Конспект игрового занятия для детей старшего дошкольного возраста «Квест - игра «Тайна куклы с секретом»
план-конспект занятия (старшая группа)

Фесенко Светлана Ивановна

Конспект игрового занятия для детей старшего дошкольного возраста «Квест-игра «Тайна куклы с секретом»

Образовательная область и направление: социально-коммуникативное развитие.

Цель: формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа через ознакомление с предметом декоративно-прикладного искусства - русской матрёшкой.

Программные задачи:

Воспитательные: воспитывать патриотические чувства к народному искусству, уважение к труду народных умельцев.

Развивающие: способствовать развитию умения применять свои знания на практике и передавать их; самостоятельно анализировать полученные результаты; закреплять навыки фонематического анализа и синтеза слов, развитие диалогической и монологической речи; развитие психологической базы речи; продолжать учить устанавливать причинно-следственные связи и прослеживать логическую цепочку событий.

Обучающие: учить активно и творчески применять ранее усвоенные приемы составления композиции из отдельных элементов.

Интегрируемые образовательные области: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, физическое развитие.

Предварительная работа: рассматривание  игрушки  матрёшки, рассматривание альбомов и иллюстраций по теме, чтение и заучивание стихов про матрешку, загадывание загадок,   беседа-презентация «История появления матрёшки»; изготовление плоскостной игрушки-матрёшки; рисование матрёшек, узоров для фартуков; организация презентации авторских матрешек в группе; сюжетно-ролевая игра «Магазин матрёшек»; театрализованные игры с использованием матрёшек; дидактические игры «Разложи и собери матрёшек вместе», «Подбери узор для фартука матрёшки»; разучивание физкультминутки «Нарядные матрёшки» и пальчиковой гимнастики «Мы веселые матрешки»; прослушивание музыкальных произведений по теме.

Демонстрационный материал: кукла-матрёшка (из пяти элементов), маленькие матрешки-призы для всех участников, шкатулка, конверт с заданием, картинки с изображением предметов, разрезная азбука, свиток с вопросами, деревянная чурочка, деревянная заготовка матрешки, жесткая бумага-шкурка, кисточки, разноцветная гуашь, высушенная соломка злаковых культур; книжки-раскраски с элементами росписи, рабочие тетради по основам народного искусства, музыкальное сопровождение (русская народная песня «Русская матрёшка», песня Ю.Вережникова «Русская матрёшка», песня «Матрёшки» музыка З.Левиной, слова З.Петровой); медиа - ресурсы: аудиомагнитофон, мультимедийный проектор и доска.

Сценарный план квест-игры «Тайна куклы с секретом»

Ведущий: Ребята, какими игрушками вы любите играть больше всего? А знаете ли вы, какими игрушками любили играть ваши родители? А ваши бабушки, дедушки, прабабушки и прадедушки? Предлагаю отправиться в путешествие и узнать тайну любимой куклы наших предков. Путешествовать мы будем в группе. Наша команда должна найти ключи-подсказки, а по ним найти местонахождение тайника. Ключи находятся на станциях. Чтобы получить ключ необходимо выполнить задания.

В этом нам поможет волшебная шкатулка, а в ней записка: «Тайну вы узнать хотите? - В раздевалку выходите, на дерево - чудес внимательно смотрите. Среди картинок конверт с заданием найдите!» звучит русская народная песня «Русская матрёшка».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 88 «Центр развития ребенка «Улыбка» города Белгорода

Лучшие практики педагогов дошкольных образовательных организаций

Конспект игрового занятия для детей старшего дошкольного возраста «Квест - игра «Тайна куклы с секретом»

Фесенко С.И.,

воспитатель 1 категории

 г. Белгород  2021

Конспект игрового занятия для детей старшего дошкольного возраста «Квест-игра «Тайна куклы с секретом»

Образовательная область и направление: социально-коммуникативное развитие.

Цель: формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа через ознакомление с предметом декоративно-прикладного искусства - русской матрёшкой.

