Программа по нетрадиционным техникам рисования. Кружок ИЗО.
рабочая программа по рисованию (старшая, подготовительная группа)

Быкова Светлана Александровна

Этой программой  пользуюсь при рпаботе с детьми посещающими кружок ИЗО. Результаты очень хорошие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon программа 5-6 лет275 КБ
Microsoft Office document icon программа 6-7 лет262 КБ

Предварительный просмотр:

Принято на Педагогическом совете

от «26» мая 2016 г. № 3

                      Утверждено приказом

                      от 26 май 2016г. № 95

Дополнительная образовательная программа-

дополнительная общеразвивающая программа   «Обучение нетрадиционным техникам рисования»

Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад «Детский сад № 57»

(МБДОУ «Детский сад № 57)

для детей 5-6 лет

Срок реализации программы: 8 месяцев

Составители:

Старший воспитатель: Е.Н.Щеглова

Руководитель кружка: С.А.Быкова

                                                   г. Нижний Новгород

2016 г.

Содержание программы.

  1. Пояснительная записка___________________________________2
  1.  Цель и задачи_____________________________________________2-3
  2.  Планируемые результаты освоения детьми программы дополнительного образования______________________________________________3-4
  3. Техники нетрадиционного рисования и упражнения__________4-7
  4.  Формы проведения итогов реализации программы____________7
  1. Организационно-педагогические  условия__________________7
  1.  Материально- техническое обеспечение_________________8
  1. Учебный план
  1.  Учебный план_______________________________________8
  2.  Календарно-учебный график___________________________9
  1. Рабочая программа._______________________________________10-18
  2. Оценочные материалы.______________________________________19
  3. Список литературы________________________________________20

  1. Пояснительная записка

Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства.

Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире.

Основной целью современной системы дополнительного образования является воспитание и развитие личности ребенка. Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Становление художественного образа у дошкольников происходит на основе практического интереса в развивающей деятельности. Занятия попрограмме

«Нетрадиционная техника рисования» направлены на реализацию базисных задач художественно-творческого развития детей. Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых детям предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать,фантазировать.

  1. Цель программы:

Развивать художественно – творческие способности у детей 5-6 лет через нетрадиционные техники рисования.

Задачи:

              1.Знакомить детей с разными нетрадиционными техниками изображения :

-Рисование пальчиками;

-Рисование ладошкой;

-Рисунок из ладошки;

-Тычок ватной палочкой;

-Оттиск пробкой;

-Оттиск печатками;

-Оттиск печатками из ластика;

-Оттиск поролоном;

-Оттиск смятой бумагой;

-Печать по трафарету;

-Печать листьями;

-Восковые мелки + акварель;

-Акварель на мятой бумаге;

-Монотипия предметная;

-Монотипия пейзажная;

-Кляксография обычная;

-Раздувание краски;

-Чёрно-белый граттаж;

-Цветной граттаж;

-Тиснение;

-Тычкование;

-Набрызг;

-Обрывание бумаги;

-Скатывание бумаги;

-Рисование верёвочкой

Способствовать умению детей использовать разнообразный нетрадиционный материал для создания выразительного образа в рисовании.

  • Поощрять и поддерживать творческие находки детей в использовании нетрадиционного материала, стремление к самостоятельному решению творческих задач.
  • Воспитывать у детей умение утверждать свою личностную позицию в художественно - творческой деятельности с использованием нетрадиционных техники изображения.

Актуальность

                     Программа ориентирована на разностороннее развитие ребенка, реализуемое через его потенциальные возможности; на вовлечение в  творчество; направлена на удовлетворение потребностей растущей личности в разностороннем развитии посредством знакомства с нетрадиционными техниками рисования. Отвечает современным концепциям дошкольного образования, где приоритетными являются личностно – ориентированные цели.

              Новизной и отличительной особенностью кружка по нетрадиционной технике рисования является то, что в системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества, предоставляется возможности манипулировать с разнообразными по качеству и свойствам материалами. Используются самодельные инструменты, природные и бросовые материалы. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.

  1. Планируемые результаты освоения детьми программы дополнительного образования:
  • В конце учебного года дети в изобразительной деятельности самостоятельно используют нетрадиционные материалы, инструменты;
  • ребенок овладевает нетрадиционной техникой печатания: пальчиками, ладошкой печатками из различных материалов с разной структурой, понимает изобразительно –выразительные возможности различных материалов.
  • ребенок овладевает нетрадиционной техникой тычка: пальчиком, палочкой, сухой жесткой кистью, осознает ритм, как изобразительно-выразительное средство.
  • ребенок овладевает нетрадиционными  техниками с жидкой краской: раздувание краски, набрызг, кляксография.
  • ребенок знает элементы нетрадиционных техник с очень густой краской: расчесывание краски, витраж.
  • ребенок знает элементы нетрадиционной техникой –  монотипия.
  • ребенок знает элементы нетрадиционных  техник со смешением материалов: граттаж, фотокопия, проступающий рисунок.
  • ребенок знает элементы нетрадиционных техник рисования с использованием нетрадиционных  средств изображения: рваная бумага, скатываемая бумага, ткань, нитки, тиснение.
  • В работе с нетрадиционным материалом проявляют творческие находки;
  • Стремятся к самостоятельному решению творческих задач;
  • Умеют утверждать свою личностную позицию в художественно - творческой деятельности с использованием нетрадиционных техники изображения.

  1. Техники нетрадиционного рисования и упражнения.
  • Граттаж-  суть этой техники, которая издавна использовалась в России и называлась рисование по восковой прокладке,  в процарапывании.

Описание техники:

 Сначала наносим цветной фон акварелью и подсушиваем бумагу.

-  Далее весь фон полностью затрём воском.

-  Нальём в розетку чёрной гуаши и добавим немного шампуня, тщательно перемешаем.

-  Затем покроем этой смесью парафиновый лист.

-  А теперь возьмём заострённую палочку и начнём процарапывать рисунок.

Надо иметь ввиду, что эту технику можно осваивать только тогда, когда у ребёнка достаточно хорошо развиты глазомер и координация движений.

Упражнения:

 «В рождественскую ночь» Яркие звёзды и тонкий месяц процарапываем аккуратно.

 «Что за звёздочки такие…» Процарапываем снежинки. Ни одна снежинка не похожа на другую.

  «Ночной мотылёк»  Яркий фонарь показался ночному мотыльку солнцем.

   «Салфетка для мамы» Она может быть различной формы и с любым рисунком.

 «Волшебная поляна» Кто – то злой закрасил всю поляну чёрной краской. Ничего страшного. Вот      появилась бабочка, а вот цветок.

«Дворец для Снегурочки»  Ночь. И вдруг сказочный терем, в котором живёт Снегурочка.

 «Полёт в космос» Космонавтов встречают холодные звёзды, незнакомые планеты.

 «Вечерний город»  Как красиво, когда зажигаются огни в окнах домов и уличные фонари!

«Ветер по морю гуляет»  Летит кораблик на всех парусах по водной глади.

  • Монотипия– эта техника, развивающая у детей воображение, фантазию, чувство цвета, формы.

Описание техники:

   Для работы понадобится гуашь разных цветов и согнутый пополам лист бумаги.

- Рисуем половину круга на правой от сгиба стороне листа, затем левую половинку листа прижмём к правой и разгладим сложенный таким образом лист. Раскроем и посмотрим, что получилось. Мяч? А может быть солнце? Тогда дорисуем лучи.

- Нанесём яркие пятна на одну половинку листа бумаги, прижмём другую. Что получилось?

Упражнения:.

Детям предлагается нарисовать на одной половине листа всё, что им хочется, а затем…

 «Каких я видела бабочек»  На бумагу наносятся различные цветные пятна. А затем бумагу можно складывать в разных направлениях.

