Конспект НОД на тему: «Гжельская роспись. Сказочная гжель» в подготовительной группе
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа)

Зайцева Марина Александровна

 Интегрирование художественно-эстетической области с познавательной и развитием речи.

Вид деятельности: продуктивная, коммуникативная.

Форма работы: групповая.

Цель: Расписать готовые глиняные тарелочки  гжельской  росписью кистивым  мазком.

Задачи: - Закрепить знания детей о русском декоративно-прикладном искусстве. Различать и называть различные промыслы. Учить составлять узор на разных формах, выполняя в центре узор из растительных элементов, по краям кайму. Приобщать детей к истокам русской народной культуры. Продолжать знакомить детей с гжельской росписью, с  ее историей и производством.

-  Развивать умения детей видеть и выделять характерные элементы: точки, прямые и волнистые линии, мазок « капелька», мазок тенью, цветы, листья, умение составлять композицию, выделять ее основную часть. Побуждать проявлять фантазию и самостоятельность в создании росписи. Развивать творческие способности.

-Воспитывать в детях умение любоваться красотой гжельской росписи, отличать ее от других видов росписей. Воспитывать интерес и уважение  к труду гжельских мастеров. Воспитывать любовь к народному творчеству.

Демонстрационный материал: Изделия хохломские, дымковские, городецкие, жостовские. Гжельские изделия, иллюстрации гжельских изделий, слайд-шоу « Сказочная гжель», аудиозапись песни  Ю. Чичкова  «Незабудковая гжель».

Раздаточный материал: Готовые глиняные тарелочки для росписи, акварельная синяя краска, палитра, две кисти №3 и №5, ватные палочки, баночка с водой, салфетки.

Предварительная работа: познавательное занятие по мотивам народных росписей. Просмотр видео « Галилео. Гжель»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл КОНСПЕКТ20.44 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  НОД на тему: «Гжельская роспись. Сказочная гжель» в подготовительной группе. Интегрирование художественно-эстетической области с познавательной и развитием речи.

Вид деятельности: продуктивная, коммуникативная.

Форма работы: групповая.

Цель: Расписать готовые глиняные тарелочки  гжельской  росписью кистивым  мазком.

Задачи: - Закрепить знания детей о русском декоративно-прикладном искусстве. Различать и называть различные промыслы. Учить составлять узор на разных формах, выполняя в центре узор из растительных элементов, по краям кайму. Приобщать детей к истокам русской народной культуры. Продолжать знакомить детей с гжельской росписью, с  ее историей и производством.

-  Развивать умения детей видеть и выделять характерные элементы: точки, прямые и волнистые линии, мазок « капелька», мазок тенью, цветы, листья, умение составлять композицию, выделять ее основную часть. Побуждать проявлять фантазию и самостоятельность в создании росписи. Развивать творческие способности.

-Воспитывать в детях умение любоваться красотой гжельской росписи, отличать ее от других видов росписей. Воспитывать интерес и уважение  к труду гжельских мастеров. Воспитывать любовь к народному творчеству.

Демонстрационный материал: Изделия хохломские, дымковские, городецкие, жостовские. Гжельские изделия, иллюстрации гжельских изделий, слайд-шоу « Сказочная гжель», аудиозапись песни  Ю. Чичкова  «Незабудковая гжель».

Раздаточный материал: Готовые глиняные тарелочки для росписи, акварельная синяя краска, палитра, две кисти №3 и №5, ватные палочки, баночка с водой, салфетки.

Предварительная работа: познавательное занятие по мотивам народных росписей. Просмотр видео « Галилео. Гжель»

Ход НОД.

Организационный момент :

Добрый день дети. Приветствие: «вместе с солнышком встаем, вместе с птичками  поем. С добрым утром, с ясным днем, вот как славно мы живем» (показываем в движении).

Основная часть:

Воспитатель ( экскурсовод): - Мы находимся в музеи ДПИ. Здесь представлены работы различных художественных промыслов ( хохлома, городец,  жостово) Путешествуем по мастерским народных умельцев

- Скажите, кого мы называем мастером, умельцем? Как вы понимаете пословицу: красна птица пером, а человек уменьем? (человек славится тем, что он хорошо умеет делать, в чем он мастер).

- Дети, а что такое русские народные промыслы?

Дети: это то что мастерили русские люди .(Показывают предметы городецкие, хохломские, дымковские.)

Воспитатель: да, русские люди - удивительный народ. Они всегда стремились к красоте, замечали ее вокруг себя: восход и закат солнца, снегопад, хоровод осенних листьев. И своими руками русские люди творили  чудеса, украшали свое жилье, делали посуду, игрушки и многое другое. Так и появились русские народные промыслы. И сейчас мы отправляемся в следующий зал нашего  музея.

. Следующий зал это производство гжельской посуды.

Воспитатель ( мастер) - Есть в России такое местечко,

Где белая рощица, синяя речка.

