Авторская концепция. Тема «Нетрадиционные методы рисования для детей раннего возраста».
статья по рисованию (младшая группа)

Лучкина Татьяна Львовна

Изобразительная деятельнось с применением нетрадиционных техник и материалов. Дети с удовольствием выполняют такие задания, ведь они им по силам, и результат своей работы они видят сразу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл avtorskaya_kontseptsiya.docx23.29 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Детский сад №212 «Солнышко» общеразвивающего вида

МБДОУ «Детский сад №212 «Солнышко»

                                                                                               

Авторская концепция.

Тема «Нетрадиционные методы рисования для детей раннего возраста».

Воспитатель:

Лучкина Татьяна Львовна

2019 г.

    Способности к рисованию появляются у детей в раннем возрасте, когда они рисуют пальчиком на запотевшем стекле или маминой помадой на обоях. Как известно многим взрослым, осознанные движения пальцами рук приводят к активации речевой деятельности. Целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей первого младшего возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического развития ребёнка. Рука ребёнка в этом возрасте физиологически не совершенна. Как и весь организм она находится в стадии интенсивного развития. Мелкая моторика развита плохо. Наблюдается не полная амплитуда движений пальчиков и быстрая утомляемость. Чем больше мы будем уделять внимания этому, тем быстрее будет идти процесс постановки речи.  В процессе рисования ребёнок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое сам создаёт, огорчается, если что-то не получается.  Соединяя и комбинируя простые элементы, малыши развивают фантазию, пространственное и образное мышление.

   Рисование - очень интересный и в тоже время сложный процесс. Используя различные техники рисования, в том числе и нетрадиционные воспитатель прививает любовь к изобразительному искусству, вызывает интерес к рисованию. При пользовании нетрадиционными техниками рисования, работают обе руки, и это позволяет отлично развивать координацию.

     На первом этапе рисования мы даем возможность малышу поэкспериментировать с красками или с карандашом, но при этом не даем заданий что-то изобразить.

Однако, посмотрев на случайно получившийся рисунок ребенка, мы можем придать смысл тому, что у него вышло:

«Ой, смотри, дым идет»! (говорим, показывая ребенку на каракули в виде кругов и штрихов). Или: «Это у тебя дождик идет кап-кап-кап-кап» (если малыш чертит карандашом сверху вниз).

  Второй этап – направлен на развитие зрительного внимания, образного видения, восприятие предметов и их свойств (величины формы, цвета).

Воспитатель заранее готовит фон и придумывает тему для рисования, а малыш дорисовывает фрагменты на этом фоне.

   Так как дети от 2 - до 3 лет, только начинают знакомиться с нетрадиционным рисованием, то на занятиях их лучше начинать знакомить с самыми простыми методиками: рисование пальчиками и ладошками.

    ПРИМЕР 1: Рисование пальчиками. Данная техника предполагает два основных приёма. Это образование точечного следа на бумаге (пятно божьей коровки или шляпки мухомора) и проведение коротких или более длинных линий (травка, листья дерева, лучики солнца).

Подходящая тематика занятий:

- цветы,

- листья

- снежинки,

- яблоки на яблоне,

- зёрнышки для цыплят,

- игрушки на ёлке,

- горошки на платье.

   ПРИМЕР 2: Штрихование. Учимся закрашивать горизонтальную полосу, раскрашивать и создавать игровую ситуацию. Рисуем на белом листе бумаги автомобиль и дорогу. Говорим, что дорога белая и нужно почистить её от снега. Малыш раскрашивает дорогу серым или коричневым цветом («расчищает снег» для того, чтобы по дороге проехал автомобиль). Можно использовать карандаши, краски, фломастеры.

Подходящая тематика занятий:

- нитка от клубочка,

- дорожки и тропинки,

- машина едет по дороге,

- ленточки,

- горизонтальные ступеньки лесенки в саду,

- бегут весенние ручейки,

- много цветных карандашей лежит в коробке,

- дощечки и брёвнышки мостика через речку

- разноцветный коврик для кошки.

ПРИМЕР 3: Рисование ватными палочками. Кончик палочки окунается в краску, а затем ребёнок оставляет отпечатки на основе. Кропотливое монотонное занятие увлекает ребёнка, действует на него успокаивающе, что важно для гиперактивных малышей.

Подходящая тематика занятий:

- бабочка,

- дерево,

- стрекоза,

- животные,

- пейзажи.

