Дидактические игры для формирования слоговой структуры слова у детей с ОНР
консультация на тему

Юношева Ирина Владимировна

Изложены дидактические игры на слоговую структуру слова. Материал будет полезен педагогам ДОУ и родителям. Авторское видео к данному выступлению по ссылке https://www.youtube.com/watch?v=2Zt0j0c59Ps

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskie_igry_na_razvitie_slogovoy_struktury_slov.docx23.58 КБ

Предварительный просмотр:

   Дидактические игры для формирования слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи 

Искажения слогового состава слова у детей дошкольного возраста являются ведущими и стойкими проявлениями в структуре системного речевого нарушения.

Но как показывает практика, предложенные системы коррекции таких нарушений    не всегда применяются логопедами в полном объеме.

Часто  на  первый  план  в  дошкольном  возрасте  выдвигается  коррекция  звукопроизношения и недооценивается  значение  формирование  слоговой  структуры  слов, это  одна  из  причин  возникновения  дисграфий и дислексий у школьников. Поэтому очень актуальной в настоящее время остается проблема оптимизации работы по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи в условиях логопедической группы дошкольного образовательного учреждения.

В коррекционной работе по преодолению нарушений слоговой структуры слова  выделяются два этапа:

1Подготовительный (пропедевтический) Работа проводится на невербальном и вербальном материале.

Цель данного этапа – подготовить ребенка к усвоению ритмической структуры слов родного языка.

2.Основной (собственно коррекционный). Работа проводится на вербальном

материале.

Цель этого этапа – непосредственная коррекция дефектов слоговой структуры слов у конкретного ребенка-логопата.

Проблема коррекции слоговой структуры слова посредством использования дидактических игр одна из актуальных в системе работы по преодолению общего недоразвития речи у детей. Рассмотрим более подробно содержание этих этапов работы. Для того, чтобы сэкономить время, я буду просто перечислять основное содержание работы и называть, какие дидактические игры возможно  применить. С  описанием этих игр я предлагаю ознакомиться самостоятельно на памятках.

 

Задачи

 

Упражнения и

дидактические игры

I. Подготовительный этап

Работа на невербальном материале

Развитие базовых предпосылок становления

слоговой структуры слова:

1.Совершенствование статико-динамических и темпоритмических параметров общих движений и действий:

совершенствовать координацию общих движений;

-формировать умение различать,  воспроизводить разнообразные неречевые ритмические структуры;

- формировать зрительное отслеживание в заданных направлениях;

-развивать концентрацию слухового внимания, слухового гнозиса и слуховой памяти;

-формировать общую координацию движений под ритмическую музыку.

«Повтори за мной»

«Кто как ходит?» (воспроизведи движение животного: волка, лисы…)

«Листопад» (хлопнуть, прыгнуть столько раз, сколько листочков упало с дерева»

«Стучи – как я считаю»

«Теремок» (по количеству ударов отгадай кто стучит в теремок)

«Строим дом» (Ребенок стучит,  воспроизводя заданный темп или количество ударов; и темп, и количество ударов)

«Сколько раз ударили в барабан»

«Где позвонили»

«Узнай музыкальный инструмент по звуку»

2.Совершенствование статической и динамической координации движений пальцев рук:

-развивать возможности плавного переключения с одного движения на другое;

-воспроизведения заданного темпа и ритма, пространственной организации движений пальцев рук;

-развитие реципрокной координации рук;

-развитие динамического праксиса рук;

 

 

 

 

«Сорока - белобока» (поочередное единичное прикосновение большим пальцем ко всем остальным)

Поочередное прикосновение пальцев рук к столу - «игра на пианино» - в направлениях слева направо, справа налево (правой руки, левой руки), во встречных направлениях (двух рук одновременно)

Поочередное сгибание в кулак и разгибание пальцев правой (левой) руки, двух рук одновременно

«Кулак – ребро»

«Кулак – ребро – ладонь»

«Кулак левой руки–ребро правой руки»

3. Развитие статической и динамической координации пальцев рук и органов артикуляции при выполнении совместных движений:

-развивать кинестетическую и кинетическую основы движений;

-совершенствовать плавность и переключаемость движений;

-совершенствовать координацию артикуляционных движений и движений пальцев рук.

-губы удерживают артикуляционную позу, пальцы рук под счет передвигаются по фишкам

-совместное выполнение артикуляционного упражнения с последовательными движениями пальцев рук

-поочередное сгибание и разгибание пальцев, пересчет пальцев

Работа на вербальном материале

Научить на слух дифференцировать слова длинные по слоговому контуру и короткие

 

 

«Поднимись по лесенке»

«Прошагай слово»

«Найти длинное слово среди  коротких»

  Различение слогового ряда

 

«Волк и козлята» (волк стучит в домик один раз-«тук», коза-два раза-«тук-тук», козлята - три раза

  Формирование пространственно-временных представлений

 

«Найди начало, середину,  конец»

«Что стоит перед, за, после?»

«Кто первый, послед-ний?» (сказка Репка)

II. Основной этап 

1. Научить правильно, произносить слова продуктивных классов

 

произнесение слов из двух одинаковых слогов; «Кто как поет?»

 

2.Устранение ошибок уподобления слогов друг другу, овладение умением плавного и быстрого переключения с одной артикуляции на другую

 

 

 

 

“Лото”

“Чудесный мешочек”

3. Научить произносить слова со стечением согласных (в середине слова, в начале слова)

 

 

«Назови картинку»

 

 

4. Устранение перестановок слогов

 

 

 

 

 

-придумать слова со слогом (ко, ма...)

«Собери слово» - сложить слова из слогов, данных в нарушенной последовательности

 «Перевертыши» (бан-ка – ка-бан, мыш-ка – ка-мыш..)

   Далее предлагаю видео, где предложены варианты дидактических игр на формирование слоговой структуры слова у детей с ОНР.

      И в заключении я хочу отметить, что существует огромное множество пособий (это например тетради на печатной основе, методические руководства с перечнем игровых устных упражнений), но всетаки большее внимание необходимо уделять подбору иллюстративного  материала, который способствует привлечению внимания детей и увеличивает объем запоминания.  А также при соотнесении слова с картинкой у ребенка развивается наглядно - образное мышление, которое стимулирует познавательную активность ребенка.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторские дидактические игры по формированию слоговой структуры слова

Роль дидактических  игр  в работе  логопеда,  виды игр по  формирлванию  слоговой  структуры  слова для  детей  с речевыми  нарушениями....

Дидактические игры на формирование слоговой структуры слова (1-8 тип)

quot;4 лишний". Ребенку предлагается выбрать лишнюю картинку и назвать ее."Что делали дети?". На игровое поле выкладывают карточки с действиями. Ребенок называет их. Также н...

Дидактические игры для формирования слоговой структуры слов

Востребованность дидактических игр для формирования слоговой структуры слова обусловлена необходимостью повышения эффективности коррекционно – развивающей работы и профилактики речевых нарушений...

Методическая разработка дидактических игр по формированию слоговой структуры слова у детей с ОНР

Развитие всех компонентов языковой системы детей с ОНР- фонетики, лексики и грамматики с помощью дидактических игр, становление нормального речевого развития, в условиях патологии слоговой структуры с...