 «Осенний парк» Дорогу и небо нарисуем в технике монотипия, сложив лист по «линии горизонта». А потом по небу полетят облака разной формы, а на дороге мы увидим лужи и опавшие листья.

 «Я и мой портрет» Нарисуем себя и посмеёмся.

«Город на реке» Нарисуем город, согнём бумагу по «линии горизонта». Намочим вторую половину бумаги и прижмём к первой – город отразиться в воде.

 «Белый пароход» Согнём лист бумаги по «линии горизонта». Нарисуем рисунок в верхней части листа, а затем, намочив нижнюю часть, сложим лист. Пароход отразиться в волнах моря.

«Гномы – близнецы» Нарисуем одного гномика. Сложим лист пополам, разгладим. Вот и брат.

  • Печатка  техника, позволяющая многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков разные композиции.

Описание техники:

 Для начала нужно изготовить «печатку». Печатки изготовить несложно самим: надо взять ластик, нарисовать на торце рисунок и срезать всё ненужное. «Печатка» готова!

Прижимаем её к подушечке с краской, а затем к листу бумаги. Получается ровный и чёткий отпечаток. Составляй любую композицию!

Упражнения:

- букет цветов;

- букет из рябиновых веток.

  • Расчесывание краски, рисование солью – техники используются для придания фактуры.

Описание техники:

 Для рисования в этой технологии  понадобиться гребешок, зубочистка или вилка. Ими проводят по мокрой краске процарапывая прямые или волнистые линии. Соль насыпают на мокрую краску, дают ей высохнуть и ссыпают. Это придает изображению зернистость.

Возьмём акварельный мелок или кисточку с акварельной краской и начнём рисовать.

Упражнения:

«Дождик», «Морские волны», «Салфеточка», «Платье принцессы»

  • Раздувание кляксы – игры с кляксами помогают развить глазомер, координацию и силу движений, фантазию и воображение.

Описание техники:

Кляксографию используем в качестве игр и развлечений.

- Поставим большую, яркую кляксу. Возьмём трубочку для коктейля и осторожно подуем на каплю, побежала она вверх оставляя за собой след. Повернём лист и снова подуем.

- А можно сделать ещё одну кляксу, но другого цвета.пусть встретятся.

А на что же похожи их следы?

Упражнения:

 «Волшебная поляна» Поставим на листе разноцветные капли и раздуем их в разные стороны. Дорисуем стебли листья.

 «Букет цветов» Нарисуем вазу, стебли, листья.а цветы сделаем из клякс. Вот какие астры получились.

 «Волшебная лампа» Нарисуем сказочную лампу. Капнем кляксу – загорелся в лампе свет. А чтобы ярко горел и светил всем добрым людям, раздуем каплю.

  • Набрызг– непростая техника.

Описание техники:

Её суть в разбрызгивании капель с помощью приспособленной для этого зубной щётки и деревянной лопатки (стеки). Держа в левой руке зубную щётку наберём немного краски, а стекой будем проводить по поверхности щётки – быстрыми движениями по направлению к себе. Брызги полетят на бумагу. Вот и всё. Лучше осваивать эту технику летом на прогулке так как сначала капли краски летят не только на бумагу.

Упражнения:

«Салфетки» Сделаем набрызг разными красками и полюбуемся эффектом.

«Снегопад»  По цветному тону делаем набрызг белой краской.

Кружатся в танце белые снежинки.

 «Закружила золотая осень» Цветной краской (золотой) набрызгать листву. Кисточкой прорисовать стволы деревьев, ветки кустов. Получается красивый осенний лес.

  • Печать от руки и пальцев –  очень интересная техника.

Описание техники:

Обмакиваем  всю ладонь или её часть в краску  и оставляем отпечаток на бумаге.

Можно «раскрасить» ладонь в разные цвета и оставляем отпечаток на бумаге. В таком случае мы краску не только видим, но и чувствуем.

К отпечаткам ладоней можно добавить отпечатки одного или нескольких пальцев в разных комбинациях.

Упражнения:

Предложите детям представить:

«Потеряли перчатки по дороге котятки…»Раскрасим левую руку и приложим её к листу бумаги – одна перчатка нашлась! А теперь раскрасим правую руку (поучимся рисовать левой) и приложим отпечаток рядом. Обе перчатки нашлись!

«Чьё лицо?» Отпечаток одной ладони без пальцев похож на чьё – то лицо. Может быть к нам в гости пришёл домовёнок Кузя? Или Гном? Осталось взять кисточку и добавить необходимые детали.

 «Наши птицы» Отпечаток руки может превратиться и в утку, и в лебедя, и в любую волшебную птицу, и в важного индюка, задиристого петуха, гадкого утёнка.

«Цветы» Отпечаток всей ладони приложенный к нарисованному цветочному горшку может быть кактусом или ещё каким – нибудь цветком.

«Животные» С помощью данной техники можно изобразить  и испугавшихся животных, у которых шерсть встала дыбом.

 «Ежи» Прекрасная ежиная семья может выйти на прогулку, если прикладывать отпечатки разных по размеру ладошек.  

  1. Формы проведения аттестации проведения итогов реализации программы:

Тематические выставки к праздникам:

«Новогодняя сказка», «Защитники Отечества», «Для любимой мамочки», «День Победы», «День города».

  1. Организационно-педагогические условия

Настоящая программа составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей детей 6-го года жизни.

Срок реализации программы: 8 месяцев (октябрь - май).

Режим занятий: занятия проводятся два раза в неделю по 20 минут

Наполняемость группы: до 12 человек.

Формы организации деятельности воспитанников на занятии: фронтальная;

Структура занятия состоит из двух частей:

  1. Обучающая – по длительности – 1/3 часть общего времени занятия.
  2. Творческая – по длительности – 2/3 общего времени занятия.

Методы:

  • Метод активного восприятия, позволяющий детям накапливать впечатленияот произведений искусства и окружающегомира.
  • Метод взаимосвязи обучения и творчества, дающий ребѐнку возможность экспериментировать, находить способы передачи образа в рисунке, используя вариативныеприѐмы.
  • Метод освоения разных художественных материалов, экспериментирование с ними, способствующий созданию детьми эмоционально окрашенных образов в изобразительном творчестве.

Основные принципы

  • Принцип интеграции детской художественной деятельности (изобразительной, речевой, игровой).
  • Принцип связи изобразительного искусства с окружающей природой.
  • Принцип сотворчества педагога и детей.

2.2. Материально – техническое обеспечение

-материал для рисования:

  • гуашь (12 цветов) (12наборов);
  • восковые мелки (12 цветов) (12наборов);

-графитные карандаши (2м-3м) (12шт.);

-бумага различной плотности, цвета и размера;

-трафареты, печатки;

-трубочки, ластики, поролоновые губки, зубные щетки, зубочистки;

-палитры (12шт.);

-кисть «щетина» (12 шт.);

-кисти круглые беличьи (12шт.);

-банки для промывания ворса (12 шт.);

-салфетки из ткани впитывающие воду (12шт.);

-клей ПВА

  1. Учебный план
  1. Учебный план.

п/п

Содержание  программы

Кол-во часов

1.

Отпечатывание

2

2.

Трафаретное рисование

3

3.

Проступающий рисунок

3

4.

Пальчиковое рисование

2

5.

Рисование тычком

4

6.

Смешение техник

16

7.

Кляксография/каракулеграфия

7

8.

Раздувание краски

3

9.

Монотипия

2

10.

Набрызг

1

11.

граттаж

-

12.

батик

1

13.

соль

1

14.

нитки

1

15.

витраж

4

16.

Скомканная/ рваная бумага

3

17.

Цветовое пятно

2

Итого

60

  1. Календарный-учебный график.

Для детей 5-6 года жизни.

