План-программа кружка «Хочу рисовать» В средней группе № 3 «Речецветик» На 2019-2020 уч. Год.
методическая разработка по рисованию (средняя группа)

Бояркина Вера Сергеевна

«Творчество не приходит к детям по какому-то наитию. Творчеству надо учить»

В.А. Сухомлинский

 

  1. Пояснительная записка

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования включает пять образовательных областей, одной из которых является художественно-эстетическое развитие, которое «предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового воспитания и понимания детьми произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора, стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)».

Основными видами детской деятельности дошкольного периода являются игровая и продуктивная. Продуктивной деятельностью в дошкольном образовании называют деятельность детей под руководством взрослого, в результате которой появляется определенный продукт.

Цель: всестороннее развитие творческих способностей детей через продуктивные виды деятельности.

Для реализации намеченной цели были определены следующие задачи.

Образовательные:

  • формировать навыки работы с различными материалами;
  • способствовать овладению разными технологическими приемами.

Развивающие:

  • развивать фантазию, внимание, воображение;
  • знакомить с сенсорными эталонами;
  • развивать мелкую моторику рук;
  • активизировать словарь.

Воспитательные:

  • воспитывать художественный вкус;
  • воспитывать чувство ответственности, коллективизма;
  • воспитывать аккуратность, трудолюбие, целеустремленность;
  • вызывать положительные эмоции.

Актуальность разработки и осуществление данной программы определяются необходимостью способствовать развитию и саморазвитию подрастающей личности ребенка. Способность к творчеству — отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавая, преумножать ее дары, не нанося ей вреда.

Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве, — залог будущих успехов. Желание творить — внутренняя, естественная потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью и непосредственностью. Взрослые должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Программа непосредственно направлена на развитие воображения и творческих способностей в качестве определяющей цели. Уникальность и значимость изобразительной деятельности в том, что она развивает эмоционально-нравственную и сенсорную культуру ребенка, пробуждает способность видеть, ценить и создавать красоту в жизни и искусстве.

Цвет — одно из наиболее ярких выразительных средств в дошкольном возрасте. Используя его, дети могут передать свое отношение, свои чувства к тому, что изображают. Мышление ребенка более образно и конкретно, чем мышление большинства взрослых, поэтому он и использует изобразительную деятельность как способ осмысления действительности и своих взаимоотношений с нею.

Творчество — создание новых ценностей, «продолжение и замена детской игры». Для того чтобы ребенок мог творить, сначала нужно его научить, как переносить на бумагу то, что возникло в воображении. Если этого не сделать, замечательные детские фантазии, которые возникли в сознании ребенка, могут превратиться в бессмысленную мазню, которая вызовет у него разочарование и может даже оттолкнуть от занятий. Психологи считают, что эмоциональное и интеллектуальное развитие ребенка тесно связаны с тем, как и что он рисует. Это не совсем верно. Ребенок в силу того, что он не знаком с изобразительной техникой, просто не может выразить то, что он чувствует и понимает. Задача педагога — научить ребенка этому. По аналогии с музыкой, в которой необходимы знания музыкальной грамоты и владение инструментом для того, чтобы выразить определенные эмоции, в изобразительной деятельности также необходимы знания и владение основами техники. Только после овладения ребенком хотя бы элементарными основами изобразительного искусства можно говорить об отражении в работе его эмоционального и интеллектуального уровня и о восприятии цвета. Фантазируя, дети из реального мира попадают в придуманный. Увидеть его могут лишь они. Только в детстве облака, плывущие по небу, превращаются в «белоснежных лошадок», а небо помещается в бутоне цветка. Вспомните, какое значение ребенок придает своим «драгоценностям»: камешкам, гвоздикам, кусочкам кружева, бусинкам, пуговицам. На взгляд взрослого это ненужные вещи и предметы, а для ребенка они ценнее

и значимее, чем настоящие дорогие игрушки. Так почему бы эти необычные материалы не включить в детское творчество? Именно то, что ближе и понятнее ребенку, должно помочь ему в изобразительной деятельности. Ведь все, что попадает в руки ребенка, вызывает у него стремление посмотреть, ощупать, изучить. Каждая новая вещь — открытие, каждый новый навык — достижение и предмет гордости.

В процессе работы ребенок открывает для себя такие понятия, как «линия», «цвет», «форма», «ритм». Это порой происходит неосознанно, интуитивно, без заучивания законов и правил. Ребенок использует возможности ритма и цвета, не имея предварительных знаний о них, он просто увлекается доступным ему на данный момент материалом. Чтобы ребенок лучше представлял, осознавал, что он делает, и знал, какой затем получит результат, необходимо направлять его практические действия. При этом крайне важно помнить, что направлять ребенка — это не значит ограничивать его строгими рамками, лишать свободы самовыражения, творчества и поисков способов передачи своих ощущений, чувств, переживаний. Любой предмет, даже совершенно неприметный в обычной жизни, в руках ребенка оживает, преображается и несет смысловую нагрузку. Например, веточка кустарника, окрашенная белой краской, в одном случае может стать деревом, а в другом — морским кораллом, а кружево из белоснежного айсберга превращается в крыло бабочки.

Детская работа не должна быть только живописной или графической. Она может и должна включать в себя и другие изобразительные материалы. Данная программа — пособие для воспитателей дошкольных учреждений и руководителей кружков, изостудий, на практике осваивающих новые виды работы с детьми дошкольного возраста и стремящихся как можно полнее ознакомить их с прекрасным и удивительным миром искусства, приобщить к художественной деятельности, развить их творческие способности.

Искусство в дошкольном возрасте рассматривается как средство освоения, открытия мира в многообразных формах его проявления. В период дошкольного детства именно изобразительная деятельность наиболее ярко способствует развитию личности ребенка, активному познанию им окружающего мира, воспитанию умения творчески передавать свои впечатления в художественной форме. В связи с этим перед педагогом стоит важная задача: заложить основы развития личности, его творческого потенциала, реализоваться которой предстоит в будущем. В этих изменяющихся условиях педагогу дошкольного образования необходимо уметь ориентироваться в многообразии интегративных подходов к развитию детей, в широком спектре современных технологий.

Совершенствование творческого процесса и повышение развивающего эффекта в изобразительной деятельности, образовательной работе с детьми не может осуществляться без разработки инновационных технологий.

