у детей с общим недоразвитием речи.

Основывается на следующих принципах: - все упражнения проводятся в игровой форме; - лексический материал должен состоять из правильно произносимых звуков; - создавать игровые поощрения, побуждающие к активному участию на занятии; - отработанные слоговые сочетания, включаются в слова и предложения; - создать условия для мотивации и положительных эмоций к занятиям; - как вспомогательное средство используются зрительные символы звуков; - новые слова произносятся с одновременным отхлопыванием, отстукиванием слогового контура; - уточняется лексическое значение новых слов.

Дидактические игры по формированию слоговой структуры слова

Цели:

  • Определение наличия или отсутствия ритмического и структурного искажения в слове, воспринимаемом на слух;
  • Угадывание нормативного слова, содержащегося в квазислове;
  • Прогнозирование финального и инициального элементов слова с опорой на предметные картинки.

Игры с мячом

«Большой- маленький»

Логопед называет предмет кидает мяч ребенку. В ответ, ребенок называет предмет в уменьшительно-ласкательной форме и возвращает мяч.

Дом- домик

Слон- слоник

Стол- столик

Нос- носик

Куст- кустик

Шкаф- шкафчик

«Доскажи слово»

Логопед говорит слово-  ребенок называет, заранее оговоренное окончание.

  …(ка) : кад-…, бан-…, гай-…, пап-…, юб-…, ут-…, дуд-…, кеп-…

…(ва) : тык-..,, бук-…, коф-…, ла-…, ай-…, хал-…, кан-…

… (ли) : туф-…, кег-…, ваф-…, пет-…, саб-…, кап-…

… (но) : вид-…, ок-…, пят-…, тем-…, дав-…, боль-…

«Чей детеныш?»

Логопед называет детеныша, ребенок кидает мяч и говорит его маму.

Волчонок- волчица

Зайчонок-  зайчиха

Жеребенок- лошадь

Теленок- корова 

«Мой веселый, звонкий мяч»

Ребенку предлагается отбивать по слогам стихотворение:

Мой- веселый- звонкий- мяч-

Ты- куда- пустился- вскачь?

Красный- синий- голубой

Выбирай- себе- любой!

Игры с движением

«Робот»

На полу разложена лестница из картона. Ребенку предлагается прошагать слово по слогам.

Ве-ло-си-пед

Ма-ши-на

Ско-во-род-ка

Ра-бо-та

Ве-ник

Пе-тух

Ча-сы

«Собираемся в детский сад»

В противоположных сторонах кабинета располагаются куклы мальчика и девочки.  Ребенку предлагается выбрать из предметных картинок одежду для мальчика и девочки. В движении, проговаривая  слова, отнести картинку к нужной кукле.

Да-ши-на  шап-ка

Да-ши-на  шу-ба

Да-ши-ны  сан-да-ли

Ми-ши-на  ру-баш-ка

Ми-ши-на  курт-ка

Ми-ши-ны са-по-ги

«Нехочуха»

Логопед называет действие, ребенок его выполняет – но говорит, что не хочет это делать.

Даша, прыгай.   – не хочу прыгать

Даша, ходи. – не хочу ходить.

Даша, приседай.- не хочу приседать.

Даша, лети. – не хочу летать.

«Путаница»

Логопед называет слово, переставляя слоги. Ребенок называет слово правильно.

Ло-та-па     лопата

Мо-то-лок   молоток

Жи-лы  лыжи

Ла-пи   пила

Игра «Наведём порядок»

https://arhivurokov.ru/multiurok/8/c/4/8c457a0877555a9cebe2a953202eb77fb1028085/ighry-i-ighrovyie-uprazhnieniia-v-formirovanii-sloghovoi-struktury-slov_8.jpeg

Цель: совершенствовать слоговой анализ и синтез.
Материал: набор карточек со слогами на тонированной бумаге.
Ход игры: дети выбирают из общего количества слоги и расставляют их в нужном порядке.

Игра «Кто больше»

https://arhivurokov.ru/multiurok/8/c/4/8c457a0877555a9cebe2a953202eb77fb1028085/ighry-i-ighrovyie-uprazhnieniia-v-formirovanii-sloghovoi-struktury-slov_10.jpeg

Цель: совершенствовать умение синтезировать слова из слогов.
Материал: набор карточек со слогами на бумаге одного цвета.
Ход игры: из общего количества слогов дети выкладывают как можно больше вариантов слов.

Таким образом, упражнения подбираются в зависимости от уровня речевого и интеллектуального развития  детей, их возраста и вида речевой патологии. Работа по коррекции слоговой структуры слов ведётся длительно, систематизированно, по принципу от простого к сложному, с учётом ведущего вида деятельности детей и с применением наглядности. Благодаря этому можно достичь значительных результатов по формированию слоговой структуры слова у детей.

Отношение к дидактической игре как к средству, обладающему мощным обучающим, развивающим и адаптирующим потенциалом, прошло длительную проверку временем. В логопедической практике игра стала одним из действенных инструментов активизации речевых и познавательных способностей детей, развития у них устойчивого интереса и потребности в совместной деятельности с взрослыми и сверстниками.

Включая дидактические игры в коррекционные занятия обеспечивается позитивный эффект как в преодолении речевых нарушений, так и в развитии внеречевых процессов, составляющих психологическую базу речи (восприятие, внимание, память, мышление). Особо важна роль игры в плане становления ребенка как субъекта коммуникативной и учебно-познавательной деятельности, что служит действенной профилактикой возможной школьной неуспеваемости.