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

I

II

III

IV

I

II

III

IV

I

II

III

IV

II

III

IV

I

II

III

IV

I

II

III

IV

I

II

III

IV

I

II

III

IV

1

Отпечатывание

1

1

2

Трафарет

1

1

1

3

Рисование пальчиками

1

1

4

Тычок

1

1

1

1

5

Кляксографи

1

1

1

6

Раздувание краски

1

1

1

7

монотипияя

1

1

8

фотокопия

1

1

1

9

витраж

1

1

10

Каракулеграфия/ штрих

1

1

1

1

11

набрызг

1

12

паролон

1

1

1

1

1

1

13

Рваная скомканная бумага

1

1

1

14

нитки

1

15

соль

1

16

батик

1

17

Цветовое пятно

1

1

18.

граттаж

1

1

1

19

Все +

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

итого

8

8

8

8

8

8

8

8

  1. Рабочая программа.

Тема

Техника

Программное содержание

Оборудование

Лит-ра

сентябрь

1.

Печать

листьев

отпечатывание

Познакомить с техникой «печать растений»

Бумага А4

Гуашь

Кисть

Листья разных пород деревьев

Кн. 1

С. 5-10

2.

«Осень на опушке краски разводила»

отпечатывание

Развивать  видение  художественного образа и замысла через природные формы.

Бумага А3

Гуашь

Кисть

Листья разных пород деревьев

Кн. 1

С. 5-10

3.

«Лист на воде»

отпечатывание трафарет

Познакомить с техникой трафарета

Бумага А4

Гуашь

Кисть

Поролоновые тампоны

Листья клена

Кн. 1

С. 5-10

4.

Ветка рябины

Рисование пальчиками

Познакомить с техникой пальчикового рисования.

Бумага А4

Гуашь

Кисть

Гроздь рябины

Кн.1

С.11-15

5.

Вазочка

трафарет

Продолжать знакомить с техникой трафарета

Бумага А4

Гуашь

Кисть

Трафареты вазочек

Поролоновые тампоны

Подг. к занятию «Ветка рябины в вазе»

6.

Ветка рябины в вазе

(с натуры)

Рисование пальчиками

трафарет

Помочь детям осознать ритм как изобразительно-выразительное средство.

Бумага А4

Гуашь

Кисть

Ветка рябины

Ваза

Кн.1

С.11-15

7.

«Черемуха»

Рисование тычком

Познакомить с техникой рисования тычком

Бумага А4

Гуашь

Кисть

Ватные палочки

Кн.1

С.16-21

8.

Свободная тема

Использование всех техник с

к-ми познакомились

Развивать воображение, творчество,
инициативность через овладение нетрадиционными техниками печатания и тычка

Бумага А4

Гуашь

Кисть

Поролоновые

Тампоны

Трафареты

Ватные палочки

Кн. 1

С. 5-10

С.11-15

С.16-21

ноябрь

9.

Смешивание красок

Смешивание

паролон

Познакомить со способом получения цвета путем смешивания непосредственно на листе, с помощь поролоновой губки

Цветовой круг

Бумага А4

Гуашь

Белила

Поролоновая губка

Кисть

Подготовка

К занятию «Цветик-разноцветик»

10.

«Цветик-разноцветик»

Смешивание цвета

трафарет

Продолжать  знакомить со способом получения цвета путем смешивания непосредственно на листе, с помощь поролоновой губки,  внутри трафаретного контура.

Бумага А4

Гуашь

Кисть

Белила

Поролоновая губка

Кн.1

С. 22-27

11.

«Веселые кляксы»

Кляксография

Познакомить с таким способом изображения как кляксография

Бумага А4

Гуашь разведенная до очень жидкого состояния

Кисть

Кн.1

С. 28-31

12.

«Веселые кляксы»

(продолж.)

Кляксография

Показать выразительные возможности кляксографии.

Бумага А4

Гуашь разведенная до очень жидкого состояния

Кисть

Кн.1

С. 28-31

13.

«Дерево»

Раздувание краски

Познакомить с новым способом изображения – раздуванием краски

Бумага А4

Гуашь разведенная до очень жидкого состояния

Трубочка

Кисть

Кн. 1

С.32-36

14.

«Осенние мотивы»

(поздняя осень)

Раздувание краски

Развивать воображение и фантазию при освоении способа раздувания краски

Бумага А4

Гуашь, разведенная до очень жидкого состояния

Трубочка

Кисть

Кн. 1

С.32-36

15.

«Цветы, звёзды, салют…»

Раздувание краски

Закреплять способ рисования – раздувание краски

Бумага А4

Гуаш, разведенная до очень жидкого состояния

Трубочка

Кисть

Кн. 1

С.32-36

16.

Выставка

«Осенние мотивы»

Использование всех техник с

к-ми познакомились

Развивать воображение, творчество,
инициативность через овладение нетрадиционными техниками с жидкой краской

Бумага А3

Гуашь

Гуашь,разведенная до очень жидкого состояния

Кисть

Поролоновые

Томпоны

Трафареты

Ватные палочки

Трубочки

Кн.1

С. 28-31

С.32-36

декабрь

17.

Бабочка

(воспоминания о лете)

Монотипия

Познакомить с новой техникой – монотипия

Формировать понятие симметрии в рисунке через знакомство с нетрадиционной техникой рисования – монотипия

Бумага А4

Гуашь

Кисть

Подг. работа

18.

«Пейзаж у озера»

Монотипия

Продолжать знакомить с техникой – монотипия

Бумага А4

Акварель

Кисть

Кн.1

С. 37-42

19.

«Морозный узор»

Фотокопия

Восковые

мелки+

акварель

Познакомить с новой техникой, когда контур, нарисованный восковым мелком, не будет окрашиваться при нанесении поверх него акварели , а будет «проявляться»

Бумага А4

Акварель

Кисть

Восковые мелки

Кн.1

С.41-47

20.

«Морское дно»

Фотокопия

Восковые

мелки+

акварель

Продолжать знакомить с техникой проступающего рисунка (фотокопия)

Бумага А4

Акварель

Кисть

Восковые мелки

21.

Витражи для окошек Зимушки-Зимы

Клеевые картинки

(контурные

картинки – витраж)

Познакомить детей с понятием «витраж» и техникой его выполнения

Бумага А4

Гуашь

Кисть

Клей ПВА

Кн. 1

С.53-58

22.

Витражи для терема Лета»

Клеевые картинки

(контурные

картинки – витраж)

Продолжать знакомить с

понятием «витраж» и техникой его выполнения

Бумага А4

Гуашь

Кисть

Клей ПВА

Кн.1

С. 58-63

23.-

24.

Выставка

«Новогодняя сказка»

Использова-ние всех техник с к-ми познакомились

Развивать воображение, творчество,
инициативность через овладение нетрадиционными техниками монотипия, фотокопия  и витраж

Бумага А3

Гуашь

Гуашь,разведенная до очень жидкого состояния

Кисть

Поролоновые

Томпоны

Трафареты

Ватные палочки

Трубочки

Кн.1

С. 37-42

С.41-47

С.53-58

январь

25.

«Волшебные карандаши»

каракулеграфия

Развивать воображение через нетрадиционную технику каракулеграфия

Бумага А4

Цветные карандаши

Кн. 1

С.65-67

26.

«Волшебные подарки»

(«Веселые кляксы»)

Кляксографи

Продолжать знакомить  с таким способом изображения,  как кляксография

Бумага А4

Гуашь разведенная до очень жидкого состояния

Кисть

Кн. 1

С. 28-31

27.

«А снег идет, а снег идет…»

Рисование тычком

Продолжать формировать навык владения нетрадиционной техникой рисования -- тычок

Бумага тонированная А4

Гуашь

Кисть

Ватные палочки

Подготовка к выставке «Зимние  фантазии»

28.

«В  лесу родилась ёлочка»

Рисование тычком

Продолжать формировать навык владения нетрадиционной техникой рисования -- тычок

Бумага А4

Гуашь

Кисть

Ватные палочки

Подготовка к выставке «Зимние  фантазии»

29.-

30.