Программные задачи:

Воспитательные: воспитывать патриотические чувства к народному искусству, уважение к труду народных умельцев.

Развивающие: способствовать развитию умения применять свои знания на практике и передавать их; самостоятельно анализировать полученные результаты; закреплять навыки фонематического анализа и синтеза слов, развитие диалогической и монологической речи; развитие психологической базы речи; продолжать учить устанавливать причинно-следственные связи и прослеживать логическую цепочку событий.

Обучающие: учить активно и творчески применять ранее усвоенные приемы составления композиции из отдельных элементов.

Интегрируемые образовательные области: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, физическое развитие.

Предварительная работа: рассматривание  игрушки  матрёшки, рассматривание альбомов и иллюстраций по теме, чтение и заучивание стихов про матрешку, загадывание загадок,   беседа-презентация «История появления матрёшки»; изготовление плоскостной игрушки-матрёшки; рисование матрёшек, узоров для фартуков; организация презентации авторских матрешек в группе; сюжетно-ролевая игра «Магазин матрёшек»; театрализованные игры с использованием матрёшек; дидактические игры «Разложи и собери матрёшек вместе», «Подбери узор для фартука матрёшки»; разучивание физкультминутки «Нарядные матрёшки» и пальчиковой гимнастики «Мы веселые матрешки»; прослушивание музыкальных произведений по теме.

Демонстрационный материал: кукла-матрёшка (из пяти элементов), маленькие матрешки-призы для всех участников, шкатулка, конверт с заданием, картинки с изображением предметов, разрезная азбука, свиток с вопросами, деревянная чурочка, деревянная заготовка матрешки, жесткая бумага-шкурка, кисточки, разноцветная гуашь, высушенная соломка злаковых культур; книжки-раскраски с элементами росписи, рабочие тетради по основам народного искусства, музыкальное сопровождение (русская народная песня «Русская матрёшка», песня Ю.Вережникова «Русская матрёшка», песня «Матрёшки» музыка З.Левиной, слова З.Петровой); медиа - ресурсы: аудиомагнитофон, мультимедийный проектор и доска.

Сценарный план квест-игры «Тайна куклы с секретом»

Ведущий: Ребята, какими игрушками вы любите играть больше всего? А знаете ли вы, какими игрушками любили играть ваши родители? А ваши бабушки, дедушки, прабабушки и прадедушки? Предлагаю отправиться в путешествие и узнать тайну любимой куклы наших предков. Путешествовать мы будем в группе. Наша команда должна найти ключи-подсказки, а по ним найти местонахождение тайника. Ключи находятся на станциях. Чтобы получить ключ необходимо выполнить задания.

В этом нам поможет волшебная шкатулка, а в ней записка: «Тайну вы узнать хотите? - В раздевалку выходите, на дерево - чудес внимательно смотрите. Среди картинок конверт с заданием найдите!» звучит русская народная песня «Русская матрёшка».

Станция № 1. «Отгадай-ка».

На дереве - чудес развешены картинки  с изображением предметов: машина, аист, танк, радуга, ёжик, шары, кошка, апельсин. В задании предлагается выделить первые звуки в названиях каждой картинки и из них составить слово и буквами соответствующими этим звукам выложить слово (матрешка).

Ведущий показывает детям матрешку: «Кто не знает русскую матрешку, любимую красавицу-игрушку ваших предков! Возьмешь в руки деревянную куколку, полюбуешься ярким, затейливым рисунком — хороша девица! А улыбается она так хитро, потому что прячет секрет. Не спеша разъединишь две половинки - а внутри… записка с заданием?!».

Ведущий читает задание: «В уголок литературы проходите, историческими знаниями удивите!»

Станция № 2 «Исторический перекресток».