И светлеет вода родниковая,

И дыхание ветра свежей,

Расцветает в полях васильковая,

Незабудковая …Гжель.

- Дети, почему в стихотворении гжель называют васильковой, незабудковой?

Дети: потому, что эти цветы голубого и синего цвета.

Воспитатель: послушайте сказку – В некотором царстве, в некотором государстве протекала речка  Гжелка и вода была в ней синяя- синяя. И поселились на ее берегах смелые да умелые, веселые да красивые мастера. А на берегах той речки глина была белая- белая. Думали они  думали и придумали. Стали они лепить белую посуду, игрушки и расписывали все синей краской  разных оттенков. Сами мастера говорили, что небо у них синее-синее , вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор. Рисовали мазками различные узоры из сеточек, полосочек, цветов и сказочных животных и птиц. Полюбилась людям красивая работа мастеров и стали называть ее нежно-голубое чудо Гжель.

Воспитатель с детьми подходят к выставки с гжельской посудой и игрушками, рассматривают и воспитатель предлагает отправиться в мастерскую художника.

Воспитатель (художник):- Дети , я к вам спешила и посуду разбила, помогите склеить, в нашей мастерской ничего не выбрасывают.( Дети двумя группами собирают мазайку – картинку «Квасник» и «Чайник».

-Что же это такое?

Сине-голубые розы, листья, птицы

Увидев вас впервые, каждый удивится!

Чудо на фарфоре - синяя купель.

Это называется просто роспись гжель.

-Сейчас мы перейдем в сказочную мастерскую. Оказывается, что гжельские мастера расписывают посуду и игрушки по розовому  фону черным цветом, и помещают в печь для обжига и уже   от    туда она  является белоснежной и с синими узорами (просмотр слайд – шоу «Сказочная Гжель»). Но    мы   же в сказочной мастерской и будем работать синей акварельной краской и сразу кистью по белому фону глиняной тарелочки. Пальчики наши очень ловкие и  послушные.

Пальчиковая гимнастика:

Наши синие цветы распускают лепестки

Ветерок чуть дышит, лепестки колышит.

Наши синие цветы закрывают лепестки.

Голову склоняют – тихо засыпают.

Воспитатель (художник) – Начинаем расписывать глиняные тарелочки  используя приемы примакивания, точки ,   завитушки,капельки, мазок с тенью, листья- птицы и т.д.

Показывает:

  1. Раз-крючок, два-крючок, а потом помыть бочок.
  2. …-точки - мышиные глазки ,   любят подсматривать сказки.
  3. Стебелечки – волосинка.
  4. Завитушки, завитушки у розочки на макушке
  5. Птица крыльями махнула – в сказке все случается - крылья в листья превращается
  6. Вот листочки и шипы - очень острые они
  7. По белоснежному полю розы засинели
  8. Колокольчики цветы очень нежные они.  

Дети расписывают свои тарелочки, воспитатель – художник следит за осанкой, координирует работу. Звучит песня «Незабудковая гжель».

Итог. Дети показывают свои работы.

Воспитатель (мастер) читает стихи

Ай да блюдо, что за диво, хороши и те, и те.

Все нарядны и красивы.

Расписные, все в цветах!

Здесь и розы ,  и ромашки, одуванчик, васильки,

С синей сеточкой по краю,

Просто глаз не отвести.

Сотворили это чудо не за тридевять земель.

Расписали мы посуду

В нашем саде – Сказку Гжель!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта непрерывной образовательной деятельности (НОД) по декоративно-прикладному рисованию на тему: «Гжельская роспись»

Технологическая карта непрерывной образовательной деятельности (НОД)Возрастная группа : старшаяВид деятельности и тема занятия:  декоративно-прикладное рисование на тему: «Гжельская роспись...

Конспект занятия по ознакомлению детей с гжельским народным промыслом «Сказочная гжель» в подготовительной группе.

Конспект занятия по ознакомлению детей с гжельским народным промыслом «Сказочная гжель» в подготовительной группе.Цель: Обобщать знания детей о народном художественном промысле русских мас...

Конспект НОД по пластилинографии «Сказочная гжель» в подготовительной группе

Конспект НОД по пластилинографии «Сказочная гжель» в подготовительной группе...

Конспект ООД на тему: «Гжельская роспись. Лошадка» в подготовительной группе.

Конспект  ООД на тему: «Гжельская роспись. Лошадка» в подготовительной группе. Интегрирование художественно-эстетической области с познавательной и развитием речи.Вид деятельност...

Конспект занятие по нетрадиционной технике рисования ватными палочками на тему " Гжельская роспись" в старшей группе.

Конспект занятий по нетрадиционной технике рисования ватными палочками "Гжельская роспись" расписывания  готовых чайничков из листов  А4...

Досуг «Сказочная гжель» в подготовительной группе.

Обобщать знания детей о народном художественном промысле русских мастеров....