Выставка «Зимняя фантазия»

Использова-ние всех техник с к-ми познакомились

Развивать воображение, творчество,
инициативность через овладение нетрадиционными техниками

Бумага А3

Гуашь

Кисть

Поролоновые

Томпоны

Трафареты

Ватные палочки

Трубочки

февраль

31.

Зимние напевы

Набрызг

Познакомить с техникой набрызга Развивать воображение И творческую фантазию через освоение данной техники.

Бумага А4

Гуашь (белила)

Зубная щетка

Деревянная палочка

Кн. 2

С . 5-10

32.

Подводное царство

Осьминог

Рисование ладошкой

Совершенствовать умение в технике «Рисование ладошкой». Учить превращать отпечатки ладоней в рыб, медуз.

Бумага А4

Гуашь

33.

«Плюшевый медвежонок»

Рисование поролоном

Познакомить с навыком  рисования поролоновой губкой,

Бумага А4

Гуашь

Поролоновая губка

Кн.2

С.17-23

34.

Котенок

Рисование поролоном

Продолжать знакомить с навыком  рисования поролоновой губкой,

Бумага А4

Гуашь

Поролоновая губка

Кн.2

С.17-23

35.

Цирк

Рисование поролоном

Продолжать знакомить с навыком  рисования поролоновой губкой,

Бумага А4

Гуашь

Поролоновая губка

Кн.2

С.17-23

36.

«Мои любимые игрушки»

Рисование поролоном

Закреплять навык рисования поролоновой губкой,

Развивать творческое воображение через использование данной техники

Бумага А3

Гуашь

Поролоновая губка

Кн.2

С.17-23

37.

38.

Строим дом

Рваная бумага

Познакомить с техникой рваной бумаги

(мозаика)

БумагА4

Цветная бумага

 журналы

Кн. 3

С.68-69

И.А.Лыкова

март

39.

«Мимоза»

(черёмуха)

Рисование тычком

Продолжать формировать навык овладения техникой  рисования  тычком.

Бумага А4

Гуашь

Кисть

Ватные палочки

Кн.1

С.16-21

40.

«Мимоза»

(вариант)

Техника скомканной бумаги

Познакомить с техникой скомканной бумаги

Бумага А3

Желтая салфетка

Клей ПВА

41.

«Колючая сказка»/

Рисование штрихом

Бумага А4

карандаш

Кн.2

С.24-29

42.

«Бараш»

Каракулеграфия

Развивать творческое воображение через усвоение нетрадиционной техники рисования – каракулеграфия

БумагаА5

карандаш

Кн.1

С.65-67

43.

«Ёжик»

Рисование штрихом

Познакомить со способом рисования жесткой сухой кистью

БумагаА5

Жесткая кисть

Кн.2

С.24-29

44.

«Музыкальный рисунок»

Цветовое пятно

Стимулировать творчество детей к импровизации с цветовым пятном

Бумага А4

Гуашь всех цветов

Кн.2

С. 30-33

45.

«Музыкальный рисунок»

Цветовое пятно

Формировать умение соотносить цвет с музыкой, опираясь на средства музыкальной выразительность

Бумага А4

Гуашь всех цветов

Кн.2

С. 30-33

46.

Выставка «Весенняя капель»

Использова-ние всех техник, с к-ми познакомились

Развивать воображение, творчество,
инициативность через овладение нетрадиционными техниками:

тычок, штрих, каракулеграфия, цветовое пятно

Бумага А3

Гуашь

Гуашь,

разведенная до очень жидкого состояния

Кисть

Поролоновые

Тоампоны

Трафареты

Ватные палочки

Трубочки

Кн.1

С.16-21

С.24-29

С. 30-33

С.65-67

апрель

47.

«Красивые картинки из разноцветной нитки»

Рисование нитками

Вытягивание нити. Познакомить с новым необычным материалом и способом его применения в изобразительной деятельности.

БумагаА4

Нитки

Краска акварель или

Гуашь разведенная до жидкого состояния

Кн. 2

С. 34-37

48.

«Дед Мороз»/

«Звездочки»

Рисование солью

Научить новому приему изображения: присыпание солью по мокрой акварели

БумагаА4

Акварель

соль

Кн. 2

С. 38-44

49.

«Космический пейзаж»

Фотокопия

Восковые

мелки+

акварель

Продолжать знакомить с техникой проступающего рисунка (фотокопия)

Бумага А4

Акварель

Кисть

Восковые мелки

Кн. 2

С. 45-50

50.

Ожившие предметы

Все техники нетрадиционного рисования, которые знаем.

Развивать воображение через использование нетрадиционной техники рисования – рисование нитками
рисование солью

БумагаА4

Гуашь

Гуашь,разведенная до очень жидкого состояния

Кисть

Поролоновые

Губки

Трафареты

Ватные палочки

Трубочки

Кн.1

С.73-76

51.

Ожившие предметы (продолжение)

Все техники нетрадиционного рисования, которые знаем.

52.

Березка

Батик

Познакомить с техникой создания изображения на ткани

БумагаА5

Акварель
Гуашь

Кисть

Кн.2

С. 51-56

Подг. раб

53.

Березка

Батик

Познакомить с техникой создания изображения на ткани

Ткань

Кисть

Краски по ткани

Кн.2

С. 51-56

54.

Выставка

«День Победы»

Все техники

Все материалы

Подготовка к выставке

май

55.

56.

КВН. Развлекательно-познавательный КВН по изобразительной деятельности. Кн.2,С.57-68

57.-

64.

Мониторинг

Использование всех техник с которыми дети познакомились в течении учебного года

Развивать творчество воображение, самостоятельность, инициативность, любознательность, активность через использование нетрадиционных техник рисования

Все материалы.

Самостоятельная деятельность детей.

Предоставить детям выбирать любимые материалы

  1. Формы итоговой аттестации

Результаты усвоения программы отслеживаются на  конечном этапе обучения путём диагностирования. Предусматривается проведение итогового мониторинга развития художественно-творческих способностей детей. Диагностика воспитанников проводится 1 раз в год: в конце учебного года (май).

Основной метод – наблюдение. Обследование проводится в ходе образовательной деятельности.

Диагностическая карта

Ф.И. ребенка

Техники нетрадиционного рисования – печатание (владеет)

Техники нетрадиционного рисования – тычок (владеет)

Техники нетрадиционного рисования с жидкой краской(владеет)

Техники нетрадиционного рисования с очень густой краской (знает элементы  техники)  

Техники нетрадиционного рисования  со смешением материалов(знает элементы  техники)  

Техники нетрадиционного рисования  - - монотипия (знает элементы  техники)

Нетрадиционные материалы  (знает элементы  техники)

Проявление самостоятельности

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

Шкала оценок:

3 балла - овладел

2 балла - частично овладел

1 балл - не овладел

На основании проводимого в конце года мониторинга ставятся задачи:

- по индивидуальн6ой работе с конкретными детьми.

-как разнообразить подачу материла, сделать  более увлекательной  для детей.

  1. Список литературы

  1. Г.Н.Давыдова. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1.  М., 2010 г. (Кн.1)
  2. Н.Давыдова. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2.  М., 2010г.(Кн.2)



Предварительный просмотр:

        

Принято на Педагогическом совете

от «26» мая 2016 г. № 3

                      Утверждено приказом

                      от 26 май 2016г. № 95

Дополнительная образовательная программа-

дополнительная общеразвивающая программа   «Обучение нетрадиционным техникам рисования»нетрадиционным техникам рисования

Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад «Детский сад № 57»

(МБДОУ «Детский сад № 57)

для детей 6-7 лет

Срок реализации программы: 8 месяцев

Составители:

Старший воспитатель: Е.Н.Щеглова

Руководитель кружка: С.А.Быкова

г. Нижний Новгород

2016 г

Содержание программы.