ПРИМЕР 4: Рисование ладошками. Одна из любимых детьми техник. В блюдце с краской (разбавленная гуашь или пальчиковые краски) опускается внутренняя поверхность ладони. Затем ребёнок оставляет отпечаток на листе бумаги.

Подходящая тематика занятий:

- цветы

- солнышко

- дерево

- рыбка

- дракон

- петушок

- осьминог

Нанесённый отпечаток нужно дополнить деталями, чтобы получился завершённый образ (например, это глазик у рыбки, стебель или горшочек у цветка).

ПРИМЕР 5: Печатание. Суть метода печатания очень проста — краска наносится на поверхность какого-либо предмета, а затем он прикладывается к основе, оставляя оттиск. Для этой цели можно использовать готовые пластмассовые печатки, которые продаются в магазинах канцтоваров: на них изображаются животные, мультяшные персонажи, фрукты, овощи, геометрические фигуры.

Также воспитатель может самостоятельно изготовить такие штампы из овощей (самый популярный вариант — картофель), пенопласта, пробок от пластиковых бутылок (на них наклеивается простой поролоновый силуэт). Можно использовать листья деревьев, рельефные салфетки с узорами, перья птиц. 

Краска (гуашь или акварель) наливается в блюдце или небольшой поддон. Дошкольник опускает туда печатку и наносит оттиск на бумагу.

Подходящая тематика занятий:

- орнаменты,

- бусы,

- гусеница,

- рыбки в аквариуме,

- листья,

- цветы,

- петушки.

ПРИМЕР 6: Оттиск поролоном. Суть метода в том, что губка окунается в акварель, немного разбавленную водой, и прикладывается к основе. Таким способом получается расплывчатое изображение, с разводами и штрихами. Оно идеально подходит для создания определённых образов, например, животных с их мохнатой шкуркой. Для этого педагог предлагает малышам готовые силуэты, которые нужно раскрасить поролоном.

Подходящая тематика занятий:

- снеговик,

- цветы,

- животные,

- деревья,

- овощи и фрукты,

- подводный мир.

ПРИМЕР 7: Рисование свечой. Воспитатель заранее рисует на бумаге какие-то образы или узоры, а затем предлагает детям закрасить основу акварелью. В результате на листе проступает рисунок, что вызывает у малышей удивление.

Подходящая тематика занятий:

- солнышко,

- цветы,

- животные,

- морозные узоры,

- снежинки,

- подводный мир.

   В процессе совместного рисования используем различные методы и приёмы:

- словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет).

- наглядные

- практические

- игровые

- рассматривание иллюстраций

- целевые прогулки

- использование технических средств обучения

Используемые методы позволяют развивать специальные умения и навыки, подготавливать руку ребёнка к письму:

- дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет

на полноту восприятия окружающего мира;

- формируют эмоционально- положительное отношение к самому процессу рисования;

- способствуют более эффективному развитию воображение, восприятие и, как следствие, познавательных способностей.

В заключение хотелось бы сказать следующее: рисование для ребенка – радостный, вдохновенный труд, который очень важно стимулировать и поддерживать, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности. А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь самоценным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, самоидентификация в творческой работе, целенаправленность деятельности. Это и есть главный аспект в моей работе, чтобы занятия приносили детям только положительные эмоции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс для родителей второй группы раннего возраста по теме: «Нетрадиционная техника рисования с детьми раннего возраста»

Мастер – класс для родителей второй группы раннего возраста по теме: «Нетрадиционная техника рисования с детьми раннего возраста»...

нетрадиционные методы рисования для детей раннего возраста или рисуем дома.

Уважаемые родители!Чтобы привить любовь к изобразительному искусству, вызвать интерес к рисованию, начиная с младшего возраста, советую использовать нетрадиционные способы изображения. Положительные э...

Методическая разработка на тему «Нетрадиционные техники рисования для детей раннего возраста»

Методическая разработка  на тему«Нетрадиционные техники рисования для детей раннего возраста»...

«Хеппенинг, как нетрадиционный метод рисования с детьми раннего возраста»

Изобразительная деятельность с использованием нетрадиционных технологий является наиболее благоприятной для развития творческих способностей детей....

Презентация "Нетрадиционные методы рисования для детей раннего возраста"

Нетрадиционные методы рисования для детей раннего возраста...