Главные вкладки

    Педагогическая находка. Квест - игра: «Тайна куклы с секретом»
    план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа)

    Черникова Любовь Петровна

    Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа через ознакомление с предметом декоративно-прикладного искусства - русской матрёшкой.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon stsenarnyy_plan_kvest-igry_tayna_kukly_s_sekretom.doc68.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребёнка - детский сад №10 г. Россоши

    Россошанского муниципального района

    Воронежской области

    Конкурсное задание – педагогическая находка.

    Квест - игра: «Тайна куклы с секретом»

    Воспитатель

     Черникова Любовь Петровна

    Россошь  2019 год

    Образовательная область и направление: 

    социально-коммуникативное развитие.

    Цель:

    Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа через ознакомление с предметом декоративно-прикладного искусства - русской матрёшкой.

    Программные задачи:

    Воспитательные: воспитывать патриотические чувства к народному искусству, уважение к труду народных умельцев.

    Развивающие: способствовать развитию умения применять свои знания на практике и передавать их; самостоятельно анализировать полученные результаты; развитие диалогической и монологической речи; продолжать учить устанавливать причинно-следственные связи и прослеживать логическую цепочку событий.

    Обучающие: учить активно и творчески применять ранее усвоенные приемы составления композиции из отдельных элементов.

    Интегрируемые образовательные области: социально-коммуникативное, речевое, художественно-эстетическое, познавательное, физическое развитие.

    Предварительная работа: рассматривание подлинной игрушки - матрёшки, рассматривание альбомов и иллюстраций по теме. Чтение и заучивание стихов про матрешку, загадывание загадок. Беседа-презентация «История появления матрёшки». Изготовление плоскостной игрушки-матрёшки; рисование матрёшек, узоров для фартуков; организация презентации авторских матрешек в группе; сюжетно-ролевая игра «Магазин матрёшек»; театрализованные игры с использованием матрёшек; дидактические игры «Разложи и собери матрёшек вместе», «Подбери узор для фартука матрёшки»; разучивание физкультминутки «Нарядные матрёшки» и пальчиковой гимнастики «Мы веселые матрешки»; прослушивание музыкальных произведений по теме.

    Демонстрационный материал: кукла-матрёшка (из шести элементов), маленькие матрешки-призы для всех участников, шкатулка, конверт с заданием. Дерево чудес на котором развешены игрушки: машина, аист, танк, радуга, ёжик, шары, кошка, апельсин, матрёшка; 3 матрёшки, у которых внутри гречка, фасоль, манная крупа.

    Свиток с вопросами.  Музыкальное сопровождение: русская народная песня «Русская матрёшка»; песня «Матрёшки» музыка З. Левиной, слова З. Петровой, песня Ю. Вережникова «Русская матрёшка»; медиа - ресурсы: аудиомагнитофон, проектор.

    Раздаточный материал: наборы мозаики, по 4 -семёновских матрешек; по 4 - полхов-майдановских; по 4 - вятских; по 4 – загорских; контур матрёшки на каждого, для росписи краски, кисти; для изготовления матрёшки пластилин, гороха, кофейные зёрна, фасоль, гречка.

    Сценарный план квест-игры «Тайна куклы с секретом»

    Воспитатель: - Здравствуйте, ребята!

    Дети: - Здравствуйте!

    Воспитатель.

    - Я рада видеть вас сегодня на занятии. Чтобы наш день был радостным и удачным, давайте улыбнёмся друг другу и поздороваемся.

    - Рано солнышко встаёт

    - И спешит скорей в обход.

    - Здравствуй, солнце! (дети поднимают правую руку вверх)

    - Здравствуй, небо! (дети поднимают левую руку вверх)

    - Здравствуйте, мои друзья! (дети вытягивают руки вперёд, затем складывают руку на руку правые, затем левые. На счёт «три» поднимают руки вверх, улыбаясь друг другу дети делятся хорошим настроением друг с другом.)  

    Воспитатель:

    -Ребята, какими игрушками вы любите играть больше всего? А знаете ли вы, какими игрушками любили играть ваши родители? А ваши бабушки, дедушки, прабабушки и прадедушки? (ответы детей)

    -Хотите отправиться в путешествие и узнать тайну любимой куклы наших предков? (Да) Путешествовать мы будем в группе. Наша команда должна найти ключи-подсказки, а по ним - местонахождение тайника. Ключи находятся на станциях. Чтобы получить ключ, необходимо выполнить задания. В этом нам поможет вот эта волшебная шкатулка. Откроем её. Что в ней лежит?

    Дети:

    - В ней записка.