  1. Пояснительная записка_____________________________________________2
  1.  Цель и задачи__________________________________________________2-3
  2.  Планируемые результаты освоения детьми программы дополнительного образования____________________________________________________3-4
  3. Техники нетрадиционного рисования и упражнения__________________4-7
  4.  Формы проведения итогов реализации программы___________________7
  1. Организационно-педагогические  условия_____________________________
  1.  
  2.  Материально- техническое обеспечение___________________________8
  1. Учебный план
  1.  Учебный план_________________________________________________8
  2.  Календарно-учебный график_____________________________________9
  1. Рабочая программа.______________________________________________10-18
  2. Оценочные материалы._____________________________________________19
  3. Список литературы.________________________________________________20

  1. Пояснительная записка

Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства.

Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире.

Основной целью современной системы дополнительного образования является воспитание и развитие личности ребенка. Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Становление художественного образа у дошкольников происходит на основе практического интереса в развивающей деятельности. Занятия попрограмме

«Нетрадиционная техника рисования» направлены на реализацию базисных задач художественно-творческого развития детей. Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых детям предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать,фантазировать.

Цель программы:

Развивать художественно – творческие способности у детей 6-7 лет через нетрадиционные техники рисования.

Задачи:

  • Знакомить детей с разными нетрадиционными техниками изображения в сюжетном рисовании:

-Рисование пальчиками;

-Рисование ладошкой;

-Рисунок из ладошки;

-Тычок  жёсткой полусухой кистью;

-Тычок  ватной палочкой;

-Оттиск печатками

-Оттиск печатками из ластика;

-Оттиск поролоном;

-Оттиск смятой бумагой;

-Печать по трафарету;

-Печать листьями;

-Восковые мелки + акварель;

-Акварель на мятой бумаге;

-Монотипия предметная;

-Монотипия пейзажная;

-Кляксография обычная;

-Кляксография с трубочкой;

-Чёрно-белый граттаж;

-Цветной граттаж;

-Тиснение;

-Тычкование;

-Набрызг;

-Обрывание бумаги;

-Скатывание бумаги;

-Рисование верёвочкой

  • Способствовать умению детей использовать разнообразный нетрадиционный материал для создания выразительного образа врисовании.
  • Поощрять и поддерживать творческие находки детей в использовании нетрадиционного материала, стремление к самостоятельному решению творческих задач.
  • Воспитывать у детей умение утверждать свою личностную позицию в художественно - творческой деятельности с использованием нетрадиционных техникизображения.

Актуальность

Программа ориентирована на разностороннее развитие ребенка, реализуемое через его потенциальные возможности; на вовлечение в  творчество; направлена на удовлетворение потребностей растущей личности в разностороннем развитии посредством знакомства с нетрадиционными техниками рисования. Отвечает современным концепциям дошкольного образования, где приоритетными являются личностно – ориентированные цели.

Новизной и отличительной особенностью кружка по нетрадиционной технике рисования является то, что в системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества, предоставляется возможности манипулировать с разнообразными по качеству и свойствам материалами. Используются самодельные инструменты, природные и бросовые материалы. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.

Планируемые результаты освоения детьми программы дополнительного образования:

  • В конце учебного года дети в изобразительной деятельности самостоятельно используют нетрадиционные материалы, инструменты;
  • ребенок овладевает нетрадиционной техникой печатания: пальчиками, ладошкой печатками из различных материалов с разной структурой, понимает изобразительно –выразительные возможности различных материалов.
  • ребенок овладевает нетрадиционной техникой тычка: пальчиком, палочкой, сухой жесткой кистью, осознает ритм, как изобразительно-выразительное средство.
  • ребенок овладевает нетрадиционными  техниками с жидкой краской: раздувание краски, набрызг, кляксография.
  • ребенок овладевает нетрадиционными  техниками с очень густой краской: расчесывание краски, витраж.
  • ребенок овладевает нетрадиционной техникой монотипии.
  • ребенок овладевает нетрадиционными  техниками со смешением материалов: граттаж, фотокопия, проступающий рисунок.
  • ребенок овладевает нетрадиционными техниками рисования с использованием нетрадиционных  средств изображения: рваная бумага, скатываемая бумага, ткань, нитки, тиснение.
  • В работе с нетрадиционным материалом проявляют творческие находки;
  • Стремятся к самостоятельному решению творческих задач;
  • Умеют утверждать свою личностную позицию в художественно - творческой деятельности с использованием нетрадиционных техники изображения.

Техники нетрадиционного рисования и упражнения.

  • Граттаж-  суть этой техники, которая издавна использовалась в России и называлась рисование по восковой прокладке,  в процарапывании.

Описание техники:

 Сначала наносим цветной фон акварелью и подсушиваем бумагу.

-  Далее весь фон полностью затрём воском.

-  Нальём в розетку чёрной гуаши и добавим немного шампуня, тщательно перемешаем.

-  Затем покроем этой смесью парафиновый лист.

-  А теперь возьмём заострённую палочку и начнём процарапывать рисунок.

Надо иметь ввиду, что эту технику можно осваивать только тогда, когда у ребёнка достаточно хорошо развиты глазомер и координация движений.

Упражнения:

 «В рождественскую ночь» Яркие звёзды и тонкий месяц процарапываем аккуратно.

 «Что за звёздочки такие…» Процарапываем снежинки. Ни одна снежинка не похожа на другую.

  «Ночной мотылёк»  Яркий фонарь показался ночному мотыльку солнцем.

   «Салфетка для мамы» Она может быть различной формы и с любым рисунком.

 «Волшебная поляна» Кто – то злой закрасил всю поляну чёрной краской. Ничего страшного. Вот      появилась бабочка, а вот цветок.

 «Дворец для Снегурочки»  Ночь. И вдруг сказочный терем, в котором живёт Снегурочка.

 «Полёт в космос» Космонавтов встречают холодные звёзды, незнакомые планеты.

 «Вечерний город»  Как красиво, когда зажигаются огни в окнах домов и уличные фонари!

«Ветер по морю гуляет»  Летит кораблик на всех парусах по водной глади.

  • Монотипия– эта техника, развивающая у детей воображение, фантазию, чувство цвета, формы.

Описание техники:

   Для работы понадобится гуашь разных цветов и согнутый пополам лист бумаги.

- Рисуем половину круга на правой от сгиба стороне листа, затем левую половинку листа прижмём к правой и разгладим сложенный таким образом лист. Раскроем и посмотрим, что получилось. Мяч? А может быть солнце? Тогда дорисуем лучи.

- Нанесём яркие пятна на одну половинку листа бумаги, прижмём другую. Что получилось?

Упражнения:.

Детям предлагается нарисовать на одной половине листа всё, что им хочется, а затем…

 «Каких я видела бабочек»  На бумагу наносятся различные цветные пятна. А затем бумагу можно складывать в разных направлениях.

 «Осенний парк» Дорогу и небо нарисуем в технике монотипия, сложив лист по «линии горизонта». А потом по небу полетят облака разной формы, а на дороге мы увидим лужи и опавшие листья.

 «Я и мой портрет» Нарисуем себя и посмеёмся.

«Город на реке» Нарисуем город, согнём бумагу по «линии горизонта». Намочим вторую половину бумаги и прижмём к первой – город отразиться в воде.

 «Белый пароход» Согнём лист бумаги по «линии горизонта». Нарисуем рисунок в верхней части листа, а затем, намочив нижнюю часть, сложим лист. Пароход отразиться в волнах моря.

«Гномы – близнецы» Нарисуем одного гномика. Сложим лист пополам, разгладим. Вот и брат.

  • Печатка  техника, позволяющая многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков разные композиции.

Описание техники:

 Для начала нужно изготовить «печатку». Печатки изготовить несложно самим: надо взять ластик, нарисовать на торце рисунок и срезать всё ненужное. «Печатка» готова!