Можно выделить следующие причины появления инноваций в дошкольном образовании: научные разработки; социокультурная среда — потребность дошкольных образовательных учреждений в новых изобразительных системах; творческая вариативность педагогов; заинтересованность родителей в достижении положительной динамики в художественном развитии детей. Инновации определяют новые методы, формы, средства, технологии, использующиеся в изобразительной практике, ориентированные на личность ребенка, развитие его способностей.

 

  1. Цели и задачи программы. Педагогические принципы

 

Цели построения программы.

Через развитие максимально возможной индивидуализации изобразительной деятельности дошкольника, используя интегрированное построение творческого процесса, помочь ребенку стать творческой личностью, проявить свои художественные способности в разных видах изобразительной и прикладной деятельности.

 

Задачи:

  • развитие чувственно-эмоционального отношения к действительности, художественной культуре;
  • формирование художественно-образного мышления средствами разных видов искусств и их взаимопроникновения на основе принципа ассоциативности;
  • развитие интеллектуально-творческого потенциала личности дошкольника;
  • формирование понимания красоты и гармонии цветового богатства действительности;
  • развитие цветового зрения, художественно-образной памяти, воображения
  • и фантазии, творческой активности, художественных способностей.

 

Основные принципы, заложенные в основу программы:

1. Принцип поэтапности погружения в программу. Это самый ответственный принцип. Программа составлена с учетом возрастных особенностей ребенка. Если приступать к освоению этапа, минуя предыдущие, то работа может не принести ожидаемого результата.

2. Принцип динамичности. Каждое задание необходимо творчески пережить и прочувствовать, только тогда сохранится логическая цепочка — от самого простого до заключительного, максимально сложного задания.

3. Принцип сравнений подразумевает разнообразие вариантов решения детьми заданной темы, развитие интереса к поисковой работе с материалом с привлечением к данной теме тех или иных ассоциаций, помогает развитию самой способности к ассоциативному, а значит, и к творческому мышлению.

4. Принцип выбора в творческом взаимодействии взрослого и ребенка при решении данной темы без каких-либо определенных и обязательных ограничений. 

 

  1. Методические рекомендации по организации творческих заданий для совместной деятельности взрослого и ребенка дошкольного возраста

Взрослый, приступая к реализации любой из программ по изобразительной деятельности, прочитав конспект, мысленно задает себе ряд вопросов и не уверен в правильности ответов. Например, «Средний возраст. Тема” Осенние листья “. Рисование контура листьев цветными карандашами, с использованием разных приемов штриховки. Материал: цветные карандаши, бумага». Возможные вопросы: «А можно ли заменить простые карандаши на фломастеры? А как лучше рисовать листья — по трафарету или по памяти? А можно ли показать, как надо рисовать листья? А если в задании прописано, что надо рисовать листья березы или клена, можно ли добавить другие листья, например, дуба, тополя, вяза? А если ребенок захочет вырезать из бумаги эти листья, давать ли ему ножницы?» Новая модель творческого задания по изобразительной деятельности поможет ответить на все эти вопросы. Составлен учебно-тематический план на год, который представлен в виде таблицы. Каждое задание подготовлено в форме подробного конспекта, цветной иллюстрации, рекомендаций по цветоведению.

 

Модель совместной деятельности взрослого и дошкольника

Существенным отличием программы «Хочу рисовать» от других программ по изобразительной деятельности для дошкольников является представление новой модели задания, в основе которого — специально разработанные методы: «Творческий замысел», основанный на принципах вариативности,

предоставляющих большие возможности для самостоятельного действия и творческого самовыражения; «Ощущение цвета», основанный на развитии природного ассоциативно-образного восприятие цвета.

«Творческий замысел» — метод, выходящий за рамки узкой задачи тематического задания; метод целостного художественно-эстетического воспитания личности; метод художественно-творческой работы. Описание деятельности ребенка в разделе «Творческий замысел» начинается со слова «представить...» Это ключевое слово. Ребенок самостоятельно представляет, воображает, фантазирует себе образ, как будет выглядеть изображение, что в нем особенного, необычного. Эта идея, которая придумана ребенком, а взрослый только помогает ее развить. Можно выделить существенные стороны творческого замысла:

  • наблюдательность, накопление материала, который может быть использован в будущей творческой работе. Эти частичные образы, накапливающиеся пока еще без определенной связи с замыслом, просто как характерные или чем-то примечательные черты окружающей действительности. У ребенка начинает развиваться наблюдательность;
  • замысел вначале выступает просто как идея будущей работы, как некая задача, которую ребенок поставил перед собой. Эта задача пока еще не получила выражения в определенном образе, для этого необходима дальнейшая деятельность воображения;
  •  поиски решения задачи и нахождения образного выражения идеи делаются в процессе творческой работы.

 

«Ощущение цвета» — важное свойство цвета — это использование его в целях самовыражения. Дети любят знать правила, но они любят и делать глупости. Дети, которым позволяют рисовать самостоятельно, дают самим выбирать цвета, обладают большей уверенностью и способностью к самовыражению.

 

2. Содержательный раздел

 

2.1. Методические рекомендации. Возрастные особенности

Дети среднего возраста заметно отличаются по своему развитию от ребят младшей группы как физически, так и умственно. Обогащается их словарный запас, активизируется внимание, что помогает выслушать объяснение воспитателя, но детям еще трудно сосредоточиться на длительном объяснении. Они уже начинают выделять некоторые функциональные признаки предметов. У них чаще проявляются эстетические чувства по отношению к окружающему миру. Но несмотря на это, результаты в изобразительной деятельности мало чем отличаются от работ младшей группы. Дети

еще не справляются с изображением формы, искажают пропорциональные соотношения частей предметов, не умеют вполне самостоятельно пользоваться художественными приемами. Взрослый может помочь развить у детей устойчивый интерес к творчеству, координированные движения рук, представления о форме предметов и их строении.

 

Задачи художественного воспитания

Основная задача — формировать представление о творческом замысле, способах его изображения с помощью взрослого, а на отдельных этапах и самостоятельно; развивать художественное восприятие произведений искусства. В ходе обсуждения, беседы подводят детей к пониманию единства содержания (о чем произведение) и некоторых средств выразительности (как изображено) в разных видах искусств. Формировать навыки и умения собственной творческой, изобразительной, декоративной, конструктивной деятельности.

 

2.2. Программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами:

  • Законом Российской Федерации «Об образовании»;
  • Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений»;
  • Приказом Министерства образования Российской Федерации «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».