    Воспитатель:

    -Тайну вы узнать хотите? На дерево - чудес внимательно посмотрите. Среди игрушек отгадку найдите, задание получите!

    (Звучит русская народная песня «Русская матрёшка»)

    Станция № 1. «Отгадай-ка»

    (На дереве - чудес развешены игрушки: машина, аист, танк, радуга, ёжик, шары, кошка, апельсин, матрёшка.)

     Воспитатель:

    Деревянные подружки

    Любят прятаться друг в дружке,

    Носят яркие одёжки,

    Называются - … (матрёшки).

    А. Гришин

    (Дети находят матрёшку, отдают воспитателю.)

    Воспитатель:

    -Кто не знает русскую матрешку, любимую красавицу-игрушку ваших предков! Возьмешь в руки деревянную куколку, полюбуешься ярким, затейливым рисунком - хороша девица! А улыбается она так хитро, потому что прячет секрет. Не спеша разъединишь две половинки - а внутри записка с заданием?!».

    (Воспитатель читает задание: «В центр книги проходите, историческими знаниями удивите!»)

    Станция № 2 «Исторический перекресток».

    На полке дети находят древний свиток. В нем вопросы викторины: «Если все вопросы отгадаете, матрешечку с заданием получаете!»

    1. Когда появилась первая матрешка на Руси? (не многим более ста лет назад).

    2. Какая игрушка стала прообразом русской матрешки? (фигурка добродушного мудреца Фукурумы, состоящая из двух половинок, внутри которых прятались фигурки поменьше, ученики мудреца).

     3. Почему матрешка так называется? (в то время на Руси имя Матрена было самым распространенным).

    4. Кто сделал первую русскую матрешку? (токарь Василий Звездочкин выточил из дерева заготовки, художник Сергей Малютин придумал эскиз и расписал в русском стиле кукол - их было восемь).

    5. Почему все матрешки разные? (каждый мастер расписывает куклу по-своему, стиль росписи характерен для местности, где изготавливается матрешка, поэтому есть матрешки Загорские, Семеновские, Полхов-Майданские, Вятские).

    6. Каковы сюжеты современных матрешек? (художники расписывают их под былинных и сказочных персонажей, под диких и домашних животных, богатырей и солдат, государственных деятелей разных государств).

    (Воспитатель читает задание из второй матрешки: «В мастерскую нашу проходите - и матрёшки соберите».

    Звучит песня Ю. Вережникова «Русская матрёшка»)

    Станция № 3 «Слобода мастеров»

    Воспитатель читает записку.

    -Из мозаики нужно собрать матрёшку, назвать вид матрёшки, рассказать о её характерных особенностях. Для выполнения задания вам нужно сесть за каждый стол по 4 человека.

    1 группа – семёновские матрешки;

    2 группа – полхов-майдановские;

    3 группа – вятские;

    4 группа-  загорские.

    (Дети собирают матрёшки, описывают их отличительные особенности.) Примерные ответы:

     Загорская матрешка одета в сарафан, передник и платок, держит в руках букет цветов или корзинку.

    У семеновской матрешки платок с каймой с цветочными бутонами, в руках большой букет цветов: розы, колокольчики, колоски.

    Полхов - Майданская - сильно вытянутая вверх фигурка с маленькой головой. Вместо сарафана и передника широкий овал, заполненный крупными цветами и кудрявыми листочками.

    Для украшения Вятской матрешки используется сухая соломка от ржаных колосков двух цветов: белого и золотистого оттенков.

    Воспитатель:

    - Вы умеете описывать отличительные особенности матрёшек. Это просто замечательно!

    Воспитатель:

    -Посмотрите, в третьей матрёшке спрятана записка. Прочитаем задание?

     (Зачитывает следующее задание: «В уголок музыкальный заходите - песню о матрёшке повторите!»)

    Станция № 4 «Музыкальная ярмарка»

     (Воспитатель с детьми выполняет с детьми физкультминутку «Нарядные матрешки»)

    Хлопают в ладошки дружные матрешки. (Хлопают в ладоши)

    На ногах сапожки, (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед)

    Топают матрешки. (Топают ногами)

    Влево, вправо наклонись, (Наклоны телом влево - вправо)

    Всем знакомым поклонись. (Наклоны головой влево - вправо)

    Девчонки озорные, матрешки расписные.

    В сарафанах ваших пестрых (Руки к плечам, повороты туловища направо - налево)

    Вы похожи словно сестры

    Ладушки, ладушки,

    Веселые матрешки. (Хлопают в ладоши).