Прижимаем её к подушечке с краской, а затем к листу бумаги. Получается ровный и чёткий отпечаток. Составляй любую композицию!

Упражнения:

- букет цветов;

- закладки;

- букет из рябиновых веток.

  • Расчесывание краски, рисование солью – техники используются для придания фактуры.

Описание техники:

 Для рисования в этой технологии  понадобиться гребешок, зубочистка или вилка. Ими проводят по мокрой краске процарапывая прямые или волнистые линии. Соль насыпают на мокрую краску, дают ей высохнуть и ссыпают. Это придает изображению зернистость.

Возьмём акварельный мелок или кисточку с акварельной краской и начнём рисовать.

Упражнения:

«Дождик», «Морские волны», «Салфеточка», «Платье принцессы»

  • Раздувание кляксы – игры с кляксами помогают развить глазомер, координацию и силу движений, фантазию и воображение.

Описание техники:

Кляксографию используем в качестве игр и развлечений.

- Поставим большую, яркую кляксу. Возьмём трубочку для коктейля и осторожно подуем на каплю, побежала она вверх оставляя за собой след. Повернём лист и снова подуем.

- А можно сделать ещё одну кляксу, но другого цвета.пусть встретятся.

А на что же похожи их следы?

Упражнения:

 «Волшебная поляна» Поставим на листе разноцветные капли и раздуем их в разные стороны. Дорисуем стебли листья.

 «Букет цветов» Нарисуем вазу, стебли, листья.а цветы сделаем из клякс. Вот какие астры получились.

 «Волшебная лампа» Нарисуем сказочную лампу. Капнем кляксу – загорелся в лампе свет. А чтобы ярко горел и светил всем добрым людям, раздуем каплю.

  • Набрызг– непростая техника.

Описание техники:

Её суть в разбрызгивании капель с помощью приспособленной для этого зубной щётки и деревянной лопатки (стеки). Держа в левой руке зубную щётку наберём немного краски, а стекой будем проводить по поверхности щётки – быстрыми движениями по направлению к себе. Брызги полетят на бумагу. Вот и всё. Лучше осваивать эту технику летом на прогулке так как сначала капли краски летят не только на бумагу.

Упражнения:

«Салфетки» Сделаем набрызг разными красками и полюбуемся эффектом.

«Снегопад»  По цветному тону делаем набрызг белой краской.

Кружатся в танце белые снежинки.

 «Закружила золотая осень» Цветной краской (золотой) набрызгать листву. Кисточкой прорисовать стволы деревьев, ветки кустов. Получается красивый осенний лес.

  • Печать от руки и пальцев –  очень интересная техника.

Описание техники:

Обмакиваем  всю ладонь или её часть в краску  и оставляем отпечаток на бумаге.

Можно «раскрасить» ладонь в разные цвета и оставляем отпечаток на бумаге. В таком случае мы краску не только видим, но и чувствуем.

К отпечаткам ладоней можно добавить отпечатки одного или нескольких пальцев в разных комбинациях.

Упражнения:

Предложите детям представить:

«Потеряли перчатки по дороге котятки…»Раскрасим левую руку и приложим её к листу бумаги – одна перчатка нашлась! А теперь раскрасим правую руку (поучимся рисовать левой) и приложим отпечаток рядом. Обе перчатки нашлись!

«Чьё лицо?» Отпечаток одной ладони без пальцев похож на чьё – то лицо. Может быть к нам в гости пришёл домовёнок Кузя? Или Гном? Осталось взять кисточку и добавить необходимые детали.

 «Наши птицы» Отпечаток руки может превратиться и в утку, и в лебедя, и в любую волшебную птицу, и в важного индюка, задиристого петуха, гадкого утёнка.

«Цветы» Отпечаток всей ладони приложенный к нарисованному цветочному горшку может быть кактусом или ещё каким-нибудь цветком.

«Животные» С помощью данной техники можно изобразить  и испугавшихся животных, у которых шерсть встала дыбом.

 «Ежи» Прекрасная ежиная семья может выйти на прогулку, если прикладывать отпечатки разных по размеру ладошек.  

Формы проведения итогов реализации программы:

Один раз в квартал работы оформляются в виде тематических выставок:

  1. квартал «Осенние мотивы»;
  2. квартал «Зимняя фантазия»;
  3. квартал «Весенняя капель»

И в виде тематических выставок к праздникам:

«Новогодняя сказка», «Защитники Отечества», «Для любимой мамочки», «День Победы», «День города».

  1. Организационно-педагогические условия

Настоящая программа составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей детей 6-го года жизни.

Срок реализации программы: 8 месяцев (октябрь - май).

Режим занятий: занятия проводятся два раза в неделю по 25 минут

Наполняемость группы: до 12 человек.

Формы организации деятельности воспитанников на занятии: фронтальная;

Структура занятия состоит из двух частей:

  1. Обучающая – по длительности – 1/3 часть общего времени занятия.
  2. Творческая – по длительности – 2/3 общего времени занятия.

Методы:

  • Метод активного восприятия, позволяющий детям накапливать впечатления от произведений искусства и окружающего мира.
  • Метод взаимосвязи обучения и творчества, дающий ребѐнку возможность экспериментировать, находить способы передачи образа в рисунке, используя вариативныеприѐмы.
  • Метод освоения разных художественных материалов, экспериментирование с ними, способствующий созданию детьми эмоционально окрашенных образов в изобразительном творчестве.

Основные принципы

  • Принцип интеграции детской художественной деятельности (изобразительной, речевой, игровой).
  • Принцип связи изобразительного искусства с окружающей природой.
  • Принцип сотворчества педагога и детей.

2.2. Материально – техническое обеспечение

-материал для рисования:

  • гуашь (12 цветов) (12наборов);
  • восковые мелки (12 цветов) (12наборов);

-графитные карандаши (2м-3м) (12шт.);

-бумага различной плотности, цвета и размера;

-трафареты, печатки;

-трубочки, ластики, поролоновые губки, зубные щетки, зубочистки;

-палитры (12шт.);

-кисть «щетина» (12 шт.);

-кисти круглые беличьи (12шт.);

-банки для промывания ворса (12 шт.);

-салфетки из ткани впитывающие воду (12шт.);

-клей ПВА

  1. Формы мониторинга

Результаты усвоения программы отслеживаются на каждом этапе обучения путѐм диагностирования. Предусматривается проведение стартового и итогового мониторинга развития художественно-творческих способностей детей. Диагностика воспитанников проводится 1 раз в год: в конце учебного года (май).

Основной метод – наблюдение. Обследование проводится в ходе образовательной деятельности.

  1. Учебный план

п/п

Раздел  программы

Кол-во часов

1.

Отпечатывание

2

2.

Трафаретное рисование

3

3.

Проступающий рисунок

3

4.

Пальчиковое рисование

2

5.

Рисование тычком

4

6.

Смешение техник

16

7.

Кляксография/каракулеграфия

7

8.

Раздувание краски

3

9.

Монотипия

2

10.

Набрызг

1

11.

граттаж

3

12.

батик

1

13.

соль

1

14.

нитки

1

15.

Цветовое пятно

3

16.

Скомканная рвана бумага

3

17.

витраж

3

Итого

60

5. Календарный учебный график

Для детей 6-7 года жизни.

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

I

II

III

IV

I

II

III

IV

I

II

III

IV

II

III

IV

I

II

III

IV

I

II

III

IV

I

II

III

IV

I

II

III

IV

1

Звук и буквы

1

1

2

Закреплениегласных

1

1

1

1

1

3

Закрепление согласных букв.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

4

Закрепление Ь и Ъ знаков

1

5

Слоги  и слова их чтение и печатанье

1

1

1

1

1

1

1

6

Чтение слов

1

1

1

1

1

1

1

7

Звуко-буквенный анализ слов

1

1

8

Чтение слово-сочетаний

1

1

1

1

1

1

1

9

Чтение предложений

1

1

1

1

1

1

10

Чтение коротких текстов

1

1

1

1

11

Составление схем предложений

1

1

12

Печатание предложений

1

1

тогои

8

8

8

6

8

8

8

8

  1. Рабочая программа.

