Конспект открытого занятия по рисованию "Гжель. Роспись тарелки"
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа)

Занятие для подготовительной группы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gzhel.docx24.69 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия по рисованию «Гжель. Роспись тарелки»

Камиля Ковегенова
Конспект открытого занятия по рисованию «Гжель. Роспись тарелки»

Цель: Научить детей рисовать новый элемент «агашку» с помощью мазковой техники росписи (мазок с поворотом).

Мотивация деятельности детей: Помочь почтальону Печкину дополнить сервиз при помощи росписи тарелок.

Задачи:

Образовательные:

- расширять знания детей об истории гжельского промысла, о гжельской росписи через беседу и просмотр презентации

- учить детей выделять элементы гжельской росписи

- учить расписывать тарелки в мазковой технике

- закрепить навыки рисования элементов гжельской росписи (капельки, точки, дуги, сеточки)

Развивающие:

- развивать диалогическую речь в беседе со взрослыми и сверстниками

- закреплять умение давать полный ответ на поставленный вопрос

- развивать память, мышление, воображение

- развивать мелкую моторику через пальчиковую гимнастику, рисование

- расширять словарный запас (керамика, обжиг, бордюр, «агашка»роспись, симметрично, чередуются, «мазок с поворотом»)

- развивать двигательную активность детей (физминутка «Посуда»)

- развивать умение оценивать свою работу и сверстников.

Воспитательные:

- воспитывать интерес к изучению народных промыслов

- воспитывать эмоциональную отзывчивость

- воспитывать навыки безопасного обращения с посудой

Планируемые результаты:

Помогли расписать почтальону Печкину тарелки и научились новому элементу гжельской росписи.

Материалы и оборудование: Посылка, презентация об изготовлении гжельской посуды, аудиозапись с русской народной музыкой, иллюстрации с изображением гжельской посуды, посуда и сувениры расписанные гжельскими узорами, дидактическая игра «Угадай, какая роспись, посуда украшенная различными видами росписи.

Раздаточный: шаблон тарелки, кисти, баночка – непроливайка, влажные салфетки, губки, гуашь синего цвета

Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты: Знакомство с помыслом Гжели, рассматривание открыток, альбома, книг, посуды, игрушек, небольших скульптур.

Словарная работа«агашка», бордюр, обжиг, глазуровщик, «мазок с поворотом», керамика, чередуются, симметрично.

Ход занятия:

Дети под музыку входят в изостудию и садятся на стульчики.

Включается музыка «Трое из Простоквашино», стук в дверь, входит почтальон Печкин с посылкой.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто это к нам пришёл?

Дети: Почтальон Печкин.

Воспитатель и дети: Здравствуй, почтальон Печкин.

Воспитатель: Печкин, присаживайся вместе с нами и расскажи, что тебя к нам привело.

Печкин: Здравствуйте. Ребята, мне очень нужна ваша помощь. Я нёс посылку и нечаянно уронил её. А в этой посылке был сервиз и он почти весь разбился! (достаёт из посылки осколок от тарелки и показывает детям).

Воспитатель: Печкин, смотри осторожнее. Таким осколком пораниться можно.

Печкин: Что же я теперь понесу по назначенному адресу? Остались только чашечки и одна вот такая тарелка (достаёт из посылки тарелку, расписанную гжельской росписью). У меня дома есть тарелки, но они белые, без узора. Ребята, что же мне делать? Кто же мне помочь сможет?

Дети предлагают Печкину свою помощь.

Печкин: Спасибо большое, ребята, что вы согласились мне помочь. Я пока сбегаю домой за тарелками, а вы может пока поможете мне разгадать, куда я должен эти конверты отнести. Дядя Фёдор попросил меня эти письма отправить, а куда не пойму, адреса здесь нет, только узоры какие-то. У меня столько работы, совсем ничего не успеваю. Помогите мне, пожалуйста.

Воспитатель: Хорошо, Печкин, ты пока отправляйся за тарелками, а мы с ребятами постараемся тебе помочь.

Печкин уходит.

Дидактическая игра «Угадай, какая роспись

Дети делятся на две команды: мальчики и девочки. Одна команда из букв, которые находятся в конверте с хохломской росписью выкладывают на доске слово «ХОХЛОМА», а другая – из конверта с гжельской росписью выкладывают слово «ГЖЕЛЬ». Потом один ребёнок с каждой команды выбирает на столе посуду, которая соответствует этой росписи. Попросить детей обосновать свой выбор.

После игры входит Печкин с тарелками.

Воспитатель: Печкин, пока ты ходил за тарелками, мы с ребятами смогли разгадать, куда ты должен эти письма отправить.

Дети: Одно письмо в деревню Гжель, а второе в село Хохлома.

Печкин: Спасибо большое. А теперь помогите мне тарелки расписать, пожалуйста.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, а что это за узор такой на тарелке у Печкина?

Дети: Это гжельская роспись.

Воспитатель: Правильно, ребята.

Печкин: Что это за роспись такая? Я про такую никогда и не слышал.

