Дидактические игры для формирования слоговой структуры слова у детей с ОНР
консультация на тему
Изложены дидактические игры на слоговую структуру слова. Материал будет полезен педагогам ДОУ и родителям. Авторское видео к данному выступлению по ссылке https://www.youtube.com/watch?v=2Zt0j0c59Ps
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Дидактические игры для формирования слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи
Искажения слогового состава слова у детей дошкольного возраста являются ведущими и стойкими проявлениями в структуре системного речевого нарушения.
Но как показывает практика, предложенные системы коррекции таких нарушений не всегда применяются логопедами в полном объеме.
Часто на первый план в дошкольном возрасте выдвигается коррекция звукопроизношения и недооценивается значение формирование слоговой структуры слов, это одна из причин возникновения дисграфий и дислексий у школьников. Поэтому очень актуальной в настоящее время остается проблема оптимизации работы по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи в условиях логопедической группы дошкольного образовательного учреждения.
В коррекционной работе по преодолению нарушений слоговой структуры слова выделяются два этапа:
1. Подготовительный (пропедевтический) Работа проводится на невербальном и вербальном материале.
Цель данного этапа – подготовить ребенка к усвоению ритмической структуры слов родного языка.
2.Основной (собственно коррекционный). Работа проводится на вербальном
материале.
Цель этого этапа – непосредственная коррекция дефектов слоговой структуры слов у конкретного ребенка-логопата.
Проблема коррекции слоговой структуры слова посредством использования дидактических игр одна из актуальных в системе работы по преодолению общего недоразвития речи у детей. Рассмотрим более подробно содержание этих этапов работы. Для того, чтобы сэкономить время, я буду просто перечислять основное содержание работы и называть, какие дидактические игры возможно применить. С описанием этих игр я предлагаю ознакомиться самостоятельно на памятках.
Задачи
| Упражнения и дидактические игры | |
I. Подготовительный этап | ||
Работа на невербальном материале | ||
Развитие базовых предпосылок становления слоговой структуры слова: | ||
1.Совершенствование статико-динамических и темпоритмических параметров общих движений и действий: совершенствовать координацию общих движений; -формировать умение различать, воспроизводить разнообразные неречевые ритмические структуры; - формировать зрительное отслеживание в заданных направлениях; -развивать концентрацию слухового внимания, слухового гнозиса и слуховой памяти; -формировать общую координацию движений под ритмическую музыку. | «Повтори за мной» «Кто как ходит?» (воспроизведи движение животного: волка, лисы…) «Листопад» (хлопнуть, прыгнуть столько раз, сколько листочков упало с дерева» «Стучи – как я считаю» «Теремок» (по количеству ударов отгадай кто стучит в теремок) «Строим дом» (Ребенок стучит, воспроизводя заданный темп или количество ударов; и темп, и количество ударов) «Сколько раз ударили в барабан» «Где позвонили» «Узнай музыкальный инструмент по звуку» | |
2.Совершенствование статической и динамической координации движений пальцев рук: -развивать возможности плавного переключения с одного движения на другое; -воспроизведения заданного темпа и ритма, пространственной организации движений пальцев рук; -развитие реципрокной координации рук; -развитие динамического праксиса рук;
| «Сорока - белобока» (поочередное единичное прикосновение большим пальцем ко всем остальным) Поочередное прикосновение пальцев рук к столу - «игра на пианино» - в направлениях слева направо, справа налево (правой руки, левой руки), во встречных направлениях (двух рук одновременно) Поочередное сгибание в кулак и разгибание пальцев правой (левой) руки, двух рук одновременно «Кулак – ребро» «Кулак – ребро – ладонь» «Кулак левой руки–ребро правой руки» | |
3. Развитие статической и динамической координации пальцев рук и органов артикуляции при выполнении совместных движений: -развивать кинестетическую и кинетическую основы движений; -совершенствовать плавность и переключаемость движений; -совершенствовать координацию артикуляционных движений и движений пальцев рук. | -губы удерживают артикуляционную позу, пальцы рук под счет передвигаются по фишкам -совместное выполнение артикуляционного упражнения с последовательными движениями пальцев рук -поочередное сгибание и разгибание пальцев, пересчет пальцев | |
Работа на вербальном материале | ||
Научить на слух дифференцировать слова длинные по слоговому контуру и короткие
| «Поднимись по лесенке» «Прошагай слово» «Найти длинное слово среди коротких» | |
Различение слогового ряда
| «Волк и козлята» (волк стучит в домик один раз-«тук», коза-два раза-«тук-тук», козлята - три раза | |
Формирование пространственно-временных представлений
| «Найди начало, середину, конец» «Что стоит перед, за, после?» «Кто первый, послед-ний?» (сказка Репка) | |
II. Основной этап | ||
1. Научить правильно, произносить слова продуктивных классов
| произнесение слов из двух одинаковых слогов; «Кто как поет?»
| |
2.Устранение ошибок уподобления слогов друг другу, овладение умением плавного и быстрого переключения с одной артикуляции на другую
|
“Лото” “Чудесный мешочек” | |
3. Научить произносить слова со стечением согласных (в середине слова, в начале слова)
| «Назови картинку»
| |
4. Устранение перестановок слогов
| -придумать слова со слогом (ко, ма...) «Собери слово» - сложить слова из слогов, данных в нарушенной последовательности «Перевертыши» (бан-ка – ка-бан, мыш-ка – ка-мыш..) |
Далее предлагаю видео, где предложены варианты дидактических игр на формирование слоговой структуры слова у детей с ОНР.
И в заключении я хочу отметить, что существует огромное множество пособий (это например тетради на печатной основе, методические руководства с перечнем игровых устных упражнений), но всетаки большее внимание необходимо уделять подбору иллюстративного материала, который способствует привлечению внимания детей и увеличивает объем запоминания. А также при соотнесении слова с картинкой у ребенка развивается наглядно - образное мышление, которое стимулирует познавательную активность ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические игры для формирования слоговой структуры слова.
Рекомендации для родителей....
Дидактические игры по формированию слоговой структуры слова
Формирование слоговой структуры слова...
![](/sites/default/files/pictures/2023/12/17/picture-66551-1702837698.jpg)
Авторские дидактические игры по формированию слоговой структуры слова
Роль дидактических игр в работе логопеда, виды игр по формирлванию слоговой структуры слова для детей с речевыми нарушениями....
![](/sites/default/files/pictures/2021/04/04/picture-644281-1617524501.jpg)
Дидактические игры на формирование слоговой структуры слова (1-8 тип)
quot;4 лишний". Ребенку предлагается выбрать лишнюю картинку и назвать ее."Что делали дети?". На игровое поле выкладывают карточки с действиями. Ребенок называет их. Также н...
![](/sites/default/files/pictures/2021/04/06/picture-1254241-1617665857.jpg)
Дидактические игры для формирования слоговой структуры слов
Востребованность дидактических игр для формирования слоговой структуры слова обусловлена необходимостью повышения эффективности коррекционно – развивающей работы и профилактики речевых нарушений...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/23/picture-882433-1485190809.jpg)
Дидактические игры на формирование слоговой структуры слова у детей с ОНР
Дидактические игры на формирование слоговой структуры слова у детей с ОНР...
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/20/picture-1209079-1579526198.jpg)
Дидактическая игра на формирование слоговой структуры слова
laquo;Пасхальные яйца»Цель: формирование слоговой структуры слова 1 и 2 классаЗадачи- развивать чувство ритма- вызывать у детей с ТНР слова 1 и 2 класса ССС- развивать память- развивать ориенти...