 

3. Организационный раздел

3.1. Рекомендации по организации

При создании в ДОУ   благоприятных условий за период дошкольного детства ребенок может пройти путь от первых проявлений склонностей до яркого расцвета способностей, одаренности. Такими условиями являются:

  • Помещение для занятий (светлое, просторное).
  • Имеется умывальная зона, где дети могут набрать воды для занятий, помыть руки и пр. 
  • Столы одноместные и двухместные, которые легко переставляются в зависимости от организации и содержания работы.
  • Двухсторонние мольберты занимают меньше места и их легче переносить и располагать так, как удобно.
  • пятилепестковый стол, за которым дети работают сидя. Подбор разных столов, мольбертов позволяет детям заниматься каждый раз по-новому, выбирать место в зависимости от задания или замысла, вида деятельности;
  • Создание фонда методического и наглядно-иллюстрационного материала.
  • Подбор материала для работы с детьми. Чем разнообразнее будет материал, тем выразительнее будут детские работы. Принцип: доступность, аккуратность, безопасность, насыщенность и т.д.
  • Технические средства обучения. Целесообразно сосредоточить в изостудии ТСО по знакомству с различными видами изобразительного искусства и изобразительной деятельности (о цвете, композиции, художниках). ТСО используется в зависимости от поставленных задач, для создания выразительного образа или расширения представления детей.

Основные характеристики педагога:

  • Любить ребенка, стремиться понять его и принять сердцем и разумом, защитить от деструктивных воздействий, разрушающих его личность.
  • Любоваться и восхищаться красотой мира, природой, произведениями искусства и заражать детей своей любовью и восхищением.
  • Обладать чуткостью в выявлении художественных интересов ребенка, образной сферы и средств ее выражения, которые его привлекают.
  • Уметь увлечь детей творческой идеей, разжечь их воображение и включить в работу художественное мышление.
  • Уметь вызвать у ребенка эмоциональный резонанс выразительным предметом или явлением, ассоциативный ряд, порождающий художественный образ.
  • Владеть различными технологиями создания художественного образа и художественной формы в материале одного или различных видов искусства.
  • Побуждать ученика уважительно относится к творчеству других детей и критически относится к своему творчеству.
  • Морально поддержать ученика в трудные периоды его жизни, помочь преодолеть кризисы и неудачи.
  • Создание атмосферы доброжелательности и заботливости по отношению к ребенку, обстановки, формирующей у него чувство собственной значимости, поощряющей проявление  индивидуальности;
  • Стена творчества для выставки и анализа детских работ, диалогичности общения ученика и педагога.

 

3.2. Отбор детей в изостудию достигается следующими мероприятиями:

  • Беседа с родителями, анкетирование, с помощью которых удается выяснить любимое занятие ребенка дома, чем он увлечен, его интересы, какое место в его жизни занимает изобразительная деятельность или только один из ее видов рисование, лепка, аппликация.
  • Из определения воспитателя, кого  в группе она считает наиболее одаренным по изобразительной деятельности.
  • Из беседы с ребенком, чем он увлекается, и хотел бы заниматься.
  • Желание родителей и детей.
  • Способности детей к изобразительной деятельности.

 

Выход на результат и формы контроля.

  • Свидетельством эффективности проделанной работы является рост уровня творческих достижений воспитанников в мероприятиях различного уровня
  • Выставки (персональные, передвижные и др.)

 

Циклограмма рабочего времени

 

  • День работы кружка – вторник
  • Время проведения -15:30 (во вторую половину дня).
  • Программа предназначена для детей среднего дошкольного возраста.
  • Длительность 20 минут
  • Один или два раза в неделю (с учетом организации выставок)
  • В течение года (сентябрь-май)

 

Список детей

 

3.2. Материалы, применяемые в программе

 

План беседы с ребенком на при отборе в кружок «Хочу рисовать»:

 

1.         Представься, пожалуйста.

2.         Сколько тебе лет?

3.         Любишь ли ты рисовать, лепить, делать подделки? 

4.         Что ты изобразил недавно?

 

Анкета для родителей «Развитие творческих способностей у детей»

 

Цель: совершенствовать работу по приобщению родителей к совместным занятиям с детьми по рисованию; формирование у родителей чувства ответственности за развитие творческих способностей у детей, как в детском саду, так и дома.

 

  1. Рисует ли ваш ребёнок дома?

 а) да-1

 б) нет-0

 

 2) Как часто ваш ребёнок рисует дома?

 а) каждый день-2

 б) 2-3 раза в неделю-1

 в) реже-0

 

 3) Чем ребёнку больше нравится рисовать?

 а) красками-1

 б) цветными карандашами-1

 в) фломастерами-1

 г) ничем-0

 

 4) Ребёнок пользуется любыми из имеющихся у него материалов для рисования, когда сам пожелает или по Вашему разрешению.

 а) сам пожелает - 1

 б) разрешаю - 0

 

 5) Использует ли ребёнок в рисовании нетрадиционные способы (пальцем, ладошкой, другими предметами?

а) да-1

б) нет-0

 

 6) Аккуратен ли ребёнок во время рисования пачкает ли лист, мебель, лицо, руки?

 а) аккуратен-1

 б) пачкает-0

 

 7) Если ребёнок пачкается во время рисования, ругаете ли вы его за это?

 а) нет-1

 б) да-0

 

 8) Обращаете ли вы внимание ребёнка на красоту природы в разное время года?

 а) да-1

 б) нет-0

 

 9) Часто ли ребёнок просит кого – либо из членов семьи порисовать вместе с ним?

 а) часто – 2

 б) иногда – 1

 в) никогда – 0

 

 10) Как Вы чаще всего реагируете на просьбы ребёнка порисовать с ним:

 а) предлагаете ребёнку самому заняться рисованием, объяснив, что сейчас

 заняты – 1

 б) переносите совместное рисование на другое время (день, неделю, более удобное для Вас) – 0

в) откладываете дело, которым занимались и включаетесь в рисование – 2

 

 11) Рисует ли ваш ребёнок сам или вы помогаете ему?

 а) сам-1

 б) помогаю-0

 

 12) Сколько времени ребёнок может заниматься рисованием?

 а) 5 минут-0

 б) 10-15 минут-1

 в) дольше-2

 

 13) Тему для рисования ваш ребёнок:

 а) выбирает сам-1

 б) с вашей помощью-0.

 

 14) Есть ли в убранстве вашей квартиры, комнаты ребёнка произведения изобразительного искусства (пейзаж, натюрморт и др., декоративно – прикладного искусства (городецкая, хохломская, гжельская роспись и др.) :

а) да – 1

б) нет - 0

 

 • Более 15 баллов. Вы действуете правильно и можете надеяться на хорошие результаты.