Тема

Техника

Программное содержание

Оборудование

Лит-ра

сентябрь

1.

Печать

листьев

отпечатывание

Познакомить с техникой «печать растений»

Бумага А4

Гуашь

Кисть

Листья разных пород деревьев

Кн. 1

С. 5-10

2.

«Осень на опушке краски разводила»

отпечатывание

Развивать  видение  художественного образа и замысла через природные формы.

Бумага А3

Гуашь

Кисть

Листья разных пород деревьев

Кн. 1

С. 5-10

3.

«Лист на воде»

отпечатывание трафарет

Познакомить с техникой трафарета

Бумага А4

Гуашь

Кисть

Поролоновые тампоны

Листья клена

Кн. 1

С. 5-10

4.

Ветка рябины

Рисование пальчиками

Познакомить с техникой пальчикового рисования.

Бумага А4

Гуашь

Кисть

Гроздь рябины

Кн.1

С.11-15

5.

Вазочка

трафарет

Продолжать знакомить с техникой трафарета

Бумага А4

Гуашь

Кисть

Трафареты вазочек

Поролоновые тампоны

Подг. к занятию «Ветка рябины в вазе»

6.

Ветка рябины в вазе

(с натуры)

Рисование пальчиками

трафарет

Помочь детям осознать ритм как изобразительно-выразительное средство.

Бумага А4

Гуашь

Кисть

Ветка рябины

Ваза

Кн.1

С.11-15

7.

«Черемуха»

Рисование тычком

Познакомить с техникой рисования тычком

Бумага А4

Гуашь

Кисть

Ватные палочки

Кн.1

С.16-21

8.

Свободная тема

Использование всех техник с

к-ми познакомились

Развивать воображение, творчество,
инициативность через овладение нетрадиционными техниками печатания и тычка

Бумага А4

Гуашь

Кисть

Поролоновые

Тампоны

Трафареты

Ватные палочки

Кн. 1

С. 5-10

С.11-15

С.16-21

ноябрь

9.

Смешивание красок

Смешивание

Познакомить со способом получения цвета путем смешивания непосредственно на листе, с помощь поролоновой губки

Цветовой круг

Бумага А4

Гуашь

Белила

Поролоновая губка

Кисть

Подготовка

К занятию «Цветик-разноцветик»

10.

«Цветик-разноцветик»

Смешивание цвета

трафарет

Продолжать  знакомить со способом получения цвета путем смешивания непосредственно на листе, с помощь поролоновой губки,  внутри трафаретного контура.

Бумага А4

Гуашь

Кисть

Белила

Поролоновая губка

Кн.1

С. 22-27

11.

«Веселые кляксы»

Кляксография

Познакомить с таким способом изображения как кляксография

Бумага А4

Гуашь разведенная до очень жидкого состояния

Кисть

Кн.1

С. 28-31

12.

«Веселые кляксы»

(продолж.)

Кляксография

Показать выразительные возможности кляксографии.

Бумага А4

Гуашь разведенная до очень жидкого состояния

Кисть

Кн.1

С. 28-31

13.

«Дерево»

Раздувание краски

Познакомить с новым способом изображения – раздуванием краски

Бумага А4

Гуашь разведенная до очень жидкого состояния

Трубочка

Кисть

Кн. 1

С.32-36

14.

«Осенние мотивы»

(поздняя осень)

Раздувание краски

Развивать воображение и фантазию при освоении способа раздувания краски

Бумага А4

Гуашь, разведенная до очень жидкого состояния

Трубочка

Кисть

Кн. 1

С.32-36

15.

«Цветы, звёзды, салют…»

Раздувание краски

Закреплять способ рисования – раздувание краски

Бумага А4

Гуаш, разведенная до очень жидкого состояния

Трубочка

Кисть

Кн. 1

С.32-36

16.

Выставка

«Осенние мотивы»

Использование всех техник с

к-ми познакомились

Развивать воображение, творчество,
инициативность через овладение нетрадиционными техниками с жидкой краской

Бумага А3

Гуашь

Гуашь,разведенная до очень жидкого состояния

Кисть

Поролоновые

Томпоны

Трафареты

Ватные палочки

Трубочки

Кн.1

С. 28-31

С.32-36

декабрь

17.

Бабочка

(воспоминания о лете)

Монотипия

Познакомить с новой техникой – монотипия

Формировать понятие симметрии в рисунке через знакомство с нетрадиционной техникой рисования – монотипия

Бумага А4

Гуашь

Кисть

Подг. работа

18.

«Пейзаж у озера»

Монотипия

Продолжать знакомить с техникой – монотипия

Бумага А4

Акварель

Кисть

Кн.1

С. 37-42

19.

«Морозный узор»

Фотокопия

Восковые

мелки+

акварель

Познакомить с новой техникой, когда контур, нарисованный восковым мелком, не будет окрашиваться при нанесении поверх него акварели , а будет «проявляться»

Бумага А4

Акварель

Кисть

Восковые мелки

Кн.1

С.41-47

20.

«Морское дно»

Фотокопия

Восковые

мелки+

акварель

Продолжать знакомить с техникой проступающего рисунка (фотокопия)

Бумага А4

Акварель

Кисть

Восковые мелки

21.

Витражи для окошек Зимушки-Зимы

Клеевые картинки

(контурные

картинки – витраж)

Познакомить детей с понятием «витраж» и техникой его выполнения

Бумага А4

Гуашь

Кисть

Клей ПВА

Кн. 1

С.53-58

22.

Витражи для терема Лета»

Клеевые картинки

(контурные

картинки – витраж)

Продолжать знакомить с

понятием «витраж» и техникой его выполнения

Бумага А4

Гуашь

Кисть

Клей ПВА

Кн.1

С. 58-63

23.-

24.

Выставка

«Новогодняя сказка»

Использова-ние всех техник с к-ми познакомились

Развивать воображение, творчество,
инициативность через овладение нетрадиционными техниками монотипия, фотокопия  и витраж

Бумага А3

Гуашь

Гуашь,разведенная до очень жидкого состояния

Кисть

Поролоновые

Томпоны

Трафареты

Ватные палочки

Трубочки

Кн.1

С. 37-42

С.41-47

С.53-58

январь

25.

«Волшебные карандаши»

каракулеграфия

Развивать воображение через нетрадиционную технику каракулеграфия

Бумага А4

Цветные карандаши

Кн. 1

С.65-67

26.

«Волшебные подарки»

(«Веселые кляксы»)

Кляксографи

Продолжать знакомить  с таким способом изображения,  как кляксография

Бумага А4

Гуашь разведенная до очень жидкого состояния

Кисть

Кн. 1

С. 28-31

27.

«А снег идет, а снег идет…»

Рисование тычком

Продолжать формировать навык владения нетрадиционной техникой рисования -- тычок

Бумага тонированная А4

Гуашь

Кисть

Ватные палочки

Подготовка к выставке «Зимние  фантазии»

28.

«В  лесу родилась ёлочка»

Рисование тычком

Продолжать формировать навык владения нетрадиционной техникой рисования -- тычок

Бумага А4

Гуашь

Кисть

Ватные палочки

Подготовка к выставке «Зимние  фантазии»

29.-

30.

Выставка «Зимняя фантазия»

Использова-ние всех техник с к-ми познакомились

Развивать воображение, творчество,
инициативность через овладение нетрадиционными техниками

Бумага А3

Гуашь

Гуашь,разведенная до очень жидкого состояния

Кисть

Поролоновые

Томпоны

Трафареты

Ватные палочки

Трубочки

февраль

31.