    Среди музыкальных инструментов дети находят (четвертую из набора) матрешку с заданием: «К доске волшебной подходите - стиль росписи матрешкам подберите».

    Станция № 5 «Мастерская художника»

    Воспитатель:

    -Очень любят все матрешки разноцветные одежки. Вот и мы с вами будем наряжать, изготавливать каждый свою матрешку. Кто – то будет расписывать фигуры (контуры) матрешек, а кто – то изготавливать с помощью пластилина, гороха, кофейных зерен. (Дети выбирают, из какого материала будут украшать матрешек).

    Воспитатель:

    - Ну, что ж, друзья, за работу.

    (Практическая работа. Звучит русская мелодия.)

    Воспитатель.

    -Молодцы! Замечательные матрешки у вас получились. А о чём вы думали, когда выполняли свою работу?

    -Пока вы украшали матрёшек, я нашла очередную подсказку. Слушайте.

    Станция 6. «Столовая».

    Воспитатель.

    - В столовую поспешите и что ели матрёшки определите.

    (Дети походят к столу, за которым дети принимают пищу, на нём стоят 3 матрёшки.

    Внутри у матрешек гречка, фасоль, манная крупа. Ребенок по звуку при встряхивании угадывает, что у матрёшки внутри и называет, что из этого продукта можно приготовить. Например: из манки можно сварить манную кашу.)

    Воспитатель:

    - А какую кашу можно сварить из гречки?

    - Как будет называться суп из фасоли?

    -  Отлично поработали на станции «Столовая», поэтому быстро подсказка нашлась.

     (Воспитатель вместе с детьми находит в последней шестой матрешке ключ-подсказку с местонахождением тайника: «Всех сестренок - матрешек соберите, шкатулку тайную у глобуса на полке найдите, и тайну куклы с секретом назовите»)

    Станция 7. «Глобус».

    Воспитатель читает: «Матрешка - символ жизни. Женщина даёт жизнь дочери, та, в свою очередь, даст жизнь следующему человеку и так далее. Матрешка символизирует богатство, плодородие, материнство. Именно поэтому её так любят в народе. Матрешка олицетворяет весь русский народ с его широкой душой, яркими красками, дружными семьями. Матрёшка -символ России и русской души».

    (Звучит песня «Матрёшки» музыка З.Левиной, слова З.Петровой. Воспитатель дарит всем участникам красочные матрёшки.)

    Воспитатель:

    - Ну вот мы и раскрыли тайну матрёшки.

    -Понравились вам задания матрёшек?

    - Расскажите, какое было самое интересное задание? А самое трудное?

    - Молодцы! Вы сегодня великолепно играли.

    Наша русская матрешка

    Не стареет сотню лет.

    В красоте, в таланте русском

    Весь находится секрет.

    Список используемой литературы:

    1. Алексахин Н.Н. Матрёшка: Методика преподавания росписи матрешки. -М. Народное образование, 1998г.

    2. Волчкова В.Н. Конспекты занятий со старшими дошкольниками.

    3. Дидактическая игра «Народные промыслы» из серии «Учись, играя» ООО

    «Десятое королевство», 2004г.

     4. Иванова Ю. Матрёшка.Кукла с секретом. - М.: издательский дом «Фома», 2014г.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Квест - игра "Тайна куклы с секретом"

    Конспект игрового занятия для детей старшего дошкольного возраста Квест - игра "Тайна куклы с секретом"...

    Квест - игра "Тайна куклы с секретом"

    Цель:Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа через ознакомление с предметом декоративно-прикладного искусства — русской матрёшкой.Про...

    Квест-игра «Тайны Петропавловской крепости».

    В настоящее время крвеведческое образование стало неотъемлемой частью педагогического процесса современного дошкольного образовательного учреждения.Краеведческое образование позволяет воспитывать любо...

    Конспект проведения педагогического мероприятия квест - игры «В поисках созвездия» с детьми подготовительной к школе группы

    Цель. Усовершенствование образовательного процесса посредством использования инновационной педагогической технологии — квест (игры с элементами головоломок, ребусов и задач, требующих от игрока умст...

    Конспект квест-игры «Тайна семи гномов» для детей 2 младшей группы.

    Конспект квест-игры  «Тайна семи гномов» для детей 2 младшей группы....

    Конспект НОД "Квест- игра "Оденем куклу Лизу на прогулку"

    Конспект НОД для детей 5-7 лет в иде Квест - игры на тему "Оденем куклу- Лизу на прогулку"...

    Квест-игра "Тайное послание"

    Игра прсвящена Дню Космонавтики...