 

 • От 10 до 15 баллов. Вы искренно стремитесь помочь ребёнку, но больше давайте ему самостоятельности.

 

 • Менее 10 баллов. Вам недостаёт знаний, как развить творческие способности в ребёнке, либо желания добиться этого.

 

Благодарим за сотрудничество!

 

Я_____________________________________ даю согласие на посещение ________________________

 

бесплатного кружка по изобразительной деятельности «Хочу рисовать»_________________________

                                                                                                            (подпись)

 

 

Педагог Бояркина Вера Сергеевна сот. телефон 8-914-233-15-51

 

 

Диагностика образного воображения автор Дьяченко

 

Цель: Определение уровня развития образного воображения.

 

Материал: Несколько листов бумаги размером 10*12 см. с изображением некоторой фигуры неопределенной формы.

 

Инструкция: У меня есть рисунок. Посмотри на него внимательно, подумай и дорисуй его так, что бы получилась какая-нибудь картинка. Можешь, поворачивать рисунок как тебе хочется.

 

Если ребенок затрудняется в рисовании первого рисунка, можно помочь ему: «Посмотри, вот я придумал такую картинку (дорисовать и назвать), теперь ты тоже что-нибудь придумай, но не как у меня, а что-нибудь другое» (дать не использованный лист с фигурой, при этом одному ребенку предлагается один и тот же рисунок).

 

Если ребенок начинает рисовать однотипные рисунки (ромашку, василек, подсолнух или мальчика, девочку, тетю), необходимо остановить его и сказать: «Цветы (или людей) ты уже нарисовал, придумай еще что-нибудь другое»

 

Выполнение задания прекращается, если ребенок не может ничего больше придумать: отказывается продолжать или рисует узоры, или начинает повторять то, что уже рисовал ранее.

 

Нельзя задавать ребенку наводящие вопросы: «Что бывает круглое, что светит на небе? Или посмотри вокруг, что ты видишь, похожее на эту фигуру?». Иначе мы будем диагностировать нечто другое, ноне уровень развития воображения.

 

К ошибкам можно отнести следующее:

  1. Ребенок нарисовал букву или какую-либо геометрическую фигуру.
  2. Ребёнок нарисовал узор (на вопрос «Что это?» отвечает: «Просто так» или «Это такой узор»).
  3. Рисунок находиться в стороне от заданной фигуры.
  4. Не все детали фигуры задействованы в рисунке (на вопрос: «А это что значит на твоей картинке?» отвечает: «Ничего просто так»)

 

Анализ результатов: Для того, что бы определить уровень развития образного воображения, необходимо сосчитать количество адекватно нарисованных рисунков, отбросив ошибочные и повторные. Уровень развития воображения определяется по таблице:

 

 

Уровень воображения

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная группа

Низкий

0-2

0-2

0-4

Средний

3-4

3-5

5-6

Высокий

5 и более

6 и более

7 и более

 

Учебный план

Тематика

Количество занятий

Дата

1.

Вводное занятие:

Знакомство

Опрос детей.

Анкета для родителей «Развитие творческих способностей у детей»

2

Сентябрь

3 неделя

2

Диагностика

 

1

Сентябрь

4 неделя

3

«Солнышко» (простое) описание на стр. 32

1

Октябрь

1 неделя

4

«Красивые цветы» (простое) описание на стр. 37

1

Октябрь

2 неделя

5

«В лесу» (с усложнением) описание на стр. 40

1

Ноябрь

1 неделя

6

«Петушок» (простое) описание на стр. 52

1

Ноябрь

2 неделя

7

«Березки» (сложное) описание на стр. 60

1

Декабрь

1 неделя

8

«Фрукты» (сложное) описание на стр. 64

1

Декабрь

2 неделя

9

Выставка детских работ в детском саду

1

Декабрь

 

10

«Льдинки» (сложное) описание на стр. 115

1

Январь

2 неделя

11

«Птички» (простое) описание на стр. 71

1

Январь

3 неделя

12

«Снежные зверюшки» (сложное) описание на стр. 120

1

Февраль

1 неделя

13

«Узоры на снегу» (простое) описание на стр. 100

1

Февраль

2 неделя

14

«Мимоза» (простое) описание на стр. 151

1

Март

1 неделя

15

«Подводное царство» (простое) описание на стр. 82

1

Март

2 неделя

16

«Ежик» (с усложнением) описание на стр. 80

1

Апрель

1 неделя

17

«Усатый-полосатый» (сложное) описание на стр. 149

1

Апрель

2 неделя

18

«Черепашка» (простое) описание на стр. 66

1

Май

1 неделя

19

«Радуга» (простое) описание на стр. 174

1

Май

2 неделя

19

Персональная выставка детей в доу

 

1

Май

20

 

Итоговая выставка

1

Май

 

 

      Литература:

 

  1. Дубровская Н.В. Конспекты интегрированных занятий по ознакомлению дошкольников с основами цветоведения. Средняя группа: Наглядно-методическое пособие для практических работников ДОУ и родителей. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.- 224 с., ио., цв. вкладка.
  2. Дубровская Н.В. Цвет творчества. Парциальная программа художественно-эстетического развития дошкольников. От 2 до 7 лет. — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017. — 160 с. Цв. ил

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл План-программа51.34 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ОКРУЖНОЙ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА «город Якутск»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное е учреждение

«Центр развития ребенка – Детский сад № 16 «Золотинка»

______________Городского округа «Город Якутск»________________

Чернышевского 8/2 тел. 45-02-44, 45-01-65

Рассмотрено и принято
на педагогическом совете

№ ___
«___» ___________ 201__ г.
Протокол педсовета № ___
от «___» ___________ 201__ г.

                   Утверждаю:
                              Руководитель ДОО
                                   __________________
                                           
   (Ф. И. О.)
                       Приказ № ___
                                            «___» ___________ 201__ г.

План-программа кружка  

«Хочу рисовать»

В средней группе № 3 «Речецветик»

На 2019-2020 уч. Год.