Воспитатель: Ребята, давайте Печкину расскажем, что это за роспись и почему она так называется.

Дети: Конечно, расскажем.

Воспитатель: Скажите, почему эту роспись и посуду называют гжельской?

Дети: Эту посуду называют гжельской, потому что её изготавливают в посёлке Гжель, недалеко от Москвы.

Воспитатель: Ребята, из чего делают эту посуду?

Дети: Из глины.

Воспитатель: Кому ребята мы хотим помочь, и почему?

Дети: Мы хотим помочь почтальону Печкину расписать тарелки гжельской росписью.

Воспитатель: Правильно. Ребята, давайте сначала покажем Печкину, как производят эту посуду.

Воспитатель включает презентацию «Изготовление гжели»:

Воспитатель: Каждое новое изделие изготавливается сначала в одном экземпляре. Потом художественный совет принимает решение о запуске изделия в производство. Потом мастер изготавливает специальные гипсовые формы.

Слайд 1: Вот здесь находится мастерская с этими формами.

Слайд 2: В эти формы заливают специальную глиняную массу. Отлитые изделия подсушивают в естественных условиях.

Слайд 3: Потом изделие извлекают из формы и досушивают.

Слайд 4: Затем к изделию приклеивают недостающие части (ручки, носик).

Слайд 5: Затем изделия проходят предварительный обжиг в специальной печи при температуре 900 градусов.

Слайд 6: Обожженные изделия окунают в специальный раствор, после чего они становятся розового цвета. Это делают для того, чтобы обнаружить, нет ли на изделии трещин.

Слайд 7: Изделие приобретает вот такой розовый цвет. Далее изделие попадает на стол к живописцам.

Слайд 8: На предприятие работает порядка 50 живописцев. Они расписывают изделия вручную. У каждого живописца свой рабочий стол.

Слайд 9: Расписные изделия попадают к глазуровщикам, которые окунают их в большие баки с белой глазурью.

Слайд 10: Последний этап – закалка в печи.

Слайд 11(изображены готовые изделия).

Воспитатель: И вот после такой закалки появляется гжельская посуда. Ребята, сейчас гжельскую посуду производят на заводах, где часть работы выполняется с помощью различных механизмов. Скажите, а раньше как люди делали такую посуду?

Дети: Раньше люди делали всё вручную.

Воспитатель: Ребята, а теперь давайте вместе с Печкиным, пойдём на выставку готовых изделий и полюбуемся красотой гжельских изделий.

Воспитатель, Печкин и дети проходят к мольбертам, на которых висят иллюстрации с изображением гжельской посуды и сувениров.

На первом мольберте висит иллюстрация с изображением посуды.

Воспитатель: Скажите, что это за посуда?

Дети:Гжельская

Воспитатель: Как можно её охарактеризовать?

Дети: Красивая, нарядная, синяя, праздничная.

Воспитатель: Какие цвета используют мастера?

Дети: Белый, голубой, синий.

Воспитатель: Какие элементы используют гжельские мастера для росписи изделий?

Дети: Цветы, дуги, капельки, усики, травку, листья, сетка, точки, полосы, линии: прямые, волнистые, толстые, тонкие, длинные и короткие.

Воспитатель: Ребята, а как располагается узор на изделиях?

Дети: Узор на изделиях располагается симметрично, чередуется.

Воспитатель: Что значит симметрично?

Дети: Одинаково.

Воспитатель: Что ещё создают гжельские мастера кроме посуды?

Дети: Сувениры, вазы, скульптуры, игрушки.

Воспитатель: Ребята, с каким временем года вы бы связали гжельскую роспись? Почему?

Дети: Зима. Потому что мастера используют холодные цвета.

Воспитатель: Ребята, сейчас гжельская роспись стала очень популярной и очень нравится людям. Поэтому мы можем увидеть её не только на керамических изделиях, но и на стеклянных, на салфетках, на одежде.

Также воспитатель демонстрирует детям настоящую гжельскую посуду.

Воспитатель: Ребята, прежде чем начать работу и пройти за столы, давайте немного разомнёмся.

Физкультминутка «Посуда»

Вот большой стеклянный чайник, («надуть» живот, одна рука на поясе)

Очень важный, как начальник. (другая изогнута, как носик)

Вот фарфоровые чашки, (приседать, одна рука на поясе)

Очень хрупкие, бедняжки.

Вот фарфоровые блюдца, (кружиться, рисуя руками круг)

Только стукни - разобьются.

Вот серебряные ложки, (потянуться, руки сомкнуть над головой)

Вот пластмассовый поднос -

Он посуду нам принес. (сделать большой круг)

А теперь проходите за столы. Что изображено в центре тарелки?

Дети: Цветок.

Воспитатель: Верно, это гжельская роза. По другому её называют агашка от старинного русского женского имени Агафья, потому что большинство мастериц по росписи в те времена носили это имя.