  1. На полке дети находят древний свиток. В нем вопросы викторины: «Если все вопросы отгадаете, матрешку с заданием получаете!»
  2.  Когда появилась первая матрешка на Руси? (не многим более ста лет назад).
  3. Какая игрушка стала прообразом русской матрешки? (фигурка добродушного мудреца Фукурумы, состоящая из двух половинок, внутри которых прятались фигурки поменьше, ученики мудреца).
  4. Почему матрешка так называется? (в то время на Руси имя Матрена было самым распространенным).
  5. Кто сделал первую русскую матрешку? (токарь Василий Звездочкин выточил из дерева заготовки, художник Сергей Малютин придумал эскиз и расписал в русском стиле кукол - их было восемь).
  6. Почему все матрешки разные? (каждый мастер расписывает куклу по-своему, стиль росписи характерен для местности, где изготавливается матрешка, поэтому есть матрешки Загорские, Семеновские, Полхов-Майданские, Вятские).
  7.  Каковы сюжеты современных матрешек? (художники расписывают их под былинных и сказочных персонажей, под диких и домашних животных, богатырей и солдат, государственных деятелей разных государств).

Ведущий читает задание из второй матрешки: «В мастерскую нашу проходите — знаниями о создании матрешки удивите!». Звучит песня Ю.Вережникова «Русская матрёшка».

Станция № 3 «Слобода мастеров»

В уголке детского творчества на столике выложены: деревянная чурочка, деревянная заготовка матрешки, жесткая бумага-шкурка, кисточки, разноцветная гуашь, высушенная соломка злаковых культур; книжки-раскраски с элементами росписи, рабочие тетради по основам народного искусства; третья матрешка из набора. Детям предлагается с наглядной опорой на эти предметы вспомнить и рассказать об этапах изготовления матрешки русскими мастерами.

Примерный рассказ детей (ожидаемый результат): «Для основы матрешки используются лиственница, липа, осина или береза, срубленные в конце зимы или ранней весной, когда в них мало сока. Заготовленные бревна сушат, складывая так, чтобы между стволами свободно проходил воздух. Через несколько лет просушенное дерево распиливают на чурочки — заготовки для будущих матрешек. Мастер выбирает чурочку и приступает к изготовлению матрешки, первой вытачивая на токарном станке самую маленькую матрешку, потом следуют матрешки побольше. Последней будет самая большая матрешка, в неё будут вкладываться все остальные. Готовые фигурки протирают жесткой шкуркой, и пропитывают специальным прозрачным составом, чтобы краски ложились ровно. Далее фигурки попадают в руки художнику. Каждый художник расписывает свою матрешку особым, характерным только для него стилем. Такая матрешка называется авторской».

Ведущий обращает внимание детей на готовую (третью из набора) матрешку и зачитывает следующее задание: «В уголок музыкальный заходите - стихи, загадки о матрешке прочтите!»

Станция № 4 «Музыкальная ярмарка»

Ведущий с детьми выполняет с детьми физкультминутку «Нарядные матрешки»:

Хлопают в ладошки дружные матрешки. (Хлопают в ладоши)
На ногах сапожки, (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед)
Топают матрешки. (Топают ногами)
Влево, вправо наклонись, (Наклоны телом влево - вправо)
Всем знакомым поклонись. (Наклоны головой влево - вправо)

Девчонки озорные, матрешки расписные.
В сарафанах ваших пестрых (Руки к плечам, повороты туловища направо - налево)
Вы похожи словно сестры.
Ладушки, ладушки,
Веселые матрешки. (Хлопают в ладоши)

Дети читают стихи и загадывают загадки о матрешке:

 

Наша русская матрёшка,
Не стареет сотню лет!
В красоте, в таланте русском,
Весь находится секрет!

Велика Россия наша,
И талантлив наш народ!
О Руси родной умельцах,
На весь мир молва идёт!

Я Матрёшка-сувенир,
В расписных сапожках.
Прогремела на весь мир
Русская Матрёшка.

Мастер выточил меня,
Из куска берёзы.
До чего румяна я,
Щёки, словно розы.

Деревянные подружки,
Любят прятаться друг в дружке,
Носят яркие одёжки,
Называются - матрешки.

В одной кукле - кукол много,
Так живут они - друг в дружке,
Их размер рассчитан строго -
Деревянные подружки.