                                                            Составитель: воспитатель

                                                           Бояркина Вера Сергеевна

                                                                                    Согласованно: Заместитель заведующей

                                                                                          по образовательной и методической работе

                                                                     Ковалева Ольга Владимировна

Якутск- 2019

Содержание

1. Целевой раздел.....................................................................................................................................3

1.1. Пояснительная записка ....................................................................................................................3

1.2. Цели и задачи программы. Педагогические принципы.................................................................5

1.3. Методические рекомендации по организации творческих заданий для совместной       деятельности взрослого и ребенка дошкольного возраста………………………………...................6

2. Содержательный раздел ......................................................................................................................7

2.1. Методические рекомендации. Возрастные особенности………………………………………...7

2.2. Нормативно-правовые документы ………………………………………………………………..7

3. Организационный раздел ....................................................................................................................8

3.1. Рекомендации по организации………………………….................................................................8

3.2. Материалы, применяемые в программе………………………………………………………......10

3.3.Учебный план………………………………………………………………………………………..13

Литература................................................................................................................................................14

«Творчество не приходит к детям по какому-то наитию. Творчеству надо учить»

В.А. Сухомлинский

  1.  Пояснительная записка

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования включает пять образовательных областей, одной из которых является художественно-эстетическое развитие, которое «предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового воспитания и понимания детьми произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора, стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)».

Основными видами детской деятельности дошкольного периода являются игровая и продуктивная. Продуктивной деятельностью в дошкольном образовании называют деятельность детей под руководством взрослого, в результате которой появляется определенный продукт.

Цель: всестороннее развитие творческих способностей детей через продуктивные виды деятельности.

Для реализации намеченной цели были определены следующие задачи.

Образовательные:

  • формировать навыки работы с различными материалами;
  • способствовать овладению разными технологическими приемами.

Развивающие:

  • развивать фантазию, внимание, воображение;
  • знакомить с сенсорными эталонами;
  • развивать мелкую моторику рук;
  • активизировать словарь.

Воспитательные:

  • воспитывать художественный вкус;
  • воспитывать чувство ответственности, коллективизма;
  • воспитывать аккуратность, трудолюбие, целеустремленность;
  • вызывать положительные эмоции.

Актуальность разработки и осуществление данной программы определяются необходимостью способствовать развитию и саморазвитию подрастающей личности ребенка. Способность к творчеству — отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавая, преумножать ее дары, не нанося ей вреда.

Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве, — залог будущих успехов. Желание творить — внутренняя, естественная потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью и непосредственностью. Взрослые должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Программа непосредственно направлена на развитие воображения и творческих способностей в качестве определяющей цели. Уникальность и значимость изобразительной деятельности в том, что она развивает эмоционально-нравственную и сенсорную культуру ребенка, пробуждает способность видеть, ценить и создавать красоту в жизни и искусстве.

Цвет — одно из наиболее ярких выразительных средств в дошкольном возрасте. Используя его, дети могут передать свое отношение, свои чувства к тому, что изображают. Мышление ребенка более образно и конкретно, чем мышление большинства взрослых, поэтому он и использует изобразительную деятельность как способ осмысления действительности и своих взаимоотношений с нею.

Творчество — создание новых ценностей, «продолжение и замена детской игры». Для того чтобы ребенок мог творить, сначала нужно его научить, как переносить на бумагу то, что возникло в воображении. Если этого не сделать, замечательные детские фантазии, которые возникли в сознании ребенка, могут превратиться в бессмысленную мазню, которая вызовет у него разочарование и может даже оттолкнуть от занятий. Психологи считают, что эмоциональное и интеллектуальное развитие ребенка тесно связаны с тем, как и что он рисует. Это не совсем верно. Ребенок в силу того, что он не знаком с изобразительной техникой, просто не может выразить то, что он чувствует и понимает. Задача педагога — научить ребенка этому. По аналогии с музыкой, в которой необходимы знания музыкальной грамоты и владение инструментом для того, чтобы выразить определенные эмоции, в изобразительной деятельности также необходимы знания и владение основами техники. Только после овладения ребенком хотя бы элементарными основами изобразительного искусства можно говорить об отражении в работе его эмоционального и интеллектуального уровня и о восприятии цвета. Фантазируя, дети из реального мира попадают в придуманный. Увидеть его могут лишь они. Только в детстве облака, плывущие по небу, превращаются в «белоснежных лошадок», а небо помещается в бутоне цветка. Вспомните, какое значение ребенок придает своим «драгоценностям»: камешкам, гвоздикам, кусочкам кружева, бусинкам, пуговицам. На взгляд взрослого это ненужные вещи и предметы, а для ребенка они ценнее

и значимее, чем настоящие дорогие игрушки. Так почему бы эти необычные материалы не включить в детское творчество? Именно то, что ближе и понятнее ребенку, должно помочь ему в изобразительной деятельности. Ведь все, что попадает в руки ребенка, вызывает у него стремление посмотреть, ощупать, изучить. Каждая новая вещь — открытие, каждый новый навык — достижение и предмет гордости.

В процессе работы ребенок открывает для себя такие понятия, как «линия», «цвет», «форма», «ритм». Это порой происходит неосознанно, интуитивно, без заучивания законов и правил. Ребенок использует возможности ритма и цвета, не имея предварительных знаний о них, он просто увлекается доступным ему на данный момент материалом. Чтобы ребенок лучше представлял, осознавал, что он делает, и знал, какой затем получит результат, необходимо направлять его практические действия. При этом крайне важно помнить, что направлять ребенка — это не значит ограничивать его строгими рамками, лишать свободы самовыражения, творчества и поисков способов передачи своих ощущений, чувств, переживаний. Любой предмет, даже совершенно неприметный в обычной жизни, в руках ребенка оживает, преображается и несет смысловую нагрузку. Например, веточка кустарника, окрашенная белой краской, в одном случае может стать деревом, а в другом — морским кораллом, а кружево из белоснежного айсберга превращается в крыло бабочки.

Детская работа не должна быть только живописной или графической. Она может и должна включать в себя и другие изобразительные материалы. Данная программа — пособие для воспитателей дошкольных учреждений и руководителей кружков, изостудий, на практике осваивающих новые виды работы с детьми дошкольного возраста и стремящихся как можно полнее ознакомить их с прекрасным и удивительным миром искусства, приобщить к художественной деятельности, развить их творческие способности.

Искусство в дошкольном возрасте рассматривается как средство освоения, открытия мира в многообразных формах его проявления. В период дошкольного детства именно изобразительная деятельность наиболее ярко способствует развитию личности ребенка, активному познанию им окружающего мира, воспитанию умения творчески передавать свои впечатления в художественной форме. В связи с этим перед педагогом стоит важная задача: заложить основы развития личности, его творческого потенциала, реализоваться которой предстоит в будущем. В этих изменяющихся условиях педагогу дошкольного образования необходимо уметь ориентироваться в многообразии интегративных подходов к развитию детей, в широком спектре современных технологий.