Гжельскую розу мы будем рисовать с помощью элемента, который называется мазок с поворотом. Роспись цветка мы начинаем с середины. Я беру толстую кисть и набираю на один край кисти синюю краску, нахожу центр, прикладываю кисть и начинаю прокручивать сильно, прижимая кисть одним движением. Нужно вести кисть по бумаге, постепенно приподнимая её, тогда у основания лепесток будет тонкий. Сначала мазок делаем слева, потом симметрично ему делаем мазок справа. И так по три мазка слева и справа. Потом я беру тонкую кисть и нчаинаю украшать нашу тарелку Середину цветка мы украсим сеткой. Над цветком нарисуем круг и закрасим его мазками. Над кругом я делаю капельки с помощью метода примакивания: сначала маленькую каплю, потом большую, затем опять маленькую. То есть чередую капли. Далее мы оформим края нашей тарелки дугами и точками. Оформление края тарелки называется бордюр.

- Ещё раз скажите, с чего начинаем роспись нашей тарелки?

- Как называется оформление края тарелки?

Давайте подготовим наши пальчики к работе.

Пальчиковая гимнастика:

«Наши синие цветы распускают лепестки,

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.

Наши синие цветы закрывают лепестки,

Тихо засыпают, головой качают.

Завтра утром все цветки

Вновь распустят лепестки».

(Дети выполняют движения в соответствии с текстом.)

У вас на столе есть листочки. Сначала можете на них потренироваться, а потом уже приступать к росписи тарелок.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Хорошо потрудились. Посмотри, почтальон Печкин, как наши ребята тарелочки расписали. Как настоящие гжельские мастера! На такую посуду прям не наглядеться! На душе становится сразу радостно и празднично!

- Какие узоры в росписи вы использовали(цветы, точки, капельки, дуги, сетка, листья)

- Как называется цветок, который мы с вами сегодня рисовали? («агашка»)

- А какие мастера используют эти узоры, напомните, пожалуйста? (гжельские)

- Мастера, которые используют эти узоры, в каком селе они живут? (Гжели)

- Ребята, а зачем мы сегодня расписывали тарелки(помогли почтальону Печкину расписать тарелки). Почему мы ему помогали? (мы помогали Печкину, потому что он разбил тарелки) А чем ещё мы помогли Печкину? (помогли разгадать, куда отправить расписные конверты)

Воспитатель предлагает детям взять свои работы, повесить на мольберты и встать полукругом напротив них.

- Какая работа вам больше всего понравилась? Почему?

- Что особенного в этой работе?

- Чем отличается от других эта работа?

- Печкин, а тебе понравились наши работы?

Печкин: Мне очень понравились тарелки! Какие вы молодцы!

Воспитатель: Ребята, а теперь давайте посмотрим, всем ли понравилось наше занятие. Давайте встанем в круг и возьмёмся за руки.

Все мы дружные ребята,

Мы ребята дошколята

Никого не обижаем,

Как заботиться, мы знаем

Никого в беде не бросим,

Не отнимем, а попросим.

Пусть всем будет хорошо,

Было радостно, светло!

Воспитатель: А теперь давайте сложим все тарелки почтальону Печкину в посылку и пусть он поскорей донесёт её до адресата.

Печкин благодарит детей, прощается с ними и уходит.

Дежурные помогают убрать и помыть принадлежности для рисования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект открытое занятие "Город мастеров"-аппликация на ткани. В данном занятии дети закрепляют названия быта казахского народа , элементов орнамента,пословиц и поговорок о труде на дву ни, роспись готовых форм папье маше

(старшая группа) "город мастеров"Программное содержание: 1.     Формировать представления о мастерстве, о произведениях народно-прикладного искусства.2....

конспект открытое занятие "Город мастеров"-аппликация на т ни. В данном занятии дети закрепляют названия быта казахского народа , элементов орнамента,пословиц и поговорок о труде на дву ни, роспись готовых форм папье маше

(старшая группа) "город мастеров"Программное содержание: 1.     Формировать представления о мастерстве, о произведениях народно-прикладного искусства.2....

Конспект открытого занятия по рисованию в старшей группе на тему «Роспись мордовской рубахи-панар»

Программные задачи.Продолжать знакомить детей с мордовской росписью - ее калоритом, составляющими элементами.Закреплять, располагать узор на изделии.Совершенствовать навыки работы с кистью.Развивать ч...

Конспект открытого занятия по рисованию в средней группе "Роспись Дымковской Игрушки"

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ: Продолжать учить детей составлять узор на геометрической форме, из элементов дымковской росписи (точки, колечки, кружочки, полоски)Закреплять уменияконцом кисти наносить т...

Конспект открытого занятия «Изготовление тарелки из папье-маше»

В конце декабря проводилось открытое занятие по теме «Изготовление тарелки из папье-маше».Цель: Формирование умений и навыков в конструировании изделий в папье-маше....

Конспект открытого занятия по рисованию «Роспись Дымковской барышни» (подготовительная группа)

Цель: Закрепление знаний детей об особенностях росписи дымковской игрушки.Задачи:Образовательные: Изучение поэтапного изготовления дымковской игрушки.Развивающие: развивать чувство цвета и композиции,...