Зимние напевы

Набрызг

Познакомить с техникой набрызга Развивать воображение И творческую фантазию через освоение данной техники.

Бумага А4

Гуашь (белила)

Зубная щетка

Деревянная палочка

Кн. 2

С . 5-10

32.

Подводное царство

Осьминог

Рисование ладошкой

Совершенствовать умение в технике «Рисование ладошкой». Учить превращать отпечатки ладоней в рыб, медуз.

Бумага А4

Гуашь

33.

«Плюшевый медвежонок»

Рисование поролоном

Познакомить с навыком  рисования поролоновой губкой,

Бумага А4

Гуашь

Поролоновая губка

Кн.2

С.17-23

34.

Котенок

Рисование поролоном

Продолжать знакомить с навыком  рисования поролоновой губкой,

Бумага А4

Гуашь

Поролоновая губка

Кн.2

С.17-23

35.

Цирк

Рисование поролоном

Продолжать знакомить с навыком  рисования поролоновой губкой,

Бумага А4

Гуашь

Поролоновая губка

Кн.2

С.17-23

36.

«Мои любимые игрушки»

Рисование поролоном

Закреплять навык рисования поролоновой губкой,

Развивать творческое воображение через использование данной техники

Бумага А3

Гуашь

Поролоновая губка

Кн.2

С.17-23

37.

38.

Строим дом

Рваная бумага

Познакомить с техникой рваной бумаги

(мозаика)

БумагА4

Цветная бумага

Стрыежурналы

Кн. 3

С.68-69

И.А.Лыкова

март

39.

«Мимоза»

(черёмуха)

Рисование тычком

Продолжать формировать навык овладения техникой  рисования  тычком.

Бумага А4

Гуашь

Кисть

Ватные палочки

Кн.1

С.16-21

40.

«Мимоза»

(вариант)

Техника скомканной бумаги

Познакомить с техникой скомканной бумаги

Бумага А3

Желтая салфетка

Клей ПВА

41.

«Колючая сказка»/

«Ёжик»

Рисование штрихом

Познакомить со способом рисования жесткой сухой кистью

Бумага А4

карандаш

Кн.2

С.24-29

42.

«Бараш»

Каракулеграфия

Развивать творческое воображение через усвоение нетрадиционной техники рисования – каракулеграфия

БумагаА5

карандаш

Кн.1

С.65-67

43.

БумагаА5

карандаш

44.

«Музыкальный рисунок»

Цветовое пятно

Стимулировать творчество детей к импровизации с цветовым пятном

Бумага А4

Гуашь всех цветов

Кн.2

С. 30-33

45.

«Музыкальный рисунок»

Цветовое пятно

Формировать умение соотносить цвет с музыкой, опираясь на средства музыкальной выразительность

Бумага А4

Гуашь всех цветов

Кн.2

С. 30-33

46.

Выставка «Весенняя капель»

Использова-ние всех техник, с к-ми познакомились

Развивать воображение, творчество,
инициативность через овладение нетрадиционными техниками:

тычок, штрих, каракулеграфия, цветовое пятно

Бумага А3

Гуашь

Гуашь,

разведенная до очень жидкого состояния

Кисть

Поролоновые

Тампоны

Трафареты

Ватные палочки

Трубочки

Кн.1

С.16-21

С.24-29

С. 30-33

С.65-67

апрель

47.

«Красивые картинки из разноцветной нитки»

Рисование нитками

Вытягивание нити. Познакомить с новым необычным материалом и способом его применения в изобразительной деятельности.

БумагаА4

Нитки

Краска акварель или

Гуашь разведенная до жидкого состояния

Кн. 2

С. 34-37

48.

«Дед Мороз»/

«Звездочки»

Рисование солью

Научить новому приему изображения: присыпание солью по мокрой акварели

БумагаА4

Акварель

соль

Кн. 2

С. 38-44

49.

«Космический пейзаж»

Фотокопия

Восковые

мелки+

акварель

Продолжать знакомить с техникой проступающего рисунка (фотокопия)

Бумага А4

Акварель

Кисть

Восковые мелки

Кн. 2

С. 45-50

50.

Ожившие предметы

Все техники нетрадиционного рисования, которые знаем.

Развивать воображение через использование нетрадиционной техники рисования – рисование нитками
рисование солью

БумагаА4

Гуашь

Гуашь,разведенная до очень жидкого состояния

Кисть

Поролоновые

Губки

Трафареты

Ватные палочки

Трубочки

Кн.1

С.73-76

51.

Ожившие предметы (продолжение)

Все техники нетрадиционного рисования, которые знаем.

52.

Березка

Батик

Познакомить с техникой создания изображения на ткани

БумагаА5

Акварель
Гуашь

Кисть

Кн.2

С. 51-56

Подг. раб

53.

Березка

Батик

Познакомить с техникой создания изображения на ткани

Ткань

Кисть

Краски по ткани

Кн.2

С. 51-56

54.

Выставка

«День Победы»

Все техники

Все материалы

Подготовка к выставке

май

55.

56.

КВН. Развлекательно-познавательный КВН по изобразительной деятельности. Кн.2,С.57-68

57.-

64.

Мониторинг

Использование всех техник с которыми дети познакомились в течении учебного года

Развивать творчество воображение, самостоятельность, инициативность, любознательность, активность через использование нетрадиционных техник рисования

Все материалы.

Самостоятельная деятельность детей.

Предоставить детям выбирать любимые материалы

  1. Формы мониторинга

Результаты усвоения программы отслеживаются на каждом этапе обучения путём диагностирования. Предусматривается проведение итогового мониторинга развития художественно-творческих способностей детей. Диагностика воспитанников проводится 1 раз в год: в конце учебного года (май).

Основной метод – наблюдение. Обследование проводится в ходе образовательной деятельности.

Диагностическая карта

Ф.И. ребенка

Техники нетрадиционного рисования – печатание (владеет)

Техники нетрадиционного рисования – тычок (владеет)

Техники нетрадиционного рисования с жидкой краской (владеет)

Техники нетрадиционного рисования с очень густой краской (владеет)

Техники нетрадиционного рисования  со смешением материалов (владеет)

Техники нетрадиционного рисования  - - монотипия(владеет)

Нетрадиционные материалы (владеет)

Проявление самостоятельности

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

Шкала оценок:

3 балла - овладел

2 балла - частично овладел

1 балл - не овладел

На основании проводимого в конце года мониторинга ставятся задачи:

- по индивидуальн6ой работе с конкретными детьми.

-как разнообразить подачу материла, сделать  более увлекательной  для детей.

Список литературы

  1. Г.Н.Давыдова. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1.  М., 2010 г. (Кн.1)
  2. Н.Давыдова. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2.  М., 2010г.(Кн.2)
  3. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Подг. к шк. группа. М., 2013(Кн.3)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа кружка "Нетрадиционные техники рисования в средней и старшей группе"

Авторская программа кружка "Нетрадиционные техники рисования в средней и старшей группе""РАДУГА КРАСОК"Разработана для средней и старшей гр....

Программа по нетрадиционной технике рисования

С самого раннего возраста дети пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Иногда им не нужны краски, кисточки и карандаши. Они рисуют пальчиками, ладошка...

Рабочая программа дополнительного образования по развитию творческих способностей детей через обучение нетрадиционным техникам рисования Кружок с детьми средней группы «Изостудия Акварелька»

quot;Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, ...

Программа дополнительного образования по нетрадиционной технике рисования.Кружок «Разноцветные пальчики» для детей от 3 до 5 лет

Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, ра...

Нетрадиционная техника рисования Кружок

"Мои любимые домашние животные" ...

Программа по нетрадиционной технике рисования «Увлекательное рисование»

Программа по нетрадиционной технике рисования«Увлекательное рисование»...