Совершенствование творческого процесса и повышение развивающего эффекта в изобразительной деятельности, образовательной работе с детьми не может осуществляться без разработки инновационных технологий.

Можно выделить следующие причины появления инноваций в дошкольном образовании: научные разработки; социокультурная среда — потребность дошкольных образовательных учреждений в новых изобразительных системах; творческая вариативность педагогов; заинтересованность родителей в достижении положительной динамики в художественном развитии детей. Инновации определяют новые методы, формы, средства, технологии, использующиеся в изобразительной практике, ориентированные на личность ребенка, развитие его способностей.

  1. Цели и задачи программы. Педагогические принципы

Цели построения программы. 

Через развитие максимально возможной индивидуализации изобразительной деятельности дошкольника, используя интегрированное построение творческого процесса, помочь ребенку стать творческой личностью, проявить свои художественные способности в разных видах изобразительной и прикладной деятельности.

Задачи:

  • развитие чувственно-эмоционального отношения к действительности, художественной культуре;
  • формирование художественно-образного мышления средствами разных видов искусств и их взаимопроникновения на основе принципа ассоциативности;
  • развитие интеллектуально-творческого потенциала личности дошкольника;
  • формирование понимания красоты и гармонии цветового богатства действительности;
  • развитие цветового зрения, художественно-образной памяти, воображения
  • и фантазии, творческой активности, художественных способностей.

Основные принципы, заложенные в основу программы:

1. Принцип поэтапности погружения в программу. Это самый ответственный принцип. Программа составлена с учетом возрастных особенностей ребенка. Если приступать к освоению этапа, минуя предыдущие, то работа может не принести ожидаемого результата.

2. Принцип динамичности. Каждое задание необходимо творчески пережить и прочувствовать, только тогда сохранится логическая цепочка — от самого простого до заключительного, максимально сложного задания.

3. Принцип сравнений подразумевает разнообразие вариантов решения детьми заданной темы, развитие интереса к поисковой работе с материалом с привлечением к данной теме тех или иных ассоциаций, помогает развитию самой способности к ассоциативному, а значит, и к творческому мышлению.

4. Принцип выбора в творческом взаимодействии взрослого и ребенка при решении данной темы без каких-либо определенных и обязательных ограничений.  

  1.  Методические рекомендации по организации творческих заданий для совместной деятельности взрослого и ребенка дошкольного возраста

Взрослый, приступая к реализации любой из программ по изобразительной деятельности, прочитав конспект, мысленно задает себе ряд вопросов и не уверен в правильности ответов. Например, «Средний возраст. Тема” Осенние листья “. Рисование контура листьев цветными карандашами, с использованием разных приемов штриховки. Материал: цветные карандаши, бумага». Возможные вопросы: «А можно ли заменить простые карандаши на фломастеры? А как лучше рисовать листья — по трафарету или по памяти? А можно ли показать, как надо рисовать листья? А если в задании прописано, что надо рисовать листья березы или клена, можно ли добавить другие листья, например, дуба, тополя, вяза? А если ребенок захочет вырезать из бумаги эти листья, давать ли ему ножницы?» Новая модель творческого задания по изобразительной деятельности поможет ответить на все эти вопросы. Составлен учебно-тематический план на год, который представлен в виде таблицы. Каждое задание подготовлено в форме подробного конспекта, цветной иллюстрации, рекомендаций по цветоведению.

Модель совместной деятельности взрослого и дошкольника

Существенным отличием программы «Хочу рисовать» от других программ по изобразительной деятельности для дошкольников является представление новой модели задания, в основе которого — специально разработанные методы: «Творческий замысел», основанный на принципах вариативности,

предоставляющих большие возможности для самостоятельного действия и творческого самовыражения; «Ощущение цвета», основанный на развитии природного ассоциативно-образного восприятие цвета.

«Творческий замысел» — метод, выходящий за рамки узкой задачи тематического задания; метод целостного художественно-эстетического воспитания личности; метод художественно-творческой работы. Описание деятельности ребенка в разделе «Творческий замысел» начинается со слова «представить...» Это ключевое слово. Ребенок самостоятельно представляет, воображает, фантазирует себе образ, как будет выглядеть изображение, что в нем особенного, необычного. Эта идея, которая придумана ребенком, а взрослый только помогает ее развить. Можно выделить существенные стороны творческого замысла:

  • наблюдательность, накопление материала, который может быть использован в будущей творческой работе. Эти частичные образы, накапливающиеся пока еще без определенной связи с замыслом, просто как характерные или чем-то примечательные черты окружающей действительности. У ребенка начинает развиваться наблюдательность;
  • замысел вначале выступает просто как идея будущей работы, как некая задача, которую ребенок поставил перед собой. Эта задача пока еще не получила выражения в определенном образе, для этого необходима дальнейшая деятельность воображения;
  •  поиски решения задачи и нахождения образного выражения идеи делаются в процессе творческой работы.

«Ощущение цвета» — важное свойство цвета — это использование его в целях самовыражения. Дети любят знать правила, но они любят и делать глупости. Дети, которым позволяют рисовать самостоятельно, дают самим выбирать цвета, обладают большей уверенностью и способностью к самовыражению.

2. Содержательный раздел

2.1. Методические рекомендации. Возрастные особенности

Дети среднего возраста заметно отличаются по своему развитию от ребят младшей группы как физически, так и умственно. Обогащается их словарный запас, активизируется внимание, что помогает выслушать объяснение воспитателя, но детям еще трудно сосредоточиться на длительном объяснении. Они уже начинают выделять некоторые функциональные признаки предметов. У них чаще проявляются эстетические чувства по отношению к окружающему миру. Но несмотря на это, результаты в изобразительной деятельности мало чем отличаются от работ младшей группы. Дети

еще не справляются с изображением формы, искажают пропорциональные соотношения частей предметов, не умеют вполне самостоятельно пользоваться художественными приемами. Взрослый может помочь развить у детей устойчивый интерес к творчеству, координированные движения рук, представления о форме предметов и их строении.

Задачи художественного воспитания

Основная задача — формировать представление о творческом замысле, способах его изображения с помощью взрослого, а на отдельных этапах и самостоятельно; развивать художественное восприятие произведений искусства. В ходе обсуждения, беседы подводят детей к пониманию единства содержания (о чем произведение) и некоторых средств выразительности (как изображено) в разных видах искусств. Формировать навыки и умения собственной творческой, изобразительной, декоративной, конструктивной деятельности.

2.2. Программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами:

  • Законом Российской Федерации «Об образовании»;
  • Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений»;
  • Приказом Министерства образования Российской Федерации «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».