Эти яркие сестрички,
Дружно спрятали косички,
И живут семьей одной.
Только старшую открой,

В ней сидит сестра другая,
В той еще сестра меньшая.
Доберешься ты до крошки,
Эти девицы -…(Матрешки)

Среди музыкальных инструментов дети находят (четвертую из набора) матрешку с заданием: «К доске волшебной подходите - стиль росписи матрешкам подберите»

Станция № 5 «Мастерская художника»

В  зоне  познавательной активности группы на экране открыта игра «Одень матрешку» (Загорская, Семеновская, Полхов-Майданская, Вятская): е представлены четыре силуэта матрешки без росписи, четыре стиля росписи. Ребенок выполняет задание и аргументирует свой выбор. (Загорская матрешка одета в сарафан, передник и платок, часто держит в руках букет цветов или корзинку. Платок, передник и сарафан украшают цветами, используя простые цвета: красный, зеленый, синий. У семеновской матрешки платок с каймой с цветочными бутонами, в руках большой букет цветов: розы, колокольчики, колоски. Преобладающие цвета: красный, малиновый, желтый, зеленый, фиолетовый. Полхов - Майданская - сильно вытянутая вверх фигурка с маленькой головой. Вместо сарафана и передника широкий овал, заполненный крупными цветами и кудрявыми листочками. Платок не завязан узелком, а свободно спадает с головы. Любимый цвет росписи - большие малиновые цветы шиповника. Для украшения Вятской матрешки, используется сухая соломка от ржаных колосков двух цветов: белого и золотистого оттенков.)

Ведущий вместе с детьми находит в последней пятой матрешке ключ-подсказку с местонахождением тайника: «Всех сестренок-матрешек соберите, шкатулку тайную у глобуса на полке найдите, и тайну куклы с секретом назовите»

«Матрешка - символ жизни. Женщина даёт жизнь дочери, та, в свою очередь, даст жизнь следующему человеку и так далее. Матрешка символизирует богатство, плодородие, материнство. Именно поэтому её так любят в народе. Матрешка олицетворяет весь русский народ с его широкой душой, яркими красками, дружными семьями. Матрёшка - символ России и русской души».

Звучит песня «Матрёшки» музыка З.Левиной, слова З.Петровой. Ведущий дарит всем участникам красочные матрёшки.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Развитие общения у дошкольников/Под ред. А.В. Запорожца, М.И. Лисиной. – М.: МГУ,2015.

2. Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000.

3. Солнцева О.В. Дошкольник в мире игры. Сопровождение сюжетных игр детей. СПб.: Речь; М.: ТЦ «Сфера», 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект игрового занятия для детей старшего дошкольного возраста "С Днем Победы!"

Занятие в игровой форме позволит уточнить и расширить доступные детям представления о Великой Отечественной войне, привлечь внимание к празднику – День Победы....

Конспект игровой деятельности для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) в рамках проекта «Играем вместе» Квест-игра «Путешествие на Север».

Ребята отправляются на Северный полюс, где путешествуют по станциям, вместе с родителями проводят опыты, делают выводы  и в конце изготавливают макет Севера....

Игровое занятие для детей старшего дошкольного возраста «Кукла с секретом»

Интегрированное игровое занятие для старших дошкольников, целью которого является формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа через ознак...

Конспект летней прогулки для детей старшего дошкольного возраста. Квест - игра: В поисках ключика или проказы бабы Яги.

Конспект летней прогулки для детей старшего дошкольного возраста. Квест - игра: В поисках ключика или проказы бабы Яги. Цель: создание условий для развития познавательных способностей детей в процес...

Конспект игрового занятия для детей старшего дошкольного возраста «Квест-игра «Тайна куклы с секретом»

Конспект игрового занятия для детей старшего дошкольного возраста «Квест-игра «Тайна куклы с секретом»...

Конспект занятия Для детей старшего дошкольного возраста Квест - игра

Цель: Формирование у дошкольников эмоционального отношения к миру профессий через сюжетно-ролевую игру.Задачи:- Познакомить детей с профессией археолога. Закрепить знания детей о труде людей разн...