"Украшение салфетки мордовским узором"
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа)

Сульдина Елена Николаевна

Конспект НОД

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_ukrashenie_salfetki_mordovskim_uzorom.docx18.29 КБ

Предварительный просмотр:

Задачи:

• Продолжать знакомить детей с элементами мордовского орнамента

• Учить передавать колорит мордовского орнамента: элементы, цветовую гамму, рисовать узор из геометрических фигур по мотивам народной вышивки.

• Закрепить умение работать кистью и красками

• Развивать связную речь

• Формировать словарный запас

• Воспитывать интерес к мордовской народной культуре, эстетический вкус

Методические приемы:

• Сюрпризный момент

• Рассматривание мордовского костюма

• Рассказ воспитателя о символике

• Дидактическая игра «Назови элементы мордовского орнамента»

• Объяснение, показ

• Самостоятельная деятельность детей

• Индивидуальная помощь

• Итог занятия

Предварительная работа:

• Рассматривание иллюстраций мордовской вышивки, орнамента

Словарная работа:

Названия элементов орнамента: восьмиконечная звезда, роговидный узор.

Материал:

• Карточки с элементами мордовского орнамента

• Заготовки «салфеток» для росписи

• Краски, кисти, стаканчики с водой, салфетки.

Ход занятия.

Воспитатель: - Ребята, к на занятие пришла гостья.

/кукла в национальном мордовском костюме/

- Посмотрите, какое у нее красивое платье с красивым орнаментом. В орнаменте всегда отражается характер и культура народа. Поэтому по орнаменту можно определить, к какому народу относится произведение искусства. Как вы думаете, в какой национальный костюм одета наша гостья?

Дети: - Кукла одета в мордовский национальный костюм.

Воспитатель: - Посмотрите внимательно и скажите, из каких геометрических фигур состоит мордовский орнамент?

Дети: - Ромб, треугольник, квадрат, круги.

Воспитатель: - Какие еще элементы присутствуют в мордовском орнаменте?

Дети: - Галочки, восьмиконечная звезда, розетка.

Воспитатель: - А еще, ребята, зигзаг, роговидный узор и S-овидные узоры.

/Выставляются на доску названые элементы орнамента (карточки)/

Воспитатель: - Ребята, каждый элемент в мордовском орнаменте имеет свое значение:

- Ромб – символ изобилия, плодородия.

- Розетка – символ солнца. Он имеет четыре части и точно указывает на стороны света.

- Зигзаг – символ воды.

- Роговидные узоры символизируют деревья, траву.

- S-овидные фигуры символизируют птиц.

Воспитатель: - Ребята, ка вы думаете, на каких предметах могут встречаться эти элементы орнамента?

Дети: - На одежде, посуде, игрушках, салфетках, полотенцах.

Воспитатель: - Мордовскими узорами украшали, в основном, одежду и узоры в этом случае выполняли роль оберегов. У языческой мордвы было много богов: бог огня – Талава, богиня солнца – Чиава, богиня воды – Ведьава, хранительница леса – Верьява и другие. Украшая свою одежду узорами, люди просили защиту у своих богов.

Воспитатель: - Давайте рассмотрим одежду кукол. Какой цвет преобладает на ее одежде?

Дети: - Красный!

Воспитатель: - Правильно. Расцветка мордовской вышивки включает в себя четыре цвета:

- красный – символизирует любовь, красоту, здоровье,

- черный – нейтральный цвет,

- желтый – символизирует полезность,

- зеленый – символизирует молодость.

Так же в мордовском орнаменте присутствует белый цвет, который символизирует жизнь, добро и чистоту.

Воспитатель: - А сейчас, давайте отдохнем и нарисуем в подарок нашей гостье салфетки с мордовским орнаментом.

Физминутка «Два хлопка»

Два хлопка над головой,

Два хлопка перед собой,

Две руки за спину спрячем

И на двух ногах поскачем.

Вдох и выдох – улыбнитесь

Потихонечку садитесь.

Воспитатель: - А теперь давайте пройдем за столы и прежде чем приступить к украшению салфеток, скажите, как надо работать красками?

Дети: - Аккуратно. Не надо набирать много воды и краски на кисточку.

Воспитатель: - Приступайте к работе.

/Если детям нужна помощь, то воспитатель индивидуально помогает/

Воспитатель: - Ребята, выставляйте свои работы на выставку.

Итог занятия.

Воспитатель: - Ребята, посмотрите, какие красивые у вас получились салфетки. Какие элементы орнамента вы использовали в своих работах?

Ответы детей.

Воспитатель: - Какая салфетка вам больше всего понравилась? Почему?

Ответы детей.

Воспитатель: - Вы, ребята, все молодцы! Наша гостья осталась очень довольна.  Все ваши салфетки получились яркими, красивыми. 

Занятие закончилось. Всем спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организационной образовательной деятельности Художественное творчество (аппликация) «Украшение салфетки мордовским орнаментом»

Данный конспект организованной образовательной деятельности позволяет расширить и углубить знания детей о Республике Мордовия; учить украшать изделия мордовским орнаментом; развивать творческие ...

«Украшение дома мордовским узором» Конспект интегрированной НОД в старшей группе с использованием ИКТ

МБДОУ «Лямбирский детский сад №3 комбинированного вида»    «Украшение дома мордовским узором» Конспект интегрированной НОДв старшей группе с использованием ИКТ(выездного семин...

Конспект занятия аппликация в старшей группе, по теме " Украшение закладки" ( мордовский узор)

Интегрированное занятие с детьми старшего дошкольного возраста....

«Украшение салфетки мордовским орнаментом».

Тема НОД: Украшение салфетки мордовским орнаментом.Образовательная область: Художественно-эстетическое и речевое развитие.Вид НОД: Аппликация и развитие речи.Возрастная группа: вторая младшая группа.Н...

Конспект НОД «Украшение поделок мордовским узором»

Соприкосновение с декоративно - прикладным искусством обогащает ребят, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре.     Познавая красоту народ...