3. Организационный раздел

3.1. Рекомендации по организации

При создании в ДОУ   благоприятных условий за период дошкольного детства ребенок может пройти путь от первых проявлений склонностей до яркого расцвета способностей, одаренности. Такими условиями являются:

  • Помещение для занятий (светлое, просторное).
  • Имеется умывальная зона, где дети могут набрать воды для занятий, помыть руки и пр.  
  • Столы одноместные и двухместные, которые легко переставляются в зависимости от организации и содержания работы.
  • Двухсторонние мольберты занимают меньше места и их легче переносить и располагать так, как удобно.
  • пятилепестковый стол, за которым дети работают сидя. Подбор разных столов, мольбертов позволяет детям заниматься каждый раз по-новому, выбирать место в зависимости от задания или замысла, вида деятельности;
  • Создание фонда методического и наглядно-иллюстрационного материала.
  • Подбор материала для работы с детьми. Чем разнообразнее будет материал, тем выразительнее будут детские работы. Принцип: доступность, аккуратность, безопасность, насыщенность и т.д.
  • Технические средства обучения. Целесообразно сосредоточить в изостудии ТСО по знакомству с различными видами изобразительного искусства и изобразительной деятельности (о цвете, композиции, художниках). ТСО используется в зависимости от поставленных задач, для создания выразительного образа или расширения представления детей.

Основные характеристики педагога:

  • Любить ребенка, стремиться понять его и принять сердцем и разумом, защитить от деструктивных воздействий, разрушающих его личность.
  • Любоваться и восхищаться красотой мира, природой, произведениями искусства и заражать детей своей любовью и восхищением.
  • Обладать чуткостью в выявлении художественных интересов ребенка, образной сферы и средств ее выражения, которые его привлекают.
  • Уметь увлечь детей творческой идеей, разжечь их воображение и включить в работу художественное мышление.
  • Уметь вызвать у ребенка эмоциональный резонанс выразительным предметом или явлением, ассоциативный ряд, порождающий художественный образ.
  • Владеть различными технологиями создания художественного образа и художественной формы в материале одного или различных видов искусства.
  • Побуждать ученика уважительно относится к творчеству других детей и критически относится к своему творчеству.
  • Морально поддержать ученика в трудные периоды его жизни, помочь преодолеть кризисы и неудачи.
  • Создание атмосферы доброжелательности и заботливости по отношению к ребенку, обстановки, формирующей у него чувство собственной значимости, поощряющей проявление  индивидуальности;
  • Стена творчества для выставки и анализа детских работ, диалогичности общения ученика и педагога.

3.2. Отбор детей в изостудию достигается следующими мероприятиями:

  • Беседа с родителями, анкетирование, с помощью которых удается выяснить любимое занятие ребенка дома, чем он увлечен, его интересы, какое место в его жизни занимает изобразительная деятельность или только один из ее видов рисование, лепка, аппликация.
  • Из определения воспитателя, кого  в группе она считает наиболее одаренным по изобразительной деятельности.
  • Из беседы с ребенком, чем он увлекается, и хотел бы заниматься.
  • Желание родителей и детей.
  • Способности детей к изобразительной деятельности.

Выход на результат и формы контроля.

  • Свидетельством эффективности проделанной работы является рост уровня творческих достижений воспитанников в мероприятиях различного уровня
  • Выставки (персональные, передвижные и др.)

Циклограмма рабочего времени

  • День работы кружка – вторник
  • Время проведения -15:30 (во вторую половину дня).
  • Программа предназначена для детей среднего дошкольного возраста.
  • Длительность 20 минут
  • Один или два раза в неделю (с учетом организации выставок)
  • В течение года (сентябрь-май)

Список детей

  1. Чирикова Ариана
  2. Белолюбская Аделина
  3. Попов Денис
  4. Варламова Далаана
  5. Корякина Настя
  6. Сивцева Наина

7.    Харитонова Амелия

8.   Эверстов Даниил

9.   Иванова Ева

      10.  Вакантное место

3.2. Материалы, применяемые в программе

План беседы с ребенком на при отборе в кружок «Хочу рисовать»:

1.        Представься, пожалуйста.

2.        Сколько тебе лет?

3.        Любишь ли ты рисовать, лепить, делать подделки?  

4.         Что ты изобразил недавно?

Анкета для родителей «Развитие творческих способностей у детей»

Цель: совершенствовать работу по приобщению родителей к совместным занятиям с детьми по рисованию; формирование у родителей чувства ответственности за развитие творческих способностей у детей, как в детском саду, так и дома.

  1. Рисует ли ваш ребёнок дома?

 а) да-1

 б) нет-0

 2) Как часто ваш ребёнок рисует дома?

 а) каждый день-2

 б) 2-3 раза в неделю-1

 в) реже-0

 3) Чем ребёнку больше нравится рисовать?

 а) красками-1

 б) цветными карандашами-1

 в) фломастерами-1

 г) ничем-0

 4) Ребёнок пользуется любыми из имеющихся у него материалов для рисования, когда сам пожелает или по Вашему разрешению.

 а) сам пожелает - 1

 б) разрешаю - 0

 5) Использует ли ребёнок в рисовании нетрадиционные способы (пальцем, ладошкой, другими предметами?

а) да-1

б) нет-0

 6) Аккуратен ли ребёнок во время рисования пачкает ли лист, мебель, лицо, руки?

 а) аккуратен-1

 б) пачкает-0

 7) Если ребёнок пачкается во время рисования, ругаете ли вы его за это?

 а) нет-1

 б) да-0

 8) Обращаете ли вы внимание ребёнка на красоту природы в разное время года?

 а) да-1

 б) нет-0

 9) Часто ли ребёнок просит кого – либо из членов семьи порисовать вместе с ним?

 а) часто – 2

 б) иногда – 1

 в) никогда – 0

 10) Как Вы чаще всего реагируете на просьбы ребёнка порисовать с ним:

 а) предлагаете ребёнку самому заняться рисованием, объяснив, что сейчас

 заняты – 1

 б) переносите совместное рисование на другое время (день, неделю, более удобное для Вас) – 0

в) откладываете дело, которым занимались и включаетесь в рисование – 2

 11) Рисует ли ваш ребёнок сам или вы помогаете ему?

 а) сам-1

 б) помогаю-0

 12) Сколько времени ребёнок может заниматься рисованием?

 а) 5 минут-0

 б) 10-15 минут-1

 в) дольше-2

 13) Тему для рисования ваш ребёнок:

 а) выбирает сам-1

 б) с вашей помощью-0.

 14) Есть ли в убранстве вашей квартиры, комнаты ребёнка произведения изобразительного искусства (пейзаж, натюрморт и др., декоративно – прикладного искусства (городецкая, хохломская, гжельская роспись и др.) :

а) да – 1

б) нет - 0

 • Более 15 баллов. Вы действуете правильно и можете надеяться на хорошие результаты.

 • От 10 до 15 баллов. Вы искренно стремитесь помочь ребёнку, но больше давайте ему самостоятельности.

 • Менее 10 баллов. Вам недостаёт знаний, как развить творческие способности в ребёнке, либо желания добиться этого.

Благодарим за сотрудничество!

Я_____________________________________ даю согласие на посещение ________________________

бесплатного кружка по изобразительной деятельности «Хочу рисовать»_________________________

                                                                                                            (подпись)

Педагог Бояркина Вера Сергеевна сот. телефон 8-914-233-15-51

Диагностика образного воображения автор Дьяченко

Цель: Определение уровня развития образного воображения.

Материал: Несколько листов бумаги размером 10*12 см. с изображением некоторой фигуры неопределенной формы.

Инструкция: У меня есть рисунок. Посмотри на него внимательно, подумай и дорисуй его так, что бы получилась какая-нибудь картинка. Можешь, поворачивать рисунок как тебе хочется.

Если ребенок затрудняется в рисовании первого рисунка, можно помочь ему: «Посмотри, вот я придумал такую картинку (дорисовать и назвать), теперь ты тоже что-нибудь придумай, но не как у меня, а что-нибудь другое» (дать не использованный лист с фигурой, при этом одному ребенку предлагается один и тот же рисунок).

Если ребенок начинает рисовать однотипные рисунки (ромашку, василек, подсолнух или мальчика, девочку, тетю), необходимо остановить его и сказать: «Цветы (или людей) ты уже нарисовал, придумай еще что-нибудь другое»

Выполнение задания прекращается, если ребенок не может ничего больше придумать: отказывается продолжать или рисует узоры, или начинает повторять то, что уже рисовал ранее.

Нельзя задавать ребенку наводящие вопросы: «Что бывает круглое, что светит на небе? Или посмотри вокруг, что ты видишь, похожее на эту фигуру?». Иначе мы будем диагностировать нечто другое, ноне уровень развития воображения.

К ошибкам можно отнести следующее:

  1. Ребенок нарисовал букву или какую-либо геометрическую фигуру.
  2. Ребёнок нарисовал узор (на вопрос «Что это?» отвечает: «Просто так» или «Это такой узор»).
  3. Рисунок находиться в стороне от заданной фигуры.
  4. Не все детали фигуры задействованы в рисунке (на вопрос: «А это что значит на твоей картинке?» отвечает: «Ничего просто так»)

Анализ результатов: Для того, что бы определить уровень развития образного воображения, необходимо сосчитать количество адекватно нарисованных рисунков, отбросив ошибочные и повторные. Уровень развития воображения определяется по таблице:

Уровень воображения

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная группа

Низкий

0-2

0-2

0-4

Средний

3-4

3-5

5-6

Высокий

5 и более

6 и более

7 и более

Учебный план

Тематика

Количество занятий

Дата

1.

Вводное занятие:

Знакомство

Опрос детей.

Анкета для родителей «Развитие творческих способностей у детей»

2

Сентябрь

3 неделя

2

Диагностика

1

Сентябрь

4 неделя

3

«Солнышко» (простое) описание на стр. 32

1

Октябрь

1 неделя

4

«Красивые цветы» (простое) описание на стр. 37

1

Октябрь

2 неделя

5

«В лесу» (с усложнением) описание на стр. 40

1

Ноябрь

1 неделя

6

«Петушок» (простое) описание на стр. 52

1

Ноябрь

2 неделя

7

«Березки» (сложное) описание на стр. 60

1

Декабрь

1 неделя

8

«Фрукты» (сложное) описание на стр. 64

1

Декабрь

2 неделя

9

Выставка детских работ в детском саду

1

Декабрь

10

«Льдинки» (сложное) описание на стр. 115

1

Январь

2 неделя

11

«Птички» (простое) описание на стр. 71

1

Январь

3 неделя

12

«Снежные зверюшки» (сложное) описание на стр. 120

1

Февраль

1 неделя

13

«Узоры на снегу» (простое) описание на стр. 100

1

Февраль

2 неделя

14

«Мимоза» (простое) описание на стр. 151

1

Март

1 неделя

15

«Подводное царство» (простое) описание на стр. 82

1

Март

2 неделя

16

«Ежик» (с усложнением) описание на стр. 80

1

Апрель

1 неделя

17

«Усатый-полосатый» (сложное) описание на стр. 149

1

Апрель

2 неделя

18

«Черепашка» (простое) описание на стр. 66

1

Май

1 неделя

19

«Радуга» (простое) описание на стр. 174

1

Май

2 неделя

19

Персональная выставка детей в доу

1

Май

20

Итоговая выставка

1

Май

      Литература:

  1. Дубровская Н.В. Конспекты интегрированных занятий по ознакомлению дошкольников с основами цветоведения. Средняя группа: Наглядно-методическое пособие для практических работников ДОУ и родителей. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.- 224 с., ио., цв. вкладка.
  2. Дубровская Н.В. Цвет творчества. Парциальная программа художественно-эстетического развития дошкольников. От 2 до 7 лет. — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017. — 160 с. Цв. ил


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - программа работы кружка "Веселая логоритмика" в средней группе

План - программа  работы кружка "Веселая логоритмика" в средней группе...

ПЛАН РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ «КОЛОКОЛЬЧИК» НА 2019-2020 Г.

Нацелить, приобщить родителей к активной, совместной работе в новом учебном году...

Диагностика педагогического процесса в средней группе на начало 2019 - 2020 учебного года

Диагностика педагогического процесса в средней группе на начало 2019 - 2020 учебного года...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СРЕДНЕЙ ГРУППЫ № 1 НА 2019-2020 УЧЕБНЫЙ ГОД

Целевой раздел, содержательный раздел, организационный раздел....

Перспективное планирование работы с родителями средней группы «Почемучки» на 2019-2020 уч. год

Взаимодействие с родителями, в целях плодотворной работы по воспитанию и развитию детей....

Рабочая программа средняя группа "Почемучки" на 2019-2020 учебный год

Рабочая программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности детей средней группы, и направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных...